ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА
В.Е. Чиркин*
ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В СРАВНИТЕЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Социальная справедливость становится принципом жизни демократического и социально ориентированного общества. Данный принцип или его определенные элементы закреплены в современных конституциях, однако содержание этого принципа и его индикаторы различаются в трех глобальных системах современного права: мусульманской, либерально-полусоциальной капиталистической и тоталитарно-социалистической. В статье рассматриваются правовое регулирование и практика реализации указанного принципа в России и других странах.
8 Социальная справедливость, принципы права, правовые индикаторы, конституции, социальная помощь.
Наряду со свободой, равноправием, миром, демократией, некоторыми другими ключевыми принципами отношений в различных сообществах справедливость — общечеловеческая ценность. Общее требование справедливости издавна относилось и к праву, однако в современных условиях все чаще на первый план выдвигается социальное, а не аксиологическое понятие справедливости1. В отличие от традиционной милостыни властвующих (до сих пор британская королева по традиции раз в год раздает бедным по одному пенсу на паперти церкви в небольшом городке) и благотворительности (последняя бывает также государственной, о
* Главный научный сотрудник сектора сравнительного права Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ (e-mail: [email protected]).
1 В последнее время появились публикации, в той или иной мере выходящие на данную проблематику. См.: Козлов М.И. Социальная справедливость в контексте русской традиции. Архангельск, 2010; Социальное неравенство. Изменения в социальной структуре: европейская перспектива. Сб. статей. СПб., 2008; Алебаст-рова И.А. Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. М., 2015.
поощрении благотворительности говорится в ч. 3 ст. 39 Конституции РФ), которые имеют индивидуалистическую основу, социальная справедливость — явление коллективистское. Она осуществляется из публичных средств государства, иных территориальных публично-правовых образований (например, субъекта федерации, автономного или муниципального образования). В наши дни социальная справедливость становится одним из важнейших принципов современного конституционного права.
Первые конституции не содержали упоминаний о социальной справедливости (за исключением положений, провозглашавших власть народа и неприкосновенность частной собственности) и ограничивались регулированием системы высших органов государства, некоторых личных и политических прав человека и гражданина. Впервые социально-экономические положения были включены в Конституцию Мексики 1917 г., принятую на волне народной революции, затем (с классовых позиций) — в Конституцию РСФСР 1918 г., позже в Веймарскую конституцию 1919 г., которая тоже была итогом революционных событий и иногда ошибочно считается «первой социальной конституцией». Теперь такие положения есть в конституциях государств, расположенных на разных континентах (например, Ганы 1992 г., Бразилии 1988 г., в Основном низаме об управлении Саудовской Аравии 1992 г. и др.).
Впервые положение, близкое к понятию социальной справедливости, было включено, как представляется, в 1937 г. в Конституцию Ирландии, боровшейся против английского владычества. В ней говорилось о необходимости существования такого «социального порядка», при котором «справедливость, наряду с благотворительностью, должны вдохновлять все институты государственной жизни» (ст. 45).
Появление в конституциях термина «социальная справедливость» — результат влияния социалистических учений (не только марксизма) и норм права тоталитарного социализма. Практика такого социализма имела извращенный характер, но положения социалистических конституций, информация о которых за рубежом все же была, оказывали значительное влияние на трудовое население других стран.
Также впервые, по всей вероятности, принцип социальной справедливости был предусмотрен в Конституции Индии 1949 г., декларировавшей «третий путь» между социализмом и «империалистическим капитализмом». В ч. 1 ст. 38 этой Конституции гово-
рилось о стремлении к такому «социальному порядку, при котором социальная, экономическая и политическая справедливость определяет сущность всех учреждений...». Ныне словосочетание «социальная справедливость» присутствует в конституциях Португалии 1976 г., Сальвадора 1983 г., Бразилии 1988 г, Польши 1997 г., Непала 2007 г., небольшого государства Британского Содружества Сент-Люсии 1978 г. и др. В Конституции Кубы 1976 г. говорится о «социально-политической справедливости», в Конституции Колумбии 1991 г. — о справедливом политическом, социальном и экономическом порядке.
Подобные положения содержатся и в некоторых международных документах. В 2008 г. Международная организация труда приняла Декларацию о социальной справедливости в целях справедливой глобализации. В соответствии с Резолюцией ООН 62/10, принятой Генеральной Ассамблеей 26 ноября 2007 г., 20 февраля было провозглашено Всемирным днем социальной справедливости2.
В Конституции России, а также в конституциях развитых капиталистических стран термин «социальная справедливость» отсутствует (в России он предусмотрен в федеральных законах от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»3 и от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»4). Иногда считается, что аналогичное значение имеет термин «социальное государство», однако это не совсем так, их сфера действия не одинакова.
В тех конституциях, где термин «социальная справедливость» встречается, он, как правило, содержится в преамбулах или в разделах, посвященных руководящим принципам политики государства. В учредительных актах отмечается, что та часть конституции, в которой упоминается этот принцип и содержатся иные социальные положения, имеет «основополагающее значение для управления страной», но такие положения «не должны осуществляться в порядке судебного принуждения» (ст. 37 Конституции Индии). В Конституции Албании 1998 г. также предусматривается, что «добиваться социальных целей непосредственно через суд нельзя» (ч. 2 ст. 59). Согласно Конституции Швейцарии 1999 г. «из социальных целей не могут выводиться никакие непосредственные
2
Текст Резолюции см.: URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N07/464/39/ PDF/N0746439.pdf (дата обращения: 16.04.2016).
3 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
4 СЗ РФ. 2001. №29. Ст. 2950.
претензии на государственные услуги» (п. 4 ст. 41). Это обстоятельство, а также отсутствие указаний на суть и элементы принципа социальной справедливости снижает регулятивное значение последнего.
Данный принцип, определяющий условия жизни социума и в социуме, относится к основам общественного и государственного строя, статуса человека. Поэтому у него неодинаковые элементы и разные индикаторы в социально различных правовых системах. В самом обобщенном виде можно сказать, что в настоящее время в мире действуют три глобальные правовые системы: мусульманская (приблизительно 20 государств и, по данным мусульманских источников, 1,7 млрд человек, живущих компактно и разрозненно в самых разных странах, например, во Франции — 5,8 млн мусульман), тоталитарно-социалистическая (пять государств с общим населением более 1,5 млрд человек) и либерально-полусоциальная капиталистическая (большинство стран с населением более 4 млрд человек).
О принципе «мусульманской справедливости» говорится в разных документах, издаваемых в мусульманских странах5. Традиционно концепция мусульманской справедливости основывается на положениях Корана, разделении людей по религиозному признаку и предполагает, что источником права является шариат, а умма (сообщество, государство) — это объединение «правоверных» (мусульман). «Неверные» (немусульмане) в умме (мусульманском сообществе, стране) прав не имеют (как бы ни толковалось это теперь, но в Коране говорится и о «священной войне» против «неверных»). Полные права имеют только «правоверные» мужчины, права женщин «законно» ограничены; «священной» является не частная, а публичная собственность, четыре стихии (воздух, вода, огонь, земля, включая природные богатства) не могут находиться в частной собственности6; предусмотрен закят — особый 5%-ный налог с имущества богатых в пользу бедных, запрещена риба (заем под проценты), при мечетях существует вакуфная собственность
5 Подробнее см.: Хайруллоев Ф С. Принцип справедливости в мусульманском праве: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
6 В связи с этим в наиболее богатых нефтедобывающих странах каждый «правоверный» ежегодно получает определенную долю доходов от продажи нефти и газа. Вместе с тем необходимо отметить, что в отношении земли и воды эти положения уже давно нарушаются.
для помощи бедным мусульманам. Как элементы мусульманской справедливости рассматриваются и некоторые другие явления, например принятие в дом мужчинами бедных женщин, оставшихся без мужей.
Система права тоталитарного социализма в ее ортодоксальной форме (в наше время имеют место и измененные формы) предполагает иные главные составляющие социальной справедливости: ликвидация частной («эксплуататорской») собственности и установление социалистической собственности на средства производ-
7
ства, население делится на трудящихся и эксплуататоров, полными правами обладают только первые; провозглашена ведущая роль рабочего класса: труд определяет положение человека в обществе, распределение общественного продукта должно осуществляться по труду, в соответствии с конституциями или иными правовыми актами осуществляется централизованное планирование производства, распределения, потребления; конечное воплощение идеи социальной справедливости — создание социалистического, а затем коммунистического общества. Однако реализовать все эти положения в полной мере нигде не удалось.
Либерально-полусоциальная капиталистическая система предусматривает: господство частной собственности в ее различных формах; принцип юридического, но не социального равенства людей; отрицание классового и иного социального деления общества с установлением каких-либо юридических привилегий для социальных слоев; распределение общественного продукта прежде всего в соответствии с размерами частной собственности, что отчетливо видно на примере акционерных компаний, и др.
В передовых странах либерально-полусоциальной капиталистической системы высокий уровень заработной платы, прожиточного минимума, пенсий, других социальных услуг, предоставляемых государством. В наиболее благополучных странах Европы некоторые из этих показателей в 15—20 раз превосходят показатели иных стран, входящих в Европейский союз. Однако эта система основана на погоне за прибылью, а частная собственность, на которой она покоится, становится в наше время уже пережиточной
7
Правда, внесение в 1988—2004 гг. поправок в Конституцию Китая свидетельствует о том, что в настоящее время отношение к частной собственности в «марксизме-ленинизме с национальной спецификой» изменилось; считается, что она даже может быть полезной.
формой. В какой-то мере это нашло отражение в некоторых конституциях (Бразилии, Германии, Португалии и др.), устанавливающих, что частная собственность должна не только служить собственнику, но и выполнять общественные функции.
Социальная справедливость — это одновременно принцип сущего (на достигнутом уровне развития страны) и должного (целе-полагание), ее показатели изменяются в связи с развитием страны и существенно варьируются в разных странах. То, что может считаться социальной справедливостью в Тропической Африке, совсем не является таковым в развитых странах Европы и Америки.
Рассматривая нормы законодательства, можно заметить, что принцип социальной справедливости в своем фактическом проявлении имеет две взаимосвязанные стороны: общесоциальную и конкретно адресную. Положения, касающиеся регламентации социально-экономических прав, принадлежности недр земли народу, прожиточного минимума, в принципе относятся ко всем гражданам, хотя, например, право на бесплатную медицину и гарантированный государством прожиточный минимум имеют гораздо большее значение для бедных, чем для богатых. Адресная социальная помощь обращена к определенным группам населения (работникам, детям, пенсионерам и др.), а также к конкретным индивидам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.
Исходя из отдельных правовых норм, связанных с социальной справедливостью, можно попытаться определить ее индикаторы, установить, когда социальная справедливость возможна при получении меньших благ, а когда она отсутствует при получении больших благ. В качестве общих цифровых показателей возьмем установленный законом прожиточный минимум («потребительскую корзину») и индекс развития человеческого потенциала, а для социально адресных — минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и пенсии по старости с учетом трудового стажа.
Потребительская корзина — набор необходимых для жизни человека товаров и услуг — определяется на основе научных представлений и переводится в денежное выражение. В разных государствах она обычно включает более 100 названий товаров и услуг (в России — 156, в Германии — 475, в Великобритании — 700). Как правило, потребительская корзина отражает разные условия жизни народов, например, во Франции она предполагает определенное число посещений ресторанов, в Великобритании — плату за игру в гольф. В западных странах считается, что прожиточный ми-
нимум должен составлять 40 (США) — 50% (многие страны Европы) от средней заработной платы. На практике он устанавливается на основе подсчета предусмотренных в законе товаров и услуг и имеющегося у человека имущества, а для определенных категорий лиц может составлять и меньшую сумму. Так, в США средняя месячная заработная плата в 2015 г. составляла 4580 долл., прожиточный минимум — около 1300, а для категории «бедных» — 700—900 долл. в разных штатах8. В странах Восточной Европы (Болгария, Румыния и др.) прожиточный минимум обычно равен МРОТ. Если доход гражданина ниже стоимости потребительской корзины, государство выплачивает субсидию, с тем чтобы довести его до уровня прожиточного минимума.
Уровень прожиточного минимума не является постоянной величиной, данные постоянно изменяются. В 2015 г. прожиточный минимум в некоторых странах Европы составлял от 1500 (Бельгия, Нидерланды) до 2000 евро в месяц (Люксембург), в Польше — 410, в Венгрии — 333, в Румынии — 218, в Болгарии — 184 евро (самый низкий уровень из стран Европейского союза)9. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 марта 2016 г. № 178 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IVквартал 2015 г.»10 прожиточный минимум на душу населения составляет 9452 руб.11, т.е. приблизительно 123 евро, что в три с половиной раза меньше, чем в Польше, и в два с половиной раза меньше, чем в Венгрии. Сразу скажем, что эти данные не отражают реальной картины. Цены на российские товары намного ниже, но все же...
Вторым общим цифровым показателем является индекс развития человеческого потенциала, который ежегодно определяется экспертами ООН. В 2014 г. первое место по этому показателю занимала Норвегия с индексом 0,944, пятое — США (0,914), 17-е —
о
См.: Насколько хорошо за границей, или Средняя зарплата в мире // URL: http://visasam.ru/emigration/vybor/srednya- zarplata-v-mire.html (дата обращения: 12.04.2016).
9 См.: Рейтинг: прожиточный минимум в странах ЕС // URL: http:// www. businessclass.md/news/Reiting_projitochnii_minimum_v_stranah_ES_/?lg=ru (дата обращения: 09.04.2016).
10 СЗ РФ. 2016. № 12. Ст. 1659.
11 Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет 10 187 руб., для пенсионеров — 7781 руб., для детей — 9197 руб.
Япония (0,890), 34-е — Саудовская Аравия (0,830), 54-е — Румыния (0,785), 57-е — Россия (0,728), 95-е — Албания (0,716). Последнее место из 182 государств занимал Нигер (0,332)12.
МРОТ является адресным показателем для работников. В разных странах он бывает помесячным или почасовым, устанавливается обычно на законодательном уровне и может варьироваться довольно существенно (заметим, что в данном случае речь идет о правовых нормах, а не о фактической заработной плате, которая различается еще больше). В 2015 г. ежемесячный МРОТ составлял: в Бельгии — 1501,8 евро, в Германии — 1473, в Великобритании — 1301, в Испании — 756, в Греции — 683, в Польше — 409,53, в Румынии — 217,5 евро13. В России с 1 января 2016 г. МРОТ установлен в размере 6204 руб. (приблизительно 84 евро)14. Не будем говорить о Бельгии или Германии, однако и по сравнению с Польшей и Румынией МРОТ в России значительно ниже (соответственно почти в 3,5 и в 2,5 раза).
Приведенные данные — очень важные индикаторы социальной справедливости в стране. Однако дело не только в этом. При сопоставлении официальных данных о МРОТ и прожиточном минимуме в Российской Федерации (соответственно 6204 и 9452 руб.) получается, что работающий человек, без семьи, может прожить на заработную плату по государственным же нормативам только 20 дней, а ведь с этой заработной платы взимается еще 13%-ный налог15.
Планируется, что в 2020 г. МРОТ в России сравняется с прожиточным минимумом16. Но пока мы имеем ту бессмыслицу, о которой говорилось ранее. Российские юристы неоднократно писали об этом. Хорошо, что теперь это осознали и власти.
12
См.: ООН опубликовал Индекс человеческого развития в странах мира 2014 года // URL: http://www.euroosvita.net/index.php/? category=1&id=3427 (дата обращения: 10.04.2016).
13
См.: Минимальные зарплаты в Европе // URL: http:// www.euromag.ru/ catalogs/stat/41680.html (дата обращения: 03.04.2016).
См.: Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»» // СЗ РФ. 2015. № 51 (ч. 3). Ст. 7247.
15 Подробнее см. соответствующие расчеты в журнале «Главбух» (URL: http://www.glavbukh.ru/hl/32215-mrot (дата обращения: 05.04.2016)).
16 См.: Что реально изменит обещанное Медведевым повышение МРОТ // Московский комсомолец. 2016. 25 марта.
В соответствии с установленным Международной организацией труда стандартом размер пенсии по старости не должен быть ниже 40% от средней заработной платы по стране. В России этот уровень почти достигнут. В ряде европейских стран процентное соотношение пенсии и заработной платы гораздо выше: в Чехии — 50%, в Финляндии — 58,4%, в Турции — 64,5%, в Испании — 81%17. В Люксембурге пенсия может быть даже несколько выше, чем прежняя заработная плата. В то же время во множестве стран пенсия не достигает установленного уровня; есть также страны, где вообще пенсия не предусмотрена (во всяком случае, для определенных категорий работников, например, в Индии). Автор этих строк беседовал с обслуживающим персоналом в отелях некоторых развивающихся стран, и они были удивлены, узнав, что существуют государства, в которых у таких работников, как они, имеются выходные дни, отпуск, им выплачивается пенсия.
Итак, приведенные данные свидетельствуют о том, что в России некоторые показатели ниже, чем в постсоциалистических странах Восточной Европы, у которых нет собственных природных ресурсов — нефти или газа. Конечно, необходимо учитывать различия в реальной покупательной способности доллара, евро и рубля. По разным подсчетам, стоимость западной валюты завышена почти в четыре раза по отношению к покупательной способности рубля. При наших сложностях развития следует принимать во внимание и огромные расходы государства, обусловленные особенностями климатических условий России, размерами ее территории, плотностью заселения, транспортной инфраструктурой, протяженностью границ, необходимостью поддержания вооруженных сил в состоянии боеготовности и т.д. Многое зависит и от производительности труда, менталитета общества, обычаев и традиций народа, культуры потребления, в том числе использования природных богатств и т.д. Все это понятно. Вместе с тем в сравнении со странами приблизительно одинакового уровня развития разрыв между правовыми предписаниями, характеризующими те или иные аспекты социальной справедливости, и фактическими показателями, видимо, не должен быть столь существенным. В противном случае это свидетельствует о дефектах общественного и государственного строя, системы управления.
17
См.: Самые высокие пенсии в Европе — топ десять стран // URL: http://ubiznes.ru/skolko-zarabatyvaet/ samye-vysokie-pensii-v-evrope-top-desyat-str-an.html (дата обращения: 02.04.2016).
Одним из главных индикаторов социальной справедливости, на наш взгляд, являются также данные об уровне жизни различных групп населения. Если в стране все живут приблизительно одинаково, социальная справедливость хотя бы внешне соблюдается. В какой-то мере это было характерно для СССР, но другие негативные стороны жизни в Советском Союзе перечеркивали элементы социальной справедливости.
Если же существует огромный разрыв в материальном положении индивидов и разных групп населения, очевидно нарушается социальная справедливость (материальные возможности во многом определяют доступ к культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, отдыху и др.). Обычно при подсчетах сравнивается материальное положение 10% лиц с наиболее высокими доходами и 10% — с наиболее низкими. В США разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными гражданами — пятнадцатикратный, в странах Европы — семи- или восьмикратный. В России, по данным официальной статистики, в 2006 г. их доходы различались в 15 раз18, а согласно подсчетам независимых экономистов разрыв был еще больше.
Еще одним важным индикатором социальной справедливости является реальное разделение власти и собственности. В некоторых странах лица, находящиеся на публичной службе, не могут заниматься предпринимательской деятельностью, даже посредством использования доверительной собственности — траста (хотя, например, в США это возможно). В России некоторые члены Правительства19, губернаторы20, депутаты21 и их жены зарабатывают, как
18
См.: ДейнегаД. Разрыв в доходах — «главная беда России» // URL: http:// news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_6442000/6442287.stm (дата обращения: 11.04.2016).
19 См.: Дом платежом красен: самые состоятельные члены правительства // URL: rating-photogallery/318069-dom-platezhom-krasen-samye-sostoyatelnye-chleny -pravitelstva/photo/1 (дата обращения: 18.04.2016); Декларации 2015: 20 богатейших семей Кремля и Белого дома // URL: sobytiya-photogallery/vlast/286103- deklaratsii-\2015- 20-bogateishikh-semei-kremlya-i-belogo-doma (дата обращения: 18.04.2016).
20
См.: Самые богатые губернаторы России — 2015 // URL: http://www.f orbes.ru/rating-photogallery/290785-samye-bogatye-gubernatory-rossii-2015/photo/1 (дата обращения: 18.04.2016).
21
Богатейший депутат Госдумы Симановский заработал за год 907 млн рублей // URL: news/318065-bogateishii-deputat-gosdumy- simanovskii-zarabotal-za-god-907-mln-rublei (дата обращения: 18.04.2016).
свидетельствуют их декларации, иногда 500 тыс. или даже 1 млн руб. в день22. Подобное, хотя и не в таких масштабах, имеет место и на нижестоящих уровнях осуществления публичной власти.
Сложно сказать, когда успевают зарабатывать такие суммы государственные или иные служащие, очень занятые на работе. Нередко они передают свое имущество в доверительное управление, в том числе своим родственникам, юридически этим не занимаясь. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете определенным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инст-
23
рументами» ввел ряд ограничений для чиновников, однако до запрещения траста дело так и не дошло (хотя этот Закон иногда пытаются истолковать и таким образом24).
В современных условиях необходимо искать законные основания для получения публичными служащими высокого и даже очень высокого обеспечения в период службы и после выхода на пенсию, при этом важно не допускать любые скрытые формы их участия в предпринимательской деятельности и получении доходов от нее, используя все легальные методы контроля. Следует создать такие условия, чтобы чиновник отказывался от взяток и откатов, опасаясь досрочного увольнения и утраты будущей пенсии. Конечно, наряду с этим требуются и иные меры, в том числе воспитательного и морального характера.
БИБЛИОГРАФИЯ
Богатейший депутат Госдумы Симановский заработал за год 907 млн рублей // URL: http://www.forbes.ru/news/318065-bogateishii-deputat-gosdumy-simanovskii-zarabotal-za-god-907-mln-rublei.
22
См.: Самые состоятельные жены слуг народа: рейтинг Forbes // URL: http://www.forbes.ru/rating-photogallery/313631-samye-sostoyatelnye-zheny-slug-naroda-reiting-forbes/photo/1 (дата обращения: 18.04.2016); Декларации 2014: 10 богатейших жен Кремля и Белого дома // URL: http://www.forbes.ru/forbes-woman-photogallery/lichnoe-vremya/254643-deklaratsii-2014-10-bogateishikh-zhen-kremlya-i-belo/photo/1 (дата обращения: 18.04.2016).
23 СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2306.
24 См.: Чем нельзя владеть российским чиновникам? // URL: http://topne-ftegaz.ru/news/view/110666 (дата обращения: 11.04.2016).
Дейнега Д. Разрыв в доходах — «главная беда России» // URL: http:// news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_6442000/6442287.stm.
Декларации 2015: 20 богатейших семей Кремля и Белого дома // URL: http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/vlast/286103-deklaratsii-2015-20-bogateishikh-semei-kremlya-i-belogo-doma/photo/1.
Декларации 2014: 10 богатейших жен Кремля и Белого дома // URL: http://www.forbes.ru/forbes-woman-photogallery/lichnoe-vremya/254643-deklaratsii-2014-10-bogateishikh-zhen-kremlya-i-belo/photo/1.
Дом платежом красен: самые состоятельные члены правительства // URL: http://www.forbes.ru/rating-photogallery/318069-dom-platezhom-krasen-samye-sostoyatelnye-chleny-pravitelstva/photo/1.
Козлов М.И. Социальная справедливость в контексте русской традиции. Архангельск, 2010.
Минимальные зарплаты в Европе // URL: http:// www.euromag.ru/cata logs/stat/41680.html.
Насколько хорошо за границей, или Средняя зарплата в мире // URL: http://visasam.ru/emigration/vybor/srednya-zarplata-v-mire.html.
ООН опубликовал Индекс человеческого развития в странах мира 2014 года //URL: http://www.euroosvita.net/index.php/?category=1&id= 3427.
Самые богатые губернаторы России — 2015 // URL: http://www. forbes.ru/rating-photogallery/290785-samye-bogatye-gubernatory-rossii-2015/photo/1.
Самые высокие пенсии в Европе — топ десять стран // URL: http://ubiznes.ru/skolko-zarabatyvaet/samye-vysokie-pensii-v-evrope-top-desyat-stran.html.
Самые состоятельные жены слуг народа: рейтинг Forbes // URL: http://www.forbes.ru/rating-photogallery/313631-samye-sostoyatelnye-zheny-slug-naroda-reiting-forbes/photo/1.
Социальное неравенство. Изменения в социальной структуре: европейская перспектива. Сб. статей. СПб., 2008.
Рейтинг: прожиточный минимум в странах ЕС // URL: http:// www. businessclass.md/ news/Reiting_projitochnii_minimum_v_stranah_ES_/ ?lg=ru.
Чем нельзя владеть российским чиновникам? // URL: http:// topneftegaz.ru/news/view/110666.
Что реально изменит обещанное Медведевым повышение МРОТ // Московский комсомолец. 2016. 25 марта.
Хайруллоев Ф С. Принцип справедливости в мусульманском праве: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007.