Научная статья на тему 'Правовая основа и сферы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с религиозными организациями Русской Православной Церкви'

Правовая основа и сферы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с религиозными организациями Русской Православной Церкви Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
452
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
светское государство / религиозная организация / религиозная деятельность / органы государственной власти субъектов Российской Федерации / органы местного самоуправления / нормативно-правовые акты. / secular state / religious organization / religious activity / State authorities of the constituent entities of the Russian Federation / local self-government bodies / normative legal acts.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митрополит Смоленский И Дорогобужский Исидор (Тупикин Роман Владимирович)

В статье проводится анализ ключевых направлений сотрудничества и взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с религиозными организациями, в частности централизованными религиозными организациями и православными приходами Русской Православной Церкви. Рассматриваются нормативные акты, регулирующие данные взаимоотношения. Сделан ряд выводов относительно возможного развития взаимного сотрудничества, в том числе затрагивающего интересы Русской Православной Церкви. Основной целью данного исследования является изучение основных направлений взаимодействия между государственными и муниципальными органами власти субъектов РФ с религиозными организациями, в частности, органами Русской Православной Церкви. Определяются как перспективы, так и проблемы в развитии таких отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Митрополит Смоленский И Дорогобужский Исидор (Тупикин Роман Владимирович)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal basis and spheres of interaction of State authorities of the constituent entities of the Russian Federation and local self-government bodies with religious organizations of the Russian Orthodox Church

The article analyzes the key areas of cooperation and interaction of State authorities of the constituent entities of the Russian Federation and local self-government bodies with religious organizations, in particular with centralized religious organizations and Orthodox parishes of the Russian Orthodox Church. The normative acts regulating these relationships are considered. Some conclusions are drawn regarding the possible development of mutual cooperation, including those affecting the interests of the Russian Orthodox Church. The main purpose of this research is to study the main directions of interaction between State and municipal authorities of the constituent entities of the Russian Federation and religious organizations, in particular the bodies of the Russian Orthodox Church. Both prospects and challenges in the development of such relations are determined.

Текст научной работы на тему «Правовая основа и сферы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с религиозными организациями Русской Православной Церкви»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2021. №4. С. 71-82

УДК 261.7

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин Роман Владимирович) Смоленская православная духовная семинария

Правовая основа и сферы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления с религиозными организациями Русской Православной

Церкви

Аннотация: В статье проводится анализ ключевых направлений сотрудничества и взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с религиозными организациями, в частности централизованными религиозными организациями и православными приходами Русской Православной Церкви. Рассматриваются нормативные акты, регулирующие данные взаимоотношения. Сделан ряд выводов относительно возможного развития взаимного сотрудничества, в том числе затрагивающего интересы Русской Православной Церкви. Основной целью данного исследования является изучение основных направлений взаимодействия между государственными и муниципальными органами власти субъектов РФ с религиозными организациями, в частности, органами Русской Православной Церкви. Определяются как перспективы, так и проблемы в развитии таких отношений.

Ключевые слова: светское государство; религиозная организация; религиозная деятельность; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления; нормативно-правовые акты.

В наше время уровень сложившихся за постсоветский период взаимоотношений Церкви и государства уверенно можно назвать стабильным. Это, в свою очередь, обусловлено существенной степенью влияния Русской Православной Церкви на социальную сферу жизни общества, так как она представляет собой наиболее значимый негосударственный субъект публичной сферы и олицетворяет основу духовно-нравственных ценностей. Миссия Русской Православной Церкви заключается в обеспечении доступа верующей части населения к духовным ценностям, нравственному воспитанию, толерантности и гуманизму. Как отметил в своем выступлении протоиерей Максим Козлов: «Церковь ведает делами божественными, небесными. Государство - человеческими, земными. Но в то же время священство в союзе с властью направляет всю общественную жизнь по путям, угодным Богу, а

государство всемерно печется о хранении церковных догматов и чести священства»1.

Осуществляя свою деятельность, Церковь благополучно интегрирует в своей деятельности принципы обеспечения собственных интересов, соблюдения внутренних установлений и соблюдение государственных законов, норм и правил. В исключительных случаях государство, учитывая приверженность гражданина к тому или иному религиозному вероучению, а также соблюдение им внутренних установлений и правил, не допускающих их нарушение, предоставляет право выбора. Например, тайна исповеди или право замены военной службы на альтернативную гражданскую службу (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ) .

Организация конструктивного взаимодействия между государственными органами и религиозными объединениями закреплена в основных, а также подзаконных нормативных актах, методических рекомендациях, а на местном уровне в договорах и соглашениях о сотрудничестве. Такое взаимодействие, особенно на высоком уровне, позволяет добиться положительных результатов, предполагающих решение большинства задач в общественной сфере. В частности, органы управления РПЦ, осознавая свой авторитет и влияние, предпринимают достаточные меры для принятия государственными органами положительных решений по насущным вопросам Церкви. Русская Православная Церковь активно сотрудничает с государственной властью, активно ведет публичную деятельность, что позволяет успешно добиваться реализации имущественных прав, в том числе безвозмездно истребовать земельные участки, объекты недвижимости; способствует осуществлению строительства, а при необходимости дает возможность вести предпринимательскую деятельность и многое другое.

Сотрудничество же религиозных объединений с государственной властью субъектов и муниципальных образований нельзя назвать совершенным.

На сегодняшний день Русская Православная Церковь является самой крупнейшей автокефальной церковью в мире. Она объединяет 320 епархий и более 35000 православных приходов, каждый из которых зарегистрирован в органах Министерства юстиции в качестве юридического лица.

Религиозные организации приобретают полную гражданскую правоспособность с момента их государственной регистрации. С этого момента они становятся полноправными участниками гражданского оборота, получают право на судебную защиту, а взаимоотношения с государственными органами

1 Козлов М., прот. Церковь и государство: историческая ретроспектива и современная ситуация». URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/930676.html (доступ от 03.07.2021).

2 Медведев А.В. Организация и осуществление взаимодействия органов государственной власти с религиозными организациями в Российской Федерации // Марийский юридический вестник. 2012. № 9. С. 120.

3 Официальный сайт Русской Православной Церкви. Вкладка - организации. URL: http://www.patriarchia.ru/db/organizations/30968/ (доступ от 09.07.2021).

переходят в юридическую плоскость и регулируются действующим законодательством.

Так, согласно статьям 11-14 Конституции России и в соответствии с конкретизирующими их положениями ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» конституционные основы светского государства и отделения религиозных объединений от государства предписывают, что государство в лице должностных лиц исполнительных органов любого уровня, в том числе (политических), не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений и организаций. Исключением являются случаи нарушения религиозными объединениями норм действующего законодательства. Религиозные объединения, в свою очередь, не оказывают влияние на государственное управление и не участвуют в организации деятельности по направлениям, дублирующим функции органов государственной власти и местного самоуправления. Также они не имеют право оказывать всяческое содействие политическим объединениям и движениям, оказывать материальную помощь и иную поддержку, способствующую набору политических баллов, а также принимать участие в выборных процессах, в том числе посредством оказания содействия тем или иным политическим фракциям и кандидатам в повышении уровня рейтинга или популярности. В то же время косвенным примером взаимозависимости православных приходов и местных администраций может служить обеспечение первых связями с бизнес-структурами, муниципальными и государственными учреждениями (образовательными, медицинскими, пенитенциарными и др.), что в свою очередь, позволяет православным приходам получать дополнительную финансовую помощь и обеспечивать высокий уровень проведения мероприятий с большим числом участников, а те или иные выборные должностные лица используют свою приверженность к православным традициям как один из

4

инструментов по повышению своего рейтинга .

Тем не менее, это никак не препятствует адептам того или иного религиозного течения, в том числе из числа профессиональных служителей культа, принимать участие в народном волеизъявлении путем голосования наравне с другими гражданами. Приверженцы того или иного религиозного течения имеют свободу выбора и выражения своих политических убеждений и интересов наравне с остальными гражданами.

Конституция РФ - нормативный правовой акт, провозглашающий Российскую Федерацию светским государством и определяющий правовую основу при создании религиозных объединений, он является вектором, закрепляющим идеологическое и организационное многообразие, согласно которому в государстве нет ни одной религии, установленной в качестве

4 Подлесная М.А. Православные приходы в структуре отношений с властью на местах // Власть. 2015. № 5. С. 45-51.

государственной или признанной обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом5.

Принятый 26 сентября 1997 года закон № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» создал полноценную правовую основу для обеспечения конституционных прав граждан всех религий на свободу совести и вероисповедания, он регламентирует основные принципы взаимодействия государства с религиозными объединениями, закрепляет их статус, порядок создания, определяет юридические рамки благотворительной и миссионерской деятельности и законодательные рамки надзорно-контрольной функции государства.

Что касается законодательных ограничений деятельности религиозной организации, то данным законом определено два вида групп такой деятельности. К ним относятся, например, деятельность организаций, направленная на посягательство на права и свободы граждан и нарушения в сфере общественной безопасности, приверженность к экстремизму, а также деятельность, противоречащая целям, определенным уставом. В случае выявления противоправной деятельности организация может быть ликвидирована в судебном порядке, что влечёт за собой исключение религиозной организации из реестра действующих юридических лиц.

Имущественные вопросы религиозных организаций регулируются, в том числе, Федеральным законом от 30.11.2010 г. № 327-Ф3 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»6.

К числу подзаконных нормативных правовых актов, имеющих основным предметом регулирования деятельность религиозных объединений или затрагивающие их деятельность, относятся:

— Указ Президента РФ от 14.03.1996 г. № 378, регулирующий меры по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий;

— Распоряжение Президента РФ от 02.08.1995 г. № 357-рп «Об утверждении положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и его состава»;

— Постановление Правительства РФ от 09.07.1994 г. № 820 «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации и её персонального состава»;

5 Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 N 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И. В. Артемова и Д. А. Савина»). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50770/ (доступ от 14.07.2021).

6 Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/12180712/ (доступ от 03.07.2021).

— Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»;

— Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённое министром обороны.

Деятельность органов государственной власти субъектов осуществляется в соответствии с принципами, установленными Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Ее структура включает в себя следующие органы:

— законодательные или представительные органы государственной власти субъекта - областные Думы;

— высшие исполнительные органы государственной власти субъектов

- областные Администрации, возглавляемые высшими должностными лицами

- Губернаторами;

— мировые судьи;

— иные органы государственной власти субъектов, создаваемые в соответствии с положениями их Уставов и областными законами.

Местное самоуправление является самым распространённым представительным субъектом, представляющим гражданское общество. Основополагающим нормативным правовым актом в сфере местного самоуправления является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление в России состоит из следующих органов:

1) представительный орган муниципального образования;

2) глава муниципального образования;

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

4) контрольно-счетный орган муниципального образования;

5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Муниципальные власти наделены имущественной независимостью перед органами государственной власти, которая заключается в экономической самостоятельности и имеющемся праве распоряжаться муниципальной

п

собственностью по своему усмотрению, Нормативное и правовое регулирование отношений местных самоуправлений с религиозными объединениями на практике применяется редко, в связи с чем органы местного самоуправления самостоятельно определяют компетенцию по данным вопросам.

В контактах религиозных объединений с исполнительной властью предпринимаются попытки взаимного сотрудничества в рамках принятия решений, имеющих прямое отношение как к ключевым сферам общественной жизни, так и к интересам самой Церкви.

Формально к основным направлениям, по которым принято осуществлять взаимодействие органов государственной власти субъекта и местного самоуправления с местными религиозными объединениями относятся мероприятия, направленные на решение проблем в области профилактики экстремизма, в социальной сфере, здравоохранении, образовании, воспитании у граждан толерантности и патриотического воспитания подростков, пропаганды здорового образа жизни. Также осуществляется взаимодействие, направленное на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение, использование и популяризацию зданий и сооружений, имеющих

о

статус объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) . Указанные мероприятия проводятся в форматах конференций, дискуссионных встреч, круглых столов, региональных форумов, митингов. Такая деятельность охватывает значительный спектр социальных отношений и регулируется Федеральным законом о свободе совести. Результат такого взаимодействия чаще всего выражается в заключении соглашений и договоров о взаимном сотрудничестве. В то же время во всех вопросах, касающихся проектов, совместно реализуемых муниципальными властями и религиозными организациями, требуется тщательный подход к определению механизмов их реализации9. «Религиозные организации могут осуществлять благотворительную деятельность как самостоятельно, так и путем создания благотворительных организаций»10.

В силу ряда различных причин, государственные и муниципальные органы власти не всегда успешно и эффективно проводят работу в сфере благотворительности и социальной защиты. Часто данные органы власти не проявляют инициативу и заинтересованность в оказании содействия

7 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: https://rg.ru/2020/07/04/konstituciya-site-dok.html (доступ от 09.07.2021).

8 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)». URL: https://base.garant.ru/12127232/ (доступ от 04.07.2021).

9 Каневский К.Г. Социальное партнерство государства и религиозных объединений: проблемы правового регулирования // Право и жизнь. 2005. № 5. С. 195-196.

10 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях (с изменениями и дополнениями)». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (доступ от 09.07.2021).

религиозным объединениям в выполнении работы по социально значимым направлениям, не говоря о финансировании благотворительных проектов. Церковь и организованные структурные подразделения проводят такую работу в основном самостоятельно, при финансовой поддержке частных благотворителей, а также при поддержке грантовых конкурсов Президента РФ.

Таким образом, несмотря на провозглашение Российской Федерации государством светским, нормативно-правовое регулирование на федеральном уровне, учитывающее особую специфику деятельности религиозных организаций, можно признать достаточно совершенным. Однако на местном и региональном уровнях требуется активизация сотрудничества, направленного на развитие отношений и реализацию проектов, прежде всего по острым социально-значимым вопросам, отвечающим интересам общества. Активизация совместной деятельности в данном направлении способна оказать положительное влияние на общественные отношения и способствовать развитию связи государства и Церкви.

Возможным вариантом решения данной проблемы можно считать образование государственными и местными органами власти структурных подразделений, отвечающих за сотрудничество, взаимодействие и развитие отношений государственных и муниципальных властей с религиозными организациями. Большой вклад в решение подобных проблем мог бы внести Закон «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями», проект которого разработан, но по неизвестным причинам до настоящего времени не принят11.

Отдельно следует обозначить вопросы по регулированию органами местной власти направлений, связанных с уплатой религиозными организациями местных налогов.

На практике встречаются случаи, когда налоговые органы необоснованно предъявляют религиозным организациям требования об уплате земельного налога по предоставленному во временное пользование земельному участку для строительства объекта религиозного назначения.

Из закона следует, что земельные участки, принадлежащие церкви на праве срочной основы или на праве собственности, не облагаются земельным налогом, если на них находятся строения религиозного и благотворительного назначения. Религиозные организации освобождены от земельного налога в случаях, когда на таком участке расположено здание, имеющее статус памятника истории и культуры. При этом не имеет значение наличие на данном земельном участке сооружений иного назначения. В то же время данная норма не распространяется на участки, предоставленные как в собственность, так и во

11 Воронкова М.Л.Проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями в современной России // Конституционно-правовые проблемы эффективности публичной власти: теория и практика: по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию Конституции Российской Федерации. Саратов, 2018. С. 54-56.

временное владение религиозной организации и используемые в целях строительства или размещения объекта религиозного назначения.

Росреестр, действуя согласно своему регламенту, передает налоговым

органам сведения о недвижимости, правах на нее и сделках с ней и о

12

владельцах в Федеральную налоговую службу . Налоговый орган, руководствуясь нормами действующего законодательства, внутренними положениями формирует уведомление о необходимости уплаты земельного налога, т.к. на принадлежащем религиозной организации земельном участке нет здания или иного сооружения религиозного назначения, введенного в эксплуатацию и зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости. Учитывая, что налоговую базу в подобных случаях составляет кадастровая стоимость земельного участка, то земельный налог в размере до 1,5 % от кадастровой стоимости может быть непосильным для организации, существующей, в основном, за счет пожертвований прихожан, тогда как срок строительства храма может достигать нескольких лет. Регистрация права и постановка на кадастровый учет объекта незавершенного строительства на предоставленном земельном участке не может считаться основанием для освобождения от уплаты земельного налога, т.к. такой объект находится на стадии строительства и юридически не может быть пригоден для использования религиозной организацией по назначению.

Разрешение подобных ситуаций в основном зависит от проявляемой руководством религиозной организации инициативы, выраженной в отстаивании своих интересов путем обращения к должностным лицам органов местной власти для определения четкой правовой позиции по таким вопросам. В большинстве случаев результатом подобных обращений становится законодательная инициатива главы региона и иных уполномоченных лиц о внесении изменений в нормативные правовые акты субъектов, регулирующие указанные правоотношения. Так, при подобном взаимодействии и наличии политической воли главы региона в областные законы о налоговых льготах могут быть внесены изменения, включающие религиозные организации в перечень лиц, освобождающихся от уплаты транспортного налога. Примером может служить Областной закон о внесении изменений в областной закон «О налоговых льготах», принятый Смоленской областной Думой 29 сентября 2021 года, освобождающий от транспортного налога религиозные организации, а также образовательные организации, единственными учредителями которых

13

являются религиозные организации .

12 Приказ Федеральной налоговой службы от 5 февраля 2021 г. № ЕД-7-21/126 «О внесении изменений в приложения №№ 2, 3 к приказу Федеральной налоговой службы от 10.04.2017 № ММВ-7-21/302». URL: https://www.consultant.ra/document/coffi_doc_LAW_288663/755fb4a367ce40153f378043c084693de69055fc/ (доступ от 21.07.2021).

13 Закон Смоленской области от 30.11.2011 N 114-з (ред. от 29.09.2021) «О налоговых льготах» (принят Смоленской областной Думой 30.11.2011). URL: https://admin-smolensk.ru/files/637/oz-ot-30-11-2011-n-114-z-.pdf (доступ от 08.07.2021).

В связи с этим важно отметить, что взаимодействие высших государственных органов власти и религиозных объединений в настоящее время имеет устойчивый характер, в то время как взаимоотношения органов власти на местах с местными религиозными объединениями по многим ключевым направлениям требуют согласованности в действиях при решении общих задач, а нормативная база нуждается в модернизации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимоприемлемый диалог Церкви с государственными и муниципальными органами власти, независимо от их уровня, должен сопровождаться разработкой и внесением нормативных актов по тем направлениям, которые отвечают за взаимодействие во благо решения социально-значимых вопросов в обществе.

Список источников и литературы

1. Воронкова М.Л. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями в современной России // Конституционно-правовые проблемы эффективности публичной власти: теория и практика: по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию Конституции Российской Федерации. Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2018. С. 54-56.

2. Закон Смоленской области от 30.11.2011 N 114-з (ред. от 29.09.2021) «О налоговых льготах» (принят Смоленской областной Думой 30.11.2011). URL: https://admin-smolensk.ru/files/637/oz-ot-30-11-2011-n-114-z-.pdf (доступ от 08.07.2021).

3. Каневский К.Г. Социальное партнерство государства и религиозных объединений: проблемы правового регулирования // Право и жизнь. 2005. № 5. С. 195-234.

4. Козлов М., прот. Церковь и государство: историческая ретроспектива и современная ситуация». URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/930676.html (доступ от 03.07.2021).

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: https://rg.ru/2020/07/04/konstituciya-site-dok.html (доступ от 09.07.2021).

6. Медведев А.В. Организация и осуществление взаимодействия органов государственной власти с религиозными организациями в Российской Федерации // Марийский юридический вестник. 2012. № 9. С. 119-124.

7. Официальный сайт Русской Православной Церкви. Вкладка - организации. URL: http://www.patriarchia.ru/db/organizations/30968/ (доступ от 09.07.2021).

8. Подлесная М.А. Православные приходы в структуре отношений с властью на местах // Власть. 2015. № 5. С. 45-51.

9. Приказ Федеральной налоговой службы от 5 февраля 2021 г. № ЕД-7-21/126 «О внесении изменений в приложения №№ 2, 3 к приказу Федеральной налоговой службы от 10.04.2017 № ММВ-7-21/302». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288663/755fb4a367ce40153f378043c08469 3de69055fc/ (доступ от 21.07.2021).

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 N 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И. В. Артемова и Д. А. Савина»). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50770/ (доступ от 14.07.2021).

11. Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/12180712/ (доступ от 03.07.2021).

12. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)». URL: https://base.garant.ru/12127232/ (доступ от 04.07.2021).

13. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях (с изменениями и дополнениями)». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (доступ от 09.07.2021).

Metropolitan of Smolensk and Dorogobuzh Isidor (Tupikin Roman Vladimirovich) Smolensk Orthodox Theological Seminary

The legal basis and spheres of interaction of State authorities of the constituent entities of the Russian Federation and local self-government bodies with religious organizations of the Russian Orthodox Church

Abstract: The article analyzes the key areas of cooperation and interaction of State authorities of the constituent entities of the Russian Federation and local self-government bodies with religious organizations, in particular with centralized religious organizations and Orthodox parishes of the Russian Orthodox Church. The normative acts regulating these relationships are considered. Some conclusions are drawn regarding the possible development of mutual cooperation, including those affecting the interests of the Russian Orthodox Church. The main purpose of this research is to study the main directions of interaction between State and municipal authorities of the constituent entities of the Russian Federation and religious organizations, in particular the bodies of the Russian Orthodox Church. Both prospects and challenges in the development of such relations are determined.

Keywords: secular state; religious organization; religious activity; State authorities of the constituent entities of the Russian Federation; local self-government bodies; normative legal acts.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Voronkova M.L. 2018. Problemy vzaimodeistviia organov gosudarstvennoi vlasti i organov mestnogo samoupravleniia s religioznymi organizatsiiami v sovremennoi Rossii [Problems of interaction between public authorities and local self-government bodies with religious organizations in modern Russia]. Konstitutsionno-pravovye problemy effektivnosti publichnoi vlasti: teoriia i praktika: po materialam Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi 25-letiiu Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii [Constitutional and legal problems of the effectiveness of public power: theory and practice: based on the materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 25th anniversary of the Constitution of the Russian Federation]. Saratov, 2018, pp. 54-56.

Zakon Smolenskoi oblasti ot 30.11.2011 N 114-z (red. ot 29.09.2021) «O nalogovykh I'gotakh» (priniat Smolenskoi oblastnoi Dumoi 30.11.2011) [Law of the Smolensk region of 30.11.2011 N 114-z (as amended on 29.09.2021) «On tax benefits» (adopted by the Smolensk Regional Duma on 30.11.2011)]. Available at: https://admin-smolensk.ru/files/637/oz-ot-30-11-2011-n-114-z-.pdf (accessed: 08.07.2021).

Kanevskii K. Sotsial'noe partnerstvo gosudarstva i religioznykh ob"edinenii: problemy pravovogo regulirovaniia [Social partnership of the state and religious associations: problems of legal regulation]. Pravo i zhizn' - Law and Life, 2005, no. 5, pp. 195-234.

Kozlov M., prot. Tserkov' i gosudarstvo: istoricheskaia retrospektiva i sovremennaia situatsiia [Church and State: Historical Retrospective and Modern Situation]. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/print/930676.html (accessed: 03.07.2021).

Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniiami, odobrennymi v khode obshcherossiiskogo golosovaniia 01.07.2020) [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020)]. Available at: https://rg.ru/2020/07/04/konstituciya-site-dok.html (accessed: 09.07.2021).

Medvedev A.V. Organizatsiia i osushchestvlenie vzaimodeistviia organov gosudarstvennoi vlasti s religioznymi organizatsiiami v Rossiiskoi Federatsii [Organization and implementation of interaction of public authorities with religious organizations in the Russian Federation]. Mariiskii iuridicheskii vestnik -Mariyskiy juridical bulletin, 2012, no. 9, pp. 119-124.

Ofitsial'nyi sait Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. Vkladka - organizatsii [The official website of the Russian Orthodox Church. Tab - Organizations]. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/organizations/30968/ (accessed: 09.07.2021).

Podlesnaia M.A. Pravoslavnye prikhody v strukture otnoshenii s vlast'iu na mestakh [Orthodox parishes in the structure of relations with local authorities]. Vlast' - Power, 2015, no. 5, pp. 45-51.

Prikaz Federal'noi nalogovoi sluzhby ot 5 fevralia 2021 g. № ED-7-21/126 «O vnesenii izmenenii v prilozheniia №№ 2, 3 kprikazu Federal'noi nalogovoi sluzhby ot 10.04.2017 № MMV-7-21/302» [Order of the Federal Tax Service of February 5, 2021 No. Efl-7-21 / 126 «On Amending Appendices Nos. 2, 3 to the Order of the Federal Tax Service No. MMB-7-21 / 302 dated April 10, 2017»]. Available at:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288663/755fb4a367ce40153f378043c08469 3de69055fc/ (accessed: 21.07.2021).

Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 15.12.2004 N 18-P «Po delu o proverke konstitutsionnosti punkta 3 stat'i 9 Federal'nogo zakona "O politicheskikh partiiakh" v sviazi s zaprosom Koptevskogo raionnogo suda goroda Moskvy, zhalobami obshcherossiiskoi obshchestvennoipoliticheskoi organizatsii "Pravoslavnaiapartiia Rossii" i grazhdan I.V. Artemova i D.A. Savina») [Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of December 15, 2004 N 18-P «In the case of checking the constitutionality of paragraph 3 of Article 9 of the Federal Law» On Political Parties «in connection with the request of the Koptevsky District Court of Moscow, complaints of the All-Russian public political organization» Orthodox Party of Russia «and citizens I.V. Artemova and D.A. Savina»)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50770/ (accessed: 14.07.2021).

Federal'nyi zakon ot 30 noiabria 2010 g. N 327-FZ «Operedache religioznym organizatsiiam imushchestva religioznogo naznacheniia, nakhodiashchegosia v gosudarstvennoi ili munitsipal'noi sobstvennosti» (s izmeneniiami i dopolneniiami) [Federal Law of November 30, 2010 N 327-FZ «On the Transfer to Religious Organizations of Property of Religious Purpose in State or Municipal Ownership» (with amendments and additions)]. Available at: https://base.garant.ru/12180712/ (accessed: 03.07.2021).

Federal'nyi zakon ot 25 iiunia 2002 g. N 73-FZ «Ob ob"ektakh kul'turnogo naslediia (pamiatnikakh istorii i kul'tury) narodov Rossiiskoi Federatsii (s izmeneniiami i dopolneniiami)» [Federal Law of June 25, 2002 N 73-FZ "On cultural heritage sites (historical and cultural monuments) of the peoples of the Russian Federation (with amendments and additions)"]. Available at: https://base.garant.ru/12127232/ (accessed: 04.07.2021).

Federal'nyi zakon ot 26 sentiabria 1997 g. N 125-FZ «O svobode sovesti i o religioznykh ob"edineniiakh (s izmeneniiami i dopolneniiami)» [Federal Law of September 26, 1997 N 125-FZ «On freedom of conscience and on religious associations (with amendments and additions)»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (accessed: 09.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.