Научная статья на тему 'Правовое регулирование государственного управления образованием'

Правовое регулирование государственного управления образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
853
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / REGULATORY SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Алёна Анатольевна

В статье раскрываются некоторые аспекты правового регулирования образовательной деятельности в свете принятого нового Закона «Об образовании». Анализируются основополагающие нормативные правовые акты, определяются специфика образовательных отношений, формы и способы их правового регулирования. Особое внимание уделяется правовому обеспечению государственного управления в сфере образования. Рассматриваются предметы ведения и правовые полномочия органов государственного управления. Выделяются задачи, которые необходимо разрешить законодателю для эффективной организации управления образованием. Выявляются некоторые пробелы в правовом регулировании образования, а также направления реформирования с учётом современных требований рынка трудовых ресурсов. Автор указывает на целесообразность применения некоторых мер для приведения в соответствие нормативных актов с текущей управленческой практикой, в том числе в Удмуртской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Алёна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF PUBLIC ADMINISTRATION OF EDUCATION

The article reveals some aspects of the legal regulation of educational activities in the light of the adoption of the new Law “On Education”. Fundamental normative legal acts are analyzed, specificity of educational relations, forms and ways of their legal regulation are determined. Particular attention is paid to the legal provision of public administration in the field of education. The subjects of reference and the legal powers of government are considered. The tasks that need to be resolved by the legislator for effective management of education are outlined. Some gaps are revealed in the legal regulation of education, as well as the direction of reform taking into account the modern requirements of the labor market. The author points out the advisability of applying certain measures to bring the normative acts in line with current management practices, including in the Udmurt Republic.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование государственного управления образованием»

УДК 351 А.А. Иванова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

В статье раскрываются некоторые аспекты правового регулирования образовательной деятельности в свете принятого нового Закона «Об образовании». Анализируются основополагающие нормативные правовые акты, определяются специфика образовательных отношений, формы и способы их правового регулирования. Особое внимание уделяется правовому обеспечению государственного управления в сфере образования. Рассматриваются предметы ведения и правовые полномочия органов государственного управления. Выделяются задачи, которые необходимо разрешить законодателю для эффективной организации управления образованием. Выявляются некоторые пробелы в правовом регулировании образования, а также направления реформирования с учётом современных требований рынка трудовых ресурсов. Автор указывает на целесообразность применения некоторых мер для приведения в соответствие нормативных актов с текущей управленческой практикой, в том числе в Удмуртской Республике.

Ключевые слова: образование, государственное управление, нормативно-правовое обеспечение.

Нормативно-правовое регулирование государственного управления образовательной деятельностью включает Конституцию РФ, Федеральный закон «Об образовании»1, принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Рассмотрим фундаментальные положения, формирующие управленческую практику образовательных организаций.

В ст. 43 Конституции РФ закреплено право гражданина на образование независимо от пола, расы, национальности, происхождения, места жительства, убеждений и отношения к религии 2. Бесплатность и доступность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях гарантирует государство. Следует заметить, что общие вопросы образования и воспитания находятся в сфере совместного ведения РФ и ее субъектов (п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

К правовым полномочиям федеральных органов власти относятся:

- разграничение компетенции и ответственности в сфере образования;

- одинаковое регулирование образовательных отношений, которые должны применяться во всех субъектах РФ;

- осуществление собственного правового регулирования субъектами РФ путём введения общих установочных норм Российской Федерацией.

Основными задачами, подлежащими исполнению, законодатель считает:

- защиту и обеспечение конституционных прав на образование;

- функционирование системы образования и создание правовых гарантий для свободного развития;

- определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности для юридических и физических лиц.

Особо регулируются правоотношения участников образовательной деятельности. К ним относятся обучающиеся, родители (опекуны), лица, их замещающие, педагогические работники, образовательные организации, органы государственной власти, муниципального управления и другие. Выделяются следующие направления реализации ими гражданских прав и обязанностей:

- установление правового статуса участников образовательного процесса;

- регулирование имущественных отношений - отношений собственности имущества образовательной организации;

- регулирование предпринимательской деятельности образовательной организации;

1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2018). URL: http://www.pravo.gov.ru.

2 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Принята всенародным голосованием 12.12.1993. URL: http://www.pravo.gov.ru.

544_А.А. Иванова_

2018. Т. 28, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

- обеспечение правовых гарантий качества образования;

- применение гражданско-правовой ответственности за нарушение неимущественных прав обучающихся.

Основные гарантии прав и законных интересов ребенка определяются специальным законом, закрепляющим создание социально-экономических условий для успешной социализации обучающихся, акцентируя внимание на приоритетности подготовки детей к самостоятельной жизни3. Конкретизируются правомочия несовершеннолетних в Гражданском кодексе РФ4 и Семейном кодексе РФ5, где детально прописываются имущественные и неимущественные права, в том числе в сфере образования.

Актуальным в условиях реформирования системы образования в РФ становится приведение правовых норм в соответствие с текущей управленческой практикой, с учетом запросов и вызовов современной экономической конъюнктуры. Пробелы в нормативно-правовом обеспечении объясняются объективными факторами: во-первых, комплексным характером законодательства об образовании, которое регулирует не только собственно образовательные отношения, но и гражданские, трудовые, административные и другие отношения, возникающие в сфере образования; во-вторых, применением некоторых актов, принятых в советский период; в-третьих, на международном уровне активно осуществляется нормотворчество. Кроме того, современное состояние нормативно-правового регулирования образования в РФ напрямую связано с несовершенством юридической техники (системы средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов). Для устранения недостатков и решения проблем, накопившихся в системе образования, в том числе на федеральном уровне управления, требуется выработка новых стратегий и механизмов управления образовательными организациями. Первостепенным является улучшение использования собственности и финансовых ресурсов образования, основанных на сочетании методов государственного управления и рыночных подходов.

Ведущими направлениями оптимизации, например, государственных образовательных организаций, являются следующие: нахождение эффективных организационно-правовых форм; выявление степени участия федеральных и региональных органов государственной власти в управлении, с учетом состояния и тенденций распределения государственных полномочий в сфере образования; изучение особенностей целевых групп потребителей, на которых ориентированы образовательные организации; определение качества подготовки выпускников; рассмотрение финансовых результатов деятельности, состояния имущественного комплекса. В рамках общей социально-экономической политики Правительства РФ на данном этапе проводится оптимизация бюджетной сферы образования. Меры направлены, прежде всего, на повышение качества и доступности образовательных услуг, предлагаемых населению. Поэтому, по нашему мнению, необходимо повышать эффективность участия Российской Федерации в управлении организациями сферы образования и их имуществом, а также конкурентоспособность российских образовательных организаций на внутреннем и мировом рынке образовательных услуг.

Для реализации поставленных целей и задач законодатель предлагает применение следующих

мер:

- перераспределение ответственности в сфере начального и среднего профессионального образования между уровнями государственной власти посредством передачи в ведение субъектов РФ большей части образовательных организаций, с сохранением за собой подготовки квалифицированных кадров, необходимых для поддержки разработок по приоритетным направлениям науки, техники и технологий, соответствующих опытных инновационных производств, запретив регионам сокращать количество техникумов, но предоставив возможность преобразования организационно-правовой формы для более гибкого участия государства в управлении, предполагая впоследствии включение специального профессионального образования в университетские структуры;

- создание системы ведущих университетов (университетских комплексов) и исследовательских университетов, что предполагает концентрацию эффективных образовательных ресурсов, спо-

3 Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». URL: http://www.pravo.gov.ru.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018). URL: http://www.pravo.gov.ru.

5 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017, с изм. от 20.06.2018). URL: http://www.pravo.gov.ru.

собных решать задачи подготовки кадров высшей квалификации для фундаментальных научных исследований и разработок по фундаментальным направлениям науки, техники и технологий, где ведущим фактором качества образования становится глубокая структурная и программная интеграция образования и науки, в том числе на международном уровне;

- сохранение и развитие государственных образовательных организаций, обладающих выдающимися достижениями в различных секторах образования, имеющих успешные в стране и мире научно-педагогические школы, уникальные исследовательские и учебные комплексы с привлечением внебюджетных средств для перспективных исследований, проводимых ими;

- изменение региональных и межрегиональных образовательных систем в условиях низкой миграционной активности населения между пограничными субъектами для повышения доступа к качественному образованию населения при поддержке стандартов единого национального пространства всеми участниками образовательной деятельности;

- реструктуризация и развитие практико-ориентированного образования, охватывающего все уровни и формы профессионального образования, интегрированного в реальные структуры экономики через государственно-частное сотрудничество, которое составной частью включается в систему социального партнёрства с целью формирования эффективной политики занятости населения;

- формирование системы непрерывного профессионального образования должно устанавливать за университетами и университетскими комплексами реализацию программ переподготовки и повышения квалификации трудовых кадров с учетом меняющейся социально-экономической ситуации;

- создание рыночной инфраструктуры поддержки образовательных организаций, направленной на производство учебного оборудования, учебников, оказание сервисных и консалтинговых услуг путём развития рыночной конкурентной среды;

- организация научно-методического обеспечения участия Российской Федерации в управлении образовательными организациями путём реструктуризации малочисленных и узкопрофильных учреждений с последующим основанием интегрированных научно-методических структур, способных выполнять комплексные исследования и разрабатывать инновационные решения.

Важными вопросами, требующими законодательного оформления на уровне субъектов РФ, в том числе и в Удмуртской Республике, на современном этапе являются:

- реализация социально ориентированной образовательной политики в регионе;

- обеспечение основного объема конституционных прав граждан в сфере образования. При этом предполагается, что установление региональных образовательных систем будет сопровождаться целевой поддержкой со стороны Российской Федерации наиболее сложных и ресурсоемких секторов образования. Первостепенной мерой, по нашему мнению, должно стать совершенствование правового положения образовательных организаций в части, стимулирующей работодателя направлять средства на подготовку, повышение квалификации и переподготовку персонала, создание условий для привлечения дополнительных средств в образовательные организации, использование всевозможных стимулирующих финансовых механизмов (налоговых льгот, вычетов и т.п.).

Образовательные отношения в Удмуртской Республике конкретизируются в законе «О реализации полномочий в сфере образования»6, а также в государственной программе «Развитие образова-ния»7. К ним относятся:

- реализация прав граждан на доступность и качественность дошкольного и общего образования;

- создание системы воспитания и дополнительного образования детей, обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью;

- формирование подготовки квалифицированных рабочих по востребованным специальностям, развитие инфраструктуры образования;

- развитие кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности педагогической профессии;

6 О реализации полномочий в сфере образования: Закон Удмуртской Республики от 21 марта 2014 г. № 11-РЗ. URL: http://base.consultant.ru

7 Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие образования» (с изм. на 7 мая 2018 г. в ред. постановлений Правительства УР от 07.11.2013 № 499, от 15.09.2014 № 358, от 01.06.2015 № 268, от 25.01.2016 № 11, от 04.05.2016 № 182, от 21.11.2016 № 487, от 16.01.2017 № 2, от 07.05.2018 № 166). URL: http://docs.cntd.ru/document/463802497

546 А.А. Иванова

2018. Т. 28, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

- исполнение финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, имеющих целью повышение эффективности деятельности образовательных организаций. Рассмотрим некоторые направления образовательной политики и проиллюстрируем примерами из управленческой практики для большей объективности.

Республика активно включилась в выполнение федеральных государственных программ8. В частности, в 2017 г. Удмуртия участвовала в реализации трех государственных программ РФ и одной Федеральной целевой программы. В рамках государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. средства федерального бюджета направлялись на создание новых мест в общеобразовательных организациях и поощрение лучших учителей.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. реализовано шесть мероприятий:

- повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем применения региональных проектов и распространение их результатов;

- создание школ, распространяющих инновационные программы для обработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов;

- обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей посредством создания условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической деятельности обучающихся;

- реализация пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества для развития национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования;

- поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования.

В рамках Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2016-2020 гг. осуществлены следующие мероприятия:

- дооснащён БПОУ УР «Ижевский торгово-экономический техникум», который стал базовой профессиональной организацией, обеспечивающей поддержку функционирования региональных систем инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная организация получила из средств федерального бюджета 4,045 млн руб., размер софинансирования из республиканского бюджета составил 3 млн руб.;

- в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей создаются условия для представления детям-инвалидам качественного образования.

В 2017 г. федеральная государственная программа выполняется на основании плана мероприятий, утверждённых приказом Министерства образования и науки УР от 20.03.2017 г. № 316 в рамках

7 подпрограмм:

- «Развитие дошкольного образования»;

- «Развитие общего образования»;

- «Система воспитания и дополнительного образования детей»;

- «Профессиональное образование и наука»;

- «Совершенствование кадрового обеспечения»;

- «Создание условий для реализации государственной программы»;

- «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях образования Удмуртской Республики».

Для выполнения программных обязательств органы государственной власти УР предполагают разрешить ряд задач9. Охарактеризуем некоторые из них, представив показатели деятельности.

1. Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность к услугам дошкольного, общего, профессионального образования. В Удмуртии функционируют 838 образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образо-

8 Доклад о ходе реализации государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы » в 2017 г. Приложение к письму Министерства образования и науки УР от 26.03.2018 г. URL: https://udmedu.ru/ project_program/2017/Doclad_2017.pdf

9 Там же.

вания, из них 316 в городских округах и 516 в муниципальных районах. Общее количество учебных мест составляет 91 238, из них 57 794 и 33 444 в городах и сельских населённых пунктах соответственно. Численность детей по сравнению с предшествовавшим годом увеличилась на 2,2 %. С 2013 по 2017 г. в регионе в дошкольных образовательных организациях создано 7 890 мест. По охвату детей республика занимает первое место в Приволжском федеральном округе. В соответствии с Соглашением от 16 февраля 2017 г. № 149-08-57 между Министерством труда и социальной политики РФ и Правительством РФ на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг для маломобильных категорий населения субсидия из федерального бюджета в бюджет УР составляет 7,999, 200 тыс. руб. В Удмуртской Республике также функционируют 32 образовательные организации, реализующие адаптивные программы для слепых, слабовидящих, слабослышащих, с тяжелыми поражениями речи, с задержкой психического здоровья, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью. Например, в 2016/2017 учебном году в специализированных учреждениях обучались 3 866 учеников. В школах был создан 161 коррекционный класс. На дому учился 1 081 ребенок. В 16 школах практикуется дистанционный формат учебного процесса.

2. Формирование системы, обеспечивающей устройство и социализацию детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. На 1 января 2018 г. их насчитывалось 5 495 чел. Приоритетной формой семейного устройства является усыновление. Законом УР от 6 марта 2007 г. № 22-Р3 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с января 2015 г. установлена в качестве меры социальной поддержки усыновителей ежемесячная денежная выплата на содержание в размере 10 тыс. руб. В 2017 г. функционировало 13 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 12 детских домов, 1 общеобразовательная школа-интернат, в которых на 31.12.2017 проживало и воспитывалось 644 воспитанника (2016 г. - 701 ребенок). На их обустройство организациям в 2017 г. было выделено из бюджета УР 377 576,4 тыс. руб. Содержание одного ребенка составило более 500 тыс. руб. в год. 1 875 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучались в 45 образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования. За детьми-сиротами закреплено 2 202 жилых помещения.

3. Создание эффективных механизмов взаимодействия органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания, оздоровления и социализации детей. В республике на данный момент выстроена эффективная система управления и финансирования оздоровительной кампании детей. Отдых и оздоровление организуются в соответствии с Положением «Об организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодёжи Удмуртской Республике», утверждённым Постановлением Правительства УР МЗ 82 в 2009 г. Законом о бюджете УР на организацию отдыха, оздоровления различных категорий детей, например, в 2017 г. выделено 335,9 млн. руб.

В этот же период функционировало 712 организаций отдыха и оздоровления, 602 лагеря с дневным пребыванием на базе учреждений образования, социальной защиты населения, спорта, охват - 52 945 детей:

21 загородный лагерь - 23 919 чел.;

16 санаторно-оздоровительных лагерей, организованных на базе санаториев-профилакториев и республиканских детских санаториев - 14 540 чел.;

65 лагерей труда и отдыха - 732 чел.

Всего отдохнуло 92 722 ребенка, в том числе: 30 361 ребёнок, находящийся в трудной жизненной ситуации, 2 141 - оставшийся без попечения родителей.

В итоге разными формами отдыха, оздоровления и занятости было охвачено 134 374 ребёнка школьного возраста, что составляет 60 % от общей численности обучающихся.

4. Формирование системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей подготовку квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена по востребованным на региональном рынке труда специальностям. В 2016/2017 уч. г. подготовка квалифицированных работников и специалистов среднего звена осуществлялась в 58 профессиональных образовательных организациях: в 50 государственных, 8 негосударственных. Подготовка кадров проводилась по 96 специальностям и 40 профессиям для социальной сферы, сельского хозяйства, транспорта, строительства, сферы обслуживания населения, различных технических и производственных секторов экономики региона. Общий контингент обучающихся составлял 31,9 тыс. чел.

548_А.А. Иванова_

2018. Т. 28, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

5. Развитие кадрового потенциала системы образования, повышение престижности и привлекательности профессии педагога. В целях привлечения молодых специалистов для работы в сельской местности в Удмуртии принят Закон УР от 21 марта 2014 г. № 2 11-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования», который предусматривает единовременные денежные выплаты для выпускников со средним и высшим педагогическим образованием, принятых на работу на должности педагогических работников в сельские муниципальные или в государственные образовательные организации. Порядок назначения данных выплат установлен постановлением Правительства УР от 22 декабря 2014 г. № 532 «О порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики в сельской местности». За период действия закона денежные выплаты получили 731 молодых специалиста на общую сумму 34 660 тыс. руб., в том числе в 2017 г. - 193 молодых специалиста на общую сумму 10 640 тыс. руб. В целях закрепления молодых педагогов в образовательных организациях республики принято постановление Правительства УР от 29 мая 2017 г. № 239 «О наставничестве в образовательных организациях, расположенных на территории Удмуртской Республики». Уровень образования и компетентность педагогических работников находится на высоком уровне. В отрасли работают более 18 тыс. педагогических и руководящих работников, награжденных государственными и ведомственными (отраслевыми) наградами Российской Федерации и Удмуртской Республики. За последние 3 года гранты приоритетного национального проекта получили 339 человек. Постепенно решается основная кадровая проблема - старение кадров. Доля педагогов школ в возрасте до 30 лет увеличилась до 14,2 %. По динамике показателя республика входит в десятку лидеров среди субъектов РФ. Повышению престижа профессии педагога способствуют конкурсы профессионального мастерства различного уровня. В межрегиональных и всероссийских этапах, проводимых Удмуртской Республикой, принимают участие педагоги как соседних регионов (Республик Татарстан, Мордовия, Башкортостан и Пермского край), так и из дальних (городов Омск, Хабаровск, Астрахань, Владивосток) и т.д. С 2007 г. республика организует конкурсы педагогического 1Т-мастерства, проводимые Региональным центром информатизации и оценки качества образования. Традиционным является конкурс «Педагог года Удмуртии».

6. Управление процессами развития образования и реализация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, направленных на повышение эффективности деятельности образовательных организаций, определяются соответствующими Указами Президента РФ 2015 г. и 2018 г.

7. Обеспечение обучающихся образовательных организаций качественным сбалансированным питанием, совершенствование системы организации питания в образовательных организациях на основе внедрения новых технологий и форм обслуживания для сохранения и укрепления их здоровья. В регионе 400 (69,3 %) общеобразовательных учреждений организуют питание обучающихся самостоятельно, 177 (30,7 %) общеобразовательных организаций обслуживают предприятия общественного питания различных форм собственности. Например, в 2017 г. размер субсидии, выделяемой из бюджета субъекта Федерации на питание обучающихся в рамках подпрограммы «Детское и школьное питание» государственной программы остался на уровне 2016 г. и составлял 30 руб. в день на одного обучающегося; размер субсидии на завтрак для обучающихся 1-5-х классов общеобразовательных организаций муниципальных районов - 15,92 руб., на кулинарное изделие для обучающихся 1-5-х классов общеобразовательных организаций в городских округах - 2,96 руб. Данной льготой могли воспользоваться дети из малообеспеченных семей, в том числе из неполных.

8. Включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов независимой оценки качества образования. В период с 2015 по 2017 г. независимая оценка в отношении организаций проводилась в рамках реализации основных положений федеральных законов (от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ, от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) и согласно приказу Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. № 1547 осуществлялась по четырем критериям (открытость и доступность информации об организации, комфортность условий предоставления услуг и их доступность, доброжелательность и компетентность работников, удовлетворенность качеством оказания услуги). Качество работы образовательных организаций оценивалось на основании прямого открытого опроса обучающихся и родителей (законных представителей). Так, в 2017 г. в анкетировании о качестве оказания образовательных услуг приняли участие 136 258 чел., оценка была

проведена в отношении 1 457 образовательных организаций. По итогам трехлетнего периода охват независимой оценкой составил 100 % организаций, средний балл - 130 баллов из 160 возможных. В целом в учреждениях, в которых была проведена независимая оценка качества, отмечен достаточно высокий уровень предоставляемых услуг. По результатам независимой оценки республика занимает 11-е место среди субъектов РФ в рейтинге оценки качества оказания услуг образовательными организациями по итогам 2017 г. (2016 г. - 41-е место, 2017 г. - 11-е место).

Приоритетным направлением для республики является создание условий для формирования и развития этнокультурной и общероссийской идентичности средствами образования. В Удмуртской Республике проживают представители 170 национальностей и этнических групп - 1 570 316 чел., в том числе 944 108 (60,1 %) русских, 460 584 (29,3 %) удмурта, 109 218 (7 %) татар, 8 985 (0,6 %) марийцев, 2 764 (0,2 %) чуваша и 2,8 % - представители других национальностей. В Российской Федерации проживают 636 906 удмуртов, из них владеют удмуртским языком и считают родным -463 837 чел., что составляет 72,8 % от общего числа. Этнокультурное образование представлено изучением родных языков и литератур, краеведением, а также этнокультурной и региональной составляющими содержания других учебных дисциплин. Сегодня родной язык и литература в рамках учебных предметов изучаются в 42 % общеобразовательных организаций, в рамках факультативных, кружковых занятий - в 29 % школ республики. В настоящее время проводится системная работа и по программно-методическому обеспечению реализации этнокультурной, региональной составляющих ФГОС начального общего и основного общего образования, в частности, по включению учебников по удмуртскому языку и литературе в федеральный перечень. Для решения этой задачи в республиканском бюджете в 2016 г. было предусмотрено 8 млн руб. Также разносторонняя работа по этнокультурному образованию обучающихся проводится в образовательных организациях республики в рамках воспитательной и внеурочной деятельности: это республиканские, муниципальные, школьные мероприятия, посвященные Международному дню родного языка, Международному дню толерантности, традиционная Республиканская научно-практическая конференция учащихся «Языковое образование в полиэтническом регионе», межрегиональный конкурс «Перевод в поле многоязычия», Межрегиональная научно-практическая конференция учащихся «Современная палитра языков и культур: взгляд молодых» и другие мероприятия10.

Таким образом, характеристика основных направлений организации управления сферой образования в Удмуртской Республике свидетельствует в целом об их эффективности и соответствии нормативно-правовому обеспечению, установленному Российской Федерацией в рамках разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным и региональным уровнями власти. Основу организации образовательной деятельности составляет выполнение приоритетных государственных программ, предусматривающих реализацию мер, способствующих адаптации учащихся к современным социально-экономическим условиям.

Поступила в редакцию 12.05.2018

Иванова Алёна Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

A.A. Ivanova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LEGAL REGULATION OF PUBLIC ADMINISTRATION OF EDUCATION

The article reveals some aspects of the legal regulation of educational activities in the light of the adoption of the new Law "On Education". Fundamental normative legal acts are analyzed, specificity of educational relations, forms and ways of their legal regulation are determined. Particular attention is paid to the legal provision of public administration in the field of education. The subjects of reference and the legal powers of government are considered. The tasks that need to be resolved by the legislator for effective management of education are outlined. Some gaps are revealed in the legal regulation of education, as well as the direction of reform taking into account the modern requirements of the la-

10 Белозёров И.Н. Состояние и перспективы развития гуманитарного образования в общеобразовательных организациях Удмуртской Республики // Проблемы и перспективы современного гуманитарного образования: сб. ст. / отв.ред. М.Ю. Малышев. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2017. С. 5.

550 А.А. HBaHOBa

2018. T. 28, Bbm. 4 ЭКОНОМHКA H nPABO

bor market. The author points out the advisability of applying certain measures to bring the normative acts in line with current management practices, including in the Udmurt Republic.

Keywords: education, public administration, regulatory support.

Received 12.05.2018

Ivanova A.A., Candidate of Law, Associate Professor Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.