УДК: 343.9.01
DOI: 10.24411/2312-3184-2020-10056
Босхолов Сергей Семенович
профессор кафедры уголовного права и криминологии Иркутского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) доктор юридических наук профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
Сидорова Екатерина Закариевна
преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Восточно-Сибирского института МВД России
кандидат юридических наук E-mail: ketrik6@mail.ru
Boskholov Sergei Semenovich
Professor of the Department of Criminal
Law and Criminology,
Irkutsk Institute (branch)
ARSUJ, Doctor of Law
Professor, Honored Lawyer of Russia
Sidorova Ekaterina Zakarievna
teacher of the Department of Criminal Law and Criminology, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia Candidate of Law E-mail: ketrik6@mail.ru
ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Введение: в статье раскрываются особенности нового для науки криминологии понятия «система обеспечения криминологической безопасности образования». Образование, выступая важнейшим национальным интересом, нуждается в защите от криминологических угроз, в первую очередь от преступности. В данном аспекте большое значение приобретают мероприятия, направленные на обеспечение криминологической защиты образования, в том числе создание научной базы для реализации стратегии по обеспечению криминологической безопасности образовательной среды.
Материалы и методы: нормативную основу исследования составляют нормативно-правовые акты как международного уровня, в частности Положение о сотрудничестве государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере обеспечения информационной безопасности от 10 декабря 2010 г., так и федерального уровня, например, Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», указ Президента России от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и регионального уровня, например, закон Иркутской области от 8 июня 2010 г. № 38-ОЗ «Об административной ответственности за неисполнение отдельных мер по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области». Методологическая основа исследования выражена в общем диалектическом методе научного познания, который характеризуется своей универсальностью. В исследовании использованы также мето-
ды логической дедукции, индукции, познавательные методы, сравнения, анализа, обобщения и описания.
Результаты исследования позволили раскрыть понятие системы обеспечения криминологической безопасности образования и соотнести его с понятием противодействия криминологическим угрозам образовательной среды.
Выводы и заключения: предложенные авторами термины и определения, а также разработанная типология мероприятий по обеспечению криминологической безопасности системы образования способствуют теоретической обоснованности борьбы с криминологическими угрозами, существующими в образовательной среде и снижающими уровень криминологической защищенности системы образования.
Ключевые слова: криминологическая безопасность, противодействие криминологическим угрозам, безопасность образования, криминологические угрозы, криминологическая защищенность образовательной среды, преступность в образовании, борьба с преступностью.
CONCEPT OF THE SYSTEM
OF ENSURING CRIMINOLOGICAL SECURITY OF EDUCATION
Introduction: the article reveals the features of the new concept for the science of criminology "system of ensuring the criminological security of education". Being the most important national interest, the education needs to be protected from criminological threats, first of all from crime. In this aspect, activities aimed at ensuring the criminological protection of education, including the creation of a scientific base for the implementation of the strategy for ensuring the criminological security of the educational environment, are of great importance.
Materials and Methods: the normative basis of the study is made up of normative legal acts both at the international level, in particular, the Regulation on cooperation of the member States of the collective security Treaty Organization in the field of information security from December 10, 2010, and at the Federal level, for example, Federal Law of March 6, 2006 № 35 "On countering terrorism", decree of the President of Russia of December 31, 2015 № 683 "On the national security Strategy of the Russian Federation" and regional level, for example, Law of the Irkutsk region of June 8, 2010 № 38 "On administrative responsibility for failure to implement certain measures to protect children from factors that negatively affect their physical, intellectual, mental, spiritual and moral development in the Irkutsk region". The methodological basis of the research is expressed in the General dialectical method of scientific knowledge, which is characterized by its universality. The study also used methods of logical deduction, induction, cognitive methods, comparison, analysis, generalization and description.
Results of the Study: revealed the concept of the system of ensuring criminological security of education and correlate it with the concept of countering criminological threats to the educational environment.
Findings and Conclusions: proposed terms and definitions, and developed a typology of measures to ensure criminological security of the education system contribute to the
theoretical justification of the fight against criminal threats that exist in the educational environment and reducing the level of criminological security of the education system.
Keywords: criminological security, countering criminological threats, educational security, criminological threats, criminological protection of the educational environment, crime in education, fighting crime
Сфера образования занимает важное место в системе общественных отношений. Осознавая значимость данного института для социума, государство стремится обеспечить защиту образовательной среде и отдельным ее элементам. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента России от 31 декабря 2015 г. № 683, образование является одним из национальных интересов, которые государство защищает от различного вида угроз, в том числе угроз криминального и криминологического характера1.
Для того чтобы своевременно и должным образом реагировать на криминологические вызовы современности, угрожающие безопасности образования, необходимо иметь четкое представление о системе обеспечения криминологической безопасности образовательной среды.
На наш взгляд, система обеспечения криминологической безопасности образования представляет собой комплекс элементов, задействованных в процессе создания защитного поля для системы образования от различных криминологических угроз. К таким элементам относятся:
во-первых, субъекты криминологической безопасности образования; во-вторых, меры политического, экономического, правового, организационно-управленческого, духовно-нравственного, технического, научного и иного характера, ориентированные на создание условий, исключающих или затрудняющих негативное воздействие криминологических угроз на защищаемые объекты;
в-третьих, финансовое, материальное, техническое и иное обеспечение реализации указанных мер.
Целью рассматриваемой системы является создание так называемого защитного поля для сферы образования, а также поддержание высокого уровня защищенности объектов образовательной среды от криминологических угроз.
К субъектам, занимающимся обеспечением криминологической безопасности образования, относятся органы власти, физические и юридические лица, институт семьи и школы, педагоги, общественные организации, обладающие правами и обязанностями, а также средствами и возможностями по обеспечению криминологической безопасности сферы образования, ее отдельных элементов.
Система обеспечения криминологической безопасности образования подразумевает два основных вида деятельности, осуществляемой указанными субъектами:
1) воздействие на криминологические угрозы;
2) защита соответствующих объектов от криминологических угроз.
Воздействие на криминологические угрозы предполагает активные действия
субъектов, направленные на непосредственное влияние на ту или иную криминологи-
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (Ч. II). Ст. 212.
ческую опасность, угрожающую системе образования. Воздействие на криминологическую угрозу реализуется через ее непосредственную ликвидацию, нейтрализацию ее негативного влияния на защищаемые объекты, а также воздействие на причины и условия, способствующие укреплению позиций данной угрозы. Активное воздействие на криминологические угрозы будет наблюдаться, например, при проведении четкой социально-экономической политики государства, направленной на борьбу с бродяжничеством школьников; строительство новых образовательных организаций в целях получения образования как можно большим количеством лиц и иное.
В свою очередь, защита системы образования от криминологических угроз предполагает более пассивную модель поведения и подразумевает непосредственную охрану защищаемых объектов от угроз криминального и криминогенного характера, а также охрану от тех негативных последствий, которые могут наступить в результате воздействия названных угроз. Кроме этого криминологическая защита образования включает в себя деятельность по минимизации и устранению уже наступивших негативных последствий для объектов системы образования. Видом деятельности по защите системы образования от криминологических угроз будет являться, например, установление правового запрета на приобретение алкоголя несовершеннолетними лицами, являющимися зачастую школьниками и студентами, а также установление строгих мер административной и уголовной ответственности для лиц, способствовавших приобретению молодыми людьми алкоголя.
Следует соотнести понятия «система обеспечения криминологической безопасности образования» и «противодействие угрозам криминологической безопасности образования».
Понятие «противодействие угрозам криминологической безопасности образования» более узкое, чем понятие «система обеспечения криминологической безопасности образования». Противодействие криминологическим угрозам подразумевает деятельность, направленную только на непосредственную борьбу с названными криминологическим угрозами. А понятие системы обеспечения криминологической безопасности образования включает в себя широкомасштабную деятельность по недопущению, нейтрализации или минимизации негативного воздействия, оказываемого криминологическими угрозами на объекты криминологической безопасности образования. Система обеспечения криминологической безопасности образования не только включает в себя борьбу с криминологическими угрозами, но и ориентирована на создание общесоциальных предпосылок для благоприятного климата в обществе. При обеспечении криминологической безопасности образования должны осуществляться такие мероприятия, как:
1) создание научной, интеллектуальной и методической базы для реализации стратегии по обеспечению криминологической безопасности образования;
2) создание правовых, материальных, организационных, технических, ресурсных механизмов для предоставления качественных образовательных услуг;
3) разработка и реализация общегосударственных программ по расширению сети образовательных организаций, по обновлению материальной базы школ, училищ и институтов, по повышению заработной платы педагогов;
4) совершенствование нормативно-правовой базы, касающейся недопущения преступных посягательств в сфере образования;
5) увеличение штатной численности лиц, задействованных в обеспечении криминологической безопасности системы образования, в том числе сотрудников правоохранительных органов;
6) осуществление мероприятий по противодействию угрозам криминологической безопасности образования, в том числе:
— разработка дополнительных образовательных программ и дальнейшее обучение лиц, задействованных в профилактике экстремизма, скулшутинга среди обучающихся и суицидальных воздействий на них;
— определение и закрепление новых, необходимых на практике критериев для регистрации сведений о правонарушителях в различных учетных базах, картотеках, информационных банках, позволяющих оценить масштабы распространения криминальной субкультуры «АУЕ»;
— разработка и внедрение новых современных методов противодействия коррупции в сфере образования;
7) разработка и реализация государственных программ, направленных на пропаганду и методическую работу с населением в целях подготовки граждан к противостоянию преступности в сфере образования (профилактика виктимности населения);
8) создание и развитие сети экстренных служб, способных оказать помощь, в том числе психологическую, в случае преступного посягательства в образовательной среде;
9) анализ и применение международного и зарубежного опыта в защите объектов криминологической безопасности системы образования.
Таким образом, система обеспечения криминологической безопасности образования является наиболее широким понятием. Вместе с тем ключевым составным элементом данного термина является понятие противодействия угрозам криминологической безопасности образования. В этой связи особое внимание следует уделить мерам, направленным на противодействие криминологическим угрозам образовательной среды.
При обеспечении криминологической безопасности всегда осуществляется борьба с криминологическими угрозами. В данной области используются различные понятия: воздействие на угрозы, борьба с угрозами, противодействие угрозам, предупреждение угроз. Разграничению названных терминов в научной литературе уделено достаточное внимание [4, с. 113; 3, с. 213; 1, с. 145]. Не дискутируя по этому вопросу, отметим, что самым широким термином, на наш взгляд, является понятие «воздействие на криминологические угрозы», под которым необходимо понимать системное, регулярное и позитивно преобразующее влияние государства на криминологические угрозы с целью сведения их к возможному минимуму [2, с. 130; 11, с. 105].
Основными способами воздействия на криминологические угрозы является борьба, противодействие, уничтожение, локализация и нейтрализация.
Понятие «борьба с криминологическими угрозами» означает осуществление действий, направленных как на снижение уровня таких угроз, так и на уменьшение их социальной опасности, т. е. уменьшение вреда, причиняемого криминологическими угрозами.
Термин «противодействие криминологическим угрозам» схож с понятием «борьба с криминологическими угрозами», однако их отличие заключается в том, что
конечной целью борьбы является победа над угрозами, а цель противодействия — своевременная и соразмерная реакция на угрозы. В этой связи под противодействием криминологическим угрозам следует понимать совокупность мер, применяемых государством и направленных обнаружение криминологических угроз и прерывание их действия.
Под термином «уничтожение криминологических угроз» (или «война с угрозами») подразумевается деятельность государства и общества, ориентированная на применение различных средств, в том числе насильственного и вооруженного характера, с целью абсолютной ликвидации криминологических угроз.
Поскольку полное уничтожение криминологических угроз невозможно, в научной литературе, а также в международном и отечественном законодательстве принято использовать термины «борьба с угрозами»1 и «противодействие угрозам»2.
Кроме этого отечественный законодатель в отдельных нормативно-правовых актах использует такие термины, как «локализация угроз»3 и «нейтрализация угроз»4.
Под локализацией криминологических угроз необходимо понимать своевременные действия государства, направленные на минимизацию масштабов той или иной криминологической угрозы. В свою очередь, нейтрализация криминологических угроз предполагает восстановление условий для нормальной реализации тех или иных общественных интересов и ценностей.
В научной литературе используются также иные понятия, в частности «предупреждение угрозы». Под предупреждением криминологических угроз следует понимать применение профилактических мер, ориентированных на превенцию возникновения и развития той или иной криминологической угрозы.
На наш взгляд, все названные понятия не только не исключают, но и дополняют друг друга, раскрывая те или иные аспекты воздействия на криминологические угрозы. В этой связи понятия, затрагивающие тему противодействия криминологическим угрозам образования, следует использовать как равнозначные.
Таким образом, настоящее исследование представляет собой общий анализ понятия «система обеспечения криминологической безопасности образования». Предлагая определение данному термину, авторы раскрывают соответствующие ключевые компоненты. В статье предложены определения ряда иных терминов, в том числе раскрывается понятие противодействия угрозам криминологической безопасности образования. Особое внимание уделено основным мероприятиям, реализуемым при обеспечении криминологической безопасности образовательной среды, к которым авторы
1 О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ: в ред. Фе-дер. закона от 18 апр. 2018 г. № 82-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
2 О Положении о сотрудничестве государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере обеспечения информационной безопасности [Электронный ресурс]: решение Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 10 дек. 2010 г.: доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» в локальной сети Науч. б-ки Иркут гос. ун-та.
3 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ: в ред. федерального закона от 29 июля 2017 г. № 244-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 30 (Ч. 1). Ст. 3579.
4 О персональных данных: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ: в ред. федер. закона от 31 дек. 2017 г. № 498-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3451.
относят создание научной базы для реализации стратегии по обеспечению криминологической безопасности образования; совершенствование нормативно-правовой базы, касающейся недопущения преступных посягательств в сфере образования; развитие сети экстренных служб по оказанию помощи нуждающимся лицам, ставшим жертвами преступного посягательства в образовательной среде; анализ и применение зарубежного опыта в защите объектов криминологической безопасности системы образования и многое другое. Научные разработки по обозначенной тематике способствуют теоретической обоснованности борьбы с криминологическими угрозами, существующими в образовательной среде и снижающими уровень криминологической защищенности образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Беженцев А. А. Проблемы предупреждения беспризорности, бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних и пути их решения органами превенции правонарушений несовершеннолетних (исторический аспект, зарубежный опыт и современные реалии) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2010. — № 3 (47). — С. 49—56.
2. Гиниятуллина Е. З. К вопросу о понятии криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования // Вопросы управления. —2015. — № 4 (35). — С. 200—206.
3. Грибунов О. П. Использование специальных знаний в раскрытии краж автотранспортных средств // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. — 2019. — № 3 (90). — С. 125—132.
4. Кондратов А. И. Модель внешнеполитической деятельности государства: моногр. — М.: РАГС, 2010. — 272 с.
5. Маршакова Н. Н., Петров В. В. Противодействие как способ воздействия на угрозы безопасности государства // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2016. — № 7. — С. 129—135.
6. Мусеибов А. Г. Взаимосвязи теории предупреждения преступлений с психологией и педагогикой // Общество и право. — 2008. — № 2. — С. 175—177.
7. Панарин И. Н. Информационная война и дипломатия. — М.: Городец, 2004. — 526 с.
8. Российская криминологическая энциклопедия / под общ. ред. А. И. Долговой. — М.: Норма; Инфра-М, 2000. — 808 с.
9. Сидорова Е. З. К вопросу о понятии криминологической угрозы в образовательных организациях // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. — 2019. — № 1 (46). — С. 79—84.
10. Фоминых Е. С. Психологические основы виктимности студента-инвалида в условиях профессионально-образовательной среды // Вестник Вятского государственного университета. — 2011. — № 1—3. — С. 129—134.
11. Свистильников А. Б., Чиненов А. В. К вопросу обеспечения безопасности кредитно-финансовой системы России от фальшивомонетничества // Вестник НЦБЖД. — 2017. — № 4 (34). — С. 103—108.
BIBLIOGRAPHIC REFERENCES
1. Bezhencev A. A. Problems of prevention of homelessness, vagrancy, begging of minors and ways of their solution by bodies of prevention of offenses of minors (historical aspect, foreign experience and modern realities) / / Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. No. 3 (47). P. 49—56.
2. Giniyatullina E. Z. On the concept of criminological security of the system of General and secondary vocational education // Management Issue. 2015. No. 4 (35). P. 200—206.
3. Gribunov O. P. The Use of special knowledge in solving thefts of motor vehicles // Bulletin of the East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia. 2019. No. 3 (90). P. 125—132.
4. Kondratov A. I. Model of foreign policy activity of the state: monograph. Moscow: RAGS, 2010. 272 p.
5. Marshakova N. N., Petrov V. V. Counteraction as a way to influence threats to the security of the state // Gaps in Russian Legislation. Legal Journal. 2016. No. 7. P. 129—135.
6. Museibov A. G. Interrelations of the theory of crime prevention with psychology and pedagogy // Society and Law. 2008. No. 2. P. 175—177.
7. Panarin I. N. Information war and diplomacy. Moscow: Gorodets, 2004. 526 p.
8. Russian criminological encyclopedia / edited by A. I. Dolgova. Moscow: "Norma", "Infra-M", 2000. 808 p.
9. Sidorova E. Z. On the issue of the concept of criminological threats to educational institutions // Bulletin of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No 1 (46). Pp. 79—84.
10. Fominyh E. S. Psychological bases of victimization of a disabled student in the conditions of professional and educational environment // Vestnik Vyatka State University. 2011. No 1—3. P. 129—134.
11. Svistilnikov A. B., Chinenov A. V. On the issue of ensuring the security of the credit and financial system of Russia from counterfeiting // Bulletin of the NATIONAL Railways. 2017. No 4 (34). P. 103-108.