Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
инновации / инновационная предпринимательская деятельность / виды государственной поддержки / экспериментальные правовые режимы / правовые песочницы.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сухоруков А.В.

Необходимость в развитии инновационной предпринимательской деятельности отражена во множестве стратегических документов и нормативно-правовых актов. Целью промышленной политики в Российской Федерации является формирование высокотехнологичной промышленности, обеспечивающей переход к инновационному типу развития. Достижение поставленных целей возможно благодаря реализации комплекса мер, в том числе включающих в себя государственную поддержку субъектов инновационной предпринимательской деятельности. Посредством государственной поддержки создаются благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности, что обусловило актуальность данного исследования. В настоящей статье исследуется правовая поддержка субъектов инновационной предпринимательской деятельности в качестве самостоятельного вида поддержки. Уделяется внимание экспериментальным правовым режимам, которые предоставляют беспрецедентные возможности субъектам инновационной предпринимательской деятельности для апробации и внедрения разработанных инноваций. В результате проведенного исследования сформулировано авторское определение правовой поддержки субъектов инновационной предпринимательской деятельности, а также рассмотрена практика применения данного вида поддержки. На основе проанализированных материалов и примеров сделан вывод о том, что правовая поддержка является эффективным способом поддержки субъектов инновационной предпринимательской деятельности и в определенных случаях позволяет достигать таких результатов, которые не могут быть достигнуты посредством реализации иных видов поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-8-58-62 СУХОРУКОВ Артем Валерьевич,

NIION: 2022-0079-8/22-078 аспирант 3 курса

MOSURED: 77/27-025-2022-08-078 Юридического факультета

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: mail@law-books.ru

ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Необходимость в развитии инновационной предпринимательской деятельности отражена во множестве стратегических документов и нормативно-правовых актов. Целью промышленной политики в Российской Федерации является формирование высокотехнологичной промышленности, обеспечивающей переход к инновационному типу развития. Достижение поставленных целей возможно благодаря реализации комплекса мер, в том числе включающих в себя государственную поддержку субъектов инновационной предпринимательской деятельности. Посредством государственной поддержки создаются благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности, что обусловило актуальность данного исследования. В настоящей статье исследуется правовая поддержка субъектов инновационной предпринимательской деятельности в качестве самостоятельного вида поддержки. Уделяется внимание экспериментальным правовым режимам, которые предоставляют беспрецедентные возможности субъектам инновационной предпринимательской деятельности для апробации и внедрения разработанных инноваций. В результате проведенного исследования сформулировано авторское определение правовой поддержки субъектов инновационной предпринимательской деятельности, а также рассмотрена практика применения данного вида поддержки. На основе проанализированных материалов и примеров сделан вывод о том, что правовая поддержка является эффективным способом поддержки субъектов инновационной предпринимательской деятельности и в определенных случаях позволяет достигать таких результатов, которые не могут быть достигнуты посредством реализации иных видов поддержки.

Ключевые слова: инновации, инновационная предпринимательская деятельность, виды государственной поддержки, экспериментальные правовые режимы, правовые песочницы.

SUKHORUKOV Artem Valerievich,

PhD student of the Law faculty of Financial University under the Government of the Russian Federation

LEGAL SUPPORT OF SUBJECTS OF INNOVATIVE ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The necessity of development of innovative entrepreneurial activity is reflected in a variety of strategic documents and legal acts. The purpose of industrial policy in the Russian Federation is the formation of a high-tech industry that ensures the transition to an innovative type of development. The achievement of mentioned goals is possible through the implementation of a set of measures, including state support of innovative business entities. Favorable conditions for the development of entrepreneurial activity are created through state support, which determined the relevance of this research. In this article the legal support of subjects of innovative entrepreneurial activity as an independent type of support is examined. Attention is paid to experimental legal regimes that provide unprecedented opportunities for innovative business entities to test and implement the developed innovations. As a result of the conducted research, the author's definition of legal support for subjects of innovative entrepreneurial activity is formulated, and the practice of using this type of support is also considered. Based on the analyzed materials and examples, it is concluded that legal support is an effective way to support innovative business entities and in certain cases allows achieving results that cannot be reached through the implementation of other types of support.

Key words: innovations, innovative entrepreneurial activity, measures of state support, experimental legal regimes, regulatory sandboxes.

Целью промышленной политики в Российской Федерации является формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития, что отражено в Федеральном законе от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [1]. Также инновационному развитию уделяется внимание во множестве стратегических и иных документов. Например, Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 №1083-р утверждена «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» и План мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Целью вышеуказанной стратегии является «развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а, с другой стороны, социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости» [2]. В соответствии с вышеуказанной стратегией планируется развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, решение задачи по обеспечению непрерывного финансирования инновационных проектов и формированию эффективного инновационного лифта. Также инновационному развитию уделяется большое внимание в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3], Основных направлениях деятельности Правительства на период до 2024 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13 [4], Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 [5], а также во множестве иных документов, что в свою очередь отражает большую значимость данного направления в развитии экономики Российской Федерации.

Рассматривая вопросы, связанные с осуществлением инновационной предпринимательской деятельности, необходимо дать её определение. Инновационная предпринимательская деятельность - «самостоятельная, профессиональная деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую, коммерческую и иную, не запрещенную законом, деятельность), направленная на систематическое извлечение прибыли, получаемой в результате осуществления научно-технической деятельно-

сти и/или реализации результатов такой деятельности в виде нового или существенно усовершенствованного продукта (имущества, услуги, работы, результатов интеллектуальной деятельности), открытия и/или использования нового источника сырья, способа производства, существенным образом влияющего на результаты такого производства, а также открытия и освоения новых рынков и методов продаж» [7, С.45]. Указанное определение сформулировано на основе определения «предпринимательская деятельность», данного в работе доктора юридических наук Гульнары Флюровны Ручкиной [8, С.175], поскольку оно наиболее полно отражает ключевые характеристики данного вида деятельности. Поскольку инновационная предпринимательская деятельность основана на осуществлении научно-технической деятельности и/или реализации её результатов в виде нового или существенно усовершенствованного продукта, это отражает значимую роль интеллектуальной деятельности в процессе её осуществления. Е.А. Суханов отмечает, что «интеллектуальная деятельность человека в ее широком понимании представляет собой деятельность умственную, противоположную деятельности физической. Она связана с мыслительной способностью человека, с использованием им полученной информа-ции»[9, С.694]. Данный факт означает то, что правовое регулирование инновационной предпринимательской деятельности должно быть более гибким, по сравнению с регулированием иных видов деятельности, которые имеют менее динамичный характер и темп развития, в которых роль интеллектуальной деятельности значительно меньше. Гибкое правовое регулирование позволит предоставлять субъектам инновационной предпринимательской деятельности возможность внедрять инновации в гражданский оборот в максимально короткие сроки, не нарушая действующее законодательство. Следовательно, будут достигаться как цели конкретных субъектов данного вида деятельности по внедрению инноваций и извлечению прибыли, так и глобальные цели по инновационному развитию и развитию экономики всей страны.

В настоящее время правовое регулирование инновационной предпринимательской деятельности осуществляется на федеральном уровне, однако процесс разработки и принятия федеральных законов занимает длительное время. Если рассматривать конкретные примеры, которые тесно связаны с инновационной предпринимательской деятельностью, то можно увидеть, что, например, правовое регулирование краудфандинга, впервые упомянутого в 2014 году в Перечне основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Эконо-

мическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №316 [10], утратившем силу 1 января 2022 года, появилось лишь в 2020 году. Следовательно, на создание правового регулирования такого популярного института сбора финансирования как краудфандинг ушло более пяти лет. В данном примере краудфандинг не противоречил законодательству на протяжении всего времени пока отсутствовал Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11], поэтому осуществление такого вида деятельности было возможно. Однако существуют примеры, когда субъекты инновационной предпринимательской деятельности лишены возможности внедрить и апробировать свою инновацию, в связи с тем, что это невозможно в условиях существующего правового регулирования, либо вовсе противоречит ему. Примером являются беспилотные автомобили, разработкой которых занимаются несколько крупнейших отечественных компаний. Апробирование и внедрение данной технологии в предпринимательскую деятельность было практически невозможно до 2020 года, так как для этого необходимо было бы вносить изменения в ряд федеральных законов. Поскольку технология не была апробирована, то формулирование и внесение таких изменений также вызвало бы множество проблем, так как с большой долей вероятности возникла бы необходимость по внесению дополнительных корректировок. Внесение изменений в законодательство из-за нужд нескольких субъектов предпринимательской деятельности также выглядит очень дискуссионным. Таким образом, возможно возникновение ситуации, когда ни финансовая, ни информационная, ни иные виды государственной поддержки не могут позволить достичь таких результатов, которые могут быть достигнуты посредством правовой поддержки. Считаем необходимым сформулировать определение правовой поддержки субъектов инновационной предпринимательской деятельности, под которой понимается осуществление органами публичной власти мер, направленных на создание, изменение, осуществление изъятий из правового регулирования для обеспечения благоприятных условий осуществления инновационной предпринимательской деятельности.

В 2020 году указанные ранее проблемы, связанные с невозможностью апробирования и внедрения инноваций из-за отсутствия или противоречия действующему законодательству, были решены благодаря принятию Федерального

закона от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» [12]. Указанным законом введен такой институт как «экспериментальный правовой режим», который также называют «регуляторная песочница». «Регуляторная песочница позволяет субъектам бизнеса без опасения нарушения закона проводить эксперименты и тестировать инновационные продукты/услуги»[13, С.40]. Внесение данного института в действующее законодательство является примером «умного» регулирования, в основу которого заложена концентрация на главном, снижение барьеров для входа, создание «умного» регулирования путем последовательного выполнения пилотирования самих решений [14].

Оценить эффективность данного института в отечественном законодательстве достаточно сложно. Необходимость разработки системы оценки эффективности применения правовых экспериментальных режимов рассмотрена в работе М.В. Демченко и В.К. Шайдуллиной [13, С.39], в которой предлагалось создать новую методику оценки эффективности экспериментальных правовых режимов, а также внедрить специальные показатели и критерии эффективности.

По данным Министерства экономического развития Российской Федерации за прошедшее время с момента появления в действующем законодательстве института экспериментальных правовых режимов были согласованы несколько таких режимов, участниками которых стало множество субъектов инновационной предпринимательской деятельности. Следовательно, можно утверждать о том, что экспериментальные правовые режимы, которые являются примером правовой поддержки субъектов инновационной предпринимательской деятельности, являются рабочим инструментом, позволяющим субъектам данной деятельности апробировать и внедрять разработанные инновации.

Рассматривая правовую поддержку субъектов инновационной предпринимательской деятельности также необходимо обратиться к Указу Президента Российской Федерации №83 от 2 марта 2022 года «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» [15]. Указом №83 реализована правовая поддержка субъектов предпринимательской деятельности в сфере !Т поставлена цель обеспечить упрощенную процедуру трудоустройства иностранных граждан для работы в таких компаниях, а также предоставить сотрудникам право на отсрочку от призыва на военную службу до достижения 27 лет. Представителям публичной власти следует предпринять

аналогичные меры правовой поддержки в отношении субъектов инновационной предпринимательской деятельности. Данное предложение обусловлено тем, что одним из признаков инновационной предпринимательской деятельности является то, что она основана на интеллектуальной деятельности, которая как указывалось выше может осуществляться только человеком. Таким образом, необходимо обеспечить такие условия, которые позволят заинтересовать высококвалифицированных сотрудников в построении карьеры на территории Российской Федерации, а также которые обеспечат приток иностранных высококвалифицированных кадров. Достижение указанных целей возможно посредством предоставления права на отсрочку от призыва на военную службу, предоставления возможности воспользоваться упрощенным порядком трудоустройства на территории Российской Федерации иностранным гражданам, а также иные меры,

направленные на создание благоприятных условий лицам, заинтересованным в развитии инновационной предпринимательской деятельности. Такая поддержка позволит наилучшим образом сохранить, развить и реализовать тот интеллектуальный капитал, который сосредоточен в вышеуказанных лицах.

Таким образом, в настоящей работе сформулировано определение государственной поддержки субъектов инновационной предпринимательской деятельности, а также приведены примеры демонстрирующие тот факт, что в определенных ситуациях государственная правовая поддержка может быть очень эффективным видом поддержки, поскольку ни финансовая, ни информационная, ни иные виды поддержки не позволили бы достигнуть таких результатов, которые достигаются в данных условиях посредством правовой поддержки.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «О промышленной политике в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 41.

[2] Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») // Собрание законодательства РФ, 13.06.2016, N 24, ст. 3549.

[3] Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ, 14.05.2018, N 20, ст. 2817.

[4] Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством Российской Федерации 29.09.2018 № 8028п-П13) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/628/events/ (дата обращения 25.07.2022)

[5] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р «Обутвержде-нии Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собр. Законодательства РФ. - 2012. - №1, ст. 216

[6] Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 05.12.2016, N 49, ст. 6887.

[7] Сухоруков А.В. Подходы к определению инновационной предпринимательской деятельности в Российской Федерации // Образование и право. 2022. №7. C.42-46

[8] Ручкина Г.Ф. Финансово-правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Дисс.. док. юрид. наук. 12.00.14. - Москва, 2004. - 552 с.

[9] Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / В.В. Витрянский, В.С. Ем, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. 960 с.

[10] Перечень основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утр. силу 01.01.2022 г.), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №316

[11] Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 05.08.2019, N 31, ст. 4418.

•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^

[12] Федеральный закон от 31.07.2020 N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.2020, N 31 (часть I), ст. 5017.

[13] Демченко М.В., Шайдуллина В.К. Правовое регулирование электронной торговли в условиях функционирования специальных правовых режимов // Предпринимательское право. 2020. N 3. С. 37 - 45.

[14] Фролов Д.П., Лаврентьева А.В. Цифровая экономика как объект регулирования: взгляд институциональной теории // Экономический анализ: теория и практика. 2019. Т. 18. N 11 (494). С. 2044

- 2058.

[15] Указ Президента РФ от 02.03.2022 N 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 07.03.2022, N 10, ст. 1468.

Spisok literatury:

[1] Federal'nyi zakon ot 31.12.2014 N 488-FZ (red. ot 01.05.2022) «O promyshlennoi politike v Rossi-iskoi Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 05.01.2015, N 1 (chast' I), st. 41.

[2] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 02.06.2016 N 1083-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda» (vmeste s "Planom meropri-yatii ("dorozhnoi kartoi") po realizatsii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda") // Sobranie zakonodatel'stva RF, 13.06.2016, N 24, st. 3549.

[3] Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 N 204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 14.05.2018, N 20, st. 2817.

[4] Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda (utv. Pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii 29.09.2018 № 8028p-P13) [Elektronnyi resurs] Rezhim dostupa: http:// government.ru/rugovclassifier/628/events/ (data obrashcheniya 25.07.2022)

[5] Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 08.12.2011 № 2227-r «Ob utverzhdenii Strategii innovatsionnogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda» // Sobr. Zakonodatel'stva RF. - 2012.

- №1, st. 216

[6] Ukaz Prezidenta RF ot 01.12.2016 N 642 «O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva RF", 05.12.2016, N 49, st. 6887.

[7] Sukhorukov A.V. Podkhody k opredeleniyu innovatsionnoipredprinimatel'skoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii // Obrazovanie i pravo. 2022. №7. C.42-46

[8] Ruchkina G.F. Finansovo-pravovoe regulirovanie predprinimatel'skoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii. Diss.. dok. yurid. nauk. 12.00.14. - Moskva, 2004. - 552 s.

[9] Rossiiskoe grazhdanskoe pravo: uchebnik: v 21. / V.V. Vitryanskii, V.S. Em, N.V. Kozlova i dr.; otv. red. E.A. Sukhanov. 2-e izd., stereotip. M.: Statut, 2011. T. 1: Obshchaya chast'. Veshchnoe pravo. Nasledstven-noe pravo. Intellektual'nye prava. Lichnye neimushchestvennye prava. 960 s.

[10] Perechen' osnovnykh meropriyatii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Ekonomich-eskoe razvitie i innovatsionnaya ekonomika» (utr. silu 01.01.2022 g.), utverzhdennyi Postanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15 aprelya 2014 goda №316

[11] Federal'nyi zakon ot 02.08.2019 N 259-FZ «O privlechenii investitsii s ispol'zovaniem investitsion-nykh platform i o vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva RF", 05.08.2019, N 31, st. 4418.

[12] Federal'nyi zakon ot 31.07.2020 N 258-FZ «Ob eksperimental'nykh pravovykh rezhimakh v sfere tsifrovykh innovatsii v Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 03.08.2020, N 31 (chast' I), st. 5017.

[13] Demchenko M.V., Shaidullina V.K. Pravovoe regulirovanie elektronnoi torgovli v usloviyakh funkt-sionirovaniya spetsial'nykh pravovykh rezhimov // Predprinimatel'skoe pravo. 2020. N 3. S. 37 - 45.

[14] Frolov D.P., Lavrent'eva A.V. Tsifrovaya ekonomika kak ob"ekt regulirovaniya: vzglyad institutsion-al'noi teorii // Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika. 2019. T. 18. N 11 (494). S. 2044 - 2058.

[15] Ukaz Prezidenta RF ot 02.03.2022 N 83 «O merakh po obespecheniyu uskorennogo razvitiya otrasli informatsionnykh tekhnol

чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяе^^

62 ПРАВО n УПРАВЛЕНИЕ - № 8 - 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.