Научная статья на тему 'Особенности административно-правового статуса управляющей компании инновационного центра «Сколково»'

Особенности административно-правового статуса управляющей компании инновационного центра «Сколково» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1894
306
Поделиться
Ключевые слова
управляющая компания властные полномочия органы государственной власти органы местного самоуправления / management company powers the bodies of state power the bodies of local selfgovernment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глазунова Ирина Васильевна, Масалаб Анна Федоровна

Рассматриваются специфические черты управляющей компании инновационного центра «Сколково» как некоммерческой организации, обладающей отдельными властными полномочиями органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Федерации.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Глазунова Ирина Васильевна, Масалаб Анна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FEATURES OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF INNOVATIVE MANAGEMENT COMPANY CENTER «SKOLKOVO»

The article considers specific features of the management company of the innovation Centre SKOLKOVO as a non-profit organization with a separate powers of the bodies of local self-government and bodies of state power of subjects of Federation.

Текст научной работы на тему «Особенности административно-правового статуса управляющей компании инновационного центра «Сколково»»

КОНСТИТУЦИОННОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 3 (40). С. 46-50. УДК 342

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА «СКОЛКОВО»

FEATURES OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF INNOVATIVE MANAGEMENT COMPANY CENTER «SKOLKOVO»

И. В. ГЛАЗУНОВА, А. Ф. МАСАЛАБ (I. W. GLAZUNOVA, A. F. MASALAB)

Рассматриваются специфические черты управляющей компании инновационного центра «Сколково» как некоммерческой организации, обладающей отдельными властными полномочиями органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Федерации.

Ключевые слова: управляющая компания; властные полномочия; органы государственной власти; органы местного самоуправления.

The article considers specific features of the management company of the innovation Centre SKOLKOVO as a non-profit organization with a separate powers of the bodies of local self-government and bodies of state power of subjects of Federation.

Key words: management company; powers; the bodies of state power; the bodies of local selfgovernment.

Управляющая компания инновационного центра «Сколково» - правовое явление, представляющее интерес как в теоретическом, так и в практическом отношении. О «Сколково» много пишут в средствах массовой информации, однако исследований правового статуса управляющей компании инновационного центра в науке административного права в настоящее время явно недостаточно.

Как отмечает Е. О. Кузьмина, с точки зрения государственного и муниципального управления инновационный центр «Сколково» является уникальным для Российской Федерации образованием, поскольку на его территории органы государственной власти и местного самоуправления лишены части своих полномочий. Данная ситуация вызвана особым правовым статусом инноцентра,

необходимостью сосредоточения властных полномочий, финансовых и материальных ресурсов в одних руках с тем, чтобы они были направлены на достижение главной цели: развитие исследований, разработок и коммерциализации их результатов по предусмотренным в законодательстве направлениям [1].

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) «Об инновационном центре “Сколково”» [2] (далее - Закон о Сколково), инновационный центр «Сколково» - совокупность инфраструктуры территории инновационного центра «Сколково» и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, в том числе путём использования этой инфраструктуры; управляющая компания - российское юридическое лицо, на которое в порядке, установ-

© Глазунова И. В., Масалаб А. Ф., 2014

46

Особенности административно-правового статуса управляющей компании...

ленном Президентом Российской Федерации, возложена реализация проекта.

14 мая 2010 г. шесть юридических лиц, среди которых одно государственное образовательное учреждение «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана», две государственные корпорации - Внешэкономбанк и Российская кор -порация «Нанотехнологии», одно акционерное общество «Российская венчурная компания», а также Российская академия наук и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, т. е. структуры, внешне слабо связанные между собой, учредили некоммерческую организацию - Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (далее - Фонд), в Уставе которого, как и в Законе о Сколково, нашли отражение идеи Президента РФ о создании в «Сколково» современного технологического центра исследований и разработок [3].

Таким образом, функции по реализации проекта «Сколково» возложены на Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, т. е. на не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующую социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ч. 1 ст. 118 ГК РФ).

Являясь некоммерческой организацией, управляющая компания обладает рядом специфических черт, юридическому лицу не свойственных.

Прежде всего, это порядок наделения управляющей компании соответствующим статусом. Сама возможность существования подобной компании, её правовой статус закреплены Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ. Фонд зарегистрирован 21 мая 2010 г. в соответствии с решениями Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России и Распоряжением Президента РФ от 2 июля 2010 г. № 446-рп [4].

Вторая особенность - порядок формирования органов управления Фонда. Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий имеет следующие органы управления: высший орган управле-

ния - Совет Фонда; коллегиальный исполнительный орган - Правление Фонда; единоличный исполнительный орган - председатель Правления Фонда; надзорный орган -Попечительский Совет. Анализ Устава Фонда позволяет прийти к выводу, что его органы управления формируются управляющей компанией по согласованию с Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. По согласованию с указанной Комиссией формируется первоначальный состав Совета Фонда, принимается решение о включении в Совет Фонда нового члена либо исключении из Совета Фонда его члена, назначении и освобождении от своих обязанностей двух Сопредседателей Совета Фонда и двух Сопредседателей Консультативного научного Совета Фонда, изменении Устава Фонда. Назначение (освобождение) членов Попечительского совета осуществляется непосредственно Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. Таким образом, Комиссия при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России принимает участие в формировании высшего органа управления и надзорного органа Фонда.

Особого внимания заслуживает рассмотрение функций управляющей компании, предусмотренных Законом о Сколково.

По замечанию И. А. Дроздова, директора по правовым вопросам Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, «Фонд, не будучи государственным органом, наделен публично-правовыми полномочиями. На основании решений Фонда компаниям предоставляются налоговые и таможенные льготы, преференции в части привлечения иностранной рабочей силы и т. п., которые обыкновенное юридическое лицо предоставлять не может» [5].

С одной стороны, основными функциями управляющей компании, направленными на реализацию проекта, являются:

1) общее организационное руководство и координация деятельности по реализации проекта;

2) обеспечение функционирования инфраструктуры территории Центра;

3) организация исследовательской деятельности и содействие её осуществлению;

47

И. В. Глазунова, А. Ф. Масалаб

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) представление документов, необходимых для возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом понесенных лицами, участвующими в реализации проекта, затрат по уплате таможенных платежей;

5) иные функции, предусмотренные Законом о Сколково, решениями Президента Российской Федерации и уставом управляющей компании.

С другой стороны, управляющая компания инновационного центра «Сколково» осуществляет не только общее организационное руководство и координацию деятельности в рамках проекта «Сколково», но и наделена отдельными властными полномочиями органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Федерации, что, безусловно, свидетельствует о её особом статусе. Как уже отмечалось, ст. 20 Закона о Сколково предусматривает ограничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления: на территории Центра не осуществляются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления, осуществляемые управляющей компанией, а также иные полномочия, указанные в данной статье. Так, к полномочиям управляющей компании относятся вопросы, которые согласно действующему законодательству РФ должны входить в компетенцию органов местного самоуправления. Среди них - подготовка и утверждение градостроительных документов по ИЦ «Сколково », проведение экспертизы проектной документации, выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов недвижимости на территории центра; организация строительства и эксплуатации жилых домов, объектов инфраструктуры, автомобильных дорог, предоставление жилых помещений; предоставление разрешения на условно разрешённый вид использования земельных участков или объектов капитального строительства; организация образовательной и медицинской деятельности на территории центра [6].

Отметим, что до Сколково функции органов местного самоуправления в РФ никогда не осуществляло юридическое лицо.

Помимо функций органа местного самоуправления управляющая компания призвана

выполнять на территории инновационного центра функции органов исполнительной власти субъекта Федерации. В ст. 20 Закона о Сколково установлено, что субъект Федерации не вправе осуществлять на территории инновационного центра полномочия, отнесенные к компетенции управляющей компании, а также иные полномочия, перечень которых приведен в той же статье. Следовательно, территория Сколково выведена из-под юрисдикции субъекта Федерации, в границах которого она расположена.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий на территории инновационного центра создают специальные подразделения для работы в области таможенного дела, внутренних дел, контроля за миграцией, государственной регистрацией юридических лиц, налогообложения. Де-факто такие подразделения находятся в двойном подчинении, т. е. в подчинении не только федерального ведомства, но и управляющей компании [7].

Следует отметить, что схожие правовые явления - передача властных полномочий субъектам, не входящим в систему публичной власти, институтам частного права -в нашей правовой действительности имеют место. Их правовой статус определяется в науке и практике по-разному: государственные корпорации [8], публичные корпорации [9], юридическое лицо публичного права [10], государственно-частное партнёрство.

Управляющая компания может передавать часть своих функций третьим лицам, за исключением, например, принятия решений о предоставлении (лишении) статуса участника проекта. Предусмотренные Законом о Сколково ограничения на возможность передачи третьим лицам наиболее значимых полномочий организации, на которую возложена реализация проекта, заслуживает положительной оценки.

Обратимся к характеристике имущественного статуса Фонда. Источниками формирования имущества Фонда являются: поступления от учредителей при создании Фонда; добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по договорам банковского счёта и банковского вклада; доходы, полу-

48

Особенности административно-правового статуса управляющей компании...

чаемые от собственности Фонда, если её коммерческое использование не будет противоречить целям деятельности Фонда; другие источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации, включая средства, полученные из бюджета. При ликвидации Фонда оставшееся после удовлетворения кредиторов имущество направляется на цели, для достижения которых Фонд был создан.

В собственности управляющей компании находятся земельные участки, составляющие территорию центра «Сколково», и жилые помещения, входящие в состав инфраструктуры центра, при этом управляющая компания не обладает правом их продажи, она может только сдавать участки и жилые помещения в аренду (наем) участникам проекта [11].

Законом о Сколково предусмотрена возможность управляющей компании самостоятельно определять условия и порядок передачи жилых помещений в аренду, субаренду, внаем, а также дано определение оснований и порядка выселения из жилых помещений (п. 5 ст. 4, п. 16 ч. 1 ст. 5 Закона № 244-ФЗ). В юридической литературе данные положения совершенно обоснованно подвергаются критике. Даже в руках некоммерческой организации (Фонда «Сколково») это серьёзное оружие хотя бы потому, что основания для предоставления, например, служебных жилых помещений, основания для расторжения договора найма таких помещений установлены в гл. 10 ЖК РФ.

Рассмотренные выше особенности правового статуса управляющей компании проекта «Сколково» позволяют некоторым учёным отмечать сходство управляющей компании и государственных корпораций. Так, А. В. Винницкий отмечает, что принятые в сентябре 2010 г. законодательные решения, касающиеся создания инновационного центра «Сколково», предусматривают функционирование особой управляющей компании, которая фактически наделяется признаками госкорпорации, поскольку: 1) хотя создаётся и не на основании федерального закона, однако её существование и правовое положение индивидуально предопределены именно на законодательном уровне; 2) фактически (косвенно) подконтрольна государству; 3) финансируется главным образом из федерального

бюджета; 4) в установленной сфере деятельности приобрела эксклюзивный статус, включающий многочисленные изъятия из общего правового режима; 5) в собственность ей передаются земельные участки в пределах территории инновационного центра, соответствующая инфраструктура, а также иное имущество; 6) наделена полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществление которых сочетает с функциями хозяйствующего субъекта [12].

Е. О. Кузьмина, констатируя, что управляющая компания проекта «Сколково» обладает большинством признаков государственной корпорации, справедливо отмечает, что существенным отличием является отсутствие в правовом статусе управляющей компании принципа условной верховной собственности, который заключается в возможности банкротства, регулировании процедуры реорганизации и ликвидации на уровне федерального закона, перехода имущества в собственность Российской Федерации при ликвидации управляющей компании. В этой связи обоснованным представляется предложение по внесению в федеральный закон «Об инновационном центре “Сколково”» положения, присваивающего управляющей компании статус государственной инновационной корпорации и распространяющего на неё режим публичной собственности [13].

Таким образом, правовой статус управляющей компании инновационного центра «Сколково» имеет ряд особенностей, а именно: правовой статус управляющей компании регламентирован федеральным законом, порядок возложения функций по реализации проекта определяется Президентом РФ, формирование органов управления компании осуществляется по согласованию с Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, управляющая компания наделена полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Наличие подобных особенностей в статусе юридического лица в форме некоммерческой организации, не являющегося органом публичной власти, безусловно, заслуживает повышенного внимания отечественной юридической науки.

49

И. В. Глазунова, А. Ф. Масалаб

Вместе с тем, для того чтобы деятельность управляющей компании и проекта «Сколково» в целом была целесообразной как для государства, так и для всего общества в целом, необходимо совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих статус управляющей компании по изложенным в настоящей статье направлениям. 1 2 3 4 5 6

1. Кузьмина Е. О. Административно-правовое регулирование участия государства в инновационной деятельности в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2011. - С. 18.

2. СЗ РФ. - 2010. - № 40. - Ст. 4970.

3. Цимерман Ю. С. Роль государства в инновационном проекте «Сколково» // Право и экономика. - 2011. - № 1. - С. 4.

4. СЗ РФ. - 2010. - № 27. - Ст. 3491.

5. Правовой статус участников инновационного центра «Сколково : интернет-интервью с И. А. Дроздовым, директором по правовым вопросам Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонда «Сколково»). - URL: http://www.consultant.ru/ law/interview/drozdov.html.

6. Лейба А. Сколково: правовое положение проекта // ЭЖ-Юрист. - 2013. - № 41.

7. Нестолий В. Г. Комментарий к Федеральному закону от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”» и Федеральному закону от 28 сентября 2010 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об инновационном центре “Сколково”» // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. - 2010. - № 12.

8. См.: Талапина Э. В. Государственная корпорация как новый субъект права // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2009. - № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. См.: Романовская О. В. Публичные корпорации в Российском праве. - М. : Юрлитин-форм, 2010.

10. См.: Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права // Журнал российского права. -2005. - № 5.

11. См.: Еременко В. И. Об инновационном развитии экономики Российской Федерации // Законодательство и экономика. - 2010. - № 12.

12. Винницкий А. В. О судьбе госкорпораций и других публичных юридических лиц в контексте совершенствования гражданского законодательства // Право и политика. - 2011. -№ 3. - С. 370.

13. Кузьмина Е. О. Указ. соч. - С. 10-11.

50