Научная статья на тему 'Ценности и приоритеты деятельности Русской православной церкви на международной арене'

Ценности и приоритеты деятельности Русской православной церкви на международной арене Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
242
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ВНЕШНИЕ ЦЕРКОВНЫЕ СВЯЗИ / ТРАДИЦИОННЫЕ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ АКТОРЫ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / EXTERNAL CHURCH RELATIONS / TRADITIONAL WORLD RELIGIONS / RELIGIOUS ACTORS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Касаткин Петр Иванович

Статья посвящена рассмотрению участия Русской православной церкви в международном взаимодействии. Представлен обзор деятельности Московского патриархата как актора мировой политики, разобрана социальная концепция Русской православной церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values and priorities of activity of Russian orthodox church in the international sphere

The article is devoted to participation of Russian Orthodox Church in international relations. Considering Russian Orthodox Church as an actor of world politics, the author reviews the Social Concept of Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «Ценности и приоритеты деятельности Русской православной церкви на международной арене»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2012. № 3

П.И. Касаткин

ценности и приоритеты деятельности русской православной церкви на международной

арене1

Статья посвящена рассмотрению участия Русской православной церкви в международном взаимодействии. Представлен обзор деятельности Московского патриархата как актора мировой политики, разобрана социальная концепция Русской православной церкви.

Ключевые слова: Русская православная церковь, внешние церковные связи, традиционные мировые религии, религиозные акторы мировой политики.

Новые социально-политические условия жизни XXI в. побудили Русскую православную церковь сформулировать свою официальную позицию по отношению к вызовам времени. Традиционно-историческое участие Русской церкви в социальной жизни государства приняло новые формы паритетного сотрудничества с государством и обществом, основанные на принципах равноправия и взаимного невмешательства в сферы исключительной компетенции «партнера». Роль Русской церкви в этом случае определяется не только признанием со стороны государства, но и высокой степенью самостоятельности при принятии решений. «Основы социальной концепции», принятые Архиерейским собором Русской церкви в 2000 г., заложили базу для расширения сферы участия Церкви в жизни общества, ее взаимоотношений с государством и международными организациям и стали отправной точкой для появления официальных общецрековных документов, определяющих позицию Русской церкви по многим вопросам современности. В общественно-значимых дискуссиях по вопросам прав и свобод человека, экономики, экологии, образования Русская церковь отстаивает свою вероучительную позицию примата нравственных ценностей.

Не занимая возможных и существующих в религиозной сфере крайних позиций в вопросе оценки глобализации, Русская церковь декларирует необходимость этически-положительного выстраивания мировых процессов, указывая на нравственную недопустимость развития дискриминации какой бы то ни было социальной группы в

1 Выступление подготовлено в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Взаимодействие государств и религиозных акторов мировой политики в эпоху глобализации» (грант Российского гуманитарного научного фонда №11-03-00547а; 2011-2013 гг.).

процессе глобализации. Являясь традиционалистской и культурно-самобытной организацией, Русская православная церковь выступает против насильственной или латентно навязываемой унификации, минимализации и нивелирования цивилизационных основ и этико-правовых представлений общества.

Русская православная церковь в настоящий момент продолжает оставаться крупнейшей Поместной православной церковью в мире как по размерам своей канонической территории, так и по числу епархий, приходов, священнослужителей и верующих. Несмотря на возникающие конфликтные ситуации, Русская православная церковь поддерживает отношения со всеми Поместными церквями.

Русская православная церковь является наиболее масштабной структурой, действующей на пространстве бывшего СССР, объединяющей не только этнически русское население, но и представителей других наций, добровольно входящих в ее юрисдикцию. В дальнем зарубежье более 600 заграничных учреждений Русской церкви, находящихся на всех континентах, ведут работу по ряду ключевых направлений: духовно поддерживают русских граждан и соотечественников за рубежом, а также паломников; представляют Русскую церковь перед государственной властью других государств и руководством различных международных правительственных и неправительственных организаций; представляют Русскую церковь в отношениях с другими Поместными православными и неправославными церквями и религиями; занимаются строительством, реставрацией, восстановлением памятников культуры; обеспечивают имущественные интересы Русской церкви.

В XXI в. Московскому патриархату удалось успешно осуществить объединение с Русской зарубежной церковью, положив конец более чем 70-летнему разделению, что символически воспринимается как конец противостояния, разделявшего русский народ со времен 1917 г. Это также позволило войти в организационную структуру Русской церкви более чем 300 загранучреждениям с сохранением за ними элементов самоуправления в рамках структур Зарубежной церкви.

В межхристианском взаимодействии Русская церковь, основываясь на принятых Архиерейским собором «Основных принципах отношения к инославию», поддерживает контакты с Римско-Католической церковью и крупнейшими протестантскими сообществами. Ведется многосторонний и двусторонний диалог, в ходе которого Московскому патриархату удалось сблизить позиции с Римско-Католической церковью по многим вопросам, касающимся прав человека, соотношения свободы и нравственной ответственности. С протестантскими сообществами продуктивно сотрудничество в социальной сфере.

Крупнейшим событием в межрелигиозном сотрудничестве, которое позволило Русской церкви и представителям традиционных ре-

лигий России собрать в Москве крупнейший межрелигиозный форум, стал Всемирный саммит религиозных лидеров, давший оценку ключевым трендам мирового развития и направивший послание лидерам «Большой восьмерки». Русская церковь и поддерживающие ее ино-славные и инорелигиозные лидеры вместе с представителями государственной власти продолжают выступать за создание Консультативного совета религий при ООН.

Базируясь на ключевом церковном документе, определяющем все сферы взаимодействия церкви, государства и общества — «Основах социальной концепции» — Московский патриархат совершенствует работу по всему спектру взаимоотношений Церкви и общества. Так, действующие при крупнейших международных организациях представительства отстаивают интересы Русской церкви на международном уровне. Определенных подвижек Русской церкви удалось добиться в отстаивании интересов Московского патриархата и русского населения в Эстонии и Латвии. Внутри России различными церковными структурами осуществляется связь Русской церкви с государственными, общественными, научными и деловыми кругами, что позволяет Русской церкви занимать весомое положение в обществе, в политических процессах в современной России. Положительных результатов удалось достичь в сфере законодательного закрепления интересов Церкви по вопросам налогообложения и регистрационного учета структурных подразделений Русской церкви, религиозного образования, в высшей школе. Существующие механизмы особенно эффективны в сфере международного сотрудничества, в культурной и гуманитарной сферах. Не принадлежа при этом ни к какому политическому крылу, являясь одним из ведущих институтов гражданского общества, Русская церковь свободна в своих оценках событий, происходящих как на мировом, так и на внутрироссийском уровне.

Однако наряду с этим среди тех областей, в которых Русской церкви не удается добиваться успеха в решении стоящих перед ней задач, можно назвать следующие.

В межправославных отношениях активность Русской церкви в ближнем и дальнем зарубежье сталкивается с противодействием Константинопольского патриархата, противостояние с которым по вопросу духовного попечения о диаспоре, а также юрисдикции над самоуправляемыми частями Русской церкви, в различный период входившими в состав Константинопольского патриархата (страны Балтии, Русский экзархат в Европе), время от времени обостряется. На взаимоотношениях с Константинопольским патриархатом негативно сказывается не только отсутствие согласованного общеправосланого документа, регулирующего вопросы предоставления автокефалии и положения диаспоры, но концептуального документа Русской церкви, определяющего ее позицию по вопросу о первенстве в православном

мире. В настоящий момент такой документ разрабатывается Синодальной богословской комиссией2. Серьезно осложнились взаимоотношения с Румынской церковью, учредившей епархии в составе митрополии на территории епархий Московского патриархата в Молдавии. Политическая составляющая этих межцерковных конфликтов состоит в том числе и в различной интерпретации событий истории XX в.: Румынская и Эстонская стороны воспринимают нахождение некогда входивших в их состав территорий нормой церковной жизни, а юрисдикционную принадлежность к Московскому патриархату называют «вынужденной», предлагая рассматривать события новейшей истории как «советскую оккупацию», забывая при этом о более глубоких корнях русского церковного присутствия в этих странах. Церковная миссия осложняется тем, что нередко официальные выступления высшего церковного руководства касаются лишь внутрироссийской тематики, в результате чего создается впечатление, что Московский патриархат является не многонациональной церковью, юрисдикция которой выходит за пределы РФ, а исключительно церковью России и русскоязычных3. При этом руководство Русской церкви вынуждено балансировать между соблюдением принципа самоуправляемости отдельных частей Русской церкви и позиционированием патриарха Московского и всея Руси как Предстоятеля единой Русской церкви. Это обуславливает необходимость в различных ежегодных обращениях и посланиях патриарха акцентировать внимание на том, что Московский патриархат отстаивает интересы всех православных, входящих в его юрисдикцию, вне зависимости от места их проживания, а также необходимость не касаться тех тем и вопросов, которые могут быть негативно восприняты в странах СНГ и Балтии, на Украине. Негативным образом на российско-украинских православных связях сказалось отсутствие регулярных визитов патриарха Московского и всея Руси на Украину. После более чем 10-летнего перерыва такие визиты стали совершаться лишь с 2008 г.

Наряду с мерами, направленными на увеличение заграничных учреждений Русской церкви, нерешенной остается проблема об окорм-лении многочисленных украинских и молдавских мигрантов в Португалии, Испании и Италии. Русская православная церковь насчитывает не более 50 общин, действующих в этих странах. В то же время Константинопольский и Румынский патриархаты активизируют работу с диаспорами в Европе. Специально для окормления украинской диаспоры в Испании и Португалии был рукоположен епископ-украинец, прозелитическая деятельность ведется униатами. Хотя данная пробле-

2 Журнал № 26 заседания Священного Синода от 27 марта 2007 года. URL: http:// www.mospat.ru./index.php?mid=274

3 В период существования СССР в руководстве Русской церкви обсуждался вопрос о переименовании ее в Православную Церковь Советского Союза.

ма Русской церковью осознается и вопрос об окормлении диаспоры решается путем направления украинских и молдавских клириков в указанные страны, а также путем выделения в декабре 2007 г. приходов в Италии в отдельную церковную структуру, эти шаги не решают проблемы в целом.

Большинство сохраняющихся проблем в межхристианских отношениях с Католической церковью как в России, так на международном уровне обусловлено политическими причинами: учреждением католических епархий и униатской проблемой, связанным с попытками продвижения греко-католиков на Восток, прозелитизмом. В ходе продолжавшегося богословского диалога с протестантами все четче проступает либерализация доктринального и этического учения: введение женского священства, попытки навязать обсуждение темы сексуальных меньшинств, введения чинов благословения однополых браков.

В сфере межрелигиозного сотрудничества Русской церкви не всегда удавалось предотвращать столкновения на национальной почве, возникавшие в регионах. Миротворческие инициативы Русской церкви по Иракскому и Косовскому вопросам не смогли предотвратить кровопролития и невосполнимых разрушений.

Будущее исследований Русской церкви как актора современной мировой политики может касаться рассмотрения ее как ценностно-образующего института, разработки отдельных вопросов социально учения, прикладных аспектов взаимодействия Церкви и общества, деятельности церковных загранучреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.