Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / СФЕРА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрьева С.М.

Статья посвящена нормативному правовому регулированию государственного управления в сфере среднего общего образования в Российской Федерации. Рассмотрены основные нормативные акты, регулирующие деятельность сферы среднего общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юрьева С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE LEGAL REGULATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF SECONDARY GENERAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the normative legal regulation of public administration in the field of secondary General education in the Russian Federation. The main normative acts regulating the activities of secondary General education are considered.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 32.019.5

Юрьева С.М. студент магистратуры 3 курса направление «Государственное муниципальное управление»

Институт цифровой экономики Югорский государственный университет Россия, г. Ханты-Мансийск

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена нормативному правовому регулированию государственного управления в сфере среднего общего образования в Российской Федерации. Рассмотрены основные нормативные акты, регулирующие деятельность сферы среднего общего образования.

Ключевые слова: нормативные акты, образование, сфера среднего общего образования, федеральный государственный образовательный стандарт.

Yurieva S. M. master's student of the 3rd year direction "State municipal management" Institute of digital economy Ugra state University Khanty-Mansiysk, Russia

NORMATIVE LEGAL REGULATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF SECONDARY GENERAL EDUCATION IN THE

RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article is devoted to the normative legal regulation of public administration in the field of secondary General education in the Russian Federation. The main normative acts regulating the activities of secondary General education are considered.

Keywords: regulations, education, General secondary education, Federal state educational standard.

Одним из необходимых условий действенной и эффективной реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон, Федеральный закон №273-ФЗ) и федеральных подзаконных актов в сфере образования является развитие и конкретизация закрепленных ими норм в законодательстве субъектов Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации на каждой территории должны быть разработаны и утверждены следующие документы:

• законы субъектов Российской Федерации об образовании;

• нормативно-правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, конкретизирующие региональный закон об образовании и устанавливающие отдельные аспекты образовательной деятельности на региональном уровне согласно требованиям федерального законодательства.

Согласно рекомендациям, направленным письмом Минобрнауки России от 1 апреля 2013 г. № ИР-170/17 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», работа по приведению нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления.

Во исполнение требований Федерального закона в субъектах Российской Федерации была осуществлена законопроектная деятельность по приведению законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере образования, в соответствие с Федеральным законом №273 - ФЗ, а также по разработке и принятию законодательного акта, регулирующего отношения в сфере образования на территории соответствующего субъекта РФ в случае отсутствия базового закона.

Наиболее распространённый предмет регулирования - сфера образования в субъекте Российской Федерации в целом (в таком случае наименование акта - «Об образовании...»). Названия законов в сфере образования, используемые органами государственной власти регионов при разработке новых законов, следующие: «Об образовании», «О регулировании отношений в сфере образования», «О реализации полномочий в сфере образования», «О разграничении полномочий в сфере образования между органами государственной власти области», «О дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем и дополнительном образовании», «Об образовании и признании утратившими силу отдельных законов в сфере образования».

Подробно про среднее общее образование написано в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации" в Ст. 63 и Ст. 66. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового

образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Типичными подзаконными актами являются нормативные акты Правительства РФ, которое как высший исполнительный орган государственной власти «на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ» обязано издавать постановления и распоряжения и обеспечивать их исполнение (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ).

Круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к сфере образования и подлежащих регулированию актами Правительства РФ, определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ». Правительство в рамках своих полномочий обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего образования, содействует развитию бесплатного образования (ст. 17). В соответствии с другими своими функциями и полномочиями Правительство РФ реализует государственную налоговую политику в сфере образования, регулирует вопросы финансового обеспечения образования как одной из бюджетных сфер (ст. 15), а также обеспечивает выполнение международных договоров РФ в сфере образования (ст. 21). Кроме того, Правительство обеспечивает социальную поддержку граждан в процессе получения образования, а также принимает меры, способствующие реализации трудовых прав граждан (ст. 16), что применительно к сфере образования означает, в том числе, обеспечение условий и оплаты труда, соответствующих деятельности педагогических работников.

Наиболее распространенной формой правительственного нормативно-правового акта, издаваемого в рамках перечисленных полномочий, являются постановления. Они издаются с целью регулирования важнейших организационных вопросов сферы образования, а также с целью утверждения других нормативных документов, к которым относятся концепции, программы, положения, порядки, перечни. Перечисленные виды актов имеют очевидное «нормативно-ориентирующее содержание», но рассматриваются специалистами как «вторичные», поскольку приобретают юридическую силу только после утверждения распорядительным актом, например, постановлением Правительства РФ.

Важнейшими правительственными актами, определяющими основные направления развития российского образования, являются постановления «О национальной доктрине образования в РФ». Актом Правительства была также одобрена Концепция долгосрочного

социально-экономического развития Российской Федерации, в котором отображены перспективы развития образования в РФ.

Важнейшим локальным актом является устав образовательного учреждения (организации), разработка которого должна осуществляться на основе и в строгом соответствии с нормами ст. 13 Закона РФ «Об образовании». В уставе, в том числе, должен быть приведен перечень локальных актов, принимаемых администрацией образовательного учреждения (организации). Наиболее распространенным видом локального акта является приказ руководителя (заведующего, директора, ректора). Приказы издаются с целью правового оформления управленческих решений, принимаемых на основе и во исполнение закона (утверждение списков граждан, зачисленных в образовательное учреждение и выпущенных из него, решения вопросов отчисления, поощрений и дисциплинарных взысканий и др.). Приказами утверждаются «вторичные» акты - правила приема, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, учебные планы, в том числе, включающие локальный компонент образовательного стандарта соответствующего уровня образования и др.

Во избежание нарушений права граждан на образование и связанных с ним прав локальное правовое регулирование должно быть подзаконным. Оно должно осуществляться исключительно в рамках компетенции образовательного учреждения (организации) (п. 2 ст. 32 Закона) и в строгом соответствии с законом (а также с нормами принятых на основе закона правительственных и ведомственных подзаконных актов, в том числе, «вторичных»). Поэтому пробелы, имеющие место на законодательном уровне, не могут быть заполнены посредством локальных правовых норм. В противном случае возникнет ситуация, когда на локальном уровне правоприменитель фактически вторгается в компетенцию законодателя, а в правовом государстве только законодатель устанавливает основы правового регулирования тех или иных отношений. Кроме того, разнообразие подходов правового регулирования при отсутствии правовых основ может лишить граждан возможности защиты своих образовательных прав, в том числе, при помощи судебной процедуры.

В целом проблема осуществления правового регулирования образовательных отношений на различных уровнях в строгом соответствии с действующим законодательством об образовании, в том числе, в пределах компетенции, установленной Законом, является достаточно острой. Характерным ее проявлением является принятие региональных нормативных правовых актов с превышением компетенции, предоставленной субъекту Российской Федерации, о чем свидетельствуют многочисленные примеры. Такая практика не является правомерной и порождает огромное количество противоречий, наличие которых не способствует сбалансированности и эффективности трехуровневой системы российского законодательства об образовании.

Таким образом, на современном этапе развития федеральное законодательство об образовании состоит из огромного количества нормативных правовых актов, в большинстве своем подзаконных, объединенных вокруг базового законодательного акта. По сходному пути пошло развитие образовательного законодательства на региональном уровне, где удельный вес законодательных норм также невелик по сравнению с нормами подзаконных актов.

Сфера общего среднего образования в Российской Федерации регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413. ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.

Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы; к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений; к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям[26].

Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональной деятельности и успешной социализации.

Использованные источники:

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273 - ФЗ [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.] - Текст : электронный // КонсультантПлюс: информационно-правовой портал. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 15.08.2020).

2. Федеральные государственные образовательные стандарты официальный сайт- URL: https://fgos.m/(дата обращения: 13.08.2020). -Текст: электронный.

3. Муштавинская, И.В. Путеводитель по ФГОС основного и среднего общего образования : метод. пособие / И.В. Муштавинская. — Санкт-

Петербург : КАРО, 2018. — 176 с. - ISBN 978-5-9925-1355-4. - Текст непосредственный.

УДК 32.019.5

Юрьева С.М. студент магистратуры 3 курса направление «Государственное муниципальное управление»

Институт цифровой экономики Югорский государственный университет Россия, г. Ханты-Мансийск

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена основным направлениям государственной региональной политики в сфере среднего общего образования. Деятельность региональной политики регламентируется окружной государственной программой "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе". Рассмотрено финансирование государственной программы в сфере среднего общего образования.

Ключевые слова: государственная программа, образование, сфера среднего общего образования, целевые показатели, финансирование.

Yurieva S. M. master's student of the 3rd year direction "State municipal management" Institute of digital economy Ugra state University Khanty-Mansiysk, Russia

MAIN DIRECTIONS OF THE STATE REGIONAL POLICY IN THE FIELD OF GENERAL SECONDARY EDUCATION

Annotation. The article is devoted to the main directions of the state regional policy in the field of secondary General education. Regional policy activities are regulated by the district state program "development of education in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug".Financing of the state program in the field of secondary General education is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.