Научная статья на тему 'Правовая надстройка и ее соотношение со смежными юридическими категориями'

Правовая надстройка и ее соотношение со смежными юридическими категориями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
255
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВАЯ НАДСТРОЙКА / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА ПРАВА / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / THE RIGHT / A LEGAL SUPERSTRUCTURE / LEGAL SYSTEM / RIGHT SYSTEM / THE MECHANISM OF LEGAL REGULATION / LEGAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демиденко Ирина Васильевна

В предлагаемой статье автором проводится комплексное исследование таких базовых юридических понятий, как «правовая надстройка», «правовой базис», «правовая система», «система права», «механизм правового регулирования», «правовые отношения», в сравнительном анализе раскрываются их смысл и содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal superstructure and its correlation to allied legal categories

In offered article the author conducts complex research of such base legal concepts as a legal superstructure, legal basis, legal system, right system, the mechanism of legal regulation, legal relations, in the comparative analysis their sense and the maintenance reveals.

Текст научной работы на тему «Правовая надстройка и ее соотношение со смежными юридическими категориями»

ПРАВОВАЯ НАДСТРОЙКА И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ СО СМЕЖНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ КАТЕГОРИЯМИ

В предлагаемой статье автором проводится комплексное исследование таких базовых юридических понятий, как «правовая надстройка», «правовой базис», «правовая система», «система права», «механизм правового регулирования», «правовые отношения», в сравнительном анализе раскрываются их смысл и содержание.

Ключевые слова: право, правовая надстройка, правовая система, система права, механизм правового регулирования, правовые отношения.

Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и содержанию, но имеющие самостоятельное значение категории - «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «система права», «право».

Теория государства и права изучает в обобщенном виде правовую надстройку, объясняет объективные процессы ее формирования, выявляет, какие закономерности лежат в основе развития процесса становления правовой надстройки, определяет ее сущность и содержание.

При этом данная теория по отношению к отраслевым юридическим наукам имеет преимущество в исследовании правовой надстройки, т.к. обладает методологическими знаниями, которые позволяют ей развить уже имеющиеся знания, научные положения и выводы, раскрывающие фундаментальные и наиболее значимые связи и закономерности правовой надстройки, и определить главные объективные черты ее дальнейшего развития, взаимодействие с другими элементами социальной системы общества.

Категория «правовая надстройка» раскрывает местоположение всех правовых явлений в общественной системе относительно экономического базиса, а понятие «правовая система» отражает их внутренние (структурные) функциональные и системные связи.

Применительно к правовой системе необходимо исходить из того, что она является частью правовой надстройки системы внутригосударственных отношений. Неотъемлемым свойством системы является ее способность функционировать, т.е. двигаться и развиваться. Движение это направлено как внутрь системы, так и вне ее. Функционируя вовне, определенным образом организованная целостность связей и отношений институализирует себя в качестве системы.

В то же время нельзя полагать, что экономические и правовые отношения - это различные виды общественных отношений, где первые являются объективными и находятся в экономическом базисе, а вторые - субъективными (идеологическими) и находятся в правовой надстройке [1].

Определяющими для любой социальной и правовой системы являются экономические отношения общества - базисные отношения. Они представляют собой реальный базис общества, который оказывает определяющее воздействие на его правовую надстройку.

Исходя из тезиса об определяющей роли экономического базиса по отношению к правовой надстройке, ученые-юристы безоговорочно и часто догматически ставили государство и право в прямую зависимость от системы производственных отношений, от преходящих и несущественных изменений в этой системе. В результате государство с помощью законов и, особенно, подзаконных и, как теперь установлено, далеко не всегда законных нормативных правовых актов активно строило и охраняло экономические отношения, не соответствующие конкретным и перспективным интересам государства и общества [2].

Следует учитывать, во-первых, что экономика оказывает определяющее влияние на право и государство. Только в конечном счете это делается, как правило, не линейно.

Кроме того, государство и право могут активно воздействовать на экономику как в направлении ее прогресса, так и, наоборот, в сторону ее деформации.

Исходя из связи правовой надстройки и экономического базиса в общественноэкономической формации, экономики и права, истоки правовых (в том числе организационно-правовых) форм общественных отношений надо искать там же, где находятся истоки этих отношений. В то же время проблему представляет несинхронное развитие общественных отношений и их правового регулирования по исследуемым нами вопросам.

В данном случае следует говорить о зависимости содержания правовой надстройки от экономического базиса, об обратном, активном воздействии правовой надстройки на экономический базис.

Межсистемный характер указанных общественных отношений предопределяет особенность их правового регулирования, а именно необходимость создания в правовой надстройке - правовой системе - механизмов, позволяющих определить ту правовую систему, которая имеет с этими отношениями наиболее тесную связь.

При этом категория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как правовая система показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамики права. Термин «система права» характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы - права, как такового, правовая же система охватывает все правовые явления в масштабах государства и общества.

Ценность права обусловливается тем, что оно выступает как элемент правовой надстройки определенного типа производительных сил и в силу этого не может не отражать уровень социального прогресса.

Вряд ли можно встретить серьезные возражения как против того, что правовая надстройка появилась вместе с государством, так и по поводу того, что их причины являются сходными и взаимосвязанными.

В данном случае, на наш взгляд, достаточно интересной представляется точка зрения В.М. Сырых, который отмечает, что в теории государства и права изучаются четыре качественно различных уровня закономерностей:

1) структурные связи между компонентами отдельных политико-правовых явлений;

2) связи системных образований, компонентами которых выступает та или иная совокупность политико-правовых явлений (например, система нормативно-правовых актов, институт права, отрасль права и др.);

3) связи внутри основных компонентов правовой и политической надстройки: система права, правосознания и правовых отношений, механизма государства, политического сознания и политических отношений;

4) связи, характеризующие государство и право как единое целое в совокупности всех их отношений и компонентов [3].

В рамках данной статьи нас в большей степени интересует третий уровень, на основании содержания которого можно судить о существовании не только правовой, но и политической надстройки, при этом содержание правовой надстройки составляет система права, правосознание, правовые отношения и механизм государства, а в структуру политической надстройки входят политическое сознание и политические отношения.

Так, по мнению В.Б. Малинина и Л.Б. Смирнова, политика - это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, занимаемое политикой, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву

[4].

Вместе с тем, говоря о существовании политической надстройки, мы можем натолкнуться на крайний субъективизм и в отношении правовой надстройки, поскольку эти «сверхправовые» категории, находящиеся над правовой надстройкой и не регулируемые с

этой точки зрения самим правом, представляются все же явлениями из ноуменального мира.

Поэтому дальнейшее развитие «общественного организма», полагает И.А. Петин, сопровождается возникновением различных надстроек, в частности религиозной, нравственной и правовой, которые, как это наблюдается в историческом аспекте, направлены нередко на «латание дыр в общественном здании» [5].

Данные надстройки, с одной стороны, соответствуют внеправовым надстройкам государства, а с другой - формируют определенные мировоззрение и отношение граждан к установленным и устанавливаемым в обществе и государстве нормам и правилам поведения, т.е. участвуют в правовых отношениях и формировании правовых институтов. Следовательно, в определенной степени выполняют задачи обоснования права государства. При этих условиях основополагающие принципы справедливости, законности, равенства и т.д. остаются благими пожеланиями.

Иными словами, характер того или иного вида надстройки не может существовать в отрыве от образующих его компонентов, на определенном этапе государственноправового развития подчиненных единым правилам существования и находящихся в постоянно повторяющемся взаимовоздействии, что является основой формирования, развития и функционирования правовой надстройки. Поэтому, как представляется, был бы непоследовательным поиск интересующего момента на основе анализа более абстрактной категории (политическая надстройка) без учета опережающего понятия (как в историческом, так и логическом смысле) правовая надстройка, ее более конкретных и содержательных компонентов.

Исходя из этого, на наш взгляд, особое внимание следует уделить исследованию правовых принципов. Принципы придают единство правовому регулированию общественных отношений, цементируя все компоненты правовой надстройки и оказывая самостоятельное воздействие на общественные отношения. Без помощи принципов невозможно представить модель права или его отдельной отрасли, т. к. именно они придают целостность правовой системе начиная с соответствия друг другу отдельных норм, через гармонизацию внутриотраслевых и межотраслевых институтов [6].

Так, М.Г. Авдюков утверждал, что понятие правового принципа должно выводиться из всех элементов правовой надстройки и, следовательно, охватывать основные правовые взгляды и положения права, практику их применения [7].

Н.А. Беляев в свою очередь разделяет правовые принципы на закрепленные и не закрепленные в праве. «И те и другие, - отмечает он, - есть категории правовой надстройки, но относятся они к разным ее частям: правовые принципы, не закрепленные в правовых нормах, входят в правосознание, а правовые принципы, закрепленные в нормах права, - в право. Правовые принципы, закрепленные в нормах права, становятся принципами права. Всякий принцип права есть правовой принцип, но не всякий правовой принцип есть принцип права» [8, с. 32].

Так, например, В.П. Грибанов исходит из того, что принципы как элемент правовой надстройки в конечном счете являются выражением экономических отношений данного общества. «При этом характер влияния экономического строя общества на правовую надстройку таков, что сначала экономические отношения находят свое выражение в сознании господствующего класса (а в социалистическом обществе - в сознании всего народа) в виде политических, правовых, моральных представлений, идей, категорий и принципов, а затем уже соответственно этим взглядам создается определенная система, отрасль или институт права» [9].

И в данной ситуации основным, по нашему мнению, субъектом является народ, который создает всю правовую надстройку - нормы права, правоотношения и т. п., являясь участником массовых, правовых отношений, в которых разделяется фактически государственная власть, но сам правосубъектностью не обладает. Признание народа субъектом права ведет к принижению его социальной роли, ограничению ее правовыми рамками,

умалению его суверенитета. Между тем категория «народ» в целом выходит за рамки права [10].

В юридической литературе также существуют самые разнообразные мнения о месте правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом одной из подсистем правовой надстройки, например, элементом правового сознания, частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры с правовой надстройкой и даже выведения ее за пределы правовой надстройки.

Если первая точка зрения характерна в основном для раннего этапа изучения правовой надстройки, то вторая появилась не так давно. Правовую надстройку стали определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения, правосознание, законность и т.д. и отождествляя ее тем самым со всей правовой культурой. «При таком подходе, - пишет В.П. Сальников, - речь идет о правовом феномене, близком к пониманию всей юридической надстройки... Правовая культура выступает здесь как особое социальное явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности...» [11, с. 17]. Более того, правовую надстройку считают синонимом государственноправовой системы, правовой сферы жизни общества.

Очевидно, что при таком понимании рассматриваемого понятия либо может быть высказано сомнение в целесообразности существования особой категории «правовая надстройка», т. к. последняя заменима другими юридическими категориями, либо должно быть более точно определено специфическое содержание понятия правовой надстройки, придающее ей самостоятельный категориальный статус. В данном случае происходит смешение правовой разновидности правовой надстройки с политической и другими ее типами.

Правовая надстройка и правовая культура соотносятся между собой как целое и его качество, последняя характеризует качественное состояние правовой надстройки, выражающееся в уровне развития как всей правовой действительности, так и отдельных ее компонентов.

Литература

1. Худяков А.И. Теория страхования. М.: Статут, 2010.

2. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007.

3. Толстик В. А., Дворников Н.Л., Каргин К.В. Системное толкование норм права. М.: Юриспруденция, 2010.

4. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: КОНТРАКТ, 2010.

5. Петин И.А. Принцип системности, его значение и отражение в уголовном праве России. М.: Юрист, 2007.

6. Исаенкова О.В., Балашов А.Н., Балашова И.Н. Исполнительное производство в Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. О.В. Исаенковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.

7. Авдюков М.Г. Принцип законности в гражданском судопроизводстве. М., 1970.

8. Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986.

9. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000.

10. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008.

11. Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства // Демократия и законность. Самара, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.