Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паршикова Татьяна Алексеевна, Томахина Марина Валерьевна

В статье рассматриваются нормативно-правовые источники, регулирующие государственное управление в сфере образования Российской Федерации. Цель статьи заключается в рассмотрении нормативно-правовых источников, регулирующих государственное управление в сфере образования Российской Федерации. Методология и методы: анализ, синтез, описание, классификация, частнонаучные методы, метод сравнительного правоведения. Основные результаты исследования. В статье проведен анализ нормативно-правовой основы государственного управления в сфере образования Российской Федерации. Научная новизна исследования. Статья представляет собой комплексное, системное исследование правовых аспектов государственного управления в области образования как стратегического направления деятельности. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты позволяют обогатить содержание концептуальных положений, регулирующих административные отношения, возникающие в процессе государственного управления в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Паршикова Татьяна Алексеевна, Томахина Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the legal sources governing public administration in the ield of education in the Russian Federation. The purpose of the article is to consider the legal sources governing public administration in the ield of education in the Russian Federation. Methodology and methods: analysis, synthesis, description, classification, private scientiic methods, comparative law method. The main results of the study. The article analyzes the legal framework of public administration in the field of education in the Russian Federation. Scientific novelty of the research. The article is a comprehensive, systematic study of the legal aspects of public administration in the field of education as a strategic direction of activity. Practical significance of the study is that its results make it possible to enrich the content of the conceptual provisions governing administrative relations that arise in the process of public administration in the field of education.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 37.08

DOI: 10.25688/2782-6597.2022.4.4.7

Т. А. Паршикова(1), М. В. Томахина(2)

W Институт развития профессионального образования, Москва, Российская Федерация E-mail: parshikovata920@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-8487-6370

Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация E-mail: tomakhinaMV667@mgpu.ru

Правовая основа государственного управления в сфере образования Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматриваются нормативно-правовые источники, регулирующие государственное управление в сфере образования Российской Федерации.

Цель статьи заключается в рассмотрении нормативно-правовых источников, регулирующих государственное управление в сфере образования Российской Федерации.

Методология и методы: анализ, синтез, описание, классификация, частнонауч-ные методы, метод сравнительного правоведения.

Основные результаты исследования. В статье проведен анализ нормативно-правовой основы государственного управления в сфере образования Российской Федерации.

Научная новизна исследования. Статья представляет собой комплексное, системное исследование правовых аспектов государственного управления в области образования как стратегического направления деятельности.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты позволяют обогатить содержание концептуальных положений, регулирующих административные отношения, возникающие в процессе государственного управления в области образования.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации; федеральные законы об образовании; государственное управление; образование; образовательная политика; право на образование; качество образовательного процесса.

© Паршикова Т. А., Томахина М. В., 2022

T. A. Parshikova«, M. V. Tomakhina2)

Institute of Professional Education Development, Moscow, Russian Federation E-mail: parshikovata920@mgpu.ru

<2) Moscow City University, Moscow, Russian Federation E-mail: tomakhinaMV667@mgpu.ru

Legal basis of public administration in the field of education of the Russian Federation

Abstract. The article discusses the legal sources governing public administration in the field of education in the Russian Federation.

The purpose of the article is to consider the legal sources governing public administration in the field of education in the Russian Federation.

Methodology and methods: analysis, synthesis, description, classification, private scientific methods, comparative law method.

The main results of the study. The article analyzes the legal framework of public administration in the field of education in the Russian Federation.

Scientific novelty of the research. The article is a comprehensive, systematic study of the legal aspects of public administration in the field of education as a strategic direction of activity.

Practical significance of the study is that its results make it possible to enrich the content of the conceptual provisions governing administrative relations that arise in the process of public administration in the field of education.

Keywords: the Constitution of the Russian Federation; federal laws on education; public administration; education; educational policy; the right to education; the quality of the educational process.

Сфера образования представляет собой комплекс таких субъектов взаимодействия, которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, а также выстраивают коммуникации с другими органами государственной власти или частными организациями, поэтому данное взаимодействие требует нормативно-правового регулирования, выработки определенных правил и механизмов установления согласованности действия. Сложность разработки таких механизмов взаимодействия обусловливает многоуровне-вость нормативного регулирования деятельности по управлению системой образования в Российской Федерации. Выстраивание уровней нормативного регулирования образовательной деятельности определяется федеративным устройством Российской Федерации и наличием уровня местного самоуправления. Исходя из этого, можно определить наличие в нормативно-правовом регулировании четырех уровней: федерального; регионального и муниципального уровней, а также локального уровня нормативно-правовых актов, определяющих деятельность образовательной организации [6, с. 38].

Ведущие концептуальные идеи, устанавливающие основные направления в развитии отечественного образования и его управления, отражены

в двух основных нормативно-правовых источниках: Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [14]. Данные нормативные акты определяют главные задачи в сфере образования, которые ставятся государством перед образовательными учреждениями. Среди ведущих идей, обозначенных этими актами, можно назвать заботу о сохранении и увеличении качества предоставленных образовательных услуг, делается акцент на соблюдении его фундаментальности при актуальности современных запросов личности и общества. Правоведы были озабочены проблемой устойчивого развития и управления системой образования, а также созданием корпуса таких нормативно-правовых механизмов и организационно-экономических средств обеспечения функционирования образования, в том числе и с привлечением внебюджетных ресурсов. Особо подчеркивается необходимость увеличения значимости социального статуса педагогических работников [14].

Безусловно, главным правоустанавливающим нормативным актом, который определяет все направления, в том числе в сфере образования, является Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ), которая дает гарантии всем гражданам России на право образования, а также устанавливает такие важные параметры образовательной политики, как бесплатность и общедоступность его основных уровней. Для Российской Федерации обязательным является основное общее образование, а также следование разработанным образовательным стандартам (ст. 43) [5].

Помимо общих оснований, устанавливающих права и обязанности в сфере образования, конституционные нормы указывают на полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также определяют их разграничение. К примеру, п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ предопределяет общие вопросы управления образованием, указывает на совместное ведение некоторых вопросов образовательной политики Российской Федерацией и ее субъектами [5]. В ст. 114 главы 6 Конституции РФ указывается на руководящую роль Правительства РФ в управлении образованием [5]. Безусловно, Конституцией РФ определяются лишь самые общие нормы в сфере образовательной политики, более детализированная регламентация на нормативном уровне осуществляется различными властными структурами.

Большая часть нормативно-правовой нагрузки по регламентации образовательной деятельности расположена в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 276-ФЗ) [14]. В ст. 5 упомянутого закона расширяется конституционная норма, устанавливающая право на образование; описываются «государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» [14]. Помимо указания на право образования граждан России, ст. 5 Закона № 273-Ф3 расширяет гарантии на такие категории, как «пол», «язык», «раса», «национальность», «происхождение», «имущественное, социальное и должностное

положение», «отношение к религии», «место жительства», «убеждения», «принадлежность к общественным объединениям». Вне зависимости от этих категорий право на образование гарантировано гражданам.

В Постановлении Правительства РФ от 28 июля 2018 г. № 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» определяются подзаконные акты, а также механизмы ведения образовательной деятельности, органы государственной власти, имеющие отношение к деятельности образовательных учреждений [8].

Нельзя не упомянуть о том, что нормативно-правовая регламентация деятельности в сфере образования может осуществляться и благодаря нормативным актам, которые, казалось бы, не относятся к сфере деятельности образовательных учреждений, между тем их положения касаются тех или иных сторон управления сферой образования. К примеру, в ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ определен правовой статус юридических лиц, ведущих образовательную деятельность [3], выделены и иные механизмы регулирования и управления образованием. В Федеральном законе от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [11] устанавливаются общие принципы лицензирования, что крайне важно для сферы образования. Или в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [10] устанавливаются общие принципы государственного контроля (надзора), которые могут быть применены к образовательному учреждению.

Важную роль в регулировании деятельности образовательного учреждения играют нормативно-правовые акты, определяющие механизмы налогообложения, бухгалтерского учета и бюджетного финансирования. При управлении образовательным учреждением обращаются к Налоговому кодексу Российской Федерации или к Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Помимо федерального уровня, сферу образования регламентируют и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Исходя из целей регионального развития, специфики местных условий, субъекты Российской Федерации осуществляют законотворческую деятельность в сфере образования и значительно развивают уже существующие общие правовые нормы, установленные в федеральном законодательстве, с учетом региональной специфики. Учитываются социально-экономические, этнокультурные, демографические, географические и иные особенности субъекта Федерации. Данные вопросы устанавливаются законами субъекта Федерации, принятыми на основе положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [14], распространяющими и расширяющими компоненты системы образования, региональную специфику деятельности образовательных учреждений.

Е. М. Касаткина подчеркивает, что важнейшей задачей нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность образовательных учреждений и специфику их управления на региональном уровне, является учет тех социально-экономических условий, которые созданы в регионе и способны создать базу «для его получения, расширения возможностей для удовлетворения потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни» [4, с. 71].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», помимо указанных, определяет конкретные положения, уточняющие детали права граждан на образование. К примеру, важнейшим вопросом нормативного регулирования является закрепление прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для законодательного закрепления важно указать те условия, которые позволят эти лицам получить качественное образование без дискриминации. Создаются условия, способствующие коррекции нарушений развития и социальной адаптации, на законодательном уровне указывается на необходимость оказания ранней коррекционной помощи. Статья 79 Закона № 273-Ф3 в 12 пунктах регулирует организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на основе разработки адаптированной образовательной программы, а для инвалидов индивидуальной программы реабилитации. Законом определяют специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями «понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов...» [14, с. 97].

Особая значимость в Законе № 273-ФЗ придается образованию лиц, проявивших выдающиеся способности. В ст. 77 выделяются все условия, способствующие проявлению таланта обучающихся в процессе участия в олимпиадах, конкурсах, физкультурных мероприятиях и т. д. [14]. Выдающиеся способности могут проявляться как в учебной, так и в научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте. Указанный закон регулирует и финансовое обеспечение образовательного процесса для лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в соответствии с законодательством Российской Федерации [14].

Одной из сложнейших проблем нормативного регулирования системы образования является разграничение полномочий между центром и регионом, учету подлежат интересы и самостоятельность местного самоуправления, находящегося вне пределов государственного аппарата. Взаимодействие между различными органами управления образованием требует нормативного закрепления согласованности деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Если федеральный и региональный уровни являются государственными, то муниципальный руководствуется собственными интересами

в образовательной политике. Тем не менее между этими уровнями требуется создание такого разграничения компетенции, которое бы привело к сбалансированной работе органов управления образованием на уровне Российской Федерации, субъектов и муниципальными образованиями.

Этому вопросу было посвящено несколько статей Конституции РФ: 71-73, 130, 132, 133 [5]. Помимо конституционных норм, в следующих нормативно-правовых документах выражены принципы разделения полномочий в сфере образования: ФЗ № 273-ФЗ [14]; Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»1 (документ утрачивает силу с 1 января 2023 г. в связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»2); Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [12].

Управление системой образования отражено в гл. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», названной «Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности». Эта глава отразила новые реалии образования, которые не были уточнены в утратившем силу Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Отличием нового закона от прежнего стало то, что Законом № 273-ФЗ были использованы совершенно иные принципы регулирования взаимодействия между органами управления системой образования [14]. В новом законе они отрегулированы на юридическом уровне, что не было закреплено в Законе «Об образовании».

Если анализировать принципы управления системой образования, положенные в основу Закона № 273-ФЗ, то в первую очередь акцент делается на принципе законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения.

Понятие «управление системой образования» расширяется за счет системы правоотношений, которые определяют, прежде всего, создание самой системы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, занимающихся управлением в сфере образования.

К важнейшим принципам, сформулированным в Законе № 273-ФЗ, относятся принципы осуществления стратегического планирования развития системы образования, определение и реализация условий претворения в жизнь

1 КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения: 22.09.2022).

2 Там же. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404070/ (дата обращения: 22.09.2022).

государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования.

Функционирование принципов управления системой образования невозможно без полноценного мониторинга организации образовательного процесса. Важное значение придается информационному и методическому обеспечению деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Закон № 273-ФЗ значимую роль придает разработке норм государственной регламентации и аккредитации образовательной деятельности, независимой оценке качества образования. Определяется правовой статус руководителей образовательных организаций и вопросы подготовки и повышения квалификации работников — управленцев в сфере образования [1].

Структура управления органами образования, а также в целом образовательная политика определяется благодаря деятельности федерального органа исполнительной власти, отвечающего за данные функции, существуют органы исполнительной власти на федеральном уровне, выполняющие функции по контролю и надзору в сфере образования и т. д.

Ведущая роль в руководстве управлением сферой образования принадлежит Министерству науки и высшего образования РФ и Министерству просвещения РФ, осуществляющим координацию деятельности в сфере высшего, среднего и профессионального образования.

На законодательном уровне определена и государственная регламентация образовательной деятельности, что предполагает выработку единых требований к осуществлению образовательной деятельности. Она содержит в себе требование к лицензированию, а также к государственной аккредитации образовательной деятельности, к государственному контролю (надзору) в сфере образования.

Статья 94 Закона № 273-ФЗ определяет принципы и механизмы педагогической экспертизы, направленной на определение соответствию законодательству проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты обучения и воспитания. Педагогическая экспертиза ставит своей важнейшей целью выявление и предотвращение в указанных проектах нормативных правовых актов таких положений, которые бы ухудшали качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися [14]. Пункт 1 ст. 95 Закона № 273-ФЗ, регламентирующий независимую оценку качества образования, определяет ее как направленную «на получение сведений об образовательной деятельности, установление качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ» [14].

По сравнению с Законом РФ «Об образовании» в новом законе содержится 15 глав вместо 6, что позволило Закону № 273-ФЗ значительно расширить

количество субъектов образовательной деятельности, требующей регулирования. Так, большое внимание в Законе № 273-ФЗ уделено участию общественности в управлении системой образования. К примеру, решены вопросы нормативно-правового регулирования общественной аккредитации организаций, которые предоставляют образовательные услуги, и определены условия профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

По сравнению с предыдущим законом в Законе № 273-ФЗ существуют нормы, определяющие обязанность органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечения открытости и доступности информации, мониторинга качества системы образования.

А. М. Борисов отмечает, что все чаще в нормативно-правовых актах, определяющих деятельность образовательной организации, указывается на необходимость разработки, внедрения и ведения государственных информационных систем, отражающих деятельность и качество управления в системе образования, а также особенности регламентации образовательной деятельности [2].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливается необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации [14].

В соответствии с законодательством в области образования и в интересах государственного управления системой образования в Российской Федерации принята и реализуется государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 (ред. от 20 мая 2022 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее — государственная программа)3.

Программа станет инструментом достижения указанных целевых показателей. В рамках программы могут быть реализованы комплексные проекты, которые включают в себя разработку моделей для решения задач федеральной образовательной политики на уровне образовательных организаций, муниципалитетов, регионов, апробацию этих моделей и их распространение на все образовательные организации, муниципалитеты и регионы.

Решение указанных задач одновременно позволит в полном объеме реализовать основные направления федеральной государственной политики в сфере образования в 2018-2025 гг., определенные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Концепции долгосрочного социально-экономического развития.

Таким образом, правовое регулирование отношений в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией

3 КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 22.09.2022).

Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования, региональными правовыми актами.

Список источников

1. Бердникова К. Э., Уракова М. Н., Михайленко Д. М. Правовые основы управления системой образования // Современные проблемы развития профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. Н. Новгород: Нижегородский гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина, 2021. С. 23-25.

2. Борисов А. М. Правовые основы управления и финансово-экономической деятельности в образовании: учебник. М.: КноРус, 2022. 338 с. (Аспирантура, Бакалавриат, Магистратура.)

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 25 февраля 2022 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

4. Касаткина Е. М. Правовые основы государственного управления в сфере образования в Российской Федерации // Журнал юридических исследований. 2021. Т. 6. № 1. С. 70-72.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. 4 августа. № 31. Ст. 4398.

6. Ладнушкина Н. М., Пашенцев Д. А., Фёклин С. И. Образовательное право: вопросы теории и практики: монография. Рязань: Концепция, 2017. 233 с.

7. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (ред. от 20 мая 2022 г.). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf 742885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f/ (дата обращения: 22.09.2022).

8. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2018 г. № 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ред. от 20 декабря 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32. Ст. 5343.

9. Сидорова Е. З. Правовые основы государственного и муниципального управления в сфере образования // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2021. № 3 (98). С. 107-112.

10. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ред. от 6 декабря 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 5007.

11. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 30 декабря 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.

12. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 13 декабря 2021 г.) // Российская газета. № 202. 2003. 8 октября.

13. Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404070/ (дата обращения: 22.09.2022).

14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 14 июля 2022 г.) // Российская газета. № 303. 2012. 31 декабря.

15. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения: 22.09.2022).

References

1. Berdnikova, K. E., Urakova, M. N., & Mikhailenko, D. M. (2021). Legal foundations for managing the education system. Modern problems of the development of vocational education. Collection of articles based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (pp. 23-25). Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin. (In Russ.).

2. Borisov, A. M. (2022). Legal bases of management and financial and economic activity in education. Textbook. Moscow: KnoRus. 338 p. (Postgraduate, Bachelor's, Master's.) (In Russ.).

3. The Civil Code of the Russian Federation (1994). The Civil Code of the Russian Federation (part one) dated 1994, November 30 No. 51-FZ (as amended on 2022, February 25). Collection of Legislation of the Russian Federation, 32, art. 3301. (In Russ.).

4. Kasatkina, E. M. (2021). Legal foundations of public administration in the field of education in the Russian Federation. Journal of legal research, 6 (1), 70-72. (In Russ.).

5. The Constitution of the Russian Federation (2014, August 4). The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 1993, December 12). Collection of Legislation of the Russian Federation, 31, art. 4398. (In Russ.).

6. Ladnushkina, N. M., Pashentsev, D. A., & Feklin, S. I. (2017). Educational law: questions of theory and practice. Monograph. Ryazan: Concept. 233 p. (In Russ.).

7. ConsultantPlus (2022, September 22). Decree of the Government of the Russian Federation «On approval of the state program of the Russian Federation «Development of education» dated 2017, December 26 No. 1642 (as amended on 2022, May 20). (In Russ.). Retrieved September 22, 2022 from https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f/

8. Decree of the Government of the Russian Federation (2018). Decree of the Government of the Russian Federation «On approval of the Regulations on the Ministry of Education of the Russian Federation and the invalidation of certain acts of the Government of the Russian Federation» dated 2018, July 28 No. 884 (as amended on 2021, December 20). Collected Legislation of the Russian Federation, 32, art. 5343. (In Russ.).

9. Sidorova, E. Z. (2021). Legal foundations of state and municipal management in the field of education. Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 3 (98), 107-112. (In Russ.).

10. Federal Law «On State Control (Surveillance) and Municipal Control in the Russian Federation» (2020). Federal Law «On State Control (Surveillance) and Municipal Control in the Russian Federation» dated 2020, July 31 No. 248-FZ (as amended on 2021, December 6). Collection of Legislation of the Russian Federation, 31, art. 5007. (In Russ.).

11. Federal Law «On Licensing Certain Types of Activities» (2011). Federal Law No. 99-FZ of 2011, May 4 «On Licensing Certain Types of Activities» (as amended on 2021, December 30). Collected Legislation of the Russian Federation, 19, art. 2716. (In Russ.).

12. Federal Law «On the General Principles of Organizing Local Self-Government in the Russian Federation» (2003, October 8). Federal Law «On the General Principles of Organizing Local Self-Government in the Russian Federation» dated 2003, October 6 No. 131-FZ (as amended on 2021, December 13). Rossiyskaya Gazeta, October 8, 202. (In Russ.).

13. ConsultantPlus (2022, September 22). Federal Law «On the General Principles of Organization of Public Power in the Subjects of the Russian Federation» dated 2021, December 21 No. 414-FZ. (In Russ.). Retrieved September 22, 2022 from https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404070/

14. Federal Law «On Education in the Russian Federation» (2012, December 31). Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended on July 14, 2022). Rossiyskaya Gazeta, December 31, 303. (In Russ.).

15. ConsultantPlus (2022, September 22). Federal Law «On the General Principles of Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation» dated October 6, 1999 No. 184-FZ. (In Russ.). Retrieved September 22, 2022 from https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_14058/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.