Научная статья на тему 'Внешние условия эффективности механизма государственно-правового регулирования общественных отношений'

Внешние условия эффективности механизма государственно-правового регулирования общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1124
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЦЕЛИ ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ / НОРМА / ЗАКОННОСТЬ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / LEGAL REGULATION / MECHANISM OF STATE-LEGAL REGULATION / THE AIMS OF LEGAL REGULATION / EXTERNAL AND INTERNAL CONDITIONS OF THE EFFECTIVENESS OF LEGAL REGULATION / LEGAL RELATIONS / LEGAL NORM / LEGALITY / LEGAL CULTURE / LEGAL AWARENESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крамской И. С.

Статья посвящена понятию механизма государственно-правового регулирования и условиям его эффективности, таким как: уровень общественного правосознания, правовой культуры; индивидуальные свойства личности, которая реализует юридическую норму; надлежащий уровень законности и правопорядка в обществе; высокий уровень научного прогнозирования политической, экономической, социальной перспектив; планомерное развитие страны, ее экономическая состоятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

External conditions of the effectiveness of state-legal regulation mechanism of social relations

The article is devoted to the idea of the mechanism of state-legal regulation and such conditions of its effectiveness as the level of public legal awareness, legal culture; individual qualities of a person, realizing the legal norm; the proper level of law and order in the society; high level of scientific forecasting of political, economical, social perspectives; planned development of the country, its economical prosperity.

Текст научной работы на тему «Внешние условия эффективности механизма государственно-правового регулирования общественных отношений»

ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

И.С. Крамской

(преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России, кандидат юридических наук;

ikramskoj@yandex.ru)

Статья посвящена понятию механизма государственно-правового регулирования и условиям его эффективности, таким как: уровень общественного правосознания, правовой культуры; индивидуальные свойства личности, которая реализует юридическую норму; надлежащий уровень законности и правопорядка в обществе; высокий уровень научного прогнозирования политической, экономической, социальной перспектив; планомерное развитие страны, ее экономическая состоятельность

Ключевые слова: правовое регулирование, механизм государственно-правового регулирования, цели правого регулирования, внешние и внутренние условия эффективности правого регулирования; юридические отношения, юридическая, норма, законность, правовая культура, правосознание

Государство, осуществляя правовое регулирование тех или иных общественных отношений, использует особый механизм. Термин «механизм» в переводе с древнегреческого означает орудие, машина. В науке под механизмом принято понимать совокупность (последовательность) состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление, а также систему, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности [1, с. 401]. В юридической литературе достаточно широко используется данная категория. Например, выделяют «механизм государства», «юридический механизм управления», «механизм правового воздействия», «механизм правового регулирования» «механизм правотворчества», «механизм реализации норм права» и т.д.

Категория «правовое регулирование» обычно определяется как «осуществляемое при помощи права и всей совокупности правовых средств юридическое воздействие на общественные отношения», как «целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств» [2; 3; 4]. Это в полной мере соответствует общепринятому пониманию термина «регулирование» (регулировать

- упорядочивать, налаживать, направлять развитие, движение чего-нибудь с целью привести в норму, в систему) [5, с. 549].

Первым, кто сформулировал идею о связи всех правовых средств в едином механизме правового регулирования, был

Н.Г. Александров [6], впоследствии она получила развитие в трудах С.С. Алексеева [7]. Именно тогда были выработаны понятия механизмов правового регулирования и социального действия права [8; 9]. С помощью указанных понятий ученым удалось раскрыть единство и глубокую связь между различными правовыми явлениями (нормами, правоотношениями, формами реализации права и т.д.), показать их роль как звеньев одной целостности. По мнению С.С. Алексеева, механизм правового регулирования (далее - МПР) следует понимать как взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения [10, с. 9].

Однако в связи с тем, что надлежащее регулирование общественных отношений представляет собой основную социальную функцию не только права, но и государства, представляется более правильным использование термина «механизм государственно-правового регулирования», который предложили Н.Л. Гранат и В.В. Лазарев [11, с. 394].

Идея включения государства в механизм правового регулирования является, несомненно, позитивной и заслуживающей

16

Раздел 1. Методология, теория и история государственно-правового регулирования

внимания, так как изучение механизма через призму государственно-правового регулирования позволяет более последовательно и целостно его анализировать.

Механизм государственно-правового регулирования (далее - МГПР) призван:

- собрать вместе все части юридической надстройки и факторы, на нее влияющие, и расставить их по своим местам;

- увидеть те основные функции, которые выполняют юридические, социальные, психологические и другие факторы в процессе правового регулирования, т.е. в процессе выполнения правом своих функций;

- понять процесс трансформации правовых принципов и норм в поведение (правомерное и неправомерное), возникновение законности и правопорядка или правового нигилизма;

- обосновать необходимость совершенствования правового регулирования в обществе, повышения эффективности и качества реализации права, уровня юридической культуры [12, с. 16].

Анализ различных подходов в понимании МГПР и его средств показывает, что исследование данной проблемы подвергалось достаточно глубокому и всестороннему исследованию. Однако в юридической науке еще не сформировался общий единый подход к проблеме МГПР. При этом сам он зачастую исследуется исключительно через призму сугубо правовых средств и способов воздействия, его социально-психологическим, идеологическим, этическим, управленческим, организационным аспектам уделяется мало внимания.

Однако МГПР не является какой-то формальной, искусственной, «застывшей» конструкцией, случайным набором правовых инструментов. Наоборот, основная черта, характеризующая МПР, - это его динамическая сущность. Каждое звено данной цепи занимает в ней особенное место, выполняет специфические задачи и функции и в то же время включается в общую систему. Основное значение МПР заключается в том, что посредством его дается возможность видеть всю систему правовых средств (нормативно-правовых

актов, нормативных договоров, интерпретационных актов, правовых норм, юридических отношений, актов реализации и т.д.) в непрерывном взаимодействии и взаимосвязи в целях упорядочения общественных отношений.

Но в рамках государственно-правового регулирования не всегда возможно беспрепятственное воздействие на общественные отношения. Предполагается, что все нормы права, все законы одинаково совершенны, что все люди одинаково правомерно действуют, что государственные органы действуют в рамках закона. Однако несовершенство закона, пренебрежительное к нему отношение и т.п. неизбежно приводят к сбоям в действии механизма государственно-правового регулирования. Поэтому для определения всей совокупности факторов, воздействие которых способствует оптимизации МГПР, представляется необходимым, помимо установления критериев совершенства юридических средств, входящих в его состав и воздействующих на эффективность МГПР в целом, выделить и группу, которую составляют внешние условия, действующие вне данного механизма.

К числу таких факторов, в первую очередь, относится уровень общественного правосознания, правовой культуры. Правовая культура неразрывно связана с правосознанием и, подобно ему, пронизывает право. Как верно отмечает Е. Комарова, «правовая культура - в значительной степени результирующая категория, показатель уровня и особенностей правового развития общества, зеркало его правового сознания» [13, с. 65].

Претворение предписаний юридических норм в жизнь в значительной степени зависит от того, согласились ли адресаты норм с их содержанием, осознали ли необходимость и справедливость правовых требований, пришли ли к выводу о важности их неуклонного исполнения [14, с. 69]. Правосознание влияет на функционирование системы государственно-правового регулирования, поскольку активизирует ее, предостерегает против отрыва от жизни, от реальных интересов населе-

Юридическая наука и правоохранительная практика ния. И напротив, низкий уровень правосознания, наличие негативных установок по отношению к праву - одна из важнейших причин ослабления регулирующей роли права, наличия противоправного поведения. Но правосознание не способно обеспечить соблюдение норм, если они неверно отражают потребности общественного развития, несовершенны, противоречивы. Поэтому необходимо иметь в виду, что высокий уровень правосознания выступает лишь одним из условий оптимального государственно-правового регулирования.

К условиям действенности МГПР в литературе относят и индивидуальные свойства личности, которая реализует юридическую норму. Человек в своем поведении руководствуется не только правовыми предписаниями, но и своими интересами, привычными взглядами, эмоциями, чувствами. Если эти особенности у ряда лиц совпадают, данный фактор перерастает уже в условие эффективности, связанное с типом личности ее исполнителей, с господствующими воззрениями людей, даже если рассматривать действие закона в отношении индивидов, а не социальных групп, то и тогда очевидно, что результат такого действия зависит не только от права, но и от множества социальных характеристик рассматриваемого субъекта [15, с. 34].

Бесспорным представляется тот факт, что достижение целей государственно-правового регулирования невозможно без надлежащего уровня законности и правопорядка в обществе, которые, как и правосознание, выступают необходимыми условиями действенности МГПР.

Законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами - всеми без исключения). При этом принцип выступает как идеальная форма законности - соблюдать нормы права должны все. К сожалению, в действительности далеко не все право-

вые нормы и не всеми субъектами исполняются, имеет место немало нарушений законности, например, количество преступлений, зарегистрированных в 2006 г., по сравнению с аналогичным показателем 2002 г. возросло на 1 329 100 и составило 3 855 400 [16].

С законностью теснейшим образом связано другое правовое явление - правовой порядок (правопорядок). Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации правовых требований и предписаний, результат соблюдения, исполнения правовых норм, т.е. законности. Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и иные нормативные правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности [17, с. 310].

Значимой предпосылкой для формирования совершенного МГПР является высокий уровень научного прогнозирования политической, экономической, социальной перспектив. Разве нельзя было предвидеть, отмечает Ю.А. Тихомиров, в ходе нараставших межнациональных конфликтов бездействия законов о государственных структурах, неприменения норм УК к преступникам т.п.? Конечно, можно. Юридические конфликты как одна из характеристик меняющихся правовых систем требуют их предотвращения и устранения [18, с. 210].

По мнению некоторых ученых, одним из направлений повышения эффективности МГПР выступает знание правовых предписаний субъектами права [19, с. 31;

20, с. 81]. Правовые нормы не эффективны в той же мере, в какой они не известны. И хотя владение содержанием иных социальных норм, помимо правовых, при условии нахождения всех социальных регуляторов в системном взаимодействии может выступать своеобразным гарантом правомерного поведения, задавать единую направленность в оценке явлений, но такое знание не

18

Раздел 1. Методология, теория и история государственно-правового регулирования

может дать свободное владение правовым материалом.

Среди факторов, способствующих повышению уровня знания содержания нормативных правовых актов, можно выделить: распространение юридических

знаний в пределах конституционных прав и свобод; выработку государственной программы по повышению уровня правовой грамотности со строгим закреплением ролевых задач и характером проводимых мероприятий за конкретными видами государственных учреждений; разработку стимулов повышения общеобразовательного уровня населения; создание целостной сферы информационной правовой среды.

Конечно, все эти условия повышения правовой информированности населения хорошо известны, но, как мы полагаем, необходимо сделать акцент на разъяснении именно механизмов, процессов реализации юридических норм и защиты, субъективных прав. Иногда процедура реализации принадлежащих лицам прав настолько сложна и забюрократизирована, что это может отпугнуть субъектов юридических отношений от возможности использования как самого принадлежащего им права, так и возможности его защиты в случае нарушения. Поэтому немаловажную роль играет не только повышение правовой информированности населения, но и доступность изложения юридических процедур в текстах нормативных правовых актов, их четкость и ясность.

Положительным образом на МГПР влияет и планомерное развитие страны, ее экономическая состоятельность. Устойчивая экономика выступает показателем сильного государства, способного гарантировать и организационную обеспеченность действия права, и поддерживать авторитет права в сознании граждан. Уровень экономического развития общества и государства должен быть таковым, чтобы могли быть обеспечены в полном объеме надлежащая скорость движения МГПР, его устойчивость, краткость, гибкость и т.д.

В.В. Путин в своем выступлении на заседании Государственного совета 8 фев-

раля 2008 г. «О стратегии развития России до 2020 года» отметил, что в прошлом году наша страна достигла самого большого прироста ВВП за последние 7 лет - 8,1 %. Однако и сейчас - на фоне благоприятной экономической конъюнктуры осуществляется лишь фрагментарная модернизация экономики, что неизбежно ведет к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за нами роли сырьевого придатка мировой экономики и может повлечь за собой отставание от ведущих экономик мира, вытеснение нашей страны из числа мировых лидеров [21].

Подводя итоги, отметим наличие определенной пропорциональной зависимости, которую можно установить между совершенствованием МГПР и повышением качества условий его функционирования, в свою очередь тоже оказывающим влияние на его эффективность. Поэтому между качеством элементов механизма государственно-правового регулирования и факторами, способствующими его эффективности, существует диалектическая взаимосвязь, переход друг в друга, что означает их отношение друг к другу, как к взаимозависимым обоюдным условиям. Именно поэтому только соединение всей совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на государственноправовое регулирование, воедино, может обеспечить существование подлинно эффективного механизма государственноправового регулирования общественных отношений.

1. Краткий экономический словарь / под ред. А.Н. Азриеляна. М., 2001.

2. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в советском государстве. М., 1966.

3. Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998.

4. Лазарев В.В. Сфера и пределы правового регулирования // Советское государство и право. 1970. № 11.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1998.

6. Александров Н.Г. Правовые и произ-

Юридическая наука и правоохранительная практика водственные отношения в социалистическом обществе // Вопросы философии. 1957. № 1.

7. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1966.

8. Явич Л.С. Право - регулятор общественных отношений в СССР. Душанбе, 1957.

9. Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М., 1961.

10. Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. Т. II. М., 1982.

11. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1996.

12. Ямбушев Ф.Ш. Правовое сознание в механизме правового регулирования общественных отношений: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002.

13. Комарова Е. Правосознание и правовая культура как средство обеспечения правового воздействия // Современные проблемы совершенствования российско-

го законодательства: сб. ст. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2002.

14. Долгова А.И. Правосознание как условие эффективности закона // Эффективность применения уголовного закона / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.Б. Михайловской. М.: Юрид. лит., 1973.

15. Эффективность действия норм права / А.С. Пашков, Л.С. Явич, Л.И. Спиридонов и др. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

16. Ц^: http://www.gks.ru.

17. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. 4-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005.

18. Тихомиров Ю.А. Предприниматель и закон. М.: Экономика, 1996.

19. Чулюкин Л.Д. К вопросу об изучении эффективности уголовно-процессуальных норм // Вопросы эффективности советского уголовного процесса. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1976.

20. Никитинский В.И. Эффективность норм трудового права. М.: Юрид. лит., 1971.

21. Ц^: http://www.edinros.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.