УДК 340 ББК 67/3
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
DOI 10.24411/2073-0454-2020-10442 © В.С. Анисимова, 2020
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Вероника Сергеевна Анисимова, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается вопрос об особенностях правовой политики социального государства. Анализируются цели, задачи, средства такой политики, обосновывается их связь, с одной стороны, с менталитетом государственно организованного общества, с другой стороны, с особенностями его исторического развития.
Ключевые слова: социальное государство, правовая политика, цель правовой политики, задачи правовой политики, социальные гарантии.
LEGAL POLICY OF THE SOCIAL STATE
Veronika S. Anisimova, Adjunct of the Faculty of Training Scientific-Pedagogical and Scientific Personnel
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika
Volgina, d. 12)
E-mail: [email protected]
Abstract. Examined the issue of the peculiarities of the legal policy of the social state. The goals, objectives, means of such a policy are analyzed, their connection is substantiated, on the one hand, with the mentality of a state-organized society, on the other hand, with the peculiarities of its historical development.
Keywords: welfare state, legal policy, goal of legal policy, objectives of legal policy, social guarantees.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Анисимова В.С. Правовая политика социального государства. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):16-9.
Правовая политика — это тот термин, который отражает все многообразие принимаемых государством мер по организации и регулированию правовой жизни общества. Правовая политика неразрывно связана с экономической, социальной, культурной политикой и влияет на их осуществление. Названные обстоятельства указывают на то, что параметры правовой политики государства выступают фактором, оказывающим существенное влияние на характер взаимоотношений между человеком и государством. Сказанное в полной мере относится к взаимоотношениям между человеком и социальным государством.
Актуальность рассмотрения проблемы правовой политики социального государства определяется тем, что в настоящее время и роль правосознания, и роль самого права в жизни общества возрастают, и это не может не влиять на роль государства в организации
и регулировании жизни общества. Активный рост авторитетности права, с одной стороны, говорит о повышении качества правовой политики государства, с другой стороны, о более высоких требованиях, предъявляемых к государству как субъекту правовой политики.
Для социального государства характерно в первую очередь признание человека высшей ценностью, которое неразрывно связано с демократическим развитием страны, а также соблюдением правовых норм, установленных в этом государстве. Социальное государство именует себя демократическим государством, правовая политика которого является средством достижения высокого уровня жизни населения, направленная на реальное осуществление прав и свобод граждан в качестве необходимого условия достойной жизни человека. «Социальное государство беспокоит-
ся о всестороннем развитии каждого человека, а также о свободной реализации свойственного для него творческого потенциала в целом» [1, С. 30]. Основное значение для правовой политики социального государства является обеспечение равенства и справедливости возможностей и, соответственно, равенство всех прав участников отношений, позволяющее достигнуть улучшения уровня благосостояния индивидуумов.
Правовая политика социального государства имеет ряд целей, но приоритетной является улучшение качества и уровня правовой жизни общества, неразрывно связанное в условиях антропоцентризма с обеспечением в этом обществе точного и неукоснительного осуществления прав человека и гражданина.
Правовая политика включает в себя систему направлений, мер, средств и механизмов, с помощью которых может быть реализована и в реальности претворяется в жизнь цель названной политики.
Решение практически любого социального вопроса требует активных действий со стороны того или иного уполномоченного государственного органа или должностного лица. В этой связи важно то, что социальное государство, исходя из цели, лежащей в основе его правовой политики, устанавливает свои приоритеты и социальные стандарты, для каждой конкретной инстанции (к их числу относятся департаменты, министерства, администрации и другие составляющие аппарата государства). А также определяет круг полномочий для решения проблем и регулирования отношений в сфере ее деятельности.
Эффективность правовой политики социального государства может быть достигнута только при условии единства направлений деятельности всех его органов. При этом деятельность государственных органов должна быть направлена на постановку и выполнение именно таких приоритетных задач, реализация которых будет обеспечивать наиболее полное удовлетворение духовных и материальных нужд членов общества. Будучи подчиненными, цели улучшения, качества и уровня правовой жизни общества, такие задачи получают свое утверждение в доктринах и программах социального государства.
Социальное государство осуществляет реализацию своей правовой политики посредством специальных юридических механизмов, среди которых наибольшую значимость имеют механизмы гарантирования прав и свобод человека и гражданина. Такие юридические механизмы в своем действии неразрывно связаны с социально-экономическими механизмами, которые оказывают влияние на сам образ жизни
людей и частично его изменяют:
• создают барьеры от различного рода трудностей, наполняя новыми социальными смыслами правовой статус каждой личности;
• дают возможность, как в сфере производства, так и в сфере предоставления товаров и услуг защищать интересы и права потребителей, например, гарантируют эффективную защиту граждан от некачественных товаров и услуг, от мошеннических действий, а также контрафактного производства продукции;
• способствуют повышению эффективности системы страхования, качества медицинского обслуживания в государственных и городских больницах;
• создают условия для таких благоприятных изменений как усовершенствование крупных и мелких бирж труда, уменьшение уровня безработицы, обеспечение социальных гарантий как занятым, так и безработным, повышение прожиточного минимума, повышение работодателями уровня заработной платы, обеспечение оплачиваемых отпусков и условий для комфортного отдыха;
• дают возможность разграничения социального обеспечения по группам, в зависимости от жизненных показателей (возраст, статус, группа здоровья, наличие или отсутствие хронических заболеваний), для улучшения качества социальных гарантий отдельным категориям граждан;
• обеспечивают эффективный контроль над соблюдением экологического баланса, опираясь на нормативно-правовую базу по защите окружающей среды, а также неукоснительное соблюдение экологических требований по сохранению экосистемы;
• гарантируют реализацию жилищных прав граждан, в том числе — законодательно подтвержденного права на социальное жилье, соответствующее всем стандартам, стоимости коммунальных услуг, расходов граждан на эти услуги;
• создают условия для повышенного контроля государства за улучшением качества базового образования, побуждают органы государственной власти уделять внимание как развитию творческих способностей каждой отдельно взятой личности, так и повышению уровня духовно-нравственного развития общества в целом.
Связь между теми юридическими механизмами, посредством которых социальное государство осуществляет свою правовую политику, и социально-экономическими механизмами, оказывающими влияние на образ жизни людей, обусловливается тем, что правовая политика социального государства, имея своей приоритетной целью улучшение качества и уровня правовой жизни общества. В то же время оказывается средством организации, юридического оформления и обеспечения социальной и экономической политики. Таким образом, она приобретает инструментальное значение не только для совершенствования права и правовой практики социального государства, но и для эффективного осуществления стоящих перед ним социально значимых задач.
Правовая политика социального государства специфична по своим задачам, к ним необходимо отнести, как минимум, следующие:
• организацию программ для развития различных отраслей правового регулирования;
• повышение эффективности системы правовых средств;
• инновацию устройства обеспечения защиты прав и законных интересов человека и гражданина;
• обеспечение равного правосудия;
• организацию продуктивного взаимодействия гражданского общества и государства;
• повышение заинтересованности граждан в реализации своих интересов правовыми средствами;
• повышение уровня правовой грамотности населения;
• устранение пробелов в нормативно-правовых актах, «отвечающих» за защиту прав и законных интересов личности.
Решение перечисленных задач непосредственно связано с необходимостью использования особых правовых средств. С этой точки зрения правовую политику необходимо рассматривать именно как процесс реализации конкретных установок, идей, программ и т.д.
В конкретном государственно организованном обществе характер средств, применяемых в правовой политике, во многом зависит от особенностей самого общества, его политической культуры, менталитета. Сказанное в полной мере относится к средствам правовой политики социального государства.
Правовые средства в социальном государстве являются такими инструментами, использование которых способствует обеспечению реализации интересов человека и гражданина — как в правовой, так и в со-
циально-экономической сфере. Главным ориентиром для субъектов, применяющих конкретные правовые инструменты для достижения цели правовой политики социального государства, является право каждого человека и гражданина на жизненный уровень выше среднего (включая пищу, одежду, жилье, медицинские услуги и необходимое социальное обслуживание). Данный уровень необходим для поддержания благосостояния, здоровья, работоспособности гражданина и членов его семьи в интересах своего же государства, в том числе в случае болезни, достижения пенсионного возраста, безработицы.
Применением правовых средств обеспечиваются благоприятные юридические условия для реализации частных интересов, усовершенствование законодательных актов в социально-экономической сфере, расширение возможностей индивидов в правоприменительной сфере, свобода выбора каждым человеком сферы профессиональной деятельности. Оно также способствует стимулированию предпринимательской деятельности, развитию социальных и экономических отношений в сфере торговли и предпринимательства и т.д. Таким образом, можно говорить о том, что эффективность правовых средств, применяемых социальным государством, влияет на эффективность его социально-экономической политики. Это вполне закономерно, поскольку стратегическая цель социальной политики — это создание экономических, правовых и социально-политических условий для того, чтобы каждый человек мог работать и достойно зарабатывать, содержать себя и свою семью на достойном современного человека уровне [2, С. 38].
Правовые средства в той или иной мере оказывают влияние на управляющее воздействие социального государства в различных сферах его деятельности. Тех, правовых средств, с которыми связано появление специфических предметов правового регулирования, таких как занятость населения, социальное равенство и партнерство, трудовые отношения, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и наука, образование и здравоохранение, сфера социального обслуживания, адресная социальная помощь, спорт и физическая культура, обязательное социальное и государственное страхование.
Вместе с тем, вряд ли можно утверждать, что эффективность проводимой социальным государством социально-экономической политики неразрывно связана с эффективностью тех инструментов, посредством которых осуществляется его правовая политика. В гораздо большей степени результативность социально-экономической политики зависит от того, в какой мере применение политических инструмен-
тов способствует повышению эффективности элементов государственного аппарата в осуществлении ими функций, связанных с обеспечением социальной защищенности населения, развитием духовных и нравственных составляющих основ социальной жизни, обеспечением экономической стабильности и т.д.
В итоге можно сказать, что средства, при помощи которых осуществляется правовая политика социального государства, не имеют самоценности в том плане, что их роль в обеспечении достижения целей социального государства является вспомогательной. Использование таких инструментов имеет ценность постольку, поскольку вносит вклад в повышение эффективности социальной и экономической политики государства. А прежде всего такой вклад выражается в обеспечении устойчивого правового порядка, который является гарантом социально-экономических прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение формально-юридического равенства всех перед законом, создании условий для единого подчинения праву, что означает недопустимость удовлетворения социально-экономических прав одних членов общества в ущерб прав и свобод других [3, С. 28].
В данном случае можно вести речь о правовом фундаменте, на котором основывается демократическое социальное государство. Однако понятие правового фундамента при этом будет иметь специфический смысл. Речь идет не о том, что благодаря правовым средствам осуществляется стимулирование социально-экономической политики государства, такая политика является успешной, гарантирует высокую эффективность существующей в стране экономической системы, обеспечивает развитие предпринимательства, прежде всего — малого и среднего бизнеса, помогает государству найти выход из любой критической ситуации. Речь идет о юридически принимаемом на себя государством обязательстве всемерно содействовать созданию условий, способствующих достойной жизни человека, т.е. таких условий, в которых он получает возможность решать возникающие у него проблемы, вплоть до социально-бытовых.
В целом, есть основания утверждать, что особенностью правовой политики социального государства является то, что она способствует достижению реалистичных социально ориентированных целей, при этом вспомогательная роль тех инструментов, посредством
которых осуществляется такая политика, заключается в том, чтобы обеспечивать решение стоящих перед социальным государством задач наиболее прагматичными, соразмерными, достойными средствами.
Литература
1. Гапоненко Л.Б. Конституционное закрепление социально-экономических прав человека в теории и практике социального государства // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. 2015. № 4. С. 30-38.
2. Охотский Е.В. Социальное государство и социальная политика современной России: ориентация на результат / Е.В. Охотский, В.А. Богучарская // Труд и социальные отношения. 2012. № 5(95). С. 30-44.
3. Малько А.В. Правовая политика: Актуальные проблемы исследования. Труды Института государства и права Российской академии науки № 4/2011. Научная статья. С. 3-30.
4. Малько А.В. Правовая жизнь: Основы теории // Правовая жизнь современной России: теоретико-методологический аспект / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2005. С. 207.
References
1. Gaponenko L.B. Constitutional consolidation of socio-economic human rights in the theory and practice of the social state // Problems of ensuring, realizing, protecting constitutional human rights and freedoms. 2015. No. 4. P. 30-38.
2. Okhotsky E.V. The social state and social policy of modern Russia: orientation to the result / E.V. Okhotsky, V.A. Bogucharskaya // Labor and social relations. 2012. No. 5 (95). P. 30-44.
3. Malko A.V. Legal Policy: Topical Research Problems. Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Science No. 4/2011. Research Article. P. 3-30.
4. Malko, A.V. Legal life: Fundamentals of theory (in Russian) // Legal life of modern Russia: theoretical and methodological aspect (in Russian) / Edited by N.I. Matuzov, A.V. Malko. Saratov, 2005. С. 207.