Принцип социальной справедливости в доктрине и решениях конституционного трибунала Польши
Чехарина Валентина Ивановна,
кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора прав человека Института государства и права Российской академии наук, [email protected]
Предметом исследования является принцип социальной справедливости в контексте конституционных установлений Польши, польской правовой доктрины, решений Конституционного Трибунала. Методологию исследования составили сравнительный, аналитический методы, системный подход. Принцип социальной справедливости в польской доктрине рассматривается в контексте основных принципов современного государства: правового государства, равенства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, защиты человеческого достоинства. Он представляется еще не вполне определенным. Подчеркивается связь социальной справедливости с моделью рыночной экономики. Выделяются положительные и негативные аспекты социальной справедливости, которые отражаются в решениях Конституционного трибунала. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях этого вопроса.
Ключевые слова: принцип социальной справедливости, Польша, конституция, польская доктрина, Конституционный Трибунал
Социальная справедливость является одной из универсальных конституционных ценностей, являющихся общим достоянием человеческой цивилизации и занимает особое место в политических и философских исследованиях. В концепции справедливости проявляется своеобразие справедливости как ценности и справедливости в качестве регулятивного принципа. Понятие «справедливость» в западноевропейском понимании отождествляют с понятием «право».1 Термин «^Ша» принято переводить как справедливость.2 В российской теории понятия право, закон и справедливость не только связываются, но и утверждается, что "право, справедливость, правда однокоренные слова, причем не только в русском языке".3
Особенности содержания и реализации социальной справедливости соотносятся с контекстом изменений конституционно-правовой парадигмы современных государств, доктриной конституционного права и практикой конституционных судов. Социальная справедливость как принцип или отдельные его элементы все чаще закрепляется в
4
современных европейских конституциях.
В европейских государствах обращение к социальной справедливости вызвано многими причинами, в том числе и практического характера, например, поиском оптимальной социальной модели. Запрос на социальное государство в разных формах поддерживается в европейских странах. Неравенство в доходах снижает удовлетворенность жизнью всего общества. Часто сравниваются представления о социальном обеспечении, особенно в Восточной Европе.5 Оценивается также индекс справедливости.
1Вайпан В.А. Теория справедливости: Право и экономика. М.: Юстицинформ, 2017. 280 с.
2Exemplum Tractatus de JustitiaUniversali, sive de FontibusJuris // The Works of Francis Bacon, baron of Verulam, Viscount St. Alban, and Lord High Chancellor of England / Collected and edited by J. Spedding, R.S. Ellis and D.D. Heath. Vol. 1. London, 1875. См. также Бэкон Ф. Философское наследие. Соч. М.: Мысль, 1977. х Т. 1. С. 484 - 512.
2 3Зорькин В.Д. Верховенство права и встреча цивилизаций //
СО Журнал конституционного правосудия. 2008. № 1. С. 2-9.
^ 4Чиркин В.Е. Принцип социальной справедливости в сравни-
сь тельном измерении//Труды Института государства и права Рос-
(0
сийской академии наук. 2016. №5. С.72-83.
01 См.: Широканова А. А. Установки в отношении социального
обеспечения в Польше и России: результаты Европейского
В последние годы лидерами индекса справедливости являются скандинавские страны Дания, Швеция и Финляндия, Норвегия. Исследования, проведенные Фондом Бертельсмана (Bertelsmann Stiftung) в 2017 году, показывают, что по индексу социальной справедливости Польша позиционируется в середине рейтинга всех стран ЕС и находится на 15 месте. В этом плане она не характеризуется высокой однородностью социальной справедливости, однако низкой ее тоже не назовешь. Оценивается также, что Польша на протяжении многих лет развивается быстрее, чем в среднем страны ЕС. Отмечается, что в 1991-2016 гг. ВВП Польши вырос на 170%., и это был самый большой рост по сравнению с остальными постсоциалистическими странами1.
В Конституции Польши 1997 года, в статье 1, закрепляется, что Республика Польша есть общее благо всех граждан. В статье 2 Конституции устанавливается, что Республика Польша есть демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости.
Принцип социальной справедливости в польской доктрине рассматривается в контексте важнейших принципов современного государства: правового государства, равенства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, защиты человеческого достоинства. В связи с этим политика государства социальной справедливости должна следовать в первую очередь обеспечению защиты достоинства человека как принципа, который является точкой отсчета системы конституционных
ценностей, а также фундаментальным положени-
2
ем для всего правопорядка .
Принцип справедливости и принцип равенства, находящийся с ним в тесной взаимосвязи, имеют, будучи общими правилами, существенное значение при анализе вопросов, связанных с понятием демократического, правового и социального госу-дарства.3 В польской науке присутствует общее представление, что правовое государство, демократическое государство и принцип справедливости являются тремя основами конституционного
4
порядка.
В то же время принцип социальной справедливости представляется еще не вполне системати-
социального исследования // Журн. Белорус. гос.ун-та. Социология. 2018. № 1. С. 135-143. Hajdu T., Hajdu G. Reduction of income inequality and subjective well-being in Europe//Econ. The Open-Access. 2014. Vol. 8. P. 1-29.
1 См.: Fundacja Bertelsmanna: Polska 15 w Indeksie Sprawiedliwosci Spotecznej. URL: https://www.gazetaprawna.pl/artykuly/1090548,fundacja-bertelsmanna-polska-15-w-indeksie-sprawiedliwosci-spolecznej.html (дата обращения: 10.10.12)
2 Wyrok TK z 23 marca 1999 r. Sygn. K. 2/98. OTK ZU 1999. Poz. 38. Wyrok TK z 4 kwietnia 2001 r. Sygn. K 11/00. OTK ZU 2001. Nr 33. Poz. 54.
3Собчак Я. Справедливость и равенство в судебной практике польского конституционного суда. URL:
http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/23520/1/9_%D1%81%D0% BE%D0%B1 %D1 %87%D0%B0%D0%BA.pdf (дата обращения 08.06.18).
4 Wyrzykowski М. Przepisy ^^гт^е w тюсу, а|1. ^/Ко^ю^а^ do
tonstytucji
Rzeсzуроsроlitej Polskiej/ red. Garlicki L. Warszawa, 1995. C. 4.
зированным. В польской литературе представлено мнение о неопределенности понятия «социальная справедливость», что дает возможность трактовки этого понятия, базируясь на разных социально-политических программах. Эта неопределенность способствует перенесению его анализа из строго догматической плоскости в политико-юридическую область. Вместе с тем в литературе показано, что установление о социальной справедливости не имеет «бланкетного» содержания5. Принцип социальной справедливости по своему характеру является открытым и нуждается в конкретизации.
Принцип социальной справедливости обязывает государство проводить активную социальную и экономическую политику с помощью средств конкурентного развития и в целях достижения, в частности, условий здорового и стабильного экономического развития и бюджетного равновесия, что подчеркнул в решениях Конституционный Трибунал Польши.6
Конституционный Трибунал Польши подтвердил, что в судебной практике применение принципа социальной в качестве самостоятельного (исключительного) основания для принятия решения о неконституционности норм допустимо лишь только в порядке исключения. Общий принцип может служить лишь дополнительным аргументом, обосновывающим нарушение конкретной конституционной нормы7.
Из понятия социального государства вытекает содержание общего обязательства государства социальной справедливости, охватывающего конституционно-правовую обязанность влиять (воздействовать) на экономические отношения, которые не могут формироваться исключительно как самонастраивающиеся рыночные механизмы.
Авторы польской конституции, закрепляя постулаты о социальной справедливости, исходили из экономической составляющей этого понятия, связывая его с моделью рыночной экономики. Это подтверждается закреплением в ст. 20 Конституции Польши положения о том, что социальное рыночное хозяйство, опирающееся на свободу хозяйственной деятельности, частную собственность, а также солидарность, диалог и сотрудничество социальных партнеров, образует основу экономического устройства Республики Польша . В польской доктрине отмечается взаимосвязь со-
5 Ziembinski Z. O pojmowaniu sprawiedliwosci. Lublin, 1992. S. 133. Ziembinski Z. Wartosci konstytucyjne. Warszawa, 1993. S. 84 i in.
6 Oniszczuk J. Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej w orzecznict-wie Trybunatu Konstytucyjnego na pocz^tku XXI wieku. Krakow, 2004. S. 271.
7 См.: Garlicki L. Orzecznictwo Trybunatu Konstytucyjnego w 1998 roku // Przegl^d S^dowy. 1998. № 6. C. 124.
8 Sokolewicz W. Komentarz do art. 2// Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej/ red. Garlicki L. Warszawa, 2003. S. 16-17. Garlicki L. Komentarz do art. 20 //Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej. T. IV. S. 6. Banaszak B. Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej. Komentarz. Warszawa, 2009. S. 125. Pysz Por. P. Spoteczna gospodarka rynkowa. Ordoliberalna koncepcja polityki gospodarczej. Warszawa, 2008. S. 8. Klimczyk P. Nierywnosci dochodowe w gospo-darce polskiej w okresie transformacji// Spoteczna gospodarka rynkowa/red. Wtodarczyk R. W. Warszawa, 2011. S. 110-111.
держания принципа социальной справедливости со сферой распределения доходов государства.1
Квалификация социальной справедливости, как правило, связывается с развитием отраслей публичного права, регулирующих экономические отношения, и заключается в том, что этот принцип определяет направление развития этих отраслей, а также влияет на правоприменительную практику. В совокупности конкретных юридических установлений, относящихся к отраслям публичного права, связанным с регулированием экономического развития, выражается основное предписание по отношению к законодателям, органам, организациям, использующим эти нормы, - руководствоваться принципом социальной справедливости в своей деятельности.
Ссылка на юридические установления придает принципу социальной справедливости программный характер, указывающий на цель государства без определения конкретного поведения ее адресатов. Таким образом, принцип социальной справедливости определяет целевые установки в отношениях между государством, действующим на основе этого принципа, и конкретными субъектами по типу цель - средства. Вместе с тем, по мнению авторов, целевые программы могут создавать угрозу для правовых инструментов, когда цель, либо конкретные меры навязываются адресатам без их
согласия (согласования) и тем самым осуществ-
2
ляют вмешательство в предмет и полномочия .
Из принципа социальной справедливости следует, что у государства есть обязанность создания справедливого общественного порядка, в частности, выравнивания социальных различий, так как государство социальной справедливости не может ограничивать себя ролью „охранника" правил рыночной экономики, осуществляющего интервенции в целях защиты безопасности экономического развития и предоставления населению необходимых благ или услуг для достойного существования. Государству присуща обязанность по проведению активной экономической политики .
С функциональной точки зрения можно говорить о положительном и негативном аспектах социальной справедливости. Положительный аспект является следствием программного установления в ст. 2 Конституции Польши 1997 г. и возлагает на государственные органы обязанность проведения политики (социальной и экономической) в духе социальной справедливости. Эта политика может быть реализована по-разному. Возможно принятие решений, предусмотренных законом, с учетом социально-экономической ситуации, финансовых возможностей государства и других субъектов, в первую очередь, органов местного самоуправления. Конституционный принцип социальной спра-
2 1 Stemplowski R. O sprawiedliwosci spotecznej w polityce polskiej CO //Sprawiedliwosc spoteczna w polityce polskiej/pod red. Arndt W., JT Boberka S. Krakow: Wydawnictwo Ademia ignatianum, 2016. S. 118 12.
Ф 2 Morawski L. Instrumentalizacja prawa (Zarys problemu)// Panstwo
^ i Prawo.1993. N 6. S.27.
* 3 Ehlers. D. Verwaltung in Privatsrechtsfor. Berlin, 1984. S. 90.
ведливости возлагает на органы публичной власти обязанности по принятию мер, направленных на достижение состояния социальной справедливости в той степени, в какой это возможно на практике и юридически.
Негативный аспект заключается в запрете принятия органами государственной власти мер, в том числе законодательных актов, несовместимых с принципом социальной справедливости. Гарантией реализации этого запрета должна являться компетенция Конституционного Трибунала Польши по установлению несоответствия положений законов принципу социальной справедливости. В своей деятельности Конституционный Трибунал неоднократно призывал соблюдать принцип социальной справедливости как основы контроля соответствия Конституции.4
С учетом отдаленной перспективы рассматривается общий принцип экономической ответственности государства за экономическое равновесие, который выводится из общих постулатов права Евросоюза, ограничивающего в определенной степени структурирование социальных институтов и экономического порядка государств-членов ЕС, поскольку основы экономической политики (денежного, валютного регулирования, стабильность цен, публичных финансов) требуют точной координации политики государств - членов ЕС.
Конституционный Трибунал Польши оценил значение принципа пропорциональности во взаимосвязи с принципом справедливости и подчеркнул, что нарушение пропорциональности означает нарушение принципа справедливости, «которому без сомнения должен следовать рациональный законодатель»5.
Следует обратить внимание на решения Конституционного Суда применительно к социальной справедливости в контексте защиты социальных прав. Как констатировал Конституционный Трибунал, их содержание надлежит понимать, прежде всего, как каталог ценностей, которые нужно принимать во внимание и защищать в ходе реализации принципов социальной справедливости демократическим правовым государством. В то же время содержащиеся в этих предписаниях "операционные директивы" для политики государства и для законодательства, а также конкретные "гарантии" для граждан должны интерпретироваться таким образом, чтобы их реализация не вступала в противоречие с претворением в жизнь других ценностей, образующих собой социальную справедливость и демократическое правовое государство. 6
Дебаты вокруг принципа социальной справедливости развиваются с точки зрения поисков путей его реализации в социальной практике. Выделяет-
4Oniszczuk J. Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej w orzecznict-
wie Trybunatu Konstytucyjnego na pocz^tku XXI wieku. Krakow, 2004. S. 266.
6 OTK 1996 (1). S. 39-40.
6 См.: Garlicki L. Orzecznictwo Trybunatu Konstytucyjnego w 1998
roku // Przegl^d S^dowy. 1999. № 6. С. 58. См. Garlicki L. Orzec-
znictwo Trybunatu Konstytucyjnego w 1997 roku // Przegl^d
S^dowy. 1998. № 6. С. 54.
ся несколько его важных и постоянных черт, таких как соблюдение принципа правового государства, равноправие граждан по отношению к закону, доверие граждан государству, которое базируется на основании закона, соблюдения и охраны прав человека и гражданина. При этом равенство всех граждан, защита более «слабых» в экономическом отношении граждан, групп населения, организационных единиц выражается в политике государства по социальному обеспечению. Принцип социальной справедливости связан с развитием системы социальных прав, их концептуальной трактовкой, повышением эффективности механизмов судебной защиты.
Литература
1. Бэкон Ф. Философское наследие. Соч. М.: Мысль, 1977. Т. 1. С. 484 - 512.
2. Вайпан В.А. Теория справедливости: Право и экономика. М.: Юстицинформ, 2017.
3. Зорькин В.Д. Верховенство права и встреча цивилизаций // Журнал конституционного правосудия. 2008. № 1. С. 2-9.
4. Собчак Я. Справедливость и равенство в судебной практике польского конституционного суда.
URL:
http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/23520/1/9_%D 1%81%D0%BE%D0%B1%D1 %87%D0%B0%D0%BA .pdf (дата обращения: 08.06.2018).
5. Чиркин В.Е. Принцип социальной справедливости в сравнительном измерении//Труды Института государства и права Российской академии наук. 2016.№5. С.72-83.
6. Широканова А. А. Установки в отношении социального обеспечения в Польше и России: результаты Европейского социального исследования // Журн. Белорус. гос.ун-та. Социология. 2018. № 1. С. 135-143.
7. Banaszak B. Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej. Komentarz. Warszawa, 2009.
8. Exemplum Tractatus de JustitiaUniversali, sive de FontibusJuris // The Works of Francis Bacon, baron of Verulam, Viscount St. Alban, and Lord High Chancellor of England / Collected and edited by J. Spedding, R.S. Ellis and D.D. Heath. Vol. 1. London, 1875.
9. Garlicki L. Orzecznictwo Trybunatu Konstytucyjnego w 1998 roku // Przeglqd Sqdowy. 1998. № 6. S. 95 -124.
10. Hajdu T., Hajdu G. Reduction of income inequality and subjective well-being in Europe//Econ. The Open-Access. 2014. Vol. 8. P. 1-29.
11. Klimczyk P. Nier^nosci dochodowe w gospo-darce polskiej w okresie transformacji// Spoteczna gospodarka rynkowa/red. Wtodarczyk R. Warszawa, 2011. S.95-126.
12. Morawski L. Instrumentalizacja prawa (Zarys problemu)// Panstwo i Prawo.1993. № 6. S.16-27.
13.Oniszczuk J. Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej w orzecznictwie Trybunatu Konstytucyjnego na pocz^tku XXI wieku. Krakow, 2004.
14. Pysz Por. P. Spoteczna gospodarka rynkowa. Ordoliberalna koncepcja polityki gospodarczej. Warszawa, 2008.
15. Sokolewicz W. Komentarz do art. 2// Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej/ red. Garlicki L. War-szawa, 2003.
16. Stemplowski R. O sprawiedliwosci spotecznej w polityce polskiej //Sprawiedliwosc spoteczna w poli-tyce polskiej/pod red. Arndt W., Boberka S. Krakow: Wydawnictwo Ademia ignatianum, 2016. S. 9-25.
17. Wyrzykowski М. Przepisy utrzymаnе w mосy, а|1. 1//Коmеntаrz do tonstytucji
Rzeсzуроsроlitej Polskiej/ red. Garlicki L. Warszawa, 1995.
18. Ziembinski Z. O pojmowaniu sprawiedliwosci. Lublin, 1992.
19. Ziembinski Z. Wartosci konstytucyjne. Warszawa, 1993.
The principle of social justice in the doctrine and decisions of
the constitutional tribunal of Poland Chekharina V.I.
Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences The subject of the study is the principle of social justice in the context of the Constitutional provisions of Poland, the Polish legal doctrine, the decisions of the constitutional Tribunal. The methodology of the study was comparative, analytical methods, systematic approach. The principle of social justice in the Polish doctrine is considered in the context of the most important principles of the modern state: the rule of law, equality, respect for the rights and freedoms of man and citizen, protection of human dignity. It is not yet fully defined. The connection of social justice with the market economy model is emphasized. Positive and negative aspects of social justice are highlighted, which are reflected in the decisions of the constitutional Tribunal. The results of the study can be used in further studies of this issue. Key words: the principle of social justice, Poland, the Constitution,
the Polish doctrine, the Constitutional Tribunal References
T. 1. S.
7
1. Bacon F. Philosophical Heritage. Cit. M .: Thought, 1977.
484 - 512.
2. Vaipan V.A. Theory of Justice: Law and Economics. M .: Yustitsinform, 2017.
3. Zorkin V.D. The rule of law and the meeting of civilizations //
Journal of constitutional justice. 2008. № 1. S. 2-9.
4. Sobchak J. Justice and equality in the judicial practice of the
Polish constitutional court. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/23520/1 /9_%D1 % 81% D0% BE% D0% B1% D1% 87% D0% B0% D0% IB.pdf (date of 08.06.2018).
5. Chirkin V.E. The principle of social justice in comparative measurement // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2016.№5. Pp.72-83.
6. Shirokanova A. A. Installations in relation to social security in
Poland and Russia: the results of the European social research // Zhurn. Byelorussian. state un. Sociology. 2018. No. 1. P. 135-143.
Banaszak B. Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej. Komentarz. Warszawa, 2009. Exemplum Tractatus de Justitia Universal, sive de Fontibus Juris // The Works of Francis Bacon, baron of Verulam, Viscount St. Alban, and Lord High Chancellor of England / Collected and edited by J. Spedding, R.S. Ellis and D.D. Heath Vol. 1. London, 1875.
Garlicki L. Orzecznictwo Trybunatu Konstytucyjnego w 1998 roku // Przegl^d S^dowy. 1998. No. 6. S. 95 -124. Hajdu T., Hajdu G. Reduction of income inequality and subjective well-being in Europe // Econ. The Open-Access. 2014. Vol. 8. P. 1-29.
Klimczyk P. Nierownosci dochodowe w gospodarce polskiej w okresie transformacji // Spoteczna gospodarka rynkowa / red. Wtodarczyk R. Warszawa, 2011. S. 95-126. Morawski L. Instrumentalizacja prawa (Zarys problemu) // Panstwo i Prawo.1993. No. 6. S.16-27. 13.Oniszczuk J. Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej w orzecznictwie Trybunatu Konstytucyjnego na pocz^tku XXI wieku. Krakow, 2004.
10.
11
12.
14. Pysz Por. P. Spoteczna gospodarka rynkowa. Ordoliberalna koncepcja polityki gospodarczej. Warszawa, 2008.
15. Sokolewicz W. Komentarz do art. 2 // Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej / red. Garlicki L. Warszawa, 2003.
16. Stemplowski R. O sprawiedliwosci spotecznej w polityce polskiej // Sprawiedliwosc spoteczna w polityce polskiej / pod red. Arndt W., Boberka S. Krakow: Wydawnictwo Ademia ignatianum, 2016. S. 9-25.
17. Wyrzykowski M. Przepisy utrzymane w mosy, art. 1 // Company do Konstytucji
Rzecsuroslitej Polskiej / red. Garlicki L. Warszawa, 1995.
18. Ziembinski Z. O pojmowaniu sprawiedliwosci. Lublin, 1992.
19. Ziembinski Z. Wartosci konstytucyjne. Warszawa, 1993.
x 2
00 ^
0
СЧ
(О
01