ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2018. № 1-2(76)
УДК 340
И.С. Трапезникова
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В статье рассматриваются отдельные проблемы, возникающие в связи с организацией и осуществлением земельного надзора (контроля). Уделяется внимание необходимости более чёткого правового регулирования и практической реализации земельного надзора (контроля) на государственном и муниципальном уровне. Автором обозначаются причины неэффективности осуществления земельного надзора (контроля).
Ключевые слова: земельный надзор (контроль), эффективность земельного надзора (контроля), правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в сфере земельных отношений.
Совершенствование правового регулирования контрольно-надзорной деятельности создаёт условия обеспечения её эффективности. Справедливо отметить мнение С.А. Боголюбова [3, с. 168] о том, что действие организационно-правового механизма обеспечения требований земельного права и провозглашение гарантий земельных прав не принесут ожидаемых результатов без постоянного регулярного и эффективного разноуровневого надзора (контроля) за использованием и охраной земель физическими и юридическими лицами - земельного контроля. Правовое регулирование этого контрольно-надзорной деятельности должно обеспечиваться прежде всего путём принятия федеральных законов.
В правовой доктрине выделяются основные проблемы и недостатки этого процесса. Например, консолидация всей сферы государственного земельного надзора (контроля) исключительно на уровне федеральных органов исполнительной власти (органы субъектов РФ не наделены полномочиями по осуществлению государственного земельного надзора (контроля) [5, с. 52]. Для достижения цели земельного надзора (контроля) - сохранения земли как природного ресурса, а также важнейшего компонента окружающей среды и средства производства - необходимо решить вопрос об организации на территориях муниципальных образований действенного муниципального контроля [6, с. 173]. А также эффективного взаимодействия государственных и муниципальных инспекторов в целях исключения дублирования при проведении проверок, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдения обязательных требований земельного законодательства. Объекты муниципального земельного контроля определены расплывчато и неоднозначно, органы местного самоуправления не наделены правом к привлечению и осуществлению мер административного характера. Соответственно, эффективность мер воздействия остается на низком уровне. Неоднозначно до сих пор в законодательстве определен предмет муниципального земельного контроля, а именно: основным нормативным правовым актом по руководству осуществления контроля, остается Земельный кодекс РФ [1], в котором не определено, что входит в задачи муниципального земельного контроля, какими полномочиями наделяются органы местного самоуправления. А специальное регулирование должно осуществляться муниципальными нормативными правовыми актами. Таким образом следует, что предмет контроля чётко не определен, хотя и указано, что он «осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации» [4, с. 58]. Соответственно, на нельзя говорить о желаемой эффективности муниципального контроля.
Существуют несовершенства, коллизии в законодательстве осуществления государственного земельного надзора. Например острая нехватка методических и инструктивных материалов, необходимых для грамотного проведения проверок в рамках земельного надзора (контроля), приводит к признанию проверок недействительными, а норма указанная в п. 58 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению ею функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486 [2], которая говорит о том, что предписание об устранении выявленного нарушения земельного законодательства выдаётся вместе с актом проверки при выявлении нарушений требований земельного законодательства, противоречит презумпции невиновности, указанной в статье 49 Конституции РФ, поскольку виновность лица не доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.
При проведении мероприятий по осуществлению земельного надзора (контроля) уполномоченные органы не редко сталкиваются с рядом проблем и вопросов - «почему количество выявленных правонарушений с каждым годом увеличивается?». Одной из причин является юридическая неграмотность
© Трапезникова И.С., 2018.
Вестник магистратуры. 2018. № 1-2(76)
ISSN 2223-4047
граждан, плохое осведомление об оформлении земельных участков, а также несовершенство земельного законодательства.
Ещё одним существенным недостатком является кадровая политика государства. Немало постановлений о привлечении к административной ответственности отменяются в судах в связи с нарушением процедуры и сроков привлечения к ответственности, что говорит о невысокой квалификации государственных земельных инспекторов. Данная проблема возникает из-за отсутствия обучающих программ и курсов профессиональной подготовки специалистов государственного земельного надзора. Деятельность государственного инспектора подразумевает не только знание юридической литературы и законодательства, но и работу с геодезическим оборудованием. Привлечение же высококвалифицированных специалистов для прохождения государственной гражданской службы в орган, осуществляющий государственный земельный надзор, затруднено низким для такой работы денежным содержанием. Среди неразрешенных проблем остается улучшение материально-технической базы и инвентаря, необходимого для правильного осуществления деятельности при совершении проверок, с целью их более точного содержания, с целью не допускать некорректных данных.
Говоря о штрафах, необходимо отметить, то что их размер не может считаться эффективным фактором стимулирования правомерного поведения. Соответственно, гражданам и юридическим лицам -правонарушителям - проще выплатить штраф, чем исправить допущенное нарушение. Однако, в связи с изменениями, внесенными с марта 2015 года, их размер существенно увеличился, примерно в 3-4 раза, что является прогрессивной мерой со стороны государства. К тому же представляется неверным исчислять штрафы без учета размера земельного участка. Самовольное занятие 2 соток и 200 гектар наказывается одинаково.
В заключение следует отметить, что в отношении совершенствования земельного надзора (контроля) на текущий момент предприняты определенные конкретные меры, а именно: внесены изменения в проекты Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора» и Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в результате принятия которых предмет государственного земельного надзора изменен на проверки конкретных земель, земельных участков, частей земельных участков, а штрафы исчисляются исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Введение в 2015 г. нового инструмента для повышения эффективности государственного земельного надзора (контроля) - административного обследования объектов земельных отношений, как предполагалась, изменило процедуру планирования и реагирования на нарушения.
Однако представляется, что все эти меры хоть и призваны повысить качество земельного надзора (контроля), но к серьезному улучшению ситуации с неправомерным поведением землепользователей в короткие сроки не приводят. С учётом сокращения общего числа государственных гражданских служащих, в том числе государственных инспекторов необходим кардинальный пересмотр процедур и методов не только планирования, но и осуществления земельного надзора (контроля). Возможно, необходимо изменение общего функционала и статуса государственного инспектора по использованию и охране земель. Деятельность по осуществлению контроля и надзора в области охраны и использования земель становится основополагающей составляющей системы управления, эффективное осуществление которой в значительной мере может гарантировать сохранение природного и экономического потенциала земли.
Библиографический список
¡.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 29.10.2001. - № 44. - Ст. 4147.
2.Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора» от 20 июля 2015 г. № 486 // Предоставлен СПС «КонсультантПлюс».
3.Боголюбов С.А. Земельное право: учебник. - М. Юрайт, 2013. - С. 168.
4.Гряда Э. А. Особенности приобретения права собственности на земельные участки публичноправовых образований. // Власть Закона. - 2014. - № 2 (18). - С.58.
5.Калугина О.В. Административно-правовое регулирование государственного земельного контроля // Административное и муниципальное право. - 2011. - № 3. - С. 52.
б.Чичкин А. В. Современные проблемы правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области: материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти докт. юрид. наук, профессора Козыря М. И. - М., 2012. - С. 173.
ТРАПЕЗНИКОВА ИРИНА СЕРГЕЕВНА - магистрант, Южно-Уральский государственный университет, Россия.