Научная статья на тему 'МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ'

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
инновации / инновационная предпринимательская деятельность / меры государственной поддержки / экспериментальные правовые режимы / правовые песочницы.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухоруков А.В.

В настоящей статье рассматриваются различные меры государственной поддержки субъектов инновационной предпринимательской деятельности, проблемы, связанные с их реализацией, а также пути и возможные варианты их решения. Автором приводятся статистические данные, отражающие актуальность данной темы, а также эффективность государственной политики в данной сфере за последние несколько лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ»

gs4 инновации ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-144-149 СУХОРУКОВ Артем Валерьевич,

NIION: 2018-0076-1/22-393 аспирант 3 курса юридического факультета Финансового

MOSURED: 77/27-023-2022-1-592 университета при Правительстве Российской Федерации,

е-mail: mail@law-books.ru

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются различные меры государственной поддержки субъектов инновационной предпринимательской деятельности, проблемы, связанные с их реализацией, а также пути и возможные варианты их решения. Автором приводятся статистические данные, отражающие актуальность данной темы, а также эффективность государственной политики в данной сфере за последние несколько лет.

Ключевые слова: инновации, инновационная предпринимательская деятельность, меры государственной поддержки, экспериментальные правовые режимы, правовые песочницы.

SUKHORUKOVArtem Valerievich,

PhD student of the Law faculty of Financial University under the Government of the Russian Federation

MEASURES OF STATE SUPPORT FOR INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

Annotation. In this article various measures of state support for innovative business entities, problems of implementation and ways of solution are considered. The author provides statistical data reflecting the relevance of this topic, as well as the effectiveness of state policy in this area over the past few years.

Key words: innovations, innovative entrepreneurial activity, measures of state support, experimental legal regimes, regulatory sandboxes.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» целью промышленной политики в Российской Федерации является формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития.

Распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р утверждены Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и План мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. Цель Стратегии - «развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой струк-

туры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости». Согласно вышеуказанной Стратегии планируется развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, решение задачи по обеспечению непрерывного финансирования инновационных проектов и формированию эффективного инновационного лифта.

Так же инновационному развитию уделяется большое внимание в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 г. (утв. Правительством РФ 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13), Стратегии инновационного развития Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

2011 г. № 2227-р), Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642), а также в множестве иных документов.

На сегодняшний день большинство субъектов предпринимательской деятельности не проявляют особого интереса к внедрению инноваций в свою деятельность. Основываясь на опублико-

ванных в сети Интернет данных Федеральной службы государственной статистики, удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций, составлял в 2018 г. 19.8%, в 2019 г. 21.6%, в 2020 г. 23%. Данные показатели демонстрируют небольшой, но стабильный рост, что является положительной тенденцией.

График подготовлен на основе данных Федеральной службы государственной статистики, опубликованных в сети Интернет по адресу: https:// rosstat.gov.ru/folder/14477.

Однако, рассмотрев приложенный выше график, можно сделать вывод о том, что отсутствует рост удельного веса инновационных товаров, работ и услуг, что, в свою очередь, явным образом отражает недостаточную заинтересованность в развитии и распространении инноваций. Подобная негативная тенденция может быть вызвана как политическими и экономическими факторами, так и недостаточно эффективной государственной поддержкой субъектов инновационной предпринимательской деятельности.

Государство, стремясь обеспечить высокий уровень благосостояния населения и закрепить лидерское положение страны в геополитической сфере, естественным образом заинтересовано в повышении инновационной активности хозяйствующих субъектов, т.к. такая деятельность позволяет достигнуть такого экономического эффекта и прорыва, которых нельзя достигнуть традиционными методами в короткие сроки. В условиях

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

рыночной экономики государство может стимулировать инновационную деятельность, предоставляя субъектам инновационной предпринимательской деятельности различные меры поддержки. Наибольший интерес, как наиболее эффективные, по нашему мнению, предоставляют меры финансовой, а также правовой поддержки субъектов инновационной предпринимательской деятельности, которые могут реализовываться как обособленно,так и совместно.

В качестве одной из таких мер может быть создание территориальных обособленных центров инновационной активности. Под такими центрами понимаются территории, в границах которых размещаются научно-технические организации и производственные структуры, которые активно взаимодействуют друг с другом для того, чтобы при поддержке государства создать инновационную систему. На таких территориях обеспечивается непрерывность и взаимосвязанность процессов создания результатов научно-технических работ, их внедрения, коммерциализации, выпуска новых видов продукции и применения новых технологий. К примерам вышеуказанных

центров можно отнести наукограды, кластеры и т.д. Перечисленные формы организации деятельности способствуют ускоренному научно-технологическому развитию. Отдельного внимания заслуживает деятельность инновационного центра «Сколково» [1]. Даже на законодательном уровне правовому регулированию отношений, складывающихся в процессе функционирования инновационного центра, уделено особое внимание. 28 сентября 2010 г. был принят Федеральный закон № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"», которым регламентирован процесс создания и функционирования центра, к целям существования и деятельности которого относится развитие исследований, разработок и коммерциализация их результатов, таким образом, можно утверждать, что инновационный центр «Сколково» напрямую связан с инновационной предпринимательской деятельностью. В налоговое законодательство также были внесены соответствующие изменения, например, в действующей редакции ст. 145.1 НК РФ предусмотрено освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организаций, которые получили статус участников проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности. Государством также предоставляются специальные меры поддержки для участников проектов инновационного центра «Сколково», которые заключаются в предоставлении льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей (например, специальные меры по снижению налогового бремени для участников проектов инновационного центра): согласно ст. 246.1 НК РФ участники проектов вышеуказанного центра могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль организаций в течение 10 лет со дня получения статуса участника проекта при условии, что годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной таким участником, не превышает 1 млрд руб. в год [2].

Инновационный центр «Сколково» представляет собой «совокупность инфраструктуры территории и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, в т.ч. путем использования этой инфраструктуры» [3]. За счет средств Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий осуществляется создание, развитие и функционирование такого центра. Грантовая и экспертная служба Фонда «Сколково» отвечает за присвоение и утрату статуса участника центра, а также за предоставление Фондом грантов, в т.ч. микрогрантов, участникам центра, таким образом, осуществляется поддержка субъектов инновационной предпринимательской деятельности. Участникам предоставляется возможность получить не только

большие гранты размером до 30, 150 и 300 млн руб. (в зависимости от стадии проекта) и мини-гранты на сумму до 5 млн руб., но а также и микрогранты, в размере до 1.5 млн руб., предоставляемые для решения отдельных небольших задач в рамках реализации проекта [1]. Важно заметить, что финансовая поддержка осуществляется достаточно активно, так в 2018 г. было одобрено 826 грантов суммой 628.73 млн руб., выдано 802 микрогранта на сумму 360.3 млн руб. [1]. В рамках нефинансовой поддержки осуществляется защита интеллектуальной собственности, предоставляется доступ к лабораториям и офисной инфраструктуре.

Партнерами инновационного центра «Сколково» является множество крупнейших российских и международных компаний, таких как:

• «ИБМ Корпорейшн» — транснациональная корпорация со штаб-квартирой в США, один из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения, а также ИТ-сервисов и консалтинговых услуг;

• Microsoft Corporation — одна из крупнейших транснациональных компаний по производству проприетарного программного обеспечения для различного рода вычислительной техники — персональных компьютеров, игровых приставок, ИПК, мобильных телефонов и пр.;

• Panasonic Corporation — крупная японская машиностроительная корпорация, один из крупнейших в мире производителей бытовой техники и электронных товаров;

• «Татнефть» — одна из крупнейших отечественных нефтяных компаний и т.д. Вышеуказанный перечень крупных и известных компаний свидетельствует о том, что такие инновационные центры как «Сколково» интересны также и инвесторам. Таким образом, можно отметить, что создание подобных центров является компромиссом и способом достижения и соблюдения интересов как государства, так и частных предприятий.

Так же государство может финансово поддерживать субъекты предпринимательской деятельности опосредованно, через специально создаваемые государственные научные фонды, фонды развития промышленности и т.д. Так, в России действует большое количество специализированных государственных фондов, например: Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд развития промышленности, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и т.д. Каждый из вышеуказанных фондов реализует конкретные меры поддержки, например, Фонд развития промыш-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

ленности предлагает льготные условия софинан-сирования проектов, способствующих разработке новых высокотехнологичных продуктов, импорто-замещению, экспорту, лизингу производственного оборудования, реализации станкостроительных проектов, цифровизации действующих производств и т.д. Для достижения указанных целей и реализации проектов фондом предоставляются целевые займы по ставке 1% и 3% годовых сроком до 5 лет в объеме до 500 млн руб. [4].

Однако государство не может полностью финансировать инновационную предпринимательскую деятельность, чтобы обеспечивать ее развитие на должном уровне. В условиях недостатка государственных средств на финансирование сферы инноваций встает вопрос о привлечении частных инвестиций. Это возможно с помощью увеличения объемов венчурного инвестирования, осуществления инновационного лизинга, направленного на обеспечение инновационно-активных предприятий необходимым оборудованием, развития новых форм инвестирования посредством цифровых технологий и др. На сегодняшний день в Российской Федерации только формируется правовое регулирование вышеуказанных правоотношений. Решение этой проблемы является одним из важнейших условий привлечения денежных средств в инновационную сферу, а соответственно, и развитие инновационной деятельности.

Государственной программой «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377, целью которого является эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности, планируется устранить дефицит в части инфраструктуры и информационного обеспечения инновационной (высокотехнологичной) деятельности за счет её опережающего развития, с учетом Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., а также создать условия для концентрации научного, научно-технического и инновационного потенциала.

В данном случае также большое интерес представляет деятельность Фонда «Сколково». Опубликованная отчетность за последние несколько лет отражает его высокоэффективную деятельность, активную поддержку субъектов инновационной предпринимательской деятельности, способствующую их развитию, превышающему прогнозные планы. Например, в 2019 г. запланированным количеством участников являлся 2081 участник, однако фактически было привлечено 2248 участников. Показатели выручки

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

участников проекта «Сколково» также превышают 100% плана, а именно: запланировано 72.4 млрд руб., фактически составило 100.9 млрд руб. Помимо вышеуказанных мер поддержки, оказывается и информационная поддержка субъектам инновационной предпринимательской деятельности, например, в рамках инновационного центра «Сколково» существует специальный сервис по поддержке патентования. Количество патентов полученных на территории иностранных государств участниками проекта «Сколково» и иными лицами, воспользовавшимися вышеуказанным сервисом, превысило планируемые показатели на 120%, а именно: запланировано 150 патентов, фактически получено 205. Данные показатели также подтверждают вышеприведенное утверждение о том, что деятельность инновационного центра «Сколково» и его фонда - весьма эффективная мера поддержки субъектов инновационной предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, означает необходимость в масштабировании данного центра, а также развитии новых подобных инновационных центров.

В рамках рассмотрения мер правовой государственной поддержки наибольший интерес предоставляет такой недавно введенный в отечественное законодательство правовой институт, как экспериментальные правовые режимы, которые в литературе также называются «правовыми песочницами». Экспериментальные правовые режимы регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» и заключаются в «применении в отношении участников экспериментального правового режима правового режима в течении определенного периода времени специального регулирования по направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций» [5], которые предусмотрены в вышеуказанном Федеральном законе.

Введение данного института в отечественное законодательство осуществлялось для того, чтобы ускорить и облегчить процесс внедрения инноваций в гражданский оборот, а также позволить развиваться субъектам инновационной предпринимательской деятельности в ускоренном порядке.

Оценить эффективность и практическую значимость данного института в отечественном законодательстве достаточно сложно. Необходимость разработки системы оценки эффективности применения правовых экспериментальных режимов была рассмотрена в работе М.В. Демченко и В.К. Шайдуллиной, в которой предлагалось создать новую методику оценки эффективности экспериментальных правовых режимов, а также

внедрить специальные показатели и критерии эффективности [6]. В настоящее время, по данным Министерства экономического развития РФ, размещенным в сети Интернет, за весь период существования института экспериментальных правовых режимов окончательно не был согласован ни один экспериментальный правовой режим. Таким образом, можно утверждать, что институт экспериментальных правовых режимов на данный момент является теоретической возможностью, которая предоставлена субъектам инновационной предпринимательской деятельностью. Результат, который был запланирован при создании вышеуказанного Закона, на данный момент не был достигнут, однако делать финальные выводы об эффективности или неэффективности экспериментальных правовых режимов в Российской Федерации слишком рано, т.к. на согласование одного такого режима требуется множество усилий со стороны как его инициатора, так и государственных органов, с которыми такой режим необходимо согласовывать.

Говоря об инновациях, максимально остро встает вопрос о скорости возможности их введения в гражданский оборот, т.к. слишком длительный и сложный порог входа на рынок может стать причиной того, что данная инновация будет внедрена либо другим участником рынка, либо в другом государстве, следовательно, большая часть экономической выгоды будет утеряна. Для минимизации такого риска и предполагалось введение экспериментальных правовых режимов. На практике согласование текста экспериментального правового режима крайне осложнено тем, что все участники, которые заинтересованы в таком режиме, должны согласовать его текст между собой и только впоследствии с Министерством экономического развития РФ, федеральными органами исполнительной власти и иными субъектами данного процесса. Достижение согласия между потенциальными участниками экспериментального правового режима осложнено тем, что каждый из участников заинтересован в защите своих собственных интересов и видит конструкцию экспериментального правового режима своим образом, который может не совпадать с тем, как его видит другой потенциальный участник. Это, в свою очередь, приводит к значительному увеличению трудозатрат и времени на согласование такого экспериментального режима, который впоследствии необходимо согласовывать с государственными органами, отрабатывая их правки совместно с потенциальными участниками вновь достигая или не достигая согласия между собой. По итогам согласования с потенциальными участниками текст экспериментального правового

режима подлежит согласованию с Министерством экономического развития РФ, которое будет рассматривать его в общем порядке, следовательно, время, которое затрачивается на согласование такого режима, крайне продолжительное. Для решения данной ситуации может быть предложено согласование текста экспериментального правового режима исключительно его инициатором без согласования с иными участниками рынка. Это значительно ускорит процесс согласования экспериментального правового режима и внедрения инноваций в гражданский оборот. В таком случае возникают риски в части законодательства о защите конкуренции, т.к. по итогу согласования экспериментального правового режима одному лицу может быть доступен рынок, который недоступен другому лицу с аналогичной технологией, однако такой риск нивелируется предоставлением права всем заинтересованным субъектам присоединиться к существующему экспериментальному правовому режиму или согласовать новый на основе уже существующего.

Подводя итоги вышесказанного о государственных мерах поддержки инновационной предпринимательской деятельности, можно однозначно заявлять, что законодатель, а также федеральные органы исполнительной власти прикладывают множество усилий для корректировки существующего положения субъектов инновационной предпринимательской деятельности в лучшую сторону. Однако для достижения максимально положительного эффекта от таких мер необходимо внесение корректировок в существующие процессы и законодательство, речь о которых шла в настоящей статье.

Список литературы:

[1] Инновационный центр «Сколково» [Электронный ресурс]. URL: http://sk.ru/news/

[2] Статья 246.1 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // СЗ РФ. - 07.08.2000. - № 32. - Ст. 3340.

[3] Статья 2 Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об инновационном центре «Сколково» // СЗ РФ. -04.10.2010. - № 40. - Ст. 4970.

[4] Официальный сайт Фонда Развития Промышленности [Электронный ресурс]. URL: https:// frprf.ru/zaymy/proekty-razvitiya/

[5] Статья 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 258-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 03.08.2020. - № 31 (ч. I). - Ст. 5017.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

[6] Демченко М.В., Шайдуллина В.К. Правовое регулирование электронной торговли в условиях функционирования специальных правовых режимов // Предпринимательское право. - 2020. -№ 3. - С. 37 - 45.

Spisok literaturey:

[1] Innovacionny'j centr «Skolkovo» [E'lektron-ny'j resurs]. URL: http://sk.ru/news/

[2] Stat'ya 246.1 Nalogovogo kodeksa Rossi-jskoj Federacii (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 N 117-FZ (red. ot 29.11.2021) // SZ RF. - 07.08.2000. - N 32. - St. 3340.

[3] Stafya 2 Federal'nogo zakona ot 28.09.2010 N 244-FZ (red. ot 02.07.2021) "Ob innovacionnom

centre "Skolkovo" // SZ RF. - 04.10.2010. - N 40. - St. 4970.

[4] Oficiarny'j sajt Fonda Razvitiya Promy'sh-lennosti [E'lektronny'j resurs]. URL: https://frprf.ru/ zaymy/proekty-razvitiya/

[5] Stat'ya 2 Federal'nogo zakona ot 31.07.2020 N 258-FZ (red. ot 02.07.2021) "Ob e'ksperimen-tal'ny'x pravovy'x rezhimax v sfere cifrovy'x innovacij v Rossijskoj Federacii" // SZ RF. - 03.08.2020. - N 31 (ch. I). - St. 5017.

[6] Demchenko M.V., Shajdullina V.K. Pravovoe regulirovanie e'lektronnoj torgovli v usloviyax funkcionirovaniya special'ny'x pravovy'x rezhimov // Predprinimatel'skoe pravo. - 2020. - N 3. - S. 37 - 45.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.