Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО 
УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1047
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное и муниципальное управление / образовательные отношения / образование / безопасность образовательной среды / противодействие угрозам / защищенность образова-тельной среды / правовое регулирование / национальная безопасность / нормативно-правовые акты. / state and municipal administration / educational relations / education / security of the educational envi-ronment / countering threats / protection of the educational environment / legal regulation / national security / regulatory acts.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидорова Екатерина Закариевна

Введение: одним из национальных приоритетов в нашей стране выступает сфера об-разования. Для того чтобы отечественный институт образования мог развиваться и совер-шенствоваться, государство должно обеспечить целостность и защищенность его компонен-тов от различного рода угроз и современных вызовов. Сделать это возможно, только опира-ясь на должным образом проработанную нормативно-правовую базу. В настоящей статье автор обращается к исследованию правовых актов, на которых строится государственное и муниципальное управление в сфере образования. Материалы и методы: нормативную основу исследования составляют нормативно-правовые акты федерального уровня, например, Конституция Российской Федерации, Фе-деральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-ции», регионального уровня, например, закон Иркутской области от 10 июля 2014 года № 91-ОЗ «Об отдельных вопросах образования в Иркутской области» и муниципального уровня, нап¬ример, решение Думы г. Иркутска от 26 апреля 2010 года № 005-20-100130/10 «О дополнительной мере социальной поддержки активистов и отличников учебы...». Методо-логическая основа исследования выражена в общем диалектическом методе научного по-знания, который характеризуется своей универсальностью. В исследовании использованы также методы логической дедукции, индукции, познавательные методы, сравнения, анализа, обобщения и описания. Результаты исследования позволили раскрыть нормативно-правовую базу, на кото-рой строится государственное и муниципальное управление в сфере образования. Автор приводит примеры актуальных федеральных, региональных и муниципальных правовых актов, которые позволяют регулировать те или иные аспекты образовательных отношений. Выводы и заключения: описание и раскрытие автором государственных и муници-пальных нормативных актов, регулирующих сферу образования, а также предложенная ав-тором классификация данных нормативно-правовых актов способствуют теоретической обоснованности государственного и муниципального управления сферы образования и со-вершенст¬вованию регулирования образовательных отношений, в том числе в области обес-печения безопасности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT IN THE FIELD OF EDUCATION

Introduction: one of the national priorities it is the sphere of education in our country. In order for the national Institute of education to develop and improve, the state must ensure the integrity and security of its components from various threats and modern challenges. This can only be done by relying on a properly developed regulatory framework. In this article, the author refers to the study of legal acts on which state and municipal management in the field of education is based. Materials and methods: the normative basis of the research is based on Federal legal acts, for example, the Constitution of the Russian Federation, Federal law, 2012 “On education in the Russian Federation”, regional level, for example, the law of the Irkutsk region of July 10, 2014 “On certain issues of education in the Irkutsk region” and municipal level, for example, the decision of the Irkutsk city Duma, 2010 “On an additional measure of social support for activists and excel-lent students...”. The methodological basis of the research is expressed in the General dialectical method of scientific knowledge, which is characterized by its universality. The study also used methods of logical deduction, induction, cognitive methods, comparison, analysis, generalization and description. Results of the study: they allowed us to reveal the legal framework on which state and mu-nicipal management in the field of education is based. The author gives examples of relevant Feder-al, regional and municipal legal acts that allow regulating certain aspects of educational relations. Findings and conclusions: description and disclosure of state and municipal regulations regulating the sphere of education, as well as the classification of these regulations proposed by the author, contribute to the theoretical validity of state and municipal management of the sphere of education and improve the regulation of educational relations, including in the field of ensuring the safety of the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ »

УДК: 343.9

DOI: 10.24412/2312-3184-2021-3-107112

Sidorova Ekaterina Zakarievna

Candidate of Law

Lecture of the Department of criminal law and criminology of the East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation ketrik6 @mail.ru

Сидорова Екатерина Закариевна

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Восточно-Сибирского института МВД России ketrik6 @mail.ru

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Введение: одним из национальных приоритетов в нашей стране выступает сфера образования. Для того чтобы отечественный институт образования мог развиваться и совершенствоваться, государство должно обеспечить целостность и защищенность его компонентов от различного рода угроз и современных вызовов. Сделать это возможно, только опираясь на должным образом проработанную нормативно-правовую базу. В настоящей статье автор обращается к исследованию правовых актов, на которых строится государственное и муниципальное управление в сфере образования.

Материалы и методы: нормативную основу исследования составляют нормативно-правовые акты федерального уровня, например, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», регионального уровня, например, закон Иркутской области от 10 июля 2014 года № 91-ОЗ «Об отдельных вопросах образования в Иркутской области» и муниципального уровня, например, решение Думы г. Иркутска от 26 апреля 2010 года № 005-20-100130/10 «О дополнительной мере социальной поддержки активистов и отличников учебы...». Методологическая основа исследования выражена в общем диалектическом методе научного познания, который характеризуется своей универсальностью. В исследовании использованы также методы логической дедукции, индукции, познавательные методы, сравнения, анализа, обобщения и описания.

Результаты исследования позволили раскрыть нормативно-правовую базу, на которой строится государственное и муниципальное управление в сфере образования. Автор приводит примеры актуальных федеральных, региональных и муниципальных правовых актов, которые позволяют регулировать те или иные аспекты образовательных отношений.

Выводы и заключения: описание и раскрытие автором государственных и муниципальных нормативных актов, регулирующих сферу образования, а также предложенная автором классификация данных нормативно-правовых актов способствуют теоретической обоснованности государственного и муниципального управления сферы образования и совершенствованию регулирования образовательных отношений, в том числе в области обеспечения безопасности образовательного процесса.

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, образовательные отношения, образование, безопасность образовательной среды, противодействие угрозам, защищенность образовательной среды, правовое регулирование, национальная безопасность, нормативно-правовые акты.

LEGAL BASIS OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT IN THE FIELD OF EDUCATION

Introduction: one of the national priorities it is the sphere of education in our country. In order for the national Institute of education to develop and improve, the state must ensure the integrity and security of its components from various threats and modern challenges. This can only be done by relying on a properly developed regulatory framework. In this article, the author refers to the study of legal acts on which state and municipal management in the field of education is based.

Materials and methods: the normative basis of the research is based on Federal legal acts, for example, the Constitution of the Russian Federation, Federal law, 2012 "On education in the Russian Federation", regional level, for example, the law of the Irkutsk region of July 10, 2014 "On certain issues of education in the Irkutsk region" and municipal level, for example, the decision of the Irkutsk city Duma, 2010 "On an additional measure of social support for activists and excellent students...". The methodological basis of the research is expressed in the General dialectical method of scientific knowledge, which is characterized by its universality. The study also used methods of logical deduction, induction, cognitive methods, comparison, analysis, generalization and description.

Results of the study: they allowed us to reveal the legal framework on which state and municipal management in the field of education is based. The author gives examples of relevant Federal, regional and municipal legal acts that allow regulating certain aspects of educational relations.

Findings and conclusions: description and disclosure of state and municipal regulations regulating the sphere of education, as well as the classification of these regulations proposed by the author, contribute to the theoretical validity of state and municipal management of the sphere of education and improve the regulation of educational relations, including in the field of ensuring the safety of the educational process.

Keywords: state and municipal administration, educational relations, education, security of the educational environment, countering threats, protection of the educational environment, legal regulation, national security, regulatory acts.

Сфера образования является очень обширной и включает в себя огромное множество аспектов, одним из которых выступает управленческая деятельность по регулированию общественных отношений в указанной области.

К правовым основам государственного и муниципального управления в образовательной среде относятся базовые положения, закрепленные в нормативных правовых актах, они регламентируют обозначенную сферу общественных отношений.

В первую очередь необходимо обозначить те нормативные правовые документы, на основе которых осуществляется регулирование государственного и муниципального управления в сфере образования. Указанные документы целесообразно разделить на три уровня по территориальному принципу и юридической силе:

1. Нормативно-правовые акты федерального уровня. Например:

— Конституция Российской Федерации (статьи 43, 72, 114, 130)1;

— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в частности, статьи 8, 9, 26, 28)2;

1 Конституция Российской Федерации: принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законом Рос. Федерации о поправке к Конституции Рос. Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Рос. газ. — 1993. — № 237.

2 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3: в ред. фе-дер. закона от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 // СЗ РФ. — 2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7598.

— Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (например, статьи 14— 16.1)1;

— приказ Минпросвещения России от 2 сентября 2020 г. № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»2.

2. Нормативно-правовые акты регионального уровня. Например:

— Устав Иркутской области (в частности, статьи 17, 40)3;

— Закон Иркутской области от 10 июля 2014 г. № 91-оз «Об отдельных вопросах образования в Иркутской области»4;

— приказ министерства образования Иркутской области от 30 октября 2018 г. № 122-мпр «Об утверждении ведомственной целевой программы Иркутской области «Повышение эффективности образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» на 2019—2024 годы»5.

3. Нормативно-правовые акты муниципального уровня. Например:

— Устав города Иркутска (в частности, статьи 11, 11.1)6;

— решение Думы г. Иркутска от 26 апреля 2010 г. № 005-20-100130/10 «О дополнительной мере социальной поддержки активистов и отличников учебы, обучающихся в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования (в государственных образовательных организациях высшего образования или государственных профессиональных образовательных организациях), расположенных на территории города Иркутска, в виде единовременной стипендии мэра города Иркутска»7.

Следует отметить, что правовое регулирование государственного и муниципального управления в сфере образования осуществляется не только так называемыми

1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-Ф3: в ред. федер. законов от 9 нояб. 2020 г. № ЗбЗ-ФЗ, № 370-Ф3 // Рос. газ. — 2003. — № 202.

2 Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования: приказ Минпросвещения России от 2 сент. 2020 г. № 458 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.gov.ru. 2020 (дата обращения: 13.04.2021).

3 Устав Иркутской области: принят постановлением Законодательного собрания Ирк. обл. от 15 апр. 2009 г. № 9/5-ЗС: в ред. закона Ирк. обл. от 12 июля 2018 г. № 2-У // Областная. — 2009. — № 45.

4 Об отдельных вопросах образования в Иркутской области: закон Ирк. обл. от 10 июля 2014 г. № 91-оз: в ред. закона Ирк. обл. от 6 апр. 2020 г. № 32-оз // Областная. — 2014. — № 78.

5 Об утверждении ведомственной целевой программы Иркутской области «Повышение эффективности образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» на 2019—2024 годы: приказ министерства образования Иркутской области от 30 окт. 2018 г. № 122-мпр: в ред. приказа министерства образования Иркутской области от 22 окт. 2020 г. № 77-мпр [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.gov.ru. 2018 (дата обращения: 13.04.2021).

6 Устав города Иркутска: принят решением Думы г. Иркутска от 20 мая 2004 г. № 003-20430537/4: в ред. решения Думы г. Иркутска от 10 июля 2020 г. № 007-20-015147/0 // Ведомости органов городского самоуправления г. Иркутска. — 2004. — II квартал. — С. 11.

7 О дополнительной мере социальной поддержки активистов и отличников учебы, обучающихся в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования (в государственных образовательных организациях высшего образования или государственных профессиональных образовательных организациях), расположенных на территории города Иркутска, в виде единовременной стипендии мэра города Иркутска: решение Думы г. Иркутска от 26 апр. 2010 г. № 005-20-100130/10: в ред. решения Думы г. Иркутска от 27 мая 2016 г. № 006-20-220354/6 // Иркутск официальный. — 2010. — № 22.

профильными нормативно-правовыми актами (т. е. нормативно-правовыми актами, касающимися именно образовательных вопросов), но и «непрофильными» документами (т. е. регулирующими в первую очередь иные, необразовательные отношения и затрагивающими только отдельные аспекты образования) [2]. Такие нормативно-правовые акты можно классифицировать в зависимости от области регулируемых общественных отношений и затрагиваемых вопросов:

1) вопросы организации образования. Например, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»1, Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»2;

2) специальные виды образования. Например, особенности военного образования регулируются Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 3 , особенности профессионального образования, получаемого осужденными к лишению свободы, предусмотрены Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации4;

3) льготы, установленные для участников образовательных отношений. Например, Закон Иркутской области от 23 октября 2006 г. № 63-оз «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей»5, Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. № 107-оз «Об отдельных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области»6;

4) трудовые отношения и меры социального обеспечения в сфере образования. Например, Трудовой кодекс Российской Федерации7, приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 3 октября 2014 г. № 165-мпр «Об утверждении Положения о порядке предоставления меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым вручена медаль «За особые успехи в учении»8;

1 О языках народов Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 25 окт. 1991 г. № 1807-1: в ред. федер. закона от 31 июля 2020 г. № 268-ФЗ // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1991. — № 50. — Ст. 1740.

2 О национально-культурной автономии: федер. закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ: в ред. Федер. закона от 4 нояб. 2014 г. № 336-ФЗ // Рос. газ. — 1996. — № 118.

3 О воинской обязанности и военной службе: федер. закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ: в ред. федер. закона от 15 окт. 2020 г. № 332-ФЗ // Рос. газ. — 1998. — № 63—64.

4 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ: в ред. федер. закона от 1 апр. 2020 г. № 96-ФЗ // Рос. газ. — 1997. — № 9.

5 О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей: закон Иркутской области от 23 окт. 2006 г. № 63-оз: в ред. закона Иркутской области от 17 июля 2020 г. № 70-ОЗ // Областная. — 2006. — № 94.

6 Об отдельных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области: закон Ирк. обл. от 17 дек. 2008 г. № 107-оз // Областная. — 2008. — № 146.

7 Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ: в ред. федер. закона от 9 нояб. 2020 г. № 362-ФЗ // Рос. газ. — 2001. — № 256.

8 Об утверждении Положения о порядке предоставления меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым вручена медаль «За особые успехи в учении»: приказ м-ва соц. развития, опеки и попечительства Ирк. обл. от 3 окт. 2014 г. № 165-мпр: в ред. приказа м-ва соц. развития, опеки и попечительства Ирк. обл. от 21 июня 2016 г. № 99-мпр // Областная. — 2014. — № 122.

5) экономические и финансовые отношения в сфере образования. Например, Гражданский кодекс Российской Федерации 1, Бюджетный кодекс Российской Федерации 2, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих орга-низациях»3;

6) отношения в сфере уголовной и административной ответственности за правонарушения в сфере образования. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации4, Закон Иркутской области от 30 декабря 2014 г. № 173-оз «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области»5;

7) безопасность участников образовательных отношений. Например, указ губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 г. № 279-уг «О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситу-аций»6, постановление Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 г. № 440-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на 2019—2024 годы»7.

Таким образом, современное законодательство является очень обширным и регулирует множество аспектов осуществления государственного и муниципального управления в сфере образования. В ранее проведенных научных исследованиях автором уже затрагивался вопрос о некоторых правовых основах, на которых основывается обеспечение криминологической безопасности образовательной среды [1, с. 241—245; 3, с. 60— 65]. Дополнительно отметим, что теоретическое исследование подобного вопроса необходимо для качественного осуществления исследований в области формирования госу-

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ: в ред. федер. закона от 31 июля 2020 г. № 251-ФЗ // Рос. газ. — 1994. — № 238—239.

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: в ред. федер. закона от 15 окт. 2020 г. № 327-ФЗ // Рос. газ. — 1998. — № 153—154.

3 О некоммерческих организациях: федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ // Рос. газ. — 1996. —

№ 14.

4 Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: в ред. федер. закона от 27 окт. 2020 г. № 352-ФЗ // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

5 Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области: закон Ирк. обл. от 30 дек. 2014 г. № 173-оз: в ред. закона Ирк. обл. от 31 окт. 2017 г. № 69-оз // Областная. — 2014. — № 148.

6 О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: указ губернатора Ирк. обл. от 12 окт. 2020 г. № 279-уг: в ред. указа губернатора Ирк. обл. от 30 нояб. 2020 г. № 334-уг [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.gov.ru. 2020 (дата обращения: 13.04.2021).

7 Об утверждении государственной программы Иркутской области «Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на 2019—2024 годы: постановление Правительства Ирк. обл. от 6 нояб. 2018 г. № 814-пп: в ред. постановления Правительства Ирк. обл. от 26 авг. 2020 г. № 699-пп [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.gov.ru.2018 (дата обращения: 13.04.2021).

дарственных и муниципальных целевых программ по обеспечению безопасности образования. Вместе с тем по-прежнему остаются не до конца урегулированными отдельные аспекты образовательных отношений. По-прежнему несовершенна правовая база, регулирующая область обеспечения безопасности образовательной среды. Именно в данном направлении должно двигаться развитие нормативно-правовой отрасли, касающейся сферы образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Босхолов С. С. Понятие системы обеспечения криминологической безопасности образования / С. С. Босхолов, Е. З. Сидорова // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. — 2020. — № 3 (94). — С. 66—73.

2. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» / под ред. В. Е. Усанова // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

3. Сидорова Е. З. Криминологическая безопасность образовательных организаций: проблемы понятийного аппарата // Вестник Омской юридической академии. — 2019. — Т. 16. — № 1. — С. 60—65.

REFERENCES

1. Boskholov S. S., Sidorova E. Z. Ponjatie sistemy obespechenija kriminologicheskoj be-zopasnosti obrazovanija [The Concept of the system of ensuring criminological security of education]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo institutaMinisterstva vnutrennih delRossii — Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2020, no. 3 (94), pp. 66— 73 (in Russian).

2. Commentary to the Federal law of December 29, 2012 № 273-FZ "On education in the Russian Federation" / ed. by V. E. Usanov // Consultant Plus (in Russian).

3. Sidorova E. Z. Kriminologicheskaja bezopasnost' obrazovatel'nyh organizacij: pro-blemy ponjatijnogo apparata [Criminological security of educational organizations: problems of the conceptual apparatus]. Vestnik Omskoj juridicheskoj akademii — Vestnik of the Omsk law Academy, 2019, vol. 16, no. 1, pp. 60—65 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.