Научная статья на тему 'Современное состояние и приоритетные направления правовой политики Удмуртской Республики в сфере образования'

Современное состояние и приоритетные направления правовой политики Удмуртской Республики в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН / НОРМАТИВНЫЙ АКТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бикбаев Юнир Асымович

Настоящая статья посвящена особенностям правовой политики Удмуртской Республики в условиях реформирования системы образования Российской Федерации. Автор проводит анализ нормативно-правовых актов Удмуртской Республики, регулирующих сферу образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the Udmurt Republic legal policy under the conditions of reforming of the Russian Federation education system. In this connection, the author analyzes the Udmurt Republic normative legal acts regulating education.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и приоритетные направления правовой политики Удмуртской Республики в сфере образования»

БИКБАЕВ Ю. А.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. Настоящая статья посвящена особенностям правовой политики Удмуртской Республики в условиях реформирования системы образования Российской Федерации. Автор проводит анализ нормативно-правовых актов Удмуртской Республики, регулирующих сферу образования.

Ключевые слова: образование, правовая политика, правовое регулирование, модельный закон, нормативный акт, социальная поддержка.

BIKBAEV YU. A.

LEGAL POLICY IN EDUCATION: UDMURT REPUBLIC EXPERIENCES AND PRIORITIES Abstract. The article considers the Udmurt Republic legal policy under the conditions of reforming of the Russian Federation education system. In this connection, the author analyzes the Udmurt Republic normative legal acts regulating education.

Keywords: education, legal policy, legal regulation, model law, normative act, social support.

Исторически сложилось так, что на территории Российской Федерации проживает большое количество различных народов, каждый из которых имеет свою культуру, традиции и язык. По результатам переписи населения 2010 года на территории Российской Федерации проживает около 200 народов [1]. В этой связи в состав Российской Федерации входят особые субъекты - республики, образованные по национальному принципу. К характерным признакам республики относится наличие второго государственного языка. Именно национальные особенности предопределяют направление развития той или иной республики, где большое внимание уделяется сохранению культурных ценностей, а также формированию у людей чувства патриотизма. Сохранение традиций напрямую зависит от проведения образовательной политики в республике, которая в свою очередь не может обойтись без права. Поэтому в настоящее время приоритетной задачей ученых-правоведов является изучение и выявление особенностей функционирования правовой политики в области образования с учетом зарубежного опыта и опыта других субъектов Российской Федерации. В частности, для развития правовой политики в области образования применительно к Республике Мордовия необходимо рассмотреть государственные особенности регулирования сферы образования на примере близкой по национальной специфике

республики. Целесообразно отметить субъекты Российской Федерации на территории которых проживают народы финно-угорской языковой группы. Помимо Республики Мордовия к ним относятся Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика и Ханты-Мансийский автономный округ. В данной статье мы наиболее подробно рассмотрим особенности правовой политики в области образования на примере Удмуртской Республики в условиях реформирования системы образования Российской Федерации.

С принятием нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» появилась необходимость приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствии с его нормами [2]. Министерством образования и науки Российской Федерации был разработан модельный закон для субъектов Российской Федерации, на его основе Государственным советом Удмуртской Республики 25 февраля 2014 года был принят Закон Удмуртской Республики «О реализации полномочий в сфере образования» [4]. Данным законом определяются полномочия органов государственной власти Удмуртской Республики, основы образовательной системы и ее особенности (язык образования, учебно-методические объединения, финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг, требования к одежде и т.д.), социальная поддержка и стимулирование обучающихся и педагогических работников. Выделим основные различия принятого закона от рамочного: в законе есть деления по главам, что позволяет упорядочить однородные положения, улучшить структуру документа; законом Удмуртской Республики предполагается содействие гражданам и организационная поддержка образовательным организациям за пределами республики в части изучения ее государственного языка, в рамочном законе такое положение отсутствует; в рамочном законе отсутствуют положения о государственно-частном партнерстве, тогда как в законе Удмуртской Республики они есть, что является преимуществом [3; 4].

С принятием закона нового закона перестает действовать Закон Удмуртской Республики «О реализации полномочий Удмуртской Республики в сфере образования», от 15 декабря 2009 г. [5]. Чтобы рассмотреть динамику развития правовой политики в области образования приведем ряд отличий между предыдущим законом 2009 года и законом 2014 года. Существенным различием является то, что в новом законе появилось больше положений, связанных непосредственно с образовательной деятельностью: появились положения о требованиях к одежде обучающихся и качестве образования; впервые введены понятия «целевой прием» и «целевое обучение»; четко определен статус педагогических работников. В свою очередь, закон 2009 года регулирует наиболее общие вопросы, связанные с образованием, а именно: финансовое обеспечение области образования

Удмуртской Республики, гарантии прав граждан на изучение родного языка [3; 4]. Исходя из вышеупомянутого можно сделать вывод о том, что новый закон является более специализированным, что, несомненно, говорит о качественно новом регулировании сферы образования субъекта.

Так же важно упомянуть закон Удмуртской Республики «О нормативах для расчета субвенций на обеспечение государственных гарантий права граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях» от 23 ноября 2010 г. Этот закон утратил свою силу с принятием нового закона «О реализации полномочий в области образования», так как новый закон предусматривает меры социальной поддержки и стимулирования, такие как: предоставление обучающимся образовательного кредита, выплата материальной помощи и другие меры, перечисленные в статье 15 [3].

Большую роль в регулировании сферы образования Удмуртской Республики играют Приказы и Письма Министерства Образования и Науки Удмуртской Республики. Однако они носят организационный и пояснительный характер. Также некоторые из этих нормативных актов создают правовую основу деятельности по сохранению удмуртского языка. К примеру, одним из последних Приказов Министерства образования и науки Удмуртской Республики, от 25.03.2014 г. № 277, утверждается положение о порядке и формах проведения государственной итоговой аттестации по родному языку и родной литературе обучающихся Удмуртской Республики, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования [7].

Ряд нормативных актов посвящен социализации и предоставлению детям-сиротам равного доступа к обучению. Примером служит Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 13.12.2013 г. № 1341 «О приобретении учебников и учебных пособий для воспитанников детских домов на 2013-2014 уч. год». Создана правовая база поддержки детей-инвалидов.

Министерством образования и науки Удмуртской Республики разработана и принята Республиканская целевая программа развития образования Удмуртской Республики на 20122015 годы. Основанием для разработки данной программы послужило Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 22 августа 2011 года № 678-р «О разработке Республиканской целевой программы развития образования на 2012-2015 годы». Целями данной программы выступают: во-первых, повышение доступности и качества образовательных услуг; во-вторых, совершенствование государственной системы управления дошкольного и общего образования; в-третьих, важность разработки и

совершенствования новых форм образования и воспитания в соответствии с потребностями населения, общества и государства; в-четвертых, создание условий для обеспечения равных стартовых возможностей готовности граждан к получению общего образования; в-пятых, совершенствование профессионализма педагогических кадров [8].

Для того, чтобы добиться поставленных целей, необходимо решение следующих

задач:

1. Создание условий для обеспечения качества и доступности образовательных услуг в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования.

2. Развитие региональных систем оценки качества образования и государственно-общественного управления образованием.

3. Формирование инновационной позиции педагогических работников.

4. Формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

5. Совершенствование деятельности образовательных учреждений для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

6. Развитие единой информационной образовательной среды, системы дистанционного обучения.

7. Совершенствование и развитие спортивной базы образовательных учреждений для занятий физической культурой и спортом с учетом индивидуальных особенностей детей.

8. Улучшение материально-технического оснащения образовательных учреждений с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Для реализации данной программы необходимо создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность и открытость. Требуется развитие образовательных потребностей и способностей обучающихся учитывая их индивидуальные, возрастные, физиологические и психологические особенности. Необходимо совершенствовать семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создавать условия для их социальной адаптации.

Подводя итог, необходимо отметить, что с принятием нового Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» были устранены пробелы законодательства. Теперь федеральный закон вместе с региональными законами конкретно определяют статус педагогов и учащихся, закрепляют новые виды уровней образования, конкретизируют правовое положение предпринимателей, ведущих образовательную деятельность и т.д., что

говорит об эволюции правового регулирования [2]. Предыдущий закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 был принят в 1992 году, что несомненно говорит о его неактуальности в условиях современной России, потому что прошло более двадцати лет. Прогресс не стоит на месте, и сфера образования не стала исключением. К примеру, старый федеральный закон не мог предусматривать норм, регулирующих дистанционное образование, так как формы такого образования не существовало априори. Закон 2013 года дает субъектам Российской Федерации широкие полномочия для сохранения национальных особенностей, ведь образование - это главный фактор сохранения языка и культурных ценностей различных народов. С реформированием образовательной системы Россия выходит на новый качественный уровень подготовки специалистов.

Что касается Удмуртской Республики, то можно с полной уверенностью сказать, что нововведения в регулировании образовательной системы и самого образовательного процесса в целом ведет к качественно новому этапу развития образования. Развитое правовое регулирование создает базу для подготовки высококвалифицированных специалистов. Реализация образовательных программ в республике способствует созданию условий для обеспечения равного доступа к образованию, созданию новых форм образования и воспитания, а также сохранению национальных особенностей, родного языка и развитию чувства патриотизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010.htm

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - [Электронный" ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru

3. Модельный закон субъекта «Об образовании». - [Электронный"ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/

4. Закон Удмуртской Республики от 25 февраля 2014 года № 11-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования». - [Электронный" ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/udmurtia/

5. Закон Удмуртской Республики от 15 декабря 2009 года № 64-РЗ «О реализации полномочий Удмуртской Республики в сфере образования». - [Электронный" ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/udmurtia/

6. Закон Удмуртской Республики от 23 ноября 2010 года № 51-РЗ «О нормативах для расчета субвенций на обеспечение государственных гарантий права граждан на

получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях». -[Электронный" ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/udmurtia/

7. Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 25.03.2014 г. № 277 «Об утверждении Положения о порядке и формах проведения государственной итоговой аттестации по родному языку и родной литературе обучающихся Удмуртской Республики, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования». - [Электронный" ресурс]. -Режим доступа: http://udmedu.ru/regulatory/acts_moin/

8. Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 13.12.2013 г. № 1341 «О приобретении учебников и учебных пособий для воспитанников детских домов на 2013-2014 уч. год». - [Электронный" ресурс]. - Режим доступа: http://udmedu.ru/regulatory/acts_moin/

9. Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 22 августа 2011 года № 678-Р «О разработке Республиканской целевой программы развития образования на 2012-2015 годы». - [Электронный" ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/udmurtia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.