Научная статья на тему 'Угрозы криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования'

Угрозы криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИЗИС СЕМЬИ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / FAMILY CRISIS / CRIMINOLOGICAL SECURITY / CRIMINOLOGICAL THREATS / STUDENTS / EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гиниятуллина Екатерина Закариевна

Статья посвящена исследованию отдельных аспектов такого феномена современности, как угрозы криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования. Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, поскольку в настоящее время отечественным законодателем четко намечена тенденция к максимальному и всестороннему обеспечению национальной безопасности России, и приоритет в данном случае отдается научным исследованиям, способствующим этому. Раскрывается определение понятия «угрозы криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования». Представлена классификация криминологических угроз. В частности, рассматриваются такие внешние и внутренние криминологические угрозы, как вмешательство иностранных государств во внутреннюю политику России, преступность в сфере образования, проблема «кризиса семьи», слишком большое количество нововведений в образовательной сфере, проблема так называемой «теории дифференциальной ассоциации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гиниятуллина Екатерина Закариевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Threats to criminological security of general and secondary vocational educational system

The article is devoted to investigation of separate aspects of such a phenomenon of today as threats to criminological security of general and secondary vocational educational system. The topicality of the chosen subject leaves no doubt as at the present time national legislators have noticed a distinct tendency of maximum and comprehensive provision of Russias national security, and in this case the priority is given to the studies that contribute to it. It reveals the definition of the term «threats to criminological security of general and secondary vocational educational system», presents the classification of criminological threats. In particular, the article considers such external and internal threats as interference of foreign states with Russias domestic policy, criminality in the educational sphere, the problem of «family crisis», excessive number of innovations in the educational sphere, the problem of the so-called «theory of differential association».

Текст научной работы на тему «Угрозы криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования»

УДК 343.9; 343.9.018.3

DOI 10.17150/2072-0904.2015.6(3).29

Е.З. Гиниятуллина

Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, г. Иркутск, Российская Федерация

УГРОЗЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию отдельных аспектов такого феномена современности, как угрозы криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования. Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, поскольку в настоящее время отечественным законодателем четко намечена тенденция к максимальному и всестороннему обеспечению национальной безопасности России, и приоритет в данном случае отдается научным исследованиям, способствующим этому. Раскрывается определение понятия «угрозы криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования». Представлена классификация криминологических угроз. В частности, рассматриваются такие внешние и внутренние криминологические угрозы, как вмешательство иностранных государств во внутреннюю политику России, преступность в сфере образования, проблема «кризиса семьи», слишком большое количество нововведений в образовательной сфере, проблема так называемой «теории дифференциальной ассоциации».

Ключевые слова. Кризис семьи; криминологическая безопасность; криминологические угрозы; обучающиеся; система образования.

Информация о статье. Дата поступления 22 декабря 2014 г.; дата принятия к печати 27 февраля 2015 г.; дата онлайн-размещения 5 мая 2015 г.

Ye. Z. Giniyatullina

The Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation, Irkutsk, Russian Federation

THREATS TO CRIMINOLOGICAL SECURITY OF GENERAL AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM

Abstract. The article is devoted to investigation of separate aspects of such a phenomenon of today as threats to criminological security of general and secondary vocational educational system. The topicality of the chosen subject leaves no doubt as at the present time national legislators have noticed a distinct tendency of maximum and comprehensive provision of Russia's national security, and in this case the priority is given to the studies that contribute to it. It reveals the definition of the term «threats to criminological security of general and secondary vocational educational system», presents the classification of criminological threats. In particular, the article considers such external and internal threats as interference of foreign states with Russia's domestic policy, criminality in the educational sphere, the problem of «family crisis», excessive number of innovations in the educational sphere, the problem of the so-called «theory of differential association».

Keywords. Family crisis; criminological security; criminological threats; students; educational system.

Article info. Received December 22, 2015; accepted February 27, 2015; available online May 5, 2015.

© Е. З. Гиниятуллина, 2015

В контексте современных политических и экономических реалий, имеющих место в России, назрела необходимость провести исследование, посвященное теме обеспечения криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования. В первую очередь следует остановиться на исследовании такого феномена, как угрозы криминологической безопасности названной системы образования.

Исходя из общего определения угрозы национальной безопасности1 и учитывая особенности российской системы образования, под угрозами криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования будем понимать прямые или косвенные возможности нанесения ущерба системе общего и среднего профессионального образования, отдельным ее элементам, в том числе личности лиц, задействованных в образовательном процессе, их правам и свободам, целостности и устойчивому развитию названной системы образования.

Существует огромное множество криминологических угроз в системе образования, которые можно классифицировать по следующим составным элементам:

- объект криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования (угрозы для государства в целом, для самой системы образования, для института семьи и т. д.);

- величина ущерба (угрозы, причиняющие предельный, значительный или незначительный вред);

- вероятность возникновения (весьма вероятные, вероятные, маловероятные);

- причины проявления (стихийные и преднамеренные);

- характер (экономические, социальные, политические, информационные и т. д. [5, с. 68]);

- ущерб (угрозы, причиняющие материальный или моральный вред);

- масштаб распространения (глобальные, региональные, местные, локальные);

- форма воздействия (активные и пассивные);

- источник происхождения (внешние и внутренние).

Именно по источнику происхождения криминологических угроз, т. е. в зависимости от того, откуда исходит опасность — из-за рубежа (внешние угрозы) или из самого государства (внутренние угрозы), рассмотрим виды криминологических угроз названной образовательной системы.

К главной внешней криминологической угрозе системы общего и среднего профессионального образования относятся активные действия отдельных зарубежных стран, направленные на подрыв национальной безопасности России, в частности, путем выделения колоссальных денежных средств2. Эти деньги направляются и на развитие такого негативного социального явления в России, как коррупция в сфере образования, и на издание учебной литературы с заранее искаженными историческими фактами, и на многие иные мероприятия, конечной целью которых выступает дестабилизация обстановки в России. Такие действия зарубежных стран можно расценивать в качестве вмешательства во внутреннюю политику России, реализацию сценариев дестабилизации и давления на властные структуры государства.

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

2 США выделяет $10 миллионов в год на «демократизацию России». URL : http://ruposters. ru/archives/5351.

Отдельные зарубежные страны (например, США) под видом оказания помощи, направленной на становление в Российской Федерации демократических институтов (свободные и равные выборы, отсутствие цензуры в средствах массовой информации, переход на так называемую «единую» для зарубежных стран образовательную систему — систему бакалавриата и магистратуры), беспрецедентно пытаются вмешаться во внутреннюю политику страны и реализовать свои экономические и политические интересы. Так, на средства иностранных государств в России проводятся инструктажи, мероприятия и акции, направленные на пропаганду негативного отношения к нынешней власти и руководству страны. Именно поэтому для обеспечения криминологической безопасности Российской Федерации, в том числе безопасности ее образовательной системы, необходимо предпринимать меры по неукоснительному исполнению отечественного законодательства, регулирующего деятельность иностранных организаций. Следует обеспечивать приоритет демократических ценностей и суверенитет России, в частности путем укрепления отечественных институтов образования, получивших широкое закрепление в советское время, а также не допускать нарушений отечественного законодательства со стороны представителей иностранных государств, чтобы не было нарушений конституционных прав российских граждан.

В системе общего и среднего профессионального образования выделяют следующие внутренние угрозы криминологической безопасности:

1. Преступность в системе общего и среднего профессионального образования, а именно преступность обучающихся и педагогов, преступность родителей и законных представителей по отношению к детям — первоочередная задача, на решение которой должны быть направлены все силы государства. Отметим, что одной из разновидностей преступности выступает коррупция в системе общего и среднего профессионального образования.

Существует множество определений понятия «коррупция». Не вдаваясь в дискуссии о том, что следует понимать под данным термином, под коррупцией подразумеваем использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам [4, с. 149].

Коррупцию в системе образования можно разделить на два уровня: низовой и высший. Коррупция на низовом уровне находит свои проявления непосредственно в процессе обучения: прием в образовательные организации, вступительные испытания, сдача промежуточных и выпускных экзаменов и т. д. Коррупция на высшем уровне связана с системой аккредитации, лицензирования образовательных организаций и распределения бюджетных средств на финансирование системы образования. Так, в общеобразовательных организациях коррупция имеет многообразные проявления: при организации питания школьников (когда проводится процедура заключения контракта для государственных и муниципальных нужд1); при трудоустройстве лиц в качестве охранников школ (когда у охранных агентств отсутствуют сертификаты на оказание охранных услуг); при строительстве и ремонте общеобразовательных организаций (когда происходят так называемые «откаты» денежных средств) и другие подобные случаи.

В образовательных организациях среднего профессионального образования коррупция также имеет место, касается она зачастую сферы лицензиро-

1 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 5 апр. 2013 г. № 44-ФЗ.

вания и аккредитации деятельности училищ, техникумов и колледжей. При этом проблема коррупции в данном направлении, на наш взгляд, не может быть полностью решена, поскольку проверяющие инстанции по своим инструкциям всегда могут лишить прав на ведение образовательной деятельности любую образовательную организацию. Нередко при неудовлетворительных результатах проверок деятельности профессиональных образовательных организаций их руководители неформально договариваются с проверяющими о том, чтобы результаты этих проверок стали удовлетворительными, и вряд ли такие договоренности не сопровождаются передачей проверяющим тем или иным образом нелегальных денежных средств. Доказать факты такой коррупции практически никогда не удается в силу полной конфиденциальности соответствующих действий обеих сторон.

2. Проблема «кризиса семьи». Традиционно в России институт семьи («ячейка общества») всегда был поддержкой для государства. В настоящее время идет стремление к поддержке молодых семей (например, с помощью различных государственных финансовых программ, в числе которых условно называемые программы «Доступное жилье молодой семье», «Материнский капитал за второго ребенка в семье» и т. п.). Несомненно, финансовая помощь государства является огромной поддержкой для молодежи (в том числе обучающихся). Однако только путем финансирования институт семьи не поддержишь, должна иметь место культурная, нравственная, духовная поддержка названного института. Неслучайно долгие годы существования российского государства (досоветский период) духовным развитием семьи занималась Русская православная церковь. Сейчас также наблюдается тенденция к возрождению церковных традиций и привлечение Церкви к воспитанию молодого поколения (при этом не стоит забывать, что Россия признается светским государством — ст. 14 Конституции РФ1). Напомним, что под светским государством понимается государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным2.

По мнению церковнослужителей, современная система образования породила ряд противоречий и социальных проблем. Причиной этому является отсутствие теоретического обоснования процесса духовно-нравственного становления личности как единого, неразрывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности.

3. Современная жизненная тенденция, когда ориентир молодых людей направлен только на собственное благополучие (в первую очередь, речь идет о том, что люди стремятся к приобретению больших денег любым путем), а общественные интересы и общественное благо отодвигаются на второй план [8, с. 32].

Думается, что в определенной мере возникновению сложившейся ситуации способствовала западная культура, которая «нахлынула» после открытия «железного занавеса» в 90-х гг. прошлого столетия. Нередко от современных молодых ребят можно услышать, что «деньги решают все». Богатство, роскошная жизнь, в которой человек ни в чем не нуждается и ни о чем не тревожится, — вот о чем мечтает современная молодежь. Такому положению способствует также огромное социальное неравенство, существующее в обществе, и молодые люди, наблюдая за обществом, несомненно, стремятся попасть в социальную элиту. Молодежь видит и понимает, что одни получают большие деньги путем авантюр и манипуляций, а другие каторжно трудятся ради не-

1 Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.

2 Большой Российский энциклопедический словарь. М. : Больш. рос. энцикл., 2006. С. 1344.

большой зарплаты (соблюдая при этом правовые предписания) [9, с. 38]. При этом не остается для молодых ребят не замеченным тот факт, что образование (его наличие и уровень) в настоящее время имеет значение при формировании их личности, при устройстве на работу, однако не играет большой роли в «устройстве по жизни», в «нахождении своего места под солнцем».

В то же время нельзя не отметить, что в противовес упомянутому ранее ценностному ориентиру в последние годы замечена тенденция возрастания у числа молодых людей ориентира на создание семьи. В литературе такую категорию молодых ребят называют «молодые люди — патриоты», люди, заботящиеся о своей стране, своем городе, считающие свое благополучие полностью зависящим от благополучия общенародного [2, с. 75-77]. Однако и такие представители молодого поколения делятся на две конфликтующие друг с другом группы: молодежь, стремящаяся сделать все возможное для общего благополучия, и молодежь, не желающая ничего делать, способная лишь ругать других за плохое свое (и общее) социальное и материальное положение. Условно выделенные группы молодежи называют активной и пассивной. Активная молодежь занимается общественной жизнью на различных уровнях, стремится иметь возможность работать на благосостояние общественности и зачастую остается довольна тем вкладом, которую она внесла в развитие своей страны. Пассивная молодежь, несмотря на то, что никакой пользы обществу не приносит, так же и не наносит ему сильного ущерба [3, с. 19].

4. Нежелание самих молодых ребят посвящать свое время обучению, отсутствие стремления обладать как можно большим количеством профессиональных знаний и навыков. Молодежь понимает, что процесс получения образования не только требует материальных вложений, но и занимает достаточно большое количество времени, требует усердия и стремления к обучению. Многие задаются вопросом: зачем тратить время на учебу, если можно вместо этого работать и получать деньги? В силу возраста, отсутствия опыта, молодые люди не осознают, насколько в современном мире важно образование (в том числе, специальное профессиональное). В этой связи огромную роль в формировании у подростка желания учиться и получать специальные профессиональные навыки и умения играют взрослые. Задача родителей, законных представителей, педагогов и социальных работников заключается в том, чтобы сформировать у ребенка осознание важности образования. Они должны помочь молодым ребятам понять, что специальное профессиональное образование будет способствовать их дальнейшему успеху в жизни, их профессиональному росту и продвижению по карьерной лестнице, а значит, высокому материальному достатку.

Кроме этого, безусловно, важным является осознание молодежью того, что только честным, законным путем можно достичь жизненных высот, а способствовать этому будет именно образование.

5. Завышенные требования к обучающимся, установленные законодательством, государственными образовательными стандартами, государственными образовательными требованиями и т. д.

Окружающий мир огромен, и благодаря современным научным достижениям знания о нем, о существующих в природе и обществе явлениях увеличиваются с каждым днем все больше и больше. Как известно, «кто владеет информацией, тот владеет всем» [10, с. 235].

Однако огромный объем новых знаний нередко не могут освоить не только дети, но и взрослые. Слишком завышенные требования к обучающимся в области знаний приводят к тому, что многие молодые ребята просто не могут максимально эффективно усвоить образовательную программу. Отсутствие результата в образовательной области приводит обучающихся к состоянию

фрустрации (т. е. к психологическому состоянию невозможности удовлетворения своих потребностей, в данном случае — потребности в успешной учебе1). Отсюда у обучающихся исчезает стимул к учебе, возникает желание оставить обучение и устроиться на работу. Иными словами, обучение и приобретение новых знаний превращается для обучающихся из увлекательного процесса в сложный, затянуто-длительный и нудный процесс.

Кроме этого, во все времена к обучающимся предъявляются требования должного поведения на занятиях и после них, и это правильно, ибо без дисциплины образовательный процесс не сложится. Однако прежде чем с ребенка требовать должного поведения, его нужно научить и обучить. Соответственно, должны предъявляться соответствующие квалификационные требования к педагогам. В то же время, прежде чем требовать от учителей соответствия установленным законодательством квалификационным требованиям, нужно заинтересовать людей идти работать педагогами, и в первую очередь, такой интерес будет возникать при достойной оплате труда педагога.

Иными словами, одна проблема в сфере образования порождает другую, количество противоречий возрастает, и уже сложно говорить только о проблемах преступности обучающихся, государственного решения и внимания требует множество социальных проблем.

6. Огромное количество нововведений, зачастую не оправданных и объективно не обусловленных. Россия в последнее время берет ориентир на Европу, часто пытаясь соответствовать их уровню и стилю жизни (в том числе в образовательной сфере). Однако в России давно уже была выработана прекрасная советская система образования, в частности, система специалитета в области высшего профессионального образования (когда образовательная программа высшего профессионального образования осваивается обучающимися в течение 5 лет). Почему отечественный законодатель отказался от нее и перешел на систему бакалавриата и магистратуры (образовательная программа высшего профессионального образования осваивается студентами в течение 4 или 6 лет)? Вполне возможно, данный отказ связан с тем, что за границей нередко отказывались подтверждать и признавать российское образование (данное признание осуществляется в порядке, установленном соглашениями с зарубежными странами)2. Тем не менее, озвученный вопрос по-прежнему остается открытым.

7. Криминологическая угроза, названная в научной литературе как «теория дифференциальной ассоциации» [11, с. 94-95].

Ученые предполагают, что криминальное или девиантное поведение усваивается таким же образом, как и любое другое. Решающими при этом являются следующие факторы: с кем индивид связан; как долго и как часто взаимодействует; насколько значимы связи и как рано они возникли в его развитии. Согласно заявленному утверждению каждый человек усваивает те или иные определения или нормативные значения, благоприятные или неблагоприятные относительно нарушения закона в самых значимых для нас группах. В то же время ученые считают, что криминальное поведение формируется не обязательно в результате участия либо контактов с «плохими компаниями» или криминальными элементами. Решающую роль играют нормативные значения, или определения, а не контакты сами по себе [1, с. 11]. Иными словами,

1 Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 1985. С. 345.

2 О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях : соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 27 февр. 1996 г.

для каждого человека важен его круг общения. Не случайно является давно известной фраза: «Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты».

При этом сам процесс воспитания и образования не является одномоментным. Взрослым иногда кажется, что воспитание ребенка осуществляется в какой-то определенный момент, однако это не так: процесс воспитания и образования непрерывен, он идет постоянно. Дети, словно губки, «впитывают» все, что им демонстрируют взрослые (как хорошее, так и плохое). При этом взрослые часто пропагандируют одно, однако на практике реализуют совсем другое: пропагандируется гуманное отношение к ребенку, а на деле многие родители применяют физическое и психическое насилие над ребенком. При этом речь идет не о традиционных «шлепках и подзатыльниках» — без этого никуда при воспитании молодого поколения. Речь идет о таком физическом и психическом насилии над ребенком, при котором возникает реальная угроза не только здоровью, но и жизни маленького человека. Вследствие этого у молодых людей зарождается скрытая агрессия, желание отомстить за нанесенные в детстве обиды, стремление излить весь накопившийся негатив на более слабых существах — и отсюда тенденция к совершению противоправных (нередко насильственных) деяний [6, с. 14-15].

8. Влияние современных технологий и недостаток финансирования для приобретения современного оборудования, необходимого для качественного обучения.

Наука не стоит на месте, она развивается и приносит все больше и больше знаний об окружающем нас мире. Развиваются и современные технологии. В данном явлении имеются как положительные, так и отрицательные стороны. Учебные заведения стремятся к использованию современных технологий при осуществлении образовательного процесса. Однако учебные заведения часто ограничены в денежных средствах. В этой связи финансовым «бременем» нередко обременяются родители и законные представители обучающихся, которые также далеко не всегда могут обеспечить своего ребенка модными гаджетами и современной техникой. Отсюда могут (и возникают) конфликты между обучающимися. Желание молодого человека, личность которого еще только формируется, иметь то же, что и другие, вполне понятно и объяснимо с точки зрения социологии и психологии. Однако неспособность родителей обеспечить ребенка слишком дорогими вещами может повлечь за собой такое развитие событий, когда молодой человек начинает совершать противоправные деяния (в первую очередь корыстные и насильственно-корыстные) ради того, чтобы приобрести желаемое современное оборудование.

9. Трудности в получении детьми в досуговое время дополнительного образования, направленного на формирование и развитие творческих способностей.

Ныне действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена возможность получения молодыми ребятами дополнительного образования, которое направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени1.

Другими словами, свое досуговое время молодые ребята (в том числе школьники, студенты и иные категории обучающихся) могут проводить с пользой, имеют право раскрыть свой творческий, спортивный и иной потенциал. При этом в области дополнительного образования детей и взрослых существуют

1 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3.

как коммерческие структуры, так и организации, финансируемые из бюджетов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных бюджетов.

Занятие досугового времени обучающихся способствует снижению преступности данной категории лиц. Однако противоречие заключается в том, что теоретически возможность реализовать себя во внеучебное время имеется у всех обучающихся, однако на практике дело обстоит иначе. Далеко не во всех муниципальных образованиях Российской Федерации (особенно на сельских территориях) функционируют образовательные организации, реализующие программу дополнительного образования. Причины этого различны, однако проблема заключается в том, что часть обучающихся в действительности лишена возможности «положительно» проводить свое досуговое время, в связи с чем значительно возрастает вероятность совершения такими обучающимися противоправных деяний.

Таким образом, в настоящей статье раскрыты основные криминологические угрозы и проблемы, существующие в настоящее время в сфере образования. При этом имеют место и иные социальные проблемы, тем или иным образом ставящие под угрозу криминологическую безопасность системы общего и среднего профессионального образования, в том числе способствующие возрастанию преступности в указанной сфере [7].

Список использованной литературы

1. Ахраменка Н. Ф. Проблемы криминализации общественно опасного поведения с использованием информационно-вычислительных систем : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Н. Ф. Ахраменка. — Минск, 1996. — 20 с.

2. Большова А. И. Ценностные ориентации современной российской молодежи / А. И. Большова // Социальное положение детей, подростков и молодежи в современном обществе : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Уфа, 13-14 мая 2010 г.- Уфа, 2010. — Ч. I. — С. 75-77.

3. Ваниянц Д. Ю. Социокультурные ценности современной российской молодёжи : автореф. дис. ... канд. социолог. наук : 22.00.06 / Д. Ю. Ваниянц. — Ставрополь, 2001. — 22 с.

4. Гриб В. Г. Противодействие коррупции / В. Г. Гриб, Л. Е. Окс // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право. — 2012. — № 2. — С. 149-151.

5. Есаулов В. Т. Противодействие информационным угрозам как важное направление политики национальной безопасности Российской Федерации / В. Т. Есаулов // Власть. — 2009. — № 12. — С. 68-71.

6. Жмуров Д. В. Криминальная агрессия несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Д. В. Жмуров. — Иркутск, 2009. — 20 с.

7. Кирсанов А. И. Региональные центры глобальной наркоугрозы / А. И. Кирсанов // Социально-гуманитарные знания. — 2009. — № 6. — С. 272-285.

8. Крутер М. С. Методологические и прикладные проблемы изучения и предупреждения преступности молодежи : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.08 / М. С. Кру-тер. — М., 2002. — 54 с.

9. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В. Е. Семенов // Социологические исследования. — 2007. — № 4. — С. 37-43.

10. Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / В. Серов. — М. : Локид-Пресс, 2003. — 737 с.

11. Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. Социально-психологические закономерности противоправного поведения / А. М. Яковлев. — М. : Юрид. лит., 1971. — 248 с.

References

1. Akhramenka N. F. Problemy kriminalizatsii obshchestvenno opasnogo povedeniya s ispol'zovaniem informatsionno-vychislitel'nykh system. Avtoref. Kand. Diss. [Problems of

criminalizing socially dangerous behavior with use of information and computing systems. Cand. Diss. Thesis]. Minsk, 1996. 20 p.

2. Bolshova A. I. Value-conscious orientations of today's Russian youth. Sotsial'noe polozhenie detei, podrostkov i molodezhi v sovremennom obshchestve. Materialy Vserossi-iskoi nauchno-prakticheskoi konfeentsii. Ufa, 13-14 maya 2010 g. [Social standing of children, teenagers and youth in modern society. Materials of All-Russian Science and Practice Conference. Ufa, May 13-14, 2010]. Ufa, 2010, pr. I, pp. 75-77. (In Russian).

3. Vaniyants D. Yu. Sotsiokul'turnye tsennosti sovremennoi rossiiskoi molodezhi. Avtoref. Kand. Diss. [Socio-cultural values of today's Russian youth. Cand. Diss. Thesis]. Stavropol', 2001. 22 p.

4. Grib V. G., Oks L. E. Corruption counteraction. Sotsial'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 4, Gosudarstvo i pravo = Social and Humanitarian Sciences. National and Foreign Literature. Series 4, State and Law, 2012, no. 2, pp. 149-151. (In Russian).

5. Yesaulov V. T. Counteractions to information threats as an important national security direction of the Russian Federation's policy. Vlast' = The Power, 2009, no. 12, pp. 68-71. (In Russian).

6. Zhmurov D. V. Kriminal'naya agressiya nesovershennoletnikh. Avtoref. Kand. Diss. [Criminal aggression of the under-16s. Cand. Diss. Thesis]. Irkutsk, 2009. 20 p.

7. Kirsanov A. I. Regional centers of global drug menace. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya = Social and Humanities Knowledge, 2009, no. 6, pp. 272-285. (In Russian).

8. Kruter M. S. Metodologicheskie iprikladnyeproblemy izucheniya ipreduprezhdeniya prestupnosti molodezhi. Avtoref. Dokt. Diss. [Methodic and applied problems of studying and preventing youth's criminality. Doct. Diss. Thesis]. Moscow, 2002. 54 p.

9. Semenov V. E. Value-conscious orientations of today's youth. Sotsiologicheskie issle-dovaniya = Sociological Studies, 2007, no. 4, pp. 37-43. (In Russian).

10. Serov V. Entsiklopedicheskii slovar' krylatykh slov i vyrazhenii [Encyclopedia of winged words and sayings]. Moscow, Lokid-Pres Publ., 2003. 737 p.

11. Yakovlev A. M. Prestupnost' i sotsial'naya psikhologiya. Sotsial'no-psikhologi-cheskie zakonomernosti protivopravnogo povedeniya [Criminality and social psychology. Socio-psychological regularity of offending behavior]. Moscow, Yuridicheskaya literature Publ., 1971. 248 p.

Информация об авторе

Гиниятуллина Екатерина Закариевна — аспирант, кафедра уголовного права и криминологии, Иркутский юридический институт (филиал), Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, 664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, 4, e-mail: ketrik6@mail.ru.

Author

Yekaterina Z. Giniyatullina — PhD Student, Chair of Criminal Law and Criminology, Irkutsk Juridical Institute (branch) of Russian Law Academy of Ministry of Justice, 14 Nekrasov St., 664011, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: ketrik6@mail.ru.

Библиографическое описание статьи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гиниятуллина Е. З. Угрозы криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования / Е. З. Гиниятуллина // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2015. — Т. 6, № 3. — DOI : 10.17150/2072-0904.2015.6(3).29.

Reference to article

Giniyatullina Ye. Z. Threats to criminological security of general and secondary vocational educational system. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2015, vol. 6, no. 3. DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(3).29. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.