Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАК МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАК МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
774
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГУЛЯТОРНАЯ ПЕСОЧНИЦА / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ТУРБУЛЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочкова Светлана Сергеевна

Турбулентность экономики нарушает логическое развитие экономических процессов, что влечет за собой не столько нестабильность развития, сколько хаотичность и непоследовательность развития экономических отношений. Неоднородность международного экономического пространства, институциональная конкуренция требуют от государства не только развития и внедрения инновационных технологий, но и оперативную разработку правил правового регулирования, направленных как на стратегическое планирование и прогнозирование развития предпринимательской деятельности в условиях экономической турбулентности, так и возможности применения новейших технологий без риска нарушения действующего законодательства. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изменения нормативно-правового регулирования в условиях активного внедрения цифровых технологий в общественную жизнь с учетом непоследовательности развития экономики в целях обеспечения устойчивого развития предпринимательства как основы рыночной экономики. Такие изменения возможны по средствам применения правовых экспериментов и экспериментальных правовых режимов. Целю исследования явилось комплексное изучение правового регулирования экспериментальных правовых режимов в России. Объектом исследования выступили общественные отношения, возникающие в процессе применения экспериментальных правовых режимов, как способа внедрения инновационных технологий в предпринимательскую деятельность. Предметом анализа послужил механизм «регуляторной песочницы» для определения эффективной модели взаимодействия и построения бизнес-процессов в условиях турбулентности экономики. В результате делаются выводы о достаточности механизма «регуляторной песочницы» в качестве инструмента развития инновационной деятельности и внедрения цифровых технологий в предпринимательскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бочкова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL LEGAL REGIME AS A MECHANISM FOR INTRODUCING DIGITAL INNOVATIONS INTO ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The turbulence of the economy disrupts the logical development of economic processes, which entails not so much instability of development as chaotic and inconsistent development of economic relations. The heterogeneity of the international economic space, institutional competition requires the state not only to develop and implement innovative technologies, but also to promptly develop rules of legal regulation aimed at both strategic planning and forecasting the development of entrepreneurial activity in conditions of economic turbulence, and the possibility of using the latest technologies without the risk of violating current legislation. The relevance of the research is due to the need to change the legal regulation in the conditions of active introduction of digital technologies into public life, taking into account the inconsistency of economic development in order to ensure the sustainable development of entrepreneurship as the basis of a market economy. Such changes are possible by means of applying legal experiments and experimental legal regimes. The purpose of the study was a comprehensive study of the legal regulation of experimental legal regimes in Russia. The object of the study was the social relations that arise in the process of applying experimental legal regimes as a way of introducing innovative technologies into entrepreneurial activity. The subject of the analysis was the mechanism of the «regulatory sandbox» for determining an effective model of interaction and building business processes in the conditions of economic turbulence. As a result, conclusions are drawn about the sufficiency of the «regulatory sandbox» mechanism as a tool for the development of innovative activities and the introduction of digital technologies into entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАК МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ПРАВО/LAw

(cc)

DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-5-147-156 УДК 340.13(045) JEL L26, O31, 055

Экспериментальный правовой режим

как механизм внедрения цифровых инноваций

в предпринимательскую деятельность

С. С. Бочкова

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-9349-0157

АННОТАЦИЯ

Турбулентность экономики нарушает логическое развитие экономических процессов, что влечет за собой не столько нестабильность развития, сколько хаотичность и непоследовательность развития экономических отношений. Неоднородность международного экономического пространства, институциональная конкуренция требуют от государства не только развития и внедрения инновационных технологий, но и оперативную разработку правил правового регулирования, направленных как на стратегическое планирование и прогнозирование развития предпринимательской деятельности в условиях экономической турбулентности, так и возможности применения новейших технологий без риска нарушения действующего законодательства. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изменения нормативно-правового регулирования в условиях активного внедрения цифровых технологий в общественную жизнь с учетом непоследовательности развития экономики в целях обеспечения устойчивого развития предпринимательства как основы рыночной экономики. Такие изменения возможны по средствам применения правовых экспериментов и экспериментальных правовых режимов. Целю исследования явилось комплексное изучение правового регулирования экспериментальных правовых режимов в России. Объектом исследования выступили общественные отношения, возникающие в процессе применения экспериментальных правовых режимов, как способа внедрения инновационных технологий в предпринимательскую деятельность. Предметом анализа послужил механизм «регуляторной песочницы» для определения эффективной модели взаимодействия и построения бизнес-процессов в условиях турбулентности экономики. В результате делаются выводы о достаточности механизма «регуляторной песочницы» в качестве инструмента развития инновационной деятельности и внедрения цифровых технологий в предпринимательскую деятельность.

Ключевые слова: регуляторная песочница; экспериментальный правовой режим; инновационная деятельность; цифровые технологии; правовой эксперимент; турбулентность

Для цитирования: Бочкова С. С. Экспериментальный правовой режим как механизм внедрения цифровых инноваций в предпринимательскую деятельность. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(5):147-156. DOi: 10.26794/1999-849Ж-2021-14-5-147-156

Experimental Legal Regime as a Mechanism

for introducing Digital innovations into Entrepreneurial

Activity

The turbulence of the economy disrupts the Logical development of economic processes, which entails not so much instability of development as chaotic and inconsistent development of economic relations. The heterogeneity of the international economic space, institutional competition requires the state not only to develop and implement innovative

© Бочкова С. С., 2021

s. s. Bochkova

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-9349-0157

abstract

www.etl.fa.ru

technologies, but also to promptly develop rules of legal regulation aimed at both strategic planning and forecasting the development of entrepreneurial activity in conditions of economic turbulence, and the possibility of using the latest technologies without the risk of violating current legislation. The relevance of the research is due to the need to change the legal regulation in the conditions of active introduction of digital technologies into public life, taking into account the inconsistency of economic development in order to ensure the sustainable development of entrepreneurship as the basis of a market economy. Such changes are possible by means of applying legal experiments and experimental legal regimes. The purpose of the study was a comprehensive study of the legal regulation of experimental legal regimes in Russia. The object of the study was the social relations that arise in the process of applying experimental legal regimes as a way of introducing innovative technologies into entrepreneurial activity. The subject of the analysis was the mechanism of the «regulatory sandbox» for determining an effective model of interaction and building business processes in the conditions of economic turbulence. As a result, conclusions are drawn about the sufficiency of the «regulatory sandbox» mechanism as a tool for the development of innovative activities and the introduction of digital technologies into entrepreneurial activity.

Keywords: regulatory sandbox; experimental legal regime; innovative activity; digital technologies; legal experiment; turbulence

For citation: Bochkova s.s. Experimental legal regime as a mechanism for introducing digital innovations into entrepreneurial activity. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(5):147-156. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2021-14-5-147-156

ВВЕДЕНИЕ

Турбулентность экономики является одним из современных вызов развития не только государства, но и субъектов предпринимательской деятельности. Высокая скорость происходящих изменений, смена технологических укладов, активное внедрение искусственного интеллекта кардинально меняют картину и национальных, и глобальных экономик. Исходя из цикличности развития экономики после глобального финансово-экономического кризиса, по идее должен следовать подъем экономики. Но, к большому сожалению, государства входят в рецессию, то есть по сути возвращаются в предыдущую стадию развития. Такая картина отражает суть проявления турбулентности в экономике.

Обусловленный факт приводит к необходимости разработки качественно нового как управления, так и правового регулирования с учетом факторов, провоцирующих и влияющих на экономическую турбулентность.

Среди факторов, воздействующих на турбулентность экономики следует выделить следующие:

• технологические факторы, связанные со своевременным обновлением технологий и оборудования;

• инновационные факторы, обусловленные внедрением результатов научных исследований в хозяйственную деятельность;

• финансовые факторы, направленные на доступность инвестиций и привлечения заемных средств;

• рыночные факторы, определяющие общее состояние конкуренции на рынке;

• правовые факторы, формирующие регулятивную среду, понятную всем участникам хозяйственной деятельности.

Таким образом, турбулентность, с одной стороны, влечет за собой ослабление отдельных секторов экономики, с другой стороны, может способствовать появлению новых возможностей. Таковые будут возникать в том случае, если предприниматели будут оперативно реагировать на хаотичность возникающих проблем, а государство, способствуя развитию инновационных цифровых технологий, будет создавать достаточную систему нормативно-правового регулирования внедрения цифровых инноваций.

Здесь стоит отметить, что правовое регулирование общественных отношений эволюционирует вслед за изменениями потребностями общества. Право как социальный регулятор служит одним из определяющих элементов нормативной системы общества. Основополагающими ценностями права являются способность удовлетворения социальных потребностей общества и отдельных его субъектов, а также оказание определенного воздействия на деятельность людей в целях согласования этих потребностей и интересов. В свою очередь изменяющиеся потребности общества служат катализатором эволюции в законодательном регулировании. Для характеристики таких изменений принято использовать дефиницию «материальный источник

экономика. налоги. право / economics, taxes & law ♦ т. 14, № 52021

Таблица 1 / Table 1

Элементы «модели прорывного регулирования» / Elements of the "breakthrough regulation model"

Элемент / Element Содержание / Content

Правовой режим / Legal regime Установление особых норм и правил для определенных субъектов

Ограничения / Limitations Неприменение отдельных правовых норм в течение определенного срока

Уполномоченный орган / Authorized body Организация проектного управления по средствам специального органа -управляющего

Правовое регулирование / Legal regulation Наделение уполномоченного органа правом определять нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в рамках своих полномочий

Сотрудничество государства и бизнеса / Cooperation Создание центра компетенций в целях сотрудничества государства и предпринимательского сообщества

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

права», отображающую именно изменения, которые и спровоцировали трансформацию правового регулирования.

Изменения в правовом регулировании общественных отношений зачастую связаны с техническим и технологическим развитием, имеющим фундаментальное влияние не только на образ и модель поведения людей, но и на осуществление хозяйственной деятельности. Так, Г. Ф. Шершеневич приводит пример, как поощрение просветительской деятельности в период первой промышленной революции, когда был изобретен и внедрен печатный станок, позволивший тиражировать литературные произведения, трансформировалось в субинститут интеллектуальной собственности [1].

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ

ПРАВОВЫХ ЭКСПЕРЕМЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ЭКОНОМИКИ

Экономическая турбулентность спровоцировала такой вид конкуренции, как институциональная конкуренция, связанная с соперничеством между государствами за систему регулирования, норм и правил, определяющих возможность применения инновационных цифровых технологий. В условиях институциональной конкуренции отдельные страны, оперативно реагирующие на вызовы цифровизации, вводят национальные правила, направленные на создание возможности апробации результатов инновационной деятельности,

что, в свою очередь, позволяет им в будущем диктовать эти правила другими странам.

В современных условиях информатизация и циф-ровизация общественных и в первую очередь экономических отношений выступает движителем процесса трансформации правового регулирования. Замена не просто человеческого труда, а труда человеческого интеллекта, требует от государства новых подходов к регулированию общественных отношений.

В этой связи актуальной является практика проведения правовых экспериментов (далее — ПЭ) в различных сферах экономики и государственного управления. Как указывает В. Б. Наумов, модель прорывного регулирования общественных отношений, подверженных наибольшим изменениям, обсуждалась в России на протяжении последних нескольких лет [2]. Такая модель должна включать элементы, представленные в табл. 1.

Еще в 2018 г. Банк России запустил так называемую «регулятивную (регуляторную) песочницу» с целью испытания и оценки новых технологических решений в финансовой сфере для их дальнейшего применения. Допустимость организации и деятельности такого механизма как «регулятивная песочница» содержится в правовых актах, определяющих стратегию планирования и развития государства, утвержденных такими Указами Президента, как:

• «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204;

• «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» от 01.12.2016 № 642;

• «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» от 09.05.2017 № 203.

В первый раз осуществление исследования в области функционирования правовых режимов было опробовано согласно постановлению Правительства РФ от 26.11.2018 № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств». Но данный нормативно-правой акт решал только четко поставленную задачу в сфере обеспечения безопасности движения беспилотного транспорта. Следует согласиться с той точкой зрения, выраженной в работе [3], что использование технологий обработки больших данных и искусственного интеллекта будет широко применяться при формировании экспериментальных правовых режимов.

Основываясь на содержании национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», принятого в 2019 г., полагалось принятие нормативно-правового документа, регулирующего общественные отношения в сфере создания и функционирования правового режима в рамках федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды», утвержденного 28.05.2019 Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Таким образом, государством была осознана необходимость развитие цифровых технологий и их активного внедрения в обыденную жизнь общества, что требует соответствующего правового регулирования. Ведь зачастую и само несовершенство правового регулирования является фактором, сдерживающим развитие технологий и внедрение инноваций [4].

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕжИМА «РЕГУЛЯТОРНОЙ ПЕСОЧНИЦЫ»

Для того чтобы была возможность «опробовать» применение цифровых технологий при отсутствии должного нормативно-правового регулирования стал использоваться механизм так называемой регуляторной песочницы (regulatory sandboxe). Данный термин был привнесён в управленческую практику из деятельности по кодированию и конструированию передачи данных.

Так, под таковой понималась замкнутая среда для старта потенциально опасного кода [5], дающая возможность разработчикам инновационных продуктов и услуг в финансовой сфере осуществлять в этом пространстве опыты по их включению в общественную практику без угрозы нарушения нормативно-правового регулирования.

В цифровой повестке стран — участниц Евразийского экономического союза, где цифровая трансформация является ведущим условием современного развития, рассматриваемая дефиниция определяется как согласованный режим проработки и пилотирования решений, в том числе регуля-торных, для определения эффективной модели взаимодействия и построения бизнес-процессов в каких-либо отношениях.

Так, отдельные ученые обращают внимание не только на то, что рассматриваемое понятие представляет собой особую надежную среду, но таковую, в которой разработчики инновационных продуктов имеют возможность тестировать их без угрозы нарушения финансового законодательства» [6].

Таким образом, наиболее верной будет позиция Е. А. Куклиной, раскрывающая данное понятие как экспериментальный правовой режим, который дает возможность хозяйствующим субъектам, осуществляющим инновационную деятельность, проводить эксперименты по внедрению инновационных технологий без угрозы отступления от действующего нормативно-правового регулирования [7].

взаимосвязь правового режима

И ПРАВОВОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Правовой эксперимент не является новым явлением ни для отечественной науки, ни для правовой системы. В содержательном плане ПЭ определяется как «организованная компетентным правотворческим органом апробация предполагаемых законодательных нововведений в ограниченном масштабе для проверки эффективности, полезности и экономичности экспериментальных правовых норм и отработки оптимальных вариантов будущих правотворческих решений» [8].

Посредством ПЭ возможно улучшение государственно-управленческой деятельности. На результативность и эффективность экспериментально-правотворческого процесса воздействуют следующие факторы:

• отсутствие четких критериев оценки эффективности правового эксперимента;

• влияние в проводимом эксперименте именно экспериментального фактора;

• уникальность и нестандартность каждого правового эксперимента;

• влияние политических факторов на принятие решения о проведении правовых экспериментов и подведение их итогов в ущерб тщательной научной проработке соответствующих вопросов.

В юридической литературе имеется много работ, посвященных теории правового режима, под которым в обобщенном виде принято понимать особый определенный способ регулирования, применение которого связано со специфичностью регулируемых общественных отношений. Так, правовые режимы могут основываться как на ограничительных мерах, запретах, так и на преимуществах, дополнительных правах.

В табл. 2 на основе анализа отдельных нормативно-правовых актов показана взаимосвязь установленного правового режима, нормативного правового акта (далее — НПА), регулирующего общественные отношения в рамках этого режима, его содержание и закрепление возможности проводить правовой эксперимент в рамках такого правового режима.

Таким образом, в приведенных нормативно-правовых актах, устанавливаемые правовые режимы в отдельных сферах и секторах экономики, не имеют целью развитие цифровых технологий, а ориентированы на иные цели, но при этом допускается возможность установления изъятий в рамках существующего регулирования.

При сравнении представленных в табл. 2 правовых режимов с механизмом «регуляторной песочницей» обращает на себя одно важное отличие. Режим «песочницы» не имеет привязки к какой-либо территории и институтам развития. Но при этом указанные субъекты имеют возможность воздействовать на реализацию режимов, так как принимают участие в отборе приоритетных «регуляторных песочниц».

СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В иностранных государствах применяются иные подходы к регулированию общественных отношений при цифровой трансформации, а не только механизм «песочниц» (табл. 3).

В отдельных нормативно-правовых актах можно встретить фрагментарно встречающиеся нормы,

затрагивающие экспериментальные правовые режимы (табл. 4).

Исходя из опыта применения экспериментальных правовых режимов в России на протяжении последних 20 лет можно отметить, что в большинстве федеральных законов не определены ни цели, ни показатели оценки достижения цели, ни тем более механизмы оценки эффективности. Указанное касается также подзаконных нормативно-правовых актов [9].

Анализ проведения экспериментов в сфере цифровых технологий в 2019 г. также показал определенные недостатки. Так, в проекте федерального закона «О проведении эксперимента по ведению документов, предусмотренных трудовым законодательством, связанных с работой, в электронном виде у отдельных работодателей» неправильно определяется существующая проблема и, как следствие, неверно устанавливаются цели регулирования и способы их достижения. Как указано в сводном отчете к данному проекту федерального закона, проблемой является «отработка механизмов ведения документов, связанных с работой, в электронном виде в организации без дублирования на бумажном носителе».

Однако в действительности проблемой является не перевод рабочей документации документов в вид электронного документа, а необходиомсть действенных цифровых изменений, которые должны быть связаны не с фиксации отдельных юридических фактов на бумажных или электронных носителях, а с цифровизацией системы управления данными о трудовых отношениях. В этом случае объективной целью эксперимента должно было бы быть установление случаев избыточности как рабочей документации, так и требований нормативных правовых актов, определяющих ведение таких документов. В данном проекте также отсутствуют индикативные показатели результативности эксперимента.

В постановлении Правительства РФ от 28.08.2019 № 1114 «О проведении эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением» определены уже четыре цели проведения эксперимента,

Таблица 2 / Table 2

Взаимосвязь правового режима и правового эксперимента / The relationship between the legal regime and the legal experiment

Федеральный закон / Federal Law Правoвoй режим (ПР) / Legаl regime Удержание / Cоntent

«Об особых экономических зонах в Российской Федерации» / "On Special Economic Zоnes in the Russian Federatiоn" Специальный режим реализация права на занятие предпринимательской деятельностью, возможность применения таможенных режимов свободной таможенной зоны Особые экономические зоны создаются в целях качественного улучшения обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Критерий эффективности -объем выручки резидентов. Проведение правовых экспериментов в области развития цифровых технологий не предусмотрено

«Об инновационном центре «Сколково» / "On the Skolkovo Innovation Center" ПР инновационного центра Сколково Предусмотрены определенные послабления в нормативно-правовом воздействии в следующих сферах: санитарно-эпидемиологического благополучия, градостроительной, миграции иностранной рабочей силы, медицины и образования. Не предусмотрено проведение правовых экспериментов

«0 территориях oпережающего гоциально- экoномического развития в РФ/ "On Territories of Advanced Socio-Economic Development in the Russian Federation" Особый ПР осуществления деятельности в целях привлечения инвестиций и ускоренния социально-экономического развития Не предусмотрено проведение правовых экспериментов в целях развития цифровых технологий

«06 иннoвационных научнo-технолoгических центрах» / "On Innovative Scientific and Technological Centers" Особый ПР осуществления деятельности в областях реализации проектов инновационных научно-технологических центров Введение режима нацелено на привлечение инвестиций в сферу исследований. Не предусматривает проведение правовых экспериментов, но возможны определенные изъятия

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

при этом показатели оценки его эффективности и результативности отсутствуют.

Указанные недостатки правового регулирования сохраняются и в отношении иных проектов нормативных правовых актов о проведении экспериментов. Например, проект постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по предоставлению государственных услуг физическим и юридическим лицам с участием банков» не содержит положений, регламентирующих порядок мониторинга и контроля проведения экспериментов, индикативных показателей его эффективности и результативности.

В январе 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых технологий» (далее по тексту — Закон № 258-ФЗ), который предоставляет возможность тестирования инновационных цифровых технологий, использование или внедрение которых по тем или иным причинам запрещено действующим законодательством, путем создания специальных «регуляторных песочниц».

Экспериментальный правовой режим (далее — ЭПР) в сфере цифровых технологий предполагает применение к субъектам таковых отношений специального правового регулирования по сферам, пред-

Таблица 3 / Table 3

Способы регулирования процесса цифровизации общественных отношений / Ways to regulate the process of digitalization of public relations

Подход / Approach Содержание / Content Пример / Example

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспериментальное тестирование / Experimental testing Экспериментальный режим апробирования товаров, работ и услуг с лимитацией по времени, территории, субъектам. Ограничения действующего регулирования не предусмотрены Испытание беспилотных автомобилей (Германия); испытание беспилотных летательных аппаратов в гражданской авиации (США)

Целевая поддержка / Targeted support Режим поддержки при помощи инвестиций, грантов, субсидий инфраструктуры специальных территорий по разработке инновационных цифровых продуктов Цифровые кластеры прграммы «Индустрия 4.0» (Германия); «Предпочтительные предприятия (Израиль) и др.

Пререгулирование / Pre-regulation В рамках взаимодействия государства, предпринимательского и научно-технологического сообщества совместно разрабатываются правила будущего регулирования Консультативный совет по этическим вопросам (Сингапур)

Стандартизация / Standardization Разработка стандартов в целях установления правил обеспечения безопасности Программа по снижению угроз кибербезопасности (США); разработка стандартов цифровой службы (Сингапур)

Разработка рекомендаций/ Making recommendations Анализ практик отраслевых рынков и выработка рекомендаций на их основе Сертификация медицинских приложений Администрацией по делам пищевых продуктов и лекарственных средств (США)

Источник/Source: составлено на основании [7] / compiled on the basis of [7].

усмотренным Законом № 258-ФЗ. Подобные правовые режимы устанавливаются в отношении конкретных лиц — субъектов режима на ограниченный период времени и, как правило, на определенной территории. По итогам проведения этого режима общее регулирование может быть изменено в целях внедрения инновационных технологий.

Среди сфер, в которых может быть введен экспериментальный правовой режим, Законом № 258-ФЗ выделены медицина, транспорт, сельское хозяйство, дистанционные продажи, строительство, государственные и муниципальные услуги, промышленное производство, связь. При этом перечень направлений является открытым, а направление «Финансовый рынок» регулируется отдельно. В частности, в отличие от остальных направлений, уполномоченным и регулирующим органом выступает Банк России.

Постановлением Правительства РФ от 28.10.2020 № 1750 утвержден перечь технологий, применяемых

в рамках экспериментального правового режима. В данном перечне отдельно выделяются, например, нейротехнологии, технологии работы с большими данными, технологии систем распределенного реестра и другие, т.е. установлены конкретные области каждого вида технологий, а сам список технологий является открытым.

Для применения экспериментальных правовых режимов необходимо, чтобы:

1) действовали нормативно-правовые акты, так или иначе запрещающие, ограничивающие, затрудняющие внедрение цифровых инноваций;

2) имелись в наличии технологические возможности применения цифровых инноваций;

3) применение экспериментальных правовых режимов соответствовал целям совершенствования рыночных механизмов, улучшения потребительских свойств, общедоступности товаров и услуг, созданий условия по развитию научной и социальной сфер;

www.etl.fa.ru

Таблица 4 / Table 4

Экспериментальные правовые режимы в нормативных правовых актах / Experimental legal regimes in legal acts

НПА / legal act Содержание / content

Распоряжение Правительства «Об утверждении Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации» / Government Decree "On approval of the Strategy for the development of the sanatorium and resort complex of the Russian Federation" Определена реализация эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в отдельных субъектах РФ с целью дальнейшей оценки такового и возможности тиражирования практики в других регинах России

Распоряжение Правительства «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года» / Government Decree "On approval of the Strategy of Socio-economic development of the Volga Federal District until 2020" Была предусмотрена возможность проведения эксперимента по утилизации легкового автотранспорта, субсидированию процентных ставок на приобритение такового с целью стимулирования развития отечественного автомобилестроения, интенсификации процессов организации на территории РФ производства автомобильных комплектующих

Стратегия повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 20182020 годов/ Strategie for improving financial accessibility in the Russian Federation С целью повышения доступности финансовых продуктов и услуг было предусмотрено создание Центральным банком специального механизма для проверки возможности внедрения инновационных финансовых продуктов и сервисов, не имевших текущего нормативного-правового урегулирования или требовавших разработки такового

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

4) определялись угрозы причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических или юридических лиц, ущерба безопасности страны или иному охраняемому законом имуществу.

Инициаторами могут выступать как субъекты федеральной или региональной государственной власти, так и юридические лица. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Закон № 258-ФЗ устанавливает определенные требования:

1) отсутствие задолженностей по уплате налогов или иных обязательных платежей (за прошедший период в размере не более 25% от балансовой стоимости активов инициатора);

2) отсутствие судимости у инциатора;

3) субъект не реорганизует, ликвидирует, прекращает деятельность, и не находится в какой-либо из стадий банкротства;

4) субъект применения экспериментального правового режима не является иностранным юридическим лицом или российским юридическим лицом, в уставном капитале которого доля иностранных юридических лиц, зарегистрированных в государствах или на территориях, входящих в пе-

речень офшорных зон Минфина России, не равна и не выше 50%;

5) субъект соответствует требованиям, предъявляемым к участникам правовых режимов.

Инициатором составляется заявка (инициативное предложение) в форме, предусмотренной законодательством, которая вносится в уполномоченный орган вместе с проектом программы экспериментального правового режима. Уполномоченное лицо при рассматрении заявки определяет соответствие таковой требованиям, указанным ранее.

При нахождении расхождений поданная заявка может быть возвращена инициатору для исправления замечаний. При отсутствии замечаний поданная заявка передается в отраслевое министерство, регионы России, а также в организацию предпринимательского сообщества. Переданная заявка подлежит оцениванию и составлению отзыва о возможности или невозможности введения ЭПР, в последнем случае она отправляется также на доработку.

Возникающие разногласия разрешаются Правительственной комиссией по использованию цифровых технологий. После положительного отзыва

экономика. налоги. право / economics, taxes & law ♦ т. 14, № 52021

и разрешения возможных разногласий программа ЭПР подлежит удовлетворению Правительством РФ (Банком России), после чего этот правовой режим вводится в действие на период до трех лет.

Под конец действия периода ЭПР осуществляется сбор данных, в рамках которого инициирующий субъект предоставляет информацию о результатах деятельности в регулирующие органы и организацию предпринимательского сообщества, которые, в свою очередь, подготавливают сводный отчет и принимают решение о внесении рекомендации об изменении общего регулирования. При принятии такового решения Правительство РФ (Банк России) утверждает изменения общего регулирования.

После завершения действия экспериментального правового режима принимается определенное решение уполномоченным на то органом о прекращении этого режима или в определенных случаях устанавливается переходный период.

Все заявки, а также введенные экспериментальные правовые режимы ЭПР регистрируются и вносятся в публичный реестр, публикуемый Минэкономразвития России. По состоянию на февраль 2021 г. было зарегистрировано только одно инициативное предложение, по итогам первичного рассмотрения которого в установлении данного режима было отказано.

Исходя из анализа содержания Закона № 258-ФЗ применение «регуляторных песочниц» может стать эффективным механизмом внедрения цифровых технологий, но таковые не должны быть единственным инструментом развития инноваций. На данный момент неразрешенным является вопрос об обеспечении равного доступа к экспериментальному правовому режиму не только крупных субъектов предпринимательской деятельности, но и начинающих стартапов. Вопрос обеспечения прозрачности правоприменения и доступности информации для участников этих правовых режимов также является актуальным. И, конечно, проблема реализации защиты прав граждан и предпринимателей при введении каких-либо ограничений действия норм права также на практике будет вызвать споры.

Таким образом, необходим контроль за допуском субъектов к участию в экспериментальном правовом режиме, четкая обоснованность и анализ рисков при его применении, а также методологическое описание отраслей, институтов и норм права, в применение которых «регуляторная песочница» не может вносить ограничения в целях эффективного внедрения цифровых инноваций в предпринимательскую деятельность в условиях турбулентности экономики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань: тип. Императорского университета; 1891. 313 с.

2. Наумов В. Б. Право в эпоху цифровой трансформации: в поисках решений. Российское право: образование, практика, наука. 2018;(6):4-11.

3. Наумов В. Б., Бутримович Я. В., Котов А. А. Обеспечение качества правового регулирования экспериментальных правовых режимов. Российское право: образование, практика, наука. 2020;(3):40-49. DOI: 10.34076/2410-2709-2020-40-49

4. Достов В. Л., Шуст П. М., Рябкова С. Институт «регулятивных песочниц» как инструмент поддержки финансовых инноваций. Деньги и кредит. 2016;(10):51-56.

5. Щеглов К. А. Метод реализации «песочницы» для потенциально опасных программ. Известия высших учебных заведений. Приборостроение. 2017;(10):940-944.

6. Ачилова М. А. Финансовые технологии и перспектива развития института «регулятивных песочниц» в Российской Федерации. Материалы X Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие российской экономики». Екатеринбург: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова; 2017. С. 346-367.

7. Куклина Е. А. К вопросу об особых правовых режимах в условиях цифровой экономики («регуляторных песочницах»). Управленческое консультирование. 2019;(7):39-49. DOI: 10.22394/1726-1139-2019-7-39-49

8. Сивицкий В.А., Сорокин М. Ю. Правовой эксперимент и развитие права. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016;(4):15-30.

9. Ефремов А. А., Добролюбова Е. И., Талапина Э. В., Южаков В. Н. Экспериментальные правовые режимы: зарубежный опыт и российский старт. М.: Издательский дом «Дело»; 2020. 120 с.

156

С. С. Бочкова

references

1. Shershenevich G. F. Copyright in Literary Works. Kazan', Tip. Imperatorskogo un-ta; 1891. 313 p. (In Russ.).

2. Naumov V. B. Law in the epoch of digital transformation: in search of solutions. Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka = Russian Law: Education, Practice, Science. 2018;(6):4-11. (In Russ.).

3. Naumov V. B., Butrimovich Ya. V., Kotov A. A. Ensuring the quality of legal regulation of experimental legal regimes. Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka = Russian law: education, practice, scienc. 2020;(3):40-49. (In Russ.).

4. Dostov V. L., Shust P. M., Ryabkova S. Institute of "Regulatory Sandboxes" as a tool to support financial innovations. Deng i kredit = Money and creditt. 2016;(10):51-56. (In Russ.).

5. Shcheglov K. A. The method of implementing the «sandbox» for potentially dangerous programs. Izvestiya vy^sshix uchebny'x zavedenij.. Priborostroenie = News of higher educational institutions. Instrumentation. 2017;(10):940-944. (In Russ.).

6. Achilova M. A. Financial technologies and prospects for the development of the institute of "regulatory sandboxes" in the russian federation. materials of the x international scientific and practical conference "innovative development of the russian economy". Yekaterinburg: Plekhanov Russian University of Economics; 2017:346-367. (In Russ.).

7. Kuklina E. A. On the issue of special legal regimes in the digital economy ("regulatory sandboxes"). Upravlencheskoe konsuVtirovanie = Management consulting. 2019 (7):39-49. (In Russ.).

8. Sivitsky V. A., Sorokin M. Y. Legal experiment and development of law. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki = Law. Journal of the Higher School of Economics. 2016,(4):5-30. (In Russ.).

9. Efremov A. A., Dobrolyubova E. I., Talapina E. V., Yuzhakov V. N. Experimental legal regimes: foreign experience and Russian start. Moscow: Delo; 2020. 120 p. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Светлана Сергеевна Бочкова — кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулированию экономической деятельности Юридического факультета, Финансовый университет, Москва, Россия SSBochkova@ fa.ru

about the author

Svetlana S. Bochkova — Cand. Sci. (Law.), Assoc. Prof. of Department of Legal Regulation of Economic Activity of the Faculty of Law of the Financial University, Moscow, Russia SSBochkova@ fa.ru

Статья поступила 01.06.2021; принята к публикации 04.08.2021. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 01.06.2021; accepted for publication 04.08.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.