ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
УДК 94 (47); [2000]
DOI: 10.12737/11975
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ
МОЛОДЕЖИ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В 2000- ХГГ. : ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
Симонова М.А.1
В статье рассматриваются основные направления деятельности Русской Православной Церкви в сфере воспитания детей и молодежи в 2000-х гг. Характеризуются основные аспекты позиции Российской Православной Церкви в сфере семейной политики. Рассматриваются ключевые проблемы и тенденции в контексте социально-политических процессов. В частности, инициирование совместно с общественными организациями различных превентивных программ по вопросам семьи и защите материнства.
Ключевые слова: государственная политика, Русская Православная Церковь, Архиерейский Собор, религиозные организации.
EDUCATION OF YOUTH AND FAMILY POLICY IN 2000:
TRENDS AND CONTROVERSIES
SIMONOVA M.A. - Candidate of Pedagogic Sciences, Doctorate Student of the Department of the History of Russia, Russian Peoples' Friendship University (Russian federation, Moscow), e-mail: [email protected]
The article discusses the main activities of the Russian Orthodox Church in the field of education of children and youth in the 2000s. The position of the main aspects of the Russian Orthodox Church in the field of family policy is characterized. The key issues and trends in the context of socio-political processes are examined.
In particular, the initiation of cooperation with public organizations, private time preventive programs for families and protection of motherhood are considered.
Keywords: government policy, Russian Orthodox Church, Council of Bishops, religious organizations.
Симонова Мария Александровна - Российский университет дружбы народов, кандидат педагогических наук, докторант кафедры истории России (Российская Федерация, г. Москва), e-mail: [email protected]
146 Central Russian Journal of Social Sciences -volumе 10 issue 4 - 2015
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В апреле 2000 года Священным Синодом Русской Православной Церкви (с последующим одобрением на прошедшем в августе 2000 года Юбилейном Архиерейском Соборе) была принята «Концепция православного молодёжного служения РПЦ»1. Церковь определилась с возрастными границами отнесения к категории «молодёжи» (от 14 до 30 лет), а также сформировала цели, задачи, принципы организации, основные формы работы с молодежью, в том числе в сфере образования и воспитания. Ключевыми из них были определены следующие: воцерковление всех сторон жизни молодёжи; вовлечение молодёжи в диаконическое служение РПЦ; содействие лучшему пониманию молодыми людьми Православной веры и миссии Церкви в современном мире, распространению в обществе, в молодежной среде, образа жизни, основанного на евхаристическом общении; содействие диалогу молодых людей в Православной Церкви; содействие священнослужителям, активным мирянам Русской Православной Церкви в приобретении опыта работы с молодежью2.
Задачи по организации работы с молодежью были определены следующим образом:
- обобщение и распространение опыта молодежного служения на приходском, благочинническом и епархиальном уровнях;
- организация социального служения православной молодежи;
- организация общения православных молодых людей в форме диалога, обмена мнениями, дискуссий;
- создание информационного пространства для молодых православных людей;
- вхождение в информационное пространство молодых людей, находящихся вне Церкви;
- организация семейного досуга для воцерковленных и желающих воцерковиться семей;
- создание условий для дополнительного развития детей и юношества;
- подготовка педагогов к осуществлению деятельности по православному воспитанию на приходском уровне;
- подготовка священнослужителей, активных прихожан, слушателей православных учебных заведений к осуществлению педагогической, воспитательной деятельности;
- координация молодежного служения на различных уровнях Русской Православной Церкви;
- содействовать возможности получения духовного окормления существующим молодежным объединениям, выражающим желание находиться под омофором Русской Православной Церкви»3.
Русской Православной Церковью в числе принципов организации работы с молодежью особое внимание было уделено учёту индивидуальных и возрастных особенностей, принципам системности и целостности, а также принципу «в семье и через семью».
В числе форм организации работы с молодежью были определены следующие:
- вовлечение молодежи в приходскую жизнь во всём многообразии её проявлений;
1 Концепция православного молодежного служения Русской Православной Церкви . [Электронный ресурс]. - URL: http://www.o-d.ru/resources/youth/conception/.
2 Концепция православного молодёжного служения Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.o-d.ru/resources/youth/conception
3 См.: Концепция православного молодёжного служения Русской Православной Церкви.
[Электронный ресyрс]--URL.:Режим доступа: http://www.o-d.ru/resources/youth/conception/.________
Среднерусский вестник общественных наук том 10 №4 - 2015 147
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
- создание православных детских и молодежных организаций; привлечение светских детских и молодежных организаций, разделяющих ценности Православия; взаимодействие и сотрудничество с государственными службами и органами, при осуществлении ими государственной молодёжной политики (на данных формах деятельности церкви автор подробно остановится в разделе V данного исследования);
- организация школ ремесел, а также активизация «кружковой» работы с детьми и молодёжью; создание православных клубов на приходе и по месту жительства;
- организация на приходском уровне детских, молодежных консультаций;
- проведение в православных школах, гимназиях, лицеях, воскресных школах различного рода мероприятий с приглашением на них детей и молодежи из светских учебных заведений;
- издание книг, газет, журналов молодёжной направленности, активное использование СМИ для работы с молодёжью;
- проведение «круглых столов» по актуальным темам, интересующим молодёжь;
- организация и проведение курсов и семинаров по подготовке кадров для осуществления молодёжного служения;
- организация и проведение православных творческих конкурсов, православных лагерей и слётов для детей и молодёжи, спортивной и туристической деятельности;
- осуществление паломнических поездок, участие в реставрационных работах;
- общение с православной молодежью из Православных Поместных Церквей1.
Решая вопрос о возможных границах своего участия в различных сферах общественной жизни, Русская Православная Церковь к 2013 году сформировала свою позицию по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции, которая основывается на трех постулатах: во- первых, церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, в тех случаях, когда родители сами не могут или не стремятся защитить детей, во- вторых, если передача ребенка на воспитание лицам, не являющимся его родственниками, неизбежна, церковь настаивает на обеспечении преемственности его воспитания в религиозном и культурном отношении, в- третьих, государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка2.
Рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, церковь связывает исключительно с нравственной дезориентацией общества в целом3. В связи с этим важным является опыт, накопленный в православной пастырской традиции, по оказанию помощи неблагополучным семьям, позволяющий одновременно защитить ребенка и способствовать сохранению семьи.
В целях разработки и осуществления системного комплекса мер по преодолению кризиса семейных ценностей в обществе и церковной поддержке семьи еще в 2011 году была создана Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства — синодальная комиссия Русской Православной церкви4, в состав которой вошли не только представители Церкви, но и Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, представители научного
1 Там же.
2 Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции: материалы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (февраль 2013 года). - URL.:http://www.patriarchia.ru/db/text/2774805.html
3Ливцов В.А. Механизм государственного влияния на Русскую Православную Церковь и всемирный совет церквей в середине XX столетия//Общество и человек. - 2013. - № 2 (5). - С. 61-66.
4 Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства- URL,: http://www.patriarchia.ru/db/text/1914492.html___________________________________________________
148 Central Russian Journal of Social Sciences -volumе 10 issue 4 - 2015
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
сообщества, Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам семьи, женщин и детей. После чего в большинстве регионов были созданы церковные комиссии по вопросам семьи и защиты материнства на епархиальном и, реже, на благочинническом уровнях. Церковь оказывает поддержку родительским комитетам и общественным объединениям, защищающим права родителей на воспитание детей. Основными формами работы церковных комиссий по вопросам семьи и защиты материнства являются следующие:
- инициирование совместно с общественными организациями законотворческой деятельности на всех уровнях, в том числе в регионах и на местном уровне;
- участие в работе Общественных палат при законодательных органах власти на местах;
- создание и работа общественных и наблюдательных советов при органах исполнительной власти (органы опеки, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) и при Уполномоченных по правам ребенка;
- работа в Советах школ; в составе независимых общественных экспертных советов по экспертизе законодательных актов и различных программ, затрагивающих семью и детей;
- работа в группах реагирования и группах взаимопомощи родителей;
- создание на всех уровнях компетентных экспертных советов, способных отстаивать традиционный взгляд на семейные и культурные ценности нашего народа при рассмотрении дел в административных и судебных органах.
Под эгидой комиссий начали разрабатываться социальные программы, направленные на сохранение семьи (например, «Супружеские встречи», «Школа для родителей и воспитателей», «Юридическая служба поддержки семьи», «Цветик-Семицветик. Вместе поможем детям» и др.) 1. На уровне епархий инициировано создание сообществ многодетных семей для представления интересов многодетных и нуждающихся семей в государственных органах на уровне региона (муниципальных образований).
В некоторых епархиях созданы Центры поддержки семьи (например, в Канашской, Пермской, Смоленской епархиях) для оказания консультативной и юридической помощи для женщин и семей в кризисной ситуации, а также социального сопровождения многодетных и нуждающихся семей совместно с органами социальной защиты населения.
В целях содействия в восстановлении социальных связей в некоторых епархиях накоплен опыт создания приютов для беременных и женщин с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию (например, в Иваново-Вознесенской митрополии, Нефтекамской епархии), пунктов вещевой помощи, детских садов и групп кратковременного пребывания детей.
Особое внимание уделяется также организации семейных лагерей, в том числе специализированных, для семей с детьми-инвалидами, как в Новороссийской епархии, или для многодетных семей), а также работе по усыновлению детей-сирот для возврата сирот в кровные семьи, где это представляется возможным, либо обучению семейных пар, желающих взять приемного ребенка, сопровождению в процессе и после оформления документов об опеке (усыновлении).
1 Материалы заседания епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства/ Санкт-Петербургская митрополия Русской Православной Церкви. — URL.: http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id=75729#ad-image; Доклад епископа Ейского и Тимашевского Германа на межепархиальной конференции «Церковь и государство в деле защиты семьи, материнства и детства»/ http://eisk-eparh.ru/eparhia.html (дата обращения 18.02.2015)________________________________________________________________________________________
Среднерусский вестник общественных наук том 10 №4 - 2015 149
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Важным является факт накопления и распространения успешного опыта взаимодействия епархиальных структур1 по вопросам семьи, защиты материнства и детства с Уполномоченными по правам ребенка в регионах страны в области взаимодействия со всеми ветвями федеральной, региональной власти, органами местного самоуправления и опеки (в частности, опыт деятельности церковных комиссий по вопросам семьи и защиты материнства Кузбасской митрополии)2.
Для распространения наиболее эффективного опыта деятельности по вопросам семьи, защиты материнства и детства активно используются информационные площадки средств массовой информации. Так, в 2013 году создан официальный портал Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства (http://pk-semya.ru/), который содержит телефоны доверия, по которым можно позвонить в разных трудных жизненных ситуациях; базу данных вопросов по семейной тематике, на которые отвечают авторитетные священнослужители; аудиотеку, видеотеку и библиотеку по семейной проблематике.
Кроме того, представители комиссий по вопросам семьи, защиты материнства и детства принимают участие в программах, транслируемых федеральными и региональными телеканалами3, где обсуждаются проблемы семьи, семейных отношений совместно с представителями Госдумы РФ, международного евразийского движения, деятелями науки и культуры.
Таким образом, в 2000-е гг. активное участие церкви в жизни общества определило ее статус в государстве и обществе. РПЦ конкретизировала свою позицию в сфере воспитания молодежи и семейной политики, определила принципы и перспективные направления взаимодействия с институтами гражданского общества и государством. Рост масштабов социальной деятельности детерминировал степень влияния РПЦ на систему общественно- политических связей в целом. В XXI в. РПЦ становится одним из ключевых социальных институтов, реализующих функции попечения о духовно- нравственном состоянии общества.
Библиография/ References:
1. Концепция православного молодёжного служения Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.o-d.ru/resources/youth/conception (дата обращения: 10.05.2014)
2. Ливцов В.А. Механизм государственного влияния на Русскую Православную Церковь и Всемирный совет церквей в середине XX столетия // Общество и человек. — 2013. — № 2 (5). — С. 61-66.
3. Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и
проблемам ювенальной юстиции: материалы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года). —
URL.:http://www.patriarchia.ru/db/text/2774805.html (дата обращения 10.05.2014)
1 См. подробнее: Филонов В.И. Антиэкуменическое отношение римско-католической к Русской Православной Церкви в 1943-1945 годах // Среднерусский вестник общественных наук.- 2014.-№ 4.- С. 215-218
2 Церковные новости- URL.: http://pokrovchram.ru/cerkovnye_novosti?view=25099603 (дата обращения 10.02.2015)
3 Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым 2013.12.15/ Церковь и мир. URL: http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/cerkov-42483 (дата обращения 14.02.2014)
150 Central Russian Journal of Social Sciences —volumе 10 issue 4 — 2015
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
4. Филонов В.И. Антиэкуменическое отношение римско-католической к Русской Православной Церкви в 1943-1945 годах // Среднерусский вестник общественных наук. — 2014. — № 4. — С. 215—218.
1. Kontseptsiia pravoslavnogo molodezhnogo sluzheniia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [The concept of an Orthodox youth ministry of the Russian Orthodox Church]. [Elektronnyi resurs].: - URL: http://www.o-d.ru/resources/youth/conception. (In Russ.)
2. Livtsov, V.A. (2013) Mekhanizm gosudarstvennogo vliianiia na Russkuiu Pravoslavnuiu Tserkov' i vsemirnyi sovet tserkvei v seredine XX stoletiia [The mechanism of state influence on the Russian Orthodox Church and the World Council of Churches in the middle of the XX century] // Obshchestvo i chelovek [Society & Man]. - № 2 (5). - Р. 61-66. (In Russ.)
3. Pozitsiia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi po reforme semeinogo prava i problemam iuvenal'noi iustitsii: materialy Arkhiereiskogo Sobora Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [The position of the Russian Orthodox Church on the reform of family law and juvenile justice issues: materials of Bishops of the Russian Orthodox Church] (2-5 fevralia 2013 goda) - URL.:http://www.patriarchia.ru/db/text/2774805.html (data obrashcheniia 10.05.2014). (In Russ.)
4. Filonov, V.I. (2014) Antiekumenicheskoe otnoshenie rimsko-katolicheskoi k Russkoi Pravoslavnoi tserkvi v 1943-1945 godakh [Antiekumenicheskoe Roman Catholic attitude to the Russian Orthodox Church in 1943-1945 years] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - № 4. - Р. 215-218. (In Russ.)
Среднерусский вестник общественных наук том 10 №4 - 2015 151