Научная статья на тему 'Международная деятельность Русской Православной Церкви: внешнеполитические позиции и сотрудничество с государством'

Международная деятельность Русской Православной Церкви: внешнеполитические позиции и сотрудничество с государством Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2253
515
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ГОСУДАРСТВО / STATE / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Безбородов Михаил Иванович

В статье автор рассматривает международную деятельность Русской Православной Церкви на современном этапе и выделяет основные направления сотрудничества церкви и государства во внешней политике. Автор показывает взгляд церкви на проблему международных отношений и на роль России в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International activity of the Russian Orthodox Church: foreign policy and state collaboration

In this article the author examines the international activities of the Russian Orthodox Church in our days and singles out its main orientations in the foreign policy in collaboration with the state. The author shows the Church's attitude to the international relationships and on the Russia's role in modern world.

Текст научной работы на тему «Международная деятельность Русской Православной Церкви: внешнеполитические позиции и сотрудничество с государством»

международная деятельность русской православной церкви: внешнеполитические позиции и сотрудничество с государством

УДК 281.2

Внутренняя жизнь Русской Православной Церкви (РПЦ) определяется ее вероучительными установками и каноническими принципами. Внешняя деятельность и положение внутри государства, а также связь с обществом выходит за рамки догматических границ и церковь выстраивает эту связь при учете всей специфики политической системы и взаимодействии ее элементов. Поэтому представляется весьма интересным обратиться к анализу внешнеполитических позиций РПЦ, обозначить ее основные интересы, выделить проблемы и соотнести это с внешнеполитическими интересами и действиями Российской Федерации в контексте вектора складывающихся церковно-государствен-ных отношений на современном этапе.

Распад СССР для РПЦ был остро связан с вопросом сохранения церковного единства епархий и приходов на его территории в своей канонической юрисдикции. Поэтому еще до официальной даты роспуска СССР и подписания Беловежских соглашений Священный Синод РПЦ на основании анализа политических процессов происходивших в национальных республиках принял церковную формулу: «Несколько государств - один патриархат» и постановил: «Границы патриархата необязательно должны совпадать с государственными границами... Патриархат - это не политическое, не национальное и даже не географическое понятие. Патриархат есть церковно-каноническая реальность, образованная для поддержки единства и соборности входящих в него структур» [6].

Московский Патриархат* провел переконфигурацию своего административного устройства, адаптируясь к национальному суверенитету новых стран. Уже

М.И. БЕЗБОРОДОВ

в 1990 г. самостоятельность в административных, гражданских и хозяйственных делах получила Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП), в 1993 г. - Латвийская, Эстонская и Молдавская. Статус самоуправляемых церковных подразделений предполагал сохранение за РПЦ права утверждать главу самостоятельной церкви, ее статус, устав, осуществлять высшую судебную власть над епископами самоуправляемых церквей и представлять их в отношениях с другими поместными церквями [16, с.28]. Предпринятые шаги РПЦ позволили сохранить свое влияние, культурное и духовное единство на территории бывшего СССР на основании строгих канонических принципов. В свою очередь политическая элита национальных государств (прежде всего, Украины и Молдавии на первоначальном этапе), предпринимают усилия для достижения полной церковной независимости от Москвы (создание так называемой национальной Поместной церкви) или переподчинения местной православной общины другому православному центру -Константинопольскому патриархату.

В свою очередь одной из болезненной точек в этом вопросе для РПЦ является вопрос Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, так как эта церковная организация является неотъемлемой частью РПЦ. Суть конфликта в Украине заключается в том, что население, сохраняющее верность Московской патриархии, выступает, как правило, за тесное сотрудничество с Россией - вплоть до объединения обоих государств. В свою очередь, высшая политическая элита Украины, включая президента В.Ющенко поддерживает непризнанный в Православном

* Московский Патриархат - другое официальное наименование Русской Православной Церкви

мире Киевский Патриархат, который возглавляет отлученный от церкви и лишенный всех степеней священства бывший патриарший экзарх всея Украины, митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) [12]. Целью организации на государственном уровне празднования 1020-летия Крещения Руси в июле 2008 г. на Украине для украинской политической элиты было добиться от Константинопольского патриархата в обход РПЦ создания национальной поместной церкви - Киевского Патриархата во главе с «патриархом» Филаретом (Денисенко). Путем дипломатических усилий высшего церковного руководства РПЦ с Константинопольской патриархией и открытая поддержка позиции РПЦ российской политической элитой и самого государства этого удалось избежать и сохранить существующий статус [17].

После распада СССР РПЦ прямо оказалась вовлечена в решение вопросов русскоязычного населения потому, что ее структуры непосредственно присутствовали в конфликтных зонах. В отличие от Российской Федерации, суверенитет которой не распространялся на русских, оказавшихся за ее пределами, церковь сохранила каноническую связь с православными общинами бывших союзных республик. «Под омофором Московского Патриархата находятся некоторые нерусскоязычные и даже неславянские православные народы, например народ Молдавии. Но все-таки значительную часть нашей паствы составляют этнические русские, или так называемое русскоязычное население» [1; с. 54]. К тому же в некоторых республиках (Украина, Эстония, Молдавия) межнациональное противостояние приобрело ярко выраженное религиозное измерение, хотя и различное в каждом из трех государств. Поэтому там оказалось невозможным добиться национального примирения, не решив религиозные проблемы.

РПЦ последовательно выступает за интеграционные процессы на постсоветском пространстве, прежде всего, среди стран с большинством православного населения. Вследствие чего РПЦ на самом высоком уровне поддерживает интеграционные процессы с Белоруссией. Приори-

тетным направлением выступает и единство в рамках славянского треугольника «Россия - Украина - Белоруссия». Церковь подчеркивает искусственный характер этого разрыва: «Наша церковь исторически связана с Киевской Русью, давшей жизнь белорусскому, русскому и украинскому народам, и поэтому историческая общность и братство славянских народов, крещенных в единой купели не должны разрушиться. При государственной самостоятельности мы должны остаться духовно едиными...» [11].

Становление российской внешней политики в 1990-е годы сопровождалось подключением к этому процессу общественных институтов, обеспечивавших отечественной дипломатии более широкую поддержку. К числу таких новых акторов относилась и РПЦ. Ее высшие иерархи активно содействовали таким, например, дипломатическим акциям государства, как заключение союзных договоров с Белоруссией, миротворчество на Балканах и ближневосточное урегулирование. Церковь стала самостоятельно поддерживать контакты с ООН, ОБСЕ, ЕС и другими международными организациями. Более интенсивный характер приобрели ее связи с иными православными церквями, конфессиями и религиями [15].

В мае 2001 г. выступая на конференции «Религия и дипломатия» в Дипломатической академии МИД РФ митрополит Кирилл (в настоящее время патриарх) обозначил четыре основных направления сотрудничества между государством и РПЦ во внешней политике [8]:

1) возвращение в собственность России и Русской православной церкви архитектурной и художественной собственности, утраченной после 1917-го из-за отказа советского правительства от культовых зданий за границей;

2) «...защита прав наших соотечественников в ближнем и дальнем зарубежье, в том числе и прав верующих»;

3) миротворчество на постсоветском пространстве и содействие исключению религиозного фактора из конфликтов «в случае возникновения межнационального противостояния на пространстве бывшего СССР»;

4) совместное отстаивание многополярного устройства глобального мира;

Остановимся на этом более подробно и обозначим наметившиеся тенденции.

Сегодня за пределами РФ РПЦ имеет 316 приходов и 16 монастырей, где служат 8 архиереев и 354 священнослужителя (282 священника и 72 диакона), действует 89 воскресных школ за исключением Русской Зарубежной Церкви [10].

В период с 2004 по 2008 годы построено и приобретено в собственность РПЦ 24 объекта недвижимости. Осуществляется строительство православных храмов в Риме, Гаване, Токио, Улан-Баторе. Построен храм при посольстве Российской Федерации в Боливии, строятся храмы при посольствах России в Пекине и Стамбуле. Кроме того, за отчетный период приобретены в собственность Русской Православной Церкви храмовые здания в городе Киле (Германия), городе Хобро (Дания), храмовые комплексы с домами в городах Гамбурге и Ульме (Германия), крупный монастырский комплекс в Амстердаме (Голландия), два домовых храма на острове Сардиния. Приобретен дом в центре Рима для епархиального и паломнического центра [9].

Важным событием для РПЦ стала передача Российской Федерации комплекса зданий Подворья РПЦ в городе Бари (Италия) при непосредственном участии президента РФ Д.Медведева [5]. В марте 2009 г. Премьер-министр РФ В. Путин поручил министерству иностранных дел оформить право собственности России на храм Святой Екатерины в Риме, а также поручил Росимуществу совместно с МИД провести необходимые юридические процедуры по передаче здания церкви в безвозмездное пользование РПЦ при условии обеспечения пользователем расходов по содержанию здания и его сохранности [14].

Сегодня Русские православные храмы возведены и в европейских столицах, и в странах Латинской Америки, Азии, Африки. Реставрируются или создаются вновь храмовые здания при российских посольствах. РПЦ активно расширяет свою инфраструктуру за границей и свое духовное присутствие для «окормления»

русскоязычного населения за пределами РФ, ей при патронаже государства возвращается утраченная собственность, при дипломатических представительствах РФ реставрируются и создаются новые храмы, образуются новые приходы.

Одной из стратегических задач патриаршества Алексия II было преодоления раскола между РПЦ и РПЦ Заграницей, образовавшегося после появления декларации митрополита Сергия (Старогородского) 1927 г. о признании советской власти [18]. Сдвинуть этот процесс помогли новые внешне политические ориентиры президента В. Путина и его содействие в этом процессе. Так, в сентябре 2003 года в Генеральном консульстве России в Нью-Йорке состоялась встреча Президента РФ В.В. Путина с Председателем Архиерейского Синода Русской зарубежной церкви митрополитом Нью-Йоркским и Восточно-Американским Лавром. В.В. Путин передал митрополиту Лавру письмо от Святейшего Патриарха Алексия. От своего имени и от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Президент пригласил митрополита Лавра посетить Россию [13]. Подписанием 17 мая мае 2007 г. Акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ был преодолен раскол с достаточно крупной частью русского православного мира в дальнем зарубежье. При подписании «Акта о каноническом общении» в храме Христа Спасителя президентом России было отмечено, что данное событие «поистине всенародного, исторического масштаба и огромного нравственного значения» [16], возрождение церковного единства - «это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего «русского мира», одной из духовной основ которого всегда была православная вера» [4]. Однако часть приходов РПЦЗ - в основном находящихся в Латинской Америке, - отказались признать результаты переговорного процесса и ушла в раскол.

В основе внешнеполитических действий РПЦ лежат общественно-политические ориентиры, которые отражают ее взгляд на общественно-значимые проблемы, а также отражают роль России в современном мире. В середине 1999 г. в общем виде общественно-политические

ориентации РПЦ были изложены в статьях Патриарха Алексея II «Мир на перепутье» и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата, «Норма веры, как норма жизни» [20]. Наиболее полно высказанные общественно-политические ориентации РПЦ были отражены в «Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви»** (ОСК РПЦ), принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 г.

В свою очередь идеологический базис РПЦ основан на противодействии распространению западных стандартов мышления в России, т.к. по мнению РПЦ для страны опасна интеграция либерального и западного образа мыслей и политика основных стран запада, в первую очередь США, свидетельствует о такой направленности. В подтверждение этому является американский стратегический план по внешней политике на 2007 - 2012 гг., где прямо говорится о намерениях оказывать влияние на Россию: «Мы будем взаимодействовать с Россией, там, где мы можем это делать продуктивно, но при поддержке наших европейских и других союзников будем отстаивать ценности демократии, прав человека и свободы в этой стране и давать отпор негативному поведению» [2].

Наиболее важными составляющими идеологической ориентации РПЦ являются: осуждение либерального (западного) мировоззрения как безрелигиозного и индивидуалистического. Идеологическая позиция церкви сводится к тому, что «существуют и имеют не меньшее право на существование и «традиционные» мировоззрения - исламское, православное, и другие, явно религиозно обоснованные и более или менее укорененные в жизни других (не западных) народов. Здесь идет речь не о религиях, но о культурных комплексах, определяющих всю жизнь того или иного народа. Мировой порядок должен в

равной мере ориентироваться на все эти мировоззрения» [3]; утверждается необходимость сохранения религиозной, национальной, цивилизованной идентичности [19]. Церковь отстаивает право сообществ и сохранение социально-культурного своеобразия государств и связывает универсализм с политической сферой, утверждая, что социально-политическое бытие народов определяет их историческое развитие и культурные особенности. Вследствие чего на фоне глобальных тенденций человечество должно формироваться как сообщество, состоящее из различных ци-вилизационных групп [8]. Фактически РПЦ предлагает своеобразную версию мульти-культурализма [3].

В 2004 г. министр иностранных дел РФ И. Иванов выступая на VIII Всемирном русском народном соборе обозначил одну из основных внешнеполитических задач России - «сохранение духовной и культурной самобытности является для нашей страны и для всей Православной цивилизации одним из крупнейших вызовов XXI века. Могут спросить: а в чем заключается самобытность применительно к внешней политике? Думаю, что речь должна идти, прежде всего, о том, чтобы внешняя политика государства строилась с учетом объективных особенностей его геополитического положения, экономики и культуры, его исторических и духовных корней. Только на такой основе можно выработать правильное понимание национальных интересов страны» [7].

Заявка России на построение многополярного мира и отстаивание своей самобытности поддерживается РПЦ и ведет к осмыслению своей роли и места в православном мире [16, с.28]. Каноническое православие сегодня насчитывает 15 Поместных Православных церквей, где РПЦ занимает 5 место вслед за древними восточными патриархатами - Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. Ранее

** Основы социальной концепции Русской Православной Церкви - базисный документ Русской Православной Церкви, где излагаются базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем (христианская этика и светское право; труд и его плоды; собственность; война и мир; преступность, наказание, исправление; вопросы личной, семейной и общественной нравственности; здоровье личности и народа; проблемы биоэтики; проблемы экологии; светская наука, культура, образование; свесткие средства массовой информации; международные отношения, проблемы глобализации и секуляризма).

Патриарх Кирилл тогда еще в сане митрополита дал следующее определение православного мира: «Православие как раньше, так и сегодня объединяет страны восточно-христианской цивилизации. Единство веры простирает поверх национальных различий и государственных границ...В эпоху навязывания тотальной унификации сохранение цивилизационного наследия православной традиции становится актуальной, весьма жизненной задачей» [10]. Так, например, в современной повестке международных отношений есть вопрос заставляющий осознать специфические интересы стран православной традиции - это проблема Косово и Метиохии. Здесь РПЦ занимает активную поддержу целостности Сербии, как и Российское государство. Поэтому одной из главных целью внешнеполитических ориентиров РПЦ на современном этапе является сохранение церковного единства внутри православного мира и своей канонической территории, а также донесение взгляда православного мировоззрения на современные проблемы мира и общества.

Также был сформулирован православный взгляд на проблему прав человека и его основных свобод в современном мире, который изложен в виде «Учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятом на Архиерейском Соборе в июне 2008 г. Православный подход к этой проблеме был поддержан российским государством, что позволяет ему отстаивать суверенитет и разрушить монополию Запада на толкование прав человека.

Именно с темами прав человека и межрелигиозного диалога РПЦ выходит на трибуну международных организаций - ООН, Совета Европы, ОБСЕ, Европейского Союза. Существуют сегодня представительства Московского Патри-

архата при ООН и других международных организациях. В 2004 г. для налаживания системной работы РПЦ с Советом Европы было учреждено специальное представительство РПЦ в Страсбурге. В октябре 2007 г. состоялся официальный визит Святейшего патриарха Алексия II в ПАСЕ, где он выступил перед европейскими парламентариями. Главным тезисом выступления патриарха было указание на необходимость укрепления христианских нравственных ценностей как жизненно важного условия существования европейской цивилизации и культуры. РПЦ ежегодно участвует в Совещаниях по рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения, проводимых Бюро по демократическим институтам и правам человека при ОБСЕ. В Брюсселе действует представительство Московского Патриархата при европейских международных организациях, которое выстаивает диалог с Европейской комиссией, Европейским парламентом и другими организациями, находящихся в Брюсселе [16, с.31].

Как мы видим РПЦ достаточно крупная церковная организация и институт, который имеет свои проблемы и внешнеполитические интересы. Ее внешнеполитические ориентиры фактически совпадают с основной внешнеполитической позицией Российского государства. РПЦ достаточно активно стремиться поддерживать диалог, как с международными организациями, так и политической элитой национальных государств, где существуют ее приходы. Поддержание диалога с внешним миром является одной из основных задач Московского Патриархата и исполнение этого и той роли, на которую претендует РПЦ невозможно без поддержки и тесного взаимодействия с государством

1. Алексий II, патриарх. Россия: Духовное возрождение. - М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1999. - С. 54.

2. Буш ставит задачу дать отпор «негативному поведению» // России РИА НОВОСТИ. URL: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rlan.ru/world/20070416/63688940-prlnt.html (дата обращения: 21.07.2009).

3. Верховский А. Беспокойное соседство: Русская Православная церковь и путинское государство / А. Верхов-ский // Информационно-аналитический центр «СОВА». Религия в светском обществе. URL: [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://religion.sova-center.ru/publications/1500AF0/1501B22 (дата обращения: 21.07.2009).

4. Владимир Путин назвал подписание Акта о каноническом общении событием всенародного и исторического масштаба // Патриархиями: Официальный портал Московской Патриархии. URL: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/print/243221.html (дата обращения: 21.07.2009).

5. Глава Российского государства принял участие в церемонии передачи России подворья Русской Православной Церкви в итальянском городе Бари // Православие^. Интернет-журнал. URL: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/news/print29473.htm (дата обращения: 21.07.2009).

6. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 22.10.1991 г. // Московский церковный вестник. - 1991. - № 19.

7. Иванов И.С. министр иностранных дел РВ Выступление на VIII Всемирном Русском Народном Соборе / И.С. Иванов // Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mospat.ru/archive/6352.html?print=1 (дата обращения: 20.07.2009)

8. Кирилл (Гундяев). Митрополит Смоленский и Калининградский «Религия и дипломатия. Взаимодействие Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата с Министерством иностранных дел России». Доклад на конференции «Религия и дипломатия» (Москва, 27-28 апреля 2001 года) // Русская Православная Церковь: Официальный сервер Русской Православной Церкви URL: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mospat. ru/archive/nr106173.htm (дата обращения: 20.07.2009)

9. Кирилл митрополит Смоленский и Калининградский «Православное единство и православное свидетельство в современном мире». Доклад Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви // Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?page=41532 (дата обращения: 20.07.2009).

10. Кирилл митрополит Смоленский и Калининградский «Вместе - к духовному возрождению». Ответы на вопросы газеты «Московская среда» (газета «Московская среда» № 12 (215), 4-10 апреля 2007 года) // Справоч-но-информационный интернет-портал «Религия и СМИ». URL: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. religare.ru/article40510.htm (дата обращениея: 21.07.2009).

11. Московский церковный вестник. - 1992. - № 1.

12. Причины и историю церковного раскола на Украине смотри в: Цыпин В. протоиерей История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды. -3-е изд., испр. - М.: Изд-во Сретенского монастыря. 2007. - 816 с.

13. Русская Православная Церковь Заграницей // Патриархия^: Официальный портал Московской Патриархии. URL: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/245344.html (дата обращения: 21.07.2009).

14. Русский храм в Риме будет безвозмездное передан Московскому Патриархату // Православие^. Интернет-журнал. URL: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/29678.htm (дата обращения: 21.07.2009).

15. Рябых Ю. Внешнеполитические ориентиры Русской православной церкви (1991-2000) / Ю. Рябых // Pro et Contra. Том 6. - 2001. - № 4. Осень: Внешняя политика России: 1991-2000. Часть II. URL: [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/5681 1.htm (дата обращения: 20.07.2009).

16. Рябых Ю. Русская Православная Церковь в современной системе международных отношений / Ю. Рябых // Полис. - 2008. - № 2. - С. 28.

17. См. подробнее об итогах празднования 1020-летия Крещения Руси на Украине и основных противоречни-ях этого события в: Бурега В.В. После юбилея: участники празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси подводят первые итоги: научный богословский портал: Богослов. Ru. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. bogoslov.ru/text/314551.html (дата обращения: 20.07.2009).

18. См. Декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г. о признании им советской власти. URL: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ortodox/Article/Dekl_Ser.php (дата обращения: 21.07.2009).

19. См. подробнее: Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма // «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». - М.: Московский Патриархат. Священный Синод Русской Православной Церкви. Отдел внешних церковных связей, 2001. - Глава XVI. - С. 118-125.

20. См. подробнее: Патриарх Московский и всея Руси Алексей II. Мир на перепутье // НГ-религии. 1999, 23 июня; Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Норма веры как норма жизни // Независимая газета. 2000,16-17 февраля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.