Русская православная церковь как актор современной мировой политики
П.И. Касаткин
Статья посвящена рассмотрению участия Русской православной церкви в международном взаимодействии. Представлен обзор деятельности Московского патриархата как актора мировой политики, разобрана социальная концепция Русской православной церкви, дан анализ деятельности её заграничных учреждений.
Йвадцать первый век — не только эпоха переосмысления исторического процесса, но и период изменения самой политической струк-ира. Среди характерных тенденций развития мировой политики стоит выделить одну, связанную с изменением характера властных отношений в целом, уменьшением военной составляющей в политических процессах. Как отмечает П.А. Цыганков, приводя идеи Дж. Ная1, сегодня «все чаще используется понятие «power shift», означающее перераспределение силы во взаимодействии международных акторов: перемещение соперничества между ними из военной сферы в сферы экономики, финансов, культурной привлекательности, влияния и авторитета в международных институтах, в том числе и неправительственных организаций2». Среди неправительственных участников международных отношений особое место занимают религиозные организации. Их деятельность может быть отнесена именно к сфере «мягкой силы» («soft power»).
Возрастающая сегодня актуальность исследований в сфере взаимодействия религии и политики определяется рядом обстоятельств. Это и множественность присутствия религиозных акторов в современной мировой политике, и все более интенсифицирующееся влияние религии на общественно-политические отношения, происходящее на фоне одновременно свершающихся процессов — как секуляризации общественно-политической жизни, так и активизации религиозных акторов. Особое внимание,
уделяемое в настоящее время Русской православной церкви исследователями, объясняется увеличением ее активности в международной сфере и выработкой ею концептуальных документов, определяющих как взаимодействие Церкви и общества, так и охватывающих сферу межхристианского взаимодействия, а также учреждением новых институтов, осуществляющих внешнюю церковную деятельность.
Среди различных определений акторов наиболее сбалансированным представляется точка зрения П.А. Цыганкова, предлагающего следующее определение этого понятия. «Международный актор — это активный участник (коллективный или индивидуальный) международных отношений и мировой политики, обладающий возможностью — благодаря имеющимся в его распоряжении актуальным и потенциальным ресурсам и способности их эффективно использовать, — самостоятельно, в соответствии с собственным понимание своих интересов, принимать решения и реализовывать стратегию, оказывающую существенное и длительное влияние на международную систему, признаваемый в качестве такового другими участниками и принимаемый ими во внимание при принятии собственных решений»3.
Исходя из вышеприведенного определения постараемся ответить на следующие вопросы:
1. Обладает Русская православная церковь, благодаря имеющимся у нее ресурсами и способностью их использовать, принимать решения и реализовывать собственную стратегию?
Касаткин Петр Игоревич — кандидат политических наук, начальник отдела научного планирования МГИМО (У) МИД России; E-mail: pkas@mail.ru
2. Признается ли Русская православная церковь
другими участниками международного взаимодействия в качестве религиозного актора?
3. Принимается ли её позиция во внимание?
Русская православная церковь — крупнейшая
религиозная организация в истории Руси, России и СССР. Будучи первоначально одной из митрополий Константинопольского патриархата, Русская церковь в 1448 году стала независимой, а в 1589 году было учреждено Патриаршество, и глава Русской церкви стал носить сан Патриарха Московского и всея Руси.
В 1988 году Русская православная церковь насчитывала 6893 прихода, на которых свое служение несли 7397 священнослужителей4. На 1988 год внутри Советского Союза количество епархий составляло 67, за пределами СССР насчитывалось еще 12 епархий и ряд заграничных учреждений. Согласно Уставу Русской православной церкви, «епархии — местные церкви, возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, Духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии»5. Церковные структуры управлялись 74 епископами во главе с Патриархом Московским и всея Руси и Священным синодом6.
Спустя 20 лет Русская православная церковь остается не только крупнейшей религиозной организаций в России, но и является крупнейшей в мире многонациональной7 Православной церковью. В настоящий момент в организационно-административную структуру Русской церкви входят различные «канонические подразделения»: «Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья»8.
На октябрь 2010 года в Русской православной церкви 162 епархии, ... 30 142 прихода, 28 434 священника, 3 625 диаконов. Действуют 788 монасты-рей9 .Большая часть епархий Русской православной церкви (92 из 162) расположена за пределами Российской Федерации. При этом более 650 приходов и 40 монастырей расположено в дальнем зарубежье (за пределами стран СНГ и Балтии)10.
Сравнение данных 1988 и 2009 года показывает, что количество приходов выросло более чем в 4 раза, количество монастырей — более чем в 30 раз. Однако, как отметил Патриарх Алексий II, «темпы количественных изменений опережают динамику изменений качественных», в связи с чем «несомненно, важнейшим ... делом становится духовное устроение церковной жизни, созидание человеческих душ и сердец»11.
Для исследователей современного состояния и деятельности Русской православной церкви, наравне с вопросами внутренней церковной жизни, интерес представляет и сфера внешней церковной деятельности, сфера общественного служения и вообще весь спектр проявлений церкви как мирополитического
актора. Подчас внешняя церковная деятельность сводится к рассмотрению преимущественно международных контактов. Однако сама Русская православная церковь трактует понятие своей «внешней» деятельности шире. Так, комментируя наименование Отдела внешних церковных связей, архиепископ Кирилл (впоследствии — митрополит, ныне — Патриарх Московский и всея Руси), в частности, отметил: «Когда мы называем ОВЦС иностранным отделом, то искажаем смысл. Что такое «внешнее» по отношению к Церкви? Это не то, что отделено от Церкви государственными границами, а то, что отделено, собственно церковными границами»12.
Русская церковь воспринимает окружающее ее внецерковное пространство как внешнюю для себя сферу и объект своей внешней деятельности, предмет которой составляет взаимодействие с государственными, общественными и другими религиозными структурами. В этом состоит отличие Русской церкви от государственных акторов мирополитических процессов с традиционным для них разделением на внешнее и внутреннее, обусловленным национальными границами. Таким образом, сферу, в которой Русская церковь проявляет себя как актор, можно соотнести со сферой ее внешней деятельности.
Русская православная церковь, укрепляя свои позиции в зарубежье, предприняла ряд шагов, направленных на сплочение существующих церковных общин русской традиции в Европе.
1 апреля 2003 года патриарх Алексий II предложил преодолеть сложившееся разделение среди православных приходов русской традиции в Европе. По его мнению, это можно было реализовать «посредством образования в Западной Европе единого Митрополичьего округа, имеющего несколько епархий и включающего все православные приходы, монастыри и общины русского происхождения и русской духовной традиции, которые пожелали бы вступить в него»13.
Серьезным достижением в деле консолидации «русского рассеяния» явилось восстановление канонического общения между Московским патриархатом и Русской зарубежной церковью. В ходе подготовки этого исторического события делегации, отдельные иерархи и священнослужители Русской зарубежной церкви посещали Россию. Обеими сторонами были созданы Комиссии по диалогу14. Иерархи, священнослужители и миряне Русской церкви неоднократно встречались с руководством Зарубежной церкви. Начался обмен студентами духовных учебных заведений. Проводились совместные богословские конференции. Был создан специальный сайт15, посвященный диалогу двух ветвей русского православия. Воссоединение Зарубежной церкви с Церковью в Отечестве, ознаменованное подписанием 17 мая 2007 года «Акта о каноническом общении», внесло вклад в консолидацию русской диаспоры за границей, стало одним из шагов по восстановлению
«утраченного единства всего «русского мира», одной из духовных основ которого всегда была православная вера»16.
Всего в настоящий момент церковные структуры Русской православной церкви существуют в 64 странах дальнего зарубежья17. Кроме того, 15 февраля 2004 года было совершено освящение русского православного храма на Антарктиде18.
Православные приходы и монастыри за пределами России способствуют укреплению связей православных соотечественников с Родиной, выполняют представительские, церковно-дипломатические функции. За границей также ведется реставрация и строительство храмов и церковных объектов недвижимости. Указанные направления церковной деятельности созвучны с избранными Российской Федерацией векторами своей внешней политики19.
Говоря о роли русских православных общин в деле сплочения соотечественников за рубежом, патриарх Кирилл в выступлении на Всемирном конгрессе соотечественников в декабре 2009 года отметил, что «церковные приходы, будучи островками исторической Руси на чужбине, становятся естественным средоточием духовной и культурной жизни соотечественников. На приходах люди могут помолиться вместе, встретиться, поговорить за чашкой чая, обсудить свои реальные проблемы, завязать контакты с соотечественниками. Сейчас развивается не только религиозная, но и общественная активность наших приходов. И это, в первую очередь, связано с появлением новых людей»20.
Наиболее значимыми для мировых политических процессов является сфера взаимодействия Русской православной церкви и Министерства иностранных дел, а также контакты Русской церкви с ООН, институтами Европейского Союза, Совета Европы, властными институтами различных государств. Органами Русской церкви, осуществляющими такое взаимодействие, является Отдел внешних церковных связей, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, Представительство Русской православной церкви в США, Представительство РПЦ при европейских международных организациях в Брюсселе, Представительство РПЦ в Страсбурге, а также международная общественная организация «Всемирный русский народный собор», возглавляемая патриархом Московским и всея Руси и аккредитованная при ООН. Для координации действий с МИД РФ создана рабочая группа ОВЦС-МИД.
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества задает общее направление контактам с представителями государственной власти, политическими, общественными, научными, культурными и иными подобными организациями, межправительственными структурами21. Усилия Русской православной церкви в этом направлении оцениваются государством как «перспективные». В обзоре внешней политики РФ, в частности, говорится:
«Перспективным направлением является активизация взаимодействия с религиозными организациями и объединениями. Укрепившееся за последние годы сотрудничество МИД России с Русской православной церковью (РПЦ) способствует реализации ряда предложений РПЦ, касающихся ее участия в работе международных организаций, в частности, создания консультативных религиозных органов при ООН, ЮНЕСКО, Совете Европы»22.
Представительство Русской православной церкви в США и представительство международной общественной организации «Всемирный русский народный собор» при ООН поддерживает контакты с Организацией Объединенных Наций, Посольством РФ в Вашингтоне, Генеральным консульством РФ в Нью-Йорке, представительством РФ при ООН, дипломатическими представительствами в США. Регулярными являются встречи руководителя и секретаря представительства с руководителями дипломатических миссий России и других стран. Представительство имеет сайт в Интернете — http:// www.russianchurchusa.org . С 2007 года представитель Русской церкви входит в состав бюро Комитета религиозных НПО при ООН, являющегося органом, объединяющим более 100 религиозных организаций, аккредитованных при ООН23.
Среди примеров деятельности, направленной на отстаивание интересов Русской церкви на мировом уровне по линии ООН, можно привести следующие:
1. Принятие в 2006 году Генеральной Ассамблеей резолюции 61/221, в тексте которой содержится одобрение деятельности Всемирного саммита религиозных лидеров и в целом, а также в близком к взглядам православных ключе трактуется соотношение понятий свободы и ответственности24.
2. «Впервые в практике взаимодействия с МИД России представитель ВРНС — неправительственной организации, аккредитованной при ЭКОСОС, — был включен в состав официальной российской делегации, участвующей в деятельности Комитета ООН по НПО»25.
3. «На завершившейся в феврале 2006 года Генеральной Ассамблее ВСЦ делегация Московского патриархата выступила в поддержку резолюции, призывающей ООН создать Совет по правам человека как орган, «свободный от политизации и максимально широкий по составу государств-участников»26.
4. «Итоговое резюме Конференции высокого уровня по межрелигиозному сотрудничеству во имя мира (документ А/61/533 и приложение), впоследствии распространенное в качестве официального документа Генеральной Ассамблеи ООН по пункту 44 повестки дня ГА «Культура мира», отразило ряд тем и вопросов, которые поднимались Представительством в ходе дискуссии в
рамках данного форума и других мероприятий. Таким образом, в настоящее время в официальной повестке дня Трехстороннего форума по межрелигиозному сотрудничеству во имя мира ООН закреплены пункты, отражающие позицию и интересы Русской церкви»27.
5. Инициатива Всемирного саммита религиозных лидеров, прошедшего в Москве 3-5 июля
2006 года, отметившего в своем послании, что «настало время для более системного партнерства религиозных деятелей с Организацией Объединенных Наций»28, получила поддержку государственного руководства России. В сентябре 2007 года, в ходе 62-й сессии ГА ООН, министром иностранных дел России С.В. Лавровым было выдвинуто предложение о создании Консультативного совета религий при ООН29. Позднее, в декабре 2007 года, Генеральная ассамблея приняла резолюцию «Поощрение межрелигиоз-ного и межкультурного диалога, взаимопонимания и сотрудничества на благо мира», отражающую интересы Русской церкви и Российского государства. Они были озвучены 4-5 октября 2007 года в выступлении представителя Русской церкви митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина в ходе Диалога высокого уровня по межрелигиозному и межкультурному взаимопониманию и сотрудничеству на благо мира, состоявшегося в рамках 62-й сессии Генеральной Ассамблеи30.
Также Русская церковь принимает участие в работе Совета по правам человека ООН. Так, в рамках 7-й сессии Совета, проходившей в марте 2008 года в Женеве, председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступил в ходе пленарной дискуссии по теме «Права человека и межкультурный диалог»31.
Секретарь представительства Московского патриархата в США, являющийся также представителем ВРНС при ООН, принимал участие в работе различных конференций и круглых столов32.
В 2008 году представители Русской церкви участвовали в работе I форума «Альянс цивилизаций», проходившем в Мадриде 15-16 января33. Успехи, достигнутые на этом направлении, оцениваются МИД РФ как «крупный шаг российской дипломатии»34.
Православная церковь полагает, что ее деятельность в ООН может содействовать укреплению фундамента межрелигиозного мира, а также способна «обогатить процесс выработки и принятия решений мировым сообществом»35.
Вопросы взаимодействия традиционных религий и ООН были предметом обсуждения на встрече Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна с религиозными лидерами, состоявшейся 10 апреля 2008 года в Москве36.
В тот же день патриарх Алексий и Генеральный секретарь ООН обсудили перспективы создания механизмов диалога ООН с религиозными сообществами37.
В работе ежегодных заседаний Всемирного русского народного собора традиционно принимают
участие видные политические деятели (в 2001 году — Президент РФВ.В. Путин), представители научных, общественных, деловых кругов.
В центре внимания Представительства Русской церкви при Европейских международных организациях, учрежденного 17 июля 2002 года38, находятся контакты с руководством Европейского союза, а также представителями политических, деловых и общественных кругов стран-членов Евросоюза. Представительство знакомит их с позицией Русской церкви по актуальным вопросам и отстаивает, в случае надобности, интересов православных. Представительство имеет сайт в Интернете — http:// orthodoxeurope.org.
Среди ключевых направлений, по которым ведет работу Представительство Русской церкви при европейских международных организациях:
— «консолидация «русского мира»;
— инкультурация православия в жизнь европейских стран;
— поддержка общественно-политических движений русских за рубежом;
— взаимодействие с европейскими светскими институтами и религиозными организациями;
— продвижение проекта новой межхристианской перегруппировки сил»39.
Представительство Русской церкви в Страсбурге, учрежденное 25 марта 2004 года, представляет позицию Московского патриархата в Совете Европы40. Среди сфер, в которых организуется сотрудничество, доминируют вопросы:
— «межнациональных и межрелигиозных отношений;
— законодательных норм, затрагивающих интересы религиозных общин»;
— «философских оснований права, межцивилиза-ционного диалога, общеевропейской безопасности, предотвращения и преодоления конфликтов, социальной проблематики, этики использования современных технологий, миграции»41.
Глава Представительства регулярно встречается с руководством Парламентской Ассамблеи Совета Европы, руководителями парламентских групп Совета Европы постоянным представителем России при Совете Европы, и т.д. Хроника деятельности Представительства и другие материалы, касающиеся его работы, официальные документы Русской церкви публикуются на сайте Представительства — http://www.strasbourg-reor.org .
Представительство РПЦ в Страсбурге участвовало в подготовке и проведении ряда мероприятий и встреч с руководством Совета Европы. Это позволило не только артикулировать позицию Русской церкви, но и добиться в ряде случаев положительных для РПЦ результатов:
1. Совет Европы содействовал урегулированию правового положения Православной церкви в Эстонии. В мае 2004 года патриарх Алексий
в ходе встречи в Москве с комиссаром Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблесом благодарил его за содействие в урегулировании этого вопроса42.
2. Во время встречи патриарха Алексия с Альваро Хиль-Роблесом в мае 2005 года Предстоятель Русской церкви отметил, что Русская церковь считает объективным то, как в докладе о положении прав человека в России представлена информация, касающаяся реализации религиозных свобод. В ходе обмена мнениями о преподавании Основ православной культуры Альваро Хиль-Роблес, в частности, отметил, что «представление о религиозной культуре должны иметь, в том числе, и неверующие люди. Также важно, чтобы преподавание Основ религиозной культуры способствовало воспитанию в людях толерантности»43.
Тема религиозного образования как средства противодействия экстремизму была также одним из предметов обсуждения во время встречи патриарха Алексия II с Альваро Хиль-Роблесом и его преемником по должности Томасом Хаммарбергом, состоявшейся в начале 2006 года44.
3. В апреле 2005 года ПАСЕ отклонила проект резолюции в поддержку эвтаназии. Ранее патриарх Алексий обратился к руководству Совета Европы, в котором изложил позицию Русской церкви по этому вопросу45.
4. Вопросам преодоления бедности, прав национальных меньшинств в Европе, и, в частности, в странах Балтии, а также вопросам миротворчества, демографическим проблемам и вопросам образования была посвящена встреча патриарха Алексия и митрополита Кирилла с председателем Парламентской Ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линденом, состоявшаяся в январе
2007 года. Стороны также обсудили перспективы предоставления религиозным организациям официального статуса при Совете Европы46.
5. В октябре 2007 года патриарх Алексий посетил Страсбург и выступил перед Парламентской Ассамблеей Совета Европы, обозначив позицию Русской церкви по актуальным вопросам современного мирового развития, среди которых — губительность разрыва взаимосвязи права и нравственности, попыток изгнания религии из публичного пространства, необходимости культурного диалога религии и секулярного мира, сохранения европейской культурной идентичности, угроз экстремизма и терроризма47.
На встрече с патриархом Алексием, состоявшейся во время посещения им Страсбурга, председатель ПАСЕ рассказал о своем визите в Эстонию и об усилиях, предпринимаемых Советом Европы по примирению населения в его отношении к прошлому48.
Также в ходе этого визита состоялась встреча патриарха Алексия с Президентом Франции
Н. Саркози. Предстоятель Русской церкви поставил вопрос о необходимости возведения нового храма РПЦ в Париже. Н. Саркози отметил в этой связи, что «постановка Святейшим патриархом Алексием вопроса о строительстве православного русского храма в Париже совершенно правомерна». Он заявил о готовности французского государства содействовать реализации этого проекта49.
Новая страница взаимодействия Русской церкви и МИД РФ была начата посещением в марте 2003 года Министерства патриархом Алексием и представительной делегацией РПЦ, а также последовавшим вслед за этим созданием совместной рабочей группы ОВЦС-МИД. Основные направления работы и регламент определяются специальным документом о «Порядке взаимодействия Русской православной церкви и Министерства иностранных дел Российской Федерации»50.
Среди затрагивавшихся в ходе работы группы вопросов выделяются:
— различные аспекты межправославных, межхрис-тианских и межрелигиозных отношений;
— взаимодействие Московского патриархата с государственными и общественными структурами России по углублению контактов на постсоветском пространстве;
— интересы российских граждан и соотечественников за рубежом, вопросы межкультурного диалога.
Отмечая значимость взаимодействия Русской церкви и российского внешнеполитического ведомства, министр иностранных дел С.В. Лавров, в частности, подчеркнул, что рабочая группа ОВЦС-МИД «доказала свою безусловную востребованность в решении вопросов, которые напрямую затрагивают национальные интересы страны, коренные интересы наших граждан». Он также отметил: «Церковь решает те же задачи, что и дипломатия, осуществляя миротворческую миссию на пространстве Содружества Независимых Государств и в других регионах мира. Мы — союзники с Русской православной церковью в противодействии любым проявлениям расизма, ксенофобии, в противодействии попыткам расколоть мир по религиозному, этническому или цивилизационному признакам. Нас объединяют общее понимание важности межкультурного, меж-конфессионального, межцивилизационного диалога и понимание того значения, которое такой диалог имеет сегодня для успокоения ситуации в мире. Колоссальный опыт российского государства, Русской православной церкви в этой сфере внутри нашего государства, безусловно, может и должен быть сегодня востребован на глобальном уровне в общемировом масштабе»51.
Новые условия бытия Русской православной церкви в последнее десятилетие XX века и расширение спектра направлений внешней церковной деятельности послужили импульсом к выработке
документа «Основы социальной концепции Русской православной церкви»52, принятого юбилейным архиерейским собором Русской церкви в 2000 году.
Согласно внутренней интенции и общему смыслу «Основных богословских положений» (Раздел I «Основ социальной концепции»), главное содержание документа есть бытие и служение в мире Церкви, которая «призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности»53.
При этом задача «Основ.» определяется и исчерпывается изложением «базовых положений ее [Церкви — П.К.] учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем»54. Необходимость разработки «Основ.» была обусловлена рядом причин, среди которых были:
— «потребность осмыслить пройденный исторический путь и определить стратегию церковной деятельности на ближайшее будущее» 55;
— необходимость дать оценку новым политическим, социальным и культурным реалиям.
В силу этого документ отразил позицию Русской церкви по вопросам гуманитарных интервенций, клонированию, смене пола, генной инженерии, негативным последствиям глобализации, экологических проблем настоящего времени. Церковное руководство, оказавшись в новых исторических условиях, вызванных изменением политической ситуации как внутри страны, так в мире вообще, в 199456 году приняло решение сформировать рабочую группу, которая в течение последующих шести лет занималась формулированием церковной позиции по отношению к вызовам времени.
Содержание «Основ социальной концепции Русской православной церкви» построено по тематическому принципу. Помимо вводных «Основных богословских положений», определяющих самопонимание Церкви в мире, документ содержит разделы, имеющие отношение к мировой политике:
— Церковь и нация;
— Церковь и государство;
— Христианская этика и светское право;
— Церковь и политика;
— Война и мир;
— Проблемы биоэтики;
— Церковь и проблемы экологии;
— Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма.
В то же время документ не является подробным и конкретным изложением позиции Русской церкви по отношению ко всему комплексу церковно-общественных вопросов во всем их многообразии. Он мыслится его разработчиками именно как концептуальные основы, не предоставляющие ответы на «многие важные, но сиюминутные, краткосрочно-актуальные вопросы»57. Потенциал «Основ.» был рассчитан «по крайней мере, на ближайшие десятилетия»58.
Социальное учение Русской церкви стремится выйти за границы актуальности в сферу концептуального осмысления исторической действительности, исходя из религиозной традиции христианства. Общий концептуальный подход в подавляющем большинстве случаев подкрепляется отсылкой к Священному Писанию и к основным вероучительным церковным документам и богословским трудам, являясь, таким образом, глубоко укорененным в богословской традиции православной церкви.
В разделе «Церковь и нация» «Основы.» поддерживают здоровый патриотизм гражданина, однако отвергают возможность проявления церковного патриотизма как участия в межэтнических и внутригражданских конфликтах. В то же время они утверждают необходимость поддержки Церковью той или иной стороны в случае «явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон»59.
В разделе «Церковь и государство» «Основы.» формулируют принципиальную непредпочтитель-ность «для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин». При этом «Церковь не считает для себя возможным становиться инициатором изменения формы правления»60. Документ признает наиболее эффективным, удобным и справедливым принцип невмешательства и взаимодействия Церкви и государства. «Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству, . в то же время . может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством». При этом Церковь, со своей стороны, призывает светскую власть к подобному же отношению к внутрицерковным вопросам и «ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям»61.
К возможным областям сотрудничества Церкви и государства в общественно-политической сфере, как на мировом, так и на внутригосударственном уровне, согласно «Основам.», относятся:
1. миротворчество на международном, межэтническом, межконфессиональном и гражданском уровнях, а также содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
2. дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ (это имеет значение в свете различных событий в «горячих точках» планеты, когда именно Церковь была вынуждена оказывать помощь гражданам России, а также памятуя необходимость заботиться о русских людях за границей, где они не всегда находятся в приемлемых условиях);
3. охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры (для Церкви это особенно важно еще и потому, что
некоторая часть ее собственности находится за границей, и эта собственность составляет национальное, а иногда и всемирное культурное наследие);
4. наука, включая гуманитарные исследования;
5. культурная и творческая деятельность;
6. работа церковных и светских средств массовой информации;
7. деятельность по сохранению окружающей среды, приобретшая в последнее время всемирный масштаб;
8. экономическая деятельность в пользу церкви, государства и общества;
9. противодействие деятельности псевдорелигиоз-ных структур, представляющих опасность для личности и общества»62.
Стоит отметить те виды деятельности, которые священнослужителям Русской церкви запрещены, независимо от ситуации:
1. политическая борьба,
2. ведение «гражданской или агрессивной войны»;
3. участие в разведывательной деятельности»63. Поле совместной деятельности может включать
в себя, таким образом, преимущественно вопросы международной жизни, гуманитарного и экономического характера.
Раздел «Христианская этика и светское право» устанавливает общее соотношение законодательной и религиозно-этической составляющей в правовом регулировании жизни общества. В разделе постулируется религиозная укорененность светского права и признаются крайне негативными тенденции к намеренному усилению противоречий между нормами государственного законодательства и общественного уклада жизни с религиозными христианскими нормами общественных отношений. Идея прав человека получает в разделе христианское освещение как прав личности, созданной по образу Божьему.
В разделе «Преступление, наказание, исправление» кратко, но отчетливо говорится об угрозе терроризма, который назван «особенно опасным»64 видом преступности, религиозная основа которого не может считаться таковой, но причинами которого могут быть «политические или псевдорелигиозные мотивы»65.
В вопросах, связанных со здравоохранением и физиологией человека, Русская православная церковь в «Основах.» «исходит из основанных на Божественном Откровении представлений о жизни как бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности»66.
Забота о здоровье и благополучии человека67, о состоянии здоровья населения, его численности и демографических тенденциях68, о нравственно-обусловленных социо-медицинских недугах современного человека и общества69 признается традиционной заботой Церкви, присущей ей как таковой.
Угрозы состоянию и здоровью общества, имеющие, по мнению Церкви, нравственную основу —
такие, как проблемы абортов, неконтролируемой половой жизни подростков, приводящей к ранним беременностям и, как следствие, к социальной и психологической неадаптированности молодежи; репродуктивно-генетические технологии, выходящие за рамки библейских принципов понимания человека, манипулирование медицинскими возможностями в области трансплантологии и спекуляция на чужом горе путем использования тела человека; вопросы нетрадиционной половой ориентации, проблемы современной танатологии — все они вызывают у Русской церкви тревогу и «свидетельствуют о глубоком нездоровье общества»70.
Тех же позиций придерживается Церковь в «Основах.» и по вопросам экологии, констатируя, что «ответы на многие вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся в человеческой душе, а не в сферах экономики, биологии, технологии или политики»71.
Раздел «Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма» утверждает необходимость следования новозаветным принципам в отношениях не только между людьми, но и между нациями и государствами. Одобряя и поддерживая объединительные процессы, Русская церковь в то же время осуждает факты и намерения путем объединения нескольких государств против одного, более слабого, попрать права его суверенитета и территориальной целостности, не приемлет мировые процессы, ведущие к усилению бедности различных слоев населения. Признавая глобализационные процессы свершающимся фактом, «Основы.» декларируют необходимость положительной этической направленности происходящих изменений, в то же время признают отрицательный и греховный характер таких изменений и интеграционных процессов, вследствие которых ограниченная группа людей получает контроль над другими, гораздо большими социальными группами и народами.
В вопросах глобализации Русская церковь занимает позицию противницы тотальной унификации цивилизационного, культурного и духовного пространства мира. По вопросам демократических ценностей и прав человека Русская православная церковь высказывается в пользу более осторожного подхода к утверждению современных западных либеральных ценностей и призывает к диалогу культур и мировоззрений под лозунгом общих религиозных христианских корней европейского гуманизма и демократии. В разделе признается также необходимость выработки отдельного документа, подробно излагающего позицию Церкви по вопросам глобализации.
«Основы.», являясь уникальным в своем роде документом, вызвали глубокий резонанс в российском обществе. По инициативе церковного руководства документ прошел ряд общественных обсуждений и слушаний, однако реакция общества на этот документ не всегда ограничивалась презентационными форумами.
На базе методологических и концептуальных подходов «Основ социальной концепции» за последние несколько лет Русской православной церковью был принят ряд документов, являющихся логическим и концептуальным продолжением «Основ.». Среди этих документов в качестве основных следует назвать:
1. «Концепция участия Русской православной церкви в борьбе против распространения ВИЧ/ СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/ СПИДом»72 .
2. «Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного русского народного собора»73 (данный документ является выражением общественного православно-ориентированного взгляда на проблему — П.К.).
3. «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании»74.
4. «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека»75.
5. Документ, излагающий позицию Русской православной церкви по проблемам глобализации (в разработке)76.
Таким образом, попытки реализации потенциала «Основ.» начались вскоре после принятия самого документа. Многие вопросы, затронутые в «Основах.», как и вообще сам факт соборного принятия документа, вызвал живой отклик в обществе, как в России, так и за ее пределами. «Основы социальной концепции» обсуждались, среди прочих тем, на богословских собеседованиях с Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии и Евангелической Церковью Германии в 2002 году77. В 2003 году в Вене прошло научное совещание, проведенное фондом PRO ORIENTE «Социальная концепция Русской православной церкви: Документ социальной ответственности». Среди его участников были архиепископ Венский кардинал Кристоф Шёнборн (Римско-Католическая церковь), председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, представители научных кругов Католической и Православной церквей78.
Дискуссия по проблемным темам современной общественной и религиозно-общественной жизни (биоэтике, юридическим проблемам, имеющим мировоззренческую основу, ювенальной юстиции) нередко имеют в качестве отправной точки различия в понимании самого человека, его назначения, призвания и социального, психологического и религиозного статуса. То есть из часто ощутимо различающихся, базовых этических и философских предпосылок. В этом вопросе каждая традиционная религиозная организация, в том числе Русская православная церковь, имеет свою четкую и структурообразующую позицию.
Таким образом, даже беглое рассмотрение основных направлений активности Русской православной церкви в международных взаимодействиях показывает, что религиозные организации могут рассматриваться как акторы мировой политики. Механизмы их
участия в современных мирополитических процессах включают в себя не только глубокое морально-этическое воздействие на ценностный мировоззренческий ряд индивида или той или иной социальной группы, но и целый ряд иных форм.
Новые социально-политические условия жизни побудили Русскую православную церковь сформулировать свою официальную позицию по отношению к вызовам времени. Традиционно-историческое участие Русской церкви в социальной жизни общества приняло новые формы паритетного сотрудничества с государством и обществом, основанные на принципах равноправия и взаимного невмешательства в сферы исключительной компетенции «партнера». Роль Русской церкви в этом случае определяется не только признанием со стороны государства, но и высокой степенью самостоятельности при принятии решений. «Основы социальной концепции», принятые Архиерейским собором Русской церкви в 2000 году, заложили базу для расширения сферы участия Церкви в жизни общества, ее взаимоотношений с государством и международными организациям. Они стали причиной появления официальных общецерковных документов, определяющих позицию Русской церкви по многим вопросам современности. В общественно-значимых дискуссиях по вопросам прав и свобод человека, экономики, экологии, образования Русская церковь отстаивает свою вероучительную позицию примата нравственных ценностей.
Не занимая возможных и существующих в религиозной сфере крайних позиций в вопросе оценки глобализации, Русская церковь декларирует необходимость этически-положительного выстраивания мировых процессов, указывая на нравственную недопустимость развития дискриминации какой бы то ни было социальной группы в процессе глобализации. Являясь традиционалистской и культурносамобытной организацией, Русская православная церковь выступает против насильственной или латентно навязываемой унификации, минимализации и нивелирования цивилизационных основ и этикоправовых представлений общества.
В вопросах взаимодействия с обществом Русская церковь добилась успеха в решении таких значимых для нее вопросов, как принятие во внимание религиозного фактора при рассмотрении вопросов межкуль-турного взаимодействия, улучшения положения своих структур и своих членов в общественно-политическом пространстве как на родине, так и в ближнем и дальнем зарубежье, открытие своих представительств при европейских международных организациях.
Русская православная церковь является активным коллективным участником мировой политики, обладающим возможностью — благодаря имеющимся в ее распоряжении актуальным и потенциальным ресурсам (различным церковным институциям) и способностью их эффективно использовать, — самостоятельно, в соответствии с собственным пони-
манием своих интересов, принимать решения и реализовывать стратегию. Она представляет собой один из важнейших нормообразующих и культурообразующих институтов. Русская церковь признается в качестве религиозного актора другими участниками мирового взаимодействия, и ее позиция принимается ими во внимание при принятии собственных решений.
Будущее исследований Русской церкви как актора современной мировой политики может касаться рассмотрения ее как ценностнообразующего института, разработки отдельных вопросов социального
------------ Ключевые слова ---------------------
Русская православная церковь, внешние церковные связи, традиционные мировые религии, религиозные акторы мировой политики
учения, прикладных аспектов взаимодействия Церкви и общества, деятельности церковных загрануч-реждений.
Summary: The article is devoted to participation of Russian Orthodox Church in international relations. Considering Russian Orthodox Church as an actor of world politics, the author reviews the «Social Concept» of Russian Orthodox Church and analyses the activity of its foreign institutions.
--------------- Keywords ----------
Russian Orthodox Church, external church relations, traditional world religions, religious actors of world politics
Примечания
1. Nye J.S. The Paradox of American Power: Why the World's Only Superpower Can't Go It Alone / J.S. Nye — Oxford: University Press, 2002. — 240 p.
2. Цыганков П.А. Мировая политика и ее содержание [Электронный ресурс] // Международные процессы. — 2005. — Т.3. —
№1(7). — Режим доступа: http://www.intertrends.ru/seventh/005.htm
3. Цыганков П.А. Акторы и факторы в международных отношениях и мировой политике / П.А. Цыганков // «Приватизация» мировой политики: локальные действия — глобальные результаты: коллективная монография; под. ред. М.МЛебедевой. — М., 2008. — С.35.
4. Владимир (Сабодан), митр. Жизнь и деятельность Русской православной церкви (1971-1988): доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира, патриаршего Экзарха Западной Европы, управляющего делами Московской патриархии / митр. Владимир (Сабодан) // Поместный собор Русской православной церкви 6 — 9 июня 1988 года: материалы. М., 1990. С. 230.
5. Согласно Устава Русской православной церкви — «епархии — местные церкви, возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, Духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии» / Устав Русской православной церкви. Гл. 10. П. 1.
6. Владимир (Сабодан), митр. Указ. соч. С. 231.
7. Устав Русской православной церкви. Гл. 1. П. 1.
8. Там же. П. 2.
9. Доклад святейшего патриарха Кирилла на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1061651.html
10. См.: Алексий, патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском соборе Русской православной церкви 24-29 июня 2008 года. Таблица № 1. М., 2009. С. 69-77. Русская православная церковь заграницей. Список приходов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://directory.stinnocentpress.com/rindex.cgi
11. Алексий (Ридигер), патр. Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 24 — 28 июня 2008 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?page=41501
12. Интервью архиепископа Кирилла «Журналу Московской патриархии» // Журнал Московской патриархии. — 1990 .- №6. — С. 14.
13. Алексий, патриарх Московский и всея Руси. Послание ко всем православным приходам русской традиции в Западной Европе (№ 1378 от 1 апреля 2003 года) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://la-france-orthodoxe.net/ru/tserk/alexis_lettre
14. См. Русская зарубежная церковь (Историческая справка) года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mospat. ru./index.php?page=36243
15. О проекте. Да единомыслием исповемы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravos.org/about.htm
16. Как отметил президент России В.В. Путин, «для очень многих соотечественников, живущих вдали от России, именно церковь является подчас единственным «островком» Родины. Эта незримая связь помогает им сохранять национальную культуру и традиции, родной язык, ощущать свою сопричастность делам Отечества». См.: Путин В.В. Выступление на церемонии подписания Акта о каноническом общении Московского патриархата с Русской православной церковью за рубежом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ text/appears/2007/05/129226.shtml
17. Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Гаити, Германия, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Китай, КНДР, Колумбия, Корея, Коста-Рика, Куба, Ливан, Люксембург, Марокко, Мексика, Монголия, Непал, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Палестинская автономия, Панама, Парагвай, Португалия, Сербия, Сингапур, Сирия, США, Таиланд, Тунис, Турция, Уганда, Уругвай, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, ЮАР, Япония. Кроме того, на территории СНГ, помимо Российской Федерации, структуры Московского патриархата действуют на каноничес-
кой территории — на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также в Армении. Таким образом, Русская православная церковь располагает церковными структурами, расположенными в 78 странах мира. — Прим. авт.
18. Епископ Феогност освятил храм в Антарктиде [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/news/8968.htm
19. Говоря об одном из центральных направлений активности России за рубежом, президент В.В. Путин, в частности, отметил: «Борьба за влияние на общественные настроения за рубежом становится одной из самых острых и актуальных внешнеполитических проблем. Мы должны кардинально повысить уровень работы на этом направлении». См.: Путин В.В. Выступление на совещании руководящего состава сотрудников дипломатической службы России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ЬіНр:/Лтт«. kremlin.ru/text/appears/ 2001/01/28464^^
20. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Всемирном конгрессе соотечественников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/955171.html
21. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.patriarchia. ru/db/text/602312.html
22. Обзор внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mid.ru/Brp_4.nsf/arh/ 3647DA97748A106BC32572AB002AC4DD?OpenDocument
23. Заседание бюро Комитета религиозных НПО при ООН [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.russianchurchusa. org/index.php3?mode=1320&menu=3778&id=7056&ln=ru
24. Итоги деятельности Представительства ВРНС при ООН в 2006 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ЬіНрУМшш. russianchurchusa.org/index.php3?mode=1320&menu=3780&id=4898&ln=ru
25. Там же.
26. Там же.
27. Там же.
28. Послание Всемирного саммита религиозных лидеров (Москва, 3-5 июля 2006 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?page=32132
29. Межцивилизационный диалог. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2007 году. Обзор МИД России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/sps/9B6D03B7DC298E37C325741000339BEC
30. Архиерей Русской Православной Церкви выступил на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mospat.ru./index.php?page=38128
31. Кирилл (Гундяев), митр. Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на панельной дискуссии «Права человека и межкультурный диалог». Женева, 18 марта 2008 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mospat.ru/index.php?page=40148
32. Итоги деятельности Представительства ВРНС при ООН в 2006 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ЬіНрУМшш. russianchurchusa.org/index.php3?mode=1320&menu=3780&id=4898&ln=ru
33. Интервью протоиерея Александра Абрамова по результатам Первого форума "Альянса цивилизаций", [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.russianchurchusa.org/index.php3?mode=1320&menu=3778&id=6836&ln=ru
34. Межцивилизационный диалог. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2007 году. Обзор МИД России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/sps/9B6D03B7DC298E37C325741000339BEC
35. Архиерей Русской православной церкви выступил на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mospat.ru./index.php?page=38128
36. Состоялась встреча религиозных лидеров с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?page=40493
37. Предстоятель Русской православной церкви встретился с Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Пан Ги Муном [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?page=40495
38. Журналы заседаний Священного синода от 17 июля 2002 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/ index.html?sid=96&did=1334
39. Русская православная церковь в Европейском Союзе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.strasbourg-reor. org/modules.php?name=News&new_topic=25&file=article&sid=547
40. Журналы заседаний Священного синода Русской православной церкви от 25 марта 2004 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=376&did=11863
41. Представительство Русской православной церкви в Страсбурге [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.strasbourg-reor.org/modules.php?new_topic=11&name=News
42. Святейший патриарх Алексий встретился с комиссаром Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблесом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?page=26918
43. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с Комиссаром Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблесом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?page=25390
44. По мысли господина Хиль-Роблеса, принцип светскости государства не должен подразумевать соглашательства с религиозным невежеством, ибо недостаток знаний о религии создает пространство для активизации экстремизма. Комиссар также заявил, что невозможно стать гражданином без приобщения к своей исторической культуре и культуре окружающих. См.: Святейший Патриарх
Алексий встретился с Комиссаром Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблесом и его преемником на этом посту Томасом Хаммарбергом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?page=29897
45. Парламентская ассамблея Совета Европы отклонила резолюцию в поддержку эвтаназии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?page=25435
46. Также обсуждалось участие Русской церкви в подготовке и проведении семинара «Диалог, терпимость и образование: совместные действия Совета Европы и религиозных организаций» (Казань, 22-23 февраля 2006г.), международной конференции «Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество» (Нижний Новгород, 7-9 сентября 2006 г.), семинара «Эволюция моральный принципов и права человека в поликультурном обществе» (Страбург, 30 октября 2006 г.). См.: Святейший патриарх Алексий встретился с председателем Парламентской Ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линденом [Электронный ресурс].—Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?page=34630
47. Алексий, патриарх Московский и всея Руси. Выступление на очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?page=38033
48. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился в Страсбурге с председателем ПАСЕ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?page=38041
49. Состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия с Президентом Французской Республики Николя Саркози [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mospat.ru/index.php?page=38084
50. Состоялось второе заседание рабочей группы по взаимодействию Русской Православной Церкви и Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mospat.ru/archive/nr311076.htm
51. Лавров С.В. Вступительное слово на пресс-конференции по итогам X заседания Рабочей группы по взаимодействию МИД России и Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/2fee282eb6df 40e643256999005e6e8c/54aaa77dc7f1a46ac325739a0035de17?0penDocument
52. Основы социальной концепции Русской православной церкви: определение Юбилейного архиерейского собора РПЦ 1316.08.2000 // Основы социальной концепции ... — М., 2008. — 170 с.
53. Основы социальной концепции. Разд. 1. П. 1.
54. Основы социальной концепции. Преамбула.
55. Кирилл (Гундяев), митр. Доклад на конференции по основам социальной концепции Русской православной церкви // Социальная концепция Русской православной церкви. Документ социальной ответственности. Научное совещание, проведенное фондом PRO ORIENTE 10-11 сентября 2003 года в Вене. — Вена, 2007. — С. 15.
56. О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского патриархата в настоящее время. П. 11.: определение Архиерейского собора РПЦ 29.11 — 2.12.1994. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mospat.ru/archive/sobors/1994/512
57. Там же.
58. Там же.
59. Основы социальной концепции . Разд. 2. П. 4.
60. Там же. Разд. 3. П. 7.
61. Там же. Разд. 3. П. 3.
62. Там же. Разд. 3. П. 8.
63. Там же.
64. Там же. Разд. 9. П. 1.
65. Там же.
66. Там же.
67. Там же. Разд. 11. П. 1 и разд. 11. П. 3.
68. Там же. Разд. 11. П. 4.
69. Там же. Разд. 11. П. 5 и разд. 11. П. 6.
70. Там же. Разд. 10. П. 4.
71. Там же. Разд. 13. П. 5.
72. Концепция участия Русской православной церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/81695.html
73. Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного русского народного собора [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?page=30728
74. Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mospat.ru./ index.php?page=30427
75. Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?mid=463
76. В Отделе внешних церковных связей прошло заседание рабочей группы по подготовке документа, выражающего позицию Русской Православной Церкви по проблемам глобализации /Москва, 2 ноября 2005 года/ http://www.mospat.ru/index.php?page=28207
77. Кирилл (Гундяев), митр. Доклад на конференции по основам социальной. С. 18.
78. Социальная концепция Русской православной церкви. Документ социальной ответственности. Научное совещание, проведенное фондом PRO ORIENTE 10 — 11 сентября 2003 года в Вене. — Вена, 2007. — С. 6.