УДК 631.1 (571.2)
DOI: 10.33764/2618-981X-2020-6-2-140-145
ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСТОИНСТВ И НЕДОСТАТКОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Азияна Олеговна Хууракай
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного 10, магистрант кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (999)124-13-61, e-mail: [email protected]
Виктор Николаевич Клюшниченко
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного 10, кандидат технических наук, доцент кафедры кадастра и территориального планирования, тел: (913)450-94-57, e-mail: [email protected]
Использование земельных ресурсов по назначению реализуется благодаря регулярному проведению государственного земельного надзора (ГЗН) и муниципального контроля (МК). В процессе проведения ГЗН и МК выявляются нарушения использования земельных ресурсов и подготавливается предписание по их устранению.
Статистические сведения, приведенные в данной работе, позволяют сделать заключение о том, что целесообразно ужесточить наказания за нарушения в сфере использования земельных ресурсов не по целевому назначению, а также за другие нарушения правил землепользования и застройки.
В работе выполнен анализ результатов осуществления ГЗН в Республике Тыва за период с 2017 по 2019 годы. При этом рассмотрены основные положения ГЗН, определены его структура, содержание, способы реализации, а также органы, осуществляющие данную деятельность. Показана роль ГЗН. Раскрыты достоинства и недостатки осуществления государственного земельного надзора.
Ключевые слова: земля, земельные правонарушения, земельный фонд, земельный контроль, земельный надзор, плановая проверка.
STUDY OF ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF IMPLEMENTATION OF STATE LAND MONITORING IN THE REPUBLIC OF TYVA
Aziyana O. Huurakai
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Graduate, Department of Cadastre and Territorial Planning, phone: (999)124-13-61, e-mail: [email protected]
Victor N. Klyushnichenko
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Ph. D., Associate Professor, Department of Cadastre and Territorial Planning, phone: (913)450-94-57, e-mail: [email protected]
Rational use of land resources is ensured by regular state land supervision and municipal control. In the process of conducting state land supervision and municipal control, violations of use of land resources are identified and an order is prepared for their elimination.
The statistical data provided in this paper allow concludine that it is advisable to increase penalties for the use of land resources not for their intended purpose or with other violations of land use and development rules.
The article analyzes the results of state land supervision in the Republic of Tuva from 2017 to 2019. At the same time, the main provisions of the state land supervision are considered, its structure, content, methods of implementation, as well as the bodies that carry out this activity are defined. The role of the state land supervision was shown. The advantages and disadvantages of state land supervision are revealed.
Key words: land, land fund, land control, land supervision, planned inspection, the offense of the land.
Введение
Земельные ресурсы представляют собой основу для жизнедеятельности человека. Земля, хотя и является природным ресурсом, однако в процессе ее нерационального использования она теряет свои изначальные свойства. Следовательно, плодородные земли переводятся в категорию запаса, что обусловливает сокращение засеваемых сельскохозяйственными культурами площадей. Если не сдерживать такие тенденции, то может наступить продовольственный кризис, и продовольственная безопасность нашей страны окажется уязвимой. Поэтому бережное отношение к землям сельскохозяйственного назначения является одной из важнейших задач. Функцию сохранения земельных ресурсов всех категорий осуществляют органы ГЗН и МК. Указанные органы реализуют свои функции путем проведения внеплановых и плановых проверок для выявления нарушений действующего земельного законодательства в отношении всех землепользователей (землевладельцев). Штрафы в настоящее время назначаются с учетом кадастровой стоимости утраченного имущества и это может стать серьезным рычагом для снижения нарушений земельного законодательства.
Под государственным земельным надзором (контролем) понимается деятельность компетентных органов, обеспечивающих реализацию земельного законодательства РФ, в сфере использования земель всех категорий.
Цель работы заключается в исследовании достоинств и недостатков проведения ГЗН в Республике Тыва. Несмотря на то, что земельное законодательство строго определяет границы использования земельных ресурсов, все же имеют место нарушения со стороны арендаторов, землепользователей и землевладельцев. Различные виды нарушений в сфере земельного законодательства, кроме органов ГЗН и МК, выявляют и общественные организации [1].
Методы и материалы
Согласно действующему законодательству деятельность указанных выше органов направлена на предупреждение, выявление и пресечение физическими и юридическими лицами земельного законодательства. На нарушителей земельного законодательства накладывается административная, а также уголовная ответственность [2, 3].
Главная цель, которую преследует ГЗН, заключается в обеспечении установленного правового режима использования земель. Сохранение земли в качестве природного ресурса, как основы жизни и деятельности человека, также является важной составляющей государственного земельного контроля.
Органами, осуществляющими ГЗН, являются: Росреестр и его территориальные управления, Росприроднадзор и Россельхознадзор [11].
Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) обеспечивает контроль правовой составляющей при использовании земельных ресурсов юридическими и физическими лицами. По результатам выполненных проверок данный орган имеет право назначить наказание на конкретных виновных лиц.
Росприроднадзор осуществляет контроль использования земельных участков как природного тела на всех категориях земель, кроме земель сельскохозяйственного назначения.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет контроль за использованием земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственных работ с точки зрения растительности и внесения в почву вредных для растений веществ (удобрений).
После выявления нарушений земельного законодательства имеют Органы ГЗН право назначить срок для устранения нарушений и, в случае неустранения замечания, назначить наказание.
Муниципальный земельный контроль предназначен лишь для выявления нарушений земельного законодательства на территории конкретного муниципалитета. В органы ГЗН передаются все составленные протоколы по месту выявленных нарушений земельного законодательства [10].
Второй уровень осуществления ГЗН относится к субъектам РФ. Отличием является тот факт, что формирование органов ГЗН на заданном уровне реализуется в том случае, если это обусловлено необходимостью.
ГЗН осуществляется посредством таких процедур, которые позволяют выявить нарушения. Данными процедурами являются плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства как органов государственной и муниципальной власти, так физических и юридических лиц.
Плановой проверкой называется проверка, которая осуществляется одним, двумя или более контролирующими органами в соответствии с утвержденным постановлением Правительства РФ № 489 годовым планом проверок [4].
Вторая форма реализации ГЗН представляет собой проверку, которая не включена в ежегодный план проверок, но реализуется в тех случаях, когда необходим дополнительный контроль.
ГЗН на территории Республики Тыва осуществляется силами пятнадцати государственных инспекторов по использованию и охране земель.
Анализ сводных данных по республике, полученных в результате обобщения земельной статистической отчетности, свидетельствует о том, что на протяжении десяти последних лет площадь земель сельхозназначения, промышленности, транспорта и земель государственного земельного запаса изменились незна-
чительно. Причем наиболее существенные изменения коснулись земель сельхозназначения и земель запаса.
Анализируя статические показатели ГЗН, стоит отметить ежегодное увеличение проведенных проверок по соблюдению требований земельного законодательства и количества выявленных нарушений. Показатели осуществления ГЗН в Республике Тыва представлены в таблице 1 [5-7].
Таблица 1
Показатели осуществления ГЗН по Республике Тыва
Отчетный период Проведено проверок, количество Выявлено нарушений земельного законодательства, количество Привлечено к административной ответственности, количество
2017 276 74 37
2018 468 192 30
2019 485 381 93
Результаты
В целях сохранения достигнутого уровня в сфере ГЗН, в 2020 году необходимо не допустить снижения показателей деятельности ГЗН, достигнутых в 2018 году. При этом целесообразно усилить меры по контролю за устранением выявленных нарушений земельного законодательства.
Недостатками осуществления ГЗН по Республике Тыва являются следующие:
- действующая информационная модель ГЗН содержит множество субъектов, имеющих контрольно-надзорные полномочия, взаимодействие которых неэффективно с точки зрения принуждения к правомерному поведению землепользователей. При отсутствии надлежащего надзора в сфере земельных отношений заметно увеличивается количество правонарушений;
- отсутствует системный подход к планированию деятельности контрольно-надзорных органов, что предполагает низкую результативность и, как следствие, неэффективность такой деятельности;
- отсутствие специализированного программного продукта;
- малая информативность и закрытость результатов выполненных проверок, а также разобщенность имеющейся информации об административных обследованиях объектов земельно-имущественных отношений, не обеспечивают существенного увеличения профилактического эффекта.
К достоинствам ГЗН по Республике Тыва можно отнести:
- наличие квалифицированных сотрудников, обеспечивающих эффективную работу по государственному земельному надзору;
- тесное сотрудничество с Управлением Министерства внутренних дел России по Республике Тыва позволяет устранить острые конфликтные ситуации при проведении проверок;
- оплата административных штрафов, налагаемых на нарушителей земельного законодательства в границах Республики Тыва осуществляется посредством рассчетно-кассового аппарата, что позволяет избежать конфликтных ситуаций.
Заключение
Анализ деятельности Управления Росреестра на территории Республики Тыва в отношении требований по соблюдению земельного законодательства показал, что в эту деятельность необходимо внести некоторые коррективы, например:
- количество нарушений ежегодно увеличивается, следовательно, необходимо увеличить количество проверок;
- численный состав работников ГЗН ежегодно изменяется, что не позволяет в полной мере осуществлять функции надзора за использованием земельных ресурсов;
- штрафы за нарушения земельного законодательства необходимо направлять на совершенствование методов проверок.
В Республике Тыва, также, как и в России в целом, в отношении нарушений земельного законодательства имеются общие проблемы. Поэтому необходимо установить численность работников ГЗН с учетом общего числа землепользова-ний и землевладений. Кроме того, эти органы необходимо снабдить современным оборудованием и свести до минимума факты уклонения от исполнения предписаний, подготовленных в процессе проверки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Болтанова Е.С. Земельное право. Курс лекций/ Болтанова Е.С.- М.: ИНФРА-М, 2009.458 с.
2. Вдовенко А.В. Повышение эффективности государственного земельного надзора/ А.В. Вдовенко, А.А. Фалалеева // Ученые заметки ТОГУ. - 2017.- № 3
3. ДОКЛАД о состоянии и использовании земель в Республике Тыва 2018, 2019 году// Росреестр [Electronic resource].-Mode of access: https://rosreestr.ru/site/open-service/statistika-i-analitika/gosudarstvennyy-monitoring-zemel-za-isklyucheniem-zemel-selskokhozyaystvennogo-naznacheniya-tuva/, свободный.
4. ДОКЛАД о состоянии и использовании земель в Республике Тыва в 2017 году// Росреестр [Electronic resource].- Mode of access: https://rosreestr.ru/site/open-service/statistika-i-anali-tika/gosudarstvennyy-monitoring-zemel-za-isklyucheniem-zemel-selskokhozyaystvennogo-naznacheniya-tuva/, свободный.
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3.
6. Земельное право: учебное пособие / Е.С. Болтанова. - 5-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2018. - 237с.
7. Земельный надзор и эффективность его осуществления / А.Н.Поршакова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2014 - № 6.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195- ФЗ.
9. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации: постатейный комментарий / Е.С. Болтанова, С.З. Женетль; Под общ. ред. Е.С. Болтановой. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 152с.
10. Приказ № 1- Постановление Правительства РФ от 2 января 2015 г. № 1 «Об утверждения Положения о государственном земельном надзоре» (с изменениями и дополнениями)
11. Приказ 489 - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
12. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»
14. Российская Федерация. Законы. Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора): федеральный закон принят Государственной думой 19.12.2008 года №294 - ФЗ.
15. Российская Федерация. Постановление Председателя администрации Республики Тыва от 12.11.2009. № 460 «Об утверждении отчета о наличии земель и их распределении по категориям угодьям, землепользователей и землевладельцев по состоянию на 01.01.2014»
16. Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689 «О государственном земельном надзоре»
17. Российская Федерация. Постановление Правительства Республики Тыва от 09.12.2008. № 718 «Об утверждении результатов Государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Тыва»
18. Российская Федерация. Закон о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: федеральный закон принят Государственной думой 03.12.2004 года № 172- ФЗ.
19. Спиренков В.А. Земельный надзор - эффективность в современных условиях\\ Вестник Росреестра.- 2013.- № 4.- 46 с.
20. Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
© А. О. Хууракай, В. Н. Клюшниченко, 2020