DOI:
IN THE CONTEXT OF HISTORICAL DEVELOPMENT
Abstract: the relevance of the article is due to the adoption of Federal Law No. 248-FZ dated 31.07.2020 "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation", Decree ofthe Government ofthe Russian Federation No. 1081 dated30.06.2021 "On Federal State Land Control (Supervision)", and relevant amendments to the Land Code of the Russian Federation. The purpose of the article is to identify the features of the legislative definition of state land control (supervision) and its content at different historical stages of the development of our state. The tasks were implemented using general scientific
С.Ю. Королёв, S.Yu. Korolev,
кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Legal Sciences,
старший научный сотрудник Associate Professor, Senior Researcher
Саратовского филиала Института at the Saratov Branch of the Institute
государства и права РАН, of State and Law of the RAS, Associate |
доцент кафедры земельного Professor of the Department ofLand
и экологического права and Environmental Law of the Saratov
Саратовской государственной State Law Academy
юридической академии [email protected]
а
яз
а
о
ь
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО § Ц ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА): I §
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ | §
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § I
В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ £ £
£ О о о
Аннотация: актуальность статьи обусловлена принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном I. 1 контроле в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 30 июня § О 2021 г. № 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)» ¡Й £ и внесением соответствующих изменений в Земельный кодекс РФ. Цель статьи заключается в выявлении особенностей законодательного определения государственного земельного контроля (надзора) и его содержания на разных исторических этапах развития нашего государства. Поставленные задачи были реализованы с помощью § общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический метод) и формально-юридического метода. Анализируя законодательство, автор выявляет как общие черты объекта исследования, так и различия. На основе полученных результатов он делает выводы и вносит предложения по совершенствованию данного правового института.
Ключевые слова: государство, право, правовая политика, функция управления, модернизация правовой системы, правовое регулирование, земельный контроль, земельный надзор, эффективное использование земли, охрана земель.
Нс
с в
с S
(D
X
3 о
4 т ко
к л
» 1
3 A
S O
LEGAL POLICY IN THE FIELD OF STATE LAND CONTROL 3 f (SUPERVISION): SOME ASPECTS OF THE CONCEPT OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITY 37
о
S
ОО
ё
Ф:
в
methods (analysis, synthesis, dialectical method) and the formal legal method. Analyzing the legislation, the author identifies both common features of the object of research and differences. Based on the results obtained, conclusions and proposals are made to improve this legal institution.
Keywords: state, law, legal policy, management function, modernization of the legal system, legal regulation, land control, land supervision, effective use of land, land protection.
О
Это, в свою очередь, предполагает активные дискуссии как теоретиков, так и практиков внутри юридического сообщества, специализи-
Государственный земельный контроль (надзор) представляет собой динамично развивающийся правовой институт, посредством которого решается целый ряд важнейших задач, связанных с обеспечением охраны природы и окружающей среды, сохранением и повышением качественного состояния земель, организацией рационального и эффективного использования земельных участков. Принятие в июле 2020 г. Федерального закона № 248-ФЗ «О государ-„о ственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской го Федерации», а также подзаконных нормативных правовых актов во исполнение данного Закона ознаменовало новый этап его развития.
1 " 8
со рующегося не только на земельных отношениях, но и на отношениях,
2 регулирующихся административным, муниципальным, экологиче-^ ским и другими отраслями права.
— Реалии, в которых сегодня Российская Федерация реализует свою § внутреннюю и внешнюю политику, диктуют необходимость внедрения ^ новых принципов, подходов и средств осуществления функций госу-§ дарственного управления земельным фондом, в том числе функции ^ государственного земельного контроля (надзора). В то же время необходимо понимать простую вещь: в основу любых преобразований
99
о закладывается опыт прошлых лет, десятилетий, а иногда даже веков. ^ Опыт может быть как положительным, так и отрицательным, но именем но он через призму целесообразности и эффективности отсеивает все ненужное и позволяет прирастать новыми идеями и знаниями. 38 В связи с чем представляется целесообразным, рассмотреть понятие ^ государственного земельного контроля (надзора), предлагаемое за-(V конодателем, в контексте исторического развития. Это позволит вы® явить как общие черты прошлого и настоящего земельного контроля (надзора), так и различия.
Для простоты понимания и некоторой систематизации предлагаем условно выделить несколько значимых этапов развития контрольно-надзорной деятельности в сфере земельных отношений: 1) с 1917 по 1990 г. (период развития в рамках советской правовой науки);
2) с 1991 по 2011 г. (переходный период); 3) с 2011 г. по настоящее время (современный период развития).
Период развития в рамках советской правовой науки. Правовая основа, на которой базируется вся современная деятельность по кон- | тролю (надзору) в области использования и охраны земель, уходит своими корнями в эпоху принятия Декрета о земле 1917 г. [1], Декрета о социализации земли 1918 г. [1] и т.д. С первых дней своего создания молодое Советское государство уделяло особое внимание вопросам ^ землепользования. Уже в ст. 7 Земельного кодекса РСФСР 1922 г. а указывалось на то, что «все землепользователи, ведущие сельское § э хозяйство на землях, как находящихся в пользовании земельных § $ обществ, так и предоставленных государством другим землеполь- § зователям, подчиняются общему контролю земельных органов» [1]. а а
х
а
а
Однако окончательное оформление земельного контроля (надзора) а § как важнейшей функции управления земельным фондом произошло в конце 60-х - начале 70-х гг. прошлого века.
Впервые понятие государственного земельного контроля было закреплено в Основах земельного законодательства Союза ССР ^ и союзных республик, принятых 13 декабря 1968 г. пятой сессией 3 Ш
й и
о о
а .а
«I ®
ь 3
(О о а
° 3 о
(В
Верховного Совета СССР (7-го созыва): «Государственный контроль |
за использованием всех земель имеет своей задачей обеспечить
соблюдение министерствами, ведомствами, государственными, § °
кооперативными, общественными предприятиями, организациями § а
§ 3
и учреждениями, а также гражданами земельного законодательства, 3 §
порядка пользования землей, правильности ведения земельного 0 а
кадастра и землеустройства в целях рационального использования 3 §
и охраны земель. а §
Государственный контроль за использованием всех земель осу- § §
ществляется Советами депутатов трудящихся, их исполнительными 3
и распорядительными органами, а также специально уполномочен- й й
ными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом Ц
законодательством Союза ССР» [2] .
Как видим, государственный земельный контроль определялся 39
через указание на его задачи и органы управления, осуществляющие о
рассматриваемую деятельность. В последующем такая схема опреде- з
ления государственного земельного контроля в законодательстве стала ?
классической и просуществовала более 40 лет (в отличие, например, а§
^ ф:
от мониторинга земель, который определялся и определяется по схеме: ю
«мониторинг земель - это ...»).
Земельный кодекс РСФСР 1970 г. имел уже отдельную гл. IX
«Государственный контроль за использованием земель», которая
воспроизводила вышеуказанные положения Основ, конкретизировав органы государственного земельного контроля: «Государственный контроль за использованием всех земель осуществляется Советами депутатов трудящихся, их исполнительными и распорядительными органами в соответствии с их компетенцией, а также землеустроительной службой системы Министерства сельского хозяйства СССР в порядке, установленном законодательством Союза ССР» [3].
Непосредственным содержанием государственный земельный контроль наполнялся подзаконными нормативными правовыми актами, такими как Положение о государственном контроле за использованием земель от 14 мая 1970 г. [4], Инструкция о порядке проведения государственного контроля за использованием земель землеустроительной службой системы Министерства сельского хозяйства СССР от 26 июля 1974 г. [5]. „о Так, в соответствии с п. 7 указанного Положения землеустроительная служба осуществляла контроль по нескольким направлениям. Основное - это использование и охрана земель: контроль за соблю-№ дением законодательства по вопросам правильного использования § и охраны земель; контроль за использованием земельных участков § в соответствии с целевым назначением, контроль за правильным ис-2 пользованием земель и проведением мероприятий по охране почв; ^ контроль за проведением мероприятий по предотвращению деграда-— ции почв (засоления, заболачивания, загрязнения) и т.д. Наряду с этим
§ служба контролировала ведение земельного кадастра, проведение с ~
§ землеустройства, некоторые вопросы изъятия земельных участков § для несельскохозяйственных нужд. Отдельными и весьма важными ^ направлениями контрольно-надзорной деятельности считались: содействие внедрению новых эффективных методов использования о и охраны земель; оказание землепользователям необходимой помощи ^ в организации правильного использования земель; пропаганда земель-С ного законодательства и мероприятий по улучшению использования и охране земель; руководство работой общественных инспекторов по использованию и охране земель. ^ Переходный период. Земельный кодекс РСФСР 1991 г. принес СЧ на первый взгляд незначительное, но очень важное добавление в рас® сматриваемое понятие. В соответствии с разд. X Кодекса контроль стал
40
о
осуществляться не только за использованием земель, но и за их охраной. Контроль за охраной земель осуществлялся и ранее, однако это не было так явно отражено в законодательстве. В ст. 107 Кодекса указывалось, что «задачи государственного контроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении соблюдения всеми
государственными и общественными органами, государственными, кооперативными предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами требований земельного законодательства в целях
эффективного использования и охраны земель» [6]. Расширение обла- §
§
сти охвата контрольно-надзорной деятельности повлекло перестройку .3 органов государственного земельного контроля. Принятые в продол- « жение Кодекса Положение о порядке осуществления государственного | контроля за использованием и охраной земель от 17 августа 1992 г. [7], §
-I—г "
а затем Положение о порядке осуществления государственного кон- а
троля за использованием и охраной земель в Российской Федерации § э
от 23 декабря 1993 г. [8] закрепили следующую систему: Комитет § Й
по земельной реформе и земельным ресурсам (преобразован в Комитет § Ш
РФ по земельным ресурсам и землеустройству); Министерство эколо- а а
гии и природных ресурсов РФ (преобразовано в Министерство охраны а §
окружающей среды и природных ресурсов РФ); Государственный | «
комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ; Министерство а 0
тллч "5
архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 5 а
(с 1993 г.Государственный комитет РФ по вопросам архитектуры а! 3
и строительства). Каждый орган государственного земельного надзора § Ш
стал отвечать за свое направление в рассматриваемой сфере. а §
Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству осущест- 5 5
влял контроль за соблюдением целевого назначения земли, недопу- § °
аа
щением самовольного занятия земельных участков, своевременной § а
§3
рекультивацией нарушенных земель, сохранностью межевых знаков § § и т.д. Министерством охраны окружающей среды и природных ре- 0 а сурсов РФ производился государственный контроль за соблюдением 3 § природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяй- а § ственной деятельности, экологических норм при разработке новой § § техники, других требований земельного законодательства в части 3 5 охраны земель. Государственный комитет санитарно-эпидемиологи- й а ческого надзора РФ обеспечивал государственный контроль за соблю- 5 Ц,
¡о ^
дением санитарного законодательства при использовании земельных
участков, а также предотвращением загрязнения земель возбудите- 41
лями паразитарных и инфекционных заболеваний. Государственный п
комитет РФ по вопросам архитектуры и строительства осуществлял з
государственный контроль за соблюдением осуществления всех видов §
градостроительной деятельности в населенных пунктах, соблюдени- а§
^ ф: ем правил планировки и застройки, предотвращением самовольного
строительства, сноса зданий и сооружений.
Соответственно, выделилось два направления земельного контроля (надзора): контроль за использованием земельных участков как
объектов недвижимости; государственный контроль за охраной земли как природного объекта.
Земельный кодекс РФ 2001 г. сохранил существующую схему законодательного определения государственного земельного контроля указанную выше: «Специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами» [9].
Земельный контроль осуществляла Федеральная служба земельного кадастра России (в 2004 г. преобразована в Федеральное агентство объектов кадастра недвижимости) совместно с Министерством природных ресурсов РФ, Министерством сельского хозяйства РФ, „о Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Контроль осуществлялся: за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использова-№ нию земель; соблюдением порядка, исключающего самовольное § занятие земельных участков или использование их без оформлен-§ ных в установленном порядке документов, удостоверяющих право 2 на землю; соблюдением порядка переуступки права пользования ^ землей; предоставлением достоверных сведений о состоянии земель; — своевременным выполнением обязанностей по приведению земель § в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; § использованием земель по целевому назначению; своевременным § и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения
42
99
о плодородного слоя почвы; исполнением предписаний по вопросам ^ соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений С в области земельных отношений; наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков; выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны ^ земель [10].
(V К 2006 г. сложилась та система органов государственной власти, ® осуществляющих государственный земельный контроль, которая дей-^ ствует по сегодняшний день. Было определено направление деятельности каждого контролирующего органа власти. Контроль (надзор) осуществлялся Федеральным агентством объектов кадастра недвижимости (упразднено в 2009 г., функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии), Федеральной
службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Таким образом, окончательно сформировалось три направления
государственного земельного контроля (надзора): £
■ контроль за использованием земельных участков как объектов .3
недвижимости. Его осуществляла Федеральная служба государ- |
ственной регистрации, кадастра и картографии. Сюда относилось: |
выполнение требований земельного законодательства о недопущении ^
самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена £
земельными участками; порядок переуступки права пользования § а
землей; выполнение требований земельного законодательства об ис- § $
пользовании земель по целевому назначению; выполнение требований § £
■3 а
о сохранности межевых знаков границ земельных участков; | а
■ контроль за использованием земли как природного объекта, £ § осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере природо- | | пользования. Контроль осуществлялся: за выполнением обязанностей Ц " по рекультивации земель после завершения разработки месторождений £ 33
ф
полезных ископаемых, строительных, мелиоративных, лесозагото- | £
вительных, изыскательских и иных работ; выполнением требований | £
и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и т.д.; £"§
■ контроль за использованием земель сельскохозяйственного | | назначения, который осуществляла Федеральная служба по вете- § э ринарному и фитосанитарному надзору. Контроль осуществлялся | | за соблюдением: выполнения в соответствии с Федеральным зако- § | ном «О государственном регулировании обеспечения плодородия * £ земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохра- 3 § нению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного | §
назначения; выполнения требований по предотвращению самоволь- § |
э а
ного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы. 3
Современный период развития. Это этап наиболее интенсивного й 3
развития в рамках Основ государственной политики использования Ц земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы, одним
из основных направлений которой является совершенствование го- 43
сударственного земельного надзора и муниципального земельного п
контроля [11]. 5
Необходимо отметить, что преобразование в 2011 г. земельного £
контроля в надзор изменило законодательное определение данной §
деятельности. С этого момента понятие земельного надзора опре- ю деляется по схеме «надзор - это ...», в отличие от предусмотренной ранее схемы (через указание на задачи и систему органов). «Под государственным земельным надзором понимаются деятельность
уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения „о требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями а и гражданами своей деятельности» [9].
§ На рубеже 2011-2022 гг. четко просматриваются две тенденции: § во-первых, регулирование данной деятельности на уровне феде-2 рального закона (выражается во внесении существенных изменений ^ и дополнений в Земельный кодекс РФ); во-вторых, конкретизация за— дач, целей, средств государственного земельного надзора. В отличие § от рассмотренных ранее, абстрактные цели и задачи, такие, например, ^ как «обеспечение соблюдения земельного законодательства», смени-§ лись на более конкретные и понятные «предупреждение, выявление ^ и пресечение нарушений». Расширился и перечень мероприятий, посредством которых осуществляется данная деятельность. К уже
99
о давно устоявшимся проверкам, мерам по пресечению нарушении ^ и их устранению добавились систематическое наблюдение за истлев нением земельного законодательства (административное обследование), анализ и прогнозирование состояния исполнения требований 44 земельного законодательства.
^ Указанные тенденции набирают обороты. Как уже отмечалось, (V принят Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле ® (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», ^ закрепивший понятие государственного контроля (надзора): «Под государственным контролем (надзором)... понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством
профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством
Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений §
обязательных требований, устранению их последствий и (или) восста- .3
новлению правового положения, существовавшего до возникновения |
таких нарушений» [12]. |
Представленное определение (относительно земельного контро- ^
ля (надзора)) развивается и конкретизируется в ст. 71 Земельного а
кодекса РФ, Положении о федеральном государственном земельном § а
контроле (надзоре), утвержденном постановлением Правительства РФ § $
30 июня 2021 г. № 1081 [13]. Сразу обращает на себя внимание тот § £
факт, что законодатель фактически поставил знак равенства между § а
понятиями «контроль» и «надзор» в области земельных отношений а §
со стороны государства. | |
Законодательно установлено, что государственный контроль Ц "
(надзор) должен не просто быть, а быть эффективным и достигать | -ё
«общественно значимых результатов, связанных с минимизацией ё д
риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вы- | £
званного нарушениями обязательных требований». История доказы- § §
вает, что невозможно достичь эффективности только репрессивными | |
мерами. И здесь, думается, большой вклад внесут профилактические § |
аа
мероприятия, которые также теперь закреплены в законодательстве. § $
Основной целью данных мероприятий (информирование, обобщение § |
правоприменительной практики, объявление предостережений, кон- * §
сультирование, профилактический визит) является стимулирование 3 §
добросовестного соблюдения законодательства подконтрольными ё §
субъектами. § §
Таким образом, учитывая все вышеизложенное, можно сделать 3 некоторые выводы. Начавший свое развитие в начале 20-х г. про- £ § шлого века, государственный земельный контроль (надзор) получил 3 Ж окончательное законодательное закрепление только в 1968 г. В каждый рассмотренный период понятию «государственный земельный 45 контроль (надзор)» присущи свои особенности, обусловленные п объективными обстоятельствами, в которых существовало (суще- з ствует) общество и государство. За пятьдесят лет пройден большой §
,, "о
путь от понятия «государственный земельный контроль» до понятия §
«государственный земельный контроль (надзор)». Наиболее близ- ю кими по содержательной части контрольно-надзорной деятельности следует считать период развития в рамках советской правовой науки и современный период, т.к. в эти временные промежутки государ-
ственный земельный контроль (надзор) представлял и представляет собой не только проверки соблюдения земельного законодательства, но и помощь субъектам земельных отношений в рамках профилактических мероприятий, пропаганду земельного законодательства и т.д. Это, в свою очередь, является элементом формирования земельно-правовой культуры, которая находится в зачаточном состоянии. Конечно же, существует масса нерешенных вопросов, спорных позиций (например, соотношение понятий «контроля» и «надзора»), далеко еще до достижения соответствующей эффективности контрольно-надзорной деятельности в области земельных отношений. Однако у нас есть все шансы преодолеть последствия переходного периода, когда земельный контроль (надзор) ограничивался лишь проверками физических и юридических лиц, когда частая передача полномочий от одного органа власти к другому не лучшим образом .а сказывалась на всей деятельности по контролю (надзору). Для этого го необходимо последовательно проводить государственную политику в данной сфере, наладить взаимодействие между учеными и практи-№ ками, внедрять инновационные технологии, которые соответствуют § поставленным задачам. со
2 Список литературы:
1. Декрет о земле и иные законы о социализации земли 1917-1918 гг. ^ / Музей истории российских реформ имени П.А. Столыпина. - URL: https: 2 xn--e1aaejmenocxq.xn--p1ai (дата обращения: 29.07.2022). ¡5 2. Закон СССР от 13 декабря 1968 г. N° 3401-VII «Об утверждении основ-земельного законодательства Союза ССР и союзных республик»// Контур. О Норматив. - URL: https: kontur.ru (дата обращения: 31.07.2022).
3. Кодекс РСФСР от 1 июля 1970 г. б/н// Официальный сайт Президента России. - URL: https: kremlin.ru (дата обращения: 31.07.2022). § 4. Об утверждении Положения о государственном контроле за исполь-
зованием земель : постановление Совмина СССР от 14 мая 1970 г. - URL: https: docs.cntd.ru (дата обращения: 31.07.2022). - Документ не действует
на территории Российской Федерации с 21 февраля 2020 г. на основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2020 г. N° 80) 5. 11.13. Инструкция о порядке проведения государственного контроля за использованием земель землеустроительной службой системы министер-N ства сельского хозяйства СССР : утв. Министерством сельского хозяйства
О
«V
со
СССР 26 июля 1974 г. // Охрана окружающей среды: [справочник / сост. Л.П. Шариков]. - Л., 1978. - URL: https: ecologylib.ru (дата обращения: 31.07.2022).
6. Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 22, ст. 768.
7. Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель : постановление
Правительства РФ от 17 августа 1992 г. № 594 // Документы - Правительство России. - URL: https: government.ru (дата обращения: 31.07.2022).
8. Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации : g постановление Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 // СПС § «КонсультантПлюс» (дата обращения: 31.07.2022). ■§
9. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. // § Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 44, ст. 4147; - 2022. а - № 1, ч. 1, ст. 45. |
10. О государственном земельном контроле : Постановление ä Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 // СПС «Гарант» (дата об- | ращения: 31.07.2022). Ц §
11. Основы государственной политики использования земельного фонда § о Российской Федерации на 2012-2020 годы : распоряжение Правительства РФ § от 3 марта 2012 г. № 297-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012.
а
■о
§ а Ü §
- № 12, ст. 1425; 2014. - № 36, ст. 4880. § U
I i
3 ю
о с р ф
12. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле
в Российской Федерации : федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ
// Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 51, ч. 1, ст. 5007. § 33
| ё
(О о
13. О федеральном государственном земельном контроле (надзоре) :
постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1081 // Собр. зако- а
нодательства Рос. Федерации. - 2021. - № 28, ч. 1, ст. 5511. Ü^
® с
со
I
§ i аа
К м
с §
i Z
§ К
р §
ч а
М
о (
§ Ii
и я
0 и
и 3 §
и §
я V
47