Научная статья на тему 'О некоторых проблемах участия верующих граждан во взаимодействии государства и религиозных организаций'

О некоторых проблемах участия верующих граждан во взаимодействии государства и религиозных организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозные организации / государственно-конфессиональные отношения / взаимодействие государства и религиозных организаций / взаимодействие Русской Православной Церкви и органов государственной власти / участие верующих граждан в взаимодействии государства и религиозных организаций / religious organizations / church-state relations / cooperation between the state and religious organizations / the interaction of the Russian Orthodox Church and the public authorities / the participation of the faithful citizens in the cooperation between the state and religious organizations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марков Тимофей Андреевич

В статье проведен краткий обзор проблемы участия верующих граждан во взаимодействии государства и религиозных организаций на примере Русской Православной Церкви, а также предлагается вариант решения обозначенной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some problems of the participation of the faithful citizens of the interaction between the state and religious organizations

The article gives a brief overview of the problem of the participation of religious citizens in the interaction of the state and religious organizations on the example of the Russian Orthodox Church, and offers solutions to the problems indicated.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах участия верующих граждан во взаимодействии государства и религиозных организаций»

О некоторых проблемах участия верующих граждан во взаимодействии государства и

религиозных организаций.

On some problems of the participation of the faithful citizens of the interaction between the

state and religious organizations.

Марков Тимофей Андреевич,

Магистрант 2 курса СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург E-mail: timofeY.markov@gmail.com

Научный руководитель Шишкин Владимир Владимирович,

кандидат исторических наук, доцент

Markov Timothy

2 course magistrate of State and municipal management in NWIMRANEPA,

Saint-Petersburg

Scientific adviser: Shishkin Vladimir,

Candidate of Historical Sciences, senior lecturer

Аннотация

В статье проведен краткий обзор проблемы участия верующих граждан во взаимодействии государства и религиозных организаций на примере Русской Православной Церкви, а также предлагается вариант решения обозначенной проблемы.

Ключевые слова:

религиозные организации, государственно-конфессиональные отношения, взаимодействие государства и религиозных организаций, взаимодействие Русской Православной Церкви и органов государственной власти, участие верующих граждан в взаимодействии государства и религиозных организаций.

Abstract.

The article gives a brief overview of the problem of the participation of religious citizens in the interaction of the state and religious organizations on the example of the Russian Orthodox Church, and offers solutions to the problems indicated.

Keywords:

religious organizations , church-state relations , cooperation between the state and religious organizations , the interaction of the Russian Orthodox Church and the public authorities , the participation of the faithful citizens in the cooperation between the state and religious organizations.

За прошедшие тысячелетия характер отношений церкви и государства изменялся и трансформировался неоднократно и существенно. Первохристиане (начало 30-х годов 1 века - 325 год), являясь по преобладающему своему составу народным движением, выполняли свои гражданские обязанности (платили подати, исполняли законы), но свое предпочтение отдавали слову Божию. В государственной жизни они были

пассивны. Появился новый идеал общения людей не в земном государстве, а в церковном союзе. Отсюда, по мнению Булгакова С. Н., началась борьба между церковью и государством.[1, С.115]

Средневековая церковь (476 год - 1492 год) вступила в открытое противодействие с государством, стремилась подорвать его принципы, отрицало светскую культуру, считая ее безбожной. Именно в этот период возникает идея об отделении церкви от государства. Церковь стремится укрепить свою власть над государством передав ему лишь функции внутренней и внешней защиты. В этот период принудительной церковности противопоставляется идеал свободной личности и свободной религиозной совести.

В период Реформации (1517 год - 1648 год) происходит отделение церкви от государства. Церковь наряду с политикой, семьей и хозяйством становится одной из сторон человеческой жизни. В России церковь подчинена политическим интересам и становится главной опорой самодержавия, теряя при этом свое истинное предназначение.

Церковь Нового времени (1640 год - 1914 год) становится слабой, ее влияние ограничивается незначительными сферами общественной жизни (регистрация актов гражданского состояния, начальная школа). Церковь больше понимается как храм, сооружение для отправления культовых нужд.

Последнее столетие в России ознаменовано целым рядом серьезных катаклизмов и изменений - Первая мировая война, революция, гражданская война, Великая отечественная война, перестройка, распад СССР, в результате которых менялись и разрушались духовные, культурные и материальные ценности. Постоянно изменялся вектор политического и экономического развития, опыт предыдущих поколений признавался враждебным, зачастую уничтожался.[2]

Такой важнейший стабилизирующий на протяжении многих веков для России институт, как церковь, был практически выведен из общественной жизни страны на 70 лет. Репрессиям и уничтожению подверглось огромное количество священников и других служителей церкви. Здания храмов разрушались либо переоборудовались под иные цели.

С распадом СССР церковь и другие религиозные организации вернулись в общественную жизнь

страны.

По данным Росстата РФ по состоянию на 27 апреля 2015 года в Российской Федерации зарегистрировано 27 496 религиозных организаций3.

Не смотря на закрепленную в части 2 статьи 14 Конституции РФ4 отделенность религиозных организаций от государства, вопрос взаимодействия государства с религиозными организациями не перестает быть важным и для современной России.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О свободе совести и о религиозных объединениях"5 государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Ограничивается ли взаимодействие религиозных организаций и государства вопросами налоговых льгот, предоставлением материальной помощи на реставрацию культовых сооружений и обеспечением образовательной деятельности в учреждениях, созданных религиозными организациями?

Представляется, что это лишь минимум закрепленных государством его обязательств по материальной поддержке религиозных организаций.

Круг вопросов взаимодействия государства и религиозных организаций значительно шире и глубже.

В 1995 году создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, являющийся консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента РФ, касающихся взаимодействия Президента РФ с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.6 Основными функциями Совета являются обеспечение взаимодействия Президента РФ с религиозными объединениями и содействие укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

3 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (дата обращения 06.10.2015 г.)

4 Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201408010002 (дата обращения 06.10.15 г.)

5 Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // "Собрание законодательства РФ" от 29.09.1997. N 39. ст. 4465

6 Распоряжение Президента РФ от 02.08.1995 N 357-рп (ред. от 28.06.2010) «Об утверждении Положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и его состава"// Собрание законодательства РФ от 07.08.1995. N 32. ст. 3294

Действующий состав Совета утвержден Распоряжением Президента РФ «О Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ».7

Особая роль в укреплении межкультурного диалога, включая его религиозное измерение, и становлении культуры мира принадлежит церкви. Международное межконфессиональное сотрудничество Русской православной церкви и других традиционных для России религий, в том числе в части организации за рубежом культурно-просветительских мероприятий, способно вносить существенный вклад в расширение духовных связей между людьми и народами и является одной из приоритетных задач в сфере международного культурно -гуманитарного сотрудничества.8

С целью укрепления стратегической и региональной стабильности Россия, как многонациональное и многоконфессиональное государство, активно взаимодействует с Русской православной церковью и другими религиозными организациями страны, противодействуя экстремизму, радикализации общественных настроений, нетерпимости, дискриминации и разделению по этническому, конфессиональному,

9

лингвистическому, культурному и иным признакам.

Представитель Русской православной церкви, входит в состав Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, созданный в целях совершенствования государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также содействия развитию институтов гражданского общества.10

Об увеличении значимости этнической и религиозной самоидентификации говорится в Методических рекомендаций по разработке региональной программы по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России.11

Таким образом, взаимодействие государства и религиозных организаций выстраивается по целому кругу вопросов культурного, политического и международного значения.

Субъектами государственно-конфессиональных отношений выступают [3, С. 19]:

органы государственной власти, государственные учреждения и организации (образовательные, научные, культурные, и др.);

религиозные организации и религиозные группы, их руководящие либо координирующие органы, духовные образовательные учреждения, а также созданные при участии религиозных организаций учреждения и иные организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.26 Гражданского кодекса РФ12 религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Таким образом, религиозная организация это прежде всего объединение граждан или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры.

Наибольший интерес среди общественности вызывают взаимоотношения церкви и государства на федеральном или региональном уровнях, когда, с одной стороны, выступают федеральные или региональные органы государственной власти Российской Федерации, и централизованные религиозные организации (объединения религиозных организаций), с другой стороны.

7 Распоряжение Президента РФ от 07.02.2004 N 47-рп (ред. от 15.01.2016) "О Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ от 16.02.2004. N 7. ст. 512

8 Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества"(утв. Президентом РФ 18.12.2010)/Правовая система Консультант плюс. URL: http://base.consultant.ru (дата входа 25.03.2016)

9 "Концепция внешней политики Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 12.02.2013). Официальный сайт Администрации Президента РФ. URL: www.kremlin.ru (дата обращения 25.03.2016 г.)

10 Указ Президента РФ от 01.02.2011 N 120 (ред. от 18.02.2016) "О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека" (вместе с "Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека")// Собрание законодательства РФ" от 07.02.2011. N 6. ст. 852

11 Приказ Минрегиона России от 11.10.2013 N 440 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной программы по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России"/ Правовая система Консультант плюс. URL: http://base.consultant.ru (дата входа 25.03.2016)

12 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994

Из общего количества зарегистрированных в Российской Федерации религиозных организаций, 16 976 относятся к Русской Православной Церкви (далее также РПЦ),13 в связи с чем чаще других с государством взаимодействует именно РПЦ или подведомственные ей учреждения.

РПЦ является конфессиональной централизованной религиозной православной организацией,

14

зарегистрированной в качестве юридического лица .

В соответствии со статьей 1 Главы II Устава РПЦ высшая власть в РПЦ принадлежит Поместному

собору.

Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, включаемых в состав Поместного Собора по должности или избираемых, в соответствии с Положением о составе Поместного Собора15.

В соответствии с пунктом 13 Положения о составе Поместного Собора РПЦ для участия в Поместном соборе избираются два делегата от каждой епархии — один приходской клирик и один мирянин, избранные тайным голосованием на епархиальном собрании16.

К примеру, в Санкт-Петербургской епархии зарегистрировано 220 приходов и 269 приходских храмов.

17

Получается, что представительство верующих граждан (мирян) на Поместном соборе является крайне скромным. А сами представители-миряне даже не учитываются при определении кворума18, в связи с чем их отсутствие не влияет на легитимность Поместного собора. Не понятна процедура их избрания в епархии для участия в Поместном соборе.

Таким образом, РПЦ, являясь религиозной организацией в смысле статьи 123.26 Гражданского кодекса РФ, не создана непосредственно верующими православными гражданами Российской Федерации - мирянами, они не участвуют в формировании органов управления РПЦ, а их участие в делах РПЦ крайне ограничено.

В соответствии с пунктом 1 Главы XVI Устава РПЦ миряне совместно с клиром, являются общиной православных христиан, объединенных при храме и образующих приход.19

Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея. Для получения статуса юридического лица приход регистрируется государственными органами в порядке, определяемом законодательством страны нахождения прихода. Границы приходов устанавливаются епархиальным советом.20

Органом управления прихода является приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем приходского собрания. 21

Деятельность прихода ограничевается заботами храма и не распространяется на общие дела РПЦ, в том

22

числе и по вопросам ее взаимодействия с органами государственной власти. 22

Получается, что отсутствует четкий юридический механизм, позволяющий представителям «фундамента» РПЦ - членам конкретного прихода участвовать в общих делах РПЦ, в том числе активно обсуждать вопросы, разрешаемые РПЦ при взаимодействии с органами государственной власти.

Сложившийся порядок взаимодействия централизованных религиозных организаций и государства, непосредственно через их высшие органы управления, не раз становился предметом критики со стороны некоторых авторов[4, С.4], как исключающий участие основной массы верующих во взаимодействии РПЦ и органов государственной власти.

С указанной позицией нельзя не согласиться, так как привлечение более широкого круга участников, не только верующих граждан, но журналистов, юристов, экспертов и других заинтересованных лиц, к

13 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ruwps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (дата обращения 06.10.2015)

14 статья 5 Главы I Устава Русской Православной Церкви/Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133115.html (дата обращения 06.10.2015)

15 статья 2 Главы II Устава Русской Православной Церкви/Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133117.html (дата обращения 07.10.2015)

16 Положение о составе Поместного Собора/ Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2777480.html - дата обращения 07.10.2015 г

17 Официальный сайт Санкт-Петербургской Метрополии РПЦ. URL: http://mitropolia.spb.ru/about/ (дата обращения 07.10.2015)

18 статья 7 Главы II Устава Русской Православной Церкви/Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133117.html (дата обращения 07.10.2015)

19 Устав Русской Православной Церкви/Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133141.html (дата обращения 07.10.2015)

20 Устав Русской Православной Церкви /Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133141.html (дата обращения 07.10.2015)

21 статья 34 Главы XVI Устава Русской Православной Церкви/Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133141.html (дата обращения 07.10.2015)

22 статья 43 Главы XVI Устава Русской Православной Церкви/Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133141.html (дата обращения 07.10.2015)

государственно-конфессиональному общению может принести только пользу и сделать процесс взаимодействия религиозных организаций и государства более эффективным.

Но все-таки главным и первичным является, прежде всего, более активное вовлечение в процесс взаимодействия государства и религиозных организаций именно верующих граждан, составляющих основу религиозной организации.

Учет их мнения важен при формировании позиции церкви по многим вопросам взаимодействия с государственными органами (вопросам семьи, детства, образования, культуры).

Разрешить данную ситуацию позволило бы закрепление в Уставе РПЦ права приходов на выбор своих представителей для участия в Поместном соборе.

Создание прозрачной юридической конструкции участия верующих граждан в делах своей религиозной организации позволило бы придать результату взаимодействия государства и религиозной организации большую легитимности и исключило бы дальнейшее появление озвученный выше критики со стороны общественности.

Список литературы

1. Градировский, С. Н. Преодолевая государственно-конфессиональные отношения: Сборник статей /Под общ. ред. С.Н. Градировского. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2003.

2. Сизова, Н. Е. Церковь и государство у С. Н. Булгакова/Н. Е. Сизова - Котрома: Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014.№ 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Шахов М. О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. -2-е изд. Доп. - М. : Издательство сретенского монастыря, 2013.

4. Шелехов, А.М. Основные положения стратегии устойчивого развития России / А.М. Шелехов- М.,

2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.