Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК ФАКТОР ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК ФАКТОР ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
259
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПРАВОВАЯ БАЗА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГУЛЯТОРНЫХ (РЕГУЛЯТИВНЫХ) ПЕСОЧНИЦ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бородушко И.В.

Во введении раскрыта актуальность темы исследования и показано место экспериментальных правовых режимов в структуре факторов цифровой трансформации. В основной части статьи представлено краткое описание истории развития регуляторных (регулятивных) песочниц и дана оценка состояния их правовой базы в России. Отмечены подходы к созданию экспериментальных правовых режимов в странах - участницах ЕАЭС. В статье в обобщенном виде представлена информация о формировании института регуляторных песочниц в Российской Федерации и состоянии организационно-правовых механизмов их запуска. В заключение определены сильные и слабые стороны происходящих в России процессов в области создания цифровых песочниц и их воздействия на цифровую трансформацию инновационной предпринимательской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL LEGAL REGIMES AS A FACTOR OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE INNOVATIVE ENVIRONMENT

The introduction reveals the relevance of the research topic and shows the place of experimental legal regimes in the structure of digital transformation factors. The main part of the article provides a brief description of the history of the develop-ment of regulatory sandboxes and an assessment of the state of their legal framework in Russia. The approaches to the creation of experimental legal regimes in the EAEU member states are noted. The article summarizes information on the formation of the institution of regulatory sandboxes in the Russian Federation and the state of the organizational and legal mechanisms for their launch. In the conclusion, the strengths and weaknesses of the processes taking place in Russia in the field of creating digital sandboxes and their impact on the digital transformation of the innovative business environment are identified.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК ФАКТОР ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Статья / Article

УДК / UDC 347 : 001.895 : 004 DOI 10.35231/18136230_2021_4_86

Экспериментальные правовые режимы как фактор цифровой трансформации инновационной предпринимательской среды

И. В. Бородушко

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Во введении раскрыта актуальность темы исследования и показано место экспериментальных правовых режимов в структуре факторов цифровой трансформации.

В основной части статьи представлено краткое описание истории развития регу-ляторных (регулятивных) песочниц и дана оценка состояния их правовой базы в России. Отмечены подходы к созданию экспериментальных правовых режимов в странах -участницах ЕАЭС. В статье в обобщенном виде представлена информация о формировании института регуляторных песочниц в Российской Федерации и состоянии организационно-правовых механизмов их запуска.

В заключение определены сильные и слабые стороны происходящих в России процессов в области создания цифровых песочниц и их воздействия на цифровую трансформацию инновационной предпринимательской среды.

Ключевые слова: цифровые инновации, экспериментальный правовой режим, цифровая трансформация, правовая база, эффективность регуляторных (регулятивных) песочниц.

Для цитирования: Бородушко И.В. Экспериментальные правовые режимы как фактор цифровой трансформации инновационной предпринимательской среды // Ленинградский юридический журнал. 2021. № 4 (66). С. 86-98. DOI 10.35231/18136230_2021_4_86

Experimental legal regimes as a factor of the digital transformation

of the innovative environment

Irina V. Borodushko

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

© Бородушко И. В., 2021

The introduction reveals the relevance of the research topic and shows the place of experimental legal regimes in the structure of digital transformation factors.

The main part of the article provides a brief description of the history of the development of regulatory sandboxes and an assessment of the state of their legal framework in Russia. The approaches to the creation of experimental legal regimes in the EAEU member states are noted. The article summarizes information on the formation of the institution of regulatory sandboxes in the Russian Federation and the state of the organizational and legal mechanisms for their launch.

In the conclusion, the strengths and weaknesses of the processes taking place in Russia in the field of creating digital sandboxes and their impact on the digital transformation of the innovative business environment are identified.

Key words: digital innovation, experimental legal regime, digital transformation, legal framework, effectiveness of regulatory sandboxes.

For citation: Borodushko, I.V. (2021). Eksperimental'nye pravovye rezhimy kak faktor cifrovoj transformacii innovacionnoj predprinimatel'skoj sredy [Experimental legal regimes as a factor of the digital transformation of the innovative environment]. Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal - Leningrad Law Journal. No 4 (66). рр. 86-98. DOI 10.35231/18136230_2021_4_86 (In Russian).

Введение

Процесс цифровой трансформации современных социально-экономических систем определяется сложным комплексом взаимосвязанных факторов - экономических, правовых, социально-психологических, технологических, управленческих. Многообразны формы проявления факторов каждой группы. Факторы цифровой трансформации могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие. Наиболее часто возникающими проблемными вопросами являются: среди экономических факторов - недостаток финансовых средств; среди правовых - регуляторные барьеры; среди социально-психологических - недостаточный опыт сотрудников; среди технологических - отсталость базовой ИТ-структуры, среди управленческих - слабая разработанность цифровых стратегий.

К числу основных факторов, позитивно влияющих на внедрение цифровых технологий и активизацию инновационной деятельности компаний, следует отнести:

- комплексный подход, дающий синергетический эффект;

- формирование и использование дорожных карт инновационного проекта;

- распространенность платформенного мышления и расширение цифровых инноваций а управлении бизнесом [1; 2; 5; 6];

- создание и применение искусственного интеллекта;

- мониторинг процесса в целях аналитического сопровождения для менеджмента и обеспечения информационной безопасности;

- умение находить и эффективно использовать благоприятные возможности, открывающиеся через новые цифровые технологии;

- практику запуска экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций.

- гармонизацию интересов государства, бизнеса, пользователей в ходе правового регулирования информационных правоотношений;

- наличие правового равенства участников отношений, связанных с цифровой трансформацией, которое обеспечивается наличием фактических возможностей использования предоставляемых законом прав.

Особое место в структуре цифровой трансформации принадлежит правовым факторам в силу их специфической природы. По мнению Н. А. Дмитрик, «использование права как социального регулятора в цифровой экономике, ее правовое измерение могут состояться только, если состоялось, то самое зацепление интересов... когда, по Канту, акторы цифровой экономики осознают свою свободу как следствие морального закона в себе» [3, с. 44]. Действительно, проблема правовой свободы в цифровой среде исключительно актуальна. Но иллюзией было бы ожидать, что участники жесткой конкурентной борьбы за рынки, за клиентуру, за первенство в гонке цифровых технологий способны отдавать приоритет «моральному закону в себе». Поэтому исключительно актуальными являются вопросы оптимизации правовых основ цифровой трансформации на национальном и международном уровне.

В данной статье внимание акцентируется на таком новом, актуальном и перспективном инструменте правового регулирования цифровой трансформации инновационных компаний, как экспериментальные правовые режимы (регуляторные песочницы). В работе рассмотрены вопросы истории их возникновения в мире, основы правового регулировании в России, позиции институтов власти, бизнес-сообщества и научной общественности касательно практики внедрения экспериментальных правовых режимов.

История возникновения регуляторных (регулятивных) песочниц

«Песочницы» различных видов как особые механизмы апробации инновационных решений в цифровой среде - новое явление в области взаимодействия бизнеса и институтов власти (регуляторов). Они впервые возникли в мировой практике лишь в середине второго десятилетия XXI в. Цель регуляторных песочниц - «создание безопасной среды технологической и регуляторной отработки инновационных решений»1.

Наиболее известными являются следующие виды песочниц - цифровые, регуляторные (регулятивные), отраслевые, зонтичные, квазипесочницы, корпоративные, трансграничные, глобальные, оффшорные. Различные модели песочниц разрабатываются в США, Великобритании, ЕС, Франции, Сингапуре, Испании, Гонконге, Индонезии, Швейцарии, Нидерландах, Австралии, Малайзии и др. Наиболее распространенными и перспективными являются регуляторные песочницы. Российская Федерация и страны - члены ЕАЭС ориентированы на развитие регуляторных песочниц, получивших официальное наименование «экспериментальные правовые режимы».

Модель регуляторных песочниц впервые была разработана в Великобритании в 2016 г. Механизм работы регуляторных песочниц имеет свои особенности в разных странах. Единым является общий принцип их функционирования - создание особого режима правового регулирования. Это режим, «позволяющий инновационным компаниям протестировать свои продукты и услуги в контролируемой среде, без риска нарушить финансовое законодательство»2. Это означает, что инновационные компании (обычно ИТ-компании) получают возможность провести пилотное внедрение инновационного решения, взаимодействуя с реальными потребителями в рыночных условиях. При этом для бизнеса созданы более комфортные условия, снижаются некоторые риски, а потребителю обеспечена защита его интересов в ходе применения инновационного продукта. Одновременно с этим регулятор, выступающий в качестве инициатора создания песочниц, получает возможность прямого диалога с инвесторами.

1 Международный опыт применения «песочниц»: доклад. Евразийская экономическая комиссия. 2018. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/materials/Documents/ (дата обращения: 08.11.2021).

2 Там же.

Применение регуляторных песочниц рекомендовано Международным союзом электросвязи и ОЭСР в качестве инструмента для достижения успеха в области цифровой трансформации.

Регуляторные песочницы основаны на строго индивидуальном подходе - они создаются под конкретные инвестиционные проекты с участием одной или нескольких компаний. Заявки компаний на создание регуляторной песочницы проходят процедуру оценивания, после которой регулятор принимает решение - заявка удовлетворяется, возвращается на доработку, либо отклоняется. Регулятор определяет по согласованию с инновационной компанией основные условия прохождения тестирования проекта.

Песочницы имеют вполне определенный срок действия (в России до трех лет), после которого происходит выход компании из режима регуляторной песочницы. Цикл регуляторной песочницы включает следующие этапы: 1) подача заявки и ее рассмотрение (заявителями могут быть органы власти, юридические лица, индивидуальные предприниматели); 2) регулятор и компания производят согласование условий, на которых создается песочница; 3) основной этап - тестирование инновационного проекта в реальных условиях рынка. При этом регулятор осуществляет мониторинг и контроль процесса тестирования, производится обмен знаниями между регулятором и компанией; 4) завершение проекта - выход компании из режима песочницы, оценка эффективности проведенного тестирования инновации, согласование с регулятором вопросов о дальнейшей работе компании.

Роль регуляторных песочниц многогранна: инновационная компания проводит тестирование проекта; регулятор получает информацию об инновационных процессах в цифровой сфере и расширяет прямые контакты с бизнесом; предпринимательское сообщество получает пример успешной реализации инновационных проектов в цифровой сфере, что способствует повышению инновационной активности бизнеса.

Привлекательность регуляторных песочниц для бизнеса определяется такими преимуществами в условиях создания инновационного продукта, как экономия на издержках, ускорение всего цикла работ, что обеспечивает компаниям существенные конкурентные преимущества.

Вместе с тем при оценке результатов работы компаний в режиме ре-гуляторной песочницы необходимо учитывать, что регулятивная песочница в структуре рынка является временным искусственным

образованием, для которого были созданы искусственные же индивидуальные преимущества. Тем не менее, по оценкам зарубежных специалистов, практика создания песочниц представляет большую ценность в качестве образца «умного регулирования» процесса цифровой трансформации социально-экономических систем. Важными достоинствами песочниц являются: создание «дружелюбной» среды взаимодействия регулятора и инновационных компаний, формирование новых подходов к регулированию инноваций в цифровой сфере.

Развитие правовой базы регуляторных песочниц в Российской Федерации и ЕАЭС

Нормативно-правовую основу регуляторных песочниц составляет комплекс актов общего и специального регулирования, программы экспериментального правового режима.

Основополагающим правовым актом в области развития регулятивных песочниц в России является принятый в июле 2020 г. и вступивший в силу 28.01.2021 г. Федеральный закон № 258 «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций от 31.07.2020 г. № 258-ФЗ (в редакции от 02.07.2021 г.). Законом определен перечень девяти направлений (отраслей экономики, видов деятельности), по которым могут создаваться экспериментальные правовые режимы. Весьма впечатляющими являются цели введения экспериментальных правовых режимов, в числе которых: формирование новых видов экономической деятельности; расширение ассортимента товаров, услуг, работ; рост эффективности деятельности органов власти; привлечение новых инвестиций в сферу цифровых инноваций и др.

В вышеуказанном законе определены принципы экспериментальных правовых режимов: добровольность, равноправие, прозрачность, безопасность и др. Четко оговорены в законе предельно возможный срок действия песочниц (не более трех лет), необходимые условия их создания, правила прохождения всех этапов песочницы, права и обязанности сторон.

Положения данного закона конкретизированы и раскрыты в 17 подзаконных актах, из них 11 правительственных и шесть Минэкономразвития. Через три месяца после принятия Федерального закона № 258-ФЗ Постановлением Правительства РФ был утвержден перечень применяемых в цифровых песочницах технологий. Перечень охватывает все ключевые

цифровые технологии - нейротехнологии, искусственный интеллект, технологии работы с большими данными, квантовые технологии, робототехнику и сенсорику, технологии распределенного реестра, промышленный Интернет и др.1

Принятие Федерального закона № 258 определило необходимость внесения изменений в некоторые другие нормативные акты. Поэтому в июле 2021 г. был принят Федеральный закон № 3312, предусматривающий изменение некоторых статей законов «О безопасности дорожного движения», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «О связи», «О персональных данных», «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», в Воздушный кодекс Российской Федерации.

В ряд статей перечисленных актов были внесены указания на то, что действие требований некоторых статей может быть изменено в соответствии с положениями Федерального закона № 258. Кроме того, было внесено несколько изменений в сам закон: уточнен порядок рассмотрения Правительством РФ инициативных предложений о создании регулятор-ных песочниц, конкретизирован порядок обезличивания и обработки персональных данных субъектами экспериментальных правовых режимов; предусмотрена невозможность установления экспериментального правового режима, если это может нанести ущерб жизненно важным интересам личности, общества, государства.

Целенаправленное формирование институционального обеспечения регуляторных песочниц явилось первоочередной задачей в области практической реализации положений Федерального закона об экспериментальных правовых режимах. Постановлением Правительства РФ от

07.10.2020 г. № 1618 Минэкономразвития России было определено в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти,

1 Об утверждении перечня технологий, применяемых в рамках экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций: постановление Правительства от 28.10.2020 г. № 1750.

2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»: федер. закон от

02.07.2021 г. № 331-ФЗ.

осуществляющего деятельность по нормативному правовому регулированию процесса развития экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций. Распоряжением Правительства РФ № 2790-р от 28.10.2020 г. была определена автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика» в качестве субъекта, представляющего предпринимательское сообщество в области создания и функционирования регуляторных песочниц.

Минэкономразвития в строгом соответствии с закрепленным в нормативных правовых актах регламентом осуществляет организационную деятельность по созданию регуляторных песочниц. После поступления заявки на создание регуляторной песочницы Минэкономразвития проверяет инициатора и представленный пакет документов на предмет соответствия законодательно установленным базовым требованиям. Прошедшее такую проверку предложение направляется на экспертизу в три адреса: отраслевое министерство, органы власти субъекта РФ, где будет проходить эксперимент, в АНО «Цифровая экономика», а также для информирования - в Совет Федерации. Если предложение успешно прошло экспертизу, Минэкономразвития готовит и вносит в Правительство РФ проект постановления об утверждении программы регуляторной песочницы.

После завершения экспериментального правового режима, наиболее ценные инновации могут быть распространены правительством на всю страну, возможность использования инновации закрепляется законодательно.

На 2021 г. запланирован запуск нескольких регуляторных песочниц. Так, в Томской области подготовлен запуск экспериментального правового режима для использования грузовых беспилотных летательных аппаратов (дронов). Также в 2021 г. намечено запустить экспериментальные правовые режимы для цифровых инноваций в области телемедицины, оценки эффективности лекарственных средств, пассажирских беспилотных такси, бизнес-аналитики с применением больших данных.

С большим опережением в сравнении с иными сферами экономики возникла в России регуляторная песочница в банковской сфере. В апреле 2018 г. Центробанком был запущен экспериментальный правовой режим для финансово-технических проектов с применением технологий распределенного реестра, а позже и блокчейн-платформы. Технологии распределенного реестра представляют собой такой способ создания баз

данных, при котором отсутствует единый центр управления и тем самым повышается операционная устойчивость системы распределенного реестра. Благодаря блокчейну - варианту реализации сети распределенных реестров - сокращается количество посредников между сторонами сделки, что уменьшает ее себестоимость, увеличивает прозрачность сделки.

Перспективы развития института экспериментальных правовых режимов определяются готовностью и согласованными действиями бизнеса и регуляторов в деле реализации своих возможностей, прав, обязанностей в области продвижения инновационных цифровых технологий. Как показывает опыт Санкт-Петербурга, существенную роль в этих процессах могут сыграть региональные органы государственной власти. В октябре 2021 г. стало известно, что Правительство Санкт-Петербурга одним из первых в стране инициировало создание рабочей группы, уполномоченной осуществлять подготовку правового поля, способствующего запуску в городе экспериментальных правовых режимов в области цифровых инноваций.

Членами рабочей группы являются представители трех сфер деятельности - государственного управления, предпринимательства, научных исследований. Рабочая группа призвана решать вопросы анализа и экспертизы инновационных проектов заявителей, разрабатывать рекомендации по формированию правового поля для цифровых инноваций. В «портфеле» рабочей группы уже имеется несколько проектов, представленных Санкт-Петербургским государственным университетом (цифровые инновации в системе обследования общественного мнения), компанией «Теокан» (система аэрофотосъемки для обнаружения неправомерного использования территорий, установления границ земельных участков и объектов на них)1.

В Томской области 13 организаций под эгидой ООО «Региональный оператор "Беспилотные системы"» являются участниками пилотного проекта - регуляторной песочницы, в рамках которой ведется разработка функциональных сервисов с использованием беспилотных большегрузных дронов для аэрофотосъемки, грузоперевозок, сельскохозяйственных

1 Власти Петербурга создали программу «регуляторных песочниц» для цифровых инноваций. ТАСС. 06.10.2021. URL: https://tass.ru/ekonomika/12595813 (дата обращения: 08.11.2021).

работ1. Уже в 2022 г. беспилотные дроны начнут доставлять грузы весом до 1500 кг в труднодоступные районы, будут контролировать состояние трубопроводов и линий электропередач, выполнять операции «точного земледелия», авиахимические работы. Ожидается, что данный проект даст старт крупномасштабной цифровой трансформации российской логистической системы.

Не оставлены без внимания регуляторные песочницы со стороны представителей научных кругов. Заслуживает внимания подход Д. И. Филиппова, который на примере финансовой сферы рассматривает регуляторные песочницы в контексте более широкой категории - регулирующей среды в целом2. Тем самым более полно раскрывается природа экспериментальных регулятивных режимов на фоне всего многообразия механизмов регулирования цифровых инноваций. Интересен выдвигаемый автором тезис о соотношении понятий «регулятивный режим» и «правовой режим». Филиппов Д. И. также отмечает значимость гармонизации методов регулирования цифровых инноваций на межгосударственном уровне для наиболее полного раскрытия потенциала регулятивных песочниц. Он говорит об этом применительно к государствам - членам ЕС. Для России этот вопрос актуален, прежде всего в масштабах ЕАЭС.

Экспериментальные правовые режимы открывают перспективу активизации цифровой трансформации экономики России. Однако российский бизнес, для которого в целом характерна умеренная инновационная активность, пока занимает преимущественно выжидательную позицию в отношении применения в своей практике экспериментальных правовых режимов для тестирования цифровых инноваций. Одной из проблем нормативно-правового обеспечения регуляторных песочниц остается недостаточная проработка вопроса о методике оценки эффективности тестируемых цифровых инновационных проектов [4]. В качестве критериев оценки эффективности регуляторных песочниц могут быть использованы такие показатели, как уровень барьеров к участию в регуляторной песочнице, конкурентоспособность песочниц относительно иных специальных правовых режимов, качество управления рисками и др.

1 Беспилотным дронам одобрили «цифровую песочницу». Интерфакс. 27.10.2021. URL: https://www.interfax.ru/russia/799940 (дата обращения: 08.11.2021).

2 Филиппов Д. И. Теория и методология оценки влияния финансовых инноваций на развитие финансового рынка: дис. ... д-ра экон. наук. М., 2019. С. 221-222. URL: http://ords.rea.ru/wp-content/uploads/2019/06/Philippov.pdf (дата обращения: 08.11.2021).

Постепенно нарастает интерес к регуляторным песочницам в странах -членах ЕАЭС; в 2018 г. было принято распоряжение Евразийского межправительственного совета № 17 «О разработке концепции применения специальных режимов (регулятивных песочниц) в рамках реализации цифровой повестки евразийского экономического союза». Высшим экономическим советом ЕАЭС в декабре 2020 г. было принято решение по вопросам развития экономической интеграции до 2025 г. В этом документе по пятому стратегическому направлению евразийской интеграции «Формирование цифрового пространства Союза, цифровых инфраструктур и экосистем» предусмотрен пункт 5.4.3. - «Проработка возможности использования механизма «регулятивных песочниц» при реализации цифровых проектов Союза»1. В Казахстане ведется работа по подготовке закона о регуляторных песочницах. Национальный банк Казахстана запустил регуляторную песочницу в июле 2018 г. Указом президента Кыргызстана от 29.01.2021 г. предусмотрено развитие в стране регуляторных песочниц.

Заключение

Общей закономерностью является отставание законодательного регулирования от реальных социально-экономических процессов. Разработка цифровых инноваций также опережает формирование соответствующей нормативно-правовой базы. Инертность законодательства тормозит процесс коммерционализации новых цифровых инноваций. Благодаря созданию экспериментальных правовых режимов отчасти компенсируется эта диспропорция. Цифровые инновационные проекты, проходящие тестирование в режиме регуляторных песочниц, реализуются в ускоренном порядке и, что особенно важно, не подвержены риску возникновения коллизии норм права.

Относительно слабой стороной действующей системы запуска экспериментальных правовых режимов остается незавершенность формирования методического аппарата для поэтапной оценки эффективности проектов цифровых инноваций.

1 Решение Высшего евразийского экономического совета от 11.12.2020 г. № 12 «О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Ы^: https://www.alta.ru/tamdoc/20vr0012/ (дата обращения: 10.11.2021).

Несомненным достоинством принятого порядка формирования экспериментальных правовых режимов является комплексный разносторонний подход к оценкам и принятию решений по поступившим заявкам на создание регуляторной песочницы, обеспечивающий отбор действительно наиболее ценных цифровых инновационных проектов.

Список литературы

1. Бородушко И.В. Тенденции цифровой трансформации в современной России // Путеводитель предпринимателя. 2021. Т. 14. №1. С. 11-20.

2. Бородушко И.В., Кокорин И.С. Развитие нормативно-правовой базы малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2019. № 2019. № 1 (55). С. 133-144.

3. Дмитрик Н. А. Цифровая трансформация: правовое измерение // Правоведение. 2019. Т. 63. № 1. С. 28-46.

4. Ефремов А. А., Южаков В. Н. Оценка результативности и эффективности экспериментального регулирования в сфере цифровых инноваций // Информационное общество. 2021. № 3. С. 41-48.

5. Янковская Е.С. Управление международным инвестиционным сотрудничеством в России на этапе перехода к цифровой экономике // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2020. Т. 19. № 14. С. 73-81.

6. Янковская Е.С. Трансформация системы управления бизнесом в Российской Федерации в условиях глобальной цифровизации // Путеводитель предпринимателя. Т. 13. № 2. 2020. С. 37-45.

References

1. Borodushko, I.V. (2021). Tendencii cifrovoj transformacii v sovremennoj Rossii [Trends in digital transformation in modern Russia]. Putevoditel' predprinimatelya - Entrepreneur's Guide. T. 14. No 1. pp. 11-20. (In Russian)

2. Borodushko, I.V., Kokorin, I.S. (2019). Razvitie normativno-pravovoj bazy malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii [Development of the regulatory framework for small and medium-sized enterprises in the Russian Federation]. Leningradskij yuridicheskij zhurnal - Leningrad Legal Journal. No 1 (55). pp. 133-144. (In Russian)

3. Dmitrik, N.A. (2019). Cifrovaya transformaciya: pravovoe izmerenie [Digital transformation: the legal dimension]. Pravovedenie - Law. T. 63. No 1. pp. 28-46. (In Russian)

4. Efremov, A.A., YUzhakov, V.N. (2021). Ocenka rezul'tativnosti i effektivnosti eksper-imental'nogo regulirovaniya v sfere cifrovyh innovacij [Assessment of the efficiency and effectiveness of experimental regulation in the field of digital innovation]. Informacionnoe obshchestvo - Information Society. No 3. pp. 41-48. (In Russian)

5. YAnkovskaya, E.S. (2020). Upravlenie mezhdunarodnym investicionnym sotrud-nichestvom v Rossii na etape perekhoda k cifrovoj ekonomike [Management of international investment cooperation in Russia at the stage of transition to the digital economy]. Uchenye zapiski Rossijskoj Akademii predprinimatel'stva -Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. T. 19. No 14. pp. 73-81. (In Russian)

97

6. YAnkovskaya, E.S. (2020). Transformaciya sistemy upravleniya biznesom v Ros-sijskoj Federacii v usloviyah global'noj cifrovizacii [Transformation of the business management system in the Russian Federation in the context of global digitalization]. Putevoditel' predprinimatelya - Entrepreneur Guide. Tom 13. No 2. pp. 37-45. (In Russian)

Об авторах

Бородушко Ирина Васильевна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры гражданского и международного частного права, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID ID: 0000-0001-9213-4126, e-mail: bi08@list.ru

About the author

Irina V. Borodushko, Dr. Sci. (Econ.), Associate Professor, Department of Civil and International Private Law, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0001-9213-4126, e-mail: bi08@list.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию: 12.11.2021 Received: 12 November 2021

Принята к публикации: 25.11.2021 Accepted: 25 November 2021

Опубликована: 20.12.2021 Published: 20 December 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.