References
1. Kabyshev V. T. Constitutional Dialogue // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2017. № 5 (118). P. 12-21.
2. The State Law of the USSR and Soviet Construction: Textbook. Ed. 2nd / Eds. N.P. Farberova. M.: Yuridicheskaya literatura, 1986. 432 p.
3. Buchanan, Patrick. Suicide of a Superpower /trans. from English. K.M. Korolyov. M.: Publishing house AST, 2016. 640 p.
4. MishinA.A. State Law of the USA. M.: Publishing house Nauka, 1976. 205 p.
5. Maklakov V.V. The Referendum in Foreign Countries. M.: INION RAN, 2014. 127 p.
6. Lafitskiy V.I. Fundamentals of the Constitutional System of the United States. M.: Norma, 1998. 272 p.
7. Tillie Ch. Democracy. M.: Institute of public design, 2007. 263 p.
8. Constitutional Law of Foreign Countries. Textbook for high schools. Ed 4. M.: Norma, 2005. 445 p.
9. Reader of History of State and Law of Foreign Countries (Modern and Contemporary times) / Book Acquisitions: Doctor of law, Professor N.A. Krasheninnikova. M.: Publishing house ZERTSALO, 2000. 592 p.
10. History of State and Law of Russia. Law Sources. Legal Monuments of the XI-XX centuries M.: Publishing firm Manuskript, 1995. 256 p.
УДК 342.415
Г.Н. Комкова
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВЕНСТВА И СПРАВЕДЛИВОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Введение: закрепление в Конституции принципов равенства и справедливости, социального государства должно обеспечить достойный уровень жизни всех жителей России. Однако в период финансового кризиса эти принципы порой нарушаются. Цель: исследование принципов равенства и справедливости и новых подходов к практике их реализации в современной России. Методологическая основа: диалектический метод научного познания, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования. Результаты: с учетом проведенного исследования имущественного неравенства и несправедливого распределения доходов населения в России обосновывается необходимость изменения системы оплаты труда руководителям государственных корпораций. Выводы: современная политика Российского государства в области обеспечения принципов равенства и справедливости в целях обеспечения безопасной и достойной жизни человека требует более взвешенного подхода. В целях обеспечения равномерности распределения доходов между богатыми и бедными гражданами России необходимо, чтобы коммерческие организации расходовали свои средства соразмерно сложившейся ситуации в обществе, не провоцируя социальную ненависть.
Ключевые слова: равенство, социальное государство, имущественная дифференциация, социальная справедливость.
© Комкова Галина Николаевна, 2018
Доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой конституционного и муниципального права (Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского) © Komkova Galina Nikolaevna, 2018
Doctor of law, professor, head of Constitutional and municipal law department (Saratov National Research 26 University named after. N.G. Chernyshevsky)
G.N. Komkova
PROBLEMS OF ENSURING EQUALITY AND JUSTICE AT THE PRESENT STAGE OF THE CONSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF RUSSIA
Background: consolidation of equality and justice principles, of a social state in the Constitution should ensure a decent standard of living for all residents of Russia. However, in the situation of the financial crisis these principles are at times infringed. Objective: the author of the article supposes to study the principles of equality and justice and new approaches to the practice of their implementation in modern Russia. Methodology: in doing the research the following methods of inquiry were applied: dialectical method of scientific knowledge, system, formal-legal, comparative-legal methods of research. Results: taking into account the conducted research of inequalities of wealth and unfair distribution of profits of population in Russia the author argues the necessity of changing the system of Compensation Practices to managers of state corporations. Conclusions: the author states that the modern policy of the Russian state in the field of ensuring the principles of equality and justice in order to ensure a safe and decent human life requires more balanced approach the this problem. In order to ensure the uniform distribution of income between rich and poor citizens of Russia it is necessary that commercial organizations disburse their funds commensurate with the prevailing situation in society, without provoking societal intolerance.
Key-words: equality, social state, property differentiation, social justice.
Задача обеспечения равенства между людьми и справедливости в отношениях
между ними является одной из главных для любого демократического правово- с
го государства. Стремление к равенству и справедливости — важный элемент к
национального самосознания россиян, оно выступает одной из важнейших р
ценностей, передаваемых от поколения к поколению посредством культуры, в
национальных традиций, самосознания. В преамбуле Конституции РФ 1993 г. |
сказано, что многонациональный народ России почитает память предков, «пере- °
давших нам веру в добро и справедливость». р
Особую значимость проблема реализации равенства и справедливости при- е
обретает в период кризиса, когда отступление от принципов равенства прав и |
свобод человека и гражданина, а также справедливости, ощущается особенно и
остро. Это происходит потому, что количество распределяемых между жителя- Ч
ми страны ресурсов заметно уменьшается, а потому любая несправедливость о
выступает в качестве глобальной. Как верно отмечает В.Т. Кабышев, «свобода К
экономической деятельности не должна противоречить политике государства, м
направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво- 1
бодное развитие человека, на охрану труда и здоровья людей» [1, с. 220]. Ведь 2
цель справедливости состоит не в обеспечении равенства между всеми членами 22
общества, а в достижении общего благополучия, процветания всех без исключе- ^
ния людей, живущих в государстве. Однако парадокс состоит в том, что такому к процветанию отнюдь не будет способствовать одинаковое отношение к каждому человеку при распределении возможностей и ресурсов, поскольку у разных людей разные способности. Один человек данные ему возможности и ресурсы может бездумно растратить, а другой приумножить. Здесь свою роль должно сыграть государство, реализующее общую цель — обеспечение условий, позволяющих
всем членам общества достигать поставленных перед собой жизненных целей. 27
Для реализации принципов справедливости и равенства именно государство и его структуры должны применять меры, наиболее разумно перераспределяющие блага между своими гражданами. Как же это реализуется на современном этапе развития России?
Очевидно, что период кризиса, в котором сейчас находится Россия, принцип равенства связан с наличием большего, чем обычно, числа лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ведь одной из самых серьезных угроз нарушения принципов равенства и справедливости выступает разрыв в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных жителей страны. Этот показатель вырос в России с 4,5 в 1990 г. до 16,5 раза в 2013 г., в 2015 г. он несколько снизился и составил 161! В последние годы этот разрыв несколько уменьшился: в 2016 г. — 14,1, а в 2017 г. — 14, 3, хотя все равно это достаточно большая разница2. Ведь очевидно, что слишком большое неравенство не только вредит экономическому росту государства, но и провоцирует социальную нестабильность.
Справедливость в данном контексте состоит в том, чтобы имеющиеся недостаточные финансово-материальные ресурсы распределить между малообеспеченными категориями граждан в зависимости от степени нуждаемости. При этом неверным будет утверждать, что основной причиной бедности является лень человека или его неумение распорядиться имеющимися у него ресурсами. Ему реально просто не хватает денег на жизнь.
Так, например, в 2016 г. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (9828 руб. в среднем на одного человека) по России составила 13,4% от численности всего населения России, т.е. 19,6 млн чел., причем около четверти из этого количества — пенсионеры3. Однако в качестве индикаторов государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» этот показатель должен был составить в 2016 г. 10%, а в 2017 г. вообще исчезнуть4. Нельзя сказать, что в последние годы ничего не делается в этом направлении. Напротив, и федеральные, и региональные органы государственной власти предпринимают определенные усилия для повышение уровня и качества жизни населения России. Так, например, с 1 января 2018 года минимальная заработная плата в среднем по стране не может быть менее 9489 рублей, что составляет стоимость прожиточного минимума, причем в ряде регионов она будет выше. В частности, в городе федерального значения Москве на увеличение социальных выплат в 2018 г. из бюджета города было выделено около 50 млрд руб., которыми будут охвачены 2,2 млн москвичей. С 1 января 2018 г. на 20% (3 тыс. руб.) был повышен городской социальный стандарт минимальных доходов для неработающих пенсионеров, который составляет теперь 17,5 тыс. руб. В столице проводится последовательная политика по сокращению числа детей-сирот: сейчас в семьях воспитываются 92% всех детей-сирот, что на 18%
m 1 URL: http://www.levada.ru/31-08-2015/ekonomicheskoe-samochuvstvie-i-nalichie-sberezhenii
(дата обращения: 31.01.2018).
2 URL: http://www.rosbalt.ru/posts/2017/08/15/1638652.html (дата обращения: 12.01.2018).
3 См.: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL http:// www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/127.htm (дата обращения: 31.01.2018).
4 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296 (в ред. от 17 ноября 2017 г. № 1388). URL: http://www.socialnaya-podderzhka.ru/normativnaja_baza/
28 postanovlenie_296/ (дата обращения: 15.01.2018).
больше, чем в 2010 г.5 Однако в других субъектах РФ региональные власти не могут позволить себе выделение средств на оказание дополнительной социальной поддержки малоимущим, что приводит к нарушению принципа равенства независимо от места жительства. Также должна сыграть свою роль федеральная власть, перераспределяющая финансовые ресурсы между субъектами Федерации — донорами и теми, кто относится к категории дотационных.
Справедливость также состоит и в том, чтобы богатые граждане и организации в этот период расходовали свои средства соразмерно сложившейся ситуации в обществе, не провоцируя социальную ненависть. Однако, к сожалению, они не всегда это понимают, что чревато неблагоприятными последствиями для них. В этой связи одним из факторов обеспечения социальной справедливости служит деятельность Общероссийского народного фронта, направленная на выявление неоправданных трат государственных учреждений и организаций с государственным участием. Так, например, в сентябре 2013 г. был запущен Проект ОНФ «За честные закупки». Это открытая площадка, которая объединила более 8 тыс. активистов по всей стране, занимающихся борьбой с коррупцией, расточительством и неэффективным использованием бюджетных средств в сфере госзакупок и закупок госкомпаний. Результатом работы проекта стали отмена и устранение нарушений в государственных закупках на 249 млрд руб. При этом на закупках предметов роскоши, автомобилей, чартерных перелетов и дорогой мебели удалось сэкономить порядка 20 млрд руб.6 Важными в этой связи будут реакция правоохранительных органов по поводу законности таких сделок и привлечение к ответственности должностных лиц.
Недовольство населения проводимой органами власти «асоциальной» политикой, усиление напряженности может спровоцировать общественные конфликты различного уровня. Показательны в этом отношении результаты социологических исследований. Так, например, по опросу, проведенному социологической службой Левада-центра в августе 2017 г., самыми острыми проблемами жители России считают рост цен — 61%; бедность, обнищание большинства населения — 45%; коррупцию — 33%; резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов — 25%7.
Огромную разницу между доходами бедных и богатых поможет сократить взвешенная государственная политика в области повышения заработной платы, пенсий, государственных пособий, разумного распределения налогового бремени, обеспечения равного доступа к образованию, здравоохранению, осуществления адресной социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения. Тем не менее, требование справедливости предполагает, что большое имущественное расслоение само по себе конфликтогенно. Неравенство доходов делает людей недовольными своей жизнью и, соответственно, политикой государства. При этом несправедливым для большинства людей выступает не наличие богатства у отдельной группы их сограждан, а их нежелание перераспределить его в пользу
5 Москва берет на себя повышенные социальные обязательства. URL: http://www.ng.ru/ moscow/2018-01-31/2_7162_moscow.html (дата обращения: 31.01.2018).
6 См.: Официальный сайт Общероссийского народного фронта. URL: https://www. zachestnyezakupki.onf.ru (дата обращения: 31.01.2017).
7 URL: https://www.rbc.ru/politics/31/08/2017/59a68cdf9a79477acee3d38ff (дата обращения: 23.01.2017). 29
других, менее имущих людей. Кроме того, возмущает людей несоразмерность выполняемой функции руководством той или иной государственной корпорации с уровнем получаемого ими вознаграждения. Одним из перспективных направлений политики государства по обеспечению равенства и справедливости между людьми может стать установление предела выплаты заработной платы топ-менеджерам государственных корпораций. Так, например, в 2016 г. глава «Газпрома» Алексей Миллер получил вознаграждение в размере более 1 млрд руб., Президент «Роснефти» Игорь Сечин — более 780 млн руб., тогда как Президент России Владимир Путин заработал в 2016 г. 8,858 млн руб., глава правительства Дмитрий Медведев — 8,5869 млн руб.8 Нельзя отрицать, что уровень выполняемой работы Президентом России и премьер-министром очень высок, как и уровень их ответственности. Почему же руководители государственных корпораций получают во много раз больше высших руководителей государства, тогда как объем их работы и уровень ответственности гораздо ниже. Было бы более справедливым установить размер оплаты труда руководителям государственных корпораций в размере 90% от уровня вознаграждения Президента РФ или Председателя Правительства, как это, например, сделано в судебной системе**. Данное изменение позволит снизить социальную напряженность, поскольку высвободившиеся средства пойдут в доход государства и будут распределены между остро нуждающимися социально незащищенными гражданами. Как это не удивительно, от слишком большого неравенства в доходах страдают даже богатые, которые становятся все более склонны к депрессии, беспокойству о своей безопасности, испытывают множество трудностей в социальном плане. Кроме того, воздержанность в своих тратах, нестяжательство, участие в благотворительности лиц, имеющих высокие доходы, будут способствовать улучшению социального климата в стране, укреплению принципов равенства и справедливости, а значит, обеспечению комфортной и безопасной жизни для всех граждан России.
Библиографический список
1. Кабышев В.Т. С Конституцией по жизни: Избранные научные труды. М.: Формула права. 2013. 320 с.
References
1. Kabyshev V.T. With the Constitution for Life: Selected scientific works. M.: The formula of law. 2013. 320 р.
8 URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/04/14/10626809.shtml (дата обращения: 23.01.2018).
9 О статусе судей в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. 30 № 3132-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 30, ст. 1792.