Научная статья на тему 'Правовая оценка коррупции и её выражение в нормативных правовых актах'

Правовая оценка коррупции и её выражение в нормативных правовых актах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
851
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / CORRUPTION / COUNTERING CORRUPTION / ANTICORRUPTION EXAMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гибадулинова Лилия Рафаэльевна, Бабаева Юлия Григорьевна

В статье дается правовая оценка коррупции. Нормы права в отечественной правовой системе направленные на борьбу с коррупцией носят различный отраслевой характер и располагаются в нормативных правовых актах всех уровней. Рассмотрены нормативные правовые акты, являющиеся правовой основой противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE STATE DEFENSE ORDER IN RUSSIAN FEDERATION

The article gives a legal assessment of corruption. The rules of law in the national legal system aimed at fighting corruption are of various character of the industry and are located in the normative legal acts of all levels. Examined normative legal acts are the legal basis for countering corruption.

Текст научной работы на тему «Правовая оценка коррупции и её выражение в нормативных правовых актах»

УДК 34.137

Л.Р. Гибадулинова*, Ю.Г. Бабаева

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», Москва, Россия

125047 Москва, Миусская пл., 9

[email protected]*

ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА КОРРУПЦИИ И ЕЁ ВЫРАЖЕНИЕ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ

В статье дается правовая оценка коррупции. Нормы права в отечественной правовой системе направленные на борьбу с коррупцией носят различный отраслевой характер и располагаются в нормативных правовых актах всех уровней. Рассмотрены нормативные правовые акты, являющиеся правовой основой противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционная экспертиза

Коррупция в современном мире приобрела транснациональный характер. Борьба с ней стала общим делом всего человечества т.к. проблема коррупции уже давно перестала быть лишь внутригосударственной, а приобрела

международный характер. Рост коррупционных преступлений угрожает нормальному

экономическому, социальному, правовому и политическому развитию обществ. Поэтому в первую очередь необходимо дать правовую оценку международных механизмов борьбы с коррупцией. В последнее время межгосударственное сотрудничество, направленное на решение проблемы коррупционных преступлений

представляет собой комплексный механизм.

К настоящему моменту принято восемь конвенций по борьбе с коррупцией, две из них носят универсальный характер. Борьба с коррупцией породила обширную правовую базу, что свидетельствует о значительности и сложности данного явления.

Со стороны нашего государства противодействие коррупции также является предметом особого внимания. На данном этапе Российской Федерацией подписаны и ратифицированы обе универсальные конвенции, направленные на борьбу с коррупцией — Конвенция Организации Объединённых Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции от 31 октября 2003 года. Помимо этого Россия учувствует в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, а также Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 года. Подписание всех выше указанных конвенций требует приведение национального законодательства в соответствие.[6]

Нормы права в отечественной правовой системе направленные на борьбу с коррупцией носят различный отраслевой характер и располагаются в нормативных правовых актах всех уровней.

Наиболее важным в правовой основе противодействия коррупции нормативным правовым актом является Конституция Российской Федерации т. к. именно в соответствии с ней принимаются нормативные правовые и иные акты составляющие правовую базу.

Следующую ступень в правовой базе противодействия коррупции занимают федеральные законы. Наиболее важными в контексте противодействия коррупции являются следующие: Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации

Объединенных Наций против коррупции»; Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»; Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии Коррупции»; Федеральный закон от 25.12.2008 № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»; Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»; Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; Федеральный закон от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»;

- Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с

совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Центральное место среди них занимает Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии Коррупции», в котором дано определение коррупции, установлены основные принципы противодействия коррупции, даются правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, а также определены последствия минимизации и ликвидации коррупционных правонарушений. [1]

Характеризуя Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует подчеркнуть, что это в значительной мере не только нормативный правовой, но и программный документ. Он определяет основные направления государственной деятельности в сфере борьбы с коррупцией, устанавливает сферу применения антикоррупционной политики, фиксирует социальные ожидания в данном виде деятельности. Являясь нормативным актом программного характера, Закон, естественно, требует для своего осуществления принятия ряда развивающих его положения документов. Закон является актом систематизации различных норм права, имеющих целью борьбу с коррупцией. Закон определяет ряд противоправных деяний, содержащихся в действующем законодательстве в качестве коррупционных, содержит формулировки основных понятий, дефиниций, принципов. Намечен круг нормативных правовых актов, совершенствование которых приведет к снижению рисков коррупциогенности.

В то же время Закон выступает и актом прямого регулятивного действия, что повышает его социальную ценность. Закон является системообразующим звеном правовой основы противодействия коррупции [4].

В рамках данной статьи немаловажным нормативным правовым актам, также занимающим центральное место в системе правового противодействия коррупции является, Федеральный закон от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Данный Федеральный закон интересует нас в большей степени в первой своей части, касающейся изменений внесенных в Уголовный кодекс Российской Федерации. [2] Закон № 97 внес поправки в ст. 204 «Коммерческий подкуп», которая охватывает два самостоятельных состава преступления: активный отражен в частях первой и второй и пассивный части три и четыре коммерческий подкуп. В разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации предмет этого преступления необходимо понимать шире, как любое благо (выгоду) имущественного характера [5] Изменения также затронули ст. 290 «Получение взятки» и ст. 291 «Дача взятки» Уголовного Кодекса

Российской Федерации. Основным моментом, на который необходимо обратить внимание, касающееся внесенных изменений, является то, что произошла дифференциация размеров взятки, что в свою очередь повлияло на пределы уголовно-правового преследования коррупции, в т.ч. взяточничества. По ст. 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации смягчилось наказание за дачу взятки, но при этом увеличился штраф за совершение данного деяния — это показывает явный переход к экономическим мерам наказания.

Новеллой Закона № 97 стало введение нового самостоятельного состава преступления ст. 291.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривающего посредничество во взяточничестве. К посредничеству законодатель отнес непосредственную передачу взятки по поручению, а также иное способствование взяткодателю или взяткополучателю в достижении реализации дачи или получения взятки. В новой статье Уголовного Кодекса Российской Федерации устанавливается самостоятельная наказуемость за посредничество, а также происходит дифференциация от размера взятки, предназначения взятки, возможности использования служебного положения, а также совершения данного деяния группой лиц или организованной группой.

Необходимо помнить, что проблема коррупции в нашей стране стоит достаточно остро. Для ее решения можно использовать только комплекс различных мероприятий, проводимых

последовательно во всех областях ее возможного появления. Эти мероприятия должны быть направлены не только на искоренение, но и на невозможность допущения появления факторов способствующих коррупции.

Одним из новых методов становится очищение российского законодательства от коррупциогенных факторов, которое стало возможным благодаря принятию Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». [3]

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов относительно новая мера способствующая изменению порядка работы органов власти, с необходимостью обращения особого внимания на профилактику коррупции на исходном этапе. С вступлением в силу данного Федерального закона в практику деятельности органов государственной власти и местного самоуправления будет входить обязательное проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, что становится ключевым элементом административной реформы.

Еще одной правовой основой противодействия коррупции являются нормативные правовые акты Президента Российской Федерации. В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов

местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц президентом Российской Федерации за последние несколько лет были подписаны различные указы, направленные на противодействие коррупции. Для создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, был образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, председателем которого он сам и является.

Правительством Российской Федерации 26 февраля 2010 года было принято Постановление № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной

экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).

Помимо актов правительства Российской Федерации существуют акты иных федеральных органов государственной власти, акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты. В правовом регулировании отношений по борьбе с коррупцией роль всех указанных источников права весьма не равнозначна.

Связанно это, прежде всего с тем, что иерархия нормативных правовых актов зависит не только от субъекта его принимающего, еще и от методов правового регулирования в нем предусмотренного.

Поэтому говоря о правовой основе противодействия коррупции необходимо помнить о том, что ее составляет набор различных источников права различающихся в зависимости от содержания методов правового воздействия.

Бабаева Юлия Григорьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики и уголовного права, РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва.

Гибадулинова Лилия Рафаэльевна, старший преподаватель кафедры гражданского, авторского и экологического права, РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва.

Литература

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

2. Федеральный закон от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»

3. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

4. КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 25 ДЕКАБРЯ 2008 г. N 273-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ", подготовлен коллективом преподавателей Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина, Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива доктор исторических наук, профессор С.Ю. НАУМОВ, научный редактор кандидат юридических наук, доцент С.Е. ЧАННОВ

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации для работников прокуратуры (постатейный) / (отв. ред. канд. юрид. наук В.В. Малиновский; науч. ред. проф. А.И. Чучаев). - "КОНТРАКТ", 2012 г.

6. Бабаева Ю.Г., Гибадулинова Л.Р. Превентивные меры по противодействию преступлениям коррупционной направленности в Российской Федерации. // Материалы международной научно-практической конференции «Политика, экономика и право в социальной системе общества: новые вызовы и перспективы», 4-6 мая 2016 года г. Феодосия (Крым).

Babaeva Julia Gregorevna, Gibadulinova Liliya Rafaelevna D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. e-mail: [email protected]

LEGAL REGULATION OF THE STATE DEFENSE ORDER IN RUSSIAN FEDERATION Abstract

The article gives a legal assessment of corruption. The rules of law in the national legal system aimed at fighting corruption are of various character of the industry and are located in the normative legal acts of all levels. Examined normative legal acts are the legal basis for countering corruption.

Key words: corruption, countering corruption, anticorruption examination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.