УДК 323
DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-3-182-189
ВЗАИМОДЕИСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Лупандин Виталий Николаевич
кандидат политических наук, доцент кафедры истории, теологии и международных отношений, Среднерусский институт управления -филиал РАНХиГС (302028, Россия, г. Орел, бул. Победы, 5 а). E-mail: [email protected]
старший преподаватель кафедры административного и уголовного права, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (302028, Россия, г. Орел, бул. Победы, 5 а). E-mail: [email protected] старший преподаватель кафедры административного и уголовного права, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (302028, Россия, г. Орел, бул. Победы, 5 а). E-mail: [email protected]
Белов
Вячеслав
Владимирович
Кулаженкова
Наталия
Васильевна
Аннотация
В условиях развития современного общества терроризм - это явление, действующее в рамках хорошо отлаженной системы, в которой сконцентрированы значительные материальные и духовные ресурсы, направленные на осуществление силового или психологического воздействия на население. Как явление терроризм многоаспектен, имеет различные формы проявления, гибок и легко приспосабливается к изменяющейся ситуации, прикрывается различной идеологией, зачастую имеет религиозную составляющую. Ни одно из государств на современном этапе развития должным образом не защищено от террористической угрозы, а Российская Федерация в этом отношении не является исключением. Поэтому противодействие терроризму на территории России за её пределами -это одна из наиболее актуальных задач Российского государства. Противодействие террористическим угрозам предполагает их профилактику. Профилактика терроризма - это не только задача государства (и в первую очередь, Национального антитеррористического комитета РФ и антитеррористических комиссий в субъектах РФ), но в немалой степени, это задача и представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции общественных и религиозных объединений, отдельных граждан. В нашей стране профилактика террористических проявлений должна рассматриваться как инструмент установления гражданского мира и объединения усилий граждан России в восстановлении и укреплении экономического и политического потенциала нашей страны. В статье предпринята попытка анализа основных направлений взаимодействия Национального антитеррористического комитета РФ с некоторыми институтами гражданского общества.
Ключевые слова: Национальный антитеррористический комитет РФ, антитеррористическая комиссия, институты гражданского общества, государство, терроризм, противодействие терроризму, террористические угрозы, профилактика террористической деятельности, антитеррористическая деятельность государства.
В своем развитии любое современное общество сталкивается с проблемой глобализации всех аспектов жизнедеятельности, начиная с общемирового рынка ресурсов, товаров и услуг и заканчивая становлением и развитием общемировых тенденций в массовой культуре. В глобальные мировые процессы вовлечены люди, проживающие на разных территориях, имеющие различное гражданство, представляющие различные нации и национальности, исповедующие различные религии, характеризующиеся различным мировоззрением и уровнем культурного развития. Зачастую глобальные мировые процессы способствуют возникновению значительного числа социальных связей и отношений, которые в их хаотическом проявлении могут способствовать дестабилизации существования и развития того или иного общества. Для того, чтобы свести к минимуму негативные последствия глобализации, на уровне отдельно взятого государства или на уровне межгосударственных союзов (экономических, политических, геополитических), необходимо создание государственной или межгосударственной (если речь идёт о союзах) системы безопасности. Сказанное особенно актуально, если речь идёт об одной из самых опасных мировых угроз современности - угрозе терроризма.
В современных условиях терроризм - это явление, действующее в рамках хорошо отлаженной системы, в которой сконцентрированы значительные материальные и духовные ресурсы, направленные на осуществление силового или психологического воздействия на население. Как явление терроризм многоаспектен, имеет различные формы проявления, гибок и легко
приспосабливается к изменяющейся ситуации, прикрывается различной идеологией, зачастую имеет религиозную составляющую. Терроризм опасен тем, что: во-первых, террористические акции сопровождаются человеческими жертвами, наносятся невосполнимые потери людским и материальным ресурсам; во-вторых, последователи террористических организаций и движений, вербуя новых сторонников, воздействуют на их сознание, коренным образом меняя их мировоззрение, ценностные установки и мотивацию, нанося невосполнимые потери духовным ресурсам.
Как показывает действительность, ни одно из государств на современном этапе развития должным образом не защищено от террористической угрозы, а Российская Федерация в этом отношении не является исключением. Поэтому, противодействие терроризму на территории Российской Федерации и за её пределами (если того требует национальная безопасность) - это одна из наиболее актуальных задач российского государства. Следует отметить, что противодействие террористическим угрозам предполагает их профилактику, а проведение профилактических мероприятий может осуществляться не только силами государства, но и силами институтов гражданского общества. В отношении профилактики террористических угроз активность гражданского общества должна проявляться в своевременном раскрытии сущности определённых видов деятельности, маскирующих и скрывающих террористические угрозы.
Исходя из этого, задачи институтов гражданского общества в сфере профилактики террористических угроз многоплановы: во-первых, на основе контроля за правомерностью и обоснованностью ограничения прав и свобод человека институты гражданского общества могут выделить предпосылки возникновения террористических угроз; во-вторых, институты гражданского общества могут осуществлять посильную помощь силовым структурам Российской Федерации в деле профилактики террористических угроз; в-третьих, институты гражданского общества могут пресекать возможное злоупотребление своими полномочиями со стороны силовых структур во время контртеррористических операций; в-четвёртых, институты гражданского общества могут сыграть значимую роль в профилактике террористических угроз, формируя негативное отношение к терроризму как явлению.
Говоря о задачах институтов гражданского общества Российской Федерации по профилактике террористических угроз, следует отметить, что их своевременное решение может стать не только основой защиты прав и свобод отдельного человека, но и основой стабильного развития общества [1]. Предсказуемо, что в одиночку гражданскому обществу решить поставленные задачи будет вряд ли по силам, поэтому следует искать пути и способы интеграции усилий государства и гражданского общества в аспекте противодействия терроризму, профилактики его возможных проявлений [2, с. 38]. На наш взгляд, в современной России уровень защищенности от угроз террористического характера во многом зависит от того, как взаимодействуют институты гражданского общества, органы государственной и муниципальной власти. В то же время вопрос о сущности, содержании и механизмах взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти с одной стороны и институтами гражданского общества с другой стороны в аспекте противодействия терроризму, до настоящего времени актуален, поскольку до сих пор ещё не стал предметом комплексных политологических исследований.
Формирование общих принципов и механизмов диалога государства и гражданского общества в современной России сопровождается определёнными трудностями. Одна из них обусловлена тем, что гражданское общество в Российской Федерации до сих пор находится в стадии становления, несмотря на определённые успехи и достижения в своем развитии. Как следствие, состав и структура российского гражданского общества отличаются неопределённостью, также как и критерии, определяющие эффективность деятельности его институтов.
Другая трудность обусловлена ростом социального расслоения и социально-политической поляризации российского общества. Зачастую представление об основных аспектах жизнедеятельности общества у официальной власти, политической оппозиции, элитных групп и гражданских институтов не совпадают. В совокупности это снижает эффективность диалога между обществом и государством, способствует их конфронтации, мешает достижению согласия, порождает в общественном сознании настроение радикально-экстремистского и террористического характера.
Для эффективного противостояния террористическим угрозам и профилактики террористической деятельности необходим продуктивный диалог между государством и гражданским обществом, а значит, указанные трудности следует преодолевать всеми доступными им средствами. Если участники такого диалога со стороны государства известны и вполне определены,
то в силу неопределённости структуры гражданского общества в России актуализируется необходимость выявления акторов со стороны гражданского общества. Ранее, в соответствии с российским законодательством, такими акторами признавались коммерческие или некоммерческие негосударственные организации, общественные объединения и сами граждане. В последней редакции Федерального закона «О безопасности»1 говорится, что вышеперечисленные акторы могут осуществлять содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления при защите национальных интересов, то есть самостоятельных действий в отношении противодействия террористическим угрозам институты гражданского общества осуществлять не могут. На территории современной России действует множество общероссийских, региональных, межрегиональных и международных общественных организаций, образующих структуру гражданского общества и возникших благодаря инициативам граждан. В то же время, при всем их многообразии, далеко не каждая общественная организация может стать дееспособным актором государственно-гражданского диалога, а тем более оказывать противодействие терроризму.
Изучение и анализ российского опыта свидетельствует о том, что наиболее продуктивны в установлении контактов с органами государственной власти и местного самоуправления общественные организации и объединения, консолидирующие социальные группы, артикулирующие и агрегирующие индивидуальные и корпоративные интересы [3 - 6]. Согласно экспертным оценкам, потенциально они способны осуществлять физическую, юридическую или интеллектуальную защиту индивидов, социальных сообществ и групп. Исходя из этого, можно выделить ключевые направления взаимодействия государственных и общественных институтов по противодействию вызовам и угрозам терроризма, а именно:
- совместное планирование мер по предотвращению террористических проявлений;
- совместные проверки поступающей информации о вероятности террористических угроз;
- согласование совместного применения сил и средств борьбы с терроризмом;
- совместная разработка и внедрение рекомендаций по совершенствованию законодательства по противодействия террористическим угрозам.
Если говорить о системном противодействии террористической угрозе, то одним из наиболее предпочтительных институтов гражданского общества следует считать общественные объединения по содействию обеспечения безопасности. Зачастую, такие объединения состоят из участников и ветеранов военных действий, сотрудников и ветеранов правоохранительных органов и органов государственной безопасности, представителей возрождающегося казачества.
Подобные общественные объединения имеют достаточно сложную структуру, включающую в себя следующие основные компоненты: обучающе-воспитательный, силовой, общественно-политический, социально-экономический.
На долгосрочную перспективу взаимодействие органов государственной и муниципальной власти с институтами гражданского общества должно выстраиваться в единстве с долгосрочной стратегией развития Российской Федерации, которая предполагает интеграцию значительного числа разрозненных общественных организаций и объединений, определение эффективных ответственных субъектов, формировании органов управления и их координация со стороны государственной и муниципальной власти. Данная стратегия призвана преодолеть неконструктивную стратегию взаимодействия государственных институтов с общественными организациями и объединениями, а также стихийность и ситуативность данного аспекта.
Выстроить долгосрочную стратегию государственно-гражданского взаимодействия в аспекте невозможно, если граждане государства плохо информированы по проблемам безопасности, не понимают смысла мер снижения террористической угрозы, предпринимаемых государством, а главное, не осознают необходимость гражданского содействия силовым структурам. Для лучшей информированности российских граждан по вопросам противодействия террористическим угрозам и решения комплекса антитеррористических задач в России 15 февраля 2006 год был создан коллегиальный орган - Национальный Антитеррористический Комитет (далее - НАК РФ)2, координирующий и организующий антитеррористическую деятельность
1 Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2; СЗ РФ. 2015. № 41 (часть II). Ст. 5639.
2 Указ Президента РФ от 15.02.2006 N 116 (ред. от 25.11.2019) «О мерах по противодействию терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете») // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 897; СЗ РФ. 2019. № 48. Ст. 6826.
государственных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Выполняя свои непосредственные задачи по противодействию террористическим угрозам, представители НАК размещают в русскоязычном секторе сети Интернет информацию, связанную с историей, природой, истоками и динамикой развития террористических угроз. На основе этого, представители НАК на страницах своего информационно-аналитического портала излагают правила безопасного поведения в случае возникновения террористической угрозы, представляют контактную информацию для связи с местными антитеррористическими комиссиями (далее - АТК) и оперативными штабами (далее - ОШ).
Осуществлённый нами в рамках исследования анализ официальных государственных сайтов, связанных с проблемой противодействия террористической угрозе, позволяет говорить об активном взаимодействии НАК Российской Федерации и АТК субъектов РФ с институтами гражданского общества. В частности, 28 февраля 2018 г. Министерством иностранных дел Российской Федерации была организована и проведена пресс-конференция первого заместителя руководителя аппарата НАК России И.В. Кулягина и официального представителя НАК, руководителя Информационного центра НАК А.С. Пржездомского по теме: «НАК: противодействие террористической угрозе - актуальная задача государства и общества»1. Присутствующие на конференции журналисты и представители общественных организаций были ознакомлены с результатами противодействия террористическим угрозам на территории России в 2017 году. Кроме того, внимание присутствующих на конференции было обращено на специфику проявления террористических угроз, на совершенствование деятельности представителей террористических организаций, что в современных условиях требует своевременной и адекватной реакции. При этом И.В. Кулягин акцентировал внимание журналистов и представителей общественности на необходимости активизации взаимодействия органов государственной власти, институтов гражданского общества и СМИ [7].
В свою очередь, официальный представитель НАК РФ А.С. Пржездомский в своем выступлении акцентировал внимание присутствующих на том, что в настоящее время увеличивается число граждан РФ, вовлекаемых в террористические организации с помощью сети Интернет, представив конкретные примеры и данные статистики. В контексте сказанного А.С. Пржездомский напомнил, что предотвратить явление легче, чем впоследствии его искоренить. Поэтому в профилактике террористических угроз гражданскому обществу следует занять активную и непримиримую позицию.
Аналогичная пресс-конференция в пресс-центре МИД Российской Федерации состоялась 27 марта 2019 года, но тема конференции была более конкретизированной: «Профилактика терроризма - эффективное средство нейтрализации террористических угроз» [8, 9]. На этой пресс-конференции И.В. Кулягин акцентировал внимание журналистов и представителей общественных организаций на деятельности, носящей скоординированный, последовательный и системный характер, всех субъектов противодействия терроризму. Благодаря именно этой деятельности в России уровень преступлений террористической направленности снижается [10, с. 70-71]. В связи с этим представляется целесообразным привести данные Генеральной Прокуратуры в РФ: в 2017 г. в РФ выявлено лиц, совершивших преступления террористического характера 873 (33,7%), в 2018 - 753 ( -13,7%), 2019 - 718 (-4,6%), январь-март 2020 г. - 157 (0,0%)2.
Выступая перед журналистами и представителями общественных объединений И.В. Кулягин особо подчеркнул, возрастающую роль превентивных мероприятий, направленных на недопущения вовлечения населения, в первую очередь молодого поколения, в деятельность террористического характера. Особенно это актуально в современных условиях пропаганды террористически-экстремистских идей. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что разработка и утверждение Президентом РФ Плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы преследовала именно эти цели3.
1 В Пресс-центре МИД России состоялась пресс-конференция представителей Национального антитеррористического комитета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nac.gov.ru/press-konferencii-i-brifingi/v-press-centre-mid-rossii-sostoyalas-press.html
2 Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_chart
3 Пресс-конференция «Профилактика терроризма - эффективное средство нейтрализации террористических угроз» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://orel-region.ru/antiterror/index.php?head=1&sheet=1&unit=142
23 мая 2019 г. в Красноярске под эгидой НАК РФ прошла конференция, на которой прибывшие со всей страны специалисты, обладающие соответствующей компетенцией, обменялись опытом работы в сфере профилактики терроризма и определили эффективные пути реализации «Комплексного плана противодействия идеологии терроризма на 2019 - 2023 годы». В ходе пленарного заседания и работы тематических секций обсуждались приоритетные направления противодействия идеологии терроризма, а также некоторые практические аспекты этой деятельности, в частности, профилактическая работа с лицами, которые отбывают наказание за совершение преступлений террористической направленности, наработанный опыт ресо-циализации лиц, уже отбывших наказание, и совершенствование мер индивидуальной профилактики в отношении членов семей лиц, причастных к террористической деятельности1.
Исходя из выше изложенного, следует подчеркнуть, что на региональном уровне АТК субъектов РФ регулярно проводят различные мероприятия в сфере противодействия террористической деятельности. Так, в Орловской области были проведены: с представителями органов местного самоуправления семинар-совещание, посвященный вопросам профилактики терроризма и экстремизма2; с представителями конфессий и силовых ведомств мероприятие по вопросам проведения обследования, категорирования объектов религиозных организации и составления на них паспортов безопасности в 2020 году3; заседание рабочей группы АТК в Орловской области, посвященное реализации в регионе Комплексного плана противодействия идеологии терроризма4 и др. Более того, представители АТК Орловской области активно взаимодействуют с образовательными учреждениями г. Орла среднего и высшего образования. Приведем лишь некоторые из примеров: проведение в Среднерусском институте управления -филиале РАНХиГС ряда дискуссионных студенческих круглых столов и конференций с международным участием на темы «Терроризм и экстремизм как реальные угрозы национальной безопасности современной России»5, «Повышение эффективности реализации государственной политики противодействия терроризму в современной России»6 и др.; проведение в БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» учёбы студенческого актива «Территория антитеррористической безопасности»7 и др.
Все перечисленные мероприятия, проведённые со студенческим активом, направлены на формирование активной гражданской позиции, устойчивую систему смысловых и нравственных установок личности, которые позволят противостоять идеологии терроризма, посредством участия студентов в социально-значимой деятельности.
Обобщая всё вышеизложенное, мы можем акцентировать внимание на следующих основных направлениях возможного взаимодействия НАК РФ и институтов гражданского общества в России:
- совершенствование законодательных и подзаконных актов в составе рабочих групп при органах законодательной (представительной) власти федерального, регионального и муниципального уровней;
- работа инициативных групп для проведения экспертиз материалов СМИ на предмет выявления экстремистско-террористического контента;
1 В Красноярске завершилась Всероссийская конференция по вопросам противодействия идеологии терроризма [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nac.gov.ru/konferendi-i-kruglye-stoly/v-krasnoyarske-zavershilas-vserossiyskaya.html
2 20 мая 2019 г. в администрации области состоялся семинар-совещание с представителями органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области по вопросам профилактики терроризма и экстремизма [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://orel-region.ru/antiterror/index.php?head=1&sheet=1&unit=149
3 В Орле прошел семинар по вопросу проведения обследования, категорирования объектов религиозных организации и составления на них паспортов безопасности в 2020 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://orel-region.ru/antiterror/index.php?head=1&sheet=1&unit=172
4 Рабочая группа Антитеррористической комиссии в Орловской области обсудила реализацию в регионе Комплексного плана противодействия идеологии терроризма [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://orel-region.ru/antiterror/index.php?head=1&sheet=1&unit=175
5 Круглый стол «Терроризм и экстремизм как реальные угрозы национальной безопасности современной России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://orel-region.ru/antiterror/index.php?head=1&sheet=2&unit=169
6 В Орле обсудили актуальные вопросы борьбы с терроризмом [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://orel-region.ru/antiterror/index.php?head=1&sheet=1&unit=143
7 В БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» состоялась учёба студенческого актива «Территория антитеррористической безопасности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mezpk.ru/newspage32
П оли т ологи я и эт н оп оли т и ка
- активное привлечение представителей различных конфессий, научного сообщества для работы в региональных экспертных советах в сфере усовершенствования информационной политики в сфере противодействия террористической деятельности, а также оценки качества разрабатываемых контрпропагандистских материалов;
- реализация комплекса мероприятий по психологической и социальной поддержке и реабилитации лиц, которые осуждены за участие в деятельности террористического и экстремистского характера;
- организация просветительской деятельности, которая подразумевает и формирование спецгрупп пропагандистов при региональных АТК по проведению мероприятий, носящих адресный характер, с использованием специально подготовленной видео- и печатной продукции среди молодежи;
- пресечение деятельности зарубежных центров религиозной направленности и неправительственных фондов по созданию в субъектах РФ идеологически ориентированных на них групп населения [11].
Также мы можем проанализировать основные векторы возможного взаимодействия НАК РФ и бизнес-сообщества в сфере профилактике терроризма:
- в сфере финансов: необходимо выявлять механизмы финансирования терроризма, а также предотвращать использования структур бизнеса в террористических целях;
- в сфере информационной безопасности: от нападений террористов в электронной среде необходимо снижать уровень уязвимости критически важных инфосистем;
- в сфере туризма и рекреации: следует предотвращать теракты на объектах туризма как местах массового сосредоточения людей, а также пресекать использование туринфраструкту-ры и коммуникаций для террористической деятельности;
- в производственной сфере: рекомендуется защищать от угрозы терроризма объекты, «нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения»1, т.е. критически важные объекты инфраструктуры;
- в транспортной сфере: обеспечивать безопасность на объектах транспорта, а также предотвращать использование транспортной инфраструктуры в интересах обеспечения деятельности экстремистского или террористического характера;
- в торговой сфере: предотвращать использования каналов торговли для перемещения средств осуществления террористической деятельности, а также защищать от террористической угрозы места массового сосредоточения людей (как объекты торговли), предприятия торговли (как источник средств для финансирования террористической деятельности);
- в сфере ликвидации последствий актов террористической направленности: разрабатывать и производить эффективные средства спасения людей, механизмы оказания помощи, носящей адресный характер, пострадавшим от террористических актов и их семьям;
- в благотворительной сфере: оказывать поддержку и помощь пострадавшим от террористических актов и их семьям;
- в спортивной и досуговой сфере: пресекать каналы вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность [11].
На наш взгляд высоки возможности такой формы информационно-пропагандистского взаимодействия между НАК РФ и институтами гражданского общества как круглый стол. В условиях стремительного развития современных информационных технологий возможно проведение данного мероприятия в форме телеконференции или телемоста, а демократичный формат проведения позволит встретиться на одной площадке участникам с различными, даже противоположными взглядами по той или иной позиции. Представляется, что такой формат общения откроет качественно новые возможности, как в эстетическом и эмоциональном плане проведения мероприятия, так и позволит существенно расширить географию участников. Кроме того, видится целесообразным и использование в деятельности НАК РФ и АТК различных форм информационно-пропагандистского воздействия на молодежную аудиторию -
1 Критически важный объект (КВО) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fireman.club/mseklodepia/kriticheski-vazhnyiy -obekt-kvo/
организация и проведение спартакиад по различным видам спорта, молодежных форумов, фестивалей национальных культур, региональных и межрегиональных летних (каникулярные) слетов, лагерей и пр. Что, на наш взгляд, позволит обеспечить максимальный воспитательный и информационно-пропагандистский эффект в сфере противодействия терроризму.
Резюмируя выше изложенное, подчеркнем, что взаимодействие НАК РФ с институтами гражданского общества в сфере противодействия терроризму довольно обширно. Как правило, в большинстве случаев данное взаимодействие носит превентивный характер, поскольку в условиях развития современного общества первоочередной задачей является привлечение к активному участию указанных институтов (в том числе образовательного, научного, бизнес-сообществ, СМИ) в антитеррористической деятельности государства и внести свой значимый вклад в дело защиты нашего населения от террористических посягательств и не допущения нарушений прав и интересов граждан нашего многонационального государства.
Литература
1. Акопян О.А. Противодействие терроризму как общая задача властей и граждан. Зарубежный опыт.
М: НИРСИ, 2010. 22 с.
2. Мельников А.В., Меркулов С.С. Взаимодействие гражданского общества и государственной власти в
деле противодействия политическому экстремизму в современной России: содержание и приоритеты // Управленческое консультирование. 2017. № 7. С. 37 - 42.
3. Метелев С.Е. Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности: Монография. Омск, 2008 332 с.
4. Этноорелигиозный терроризм / Ю.М. Антонян, Г.И. Белокуров, А.К. Боковиков и др.; Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: Аспект-Пресс, 2006. 318 с.
5. Актуальные проблемы противодействия терроризму и экстремизму: тематический сборник / Под ред. доктора юрид. наук, доцента, полковника В.В. Красинского. М., 2017. 222 с.
6. Терроризм в современном мире / под ред. А. П. Кошкина. Вып. 5. Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2015. 108 с.
7. Выступление первого заместителя руководителя аппарата НАК И. В. Кулягина о результатах деятельности общегосударственной системы противодействия терроризму в 2017 году // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2018. № 1 (18). С. 6 - 11.
8. Выступление официального представителя Национального антитеррористического комитета, руководителя Информационного центра НАК А. С. Пржездомского // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2019. № 1 (20). С. 47 - 55.
9. Выступление первого заместителя руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета И.В. Кулягина // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2019. № 1 (20). С. 41 - 46.
10. Сидненко Г.Ф. Информационное противодействие терроризму: политологический аспект. М.: Изд-во Триумф, Лучшие книги, 2019. 220 с.
11. Рекомендации о взаимодействии СМИ, институтов гражданского общества с государственными органами в профилактике терроризма и экстремизма, формах и методах их пропагандистской деятельности. М.: Университетская книга, 2010. 16 с.
Lupandin Vitaliy Nikolaevich, PhD in Political Science, Associate Professor of the Department of History, Theology and International Relations, Central Russian Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (5 a, Victory Blvd., Orel, 302028, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Belov Vyacheslav Vladimirovich, Senior Lecturer, Department of Administrative and Criminal Law, Central Russian Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (5 a, Victory Blvd., Orel, 302028, Russian Federation). E-mail: [email protected] Kulazhenkova Natalia Vasilievna, Senior Lecturer, Department of Administrative and Criminal Law, Central Russian Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (5 a, Victory Blvd., Orel, 302028, Russian Federation). E-mail: [email protected] INTERACTION OF THE NATIONAL ANTI-TERRORIST COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH THE INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY
Abstract
In the conditions of the development of modern society, terrorism is a phenomenon that operates within the framework of a well-functioning system, in which significant material and spiritual resources are concentrated, aimed at exercising force or psychological influence on the population. As a phenomenon, terrorism is multidimensional, has
nonhtonorna h 3teonomtzka
various forms of manifestation, is flexible and easily adapts to a changing situation, hides behind a different ideology, and often has a religious component. None of the states at the present stage of development is properly protected from the terrorist threat, and the Russian Federation is no exception in this regard. Therefore, countering terrorism on the territory of Russia beyond its borders is one of the most urgent tasks of the Russian state. Countering terrorist threats involves their prevention. Prevention of terrorism is not only the task of the state (and, first of all, the National Anti-Terrorism Committee of the Russian Federation and the anti-terrorism commissions in the constituent entities of the Russian Federation), but to a large extent, this is the task of representatives of civil society. This work depends on the clear position of public and religious associations, individual citizens. In our country, the prevention of terrorist manifestations should be considered as an instrument for establishing civil peace and combining the efforts of Russian citizens in restoring and strengthening the economic and political potential of our country. The article attempts to analyze the main areas of interaction between the National Anti-Terrorism Committee of the Russian Federation and some civil society institutions. Keywords: The National Anti-Terrorism Committee of the Russian Federation, the Anti-Terrorism Commission, civil society institutions, the state, terrorism, counter-terrorism, terrorist threats, the prevention of terrorist activities, the antiterrorist activities of the state.
References
1. Akopyan O.A. Protivodejstvie terrorizmu kak obshchaya zadacha vlastej i grazhdan. Zarubezhnyj opyt M:
NIRSI, 2010. 22 p.
2. Mel'nikov A.V., Merkulov S.S. Vzaimodejstvie grazhdanskogo obshchestva i gosudarstvennoj vlasti v dele protivodejstviya politicheskomu ekstremizmu v sovremennoj Rossii: soderzhanie i prio-ritety // Uprav-lencheskoe konsul'tirovanie. 2017. № 7. P. 37 - 42.
3. Metelev S.E. Sovremennyj terrorizm i metody antiterroristicheskoj deyatel'nosti: Monogra-fiya. Omsk, 2008 332 p.
4. Etnooreligioznyj terrorizm / YU.M. Antonyan, G.I. Belokurov, A.K. Bokovikov i dr.; Pod red. YU.M. Anton-yana. M.: Aspekt-Press, 2006. 318 p.
5. Aktual'nye problemy protivodejstviya terrorizmu i ekstremizmu: tematicheskij sbornik / Pod red. doktora yurid. nauk, docenta, polkovnika V.V. Krasinskogo. M., 2017. 222 p.
6. Terrorizm v sovremennom mire / pod red. A. P. Koshkina. Vyp. 5. Moskva: FGBOU VO «REU im. G. V. Plekhanova», 2015. 108 p.
7. Vystuplenie pervogo zamestitelya rukovoditelya apparata NAK I. V. Kulyagina o rezul'tatah deya-tel'nosti
obshchegosudarstvennoj sistemy protivodejstviya terrorizmu v 2017 godu // Vestnik Nacional'nogo an-titerroristicheskogo komiteta. 2018. № 1 (18]. P. 6 - 11.
8. Vystuplenie oficial'nogo predstavitelya Nacional'nogo antiterroristicheskogo komiteta, rukovoditelya Informacionnogo centra NAK A. S. Przhezdomskogo // Vestnik Nacional'nogo antiterroristicheskogo komiteta. 2019. № 1 (20]. P. 47 - 55.
9. Vystuplenie pervogo zamestitelya rukovoditelya apparata Nacional'nogo antiterroristiche-skogo komiteta I.V. Kulyagina // Vestnik Nacional'nogo antiterroristicheskogo komiteta. 2019. № 1 (20]. P. 41 - 46.
10. Sidnenko G.F. Informacionnoe protivodejstvie terrorizmu: politologicheskij aspekt. M.: Izd-vo Triumf, Luchshie knigi, 2019. 220 p.
11. Rekomendacii o vzaimodejstvii SMI, institutov grazhdanskogo obshchestva s gosudarstvennymi organami v profilaktike terrorizma i ekstremizma, formah i metodah ih propagandistskoj deyatel'nosti. M.: Universitetskaya kniga, 2010. 16 p.