Научная статья на тему 'Государственный земельный надзор за нецелевым использованием земельных участков'

Государственный земельный надзор за нецелевым использованием земельных участков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР / НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / КОНТРОЛЬ И НАДЗОРА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / STATE LAND SUPERVISION / LAND PLOTS MISUSE / LAND USE CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Становова Кристина Алексеевна, Пархоменко Дарья Васильевна

В статье рассмотрено осуществление государственного земельного надзора за нецелевым использованием земельных участков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND PLOTS MISUSE STATE LAND CONTROL

The article discusses the implementation of state land plots misuse state land control.

Текст научной работы на тему «Государственный земельный надзор за нецелевым использованием земельных участков»

УДК 528.44

DOI: 10.33764/2618-981 Х-2019-7-276-281

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР

ЗА НЕЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Кристина Алексеевна Становова

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, обучающийся, тел. (383)343-29-55, e-mail: kapelika23@mail.ru

Дарья Васильевна Пархоменко

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)343-29-55, e-mail: dara8@inbox.ru

В статье рассмотрено осуществление государственного земельного надзора за нецелевым использованием земельных участков.

Ключевые слова: государственный земельный надзор, нецелевое использование земельных участков, контроль и надзора за использование земельных ресурсов.

LAND PLOTS MISUSE STATE LAND CONTROL

Kristina A. Stanovova

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Student, phone: (383)361-05-66, e-mail: kapelika23@mail.ru

Darya V. Parkhomenko

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Ph. D., Associate Professor, Department of Cadastre and Territorial Planning, phone: (383)361-01-09, e-mail: dara8@inbox.ru

The article discusses the implementation of state land plots misuse state land control.

Key words: state land supervision, land plots misuse, land use control.

Исторически сложилось, что одной из основных функций государства является рациональное использование земли, а государственный контроль - мера влияния, которая способствует эффективному использованию земельных ресурсов. В статье изучен актуальный вопрос нецелевого использования земельных участков на материалах города Новосибирской области.

Цель статьи - изучение истории и современного состояния осуществления государственного земельного надзора за нецелевым использованием земельных участков на территории Новосибирской области.

Для достижения цели решены следующие задачи:

- рассмотрена история государственного земельного надзора в Российской Федерации;

- анализ современного состояния контроля и надзора за использованием земельных ресурсов Российской Федерации;

- обобщение природы нецелевого использования земельных участков и классификация таких деяний;

- изучение способов выявления и пресечения нецелевого использования земельных участков.

Земельный кодекс РСФСР от 30 октября 1922 года [5] подразумевал определенные функции управления земельным фондом, указанные на рис. 1.

Функции управления земельным фондом из земельного кодекса РСФСР

распоряжение учет и охрана земель контроль за их использованием

Рис. 1. Функции управления земельным фондом согласно Земельного кодекса РСФСР от 1922 года

В целях улучшения государственного контроля за использованием земли в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 года № 418 контроль за земельными ресурсами был передан в Федеральное агентство кадастра недвижимости [9]. В результате число проверок, выявленных и устраненных нарушений, земельного законодательства, значительно возросло. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689 утверждено «Положение о государственном земельном контроле» определяет порядок реализации государственного земельного надзора федеральными органами, указанными на рис. 2 [7], но оно утратило силу в настоящее время.

Федеральные органы осуществления государственного земельного надзора

Федеральное Федеральная служба Федеральная служба по

агентство по надзору в сфере ветеринарному н

кадастра объектов природопользования фитосанитарному надзору и их

недвижимости территориальными органами

Рис. 2. Осуществление государственного земельного надзора

Основная задача государственного земельного надзора - это соблюдение требований по охране и использованию земли гражданам, должностным лицам и руководителям организаций. Федеральная регистрационная служба, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1847, переименована в Федеральную службу государственной регистрации,

кадастра и картографии (Росреестр) [12]. С 1 марта 2009 года Росреестру были делегированы полномочия Федерального агентства кадастра недвижимости (Роснедвижимости), а сама Роснедвижимость отменена. Поэтому, в настоящее время полномочия по государственному земельному надзору возлагаются на Росреестр и его территориальные органы.

По поручению Президента Российской Федерации в октябре 2012 года повышена эффективность государственного земельного надзора, это поспособствовало ускорению подготовки новых законопроектов и нововведений. В связи с этим обозначены основные направления развития законодательства, устранены недочеты, которые препятствовали развитию наземного надзора.

В Федеральном законе от 21.07.2014 № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступившем в силу с 1 января 2015 года, пересмотрена глава XII Земельного кодекса для:

- общественного и муниципального земельного контроля;

- усовершенствования системы государственного земельного надзора;

- установления новых оснований проведения внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства;

- введения новой формы осуществления государственного земельного надзора [4].

Для эффективного исполнение земельного законодательства гражданами, было рассмотрено увеличение размеров административных штрафов за неисполнения законодательства и нарушения, связанные с неисполнением предписаний об устранении таких нарушений.

Однако долгое время наблюдалась проблема несоразмерности штрафов за нарушение земельного законодательства. Так, штрафы за нарушения земельного законодательства не менялись с момента принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [6] в 2001 году. За это время в стране экономическая ситуация существенно изменилась и штраф за самовольное занятие земельного участка часто был меньше размера земельного налога, а тем более выгоды от эксплуатации земельного участка.

В силу вступил Федеральный закон от 08.03.2015 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который определил размер административного штрафа, за нарушения земельного законодательства, зависящий от кадастровой стоимости самого земельного участка, на котором было допущено правонарушение [13]. Чтобы ликвидировать нарушений земельного законодательства существенно был повышен штраф за неисполнение предписания об устранении нарушений. Кроме того, в случае повторного не устранения нарушений и неисполнения предписания штраф был еще более повышен.

После вступления в силу данного закона было необходимо повысить требования к качеству документов, которые составляются по итогам проведения проверки, и, соответственно, к качеству рассмотрения самих дел об административных правонарушениях.

Для создания условий по сбору доказательств наличия нарушений земельного законодательства и их фиксации Росреестром проводится оснащение подведомственных управлений высокоточным геодезическим оборудованием [2].

Еще одна функция Росреестра, реализуемая в рамках осуществления государственного земельного надзора, - надзор за соблюдением органами местного самоуправления требований земельного законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности [2].

В это время в Росреестр начинает приходить значительное число жалоб граждан по поводу невыполнения требований законодательства органами местного самоуправления в момент предоставления земельных участков. С такими нарушениями встречаются и государственные инспекторы при проведении проверок реализации предписаний [2].

Должностные лица Росреестра должны осуществлять надзор при проверке органов местного самоуправления [2].

Внедрение описанных нововведений земельного законодательства потребует от Росреестра кропотливой работы, направленной на их реализацию, что в итоге должно привести к минимизации числа фактов использования земель с нарушением требований законодательства, способствовать защите законных прав и интересов законопослушных собственников земельных участков [2].

Современный Государственный земельный надзор можно разделить на специальный, который выполняется уполномоченными органами исполнительной власти, специализирующимися на земельном контроле, Росреестром, и общий, осуществляемый органами общей компетенции, такими как Президент, Правительство и т. д. [1, 3].

Как механизм управления, Государственный земельный надзор имеет особенности, указанные на рис. 3 [8, 10].

Рис. 3. Особенности Государственного земельного надзора

Как правовая мера, Земельный контроль (надзор) осуществляет три главные функции:

1) предупредительную, сосредоточенную на предупреждение еще не возникшего противозаконного влияния на земельные участки;

2) информационную, устремленную на сбор данных об имеющихся объектах;

3) карательную, сосредоточенную на привлечение к юридической ответственности нарушителей земельного законодательства [3, 11].

Государственный земельный надзор реализовывается посредствам:

- осуществления внеплановых и плановых проверок;

- регулярного надзора за осуществлением требований земельного законодательства;

- исполнения мер, установленных законодательством, по устранению и (или) пресечению последствий выявленных нарушений [8].

Государственный земельный надзор осуществляется должностными лицами федеральных служб, указанных на рисунке 4 [2].

Государственный земельный надзор осуществляется

1 ' 1

Федеральной службой Федеральной службой Федеральной службой по надзору в

государственной по ветеринарному и сфере природопользования и их

регистрации, кадастра фито санитарному территориальными органами

и картографии надзору (Росприро диадз ор ом)

(Росреестром) (Россельхозиадзором)

Рис. 4. Федеральные службы осуществления государственного земельного надзора

Таким образом, изучив историю и современное состояние осуществления земельного надзора, а также рассмотрев методы и способы проведения контроля и надзора за использованием земель, можно сделать вывод о том, что на данный момент государственный земельный контроль осуществляется в отношении всех земель в Российской Федерации, а государственный надзор за их использованием осуществляется прежде всего в отношении нарушителей, на которых поступили жалобы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аврунев Е. И., Пархоменко И. В. Совершенствование координатного обеспечения государственного земельного надзора // Вестник СГУГиТ. - 2016. - Вып. 2 (34). -С.150-157.

2. Государственный земельный надзор [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/activity/gosudarstvennyy-zemelnyy-kontrol-nadzor.

3. Земельный контроль [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aup.ru/ Ьоок8/т237/9.ИШ.

4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) Глава XII (в ред. от 21.07.2014 № 234-ФЗ).

5. Земельный кодекс РСФСР от 30 октября 1922 года.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689 «О государственном земельном надзоре» (с изм. на 5.07.2013 года).

8. Понятие, виды и содержание земельного надзора и контроля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://st:udflles.net/prevlew/3187539/page:8.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 года № 418

10. Разработка модели государственного земельного надзора (на уровне субъекта Российской Федерации) [Рукопись] / И. В. Пархоменко. - Новосибирск : СГУГиТ, 2016. - 122 с.

11. Рягузова С. Е., Пархоменко И. В., Аврунев Е. И. Новые технологии в государственном земельном надзоре в Российской Федерации. - Южно-Сахалинск : СахГУ, 2018. -С.54-55.

12. Указ Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".

13. Федеральный закон от 08.03.2015 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

© К. А. Становова, Д. В. Пархоменко, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.