С.Ю.Королёв, S.LKorolev,
кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Legal Sciences,
старший научный сотрудник Associate Professor, Senior Researcher д
Саратовского филиала at the Saratov Branch of the Institute g
Института государства и права of State and Law of the Russian Academy §
Российской академии наук of Sciences П
DOI: §
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ g
В ОБЛАСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ g
ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: |
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ |
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА f
S
S
Аннотация: сегодня рациональное использование природных ресурсов, в част- g
ности земли, является ключевым фактором развития как человечества в целом, так g §
и отдельных государств, включая Российскую Федерацию. Актуальность статьи g f
обусловлена не прекращающейся на протяжении десятилетий сложившейся тенден- .3 3
цией к деградации земельного фонда нашей страны. Поставлена цель дать правовой | .с
анализ текущего состояния нормативно-правового регулирования некоторых вопро- g g
сов рационального землепользования. В ходе исследования выявлены существующие g -а
недостатки и пробелы действующего Земельного кодекса РФ, оказывающие влияние g о
на эффективность реализуемой государством политики в рассматриваемой сфере, g С
сделаны авторские предложения по его совершенствованию. 3 g
Ключевые слова: правовая политика, рациональное использование земельных g ЦЦ
ресурсов, устойчивое развитие, законодательство, модернизация правовой системы, g §
охрана земель g |
§
I ее
LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION H -
IN THE FIELD OF RATIONAL USE OF LAND RESOURCES: | g SOME ISSUES OF IMPROVING LEGISLATION f 3
M
Abstract: today, ensuring the rational use of natural resources, in particular the earth, f о is a key factor in the development of both humanity as a whole and individual states, including § ?!
the Russian Federation. The relevance of the article is due to the ongoing trend towards the degradation of the land fund of our country for decades. The aim is to provide a legal analysis of the current state of regulatory regulation of some issues of rational land use. In the course of the study, the existing shortcomings and gaps of the current Land Code of the Russian Federation have been identified, affecting the effectiveness of the policy implemented by the state in this area, and author's proposals for its improvement have been made.
Keywords: legal policy, rational use of land resources, sustainable development, legislation, modernization of the legal system, land protection.
35
Наше государство вступило в новый этап своего развития, который обусловлен внешней и внутренней политической ситуацией, международными санкциями, перенаправлением экспортных и импортных потоков и т.п. Вопросы национальной безопасности, составляющими которой являются экономическая, экологическая безопасность, а также рациональное природопользование, стали не просто вопросами, на которые законодатель делает акцент в своей современной правовой политике, а вопросами выживания России как независимого, суверенного государства [1].
Ни для кого не является секретом, что стабильность российской экономики зависит от количества добываемых и поставляемых на мировой рынок природных ресурсов, а сохранить природу или даже минимизировать воздействие на нее при доминировании экономики над экологией представляется очень сложной задачей. К сожалению, в стране уже не одно десятилетие формируется «техногенный тип § экономического развития, связанный с истощением и деградацией природных ресурсов и ростом загрязнения окружающей среды» ^ [2, с. 86]. Наглядно это можно проиллюстрировать на примере § земельных ресурсов. Две по своей сути (и даже форме) одинако-® вые фразы, сформулированные с промежутком в шестнадцать лет: С 1) Государственный (национальный) доклад о состоянии и исполь-^ зовании земель в Российской Федерации в 2005 г.: «Анализ данных 2 государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что практически во всех субъектах РФ имеет место выявленная тенденция к ухудшению со-С стояния земель» [3, с. 96]; 2) Государственный (национальный) до-^ клад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации § в 2021 г.: «Проведенный Росреестром анализ поступивших из субъектов РФ докладов о состоянии и использовании земель за 2021 г. с; по их качественному и экологическому состоянию показывает, что
О
«V
со
на территории России почти повсеместно наблюдается деградация 36 земель» [4, с. 85].
Опубликованные за этот небольшой исторический период данные
со
су уже позволяют сделать вывод о том, что существующими средствами,
в том числе правовыми, невозможно разрешить сложившуюся ситуацию ухудшения качественных показателей состояния земельного фонда РФ. Ни стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов по рациональному землепользованию, ни усиление ответственности за правонарушения в сфере охраны и использования земли не дают желаемого результата. В качестве такового можно определить
а
3
решение задач, поставленных еще в 2012 г. Основами государственной политики использования земельного фонда РФ:
■ создание условий для организации рационального и эффективного использования земельных участков, включающих в себя учет общественных и отраслевых потребностей, требования устойчивого д развития территорий, а также соблюдение гарантий прав участников земельных отношений;
■ обеспечение охраны природы и окружающей среды, в том числе охраны земель и сохранение объектов культурного наследия;
■ сохранение и повышение качественного состояния земель [5].
В связи с этим представляется необходимым определить некото- §<
рые причины сложившейся ситуации и предложить пути их устране- £ ния. Необходимо начать с понятийного аппарата, которым оперирует Ц земельное законодательство, в частности термина «земля», который | широко используется в Конституции РФ [6], Земельном кодексе РФ [7], Федеральном законе «Об охране окружающей среды» [8] а также в подзаконных нормативных актах. Основополагающей для Ц Ц трактовки данного термина является ст. 6 Земельного кодекса РФ, | Ц которая определяет объекты земельных отношений: | |
■ земля как природный объект и природный ресурс; § |
2 о
■ земельные участки; § О
■ части земельных участков. .5 д
Однако, определяя в качестве объекта земельных отношений зем- | 1
X и
а в
х § г ^
3 о
лю как природный объект и природный ресурс, закон не дает опреде- „
ления данной категории в отличие от термина «земельный участок», | |
определение которого мы находим как в ч. 3 вышеуказанной статьи | |
Земельного кодекса РФ, так и в ст. 141.2. Гражданского кодекса РФ [9]. | 1
И в первом, и во втором случаях земельный участок определяется как О 2
часть земной поверхности или часть поверхности земли (что по сути 11
одно и то же), обладающая индивидуальными признаками, в качестве 1
основных выступают границы участка и его кадастровый номер. Но ни 3§ один нормативный акт не дает определение понятия «земля».
В 2020 г. Приказом Федерального агентства по техническому регу- 37
лированию и метрологии был утвержден Национальный стандарт РФ п
«Охрана окружающей среды. Земли. Термины и определения». Раздел з
второй данного документа содержит термин «земли»: «значительная О
по площади территория, на которой могут быть представлены разные §
Ф:
типы почв, но имеющая конкретное хозяйственное назначение» [10]. ю Совместив два понятия («земельный участок» и «земли»), можно сделать вывод о том, что законодатель рассматривает земельные участки как определенные территории, отличающиеся типом почвы
и первостепенным признаком является экономическая ценность земли. Это вполне объяснимо.
С начала девяностых годов прошлого столетия приоритет законодателя отдан регулированию использования земли как пространственно-территориального базиса для освоения строительными, промышленными, транспортными отраслями [2, с. 14]. Сюда же следует добавить и сельское хозяйство, где регулирование использования земли осуществляется в большей степени как средства производства. В то же время значение земли как природного объекта хотя и указывается во многих политико-правовых документах, таких как Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [11], Государственная политика использования земельного фонда РФ на 2012-2020 гг. [5] и т. д., во многом это остается лишь «декларацией намерений». Безусловно, такое одно-„о стороннее «понимание» земли как объекта земельных отношений го наносит непоправимый вред природе и обществу, а весь масштаб негативных последствий проявится уже в недалеком будущем. Таким а образом, если мы не хотим столкнуться с дефицитом земельных § ресурсов, быть в роли отстающих на мировом продовольственном § рынке, необходимо уже сейчас как можно быстрее переосмысливать 2 и менять существующие подходы к пониманию земли и земельных ^ ресурсов.
— Ухудшающаяся экологическая ситуация требует отодвинуть
§ на второй план значимость земли как территориального базиса для
§ размещения зданий, строений, сооружений не только на словах,
§ но и на деле. Приоритет необходимо отдать значению земли как при-
^ родному объекту, который объединяет в себе все связанные с ним
компоненты природной среды, будь то недра, почвы, поверхностные оо „
о и подземные воды, растительный, животный мир, который использу-^ ется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и дея-С тельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Это должным образом соотносится с правом каждого на благопри-38 ятную окружающую среду, закрепленного ст. 42 Конституции РФ ^ [6], а также с одним из основных принципов земельного законода-(V тельства, который гласит: «приоритет охраны земли как важнейшего ® компонента окружающей среды и средства производства в сельском ^ хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде» [7]. Без проецирования этого постулата на правотворческую, право-
применительную, хозяйственную деятельность понимание важности земельных ресурсов как для нынешнего, так и для будущего поколений представляется очень затруднительным. В связи с чем целесообразно з1 дополнить ст. 6 Земельного кодекса положениями о том, что использо- § вание и охрана земли осуществляются, исходя из представления о ней д как об экологической системе, естественной или созданной человеком | (аналогичные нормы применительно к понятию «лес» мы находим | в ст. 5 Лесного кодекса РФ [12]); а также понятием «земля как при- О родный объект и природный ресурс», под которой следует понимать | важнейшую часть окружающей природной среды, характеризующуюся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, рас- » тительностью, недрами, водами, являющуюся средством производства £
в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для 3
£
размещения зданий, строений, сооружений. В основу предложенной |
дефиниции положено определение, содержащееся в ГОСТе 26640-85 о
«Земли. Термины и определения», который в настоящее время утратил г §
силу [13]. При таком подходе мы, с одной стороны, акцентируем вни- Ц Ц
мание на важности земли как природного объекта, тем самым правиль- | I
но расставляя приоритеты, с другой стороны, определяем взаимосвязь д 3
с другими природными ресурсами и переходим к окружающей среде § X
как общему феномену. По мнению С. А. Боголюбова, такое обобщение О 0
неминуемо: «... включение регулирования общественных отношений ,5 д
по поводу использования каждого из природных ресурсов в регулиро- 1 1
„ Хи
вание охраны всей окружающей среды, организации взаимодействия § §
не только индивидуумов и природного объекта, но и всего общества § |
и всей природы в целом» [2, с. 62]. | |
Второе, на что следует обратить внимание, это принцип раци- г 1
онального использования земельных ресурсов. Следует констати- 0 2
ровать тот факт, что данный принцип не нашел своего закрепления || Ц
в действующем земельном законодательстве. Таким образом, гово- 1 5
а §
рить о нем можно только во взаимосвязи с основными принципами § § охраны окружающей среды, предусмотренными ст. 3 Федерального
закона «Об охране окружающей среды» [8], в частности, с таким 39
принципом, как: «охрана, воспроизводство и рациональное ис- п
пользование природных ресурсов как необходимые условия обе- з
спечения благоприятной окружающей среды и экологической без- 0
опасности». Это представляется не совсем верным по следующим §
^ (О:
соображениям. ю
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения
и улучшения земель, является одной из целей охраны земли. Косвенно о рациональном использовании земель, вернее о нарушении правил такого использования, может говорить правовой анализ оснований принудительного прекращения прав на земельные участки. Так, в соответствии со ст. 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства РФ, к которым относится использование земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порча земель; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель „о и охране почв; невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Статья 68 Земельного кодекса РФ предусматривает, что землеустрой-№ ство включает в себя мероприятия по планированию и организации § рационального использования земель и т.д.
§ Из указанного выше мы видим, что земельное законодательство 2 использует такую категорию, как «рациональное использование ^ земель» в различных аспектах (как цель, как критерии должного — поведения субъектов земельных отношений, как направление де-§ ятельности в ходе проведения землеустройства), но только не как 5 принцип. Тогда как, например, лесное законодательство предусма-§ тривает «обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, ^ неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах» в качестве основного
00
о принципа [12]; водное законодательство предусматривает принцип ^ приоритета «сохранения водных биоресурсов и их рационального С использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав [14]. И это вполне логично. 40 Общий принцип рационального использования природных ресурсов ^ закрепляется в законодательстве относительно отдельных их видов. (V Тем более, учитывая схожесть правовой природы объектов отношений ® (земли, леса) ее двойственность как природного объекта и природного ^ ресурса, представляется странным отсутствие закрепления принципа рационального использования земельных ресурсов в отраслевом законодательстве о земле. В связи с чем предлагается дополнить ст. 1 Земельного кодекса РФ обозначенным принципом, например, следующего содержания: «обеспечение рационального, непрерывного,
неистощительного использования земли для удовлетворения потребностей общества в земельных ресурсах».
Таким образом, дополнение Земельного кодекса РФ понятием
земли как природного объекта и природного ресурса, принципом раци- §
онального использования земельных ресурсов даст новое осмысление д
правового механизма охраны земель как на уровне законодателя, так |
и на уровне простого обывателя. Во-первых, будет закреплено четкое |
понимание о земле как об основном связующем компоненте окружаю- 3
щей среды, во-вторых, используя земельный участок с нарушением це- | левого назначения или способами, причиняющими вред окружающей
среде, т.е. нерационально, субъект будет нарушать не просто нормы Ц
земельного законодательства, но и один из его основных принципов, £
что, безусловно, усилит воздействие на его правосознание. 3
Исследуя вопрос рационального использования земельных ре- ||
сурсов, необходимо сказать о такой близкой к этому категории, как о
«устойчивое развитие», под которым понимается «процесс экономи- ^ |
о Ц
ческих и социальных изменений, при котором природные ресурсы, * *
направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, § |
развитие личности и институциональные изменения согласованы друг | |
с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлет- ° |
ворения человеческих потребностей и устремлений» [15]. 3 з
Указанная концепция стала вырабатываться в российском праве, * д
в том числе и земельном, с 90-х гг. прошлого столетия параллельно | 1 „ аы
с традиционной концепцией рационального использования при- § §
з а §|
3
а 5
3 I
родных ресурсов. Триггером стал Указ Президента РФ от 4 февраля
1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации | 1 по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (в настоящее время утратил силу) [16].
Идея устойчивого развития общества пришла к нам из-за рубе- 11 жа, в общих чертах она была сформулирована еще в Стокгольмской | * декларации 1972 г. по проблемам окружающей человека среды, опре- 3 § делившей бремя ответственности за осуществление в широких масштабах политики в области окружающей человека среды за местными 41 властями и национальными правительствами [17]. Окончательно же п идея оформилась после принятия 14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро з Декларации по окружающей среде и развитию, провозгласившей ** 27 принципов устойчивого развития, среди которых: §
^ (О:
■ забота о человека является центральным звеном в деятельно- ю сти по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой (принцип 1);
■ для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него (принцип 4);
■ государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли. (принцип 7);
■ для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны сократить масштабы нерациональной практики производства и потребления, и искоренить ее, и поощрять соответствующую демографическую политику (принцип 8);
■ государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития за счет углубления научного понимания через
„о посредство обмена научно-техническими знаниями и расширения го разработки, адаптации, распространения и передачи технологий,
включая новые и передовые технологии (принцип 9); а ■ государства принимают эффективные законодательные акты § в области окружающей среды. Экологические стандарты, а также цели § и приоритеты хозяйственной деятельности должны отражать условия 2 в области окружающей среды и развития, в отношении которых они ^ применятся. Стандарты, применяемые некоторыми странами, могут — не соответствовать интересам других стран и быть сопряжены с не-§ обоснованными экономическими и социальными издержками для ^ них, в частности развивающихся стран (принцип 11); § ■и др. [18].
Исходя из вышеперечисленного, устойчивое развитие, как и принцип рационального использования природных ресурсов, на-
99
о правлено на сохранение окружающей среды и гармоничное развитие ^ общества. Принципиальное отличие между ними состоит в расста-С новке приоритетов. Если рациональное природопользование - это прежде всего сохранение природы, естественной среды обитания, то для устойчивого развития защита окружающей среды - это лишь часть глобального процесса развития человечества, где при необоЗ ходимости можно понизить необходимые требования и стандарты. ® Вопрос о том, могут ли эти две концепции параллельно развиваться в нашем законодательстве либо следует выбрать что-то одно, является дискуссионным [2, с. 29-42]. Представляется, что в российском законодательстве обе имеют право на существование, а задача ученых-юристов - взять лучшее от каждой из них и адаптировать под существующие реалии. Как пример, взаимодействие градо-
42
со
со
строительного и земельного законодательства РФ. Действующий Градостроительный кодекс РФ содержит указания на необходимость
учета экологической составляющей при осуществлении строитель- -з1
ства [19]. Так, в соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ §
законодательство о градостроительной деятельности основываются д
на принципах: |
■ обеспечение комплексного и устойчивого развития территории || на основе территориального планирования, градостроительного зо- О нирования и планировки территории; |
■ обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градо- 2 строительной деятельности. £
Внедрив в земельное законодательство предложенные выше 3
£
дополнения, мы получим конструкцию, при которой, реализовы- |
населения.
В заключении необходимо отметить, что правовой механизм ра-
з
г3
3 о
вая в градостроительстве принципы устойчивого развития и учета экологических, экономических социальных факторов, необходимо
учитывать тот факт, что земля является основополагающим ком- Ц Ц
понентом окружающей среды, в том числе в населенных пунктах, | |
а любое воздействие на нее (строительство, сельскохозяйственная | 3
деятельность), неминуемо приводит к изменению других компо- *
2 о
8 О § 1
подходы, правила не только при использовании земельных участков ,5 д в строительстве, но и совершенно другие стандарты качества жизни | 1
X и
а §
П 3
о * п | * 2
ционального использования земельных ресурсов требует совершен- | &
нентов. Это позволит законодателю выработать совершенно новые
43
ствования нормативных правовых актов, регулирующих данный вид природопользования, в частности внесение изменений в Земельный О 2 кодекс РФ, касающихся понятия земли как природного ресурса и при- 11 родного объекта, а также закрепления принципа рационального ис- | 5 пользования земельных ресурсов. 3 п
Думается, что предложенные дополнения станут катализатором к переосмыслению сложившихся подходов к использованию не только земли, но и других компонентов природы, а убеждения видных ученых С.А. Боголюбова, О.С. Колбасова, О.И. Крассова и др. в том, что «лучшим способом охраны природы и природных ресурсов является их рациональное, экономное использование, а лучшим способом их долгосрочного, как и эффективного потребления служит их дальновидная охрана от разбазаривания, загрязнения, засорения, захламления»[2, с. 63], будут реализованы на практике.
Список литературы:
1. О стратегии национальной безопасности РФ : Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2021. - № 27, ч. 2, ст. 5351.
2. Правовой механизм обеспечения рационального использования природных ресурсов : монография / Е.А. Галиновская, В.Б. Агафонов, С.А. Боголюбов и др.; отв. ред. Е.А. Галиновская. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2018. - 312 с.
3. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в РФ в 2005 г. -М., 2006. - С. 96.
4. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в РФ в 2021 году. - М., 2022. - 356 с.
5. Основы государственной политики использования земельного фонда РФ на 2012-2020 годы: Распоряжение Правительства РФ № 297-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 12, ст. 1425; 2014. - № 36, ст. 4880.
„О 6. Ст. 9 Конституции РФ // Доступ из информационно-правового портала
^ «ГАРАНТ.РУ» (дата обращения: 27.07.2023).
§ 7. Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 44, ст. 4147; ^ 2023. -№ 31, ч. 3, ст. 5796.
^ 8. Об охране окружающей среды : Федеральный закон от 10 января
§ 2002 г. № 221-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. -№ 2, оо ст. 133; 2023. - № 29, ст. 5315.
& 9. Гражданский кодекс РФ // Собр. законодательства Рос. Федерации. -
^ 1994. - № 32, ст. 3301; 2023. - № 31, ч. 3, ст. 5773.
10. Об утверждении национального стандарта РФ: Приказ Федерального « агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2020 г. № 707. URL: http://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&base ^ C=6&page=0&month=11&year=2020&search=59055-2020&id=238875 (дата О обращения: 01.07.2021).
ю 11. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 № 1662-р // Собр.
3 законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 47, ст. 5489; 2018. - № 41, О ст. 6246.
® 12. Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 50, ст. 5278;
^ 2023. - № 31, ч. 3, ст. 5769.
13. Земли. Термины и определения. (1985). ГОСТ 26640-85. Ш^: 1^:// 44 docs.cntd.ru/document/1200023264 (дата обращения: 14.08.2023).
_ 14. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов:
(*} Федеральный закон от 24 декабря 2004 г. № 166-ФЗ // Собр. законодатель-«V ства Рос. Федерации. - 2004. - № 52, ч. 1, ст. 5270; 2023. - № 1, ч. 1, ст. 24. ® 15. wikipedia.org. Информационный ресурс // Устойчивое развитие —
Википедия (wikipedia.org) (дата обращения 15.08.2023). ^ 16. Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ» (дата обращения:
15.08.2023).
17. Действующее международное право. Т. 3. - М.: Московский независимый институт международного права, 1997. - С. 682-687.
18. docs.cntd.ru. Информационный ресурс // Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992. URL: docs.cntd.ru (дата обращения 15.08.2023). О
19. Чмыхало, Е. Ю. Обеспечение охраны и рационального использования g природных ресурсов в условиях устойчивого развития территорий: правовой | аспект / Е.Ю. Чмыхало // Вестник Саратовской государственной юридической g академии. - 2013. - № 3 (92). Т
О
S,
в £
■С 1
* g
0 т
g 1
■О -о
№ 0)
1 I
ю о
9 *
О g
0 5
1 §
и g
(D 5
X 3
О О
а ю
DQ №
0 *
Ю I
* 1
1 И 1 2
з 5
I S £ 1 Т о
45