Научная статья на тему 'Особенности гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере инноваций на примере Сколково'

Особенности гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере инноваций на примере Сколково Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
526
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДОГОВОР / ИННОВАЦИИ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / СКОЛКОВО / ЭКОНОМИКА / CIVIL LEGISLATION / CONTRACT / INNOVATIONS / LEGAL POLICY / LEGAL REGIME / SKOLKOVO / ECONOMY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калинина Ирина Анатольевна

Рассмотрены значимость инновационного развития российской экономики и содержание государственной политики в указанной сфере. Приведен анализ особенностей гражданско-правового регулирования осуществления предпринимательской деятельности на территории Сколково через призму правового режима Сколково и полномочий управляющей компании. Вопрос о правовой природе актов управляющей компании (правил проекта) и месте данных актов в системе источников права предлагается к обсуждению научному сообществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CIVIL REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE FIELD OF INNOVATION USING THE EXAMPLE OF SKOLKOVO

The article considers the importance of innovative development of the Russian economy and the content of state policy in this area. The author analyzes the features of civil regulation of entrepreneurial activity on the territory of Skolkovo through the prism of the legal regime of Skolkovo and the powers of the management company. The question of the legal nature of the acts of the management company (project rules) and the place of these acts in the system of sources of law is proposed for discussion by the scientific community.

Текст научной работы на тему «Особенности гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере инноваций на примере Сколково»

гражданское и семейное право

УДК 347.4+347.19 DOI: 10.17277/pravo.2018.03.pp.095-107

Рассмотрены значимость инновационного развития российской экономики и содержание государственной политики в указанной сфере. Приведен анализ особенностей гражданско-правового регулирования осуществления предпринимательской деятельности на территории Сколково через призму правового режима Сколково и полномочий управляющей компании. Вопрос о правовой природе актов управляющей компании (правил проекта) и месте данных актов в системе источников права предлагается к обсуждению научному сообществу.

Ключевые слова: гражданское законодательство; договор; инновации; правовая политика; правовой режим; Сколково; экономика.

Ирина Анатольевна Калинина, канд. юрид. наук, доцент, кафедра «Гражданское право и процесс», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»,

Тамбов, Россия; ia-kalinina@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИННОВАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ СКОЛКОВО

Гражданско-правовое регулирование предпринимательской деятельности относится к исключительной компетенции Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ). Вместе с тем в отдельных секторах экономики или в условиях действия особых правовых режимов и с учетом особой экономической политики государства осуществление предпринимательской деятельности возможно лишь при соблюдении рамок и условий ведения бизнеса, определяемых государством и уполномоченными им субъектами. Ярким примером установления особенностей осуществления гражданских прав и обязанностей субъектами предпринимательской деятельности является правовой режим экспериментального проекта инновационного центра «Сколково» (далее - Сколково, Инноград).

Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей гражданско-правового регулирования осуществления предпринимательской деятельности на территории Сколково, считаем необходимым обратиться к анализу политики российского государства по обеспечению инновационного развития экономики.

Первостепенной задачей российского государства в современных мировых условиях в настоящее время является переход с сырьевой экономики на качественно новый, инновационный путь развития. Необходимость и значимость данных процессов очевидны. Инновационный путь развития национальной экономики - это необходимый фактор обеспечения ста-

бильности экономики и ее интенсивного развития, производства конкурентоспособных технологий и иных продуктов. Инновационный тип развития выступает способом экономического роста и увеличения производства. Им обслуживаются не только интересы мирового сообщества и национальные интересы государств, но и потребности населения в условиях качественного изменения требований к современным товарам и сфере обслуживания.

Инновации - это не просто что-то новое, это «процессуальная составляющая производства», - считает Я. И. Свирский. Потребность или даже необходимость в инновациях обнаруживается, по его мнению, по крайней мере, в двух моментах. Во-первых, потребность в инновациях возникает, когда в обществе появляется «ощущение» отставания от других обществ. Во-вторых, когда в обществе формируется тем или иным образом «проект идеального состояния и возникает насущная необходимость в движении последнего, что и требует инновационных усилий». Пытаясь объяснить феноменологическую проблему возникновения осознания беспокойства сообщества в связи с несовершенством тех или иных положений дел, ученый приходит к выводу, что здесь общество оказывается в точке бифуркации, ситуации некой неустойчивости, «выбрасывающей его на иные пути становления» [15, с. 302 - 303].

«Экономика любого уровня, - считает В. И. Кушлин, - является сложным системным образованием, постоянно изменяющимся по всем своим основным параметрам: структуре, свойствам, целям и задачам развития, объективным факторам и разнообразным условиям обновления, результативности функционирования» [16, с. 20]. О. Г. Голиченко отмечает также, что то, насколько хорошо работает процесс национальной инновационной системы, зависит не только от свойств самой системы, но и от свойств внешней среды. Иными словами, «эффективность действий процесса проявляется в тесном взаимодействии с внешней средой и иногда достаточно трудно разделить понятия эффективности действий процесса и среды, обеспечивающей эти действия» [2, с. 107]. Определяющим элементом внешней среды, безусловно, выступает государство. Через систему правовых норм, механизмов и гарантий оно способно устанавливать, развивать и корректировать направления развития национальной инновационной системы в соответствии с приоритетами реализуемой политики. При этом действенность политики будет определяться достигнутой эффективностью национальной инновационной сферы. Одним из направлений данной политики является создание благоприятного для осуществления предпринимательской деятельности правового режима.

Определим содержание российской правовой политики в сфере правового обеспечения предпринимательской деятельности, ориентированной на инновации.

Ориентация правовой политики на инновационный путь развития экономики закрепляется как в международных актах, так и в национальном законодательстве и программных актах, иных нормативных правовых актах. Отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности, ре-

гулируются специальным законом - Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [7]. В статье 1 данного закона представлены легальные определения основных терминов инвестиционной сферы: «инновации», «инновационный проект», «инновационная инфраструктура», «инновационная деятельность». Это имеет принципиально важное значение, поскольку обеспечивает единое их понимание и законодателем, и частными субъектами, в том числе субъектами предпринимательской деятельности. Здесь устанавливается и система гарантий, предоставляемых органами государственной власти Российской Федерации в отношении научной и научно-технической деятельности, в частности:

- гарантии субъектам научной и научно-технической деятельности свободы творчества;

- гарантии субъектам научной и научно-технической деятельности защиты от недобросовестной конкуренции;

- признание права на обоснованный риск в научной и научно-технической деятельности;

- обеспечение свободы доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне (и иной охраняемой законом тайне);

- гарантии финансирования проектов, выполняемых по государственным заказам и др.

Система экономических и иных льгот в содержании принципов государственной научно-технической политики является механизмом стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности. Анализ разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации свидетельствует о приоритете федерального регулирования в рассматриваемой сфере.

Особое значение здесь отводится постановлению Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"» [11]. Выделим следующие положения, относящиеся к особенностям предпринимательской деятельности, ориентированной на инновации (в развитие Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [4]). Согласно данному акту основными приоритетами государственной политики в сфере экономики и экономического развития являются:

- обеспечение и поддержание конкурентных возможностей Российской Федерации;

- расширение глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях экономики;

- превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики;

- модернизация традиционных секторов экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), обеспечение структурной диверсификации;

- создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

- совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

- поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала и др.

Комплекс международных документов и нормативных правовых актов определяет установление особых требований к субъектам предпринимательской деятельности в сфере инноваций и условий ведения бизнеса, что относится как к сфере публично-правового, так и частноправового регулирования.

Самостоятельное и наиболее яркое выражение правовая политика российского государства в сфере развития национальной инновационной системы нашла в экспериментальном проекте инновационного центра «Сколково». Инноград был задуман как аналог Кремниевой долины, где исследовательские и технологические компании могли бы строить свой бизнес. Цель проекта Сколково состоит в формировании благоприятных условий для инновационного процесса. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 прописывает, что «сформированная инновационная экосистема будет способствовать созданию интеллектуальной собственности и коммерциализации результатов исследовательской деятельности».

Совместно с участниками образовательных проектов ученые, конструкторы, инженеры и бизнесмены работают над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня. Реализация проекта Сколково возлагается на управляющую компанию - Фонд «Сколково» (некоммерческая организация «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий»). Непосредственную реализацию направлений Сколково осуществляют участники проекта. Деятельность Сколково регулируется специальным законом - Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"» [9] (далее - ФЗ «О Сколково»). Данным законом устанавливается специфический правовой режим, а также его резидентам предоставляются особые экономические условия.

Особенности гражданско-правового регулирования осуществления предпринимательской деятельности в сфере инноваций на примере Скол-ково выражаются в следующем.

Особенности установления порядка ведения предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность на территории Скол-ково осуществляется в соответствии с действующим гражданским и иным законодательством, а также правилам проекта, которые разрабатываются управляющей компанией. Таким образом, в отношении резидентов Скол-ково имеет место двойственность в правовом регулировании имущественных и иных отношений, в том числе в определении содержания сделок, а также в их сопровождении. Основное значение для ведения исследовательской деятельности и коммерциализации ее результатов имеют Правила осуществления исследовательской деятельности участниками проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» от 11 декабря 2013 года (далее - Правила ИД) [13]. Далее пра-

вилам проекта и проблематике правовой природы актов управляющей компании будет уделено отдельное внимание.

Особенности субъектного состава - адресатов специальных правовых норм, применяемых в предпринимательской деятельности. Согласно ст. 2 ФЗ «О Сколково», лица, участвующие в реализации проекта, - это физические и юридические лица, осуществляющие деятельность по реализации проекта на основании сделок, заключенных с управляющей компанией, дочерним обществом управляющей компании, участником проекта. В качестве таковых могут выступать:

- управляющая компания (Фонд «Сколково»);

- дочернее общество управляющей компании;

- участник проекта;

- партнер управляющей компании;

- иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, а также физическое лицо, осуществляющее трудовую деятельность на территории Сколково.

Участники проекта могут заниматься исключительно исследовательской деятельностью, которая включает в себя коммерциализацию результатов исследований и разработок. Исследовательская деятельность должна вестись в рамках одного из следующих направлений (ч. 8 ст. 10 ФЗ «О Сколково»):

1) энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий;

2) ядерные технологии;

3) космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры);

4) медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств;

5) стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение;

6) биотехнологии в сельском хозяйстве и промышленности.

Участниками проекта должны реализовываться: инновационный проект (для стартапов), прикладные исследования (для Центра прикладных исследований), направления исследовательской деятельности (для исследовательского центра партнера) (ч. 1 ст. 2 Правил ИД).

Статус участника проекта «Сколково» позволяет рассчитывать на содействие в коммерциализации проектов со стороны Фонда «Сколково», доступ к исследовательской инфраструктуре в рамках создающейся инновационной экосистемы, а также на экономические льготы. Фонд самостоятельно либо с привлечением своих дочерних обществ осуществляет контроль за соблюдением участниками требований Правил ИД, иных правил проекта и ФЗ «О Сколково» путем проведения проверок (камеральных и выездных).

Наличие требований к участникам проекта в отношении гражданской правоспособности, учредительных документов и обособленных подразделений. Правила ИД устанавливают требования к учредительным документам участника проекта. Учредительные документы должны предусматривать осуществление исключительно исследовательской деятельности и не допускать указание на иные виды деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 3

Правил ИД). Нарушение данного требования влечет досрочное исключение юридического лица из реестра участников проекта. Таким образом, Правила ИД устанавливают специальную правоспособность участника проекта.

Участники обязаны размещать на территории инновационного центра «Сколково» свои постоянно действующие исполнительные органы юридического лица, а также иные органы или лица, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 3 ч. 1 ст. 3 Правил ИД).

Правила ИД закрепляют запрет участникам на создание, открытие, наличие обособленных подразделений (в том числе филиалов и представительств) за пределами территории инновационного центра «Сколково» (с 1 января 2019 года) (ч. 2 ст. 3 Правил ИД).

Правила ИД закрепляют и особые основания гражданско-правового характера досрочного исключения юридического лица из реестра участников:

- нарушение вышеуказанных требований проекта в отношении гражданской правоспособности, учредительных документов и обособленных подразделений;

- «для исследовательского корпоративного центра - выплата исследовательским корпоративным центром (акционерным обществом) дивидендов из прибыли; распределение исследовательским корпоративным центром (обществом с ограниченной ответственностью) прибыли общества между участниками общества» (п. 7 ч. 2 ст. 7 Правил ИД);

- нарушение участником исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации третьих лиц (п. 3 ч. 3 ст. 7 Правил ИД).

Правовой режим объектов коммерциализации и формы коммерциализации результатов исследовательской деятельности. Базовыми понятиями во взаимодействии бизнеса и исследователей выступают понятия «объекты коммерциализации» и «коммерциализация». Содержание данных понятий раскрывается в Правилах ИД.

Согласно п. 2 Правил ИД объекты коммерциализации определяются Правилами ИД как вовлекаемые участником в экономический оборот объекты гражданских прав, которые удовлетворяют одновременно совокупности условий, разделяемых Правилами ИД на две группы:

1) объекты гражданских прав являются собственно непосредственным результатом исследований и разработок участника либо характеризуются существенной степенью локализации в себе непосредственных результатов исследований и разработок участника (методика подтверждения существенной степени указанной локализации определяется Фондом «Сколково»);

2) объекты гражданских прав созданы участником в период наличия у него статуса участника либо до начала указанного периода при условии их непосредственной связи с исследовательским проектом.

Согласно п. 2 Правил ИД коммерциализация - это «деятельность по вовлечению объектов коммерциализации в экономический оборот в соответствии со ст. 2 настоящих Правил». Статья 2 Правил ИД устанавливает обязанность участников по ведению исследовательской деятельности. Здесь же устанавливаются следующие формы коммерциализации:

- возмездное распоряжение правом на результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся объектами коммерциализации;

- выполнение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ, иных работ, оказания услуг, являющихся объектами коммерциализации;

- производство, в том числе серийное, товаров, являющихся объектами коммерциализации, и возмездного распоряжения ими;

- создание (участие в создании) юридического лица, вступление в состав участников (акционеров, товарищей) другого юридического лица при условии внесения в его уставный (складочный) капитал (имущество) (как с другим имуществом, так и без него) объектов коммерциализации с последующим участием в распределении прибыли (дивидендов) от деятельности указанного юридического лица в случае принятия решения о ее распределении;

- вовлечение объектов коммерциализации в экономический оборот иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

В Правилах ИД также уделяется внимание иным видам деятельности, необходимым для осуществления исследований, разработок и коммерциализации, под которыми понимаются «такие виды деятельности, без которых осуществление исследований, разработок и коммерциализация невозможно или существенно затруднено». Устанавливаются гражданско-правовые формы осуществления данной деятельности и требования к ним:

1) передача вещей в собственность иных лиц, отчуждение прав на результаты интеллектуальной деятельности, иных видов имущества, приобретенных ранее участниками. Дополнительное требование, применяемое в случаях, если с момента приобретения до момента отчуждения прошло менее 3 лет: цена отчуждения не превышает цены приобретения, рассчитанной на момент отчуждения с учетом показателя роста потребительских цен на основе индекса потребительских цен к концу предшествующего дате отчуждения месяца, публикуемого Федеральной службой государственной статистики;

2) предоставление денежных средств на условиях договора займа -предоставление займов (не из средств гранта фонда) юридическим лицам, входящим с участником в одну группу лиц (ст. 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [6]). Дополнительное требование: размер процентов по договорам займа не должен превышать ключевую ставку Банка России на дату заключения договора займа;

3) возмездное и безвозмездное пользование - предоставление исследовательского оборудования, лабораторных помещений другим участникам, в том числе в качестве центра коллективного пользования.

Договорное сопровождение деятельности по реализации проекта «Сколково». Согласно ст. 7 ФЗ «О Сколково», сделки в целях реализации исследовательских разработок в своих условиях должны содержать «правила проекта». Согласно ст. 2 ФЗ «О Сколково», «правила проекта - совокупность прав и обязанностей лиц, участвующих в реализации проекта, которые утверждаются управляющей компанией в соответствии с настоящим федеральным законом в целях создания механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, и соответственно наличие и ис-

полнение которых являются обязательными условиями осуществления деятельности указанными лицами». Положения ч. 3 ст. 7 ФЗ «О Сколково» свидетельствуют о том, что правила проекта являются существенными условиями сделки. Вместе с тем под самими «правилами проекта» выступает совокупность правил, приказов, положений и иных актов Фонда «Сколково», посвященных различным вопросам в рамках обеспечения функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории (ст. 5 ФЗ «О Сколково»).

Исходя из анализа назначения и содержания данных документов можно сделать вывод о том, что основным документом, определяющим условия сделок являются Правила ИД. Среди прочего здесь установлены:

- требования к условиям договоров;

- особенности договорного сопровождения;

- требования к размещению информации об инновационном центре «Сколково» на товарах и сайтах;

- требования к информации о себе и своей деятельности в специализированных разделах на сайте фонда;

- требования к использованию адреса электронной почты, предоставленной фондом;

- права участников на результаты интеллектуальной деятельности и др.

Контроль за соблюдением правил проекта осуществляется управляющей компанией» (ч. 4 ст. 7 ФЗ «О Сколково»).

Финансировании проектов. Финансирование проектов осуществляется государством и бизнесом в формате государственно-частного партнерства. Использование бюджетных средств предполагает и наличие соответствующего бюджетного надзора со стороны Счетной палаты. В проект «Сколково» вкладываются не только бюджетные средства и внебюджетные доходы Фонда «Сколково», но и частные инвестиции.

Система экономических и иных льгот, особенности налогового и таможенного администрирования. Законом определяются особенности учета в налоговых органах организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов [12]. Устанавливаются особенности компетенции таможенных органов [10]. Закрепляются упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность [9]. Предусматривается предоставление субсидий на возмещение затрат по уплате таможенных платежей [1]. Комплекс нормативных правовых актов закрепляет налоговые и таможенные льготы, упрощения для участников проекта. И хотя это сфера публично-правового регулирования, совокупность указанных мер создает благоприятный климат для ведения предпринимательской деятельности в сфере инноваций.

ФЗ «О Сколково» предоставляет управляющей компании право оказывать услуги таможенного представителя в отношении товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых для целей их использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов недвижимости на территории Центра или необходимых для осуществления исследовательской деятельности участниками проекта (ч. 1 ст. 11 ФЗ «О Сколково»). В случае оказания данных услуг уплата таможенных платежей осуществляется управляющей компанией от имени и по поручениям

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся лицами, участвующими в реализации проекта (ч. 2 ст. 11 ФЗ «О Сколково»).

Особенности действия антимонопольной политики. Как следствие особого правового положения управляющей компании выступают особенности разрешения вопросов в сфере применения антимонопольного законодательства. Данные особенности связаны с широким набором полномочий управляющей компании. К сожалению, вопрос о практике применения антимонопольного законодательства на территории Сколково еще не подвергался теоретическому и практическому осмыслению.

Особенности размещения и распространения рекламы на территории Центра (ст. 12 ФЗ «О Сколково»). Распространение наружной рекламы на территории Центра допускается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе, но исключительно при наличии согласования в письменной форме с управляющей компанией.

Экстерриториальный принцип Сколково. На участие в проекте Скол-ково могут претендовать представители из различных регионов Российской Федерации. Концентрация исследователей и бизнеса в масштабах одной территории обеспечит создание благоприятной атмосферы для инновационного развития российской экономики.

Правовая природа и содержание актов управляющей компании. Анализ особенностей правового обеспечения осуществления предпринимательской деятельности на территории Сколково свидетельствует о том, что особая правовая политика российского государстве в сфере инновационного развития экономики не предполагает пересмотра гражданского законодательства. Вместе с тем установленные приоритеты и направления инновационного развития российской экономики, специфичная организация управления Инноградом, особый порядок финансирования проектов участников, - в совокупности влияют на выбор форм реализации гражданских прав и обязанностей субъектов предпринимательской деятельности. И особая роль в установлении требований к ведению предпринимательской деятельности отводится управляющей компании, которая в своих «локальных» актах устанавливает дополнения, а порой и изъятия из положений гражданского законодательства. Речь идет о правилах проекта, которые разрабатываются управляющей компанией.

Соответственно, правовая природа и содержание актов управляющей компании требуют дополнительного научного и практического осмысления. Поясним указанное следующими примерами ранее приведенных положений Правил ИД.

1. Правилами ИД устанавливаются дополнительные требования к условиям договора. Так, отчуждение вещей, прав на результаты интеллектуальной деятельности, иных видов имущества, приобретенных ранее участниками, в случаях, если с момента приобретения до момента отчуждения прошло менее 3 лет, цена их отчуждения не должна превышать цены приобретения, рассчитанной на момент отчуждения с учетом показателя роста потребительских цен на основе индекса потребительских цен к концу предшествующего дате отчуждения месяца, публикуемого Федеральной службой государственной статистики (пп. г) п. 2 ч. 3 ст. 2 Правил ИД). Согласно п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ [3] «условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание со-

ответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами». Согласно ст. 422 Гражданского кодекса РФ «договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения». То есть изъятия из принципа свободы договора могут быть установлены только законом или иным правовым актом, а таковыми акты управляющей компании не являются. Но какова природа актов фонда?

2. Запрет участникам на создание, открытие, наличие обособленных подразделений (в том числе филиалов и представительств) за пределами территории инновационного центра «Сколково». Анализ положений гражданского законодательства не позволяет найти правовые основания в ограничении права организации на обособленное подразделение на территории Российской Федерации. Вместе с тем, как видим, управляющая компания находит возможным вводить такие ограничения для организаций. И правомерность подобных ограничений может быть определена также только при решении вопроса о правовой природе актов управляющей компании.

В вопросе о правовой природе актов управляющей компании обратим внимание на содержание ФЗ «О Сколково»: отсутствует закрепление права управляющей компании принимать правовые акты; отсутствует терминология «компетенция», «полномочия», которые заменяются законодателем на специфичное понятие «действия» (ст. 5 ФЗ «О Сколково»). Аналогия с Банком России здесь не применима, поскольку в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [8] прямо закреплено, что Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты (ст. 7). Неоднозначной здесь будет и аргументация через делегированное правотворчество [см. подробнее 14, с. 32 - 37] или отношения членства.

Как ранее отмечено, в ч. 3 ст. 7 ФЗ «О Сколково» закреплено требование о том, что «правила проекта становятся условиями сделок, заключенных лицами, участвующими в реализации проекта, в целях обеспечения его реализации с момента заключения таких сделок», а сами правила проекта - это совокупность прав и обязанностей лиц, участвующих в реализации проекта, которые утверждаются управляющей компанией. Но данное положение не определяет правовой природы указанных правил; не понятно их место в юридической иерархии источников права, тем более в условиях их противоречия требованиям федерального гражданского законодательства. Речь не идет о дискредитации правил проекта, а лишь о необходимости установления их правовой природы и соотношения с иными правовыми актами.

На основании изложенного, считаем вопрос о правовой природе актов управляющей организации нерешенным на данный момент, а соответственно, и нерешенным вопрос об основаниях признания предписаний управляющей организации обязательными для субъектов предпринимательской деятельности в определении условий договоров.

Таким образом, приоритетный ориентир российского государства на инновационное развитие экономики заложил новую для предпринимательства ступень развития - внедрение форм ведения бизнеса в диалоге

с наукой и государством. И для грамотного выстраивания данного сотрудничества необходима соответствующая согласованная система правовых и иных обязательных для участников проекта «Сколково» норм и правил.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

2. Голиченко О. Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы. Уроки для России. М.: Изд-во Центрального экономико-математического ин-та РАН, 2011. 634 с.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: введ. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 10.02.2017) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

5. О бухгалтерском учете: федер. закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7344.

6. О защите конкуренции: федер. закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.

7. О науке и государственной научно-технической политике: федер. закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. №35. Ст. 4137.

8. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федер. закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

9. Об инновационном центре «Сколково»: федер. закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2010. №40. Ст. 4970.

10. Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, необходимых для использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов недвижимости на территории инновационного центра «Сколково» или необходимых для осуществления исследовательской деятельности участниками проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково»): приказ Федеральной таможенной службы от 2 августа 2013 г. № 1436 // Российская газета. № 205. 13 сентября 2013.

11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 31.03.2018) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть II). Ст. 2162.

12. Об утверждении особенностей учета в налоговых органах организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре "Сколково"»: приказ Минфина РФ от 08.02.2011 № 14н // Российская газета. № 54. 16 марта 2011.

13. Правила осуществления исследовательской деятельности участниками проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» от 11 декабря 2013 года (в редакции изменений от 3 июня 2015 года,

от 20 июня 2016 года, от 27 марта 2017 года, 31 августа 2017 года) [Электронный ресурс]. URL: http://sk.ru/foundation/docs/rn/documents/17706.aspx (дата обращения: 08.08.2018).

14. Романовская О. В. Конституционные основы делегирования государственно-властных полномочий субъектам частного права (на примере управляющих компаний) // LEX RUSSICA. 2017. № 2 (123). С. 32 - 41.

15. Синергетическая парадигма: Синергетика инновационной сложности / Отв. ред. В. И. Аршинов. М.: Прогресс-Традиция, 2011. 496 с.

16. Хозяйственные системы инновационного типа: теория, методология, практика / под общ. ред. А. Н. Фоломьева. М.: Экономика, 2011. 397 с.

References

1. [Budget Code of the Russian Federation: Feder. Law of 31.07.1998 No. 145-FZ (as amended on 08/03/2018)], Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 1998, no. 31, article 3823 (In Russ.)

2. Golichenko O.G. Osnovnye faktory razvitiya nacional'noj innovacionnoj sis-temy. Uroki dlya Rossii [The main factors of the development of the national innovation system. Lessons for Russia], Moscow: Izdatel'stvo Central'nogo ehkonomiko-matematicheskogo in-ta RAN, 2011, 634 p. (In Russ.)

3. [The Civil Code of the Russian Federation (Part One): Feder. Law of 30.11.1994 No. 51-FZ (as amended on 08/03/2018)], Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 1994, no. 32, article 3301 (In Russ.)

4. [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020: introduced. by the order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r (as amended on 10.02.2017)], Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2008, no. 47, article 5489 (In Russ.)

5. [On accounting: feder. Law of 06.12.2011 № 402-FZ (Edited on July 29, 2013)], Sobranie zakonodatel'stva RF RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2011, no. 50, article 7344 (In Russ.)

6. [On the protection of competition: feder. Law of 26.07.2006 N 135-FZ (as amended on July 29, 2013)], Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2006, no. № 31 (part 1), article 3434 (In Russ.)

7. [About science and state scientific and technical policy: feder. Law of 23.08.1996 No. 127-FZ (as amended on May 23, 2016)], Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 1996, no. 35, article 4137 (In Russ.)

8. [8. About the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia): Feder. for-con from 10.07.2002 № 86-ФЗ (as amended on July 29, 2013)], Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2002, no. 28, article 2790 (In Russ.)

9. [About the Skolkovo Innovation Center: Feder. Act of 28.09.2010 No. 244-FZ (as amended on December 29, 2017)], Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2010, no. 40, article 4970 (In Russ.)

10. [On establishing the competence of customs authorities to perform customs operations in respect of goods necessary for use in the construction, equipment and technical equipment of real estate on the territory of the Skolkovo Innovation Center or the participants in the project for the creation and operation of the project a territorially isolated complex (the Skolkovo Innovation Center): the order of the Federal Customs Service No. 1436 of August 2, 2013], Rossijskaya gazeta [Russian newspaper], no. 205. 13 September 2013 (In Russ.)

11. [On the approval of the state program of the Russian Federation "Economic development and innovative economy": Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 316 (as amended on March 31, 2013)], Sobranie za-konodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2014, no. 18 (part II), article 2162(In Russ.)

12. [On the approval of the specifics of accounting in the tax authorities of organizations that received the status of participants in the project for the implementation of research, development and commercialization of their results in accordance with the Federal Law "On the Innovation Center Skolkovo": Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 14n of 08.02.2011], Rossijskaya gazeta [Russian newspaper], no. 54. 16 Mart 2011 (In Russ.)

13. http://sk.ru/foundation/docs/m7documents/17706.aspx (accessed 08 August 2018).

14. Romanovskaya O.V. [Constitutional bases of delegation of state-power authorities to subjects of private law (by the example of management companies)], LEX RUSSICA, 2017, no. 2 (123), pp. 32-41. (In Russ.)

15. Sinergeticheskaya paradigma: Sinergetika innovacionnoj slozhnosti [Syner-getic paradigm: Synergetics of innovative complexity], V.I. Arshinov (Ed.), Moscow: Progress-Tradiciya, 2011, 496 p. (In Russ.)

16. Hozyajstvennye sistemy innovacionnogo tipa: teoriya, metodologiya, praktika [Economic systems of innovative type: theory, methodology, practice], A.N. Folom'ev (Ed.), Moscow: Ekonomika, 2011, 397 p. (In Russ.)

FEATURES OF CIVIL REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE FIELD OF INNOVATION USING THE EXAMPLE OF SKOLKOVO

I. A. Kalinina, Candidate of Science (Law), Associate Professor Department of Civil Law and Process, Tambov State Technical University, Tambov, Russia;

ia-kalinina@mail.ru

The article considers the importance of innovative development of the Russian economy and the content of state policy in this area. The author analyzes the features of civil regulation of entrepreneurial activity on the territory of Skolkovo through the prism of the legal regime of Skolkovo and the powers of the management company. The question of the legal nature of the acts of the management company (project rules) and the place of these acts in the system of sources of law is proposed for discussion by the scientific community.

Keywords: civil legislation; contract; innovations; legal policy; legal regime; Skolkovo; economy.

© И. А. Калинина, 2018 Статья поступила в редакцию 25.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.