Научная статья на тему 'Православно-католический диалог в конце XX века'

Православно-католический диалог в конце XX века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1213
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ВАТИКАН / ПРОЗЕЛИТИЗМ / УНИАТСТВО / АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАТУРА / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / CATHOLIC CHURCH / VATICAN / PROSELYTISM / APOSTOLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Казакова Татьяна Сергеевна

В статье рассматривается ход межрелигиозного диалога между Русской Православной и Римско-Католической церквями в конце XX века. Автор говорит об основных проблемах в отношениях церквей. Он отмечает, что, несмотря на сложившуюся напряженность, по некоторым вопросам представителям церквей удалось достигнуть результативного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers a course of interreligious dialogue between Russian Orthodox and Catholic churches in the end of the XX-th century. The author speaks about the basic problems in relations of churches. He emphasizes that representatives of churches managed to reach productive interaction.

Текст научной работы на тему «Православно-католический диалог в конце XX века»

ПРАВОСЛАВНО-КАТОЛИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ В КОНЦЕ XX ВЕКА

Kazakova T.S.

ORTHODOX - CATHOLIC DIALOGUE IN THE END OF THE XX-TH CENTURY

Ключевые слова: Русская Православная церковь, Римско-Католическая церковь, Ватикан, прозелитизм, униатство, апостольская администратура.

Key words: Russian Orthodox Church, Catholic Church, Vatican, _proselytism, Apostolic administration.

Аннотация

В статье рассматривается ход межрелигиозного диалога между Русской Православной и Римско-Католической церквями в конце XX века. Автор говорит об основных проблемах в отношениях церквей. Он отмечает, что, несмотря на сложившуюся напряженность, по некоторым вопросам представителям церквей удалось достигнуть результативного взаимодействия.

Abstract

The article considers a course of interreligious dialogue between Russian Orthodox and Catholic churches in the end of the XX-th century. The author speaks about the basic problems in relations of churches. He emphasizes that representatives of churches managed to reach productive interaction.

В 90-е гг. в отношениях между Русской Православной и Католической церквями происходят значительные перемены. Во многом, это связано с глобальными изменениями, произошедшими в СССР и повлекшими перестановку сил на международной арене. Политика «перестройки», проводимая М.С. Горбачевым в 1985-1991 гг., изменила диалог церкви и государства, а также положение Католической церкви в СССР

Важным событием международной жизни этого периода стала встреча в декабре 1989 г. М.С. Горбачева с папой Иоанном Павлом II, в результате которой были установлены дипломатические отношения между Советским Союзом и Ватиканом на уровне постоянных представительств1. Первым представителем СССР в Ватикане стал Ю.И. Карпов, в 1990 г. в Москву прибыл представитель Святого Престола архиепископ Франческо Колассуоно. Кроме того, на этой встрече прозвучало приглашение Иоанну Павлу II в будущем посетить Советский Союз2.

Стоит отметить, что эти шаги был связаны не с религиозными, а с политическими соображениями. Горбачев пошел на расширенный диалог с Ватиканом с целью подвести черту в холодной войне. В дальнейшем после распада СССР, Ватикан признал Российскую Федерацию его правопреемницей и установил те же дипломатические отношения уже с ней3. Одновременно дипломатические отношения были установлены с рядом стран бывшего СССР

Если на данном этапе наблюдается явное улучшение отношений между двумя государствами, то отношения между церквями начинают осложняться. Это было связано с несколькими причинами. Первой причиной стало расширение влияния Католической церкви на территории российского государства. Второй причиной можно назвать столкновение

1 Discorso al Presidente del Soviet Supremo dell'URSS Michail Gorbaciov, Venerdi, 1 dicembre 1989 // The Holy See [сайт].-Режим доступа: http://www.vatican.va/holy father/john paul ii/ speeches/1989/december/documents/ hf_jp-ii_spe_19891201_president-gorbaciov_it.html

2 Выступление М. С. Горбачева в Ватикане // Правда. - 2 декабря 1989 г. - С. 1 - 2

3 Discorso di Giovanni Paolo II al corpo diplomatico accreditato presso la Santa Sede // L'Osservatore Romano 12.1.1992. P. 6 - 7.

интересов церквей на территории Украины, где происходит активизация униатской ГрекоКатолической церкви. Таким образом, в отношениях РПЦ и РКЦ в 90-х гг. можно выделить две основные проблемы.

Говоря о корнях первой проблемы, стоит отметить, что Католическая церковь в начале 1990-х гг. смогла развить на территории Российской Федерации колоссальную активность, благодаря полной религиозной свободе и отсутствию государственной идеологии в постсоветской России. В апреле 1991 г. папа Иоанн Павел II назначил епископов для России, Украины, Белоруссии и Казахстана, где были восстановлены самостоятельные епархиальные структуры. В России они первоначально были учреждены в ранге Апостольских администратур. С этого времени на территории России стали осуществлять свою деятельность архиепископ Тадеуш Кондрусевич (Апостольский администратор для католиков Европейской части России с резиденцией в Москве) и епископ-иезуит Иосиф Верт (Апостольский администратор Азиатской части России с резиденцией в Новосибирске)4. Нужно отметить, что Иоанн Павел II выбрал именно этих епископов на должности в связи с тем, что они родились в Советском Союзе и знали реалии жизни в стране «изнутри».

Следствием открытия Апостольских администратур стало создание католических приходов, ряда католических учебных заведений и благотворительных организаций. Начинают развиваться католические средства массовой информации5. К 1995 г. католическая церковь имела на территории РФ уже более 200 приходов, в которых служили лица, около 90 % прибывшие из-за рубежа6. Кроме того, нарастает активность ряда монашеских орденов: иезуитов, ассумпционистов, доминиканцев, францисканцев, салезианцев и др. Эти ордена нередко осуществляли миссионерскую деятельность среди лиц, принадлежащих к Православной церкви по крещению или связанных с ней историческими духовными и культурными корнями. Русской Православной церковью такая деятельность воспринималась как прозелитическая, что вело к обострению отношений.

В 1995 г. в Московской духовной академии прошла консультация Всемирного Совета Церквей по проблемам прозелитизма, где были сформулированы определения этого явления. Тогда было заявлено, что прозелитизм есть «обращение христиан из одной конфессии в другую с использованием методов и средств, противоречащих принципам и духу христианской любви и свободы личности»7. Представители Московской патриархии выразили согласие с этим определением. Однако, рассматривая данную позицию, нужно обратить внимание на то, в каких реалиях существует Русская Православная церковь, а именно, что на территории Российской Федерации действует свобода вероисповедания, и граждане вправе выбирать к какой конфессии им примкнуть.

Католическая сторона же полностью отрицает само понятие прозелитизма, сводя его лишь к переманиванию из одной христианской общины в другую подкупом и бесчестными методами. В то же время католическая церковь считает, что имеет право заниматься миссионерством среди населения любой страны, так как у всех людей есть свобода выбора. Наиболее четко эту мысль развил в статье «Что я думаю о прозелитизме»8 священник Бернардо Антонини. Он доказывал необходимость проведения четкой грани между прозелитизмом, миссией и проповедью. Антонини говорил о том, что миссионерская деятельность Римско-Католической церкви является стремлением помочь всем нуждающимся, а не «крестовым походом». В связи с отсутствием единого мнения по вопросу прозелитизма, Русская Православная и Римско-Католическая церкви вступили в череду конфликтов, которые вели к еще большему ухудшению

4 Никифорова М.Е. Планетарное католичество: Ватикан и глобализация. - М., 2010. - С. 254-255.

5Орлова Л.В. Журналистика добровольного минимализма. - Независимая Газета Религии, 17.03.2010.

6Петрушко В. Краткий очерк истории католической церкви в России (часть 2) [Электронный ресурс] // Православие.т: [сайт] / Владислав Петрушко.- Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru /archiv/katolicinrus2.htm (06.11.10).

7Определение, выработанное Православной консультацией по миссии и прозелитизму, организованной Всемирным Советом Церквей и прошедшей 26-29 июня 1995 в Сергиеве Посаде.// Христианство в истории.

1995 г., № 4 С.80.

8 Антонини Б.Что я думаю о прозелитизме // Свет Евангелия. - 2000. - №37 . - С. 20.

отношений между церквями.

В дальнейшем проблема прозелитизма неоднократно обсуждалась на двусторонних встречах Московской Патриархии и Святого престола. Позиция Русской Православной церкви на встрече, состоявшейся 30-31 января 1995 года в Москве, сводилась к тому, что миссия Римско-Католической церкви должна быть направлена на тех, кто в силу своих национально-культурных корней принадлежит к традиционно католической пастве, а не на людей, имеющих православные корни и тем более крещенных в Православной церкви. На встречах в Риме и Москве в 1996 году Русская Православная церковь была вынуждена констатировать несоблюдение на практике Римско-Католической церковью обещаний относительно исключения прозелитических действий, что отразилось в официальных документах православной церкви9.Таким образом, можно придти к выводу, что названная проблема к концу XX века стала наиболее актуальной в отношениях между церквями и представляла серьезную угрозу для дальнейшего развития межхристианского диалога.

Не менее острой в этот период стала проблема, связанная с религиозным противостоянием на территории Украины. Она заявила о себе еще с самого начала православно-католического диалога в первой половине 1980-х гг. Однако наиболее серьезно встала на повестку на рубеже 80 - 90-х годов, когда была осуществлена легализация грекокатолических приходов на территории СССР10. Греко-католические церкви вышли из подполья и начали восстанавливать свои приходы и структуры на местах силовыми методами. Наиболее болезненно для православных этот процесс протекал на Западной Украине (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области, Закарпатье)11. Там дело доходило до массовых беспорядков, стычек, силовых захватов православных храмов, когда православные общины изгонялись просто на улицу, а в местной печати была развернута кампания по дискредитации православных Московского Патриархата. Такие грекокатолические газеты, как «Мета», «Верую», открыто называли их «пятой колонной Москвы», «агентами имперского влияния России»12.

В январе 1990 г. была предпринята попытка урегулирования проблемы путем создания четырехсторонней комиссии из представителей Московского Патриархата, Римско-Католической церкви, Украинской Православной церкви и католиков восточного обряда из Западной Украины. Однако вскоре греко-католики покинули эту комиссию под нажимом радикальных политических сил13. Движение «Рух» заявило, что в случае его прихода к власти все храмы будут отобраны у православных и переданы католикам восточного обряда14. По их мнению, не было никакой необходимости вести диалог с Православной церковью. Благодаря тому, что националисты пришли к власти, униатам удалось занять лидирующее положение в сфере религиозной жизни и на православие началось настоящее гонение.

Эта ситуация обсуждалась Смешанной Православно-Католической комиссией по

9 Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго на Архиерейском Соборе Русской

Православной церкви 18-23.2.1997 // Русская православная церковь: [сайт]. - Режим доступа:

ht.tp://www.mospat..nl/arcЫve/sobor_0Lht.m

10 Доценко Г. Конфессиональное многообразие как условие межконфессионального мира. [Электронный ресурс]

// Региональный Информационный Фарватор: [сайт] / Григорий Даценко - Режим доступа:

http://fairwav.h1.rU/7/636 1.html (06.11.10)

11Петрушко В. Краткий очерк истории католической церкви в России (часть 2) [Электронный ресурс] // Православие.ги: [сайт] / Владислав Петрушко.- Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru

/archiv/katolicinrus2.htm (06.11.10).

12 Комментарий Синодальной Богословской комиссии к документам диалога между Русской Православной и Римско-Католической церквами // Журнал Московской патриархии . - 1997. - № 12. - С. 26.

13 Заявление Священного Синода Московского Патриархата (в связи с выходом католиков восточного обряда из четырехсторонней Комиссии по урегулированию отношений между православными и католиками восточного обряда в Западных областях Украины и по поводу решения Львовского городского Совета народных депутатов от 6 апреля 1990 года) // Журнал Московской Патриархии. С. 14-15.

14В церковную жизнь пусть не вмешивается. Заявление духовенства и верующих Днепропетровской епархии Украинской Православной церкви [о политическом движении «Рух»] // Журнал Московской патриархии., 1993. № [пробн. номер]. С. 25.

богословскому диалогу на заседаниях во Фрайзинге (1990 г.) и в Ариче (1991 г.), но итоговый документ по проблеме униатства - «Баламандское соглашение» - был принят в Баламанде (1993 г.). В нем как на богословском, так и на практическом уровнях объяснялось, что уния, будучи сродни прозелитизму, является недопустимой в жизни церквей. Униатство, как форма возвращения в лоно Католической церкви, была отвергнута авторами документа15. Однако, в документе не было перечеркнуто право восточных католических церквей на существование. Более того, была отмечена необходимость того, чтобы «эти церкви, как на местном, так и на вселенском уровне включились в диалог любви в духе взаимного уважения и вновь обретенного взаимного доверия»16.

На двусторонней встрече представителей церквей в 1995 г. была выражена твердая убежденность следовать принципам, положенным в основу «Баламандского соглашения», который открывал путь к разрешению подобных ситуаций. Делегации констатировали, что повседневная практика не всегда соответствует призывам этого документа «избегать насилия, каким бы оно ни было - физическим, словесным или моральным, а также всего, что может способствовать пренебрежительному отношению к христианам»17. Кроме того, участниками встречи было высказано требование невмешательства светских властей Западной Украины во внутрицерковные проблемы. Обсуждение продолжилось на встречах представителей церквей в следующем году. Итогом этих встреч стало решение пригласить иерархов Украинской Православной церкви и Греко-католической церкви Украины на совместное совещание с представителями Русской Православной церкви и Ватикана для попытки прямого разрешения вопроса.

В 1998 г., с 15 по 20 июня проходило очередное заседание Координационного комитета Смешанной комиссии по богословскому диалогу, посвященное названой проблеме. Члены Координационного комитета продолжили труды Пленума Смешанной комиссии. Участники комиссии не выработали практических мер по вопросу униатства, а коснулись только богословской стороны вопроса. Было признано, что возникновение, организация и миссия католических церквей восточного обряда представляет собой препятствие в диалоге, поскольку униатизм несовместим с экклесиологией неразделенной Церкви. В то же самое время участники заседания согласились с тем, что католические церкви восточного обряда, находящиеся в полном общении с римским престолом, должны иметь соответствующие обязанности, касающиеся, в частности, экуменического диалога.

Также в официальных документах активно начинает рассматриваться возможность встречи глав двух церквей - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Святейшего Папы Римского Иоанна Павла II. Русская Православная церковь пришла к выводу, что проведение встречи глав церквей в данный момент невозможно18.

Несмотря на то, что отношения между Русской Православной и Римско-Католической церквями осложнялись уже назваными проблемами, по некоторым вопросам представители церквей пришли к единому мнению.

На рубеже веков, в силу социально-политических изменений, происходит активизация многочисленных религиозных движений и сект. Делегации РПЦ и Ватикана были вынуждены констатировать, что этот факт несет серьезную опасность для внутренней жизни христианских общин. В этом отношении было отмечено сходство религиозной ситуации в России и в ряде стран Латинской Америки. Отдавая отчет в реальности угрозы религиознонравственным основам христианских общин, делегации пришли к выводу о необходимости проведения межконфессиональной конференции с участием богословов, историков церкви и специалистов в области миссии.

15 Православие и католичество. От конфронтации к диалогу: хрестоматия / Под ред. А. Юдина. - М., 2005. - С. 310.

16 Там же. С. 311.

17Там же. С. 314.

18Заседание Священного Синода 10 июня 1997 года // Русская православная церковь: [сайт]. - Режим доступа: http://www.mospat.ru/archive/sr090671.htm (05.12.10)

Во второй половине 90-х гг. все больший объем в диалоге двух христианских церквей принимает совместная подготовка церквей к 2000-летнему юбилею христианства. В связи с этим каждой из церквей были образованы юбилейные комиссии. Кроме того, 15 сентября 1999 г. состоялась встреча председателя отдела внешних сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с архиепископом Миланским кардиналом Карло Мария Мартини, во время которой обсуждалось состояние межхристианского диалога накануне Великого Юбилея Пришествия в мир Христа. В октябре того же года Москву посетил Чрезвычайный и полномочный посол Итальянской Республики в Российской Федерации Джанкарло Арагона. Несмотря на то, что этот визит касался вопросов внутренней и внешней политики в контексте российско-итальянских отношений, Арагона встретился и с представителями церкви. Самой значительной для этого периода стала встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Государственного секретаря Святого Престола кардинала Анджело Содано в Москве.

Исходя из всего перечисленного, можно сделать ряд выводов. В рассмотренный период отношения между церквями терпят коренные перемены. На фоне налаживания дипломатических отношений между Советским Союзом, а затем Российской Федерацией и Ватиканом происходит ухудшение отношений между Русской Православной и Римско-Католической церквями. На наш взгляд, это связано с активизацией деятельности Католической церкви на территории России и Украины в первой половине 90-х, а также нежеланием Ватикана вести реальный диалог с Русской Православной церковью, основанный на уважении и равноправии. В то же время во второй половине 90-х годов наблюдалось результативное взаимодействие церквей по некоторым проблемам. Это касается совместной подготовки к 2000-летию христианства и противодействия религиозным сектам.

Библиографический список

1. Discorso di Giovanni Paolo II al corpo diplomatico accreditato presso la Santa Sede // L'Osservatore Romano 12.1.1992. P. 6 - 7.

2. Discorso al Presidente del Soviet Supremo dell'URSS Michail Gorbaciov, Venerdi, 1

dicembre 1989 // The Holy See [сайт]. - Режим доступа: http://www.vatican.va/

holy_father/j ohn_paul_ii/speeches/1989 /december/documents/hf_jp-ii_spe_19891201_presid-ent-gorbaci ov_it.html

3. Антонини Б. Что я думаю о прозелитизме // Свет Евангелия. - 2000. - № 37. -С. 20 - 24.

4. В церковную жизнь пусть не вмешивается. Заявление духовенства и верующих Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви [о политическом движении «Рух»] // Журнал Московской Патриархии., 1993. № [пробн. номер]. С. 25 -26.

5. Визит митрополита Кирилла в Италию // Русская православная церковь: [сайт]. -Режим доступа: http://www.mospat.ru/archive/nr909241.htm

6. Доценко Г. Конфессиональное многообразие как условие межконфессионального мира. [Электронный ресурс] // Региональный Информационный Фарватор: [сайт] / Григорий Доценко - Режим доступа: http://fairway.h1.ru/7/636_1.html (04.12.10)

7. Заседание Священного Синода 10 июня 1997 года // Русская православная церковь: [сайт]. - Режим доступа: http://www.mospat.ru /archive/sr090671.htm (04.12.10)

8. Заявление Священного Синода Московского Патриархата (в связи с выходом католиков восточного обряда из четырехсторонней Комиссии по урегулированию отношений между православными и католиками восточного обряда в Западных областях Украины и по поводу решения Львовского городского Совета народных депутатов от 6 апреля 1990 года) // Журнал Московской Патриархии. С.14-15.

9. Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго на Архиерейском Соборе Русской Православной церкви 18-23.2.1997 // Русская православная церковь: [сайт]. -Режим доступа: http://www.mospat.ru /archive/sobor_01.htm (04.12.10)

10. Комментарий Синодальной Богословской комиссии к документам диалога между Русской Православной и Римско-Католической церквами // Журнал Московской патриархии . - 1997. - № 12. С. 26-28.

11. Коммюнике двусторонней встречи между делегациями Московского Патриархата и Святого Престола 17-18.12.1996 // Русская православная церковь: [сайт]. - Режим доступа: http://www.mospat.ru/archive/ecr_ru97.htm (04.12.10)

12. Никифорова М.Е. Планетарное католичество: Ватикан и глобализация. - М., 2010. -

320 с.

13. Определение, выработанное Православной консультацией по миссии и прозелитизму, организованной Всемирным Советом церквей и прошедшей 26-29 июня 1995 в Сергиеве Посаде // Христианство в истории. - 1995. - № 4. - С. 78-80.

14. Орлова Л.В. Журналистика добровольного минимализма. - Независимая Газета Религии, 17.03. 2010.

15.Петрушко В. Краткий очерк истории католической церкви в России (часть 2) [Электронный ресурс] // Православие.т: [сайт] / Владислав Петрушко. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/archiv/ katolicinrus2.htm (04.12.10).

16. Православие и католичество. От конфронтации к диалогу: хрестоматия / ред. А. Юдина. - М.: ББИ, 2001-2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.