Научная статья на тему 'Правовая политика государства в сфере противодействия терроризму'

Правовая политика государства в сфере противодействия терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
324
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
терроризм / противодействие / нормативно-правовое регулирование / угроза / безопасность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мешев И.Х.

Цель данного исследования состоит в изучении правовой политики Российского государства в сфере противодействия терроризму. Проблема терроризма, как негативного социального феномена, является одной из основных практически для всех развитых государств. Являя собой угрозу для политической, социальной и экономической стабильности государств, терроризм получил довольно широкое распространение во всем мире. Преступления террористической направленности посягают на государственную, общественную и личностную безопасность. Террористическая деятельность направлена на умышленное нанесение как можно большего морального, физического, экономического и политического ущерба общественной и государственной безопасности, при этом преследуя цель избежание наказания. В нашем исследовании мы постарались раскрыть сущность терроризма, получившего широкое распространение посредством политического, социального и экономического аспектов, масштабы действия которого сравнимы с мировыми войнами. Вместе с тем, нами проанализированы признаки терроризма, в число которых входят чрезвычайность, неожиданность, насилие, агрессия и злонамеренность. Все указанные компоненты выступают ресурсной базой для террористов, не желающих считаться с правами и свободами других людей. А характеризуя современный терроризм в качестве уголовно наказуемого деяния, мы отметили, его расширение до масштабов мультипреступного явления. Так, создавая новые и реорганизуя уже имеющиеся террористические организации под лозунгом единого террористического пространства, лидеры которой позиционируют себя как легитимная власть, стали представлять главную угрозу национальной безопасности Российского государства. И борьбу с данным феноменом целесообразно осуществлять в нескольких направлениях – предотвращение, выявление и пресечение действий с террористической подоплекой, совершаемых в отношении государственных, общественных и иных деятелей, а также посредством разработки антитеррористических мер и общегосударственных комплексных программ, в структуру которых войдут правовые, идеологические и иные аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая политика государства в сфере противодействия терроризму»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021-6-324-329 МЕШЕВ Ислам Хаснбиевич,

заместитель начальника кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук, майор полиции Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, e-mail: amv_1978@mail.ru

Научная специальность: 12.00.02

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

Аннотация. Цель данного исследования состоит в изучении правовой политики Российского государства в сфере противодействия терроризму. Проблема терроризма, как негативного социального феномена, является одной из основных практически для всех развитых государств. Являя собой угрозу для политической, социальной и экономической стабильности государств, терроризм получил довольно широкое распространение во всем мире. Преступления террористической направленности посягают на государственную, общественную и личностную безопасность. Террористическая деятельность направлена на умышленное нанесение как можно большего морального, физического, экономического и политического ущерба общественной и государственной безопасности, при этом преследуя цель избежание наказания. В нашем исследовании мы постарались раскрыть сущность терроризма, получившего широкое распространение посредством политического, социального и экономического аспектов, масштабы действия которого сравнимы с мировыми войнами. Вместе с тем, нами проанализированы признаки терроризма, в число которых входят чрезвычайность, неожиданность, насилие, агрессия и злонамеренность. Все указанные компоненты выступают ресурсной базой для террористов, не желающих считаться с правами и свободами других людей. А характеризуя современный терроризм в качестве уголовно наказуемого деяния, мы отметили, его расширение до масштабов мульти-преступного явления. Так, создавая новые и реорганизуя уже имеющиеся террористические организации под лозунгом единого террористического пространства, лидеры которой позиционируют себя как легитимная власть, стали представлять главную угрозу национальной безопасности Российского государства. И борьбу с данным феноменом целесообразно осуществлять в нескольких направлениях - предотвращение, выявление и пресечение действий с террористической подоплекой, совершаемых в отношении государственных, общественных и иных деятелей, а также посредством разработки антитеррористических мер и общегосударственных комплексных программ, в структуру которых войдут правовые, идеологические и иные аспекты.

Ключевые слова: терроризм, противодействие, нормативно-правовое регулирование, угроза, безопасность.

MESHEV Islam Khasanbievich,

deputy head of the department of physical training, candidate of pedagogical sciences, major of the police North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

DEVELOPMENT OF CYBERTERRORISM IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION OF THE INFORMATION SPACE

Annotation. The purpose of this study is to study the legal policy of the Russian state in the field of countering terrorism. The problem of terrorism, as a negative social phenomenon, is one of the main ones for almost all developed countries. As a threat to the political, social and economic stability of states, terrorism has become quite widespread throughout the world. Terrorist crimes infringe on state, public and personal security. Terrorist activities are aimed at deliberately causing the

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

greatest possible moral, physical, economic and political damage to public and state security, while pursuing the goal of avoiding punishment. In our study, we tried to reveal the essence of terrorism, which has become widespread through political, social and economic aspects, the scale of which is comparable to world wars. At the same time, we analyzed the signs of terrorism, which include extremeness, surprise, violence, aggression and malicious intent. All of these components act as a resource base for terrorists who do not want to reckon with the rights and freedoms of other people. While characterizing modern terrorism as a criminal offense, we noted its expansion to the scale of a multi-crime phenomenon. Thus, creating new and reorganizing existing terrorist organizations under the slogan of a single terrorist space, whose leaders position themselves as a legitimate government, began to pose the main threat to the national security of the Russian state. And the fight against this phenomenon is advisable to carry out in several directions - prevention, detection and suppression of actions with a terrorist background, committed against state, public and other figures, as well as through the development of anti-terrorist measures and nationwide comprehensive programs, the structure of which will include legal, ideological and other aspects.

Key words: terrorism, counteraction, legal regulation, threat, security.

Постановка проблемы. Характеризуя правовую систему Российской Федерации, следует отметить ее ориентированность на принципы и стандарты, присущие правовому государству, для которого особой значимостью наделяются вопросы поиска эффективных инструментов и способов защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов государства и общества, правового регулирования общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности и борьбы с терроризмом, решением которых управомочены заниматься компетентные органы государства [7, 13, 14].

Проблема противодействия терроризму, как негативного социального феномена сегодня представляется одной из главных задач, стоящих перед всяким развитым государством. Последствия указанных преобразований в мировом сообществе выразились в политической нестабильности, повлекшей за собой разрастание указанного феномена.

Терроризм сегодня следует рассматривать сквозь призму политического, социального и экономического аспектов, получившего широкое распространение. Масштабы его действия сравнимы с мировыми войнами, обусловленные бесконтрольным распространением оружия массового уничтожения. Преступления террористической направленности посягают на государственную, общественную и личностную безопасность. Иными словами, террористическая деятельность направлена на умышленное нанесение как можно большего морального, физического, экономического и политического ущерба общественной и государственной безопасности, а вместе с тем исполнителями террористических преступлений преследуется цель избежание наказания [4, 12].

Методология исследования. Обращаясь к Закону «О противодействии терроризму», в котором закрепляется понятия «терроризм» отметим, что под «терроризмом понимается идеология

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

насилия и инструмент воздействия на государственную власть, мирное население в целях его устрашения и пропаганды идеологии насилия» [1]. Таким образом, можно заключить, что указанный феномен, являясь антигуманными в социальном аспекте, носит преступный характер в юридическом аспекте [9].

Согласно требованиям Закона «О полиции» на плечи сотрудников правопорядка ложится обязанность «по противодействию терроризму и обеспечения правового режима контртеррористической операции (КТО), а также принимать участие в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания людей» [2]. Оперативные подразделения системы МВД России «наделяются компетентностью в вопросах предупреждения террористических преступлений и возможностью получить важную оперативную информацию для принятия превентивных мер с целью недопущения террористического акта» [2, 10].

Таким образом, обеспечение государственной и общественной безопасности является главной задачей практической деятельности органов и структур МВД России.

Квалифицируя современный терроризм в качестве уголовно наказуемого деяния, следует отметить, его расширение до масштабов мульти-преступного явления. Создание новых и переформатирование уже имеющихся террористических организаций под лозунгом единого террористического пространства (в частности, террористические организации ИГИЛ, Исламский джихад, Има-рат Кавказ и пр., запрещенные на территории РФ), лидеры которой позиционируют себя как легитимная власть, представляют главную угрозу национальной безопасности Российского государства. Терроризм угрожает миру и безопасности, как внутри государства, так и за его пределами, препятствует установлению дипломатических связей между государствами и сохранению территори-

альной целостности страны, а также создает помехи политической, экономической и социальной стабильности, осуществлению основных прав и свобод человека и гражданина, включая право на жизнь. Терроризм носит открытый характер, качественно обезличен и его идеи по большей части анонимно продвигаются в глобальном информационном пространстве. Традиционные СМИ, утратив уникальность в создании информационных ресурсов, уступили позиции сети Интернет, которая стала главным создателем и транслятором публикаций террористической направленности. И главным оружием террористов стала пропаганда и призывы своих идей посредством глобального информационного пространства. И что чаще всего делают потребители с понравившимся контентом? РЕПОСТЯТ! Что, как известно, приводит к еще более широкому распространению указанных материалов. Таким образом, распространение искусственно созданных слухов выступает реальной угрозой безопасности всего государства [4, 5, 8].

В числе главных признаков терроризма следует отметить чрезвычайность, неожиданность, насилие, агрессию и злонамеренность. При этом, формируется террористическое мировоззрение и поведение внутри личности. Выражается оно в агрессивном поведении, в нетерпимости к мнению оппонента, в склонности к принятию немиролюбивых методов разрешения конфликтов, отрицание компромисса в качестве ценностной ориентации в каждодневной деятельности, а также нежелание считаться с правами и свободами личности.

Сегодня на международном уровне в полной мере признается общественная опасность, которая содержится в террористических проявлениях и каждое государство стремиться к разработке эффективных мер по предупреждению данного феномена. Так, на международном уровне приняты ряд нормативных документов по предупреждению и противодействию терроризму, в числе которых Международные конвенции ООН о борьбе с захватом заложников, о борьбе с бомбовым терроризмом, о борьбе с финансированием терроризма, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма и т.д. Главным постулат в указанных документах выступают заявления о том, что «никакие политические, идеологические, философские, расовые, этнические, религиозные и иные мотивы не могут служить оправданием террористической деятельности. Лица, причастные к совершению террористического акта и других преступлений, указанных в конвенциях, должны

быть привлечены к ответственности в строгом соответствии с законодательством и понести наказание с учетом тяжести совершенных деяний» [7, 11].

В Российской Федерации основу противодействия терроризму составляют нормы Конституции РФ. Вместе с тем, государство на своем уровне реализует антитеррористическую деятельность согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму», в котором содержатся основные положения по «противодействию указанному феномену, по устранению причин и условий его возникновения и распространения, по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений террористической направленности, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий данного явления» [1]. Вместе с тем, в рамках указанного Закона регламентированы «принципы противодействия терроризму и правовые основы применения Вооруженных сил страны в борьбе с терроризмом, которые занимают центральное место в деятельности системы противодействия терроризму» [1].

Кроме того, Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года № 1666 утверждена Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, в которой в числе основных угроз национальной безопасности страны называется также распространение международного терроризма [3]. Основным направлением государственной национальной политики в данной сфере выступает противодействие пропаганде террористических идей в средствах массовой информации и электронных коммуникаций, а также определение полномочий и ответственности руководителей и должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления в сфере профилактики терроризма, что способствует сохранению межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений [3].

Противодействие терроризму, осуществляемое в последние десятилетия в нашей стране, хотя и ознаменовано значительными успехами, все же имеет и ряд нерешенных проблем, решение которых нашло отражение в положениях Федерального закона «О противодействии терроризму» и отдельных законодательных актов РФ в части реализации дополнительных мер по противодействию терроризму и обеспечению общественной безопасности, которыми внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и ограждения их от вовлечения в преступную деятельность [1, 4].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

В числе ключевых изменений и дополнений следует назвать [5, 8, 10, 13, 14]:

- регламентирование порядка взаимодействия федеральных и территориальных органов исполнительной власти при проверке информации об угрозе совершения террористических актов;

- формирование на федеральном уровне коллегиального органа, координирующего взаимодействие федеральных и территориальных органов исполнительной власти, а также местного самоуправления по вопросам противодействия терроризму;

- формирование органов в составе федеральных и территориальных органов исполнительной власти по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации его последствий.

Вместе с тем, следует отметить ведущую роль в противодействии терроризму правоохранительных органов, в обязанности которых входит проведение «неотложных» процедур по пресечению террористических угроз до прибытия специализированных служб. И в результате скоординированных действий отдельных служб и подразделений МВД России и органов внутренних дел создаются предпосылки для дальнейшего повышения результативности мероприятий по противодействию терроризму [6, 9, 12].

Наряду с указанным, в целях предупреждения терроризма, необходимо выявить и устранить факторы, обусловливающие его распространение. Принципами предупреждения терроризма выступают законность, комплексность, оптимальность и оперативность, а к числу методов предупреждения террористических угроз можно отнести регулятивные, информационно-пропагандистские и режимные методы [6, 12].

Суть регулятивного метода предупреждения терроризма состоит в установлении нормативно-правовых норм, и общих предписаний, регламентирующих деятельность граждан, государственных органов и общественных организаций, а также устанавливающих виды и меры ответственности за террористические преступления.

Содержанием информационно-пропагандистского метода является воспитание у граждан правовой и политической культуры, формирование антитеррористического поведения и готовности к осуществлению антитеррористической деятельности.

И наконец, сущность режимного метода состоит в установлении средств и способов физической и технической защиты режимных объектов [6, 9, 10, 12].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

Следует отметить, что предупреждение терроризма целесообразно осуществлять в нескольких направлениях - предотвращение, выявление и пресечение действий с террористической подоплекой, совершаемых в отношении государственных, общественных и иных деятелей.

Приоритетная задача государства в деле противодействия терроризму состоит в задержании организаторов и исполнителей террористических актов и предание их суду. Эффективная система противодействию терроризму состоит в разработке антитеррористических мер и общегосударственных комплексных программ, в структуру которых войдут правовые, идеологические и иные аспекты [9, 13, 14].

Выводы. Терроризм сегодня получил настолько широкомасштабное распространение, что позволяет ему оказывать свое негативное воздействие на политическую, социальную и экономическую стабильность. Диапазон его действия можно сравнить с мировыми войнами, с присущим им бесконтрольным распространением оружия массового уничтожения. Объектом посягательств преступлений террористической направленности выступают государственная, общественная и личная безопасность, которым умышлено наносится как можно больше морального, физического, экономического и политического ущерба, а вместе с тем преследуется цель избежание наказания.

В заключении следует акцентировать внимание правоохранителей и правоприменителей на вопросах нормативного регулирования противодействия терроризму, который признается проблемой, как научного, так и практического характера, не теряющей своей актуальности и требующей тщательного изучения и решения. При этом, анализируя признаки терроризма, в числе которых были названы чрезвычайность, неожиданность, насилие, агрессия и злонамеренность, можно обобщить, что все это является ресурсной базой террористов, не желающих считаться с правами и свободами других людей. В целях противодействия терроризму борьбу с ним целесообразно осуществлять в нескольких направлениях - предотвращение, выявление и пресечение действий с террористической подоплекой, совершаемых в отношении государственных, общественных и иных деятелей, а также посредством разработки антитеррористических мер и общегосударственных комплексных программ, в структуру которых войдут правовые, идеологические и иные аспекты. Главная задача государства в этом направлении заключается в задержании организаторов и исполнителей террористических актов и предание их суду.

Список литературы:

[1] Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г. № 35-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant. m/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения 30.04.2021 г.).

[2] Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011г. № 3-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа https://base.garant.ru/12182530/ (дата обращения 26.04.2021).

[3] Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 года № 1666 «Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// kodeks.ru/news/read/strategiya-gosudarstvennoy-nacionalnoy-politiki-rossii-na-period-do-2025-goda-novye-polojeniya (дата обращения 30.04.2021 г.).

[4] Абазов А.Б. Общественная опасность терроризма в Российской Федерации // Международное уголовное право и международная юстиция. 2018. № 1. С. 11-12.

[5] Айол А. А. Современные аспекты совершенствования нормативного правового регулирования вопросов противодействия терроризму в Российской Федерации // Педагогика высшей школы. 2016. № 3.1 (6.1). С. 24-27.

[6] Бечелов З.Ш., Абазова М.В., Курманова М.К. Противодействия современному терроризму // В сборнике: Актуальные проблемы и приоритетные инновационные технологии развития АПК региона. Материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. 2015. С. 325-327.

[7] Дмитриева Э.С. Анализ российских и зарубежных правовых актов о терроризме // Наука. Общество. Государство. 2019. Т. 7. № 2 (26). С. 61-67.

[8] Камергоев Б.М. Роль государственного управления в области обеспечения безопасности по противодействию терроризму // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 8-1. С. 114-120.

[9] Коркмазов А.В., Бондарь А.Г. Преступления, характеризующиеся террористической направленностью // В сборнике: Проблемы и перспективы в международном трансфере инновационных технологий. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 159-161.

[10] Кучмезов Р.А О некоторых проблемах противодействия терроризму и экстремизму в России // Вестник научных конференций. 2016. № 5-1(9). С. 72-75.

[11] Магомедов М.Н. Роль субъектов гражданского общества в противодействии идеологии

экстремизма и терроризма // Закон и право. 2020. № 6. С. 108-110.

[12] Хачидогов Р.А. Терроризм как угроза национальной безопасности России // Наука и общество. 2015. № 1 (20). С. 102-105.

[13] Шхагапсоев З.Л., Аккаева Х.А. Уголовно-правовая политика Российской Федерации в сфере противодействия терроризму // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 5. С. 103105.

[14] Щеблыкина И.В., Старшинов Я.В. Правовое регулирование противодействия терроризму в Российской Федерации и некоторые направления совершенствования законодательства // Военное право. 2018. № 1(47). С. 50-54.

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon «O protivodejstvii terror-izmu» ot 06.03.2006g. № 35-FZ [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_58840/ (data obrashcheniya 30.04.2021 g.).

[2] Federal'nyj zakon «O policii» ot 07.02.2011g. № 3-FZ [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa https:// base.garant.ru/12182530/ (data obrashcheniya 26.04.2021).

[3] Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrya 2012 goda № 1666 «Strategiya gosudarstvennoj nacion-al'noj politiki RF na period do 2025 goda» [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://kodeks.ru/news/ read/strategiya-gosudarstvennoy-nacionalnoy-politi-ki-rossii-na-period-do-2025-goda-novye-polojeniya (data obrashcheniya 30.04.2021 g.).

[4] Abazov A.B. Obshchestvennaya opasnost' terrorizma v Rossijskoj Federacii // Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaya yusticiya. 2018. № 1. S. 11-12.

[5] Ajol A. A. Sovremennye aspekty sovershen-stvovaniya normativnogo pravovogo regulirovaniya voprosov protivodejstviya terrorizmu v Rossijskoj Federacii // Pedagogika vysshej shkoly. 2016. № 3.1 (6.1). S. 24-27.

[6] Bechelov Z.SH., Abazova M.V., Kurmanova M.K. Protivodejstviya sovremennomu terrorizmu // V sbornike: Aktual'nye problemy i prioritetnye innova-cionnye tekhnologii razvitiya APK regiona. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii pre-podavatelej, aspirantov, magistrantov i studentov. 2015. S. 325-327.

[7] Dmitrieva E.S. Analiz rossijskih i zarubezh-nyh pravovyh aktov o terrorizme // Nauka. Obsh-chestvo. Gosudarstvo. 2019. T. 7. № 2 (26). S. 61-67.

[8] Kamergoev B.M. Rol' gosudarstvennogo upravleniya v oblasti obespecheniya bezopasnosti po protivodejstviyu terrorizmu // Voprosy rossijskogo i

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

mezhdunarodnogo prava. 2019. T. 9. № 8-1. S. 114120.

[9] Korkmazov A.V., Bondar' A.G. Prestupleniya, harakterizuyushchiesya terroristicheskoj napravlen-nost'yu // V sbornike: Problemy i perspektivy v mezh-dunarodnom transfere innovacionnyh tekhnologij. Sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. 2019. S. 159-161.

[10] Kuchmezov R.A O nekotoryh problemah protivodejstviya terrorizmu i ekstremizmu v Rossii // Vestnik nauchnyh konferencij. 2016. № 5-1(9). S. 72-75.

[11] Magomedov M.N. Rol' sub"ektov grazh-danskogo obshchestva v protivodejstvii ideologii eks-

tremizma i terrorizma // Zakon i pravo. 2020. № 6. S. 108-110.

[12] Hachidogov R.A. Terrorizm kak ugroza nacional'noj bezopasnosti Rossii // Nauka i obsh-chestvo. 2015. № 1 (20). S. 102-105.

[13] SHkhagapsoev Z.L., Akkaeva H.A. Ugolovno-pravovaya politika Rossijskoj Federacii v sfere protivodejstviya terrorizmu // Probely v rossi-jskom zakonodatel'stve. 2018. № 5. S. 103-105.

[14] SHCHeblykina I.V., Starshinov YA.V. Pra-vovoe regulirovanie protivodejstviya terrorizmu v Rossijskoj Federacii i nekotorye napravleniya sover-shenstvovaniya zakonodatel'stva // Voennoe pravo. 2018. № 1(47). S. 50-54.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.