Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)'

АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / РЕГИОН / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковров Г.С., Мординов М.А.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования инновационной деятельности в регионе. Отмечается, что правовое обеспечение инновационной деятельности является важнейшим условием инновационного социально-экономического развития субъекта экономики. Целью исследования является анализ нормативно-правовой базы инновационной деятельности Республики Саха (Якутия). В ходе исследования выполнен литературный обзор по выбранной теме исследования и отмечается, что исследованию правового регулирования инновационной деятельности посвящены много работ в отечественной литературе. Изучены нормативные документы, регламентирующие инновационную деятельность в России на федеральном уровне, а также выполнен анализ нормативно-правовой базы и текущего состояния инновационной деятельности в регионе на примере Республики Саха (Якутия). Выполнен анализ рейтинга нормативно-правовой базы Республики Саха (Якутия), выполненный в рамках рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации. По результатам исследования сформирован вывод о том, что состояние нормативно-правового регулирования в республике оценивается достаточно высоко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEGAL REGULATION OF INNOVATION ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article deals with the issues of legal regulation of innovation activity in the region. It is noted that the legal support of innovation activity is the most important condition for the innovative socio-economic development of an economic entity. The purpose of the study is to analyze the regulatory framework of innovation activity in the Republic of Sakha (Yakutia). In the course of the study, a literary review was carried out on the chosen research topic and it is noted that many works in the domestic literature are devoted to the study of the legal regulation of innovation activity. The normative documents regulating innovation activity in Russia at the federal level were studied, as well as the analysis of the regulatory framework and the current state of innovation activity in the region was carried out on the example of the Republic of Sakha (Yakutia). The analysis of the rating of the regulatory framework of the Republic of Sakha (Yakutia), carried out within the framework of the rating of innovative development of the subjects of the Russian Federation. According to the results of the study, a conclusion has been formed that the state of regulatory regulation in the republic is assessed quite highly.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)»

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-114-121

Г.С. Ковров - к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт «Региональной экономики Севера», ФГАОУ ВО «СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, kgs02@yandex.ru,

G.S. Kovrov - Candidate of Economics, Associate Professor, Leading Researcher, Research Institute of Regional Economics of the North, North-Eastern Federal University. M.K. Ammosova;

М.А. Мординов - магистрант группы З-М-УИП-20, Институт математики и информатики, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, maks.mordinov@mail.ru,

M.A. Mordinov - master student of the Z-M-UIP-20 group, Institute of Mathematics and Informatics, North-Eastern Federal University. M.K. Ammosov.

АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ANALYSIS OF THE LEGAL REGULATION OF INNOVATION ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правового регулирования инновационной деятельности в регионе. Отмечается, что правовое обеспечение инновационной деятельности является важнейшим условием инновационного социально-экономического развития субъекта экономики. Целью исследования является анализ нормативно-правовой базы инновационной деятельности Республики Саха (Якутия).

В ходе исследования выполнен литературный обзор по выбранной теме исследования и отмечается, что исследованию правового регулирования инновационной деятельности посвящены много работ в отечественной литературе. Изучены нормативные документы, регламентирующие инновационную деятельность в России на федеральном уровне, а также выполнен анализ нормативно -правовой базы и текущего состояния инновационной деятельности в регионе на примере Республики Саха (Якутия). Выполнен анализ рейтинга нормативно-правовой базы Республики Саха (Якутия), выполненный в рамках рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации. По результатам исследования сформирован вывод о том, что состояние нормативно-правового регулирования в республике оценивается достаточно высоко.

Abstract. The article deals with the issues of legal regulation of innovation activity in the region. It is noted that the legal support of innovation activity is the most important condition for the innovative socioeconomic development of an economic entity. The purpose of the study is to analyze the regulatory framework of innovation activity in the Republic of Sakha (Yakutia).

In the course of the study, a literary review was carried out on the chosen research topic and it is noted that many works in the domestic literature are devoted to the study of the legal regulation of innovation activity. The normative documents regulating innovation activity in Russia at the federal level were studied, as well as the analysis of the regulatory framework and the current state of innovation activity in the region was carried out on the example of the Republic of Sakha (Yakutia). The analysis of the rating of the regulatory framework of the Republic of Sakha (Yakutia), carried out within the framework of the rating of innovative development of the subjects of the Russian Federation. According to the results of the study, a conclusion has been formed that the state of regulatory regulation in the republic is assessed quite highly.

Ключевые слова: регион, инновационное развитие, инновационная деятельность, правовое регулирование, нормативно-правовая база, рейтинговая оценка.

Keywords: region, innovative development, innovative activity, legal regulation, regulatory framework, rating assessment.

В современных условиях инновационное развитие является необходимым фактором социально-экономического развития экономики страны в целом и в частности, любого его региона. Важнейшим условием обеспечения инновационного развития экономики и общества является нормативно-правовое регулирование этих процессов. В этой связи изучение правового регулирования инновационной деятельности на региональном уровне является

весьма актуальной и научно-значимой задачей.

На сегоднящний день, как отмечают многие исследователи, одной из основных проблем в России является отсутствие федерального закона, регламентирующего инновационную деятельность на федеральном и региональном уровнях, что порождает проблему формирования нормативно-правовой основы регулирования инновационной деятельности в целом по стране и создания нормативно-правовой базы в регионе. Изучению этого вопроса посвящены достаточно много исследований, опубликованных в отечественной литературе [2, 3, 7, 12, 14, 19, 22, 24, 27]. Теоретическим основам инновационного права, посвящены учебники и учебные пособия [9-11]. Например, в учебнике [11] дано следующее определение инновационного права. «Инновационное право — система (комплекс) правовых норм, регулирующих общественные отношения по созданию и использованию инноваций и защите прав и законных интересов субъектов инновационной деятельности».

В учебнике Гончаренко Л. П «Инновационная политика» [9] отмечено, что нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности в России осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. Законодательную базу, определяющую отношения в инновационной сфере, можно сгруппировать следующим образом.

1. Правовые акты, определяющие целевые установки государственной политики (концепции, программы, доктрины). Документы этой группы, как правило, являются декларативными актами.

2. Указы, законы, постановления и распоряжения, определяющие функции органов государственной и исполнительной власти, научных, негосударственных организаций и фондов в части инновационной деятельности.

3. Распоряжения Правительства РФ, утверждающие планы действий в области модернизации экономики на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Указанная группа нормативных актов содержит основные положения концепции реформирования науки, инновационного развития экономики, инфраструктуры инновационной деятельности, а также мероприятия по стимулированию инноваций.

4. Законы, регулирующие статус инновационно-активных зон (наукоградов, академгородков и т.п.).

5. Региональное законодательство об инновациях (законы и концепции).

В работе Матвиенко И.И. «Нормативно-правовая база инновационного развития и инновационная инфраструктура арктических территорий» [14], изучено состояние нормативно-правовой базы инновационного развития и инновационной инфраструктуры арктических территорий. Проанализировано наличие нормативно-правовых актов по инновациям на федеральном и региональном уровне, при этом сделан вывод о недостаточности нормотворче-ской деятельности и необходимости дальнейшего совершенствования в этой сфере.

Далекин И.П. в своей работе [7] отмечает, что «... главная цель по совершенствованию законодательства в области инноваций ориентирована не только на принятие специального нормативно-правового акта, но и внесение изменений в отраслевые законы, что обусловлено сложной природой самих инноваций, обусловливающих комплекс правоотношений, в которых участвуют различные субъекты инновационного процесса. Накопленный региональный опыт нормотворчества в области инноваций может быть использован законодателем при разработке базового закона об инновационной деятельности в Российской Федерации».

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт - Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» создан в 1991 году как многопрофильная экспертная организация и находится в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Основными направлениями научной и производственной деятельности института являются [17]:

— организация и проведение государственной экспертизы научно-технических и инновационных проектов и их результатов;

— научно-методическое, организационно-техническое сопровождение деятельности Совета по грантам Президента Российской Федерации для молодых российских ученых и ведущих научных школ России;

— учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы;

— мониторинг инновационной инфраструктуры Российской Федерации и сравнительный анализ региональных инновационных систем;

— разработка и поддержка информационных ресурсов;

— реализация мероприятий по обеспечению национальной безопасности.

Мониторинг инновационной инфраструктуры Российской Федерации и сравнительный анализ региональных инновационных систем выполняет «Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем». Информационный каталог даёт развёрнутое представление о текущем состоянии инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности в регионах Российской Федерации. По данным сайта на сегодняшний день в этой сфере имеется около 345 федеральных и около 1046 региональных нормативных правовых актов, данные которых можно анализировать по субъектам РФ [18].

Также имеется «Ассоциации инновационных регионов России» [1], созданная 21 мая 2010 года, целью которой является оказание содействия экономическому взаимодействию регионов-членов Ассоциации, построенное на комплексном представлении их интересов на межрегиональном, федеральном и международном уровнях. Имеется 17 регионов - членов АИРР. По данным сайта на долю регионов Ассоциации приходится:

— 36,4 % всей инновационной продукции страны;

— 32,1 % всех затрат на инновационную деятельность;

— 22,8 % затрат на научные исследования и разработки.

В регионах Ассоциации работает свыше 300 объектов инновационной инфраструктуры, среди которых региональные инжиниринговые центры, технопарки, индустриальные парки, бизнес-инкубаторы, инновационные территориальные кластеры и т.д. Это почти половина всех объектов, функционирующих на территории Российской Федерации.

Комитет по законодательству Ассоциации в соответствии с планом работ выполняет мониторинг регионального законодательства в сфере развития цифровой экономики в регионах-членах Ассоциации. Цель проведения мониторинга — обобщение регионального опыта правового обеспечения развития цифровой экономики в регионах Ассоциации и выявление направлений совершенствования федерального и регионального законодательства. Нормативной базой для мониторинга являются федеральные нормативные правовые акты и документы стратегического планирования в сфере развития цифровой экономики, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и регионов-членов Ассоциации. Мониторинг законодательства в сфере развития цифровой экономики в регионах Ассоциации включает сбор, обобщение и анализ практики применения нормативно-правовой базы по данному направлению. Однако последний мониторинг проведен только в 2018 году, когда было 14 членов, а сегодня как отмечено выше имеется 17 членов, в числе которых с 2019 года и Республика Саха (Якутия).

В Республике Саха (Якутия) исполнительным органом государственной власти, проводящим политику инновационного развития является отдел инновационного развития Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) [15].

В настоящее время основными нормативными правовыми документами, регламентирующими инновационную деятельность в республике, являются:

Федеральные нормативные правовые акты.

Основные стратегические документы в сфере инновационного развития [16]:

— Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- Основные направления деятельности Правительства на период до 2024 года, утвержденные Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13;

- Стратегия инновационного развития Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.;

- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642.

Основные федеральные законы по вопросам правового обеспечения инновационной деятельности [21]:

1) Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

2) Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»;

3) Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

4) Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

5) Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

6) Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»»;

7) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

8) Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

9) Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

Региональные нормативные правовые акты.

Основными нормативными документами регионального уровня, регламентирующими инновационную политику и деятельность в республике, являются:

1) Концепция научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года». Утверждена Постановлением Правительства РС(Я) от 28.04.2011 г. №180 [13].

2) Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года (пост. Правительства РС(Я) от 26.12.2016. №455) [23].

3) Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие информационного общества в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы». Утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2019 г. № 903 [6].

4) Указ «Об инновационном и цифровом развитии Республики Саха (Якутия) от 06.11.2018 г. № 149 [25].

5) Государственная программа РС(Я) «Инновационное и цифровое развитие в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы». Утверждена Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 06 декабря 2019 г. № 871 [4].

6) Стратегия цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы РС(Я) на 2020-2030 годы (Указ главы РС(Я) от 31.12.2020 г. №1639) [26].

7) Государственная программа РС(Я) «Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы», утвержденная Указом Главы РС(Я) от 31.12.2020 г. №1640 [5].

За последние годы в Республике Саха (Якутия) была проделана довольно большая законотворческая и организационная работа по созданию условий для инновационного развития. Анализ, выполненный в работе [8] показывает, что в республике созданы около 80 различных объектов инновационной инфраструктуры. Имеется 28 основных видов инновационной инфраструктуры, в том числе 17 бизнес-инкубаторов (ГБУ «Бизнес-инкубатор Рес-

публики Саха (Якутия)» в г. Якутске и бизнес-инкубаторы в 16 улусах и районах республики), ГАУ «Технопарк «Якутия» - базовый объект инфраструктуры инновационной системы Республики Саха (Якутия), ИТ-парк при ГАУ «Технопарк «Якутия», открытый в 2018 году в целях развития цифровой экономики в республике, Региональный центр инжиниринга при ГАУ «Технопарк «Якутия», ИТ-центры в районах Республики Саха (Якутия) и такие компании как АО «Венчурная компания «Якутия», АО Центр кластерного развития «Якутия», Фонд развития инноваций Республики Саха (Якутия). Также в республике созданы 2 территории опережающего развития (ТОР): Территория опережающего развития «Индустриальный парк «Кангалассы»», созданная постановлением Правительства РФ № 877 от 21 августа 2015 года и ТОР «Южная Якутия». Создана Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2016 года № 1524. В научно-образовательный комплекс РС(Я) входят 16 ВУЗов, представленные такими образовательными учреждениями как Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Арктический государственный агротехнологический университет» и др. Основным научным учреждением на территории республики является: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр «Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», в состав которого входят 7 научных институтов. Также имеется Федеральный исследовательский центр «Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова» и Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН. ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)» создана Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 1993 г. № 652 «Об учреждении Академии наук Республики Саха (Якутия)» в целях интеграции научного потенциала РС(Я) в проведении фундаментальных и прикладных исследований, осуществления региональной политики в области естественных, технических и гуманитарных наук, усиления роли науки в воспитании новых поколений.

Состояние инновационного развития региона оценивается в различных рейтингах. Так в настоящее время составлением рейтинговых оценок инновационного развития региона в основном занимаются Ассоциация инновационных регионов России и Институт статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Институт статистических исследований и экономики знаний с 2012 г. ежегодно выпускает рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Методической основой служит методика интегральной рейтинговой оценки на базе оригинальной системы количественных и качественных показателей инновационного развития регионов. Сводный инновационный индекс - российский региональный инновационный индекс сформирован на базе 53 показателей, сгруппированных в 16 разделов и распределенных по пяти тематическим блокам, что обеспечивает возможность расчета соответствующих субиндексов: 1. «Социально-экономические условия инновационной деятельности», 2. «Научно-технический потенциал», 3. «Инновационная деятельность», 4. «Экспортная активность» и 5. «Качество инновационной политики» (ИКИП). По каждому из указанных субиндексов проводится ранжирование субъектов РФ.

В раздел 5.1. Нормативная правовая база инновационной политики входят следующие показатели:

5.1.1 Наличие стратегии (концепции) инновационного развития (инновационной стратегии) и/или профильного раздела по инновационному развитию (поддержке инноваций) в стратегии развития региона.

5.1.2 Наличие в схеме территориального планирования выделенных зон (территорий) приоритетного развития инновационной деятельности.

5.1.3 Наличие специализированного законодательного акта, определяющего основные принципы, направления и меры государственной поддержки инновационной деятельности в регионе.

5.1.4 Наличие специализированной программы или комплекса мер государственной

поддержки развития инноваций, инновационной деятельности либо субъектов инновационной деятельности.

По результатам рейтинга 2018/2019 годов в 7 выпуске Республика Саха (Якутия) по сводному инновационному индексу - российский региональный инновационный индекс занимает 56 место, а по субиндексам следующие позиции: 33 место по субиндексу «Социально-экономические условия инновационной деятельности», 54 место по субиндексу «Научно-технический потенциал», 61 место по субиндексу «Инновационная деятельность», 58 место по субиндексу «Экспортная активность» и 33 место по субиндексу «Качество инновационной политики» среди субъектов РФ, а по разделу 5.1. «Нормативная правовая база инновационной политики» занимает 13 место и по разделу 5.2. Организационное обеспечение инновационной политики занимает 1 место среди субъектов РФ [20].

Таким образом, можно констатировать, что результаты рейтинга свидетельствуют о достаточно высокой оценке нормативно-правовой базы инновационной политики в республике. Кроме того результаты исследования показывают, что имеется достаточный потенциал и перспективы для правого регулирования инновационной деятельности в республике. Для этого необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования инновационного процесса в регионе.

Источники:

1. Ассоциация инновационных регионов России (АИРР). https://i-regions.org/reiting/monitoring-regionalnogo-zakonodatelstva/

2. Байбекова Э. Ф. Анализ правового обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации на современном этапе // Гуманитарные исследования. 2017. № 3(63). С. 170-177.

3. Балашова Е. С. Гнездилова О. И. Проблемы правового регулирования инновационной деятельности в России // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. № 3. С. 62—67.

4. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Инновационное и цифровое развитие в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» Утверждена Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 06 декабря 2019 г. № 871. https://docs.cntd.ru/document/561643966

5. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы». Утверждена Указом Главы РС(Я) от 31.12.2020 г. №1640. https://docs.cntd.ru/document/571092424

6. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие информационного общества в Республике Саха (Якутия) на 2020-20224 годы». Утверждена Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2019 г. № 903. https://docs.cntd.ru/document/ 561673208/titles/R56JLD

7. Далекин И.П. Совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности в РФ // Вестник ВГУ. Серия: Право, Государственная власть. Законодательный процесс. — 2018. - №3. - С. 51-61.

8. Егоров Н.Е., Ковров Г.С. Инновационная инфраструктура и патентная деятельность в регионах Северо-Востока России // Вестник СВФУ. Серия: Экономика. Социология. Культурология. - № 2 (22). — 2021. — с. 20-29. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47292492 https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=47292492.

9. Инновационная политика: учебник / Л.П. Гончаренко, Ю.А. Арутюнов. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014 — 350 с. ISBN 978-5-406-03434-7. https://studme.org/52449/investirovanie/normativno-pravovoe_regulirovanie_innovatsionnoy_deyatelnosti#725.

10. Инновационная политика: учебное пособие для вузов / К. Н. Назин [и др.]; под редакцией К. Н. Назина, Д. И. Кокурина, С. И. Агабекова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 232 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10445-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475369 (дата обращения: 28.01.2022).

11. Инновационное право: учебник / А.И. Маркеев, В.А. Свиридов, Н.М. Тюкавкин, Р.З. Юсупов / Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор А.В. Юдин. — Самара: Издательство Самарского университета, 2020. — 308 с. ISBN 978-5-7883-1494-5.

12.Козловская О. В., Акерман Е. Н. Анализ нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности в регионах // ЭКО. 2013. № 10.

13.Концепция научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) №180 от 28.04.2011 г.

14.Матвиенко И.И. Нормативно-правовая база инновационного развития и инновационная инфраструктура арктических территорий // Вопросы инновационной экономики. - 2018. - Том 8. - № 3. - С. 435-452. doi: 10.18334/vinec.8.3.39432.

15. Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) https://mininnovation.sakha.gov.ru/.

16. Министерство экономического развития Российской Федерации https://www.economy.gov.ru/ material/departments/d01/strategicheskie_dokumenty_v_sfere_innovacionnogo_razvitiya.

17. Научно-исследовательский институт - Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы». https://extech.ru/about/info.php

18. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем. https://www.miiris.ru/.

19.Перькова В.А. Совершенствование правового обеспечения национальной инновационной системы Российской Федерации // Журнал Российское право. №6. - 2016. С. 74-81.

20. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 7 / В. Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова, С. В. Бредихин и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 274 с. - 60 экз. - ISBN 978-5-7598-2390-2 (в обл.). -ISBN 978-5-7598-2292-9 (e-book). https://cluster.hse.ru/mirror/pubs/share/484399640.

21.Сайт Президента Российской Федерации. http://www.kremlin.ru/acts/bank/.

22.Салицкая Е.А. Законодательное регулирование научной и инновационной деятельности: опыт субъектов Российской Федерации // Наука. Инновации. Образование. - 2015. - С. 111-137.

23. Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года (пост. Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2016. №455) https://docs.cntd.ru/document/444958940.

24.Титова В.В. Совершенствование правового регулирования инновационной деятельности в регионах (на примере Республики Крым) // Студенческая наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. - с. 179-182.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25.Указ Главы Республики Саха (Якутия) «Об инновационном и цифровом развитии Республики Саха (Якутия) от 06.11.2018 г. № 149 https://docs.cntd.ru/document/550233900.

26. Указ главы Республики Саха (Якутия) «Об утверждении Стратегии цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы РС(Я) на 2020-2030 годы» от 31.12.2020 г. №1639 [https://docs.cntd.ru/document/574636986].

27.Шалаева Т.А. Нормативно-правовой механизм обеспечения инновационного развития региона // Журнал Контентус. - 2019. С.58-64. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39154598. References:

1. Association of Innovative Regions of Russia (AIRR). https://i-regions.org/reiting/monitoring-regionalnogo-zakonodatelstva/

2. Baibekova E.F. Analysis of the legal support of innovation activity in the Russian Federation at the present stage // Humanitarian research. 2017. No. 3(63). pp. 170-177.

3. Balashova E. S. Gnezdilova O. I. Problems of legal regulation of innovation activity in Russia // International scientific journal "Innovative Science". 2016. No. 3. S. 62-67.

4. State program of the Republic of Sakha (Y akutia) "Innovative and digital development in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2020-2024" Approved by Decree of the Head of the Republic of Sakha (Yakutia) dated December 06, 2019 No. 871. https://docs.cntd .ru/document/561643966.

5. State program of the Republic of Sakha (Yakutia) "Scientific and technological development of the Republic of Sakha (Yakutia) for 2020-2024". Approved by the Decree of the Head of the RS (Y) dated December 31, 2020 No. 1640. https://docs.cntd.ru/document/571092424.

6. State Program of the Republic of Sakha (Yakutia) "Development of the Information Society in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2020-20224". Approved by Decree of the Head of the Republic of Sakha (Yakutia) dated December 16, 2019 No. 903. https://docs.cntd.ru/document/561673208/ ti-tles/R56JLD.

7. Dalekin I.P. Improving the regulatory framework for innovation activity in the Russian Federation. Vestnik VGU. Series: Law, State power. Legislative process. - 2018. - No. 3. - S. 51-61.

8. Egorov N.E., Kovrov G.S. Innovative infrastructure and patent activity in the regions of the North-East of Russia // NEFU Bulletin. Series: Economy. Sociology. Culturology. - No. 2 (22). - 2021. - p. 20-29. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47292492 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47292492.

9. Innovation policy: textbook / L.P. Goncharenko, Yu.A. Arutyunov. - 2nd ed., erased. - M.: KNORUS,

2014 - 350 p. ISBN 978-5-406-03434-7. https://studme.org/52449/investirovanie/normativno-pravovoe_regulirovanie_innovatsionnoy_deyatelnosti#725.

10.Innovation policy: textbook for universities / K. N. Nazin [et al.]; edited by K. N. Nazin, D. I. Kokurin, S. I. Agabekov. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. - 232 p. - (Higher education). - ISBN 978-5-534-10445-5. - Text: electronic // Educational platform Urayt [website]. -URL: https://urait.ru/bcode/475369 (date of access: 01/28/2022).

11.Innovation law: textbook / A.I. Markeev, V.A. Sviridov, N.M. Tyukavkin, R.Z. Yusupov / Managing editor Doctor of Law, Professor A.V. Yudin. - Samara: Samara University Press, 2020. - 308 p. ISBN 978-5-7883-1494-5.

12.Kozlovskaya O. V., Akerman E. N. Analysis of the regulatory and legal support of innovation activity in the regions // EKO. 2013. No. 10.

13.The concept of scientific, technical and innovation policy of the Republic of Sakha (Yakutia) until

2015 and the main directions until 2030. Approved by Decree of the Government of the Republic of Sakha (Yakutia) No. 180 dated April 28, 2011.

14.Matvienko I.I. Normative-legal base of innovative development and innovative infrastructure of the Arctic territories // Issues of innovative economics. - 2018. - Volume 8. - No. 3. - P. 435-452. doi: 10.18334/vinec.8.3.39432.

15.Ministry of Innovation, Digital Development and Infocommunication Technologies of the Republic of Sakha (Yakutia) https://mininnovation.sakha.gov.ru/.

16.Ministry of Economic Development of the Russian Federation https://www.economy.gov.ru/ materi-al/departments/d01/strategicheskie_dokumenty_v_sfere_innovacionnogo_razvitiya.

17.Research Institute - Republican Research Scientific and Consulting Center for Expertise. https: //extech.ru/about/info.php.

18.National information and analytical center for monitoring the innovation infrastructure of scientific and technical activities and regional innovation systems. https://www.miiris.ru/.

19.Perkova V.A. Improving the legal support of the national innovation system of the Russian Federation // Russian Law Journal. No. 6. - 2016. S. 74-81.

20.Rating of innovative development of subjects of the Russian Federation. Issue 7 / V. L. Abashkin, G. I. Abdrakhmanova, S. V. Bredikhin and others; ed. L. M. Gokhberg; National research University "Higher School of Economics". - M.: NRU HSE, 2021. - 274 p. - 60 copies. - ISBN 978-5-75982390-2 (in the region). - ISBN 978-5-7598-2292-9 (e-book). https://cluster.hse.ru/mirror/pubs/share/ 484399640.

21.Website of the President of the Russian Federation. http://www.kremlin.ru/acts/bank/.

22.Salitskaya E.A. Legislative regulation of scientific and innovative activities: the experience of the

subjects of the Russian Federation // Nauka. Innovation. Education. - 2015. - S. 111-137.

23.Strategy for the socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period up to 2030 with the definition of a target vision until 2050 (decree of the Government of the Republic of Sakha (Yakutia) dated December 26, 2016. No. 455) https://docs.cntd.ru /document/444958940.

24.Titova V.V. Improving the legal regulation of innovation activity in the regions (on the example of the Republic of Crimea) // Student science: topical issues, achievements and innovations. Collection of articles II International scientific-practical conference. Penza, 2021. - p. 179-182.

25.Decree of the Head of the Republic of Sakha (Y akutia) "On the innovative and digital development of the Republic of Sakha (Y akutia) dated November 6, 2018 No. 149 https://docs.cntd.ru/document/ 550233900.

26.Decree of the Head of the Republic of Sakha (Yakutia) "On Approval of the Strategy for Digital Transformation of Economic and Social Sectors of the Republic of Sakha (Y akutia) for 2020-2030" No. 1639 dated December 31, 2020 [https://docs.cntd.ru/document /574636986].

27.Shalaeva T.A. Regulatory mechanism for ensuring the innovative development of the region // Con-tentus Journal. - 2019. P.58-64. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39154598.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.