Научная статья на тему 'Правовая политика современной России по реализации концепции социального государства'

Правовая политика современной России по реализации концепции социального государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
309
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВА / ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН / DECENT STANDARD OF LIVING OF RUSSIAN CITIZENS / ПРАВОВОЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН / LEGAL MECHANISMS OF PROTECTION AND REALIZATION OF CITIZENS '' RIGHTS / ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ / PROBLEMS OF REALIZATION OF THE PRINCIPLE OF SOCIAL STATE IN MODERN RUSSIA / SOCIAL STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоренко С. П., Магомедханов Р. Г.

В данной статье рассматриваются современное состояние, основные проблемы и перспективы формирования и развития правовая политика современной России по реализации концепции социального государства. Конституционный принцип достойного уровня жизни граждан России имею сложную систему правового обеспечения. При многих плюсах этой системы можно говорить о тех ее частях, которые представляются спорными и научно дискуссионными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL POLICY OF MODERN RUSSIA FOR IMPLEMENTATION CONCEPTS OF THE SOCIAL STATE

This article discusses the current state, the main problems and prospects of formation and development of the legal policy of modern Russia on the implementation of the concept of social state. The constitutional principle of a decent standard of living for Russian citizens has a complicated system of legal support. With many advantages of this system, we can talk about those parts that seem controversial and scientifically debatable.

Текст научной работы на тему «Правовая политика современной России по реализации концепции социального государства»

В третьих, в контурах оптимизации возможностей осмысления усилий государства в контексте культурной политики в аспекте «инвестирования в «широкое будущее», а не только «меценатства для «ограниченного настоящего» весомым фактором укрепления жизнеспособности диалога государства и общества, а, следовательно, и благополучия современного общества, является повышение качества и продуктивности процесса социализации и инкультурации граждан. Одна из задач нашего дальнейшего исследования связана именно с разработкой этих механизмов с учетом поля гносеологически привлекательного междисциплинарного семиотического анализа педагогического и политического дискурса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гаджиев, К.С. Политическая социология. Учебное пособие для академического бакалавриата / К.С. Гаджиев. - М: Юрайт, 2017. -207 с.

2. Голобородько, А.Ю. Государственная культурная политика в системе обеспечения национальной безопасности современной России: социальное и политическое пространство реализации / А.Ю. Голобородько. Автореф. дис...докт. полит. наук. Ростов-на-Дону, 2016. - 56 с.

3. Карасик, В.И. О типах дискурса / В.И. Карасик. - Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сборник научных трудов трудов. Волгоград, 2000. - С. 5-20.

4. Куртин, Ж.-Ж. Шапка Клементиса (заметки о памяти и забвении в политическом дискурсе) / Ж.-Ж. Куртин. - Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. - М.: Прогресс, 1999. - С. 95-105.

5. Мацумото, Д. Психология и культура / Д.Мацумото. - СПб.: Питер, 1-е издание, 2003. - 720 с.

6. Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2010. - 432 с.

7. Фуко, М. Дискурс и истина // Логос. - 2008. - № 2 (65). - С. 159-262.

8. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций / Ю. Хабермас. - М.: Весь мир, 2008. - 354 с.

9. Шейгал, Е.И. Семиотика политического дискурса / Е.И. Шейгал. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. - С. 5-8.

10. Herskovits, М. Cultural Anthropology / M. Herskovits. - N.Y., 1955.

11. Merelman, R. M. Revitalizing Political Socialization // Hermann M. (ed.) Political Pshychology. - 1986. - P.279-319.

12. Wasburn Ph. A life Course Model of Political Socialization. // Politics and Individual. - 1994. - Vol. 4. - №2. - P.1-26.

С.П. Федоренко, Р.Г. Магомедханов

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В данной статье рассматриваются современное состояние, основные проблемы и перспективы формирования и развития правовая политика современной России по реализации концепции социального государства. Конституционный принцип достойного уровня жизни граждан России имею сложную систему правового обеспечения. При многих плюсах этой системы можно говорить о тех ее частях, которые представляются спорными и научно дискуссионными.

Ключевые слова: правовая политика, социальное государства, достойный уровень жизни российских граждан, правовое механизмы защиты и реализации прав граждан, проблемы реализации принципа социального государства в современной России.

S.P. Fedorenko, R.G. Magomedkhanov

LEGAL POLICY OF MODERN RUSSIA FOR IMPLEMENTATION CONCEPTS OF THE SOCIAL STATE

Abstract. This article discusses the current state, the main problems and prospects of formation and development of the legal policy of modern Russia on the implementation of the concept of social state. The constitutional principle of a decent standard of living for Russian citizens has a complicated system of legal support. With many advantages of this system, we can talk about those parts that seem controversial and scientifically debatable.

Key words: Legal policy, social state, decent standard of living of Russian citizens, legal mechanisms of protection and realization of citizens ' rights, problems of realization of the principle of social state in modern Russia.

Не смотря на то, что проблемы правовой политики стали сравнительно недавно предметом научных исследований, они прочно заняли позицию одних из наиболее актуальных и злободневных проблем современной юридической науки. Это обусловлено тем, что современная правовая система России дает широкое поле для правотворческой и правоприменительной практики, в том числе и для реализации закрепленного в статье 7 Конституции Российской Федерации принципа социального государства.

«С сожалением приходиться признать, что качественное состояние российского законодательства в последние годы является предметом постоянной критики»25. Здесь, на наш взгляд, можно говорить о закономерности критического анализа правотворческой деятельности законодательных органов, которая так же органически вытекает из положений Конституции Российской Федерации о свободе слова и плюрализме мнений. Тем не менее, существует целый ряд положительных примеров современной правовой политики. Так на законодательном уровне, благодаря инициативе действующего Президента России был принят ряд нормативных правовых актов, которые призваны улучшить уровень и качество жизни российских граждан. Здесь следует вспомнить закон о выплатах первому ребёнку. Статья 5 данного закона указывает, что ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации.26 Эта норма позволит одновременно улучшить демографическую ситуацию и помочь семьям с невысоким доходом, например в сельской местности, где заработная плата зачастую не перекрывает прожиточный минимум. Там существует большое количество рабочих мест, где работодатель платит ниже прожиточного минимума, составляющего в настоящее время около 10 000 руб. Так же реформируется законодательство в сфере соотношения прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда. Долгое время в отечественном правовом регулировании существовала парадоксальная ситуация, при которой работодатель, в том числе в органах государственной власти и местного самоуправления, на основе действующего законодательства имел право выплачивать заработную плату менее чем прожиточный минимум. Более того, зачастую работодателем не принимаются во внимание повышающие заработную плату коэффициенты. А необходимо учитывать, что в конце 2017 г. Конституционный Суд постановил, что и нормы Трудового кодекса, дающие регионам право устанавливать на своей территории собственный размер минимальной зарплаты, не предполагают включения в ее состав коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых за работу в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях27. А, как известно, решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны для всех субъектов правоотношений. На наш взгляд, данная ситуация противоречила статье 7 Конституции Российской Федерации. В настоящее время уравнивание прожиточного минимума и минимального размера оплаты труды выступает серьёзным шагом в создании достойного уровня жизни российских граждан. В это ряду следует указать на индексацию заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы на 4%; постоянная индексация трудовых пенсий. А в планах у Правительства РФ их кардинальное увеличение. Так Вице-премьер Ольга Голодец на Российском инвестиционном форуме в Сочи, который проходил с 15 по 16 февраля этого года назвала приоритетную задачу правительства, обозначенную в стратегии пенсионного развития. По ее словам, пенсии должны достигнуть уровня в 2,5 прожиточного минимума — около 25 тысяч рублей. В частности она сказала: «Эта задача настолько приоритетна и настолько актуальна, что все движение сегодня должно быть подчинено именно ей». При этом, по словам Голодец, рост пенсий зависит от того, какие меры примут в ближайшее время. Она добавила, что Пенсионный фонд перешел от дефицита к профициту, на сегодняшний день он сбалансирован28.

Безусловно, Правительство Российской Федерации, следуя реализации задач внутренней и внешней политики, формулируемых Президентом, создает существенную базу для реализации социальных прав и свобод российских граждан, но она еще весьма далека от идеальной. Это связано в том числе и с существенным разрывом в финансовых возможностях между федеральным проектами и проектами местного самоуправления - которое должно обеспечить комфортную, безопасную и достойную жизнь всех жителей независимо от того в каком муниципальном образовании они проживают. Достаточно важной является проблема показывающая, что не обеспечив баланс между социальными полномочиями и финансовыми ресурсами на их осуществление, реформа социальной сферы приводит к весьма плачевным для местного самоуправления результатам. Но главное, опора на традиционное для России позитивистское правопонимание (в его наиболее грубом выражении), «сокрывшее» за правовыми средствами, лишенными собственного функционального наполнения, фактическое положение муниципальных образований, не позволяет понять действительную социальную ценность местного самоуправления, формирует отрицательный имидж муниципальной власти как неспособной выполнить традиционные для нее функции без финансовой помощи государства. Это, в свою очередь, укрепляет у граждан апатию к делам мест-

25 Правотворческая политика в современной России / Сборник научных трудов. Под ред. А.В. Малько, Н.В. Исакова, А.П. Мазуренко. Саратов - Минеральные Воды. 2009. С. 6.

26 Федеральный закон от 28.12.2017 N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». «Собрание законодательства РФ», 01.01.2018, N 1 (Часть I), ст. 2.

27 Суховская М.Г. Региональный минимум как зарплатный ориентир // Главная книга. 2018. N 2. С. 51.

28 РИА Новости https://ria.ru/invest_forum_Sochi/20180215/1514676625.html

ного сообщества, препятствует возникновению стимулов к их ответственному и заинтересованному поведению при решении проблем собственного жизнеобеспечения29. Поэтому необходима практика закрепления за муниципалитетами не имущими средств обеспечивать достойный уровень жизни населения и благоустройства территории муниципального образования соответствующих экономических субъектов, чьи доходы позволяют это сделать. Особое внимание следует уделять защите прав детей. Так, например, ряд российских компаний выступает спонсорами многочисленных организаций, расположенных за рубежом Российской Федерации, а тысячи муниципальных образований не имеют бассейнов и стадионов для занятий спортом российских детей. Данная ситуация носит массовый характер и должна в корне измениться путем соответствующих норм налогового законодательства.

Однако при борьбе с проблемами финансирования социальных проектов и разрывами между объемами федеральных и муниципальных бюджетов возникает проблема разворовывания бюджетных средств. На наш взгляд необходимо применять следующий механизм наказания. Средняя продолжительность жизни в России в 2017 году составила 71 год30, то есть 852 месяца. Прожиточный минимум составляет в среднем около 10 000 рублей в месяц, то есть 8 520 000 рублей. Соответственно, при коррупционной деятельности в размере указанной суммы и более правонарушитель фактически ворует жизнь, соответственно наказание за такое деяние должно быть либо смертная казнь (отмена моратория), либо пожизненное заключение.

Необходимо отметить, что в настоящее время реализация концепции социального государства неотделима от современных технологий. Все достижения в сфере лечения, безопасности, комфорта обучения и т.д. прямо и тесно связаны с реализацией новых технологий. Все эти технологи являются результатом научных исследований, проводимых, как правило, на базе вузов США, Японии, Англии, Южной Кореей и Китая. Российская наука также развивается, но в настоящее время сильно уступает в темпах финансирования. Расходы на российскую науку увеличены в два раза. Но и при таком увеличении на научные гранты в 2018 году выделяется 22 млрд. рублей31 для 818 вузов страны32. Для сравнения Южно-корейская фирма Самсунг на разработку робота-погрузчика выделила 200 млн. долларов, что составляет, примерно, 11 млрд. рублей, а в США разработали бионичекую руку (инновационный протез) за 120 млн. долларов, что составляет, примерно, 6,7 млрд. рублей33. То есть, два научных проект финансируются как вся грантовая научная деятельность страны на год. Очевидно, что необходимо кардинально увеличивать финансирование научных исследований, в том числе в среде молодых и юных ученых. Это возможно реализовы-вать за счет микрогрантов - небольших научных исследований финансируемых точечно. Например, оплата в 500 рублей автоматически на смартфон за каждую научную статью обучающегося объёмом 5 страниц и оригинальностью не менее 75%. Это создаст условия для массового развития науки и существенно улучшит селекцию научных кадров. Выше приведен один из многих способов привлечения населения к полезно созидательной деятельности. Представитель кандидата в Президенты Российской Федерации Владимира Владимировича Путина певица Зара34, совершенно правильно сказала, что залогом комфортной и безопасной жизни россиян во многом выступает деятельность не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и деятельность самих людей. Их повседневная забота о самих себе.

Так при построении социального государства нельзя забывать о тех, кто в течении жизни вносил свой вклад в развитие государства и общества, но в старости сам нуждается в помощи, поддержке и защите. Наш нравственный долг - всемерно поддержать старшее поколение, которое внесло огромный вклад в развитие страны. У пожилых людей должны быть достойные условия для активного, здорового долголетия. Главное, мы должны добиться увеличения размеров пенсий, обеспечить их регулярную индексацию, причем выше темпов инфляции. Будем стремиться и к тому, чтобы сокращался разрыв между размером пенсии и заработной платой, которая была у человека перед выходом на пенсию. И конечно, нужно повысить качество медицинского и социального обслуживания пожилых людей, помочь тем, кто одинок и оказался в сложной жизненной си-

35

туации .

29 Ходусов А.А. Современное состояние в области защиты социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации // Современное право. 2017. N 6. С. 17.

30

http://takovzakon.ru/muzhchiny-vs-zhenshhin-kak-menjalas-srednjaja-prodolzhitelnost-zhizni-v-rossii/

31 https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a9381609a7947d6b3ce9685 Российский научный фонд в 2018 году направит на гранты 22 млрд. руб. (дата обращения 26.02.2018).

32 http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf (дата обращения 26.02.2018).

33 https://weekend.rambler.ru/items/39068687-bionicheskuyu-ruku-za-120-mln-dollarov-poluchil-amerikanets/ (дата обращения 26.02.2018).

34 https://www.eg.ru/politics/447969/ Представлять Владимира Путина в Петербурге будет певица Зара (дата обращения 20.02.2018).

35 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Послание Президента Федеральному Собранию».

Следующей проблемой в реализации концепции социального государства выступает отсутствие полноценного доктринального обеспечения правовой политики государства. Наше мнение совпадает с мнением Т.Я. Хабриевой, которая указывает, что в силу усложнения нашей жизнедеятельности, глобального технологического прогресса научное сопровождение на различных стадиях законотворческого процесса все более очевидно превращается в необходимую часть подготовки и принятия закона36.

Строительство системы личность, гражданское общество, государство еще далеко от идеального воплощения не смотря на то, что в настоящее время Президентом Российской Федерации процесс формирования гражданского общества в стране выбран в качестве одного из основных направлений реализации внутренней политики. Это характеризуется, в том числе, и особенностями формирования системы институтов гражданского общества, например Общественная палата, Общероссийский народный фронт, лидером которого выступает сам Президент37 и многие, многие другие, которые создаются при непосредственном участи органов государственной власти, а не по инициативе народа. То есть, по сути, сложилась своеобразная ситуация при которой глава государства является главой гражданского общества и принимает конкретные меры по его формованию и развитию. Данная схема является российской спецификой, но легко объясняется историческими событиями и процессами, непосредственно коррелирующими с текущей современной реальностью.

В отличие от сран Востока Европейское гражданское общество формировалось исторически еще в период Древнего мира, исходя из процессов защиты народными массами своих имущественных прав. Народ боролся за предоставление государством существенного сектора общественных отношений, в которых оно самостоятельно сможет реализовывать свои интересы. То есть во многом, в отличие от России, эти процессы шли снизу вверх.

Если воспринимать гражданское общество как сферу реализации интересов без прямого участия государства, то следует отметить, что базовым выступает интерес безопасность личности, семьи и частной собственности. Гражданское общество способно создавать очень многие условия, которые будут иметь профилактический эффект в отношении совершения правонарушений. Так можно привести примеры, когда население в целях своей безопасности, под угрозой террористических актов, производило освещение дворов и прилегающих территорий, обеспечивало запирающими устройствами чердаки и подвалы жилых домов, силами общественности осуществляло патрулирование дворовой прилегающей к ней территории. Этот список можно продолжить и далее. Тем не менее, следует указать, что в настоящее время нет полноценного взаимодействия институтов гражданского общества и органов внутренних дел. Одним из примеров выступает организации в советское время деятельности добровольных народных дружин, оказывавших колоссальную помощь работникам советской милиции. В ДНД 80-х годов прошлого века насчитывало 13 миллионов дружинников. Из которых ежедневно на дежурство выходили до 400 тысяч чело-век38. Это весьма и весьма убедительная цифра и можно экстраполируясь от современной российской ситуации представить себе какой правоохранительный эффект получила бы современная полиция, если бы у нее было тринадцать миллионов помощников. Более того, добровольные народные дружины становились хорошей школой для отбора и начальной подготовки кадров советской милиции. Так, например, в 1984 году по рекомендации со стороны партийных, комсомольских организаций и трудовых коллективов на службу в органы министерства внутренних дел было отобрано свыше 3 тыс. человек, имевших опыт работы в составе ДНД. Как указывал министр внутренних дел БССР В.А. Пискарёв в отношении дружинников: «это были уже морально и профессионально подготовленные люди»39. Можно и дальше выделять положительные стороны данного советского института, который в настоящее время должен принять форму взаимодействия гражданского общества и полиции.

Исследователь Киричек Е.В. считает, что в современных условиях такое взаимодействие вполне возможно: «Примером результативного сотрудничества может служить зарубежный опыт, в частности деятельность созданной в 1976 г. в США организации добровольных помощников полиции CRIME STOPPERS. Эта неправительственная организация имеет отделения в Австралии, Великобритании, Канаде, странах Латинской Америки, Польше, ЮАР. С 1976 по 2004 г. с ее помощью раскрыто более 1 млн. преступлений, арестовано более 500 тыс. человек, возвращено соб-

36 Хабриева Т.Я. Глобализация и законодательный процесс // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации: Сборник статей / Под общей редакцией С.В. Поленининой, В.М. Баранова, Е.В. Скурко. М.; Н. Новгород, 2007 С. 29.

37 http://onf.ru/leader/ (сайт Общероссийского народного фронта. Дата обращения 30.01.2018).

38 ФедорчукВ.В.. Народная забота о правопорядке // «Известия» № 62 (20773) от 02.03.1984, стр.3

39 Матуковский. Н. Куда смотрит милиция. Беседа с министром внутренних дел Белорусской ССР В. А. Пискарёвым. // «Известия», N° 106 (21183) от 16 апреля 1985. стр.3.

ственности на 1,5 млрд долларов, конфисковано наркотиков на 4,5 млрд долларов, при этом выплачено информаторам всего 65,5 млн долларов»40.

Современное российское общество в корне отличается от советского. В частности мощными современными трендами молодёжи является капитализация деятельности и современные электронные технологии. Практически у каждого молодого человека в России есть смартфон с выходом в интернет. Это необходимо использовать, разрабатывая приложения, через которые МВД России будет оплачивать физическим лицам конкретную помощь в борьбе с правонарушениями.

В настоящее время следует эффективно использовать потенциал всего российского гражданского общества в соответствии не только с современными реалиями, но и ближайшим технологическим будущим для обеспечения правоохранительной функции государства. Исходя из изложенного, можно сформулировать следующие выводы:

- необходимо целенаправленно создавать долгосрочную стратегию использования потенциала гражданского общества в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью;

- обеспечить непосредственное участие молодежи в мероприятиях по охране общественного порядка, в особенности с помощью электронных приложений смартфонов на возмездной основе;

- при помощи общественных палат систематически осуществлять взаимодействие молодежи с участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками дорожно-постовой службы, патрульно-постовой службы, принимать участие в работе комиссий по делам несовершеннолетних;

- на основе долгосрочных возмездных договоров привлекать институты гражданского общества для реализации вспомогательных функций по охране общественного порядка при проведении массовых, спортивных и иных мероприятий;

- создавать новые, в том числе опережающие перспективные формы реализации потенциала гражданского общества по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Киричек Е.В. Взаимодействие полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества в условиях реализации принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Административное и муниципальное право, 2013, № 12. С. 1139.

2. Матуковский. Н. Куда смотрит милиция. Беседа с министром внутренних дел Белорусской ССР В. А. Пискарёвым. // «Известия», N° 106 (21183) от 16 апреля 1985. стр.3.

3. Правотворческая политика в современной России / Сборник научных трудов. Под ред. А.В. Малько, Н.В. Исакова, А.П. Мазуренко. Саратов - Минеральные Воды. 2009. С. 6.

4. РИА Новости https://ria.ru/invest_forum_Sochi/20180215/1514676625.html

5. Суховская М.Г. Региональный минимум как зарплатный ориентир // Главная книга. 2018. N 2. С. 51.

6. Федеральный закон от 28.12.2017 N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». «Собрание законодательства РФ», 01.01.2018, N 1 (Часть I), ст. 2.

7. Федорчук В.В. Народная забота о правопорядке // «Известия» № 62 (20773) от 02.03.1984, стр.3

8. Хабриева Т.Я. Глобализация и законодательный процесс // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации: Сборник статей / Под общей редакцией С.В. Поленининой, В.М. Баранова, Е.В. Скурко. М.; Н. Новгород, 2007 С. 29.

9. Ходусов А.А. Современное состояние в области защиты социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации // Современное право. 2017. N 6. С. 17.

10. http://onf.ru/leader/ (сайт Общероссийского народного фронта. Дата обращения 30.01.2018).

11. http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf (дата обращения 26.02.2018).

12. https://weekend.rambler.ru/items/39068687-bionicheskuyu-ruku-za-120-mln-dollarov-poluchil-amerikanets/ (дата обращения 26.02.2018).

13. https://www.eg.ru/politics/447969/ Представлять Владимира Путина в Петербурге будет певица Зара (дата обращения 20.02.2018)

14. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a9381609a7947d6b3ce9685 Российский научный фонд в 2018 году направит на гранты 22 млрд. руб. (дата обращения 26.02.2018).

40 Киричек Е.В. Взаимодействие полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества в условиях реализации принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Административное и муниципальное право, 2013, № 12. С. 1139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.