Научная статья на тему 'Опыт церковно-государственного сотрудничества в сфере налогового обложения'

Опыт церковно-государственного сотрудничества в сфере налогового обложения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие государства и Русской Православной Церкви / религиозная организация / некоммерческая организация / налоговые преференции / льготы / субсидии / государственная поддержка / социальная политика. / interaction between State and Russian Orthodox Church / religious organization / non-profit organization / tax preferences / benefits / subsidies / state support / social policy.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иерей Лев Гарин (Гарин Лев Константинович)

В настоящей статье автором рассматриваются аспекты взаимодействия Русской Православной Церкви и государства в области финансовых взаимоотношений, которые определяются законодательно. В ней представлено описание проблем применения налоговых льгот, а также иной поддержки, предоставляемой государством на современном этапе развития государственно-церковных отношений, а также анализ особенностей нормативного регулирования налоговых льгот и связанных с ними проблем. Основной целью данного исследования является изучение основных видов налоговых преференций, предоставляемых государством религиозным организациям, в том числе Русской Православной Церкви, и их оценка для обеспечения хозяйственной деятельности православных приходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иерей Лев Гарин (Гарин Лев Константинович)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of church-state cooperation in the field of taxation

In this article, the author examines the aspects of the interaction of the Russian Orthodox Church and the state in the field of financial relations, which are determined by law. It describes the problems of applying tax benefits, as well as other support provided by the state at the current stage of development of state-church relations, and gives the analysis of the features of normative regulation of tax benefits and related problems. The main purpose of this research is to study the main types of tax preferences provided by the state to religious organizations, including the Russian Orthodox Church, and their assessment for sustaining economic activities of Orthodox parishes.

Текст научной работы на тему «Опыт церковно-государственного сотрудничества в сфере налогового обложения»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2021. №4. С. 83-94

УДК 322.9

Иерей Лев Гарин (Гарин Лев Константинович) Воронежский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Опыт церковно-государственного сотрудничества в сфере налогового обложения

Аннотация: В настоящей статье автором рассматриваются аспекты взаимодействия Русской Православной Церкви и государства в области финансовых взаимоотношений, которые определяются законодательно. В ней представлено описание проблем применения налоговых льгот, а также иной поддержки, предоставляемой государством на современном этапе развития государственно-церковных отношений, а также анализ особенностей нормативного регулирования налоговых льгот и связанных с ними проблем. Основной целью данного исследования является изучение основных видов налоговых преференций, предоставляемых государством религиозным организациям, в том числе Русской Православной Церкви, и их оценка для обеспечения хозяйственной деятельности православных приходов.

Ключевые слова: взаимодействие государства и Русской Православной Церкви; религиозная организация; некоммерческая организация; налоговые преференции; льготы; субсидии; государственная поддержка; социальная политика.

В настоящее время деятельность Русской Православной Церкви захватывает самые различные сферы общественной жизни. Высокая эффективность реализации стоящих перед религиозными организациями задач в большинстве своем зависит от уровня материального обеспечения и имеющейся материальной базы. Данный фактор, несмотря на то, что он не является единственным, все же во многом определяет социальное и общественное служение Церкви. Таким образом, взаимодействие государства и Русской Православной Церкви как старейшего общественного института нашего государства, затрагивает и финансовую сторону взаимоотношений, которая определяется существующим в данной сфере законодательством.

Имущество религиозных организаций, как полноправных участников гражданско-правовых отношений, подлежит налоговому администрированию со стороны Федеральной налоговой службы, основной целью которой является, прежде всего, повышение доходной части региональных и местных бюджетов. В то же время государство, учитывая важную социальную роль Церкви в жизни общества, принимая во внимание ее уставные цели и задачи, а также некоммерческую сущность, осуществляет льготирование определенных видов деятельности религиозных организаций. Практика, направленная на обеспечение религиозных организаций налоговыми послаблениями и преференциями, широко распространена практически во всех цивилизованных странах.

Например, в Чехии финансирование религиозных организаций осуществляется посредством принятия ежегодного государственного бюджета. Средства должны быть направлены на оплату труда, пенсии священнослужителям и содержание имущества1.

В таких странах, как Италия и Испания, финансирование религиозных объединений осуществляется напрямую налогоплательщиками через выделение части процента по уплате подоходного налога. В Германии, Швеции и Австрии, которые позиционируются как светские государства, финансирование религиозных организаций осуществляется через церковный налог2.

В России, как светском государстве, основополагающим механизмом государственной поддержки религиозных организаций является предоставление налоговых льгот, косвенно определяющихся как суммы по налогам и сборам, которые недополучил бюджет .

Среди научного сообщества встречаются противники предоставления религиозным организациям налоговых преференций. Так, В. Н. Линкин в своем исследовании, проводя анализ нормативно-правовой базы с учетом современной действительности, утверждает, что религиозные организации злоупотребляют предоставленным государством налоговыми преференциями, он предполагает необходимым проведение «налоговой инвентаризации» налоговых льгот, направленной на приравнивание налогово-правового статуса религиозных организаций и объединений к статусу общественных объединений4.

В соответствии с положениями Закона о свободе совести государство не осуществляет финансирование религиозных организаций, но, несмотря на это, может оказывать им содействие в сфере благотворительности, способствует созданию благоприятной среды в сфере культурно-просветительской и иной деятельности традиционных религиозных организаций, задействованных в социально значимой деятельности. Также государство контролирует предоставление налоговых льгот религиозным организациям, оказывает им помощь посредством финансирования при проведении восстановительных работ на объектах, обладающих культурной и исторической ценностью, способствует созданию условий для осуществления религиозными организациями преподавательской деятельности в образовательных учреждениях5.

1 Щербакова ЮА. Религия и церковь в Чешской республике // Религия и церковь в Центрально-Восточной Европе в начале XXI в. М., 2006. С. 78.

2 Черняева В.К. Особенности налогообложения религиозных организаций в России и зарубежных странах // Научный альманах. 2020. № 72. С. 47-49.

3 Индриков И.А. Юридический статус религиозной организации как налогоплательщика: льготы, вычеты, правовые особенности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12. С. 103-106.

4 Линкин В.Н. Злоупотребление правом религиозными объединениями в области налогообложения // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 79-81.

5 Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (доступ от 17.09.2021).

К основным средствам формирования финансовой базы религиозных организаций можно отнести пожертвования прихожан, доходы от продажи предметов религиозного назначения, доходы, получаемые от использования земельных наделов, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции и находящихся в собственности организаций; средства, выделяемые из бюджета, а также иные доходы, не относящиеся к запрещенным в соответствии с действующим законодательством6.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена уплата религиозными организациями трех видов имущественных налогов и сборов: транспортного, имущественного и земельного. Транспортный налог вводится на территориях субъектов РФ, т.е. является местным налогом. По данному налогу кодексом не предусматриваются льготы для религиозных организаций, т.к. они не относятся к категории организаций-налогоплательщиков,

о

освобождаемых от исполнения обязанности по уплате транспортного налога В отдельных случаях власти субъектов РФ, идя навстречу религиозным организациям, освобождают их от уплаты данного налога.9

Реализация литературы и предметов, употребляющихся по религиозному назначению, является для религиозных организаций одним из ключевых источников дохода. Для их поддержки государством было принято решение предоставить льготы по налогу на прибыль, что в значительной мере отражается на материальных поступлениях в церковные кассы.

Помимо этого, действующее законодательство предусматривает освобождение религиозных организаций от уплаты НДС и налога на имущество. Последнее должно использоваться лишь в целях обеспечения уставной деятельности. К таким доходам можно отнести полученные в виде имущества (включая денежные средства) имущественные права, полученные на осуществление уставной деятельности. К предметам религиозного назначения, не облагающимся налогом на прибыль, относятся предметы внутреннего убранства храма, предметы, используемые при отправлении религиозных культов, богослужений, обрядов, церемоний, таинств; религиозные книги, аудио и видеоматериалы; вспомогательные предметы, имеющие как практическое, так и символическое значение. Кроме этого, религиозные организации вправе брать в расчет пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, но только при условии, если такое пожертвование имеет целевой характер и

6 Барулин С.В. Финансы: учебник. М., 2017. С. 544-545; Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: учебное пособие. М., 2003. С. 401.

7 Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (доступ от 30.09.2021).

8 Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 марта 2020 г. N 03-0307/18860 «Об особенностях налогообложения религиозных организаций». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73647934/ (доступ от 15.09.2021).

9 Закон Смоленской области от 30.11.2011 N 114-з (ред. от 29.09.2021) «О налоговых льготах» (принят Смоленской областной Думой 30.11.2011). URL: https://admin-smolensk.ru/files/637/oz-ot-30-11-2011-n-114-z-.pdf (доступ от 25.09.2021).

оформляется путем заключения соответствующих договоров, а передаваемое жертвователем имущество в дальнейшем должно использоваться строго по назначению и служить общеполезным целям. При отсутствии такого условия пожертвование имущества или денежных средств считается обычным дарением. В отношении остального имущества, которое не используется в религиозных целях, осуществляется налогообложение в общем порядке.

Не облагается НДС и выполнение строительных и ремонтных работ на собственных объектах недвижимости культурного наследия, а также выявленных объектах культурного наследия10.

Не подлежат налоговому обложению денежные средства, выделяемые государством на целевое использование. Данное положение следует как из Налогового кодекса, так и из Федерального закона о свободе совести и религиозных объединениях11.

Имущество религиозных организаций, необходимое для обеспечения их деятельности, может включать в себя как объекты недвижимого имущества, обладающие высокой номинальной стоимостью, так и предметы, используемые для отправления культа, относящиеся к культурным ценностям. Такое имущество, как правило, используется для обеспечения религиозной деятельности и не является средством получения пропорционального налога. В этой связи возложение на религиозные организации бремени уплаты налога на имущество, используемое для отправления религиозного культа или иной деятельности, предусмотренной уставом, может негативно сказаться на финансовом благополучии основной массы приходов12.

О порядке разграничения и применения налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество религиозных организаций даны разъяснения в одном из писем Министерства финансов РФ. Документом определяются виды движимого и недвижимого имущества, которые относятся к категории, освобождаемой от уплаты налогов. К таковым относятся как строения, так и предметы, предназначенные для совершения религиозных обрядов. При этом следует учитывать, что данная льгота, в отличие от некоторых других, имеет постоянный характер, поскольку срок ее применения федеральным законом не

13

ограничен . Важным является то, что земельные участки, на которых располагаются строения религиозного и благотворительного назначения,

10 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021), Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_28165/ (доступ от 25.09.2021).

11 Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (доступ от 17.09.2021).

12 Вопрос: Об уплате религиозными организациями НДС, налога на прибыль, налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов, страховых взносов. (Письмо Минфина России от 22.11.2019 N 03-01-11/90639). URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=QUEST&n=190471&dst=1000000001&date=02.10.2021 (доступ от 02.10.2021).

13 Письмо ФНС РФ от 20.06.2005 N ГВ-6-21/499 «О земельном налоге и налоге на имущество организаций» (вместе с <Письмом> Минфина РФ от 24.05.2005 N 03-06-02-02/41). URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-fns-rf-ot-20062005-n-gv-6-21499/ (доступ от 02.10.2021).

освобождаются от уплаты налогов даже в том случае, когда на них размещаются здания иного назначения.

Государство в целях решения задач, связанных с проблемами в области социальной политики, также может оказывать поддержку религиозным организациям Русской Православной Церкви за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов через предоставление субсидий. Для этого организации необходимо иметь статус социально-ориентированной некоммерческой организации. К социально ориентированным НКО законом отнесены некоммерческие организации, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями), и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России, а также иные виды деятельности, предусмотренные законом 14 . Учитывая, что религиозные организации ведут деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в РФ, они относятся к категории социально ориентированных. Такой перечень видов деятельности изложен в ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Для социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) государственная поддержка осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и в большинстве случаев оказывается на конкурсной основе. Это вносит свой вклад в решение задач по стимулированию некоммерческих организаций благодаря пересмотру подходов к планированию своего бюджета и внесению изменений, направленных на развитие деятельности в сфере реализации проектов, обеспеченных достаточным финансированием.15.

СОНКО получают финансовую помощь от органов государственной власти и органов местного самоуправления в виде имущественной, информационной, консультационной поддержки, предоставлением льгот по уплате налогов и сборов, размещением государственных и муниципальных заказов, а также путем передачи в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества, включая недвижимость. Обязательным условием передачи имущества некоммерческой организации является его использование только по целевому назначению.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов устанавливается соответственно

14 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2021). URL: https://base.garant.ru/10105879/ (доступ от 12.09.2021).

15 Рудакова О.Ю. Структура государственной финансовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в России // Экономика, социология и право. 2016. № 2. С. 86-89.

нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Правительством РФ также оказывается финансовая помощь ряду некоммерческих организаций, в том числе религиозным, в виде невозвратной субсидии, предоставляемой в рамках поддержки организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 28.10.2021 N 1849 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2021 г. N 1513», в том случае, если религиозная организация входит в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, имеющих право на получение государственной поддержки, или в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших от ограничений, введенных в связи с коронавирусной инфекцией, она имеет право обратиться в инспекцию ФНС по месту своего нахождения с заявлением на получение субсидии в размере, равном величине минимального размера оплаты труда, умноженной на число работников организации16. Данная мера поддержки в условиях вводимых ограничительных мер существенно влияет на материальное положение религиозных организаций, относящихся к СОНКО.

Государство также идет навстречу религиозным организациям при регулировании цен на энергоносители. Так, по ходатайству Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Правительством Российской Федерации принято постановление от 20.03.2021 № 425 «О внесении изменения в пункт 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоисполъзующего оборудования к газораспределительным

17

сетям на территории Российской Федерации» . Данное постановление приравнивает религиозные организации к категории потребителей - «для населения» и вносит коррективы в порядок государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, в части поставки религиозным организациям природного газа для собственного использования в котельных любых типов при использовании оборудования, находящегося во

владении, в целях удовлетворения бытовых нужд на объектах религиозного

18

назначения.

16 Постановление Правительства РФ от 28.10.2021 N 1849 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2021 г. N 1513». URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=399522&dst=1000000001&date=01.10.2021 (доступ от 29.10.2021).

17 Русская Православная Церковь // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5801920.html (доступ от 12.09.2021).

18 Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 (ред. от 01.11.2021) «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям». URL:

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (ред. от 29.10.2021) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»19 также предусматривается приравнивание религиозных организаций к категории «население» при оплате коммунальной услуги по поставке электроэнергии.

Сегодня деятельность религиозных организаций, в том числе направленная на социальное служение, также поддерживается частными меценатами и спонсорами. В таком случае налоговый вычет, который может получить организация, занимающаяся благотворительностью, является немаловажным подспорьем для развития и интенсификации благотворительности в нашей стране

Таким образом, следует отметить, что государственная политика в целом направлена на содействие в предоставлении религиозным организациям различных льгот, в большей степени выраженных в освобождении их от уплаты налогов и сборов. Однако, с учетом сложного материального положения религиозных организаций, вызванного разного рода кризисными явлениями в стране и мире, данную поддержку сложно оценить как достаточную для обеспечения комфортной хозяйственной деятельности православных приходов.

https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=400636&dst=1000000001&date=01.10.2021 (доступ от 01.10.2021).

19 Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (ред. от 29.10.2021) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике»). URL:

https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=399644&dst=1000000001&date=01.10.2021 (доступ от 29.10.2021).

Список источников и литературы

1. Барулин С.В. Финансы: учебник. М.: КноРус, 2017.

2. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2003.

3. Вопрос: Об уплате религиозными организациями НДС, налога на прибыль, налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов, страховых взносов. (Письмо Минфина России от 22.11.2019 N 03-01-11/90639). URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=QUEST&n=190471&dst=1000000001&date=02.10 .2021 (доступ от 02.10.2021).

4. Закон Смоленской области от 30.11.2011 N 114-з (ред. от 29.09.2021) «О налоговых льготах» (принят Смоленской областной Думой 30.11.2011). URL: https://admin-smolensk.ru/files/637/oz-ot-30-11-2011-n-114-z-.pdf (доступ от 25.09.2021).

5. Индриков И.А. Юридический статус религиозной организации как налогоплательщика: льготы, вычеты, правовые особенности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12. С. 103-106.

6. Линкин В.Н. Злоупотребление правом религиозными объединениями в области налогообложения // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 79-81.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (доступ от 30.09.2021).

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021), Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_28165/ (доступ от 25.09.2021).

9. Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 марта 2020 г. N 03-03-07/18860 «Об особенностях налогообложения религиозных организаций». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73647934/ (доступ от 15.09.2021).

10. Письмо ФНС РФ от 20.06.2005 N ГВ-6-21/499 «О земельном налоге и налоге на имущество организаций» (вместе с <Письмом> Минфина РФ от 24.05.2005 N 03-06-0202/41). URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-fns-rf-ot-20062005-n-gv-6-21499/ (доступ от 02.10.2021).

11. Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 (ред. от 01.11.2021) «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям». URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=400636&dst=1000000001&date=01.10.2 021 (доступ от 01.10.2021).

12. Постановление Правительства РФ от 28.10.2021 N 1849 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2021 г. N 1513». URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=399522&dst=1000000001&date=01.10.2 021 (доступ от 29.10.2021).

13. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (ред. от 29.10.2021) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике»). URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=399644&dst=1000000001&date=01.10.2 021 (доступ от 29.10.2021).

14. Рудакова О.Ю. Структура государственной финансовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в России // Экономика, социология и право. 2016. № 2. С. 86-89.

15. Русская Православная Церковь // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5801920.html (доступ от 12.09.2021).

16. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (доступ от 17.09.2021).

17. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2021). URL: https://base.garant.ru/10105879/ (доступ от 12.09.2021).

18. Черняева В.К. Особенности налогообложения религиозных организаций в России и зарубежных странах // Научный альманах. 2020. № 72. С. 47-49.

19. Щербакова Ю.А. Религия и церковь в Чешской республике // Религия и церковь в Центрально-Восточной Европе в начале XXI в. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук», 2006. С. 73-93.

Priest Lev Garin (Garin Lev Konstantinovich) Voronezh branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Experience of church-state cooperation in the field of taxation

Abstract: In this article, the author examines the aspects of the interaction of the Russian Orthodox Church and the state in the field of financial relations, which are determined by law. It describes the problems of applying tax benefits, as well as other support provided by the state at the current stage of development of state-church relations, and gives the analysis of the features of normative regulation of tax benefits and related problems. The main purpose of this research is to study the main types of tax preferences provided by the state to religious organizations, including the Russian Orthodox Church, and their assessment for sustaining economic activities of Orthodox parishes

Keywords: interaction between State and Russian Orthodox Church; religious organization; non-profit organization; tax preferences; benefits; subsidies; state support; social policy

References

Barulin S.V. Finansy: uchebnik [Finance: textbook]. Moscow, 2017.

Vakhrin P.I., Neshitoi A.S. Finansy: uchebnoe posobie [Finance: study guide.]. Moscow,

2003.

Vopros: Ob uplate religioznymi organizatsiiami NDS, naloga na pribyl', naloga na imushchestvo organizatsii, transportnogo i zemel'nogo nalogov, strakhovykh vznosov. (Pis'mo Minfina Rossii ot 22.11.2019 N 03-01-11/90639) [Question: On the payment by religious organizations of VAT, income tax, property tax of organizations, transport and land taxes, insurance premiums. (Letter of the Ministry of Finance of Russia dated November 22, 2019 N 03-01-11 / 90639)]. Available at:

https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=QUEST&n= 190471 &dst= 1000000001&date=02.10 .2021 (accessed: 02.10.2021).

Zakon Smolenskoi oblasti ot 30.11.2011 N 114-z (red. ot 29.09.2021) «O nalogovykh l'gotakh» (priniat Smolenskoi oblastnoi Dumoi 30.11.2011) [Law of the Smolensk Region of 30.11.2011 N 114-z (as amended on 29.09.2021) "On tax benefits" (adopted by the Smolensk Regional Duma on 30.11.2011)]. Available at: https://admin-smolensk.ru/files/637/oz-ot-30-11-2011-n-114-z-.pdf (accessed: 25.09.2021).

Indrikov I.A. Iuridicheskii status religioznoi organizatsii kak nalogoplatel'shchika: l'goty, vychety, pravovye osobennosti [Legal status of a religious organization as a taxpayer: benefits, deductions, legal features]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki - Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice, 2015, no. 12, pp. 103-106.

Linkin V.N. Zloupotreblenie pravom religioznymi ob"edineniiami v oblasti nalogooblozheniia [Abuse of law by religious associations in the field of taxation]. Teoriia i

praktika obshchestvennogo razvitiia - Theory and practice of social development, 2015, no. 22, pp. 79-81.

Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (NK RF) 31 iiulia 1998 goda N146-FZ [Tax Code of the Russian Federation (Tax Code of the Russian Federation) July 31, 1998 N 146-FL]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (accessed: 30.09.2021).

Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' vtoraia)" ot 05.08.2000 N 117-FZ (red. ot 02.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2021), Stat'ia 149. Operatsii, ne podlezhashchie nalogooblozheniiu (osvobozhdaemye ot nalogooblozheniia) [Tax Code of the Russian Federation (part two) "dated 05.08.2000 N 117-FL (as amended on 02.07.2021) (as amended and supplemented, entered into force on 01.10.2021), Article 149. Operations not subject to taxation (exempt from taxation)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_28165/ (accessed: 25.09.2021).

Pis'mo Departamenta nalogovoi i tamozhennoi politiki Minfina Rossii ot 12 marta 2020 g. N 03-03-07/18860 «Ob osobennostiakh nalogooblozheniia religioznykh organizatsii» [Letter of the Department of Tax and Customs Policy of the Ministry of Finance of Russia dated March 12, 2020 N 03-03-07 / 18860 "On the specifics of taxation of religious organizations]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73647934/ (accessed: 15.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pis'mo FNSRF ot 20.06.2005 N GV-6-21/499 «O zemel'nom naloge i naloge na imushchestvo organizatsii» (vmeste s <Pis'mom> Minfina RF ot 24.05.2005 N 03-06-02-02/41) [Letter of the Federal Tax Service of the Russian Federation of 20.06.2005 N GV-6-21 / 499 «On land tax and tax on property of organizations» (together with the «Letter» of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 24.05.2005 N 03-06-02-02 / 41)]. Available at: https://legalacts.ru/doc/pismo-fns-rf-ot-20062005-n-gv-6-21499/ (accessed: 02.10.2021).

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2000 N 1021 (red. ot 01.11.2021 «O gosudarstvennom regulirovanii tsen na gaz, tarifov na uslugi po ego transportirovke, platy za tekhnologicheskoe prisoedinenie gazoispol'zuiushchego oborudovaniia k gazoraspredelitel'nym setiam») [Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2000 N 1021 (revised from November 1, 2021 «On state regulation of gas prices, tariffs for transportation services, payments for technological connection of gas-using equipment to gas distribution networks»]. Available at:

https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=400636&dst=1000000001&date=01.10.2 021 (accessed: 01.10.2021).

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.10.2021 N 1849 «O vnesenii izmenenii v postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 7 sentiabria 2021 g. N1513» [Resolution of the Government of the Russian Federation of October 28, 2021 N 1849 «On Amending the Resolution of the Government of the Russian Federation of September 7, 2021 N 1513»]. Available at: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=399522&dst=1000000001&date=01.10.2 021 (accessed: 29.10.2021).

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2011 N 1178 (red. ot 29.10.2021) «O tsenoobrazovanii v oblasti reguliruemykh tsen (tarifov) v elektroenergetike» (vmeste s «Osnovami tsenoobrazovaniia v oblasti reguliruemykh tsen (tarifov) v elektroenergetike», «Pravilami gosudarstvennogo regulirovaniia (peresmotra, primeneniia) tsen (tarifov) v elektroenergetike») [Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2011 N 1178 (as amended on October 29, 2021) «On pricing in the field of regulated prices (tariffs) in the electric power industry" (together with "Principles of pricing in the field of regulated prices (tariffs) in the electric power industry" regulation (revision, application) of prices (tariffs) in the electric power industry»)]. Available at:

https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=399644&dst=1000000001&date=01.10.2 021 (accessed: 29.10.2021).

Rudakova O.Iu. Struktura gosudarstvennoi finansovoi podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii v Rossii [The structure of state financial support for socially

oriented non-profit organizations in Russia]. Ekonomika, sotsiologiia i parvo - Economics, Sociology and Law, 2016, no. 2, pp. 86-89.

Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' [Russian Orthodox Church]. Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Patriarkhata. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/5801920.html (accessed: 12.09.2021).

Federal'nyi zakon ot 26.09.1997 N 125-FZ «O svobode sovesti i o religioznykh ob"edineniiakh» [Federal Law of September 26, 1997 N 125-FL «On freedom of conscience and on religious associations»]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (accessed: 17.09.2021).

Federal'nyi zakon ot 12.01.1996 N 7-FZ (red. ot 02.07.2021) «O nekommercheskikh organizatsiiakh» (s izm. i dop., vstup. v silu s 03.10.2021) [Federal Law of 12.01.1996 N 7-FL (as amended on 02.07.2021) "On Non-Profit Organizations" (as amended and supplemented, entered into force on 03.10.2021)]. Available at: https://base.garant.ru/10105879/ (accessed: 12.09.2021).

Cherniaeva V.K. Osobennosti nalogooblozheniia religioznykh organizatsii v Rossii i zarubezhnykh stranakh [Features of taxation of religious organizations in Russia and foreign countries]. Nauchnyi al'manakh - Scientific Almanac, 2020, no. 72, pp. 47-49.

Shcherbakova Iu.A. 2006. Religiia i tserkov' v Cheshskoi respublike [Religion and Church in the Czech Republic]. Religiia i tserkov' v Tsentral'no-Vostochnoi Evrope v nachale KhKhI v. [Religion and Church in Central-Eastern Europe at the beginning of the XXI century]. Moscow, 2006, pp. 73-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.