Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОМУ ТЕРРОРИЗМУ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОМУ ТЕРРОРИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УГРОЗА / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дадов Аслан Владимирович

В статье исследуются организационные и правовые аспекты государства в вопросах противодействия современному терроризму. Отмечается, что преступления террористической направленности посягают на государственную, общественную и личностную безопасность, наносят моральный, физический, экономический и политический ущерб общественной и государственной безопасности. Действия террористов продиктованы нежеланием считаться с правами и свободами других людей, что позволяет квалифицировать терроризм в качестве уголовно наказуемого деяния, борьбу с которым целесообразно осуществлять в нескольких направлениях - предотвращение, выявление и пресечение действий с террористической подоплекой, совершаемых в отношении государственных, общественных и иных деятелей, а также посредством разработки антитеррористических мер и общегосударственных комплексных программ, в структуру которых войдут правовые, идеологические и иные аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL FRAMEWORK FOR COUNTERING MODERN TERRORISM

The article examines the organizational and legal aspects of the state in countering modern terrorism. It is noted that terrorist crimes infringe on state, public and personal security, cause moral, physical, economic and political damage to public and state security. The actions of terrorists are dictated by an unwillingness to reckon with the rights and freedoms of other people, which makes it possible to qualify terrorism as a criminally punishable act, the fight against which it is advisable to carry out in several directions - prevention, identification and suppression of actions with a terrorist motive, committed against state, public and other figures , as well as through the development of anti-terrorist measures and nationwide comprehensive programs, the structure of which will include legal, ideological and other aspects.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОМУ ТЕРРОРИЗМУ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_3_4_58 УДК 343.2

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОМУ ТЕРРОРИЗМУ

Дадов Аслан Владимирович,

старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru

В статье исследуются организационные и правовые аспекты государства в вопросах противодействия современному терроризму. Отмечается, что преступления террористической направленности посягают на государственную, общественную и личностную безопасность, наносят моральный, физический, экономический и политический ущерб общественной и государственной безопасности. Действия террористов продиктованы нежеланием считаться с правами и свободами других людей, что позволяет квалифицировать терроризм в качестве уголовно наказуемого деяния, борьбу с которым целесообразно осуществлять в нескольких направлениях - предотвращение, выявление и пресечение действий с террористической подоплекой, совершаемых в отношении государственных, общественных и иных деятелей, а также посредством разработки антитеррористических мер и общегосударственных комплексных программ, в структуру которых войдут правовые, идеологические и иные аспекты.

Ключевые слова: терроризм; противодействие; нормативно-правовое регулирование; угроза; безопасность.

UDC 343.2

ORGANIZATIONAL AND LEGAL FRAMEWORK FOR COUNTERING

MODERN TERRORISM

Dadov Asian Vladimirovich,

Senior Lecturer, Department of Physical Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@mail.ru

The article examines the organizational and legal aspects of the state in countering modern terrorism. It is noted that terrorist crimes infringe on state, public and personal security, cause moral, physical, economic and political damage to public and state security. The actions of terrorists are dictated by an unwillingness to reckon with the rights and freedoms of other people, which makes it possible to qualify terrorism as a criminally punishable act, the fight against which it is advisable to carry out in several directions - prevention, identification and suppression of actions with a terrorist motive, committed against state, public and other figures , as well as through the development of anti-terrorist measures and nationwide comprehensive programs, the structure of which will include legal, ideological and other aspects.

Keywords: terrorism; opposition; legal regulation; a threat; security.

Современная организационная и правовая система Российской Федерации ориентирована на принципы и стандарты правового государства, для которого первостепенным значением наделяются вопросы поиска эффективных инструментов и способов защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов государства и общества,

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДЬ

правового регулирования общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности и борьбы с терроризмом. Решение указанных вопросов возлагается на компетентные органы государства [4; 8].

Терроризм, как негативный социальный феномен, является сегодня спутником любого развитого государства и проблему проти-

>1Х ИССЛЕДОВАНИЙ

водействия ему являются одной из главных задач правоохранителей.

Произошедшая в последние десятилетия глобализация ознаменовала значительные преобразования в мировом сообществе в контексте политического, социального и экономического аспектов, последствием которых стала политическая нестабильность, повлекшей за собой разрастание терроризма до общепланетарных масштабов. Диапазон действия указанного феномена можно сравнить с мировыми войнами, обусловленные бесконтрольным распространением оружия массового уничтожения. Преступления террористической направленности посягают на государственную, общественную и личностную безопасность. Можно сказать, что направленность террористической деятельности обусловлена умышленным нанесением как можно большего морального, физического, экономического и политического ущерба общественной и государственной безопасности. При этом исполнители террористических преступлений стараются всеми силами избежать наказания [4, 10].

Обращаясь к федеральному закону от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в котором закрепляется понятие «терроризм», отметим, что под «терроризмом понимается идеология насилия и инструмент воздействия на государственную власть, мирное население в целях его устрашения и пропаганды идеологии насилия».

Согласно требованиям, излагаемым в федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на плечи сотрудников правопорядка ложится обязанность «по противодействию терроризму и обеспечению правового режима контртеррористической операции (КТО), а также принимать участие в обеспече -нии защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания людей». Оперативные подразделения системы МВД России «наделяются компетентностью в вопросах предупреждения террористических преступлений и возможностью получить важную оперативную информацию для принятия превентивных мер с целью недопущения террористического акта» [7; 10]. Отсюда, обеспечение государ -ственной и общественной безопасности является главной задачей практической деятельности органов и структур МВД России.

Террористические преступления следует квалифицировать в качестве уголовно наказуемых деяний, которые имеют тенденцию к расширению масштабов. Создание новых и переформатирование уже имеющихся террористических организаций под лозунгом единого террористического пространства (в частности, террористические организации ИГИЛ, Исламский джихад, Имарат Кавказ и пр., запрещенные на территории России), лидеры которого позиционируют себя как легитимная власть, представляют главную угрозу национальной безопасности Российского государства.

Цель терроризма состоит в угрозе миру и безопасности как внутри государства, так и за его пределами, препятствовании установлению дипломатических связей между государствами и сохранению территориальной целостности страны, а также созданию помехи политической, экономической и социальной стабильности, осуществлению основных прав и свобод человека и гражданина, включая право на жизнь. Терроризм носит открытый характер, качественно обезличен и его идеи по большей части анонимно продвигаются в глобальном информационном пространстве. Традиционные средства массовой информации, утратив уникальность в создании информационных ресурсов, уступили позиции сети Интернет, которая стала главным создателем и транслятором публикаций террористического содержания. Главным оружием террористов стала пропаганда своих идей посредством глобального инфор -мационного пространства, пользователи которого являются потребителями указанных лозунгов. А что чаще всего делают потребители с понравившимся медиа-продуктом? Делятся, пересылая другим заведомо неприемлемый контент, что приводит к еще более широкому распространению указанных материалов и чего собственно добиваются пропагандисты. Таким образом, распространение искусственно созданных слухов выступает реальной угрозой безопасности всего государства [1; 2; 5].

В числе главных признаков терроризма следует выделить чрезвычайность, неожиданность, насилие, агрессию и злонамеренность. При этом необходимо помнить, что террористическое мировоззрение и поведение формируется внутри личности и выра-

жается в агрессивном поведении, в нетерпимости к мнению оппонента, в склонности к принятию немиролюбивых методов разрешения конфликтов, отрицании компромисса в качестве ценностной ориентации в каждодневной деятельности, а также нежелании считаться с правами и свободами личности.

Сегодня широко обсуждается общественная опасность, которая содержится в терро -ристических проявлениях, и каждое государство стремится разработать комплекс эффективных мер по предупреждению данного феномена. В их числе можно отметить принятые на международном уровне нормативные документы по вопросам предупреждения и противодействия терроризму: Международные конвенции ООН о борьбе с захватом заложников, о борьбе с бомбовым терроризмом, о борьбе с финансированием терроризма, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма и т. д., в которых красной нитью проходит мысль о том, что «никакие политические, идеологические, философские, расовые, этнические, религиозные и иные мотивы не могут служить оправданием террористической деятельности. Лица, причастные к совершению террористического акта и других преступлений, указанных в конвенциях, должны быть привлечены к ответственности в строгом соответствии с законодательством и понести наказание с учетом тяжести совершенных деяний» [4; 8].

В Российской Федерации основу противодействия терроризму составляют нормы Конституции Российской Федерации, федерального закона «О противодействии терроризму». Указанный закон регламентирует «принципы противодействия терроризму и правовые основы применения вооруженных сил страны в борьбе с терроризмом, которые занимают центральное место в деятельности системы противодействия терроризму».

Кроме указанных нормативных актов указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., в которой в числе основных угроз националь -ной безопасности страны называется также распространение международного террориз-

ма. В данной сфере основным направлением противодействия пропаганде террористических идей в средствах массовой информации и электронных коммуникаций выступает определение полномочий и ответственности руководителей и должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления в сфере профилактики терроризма, что способствует сохранению межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений.

Вместе с тем следует отметить ведущую роль правоохранительных органов в вопросах противодействия терроризму, в обязанности которых входит проведение неотложных процедур по пресечению террористических угроз до прибытия специализированных служб. И в результате скоординированных действий отдельных служб и подразделений МВД России и органов внутренних дел создаются предпосылки для дальнейшего повышения результативности мероприятий по противодействию терроризму, наиболее эффективными из которых зарекомендовало себя предупреждение [3; 6]. Так, принципами предупреждения терроризма выступают законность, комплексность, оптимальность и оперативность, а к числу методов предупреждения террористических угроз можно отнести регулятивные, информационно-пропагандистские и режимные методы [3; 8].

Суть регулятивного метода предупреждения терроризма состоит в установлении нормативно-правовых норм и общих предписаний, регламентирующих деятельность граждан, государственных органов и общественных организаций, а также устанавливающих виды и меры ответственности за террористические преступления.

Содержанием информационно-пропагандистского метода является воспитание у граждан правовой и политической культуры, формирование антитеррористического поведения и готовности к осуществлению антитеррористической деятельности.

И наконец, сущность режимного метода состоит в установлении средств и способов физической и технической защиты режимных объектов [2; 6; 7].

В заключение отметим, что приоритетная задача государства в деле противодействия терроризму состоит в задержании органи-

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

заторов и исполнителей террористических актов и предание их суду. Вместе с тем внимание правоохранителей и правоприменителей должно быть акцентировано на вопросах нормативного регулирования противодей-

ствия терроризму, который признается проблемой как научного, так и практического характера, не теряющей своей актуальности и требующей тщательного изучения и решения.

Список литературы_

1. Абазов, А. Б. Общественная опасность терроризма в Российской Федерации / А. Б. Абазов // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2018. - № 1. - С. 11-12.

2. Айол, А. А. Современные аспекты совершенствования нормативного правового регулирования вопросов противодействия терроризму в Российской Федерации / А. А. Айол // Педагогика высшей школы. - 2016. - № 3.1 (6.1). - С. 24-27.

3. Камергоев, Б. М. Роль государственного управления в области обеспечения безопасности по противодействию терроризму / Б. М. Камергоев // Вопросы российского и международного права. - 2019. - Т. 9. -№ 8-1. - С. 114-120.

4. Кучмезов, Р. А. О некоторых проблемах противодействия терроризму и экстремизму в России / Р. А. Куч-мезов // Вестник научных конференций. - 2016. - № 5-1(9). - С. 72-75.

5. Магомедов, М. Н. Роль субъектов гражданского общества в противодействии идеологии экстремизма и терроризма / М. Н. Магомедов // Закон и право. - 2020. - № 6. - С. 108-110.

6. Хачидогов, Р. А. Терроризм как угроза национальной безопасности России / Р. А. Хачидогов // Наука и общество. - 2015. - № 1 (20). - С. 102-105.

7. Шхагапсоев, З. Л. Уголовно-правовая политика Российской Федерации в сфере противодействия терроризму / З. Л. Шхагапсоев, Х. А. Аккаева // Пробелы в российском законодательстве. - 2018. - № 5. - С. 103-105.

8. Щеблыкина, И. В. Правовое регулирование противодействия терроризму в Российской Федерации и некоторые направления совершенствования законодательства / И. В. Щеблыкина, Я. В. Старшинов // Военное право. - 2018. - № 1(47). - С. 50-54.

References_

1. Abazov A.B. Social danger of terrorism in the Russian Federation, International criminal law and international justice, 2018, no. 1, pp. 11-12.

2. Ayol A.A. Modern aspects of improving the normative legal regulation of countering terrorism in the Russian Federation, Pedagogy of higher education, 2016, no. 3.1 (6.1), pp. 24-27.

3. Kamergoev B.M. The role of public administration in the field of security in countering terrorism, Issues of Russian and international law, 2019, vol. 9, no. 8-1, pp. 114-120.

4. Kuchmezov R.A. On some problems of countering terrorism and extremism in Russia, Bulletin of scientific conferences, 2016, no. 5-1 (9), pp. 72-75.

5. Magomedov M.N. The role of civil society actors in countering the ideology of extremism and terrorism, Law and Law, 2020, no. 6, pp. 108-110.

6. Khachidogov R.A. Terrorism as a Threat to the National Security of Russia, Science and Society, 2015, no. 1 (20), pp. 102-105.

7. Shkhagapsoev Z.L., Akkaeva Kh.A. Criminal law policy of the Russian Federation in the field of countering terrorism, Gaps in Russian legislation, 2018, no. 5, pp. 103-105.

8. Scheblykina IV, Starshinov Ya.V. Legal regulation of countering terrorism in the Russian Federation and some areas of improving legislation, Military law, 2018, no. 1 (47), pp. 50-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.