Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы построения модели социального государства в России'

Конституционно-правовые основы построения модели социального государства в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
843
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIAL STATE / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН / SOCIAL RIGHTS OF CITIZENS / ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН / SUPPORT OF CITIZENS / ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН / PROTECTION OF RIGHTS OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лохина Екатерина Сергеевна

В статье проанализированы положения Конституции Российской Федерации, в которых законодательно отражены позиции, позволяющие выявить элементы построения модели социального государства. Автор отмечает исторический аспект формирования модели социального государства, установленный в соответствующих рамках от древнейших времени и до настоящего времени. По мнению автора, в качестве неотъемлемого элемента построения современного демократического, правового государства выступает создание благоприятных условий для его граждан. Помимо правового механизма и исторического аспекта, в статье были исследованы теоретические подходы российских ученых-исследователей к проблемам построения социального государства. На основе нормативных положений, а также позиций теоретиков сформированы выводы и дан ответ на вопрос, является ли в настоящее время Российская Федерация социальным государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы построения модели социального государства в России»

УДК 34

Е. С. Лохина

магистрант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

Аннотация. В статье проанализированы положения Конституции Российской Федерации, в которых законодательно отражены позиции, позволяющие выявить элементы построения модели социального государства. Автор отмечает исторический аспект формирования модели социального государства, установленный в соответствующих рамках от древнейших времени и до настоящего времени. По мнению автора, в качестве неотъемлемого элемента построения современного демократического, правового государства выступает создание благоприятных условий для его граждан. Помимо правового механизма и исторического аспекта, в статье были исследованы теоретические подходы российских ученых-исследователей к проблемам построения социального государства. На основе нормативных положений, а также позиций теоретиков сформированы выводы и дан ответ на вопрос, является ли в настоящее время Российская Федерация социальным государством.

Ключевые слова: социальное государство, социальные права граждан, поддержка граждан, защита прав граждан.

E. S. Lokhina

Master student

Penza State University, Penza, the Russian Federation

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASES OF CONSTRUCTION OF MODEL OF THE SOCIAL STATE IN RUSSIA

Abstract. The article analyzes the provisions of the Constitution of the Russian Federation, which legally reflect the position to identify the elements of building a model of a social state. The author notes the historical aspect of the formation of the model of the social state, established in the appropriate framework from ancient times to the present. According to the author, the creation of favourable conditions for its citizens is an integral part of building a modern democratic, legal state. In addition to the legal mechanism and the historical aspect, the article investigates the theoretical approaches of Russian scientists - researchers to the problems of building a social state. Based on regulations, as well as the positions of theorists formed conclusions about and the answer to the question whether the Russian Federation is currently a social state.

Key words: social state, social rights of citizens, support of citizens, protection of rights of citizens.

Идея построения социального государства в общемировой практике начала развиваться еще в глубокой древности, находя свое отражение в трудах древнегреческих, древнеримских, индийских и китайских философов. Однако развитие в активном ключе данная идея, которая затем трансформировалась в целую научную концепцию, получила уже в средневековой Европе.

Обращаясь к отечественному опыту построения модели социального государства, стоит отметить, что ее формирование происходило с присущими национальной правовой системе особенностями.

Законодательство царской России, несмотря на стремление правителей «привить европейские тенденции» того времени, не смогло воплотить в себя положения относительно внедрения в сложившуюся правовую и политическую систему идей социального государства.

Социалистический строй, пришедший на смену царскому и господствующий в Советском союзе, в качестве своей основополагающей цели предполагал достижение благосостояния и благополучия населения.

Советская социалистическая система в значительной мере отличалась от западных моделей и по признаку отсутствия обратной связи. То есть государство, как единый и единственный фактор в данной сфере, осуществляло «должные» запланированные мероприятия, стремясь учесть интересы всех без исключения социальных групп, но препятствуя им выражать данные интересы, подавляло развитие системы социального партнерства и гражданского общества. А взамен требовало ударный труд и политическую благонадежность. В результате этого у населения отсутствовала потребность проявления социальной инициативы [7].

Однако достижение поставленной цели было предопределено в качестве средств для строительства коммунизма и не содержало в себе идеи построения социального государства, гражданского общества и демократического строя, а также низкого качества широкого спектра социальных услуг.

Традиционно в отечественном праве принято считать, что начало построения модели социального государства обусловлено переходом России после распада Советского союза к демократическим ценностям, а именно: интеграция в мировое сообщество, создание прогрессивной рыночной экономики, приоритет частной собственности, ориентация государства на нужды и потребности его граждан.

Все вышеназванные условия были отражены и задекларированы в новой Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (далее Конституция РФ) [5].

Для определения понятия социального государства нами было выбрано определение, предложенное С.Г. Василевичем, так как оно наиболее емко отражает его содержание: «социального государство - это такое государство, правовым императивом деятельности которого является создание условий для всестороннего развития личности, реализации ею всего комплекса прав и свобод, надлежащего выполнения конституционных обязанностей, оказание социально-экономической помощи гражданам, которые по объективным причинам (возраст, инвалидность, многодетность и т.п.) не в состоянии на равных условиях конкурировать на рынке труда с трудоспособными лицами» [2].

Неотъемлемым элементом построения современного демократического, правового государства является создания благоприятных условий для его граждан.

Безусловно, данные положения нашли свое отражение и в Конституции РФ: ст. 7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Анализ данной статьи Конституции позволяет констатировать, что «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» [5].

Из данного положения следует, что государство выступает гарантом обеспечения комплекса социальных прав граждан, а именно:

- провозглашает их и гарантирует их реализацию на уровне основного закона государства;

- декларирует право на труд, его защиту;

- создает условия для поддержки института семьи;

- реализует право на жилище;

- создает институты образования и здравоохранения;

- развивает систему институтов поддержки граждан, попавших в трудные жизненные ситуации;

- создает фонды денежных средств, из которых осуществляется поддержка граждан, достигших пенсионного возраста, иных социальные выплат, в рамках гарантий обеспечения социальных прав граждан;

- обеспечивает реализацию культурных прав граждан.

Таким образом, на основании положений Конституции РФ нами были выявлены элементы построения модели социального государства:

1. Декларирование положений о провозглашении социального государства в Основном законе страны;

2. Создание институтов и механизма реализации социальных прав и гарантий граждан;

3. Практическая реализация провозглашенных положений и контроль за их исполнением.

Считаем, что без взаимодействия данных элементов построение модели социального государства не представляется возможным.

Однако провозглашенный в Конституции РФ курс на создание социального государства не означает его окончательного построения, поэтому данный факт породил множество споров и дискуссий между российскими исследователями.

Председатель Конституционного суда Российской Федерации В.Д. Зорькин считает, что «главной задачей социального государства является достижение всеобщего прогресса, который основывается на принципах социальной справедливости. Социальное государство, прежде всего, должно помогать слабым, обеспечить каждому достойное человека существование. Но важно понять, что объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него действующая Конституция РФ, должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию, благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот» [4].

Позиция В.Д. Зорькина представляется нам весьма обоснованной, поскольку для претворения в жизнь руководящих идей социального государства, закрепленных в Конституции РФ, необходимо активное содействие органов государственной власти по преодолению проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности граждан, как посредством правового регулирования, так и с помощью практической деятельности созданных институтов реализации социальной политики.

Данную идею поддержал и развил заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по социальной политике, кандидат экономических наук В.М. Анисимов в том, что «для реализации положений ст. 7 Конституции Российской Федерации требуются согласованные действия всех ветвей государственной власти и общественных объединений. Чтобы весь механизм четко работал, необходимо принять Федеральный закон «Об основах социальной политики», который определил бы права и обязанности всех ее субъектов - государственных органов, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных объединений» [1].

Мы также согласимся с данным подходом, поскольку в современных условиях для достижения идеи и в целом эффективного функционирования модели социального государства необходимо активное взаимодействие всех трех ветвей власти, которые, сконцентрировав свои усилия, впоследствии смогут в положительном ключе изменить ситуацию, предложить необходимые и ожидаемые гражданами программные действия и решения в сфере экономики, рынка труда и занятости, социального обеспечения, формирования условий для поддержки института семьи, доступности жилья, повышенному вниманию к экологической обстановке и т.д.

В заключение необходимо ответить на вопрос: а построена ли модель социального государства в Российской Федерации?

Как отмечает Л.Е. Попова, провозглашение Российской Федерации социальным государством - это принцип, задача, цель, достижение которой потребует огромных усилий. Пока мы находимся на первой ступени построения социального государства [6].

Такой же позиции придерживается и М.А. Дреманова, которая считает, что «на сегодняшний день говорить об РФ как о сложившемся социальном государстве преждевременно. Реально Россия станет социальным государством тогда, когда будут всецело реализованы на практике, в жизни конституционные нормы, определяющие социально-экономические права человека в России. В настоящее же время существует практика несвоевременной выплаты заработной платы и пенсий, что грубо нарушает неотъемлемые права граждан, постоянно снижается эффективность социального обеспечения населения, что не позволяет в полной мере признать Россию социальным государством» [3].

Рассмотрев вышеизложенные позиции, нам представляется, что, действительно, несмотря на конституционное провозглашение модели социального государства в России, ее важнейший составной элемент - практическая реализация провозглашенных конституционных положений и контроль за их исполнением -осуществляется недолжным образом, что влечет за собой неминуемую тенденцию по снижению эффективности рассматриваемого процесса.

Поэтому приоритетными направлениями органов государственной власти, уполномоченных осуществлять деятельность по созданию и реализации конституционных положений о социальном государстве, должны стать разработка и установление минимального размера заработной платы с учетом реальных условий жизнедеятельности в стране; развитие рынка труда путем создания рабочих мест и подготовки квалифицированных кадров; создание и реализация эффективных программ по поддержке института семьи; особое внимание также стоит уделить созданию условий для инвалидов и пожилых граждан, в том числе и в рамках соответствующих выплат.

Таким образом, рассмотренная в рамках данной статьи проблема построения социального государства в Российской Федерации остается по-прежнему актуальной и требующей теоретического и практического осмысления ученых-конституционалистов и изложения плодов мыслительного процесса в соответствующих научных трудах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов В.М. Социальное государство в России - выбор времени. Основные проблемы социального развития России / В.М. Анисимов // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2004. — № 15 (235). — С. 32-35.

2. Василевич С.Г. Понятие и сущность социального государства / С.Г. Василевич // Вестник экономической безопасности. — 2017. — № 3. — С. 95-100.

3. Дреманова М.А. Россия - социальное государство? / М.А. Дреманова / / Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 12. — С. 573-574.

4. Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации / В.Д. Зорькин // Сравнительное конституционное обозрение. — 2008. — № 1. — С. 9-14.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 22.04.2018).

6. Попова Л.Е. Россия как социальное государство / Л.Е. Попова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — № S31. — С. 11-15 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14865.htm (дата обращения: 22.04.2018).

7. Шапошников С.П. Социальное государство в России: историко-теоретический аспект / С.П. Шапошников // История государства и права. — 2010. — № 11. — С. 12-13.

REFERENSES

1. Anisimov V.M. The social state in Russia - the choice of time. Main problems of social development of Russia. Analiticheskii vestnik Soveta Federatsii FS RF = Analytical bulletin of the Federation Council of Federal Assembly of the Russian Federation, 2004, no. 15 (235), pp. 32-35 (in Russian).

2. Vasilevich S.G. The concept and essence of a social state. Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti = Vestnik of economic security, 2017, no. 3, pp. 95-100 (in Russian).

3. Dremanova M.A. Is Russia a social state? Teoriia i praktika obshchestvennogo razviti-ia = Theory and practice of social development, 2012, no. 12, pp. 573-574 (in Russian).

4. Zor'kin V.D. The social state in Russia: realization problems. Sravnitel'noe konstitut-sionnoe obozrenie = Comparative Constitutional Review, 2008, no. 1, pp. 9-14 (in Russian).

5. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) (The Constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 no. 6-FKZ from 30.12.2008 no. 7-FKZ, from 5.02.2014 no. 2-FKZ, from 21.07.2014 no. 11-FKZ)). Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 22.04.2018).

6. Popova L.E. Russia as a social State. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept» = Periodic scientific and methodological e-journal «Koncept», 2014, no. S31, pp. 11-15 (in Russian). Available at: http://e-koncept.ru/2014/14865.htm (accessed 22.04.2018).

7. Shaposhnikov S.P. The social state in Russia: historical-theoretical aspect. Istoriia gosudarstva i prava = History of State and Law, 2010, no. 11, pp. 12-13 (in Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Лохина Екатерина Сергеевна — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: lokhinakateri-na@gmail. com.

AUTHOR

Lokhina Ekaterina Sergeevna — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: lokhinakaterina@gmail.com.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Лохина Е.С. Конституционно-правовые основы построения модели социального государства в России / Е.С. Лохина // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Lokhina E. S. Constitutional and legal bases of construction of model of the social state in Russia. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 2, available at: http: //esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.