Научная статья на тему 'Управление, правовое воздействие и механизм правового регулирования: соотношение понятий'

Управление, правовое воздействие и механизм правового регулирования: соотношение понятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6217
739
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОМ / ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ТИП УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT / MANAGEMENT OF WORK / LEGAL IMPACT / AND THE MECHANISM OF LEGAL REGULATION / LEGAL REGULATION AS TYPE OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Драчук М. А.

Определяются понятия «управление», «правовое воздействие» и «механизм правового регулирования», необходимые для понимания пределов и способов вмешательства носителей управленческой власти в отношения с субъектами носителями юридических обязанностей подчиненного поведения. Исследуя природу управленческих отношений, в том числе в науке трудового права, мы считаем целесообразным соотнести указанные выше понятия для последующего анализа действующего правового механизма управления несамостоятельным трудом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management, legal effect and mechanism of legal regulation: the relationship between the concepts

This paper is devoted to the definition of “management”, “legal effect” and “mechanism of legal regulation”, necessary for understanding of the limits and forms of intervention of the holders of managerial power in relations with the subjects of native legal duties submissive behaviors. Exploring nature management relations included in the science of the labour law, the author believes it is appropriate to relate the above concepts for further analysis of the existing legal mechanism of management of dependent work

Текст научной работы на тему «Управление, правовое воздействие и механизм правового регулирования: соотношение понятий»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 1. С. 173-180.

УДК 340 М.А. Драчук

УПРАВЛЕНИЕ, ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Определяются понятия «управление», «правовое воздействие» и «механизм правового регулирования», необходимые для понимания пределов и способов вмешательства носителей управленческой власти в отношения с субъектами - носителями юридических обязанностей подчиненного поведения. Исследуя природу управленческих отношений, в том числе в науке трудового права, мы считаем целесообразным соотнести указанные выше понятия для последующего анализа действующего правового механизма управления несамостоятельным трудом.

Ключевые слова: управление, управление трудом, правовое воздействие, механизм правового регулирования, правовое регулирование как тип управления.

Управление - это система, в которой есть два слагаемых элемента: управляемый объект и управляющий субъект, в которой управляющий субъект имеет интерес, используя управляемый объект как средство его реализации [1]. Потребность в управлении, таким образом, проявляется при вариативности процесса и/или поведения и наличии интереса к достижению определенной цели (результата).

Управление - это организация процесса, которая имеет: определенную форму (модель) и потому может быть разграничена с другой формой организации; среду и поле для реализации различных аспектов управления; центр принятия решений и систему, обеспечивающую сопряженный характер всех действий [2]. Управленческая деятельность - это специфическая разновидность трудового процесса, предметом и продуктом которого является информация, а результатом - управленческое решение [3].

Все типы управления с некоторой долей условности можно подразделить на:

- управление техникой;

- управление технологией;

- управление процессами;

- управление человеком;

- управление коллективом людей;

- управление обществом;

- управление государством.

Как указывает С.М. Хан, «содержание управленческого труда составляют прогнозирование и постановка цели, анализ и обобщение собранной информации, принятие решений, их осуществление и контроль исполнения» [4].

Ю.А. Тихомиров отмечает, что управление - это:

- в кибернетике - взаимодействие субъектов и объектов путем механизма прямых и обратных связей;

- в обществе - воздействие на все или некоторые сферы общественной жизни, общественные процессы;

- в государстве - организующая и распорядительная деятельность государственных органов;

- в корпорации - воздействие на корпоративное поведение путем распределения компетенций и урегулирования корпоративных конфликтов с учетом локальных факторов деятельности корпорации, в том числе человеческого фактора [5].

© М.А. Драчук, 2014

Основными принципами управленческого воздействия выступают: 1) двусто-ронность; 2) обусловленность; 3) продолжительность действия; 4) авторитетность; 5) научная обоснованность, предопределяемые политическим, идеологическим, экономическим, социальным и нравственным аспектами [6]. В этой связи Е.П. Шелепов предложил говорить не об управленческих (односторонних), а об управленческо-испол-нительских (взаимообусловленных) отношениях, понятие которых «отражает систему сознательной и взаимосвязанной деятельности соответствующих субъектов - руководителей и исполнителей, направленной на достижение конкретных общественных результатов, на основе использования объективных закономерностей общественного развития» [7].

Большинство определений понятия «управление» дается через его обозначение как воздействия (управляющей системы или лица на управляемую систему или лицо с целью достижения конечного результата) либо как функции (любой организованной системы, нацеленной на сохранение определенной структуры, поддержание режима ее деятельности и реализацию программы этой деятельности) [8].

Управление воздействует на ход событий в желательном направлении в соответствии с его законами: а) влияет на развитие положительных и ограничивает проявление отрицательных тенденций, свойственных как субъекту, так и объекту управления, воздействует на основные «параметры» управляемого процесса; б) осуществляется на всех уровнях управляющей системы, согласованно всеми его звеньями; в) использует комплекс средств управленческого воздействия; г) прогнозирует возможные ситуации и намечает пути адаптации управляющей системы; д) достигает намеченных стратегических и тактических целей управления, конечных результатов с наименьшими затратами [9].

Процессы управления имеют место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов [10]. Р.С. Хакимов пишет: «Управление необходимо возникает там, где появляется потребность в кооперации, т. е. в простом соединении различных общественных элементов. В своей элементарной изначальной форме управление и соответствующие управленческие отношения устанавливают функциональную зависимость между отдельными частями и создают целостность социального организма. Любая кооперация, даже самое элементарное соединение людей как простой суммы физических сил требует выделения субъекта управления, согласующего, организующего действия отдельных индивидов» [11].

Г.В. Атаманчук полагает, что управление находится в ряду явлений «второй» (искусственной) природы, возникших и развившихся в течение всей истории человеческой цивилизации для сознательной саморегуляции людьми своей жизнедеятельности, и отмечает, что управление есть воздействие, определяемое свойствами общества, разума, субъективного фактора, власти [12].

По мнению А.М. Омарова, любое управление - это воздействие, «способ организации, включая обеспечение функционирования управляющей подсистемы, ориентированной на достижение целей системы», а социальное управление - это воздействие на общественную систему и ее элементы [13].

Ю.В. Пенов отмечает, что социальное управление представляет собой систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом или ее отдельные звенья на основе познания присущих этой общественной системе объективных закономерностей и тенденций, а также в интересах обеспечения ее эффективного функционирования и развития [14].

Разновидностью социального управления является правовое (юридическое) воздействие (управление через систему права и государства в их взаимозависимой совокупности). На то, что право является необходимым элементом социального управления, неоднократно указывал С.С. Алексеев [15]. Так, он пишет: «Правовое регулирование -это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями», и далее: «Правовое регулирование - специфическое воздействие, осуществляемое правом как особым нормативным институционным регулятором. Своеобразие правового регулирования заключается в том, что оно: во-первых, по своей природе является такой разновидностью социального регулирования, которая строится так, чтобы иметь целенаправленный, организованный, результативный характер; во-вторых, осуществляется при помощи целостной системы средств, реально выражающих саму материю писаного права как нормативного институционного образования» [16].

Как верно указал А.Ф. Чердянцев, во-первых, предметом правового регулирования являются лишь волевые отношения, находящиеся под контролем сознания и воли субъектов. Во-вторых, правовому регулированию подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю. В-третьих, правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть возможность выбора одного из многих (хотя

бы из двух) вариантов поведения. В-четвертых, право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей [17]. Но если даже правовому регулированию подвергаются не все общественные отношения, не всякое поведение человека, при этом способы правового регулирования, его юридические средства - это ничем не ограниченное число возможностей и попыток воздействия на поведение людей, что делает право соотносимым с понятием «управление».

Итак, право - это особый социальный регулятор, представляющий собой систему юридических принципов и соответствующих им общих правил поведения (норм), установленных и охраняемых государством с целью упорядочения общественных отношений путем закрепления за их участниками относительно равных и справедливых масштабов свободы (субъективных прав) [18].

Само по себе право не может функционировать как система, поскольку система требует организации, а именно - значительного числа средств, приемов и способов для обеспечения ее действенности и эффективности. Следовательно, для самодостаточного и результативного влияния право как вид социального регулирования требует определенности, упорядоченности и завершенности.

Не секрет, что в некоторой мере право имеет искусственный ситуационный характер, так как моделируется человеческим сообществом для собственных утилитарных целей, в том числе с использованием родственной праву конструкции государства. Законы человеческой логики и проявления «человеческого фактора» выступают той основой, на которую накладывается канва правовых принципов справедливости, законности, гуманизма, юридического равенства, ответственности за вину, идущих от самых древних истоков гуманитарной мысли и общественного строя.

Развиваясь во времени и изменяясь, общественные отношения постоянно требуют управления, в том числе посредством выработки завершенной и соответствующей духу времени структуры прав и системы права, обличенных в работающую форму, которую современная наука именует механизмом правового регулирования.

Механизм правового регулирования (МПР) по общему признанию ученых является базовой схемой организации юридического управления. Ее основной субъект-потребитель - человеческое общество, выстаивающее для обеспечения функционирования МПР еще одну базовую правовую модель - государство.

А.В. Малько понимает под МПР систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях пре-

одоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права [19]. Автор отмечает, что цель МПР состоит в том, чтобы «обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, т. е. гарантировать их справедливое удовлетворение. Это главный содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль МПР заключается в снятии возможных препятствий, стоящих на пути осуществления интересов субъектов. МПР - специфический юридический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата» [20].

По мнению С.С. Алексеева, «наиболее общим образом МПР может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения» [21]. Он отмечает, что в МПР раскрываются исходные юридические начала правового регулирования, а юридический инструментарий непосредственно связывается через регулятивные функции права с объективно обусловленными требованиями социальной жизни [22].

В свою очередь, под правовыми средствами (институционно обособленными правовыми формами) С.С. Алексеев понимает юридические нормы, субъективные юридические права и юридические обязанности, их комплексы, правовые режимы [23].

К.В. Шундиков также указывает, что МПР - это комплексная категория, которая представляет собой совокупность всех правовых средств, организованных последовательным образом, при помощи которой обеспечивается результативное специально-юридическое воздействие на общественные отношения [24].

М.И. Абдулаев полагает, что МПР должен рассматриваться как единство всех юридических средств, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений и удовлетворение интересов субъектов права [25].

А.Н. Головистикова указывает, что механизм правового регулирования также следует рассматривать как организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т. е. результативности, эффективности права [26].

Наконец, А.В. Мелехин, с которым следует согласиться, отмечает, что с точки зрения функционирования правового регулирования юридический механизм действия права - это процесс, имеющий определенные стадии, а с точки зрения структуры - это элементарный состав каждого из его аспектов [27].

Некоторые авторы различают и исследуют в сравнении между собой МПР и ме-

ханизм правового воздействия [28] либо МПР и механизм действия права, придавая первому подчас более узкое значение, нежели второму.

Так, В.Н. Хропанюк пишет, что правовое воздействие - это влияние права на поведение людей, а МПР - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства [29]. Однако в такой совокупности определений их взаимные различия непринципиальны.

А.Ф. Чердянцев отмечает, что правовое воздействие включает в себя регулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его социальные установки. Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо отношений, не совершать каких-либо действий, предусмотренных нормами права. Однако его ознакомление с содержанием определенного закона оказывает влияние на его сознание, мировоззрение. Право, таким образом, не только регулирует поведение людей, но и способствует формированию политического, правового и нравственного сознания членов общества, его поведенческих установок [30].

По мнению В.В. Лазарева, действие права - это его информационное, ценност-но-мотивационное и непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах определенного пространства, времени и круга лиц, а собственно правовое регулирование, отражающее сугубо динамическую роль права, является особой содержательной стороной действия права, где право организует поведение участников общественных отношений, заставляя их действовать активно в соответствии с возлагаемыми на них обязанностями и фиксируя у своих адресатов субъективные права [31].

Г.А. Борисов, приводя обзор точек зрения на механизм действия права (механизм правового воздействия), указывает следующее: «Называют, в частности, социальный механизм действия права, в котором обеспечивается доведение правовых предписаний до всеобщего сведения, направление поведения субъектов путем постановки социально-полезных целей, формирование социально-полезных образцов поведения, осуществление социально-правового контроля (В.П. Казимирчук).

Есть основания для обособления политического аспекта действия права с учетом сохранения значения тезиса о том, что закон есть мера политическая, наличия в политике и праве общих черт и определенного порядка взаимодействия (Н.И. Матузов, А.В. Малько).

Уместно ставить вопрос о психологическом механизме действия права, проходящего через формирование и реализацию моти-

вов поведения людей, социально и право-активной позиции, побуждения к достижению полезного для личности результата.

Наконец, важнейшим в праве является инструментальный, специально-юридический механизм действия права. МПР определяют как систему взаимодействующих правовых средств и способов перевода нормативности права в режим упорядоченности общественных отношений» [32].

В итоге означенная проблема взаимосвязана с авторским определением структуры МПР. Если в состав элементов последнего включать режим законности и правопорядка, действие права вне правоотношений и не требующие корреспондирующих друг другу действий формы правореализации, то механизм действия права и МПР будут тождественными, а понятие управления станет, таким образом, подлежащим правовому регулированию (воздействию). В ином случае управленческий потенциал носителя власти, находясь за пределами не только МПР, но и правового воздействия, будет предопределять оба этих явления, находясь за рамками их возможностей, в том числе используя возможности (воз)действия права вне включения отдельных его проявлений в состав МПР как средств специально-юридических, т. е. нормативно-определенных, регламентированных, озвученных и кому-то подконтрольных. А такого рода управленческая власть - не правовая, ибо она становится не формой правореализации, а формой произвола.

Одной из распространенных в науке точек зрения выступает та, при которой к числу элементов МПР относимы:

1) норма права;

2) юридический факт или фактический состав;

3) правоотношение (субъективное право и юридическая обязанность);

4) акт правореализации (реализации прав и обязанностей);

5) акт правоприменения [33].

А.З. Долова отмечает, что к числу элементов МПР в научной литературе обычно относят юридическое нормы, субъективные права и обязанности (правоотношения), акты применения права и акты реализации прав и обязанностей [34]. Однако в каком фактическом объеме понятий здесь должны существовать «правоотношение» и «право-реализация»? Это один из основных вопросов, влияющих на соотношение понятий «управление», «действие права (правовое воздействие)» и «механизм правового регулирования».

Как в свое время указывал Л.С. Явич, правовое регулирование осуществляется в двух основных формах - при помощи правоотношений и вне их; вне правоотношений правовое регулирование связано с реализацией абсолютных прав и всеобщих юриди-

ческих обязанностей, которые автор видел допустимыми исключительно в строго закрепленных в законе формах [35]. Включение абсолютных прав и содержательно присущей им управленческой свободы обладателя такого права в МПР - проблема не только теории, но и практики построения правовой системы и системы государственного управления.

Действительно, все упоминаемые в составе МПР юридические средства, даже в области свободы правореализации, подвластны нормативной регламентации в той или иной мере с учетом их особенностей.

По мнению М.И. Абдулаева, в систему МПР в качестве его элементов следует включать нормы права, правоотношения, правосознание, правовую культуру, акты применения права, правовые стимулы и правовые ограничения [36].

Согласно позиции Г.А. Борисова, в структуре механизма правового регулирования три главных компонента - это:

1) нормативная основа МПР, на стороне которой юридические принципы, нормы права, предписания законодательства; в ней нужно видеть способы урегулирования: обязывания, дозволения, запреты, рекомендации, ограничения, стимулы;

2) правоотношения в полном наборе элементов состава, а также с предпосылками для участия в нем: гражданство, правосубъектность, юридический факт;

3) формирование такого порядка общественных отношений, который называют правопорядком [37].

Автор верно отмечает, что МПР «может действовать и в условиях непосредственной реализации норм права - таких ее форм, как соблюдение, исполнение, использование (вне правоотношений и в регулятивных правоотношениях)» [38]. Так же полагает и Р.К. Русинов, относящий к элементам, составным частям механизма правового регулирования юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности, где каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом [39].

Следует согласиться с Р.К. Русиновым и в том, что «элементы МПР воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически. Например, нормы права, акты законодательства, решения судов оказывают на поведение людей и на общественные отношения информационное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей. В реальной действительности специальные юридические средства и способы

воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюридическими» [40].

Однако в такой связи возникает логичный вопрос о возможности отнесения к числу специальных юридических средств большего числа структурных элементов МПР и/или выработки юридических критериев и требований к «неюридическим» средствам правового воздействия. Например, для норм права требуется их явная привязка к принципам права, для правоотношений возможно формирование субъективных прав и обязанностей неклассических конструкций (например, сделать управленческие свободы построенными в пределах и с презумпциями, превратив их в право принятия управленческих решений или ограничив свободу через правоотношение, как, например, ограничивается свобода предпринимательской деятельности или свобода правореали-зации для собственника имущества).

Нельзя бесспорно соглашаться с теми авторами, которые исключают из состава МПР акты фактической правомерной деятельности субъектов права, в том числе правореализации и реализации свобод личности (например, так полагали П.Е. Недбай-ло, П.М. Рабинович).

Возможно, это была позиция конкретного исторического момента, пока носителями власти не было заявлено в том числе и о построении в России правового государства. При должном научном и волевом подходе возможно создание системы права с включением в число правовых средств МПР и стимулов, и свобод (в том числе управленческих), и актов их реализации, и правовых ограничений (формирования пределов права). Вопрос лишь в том, как именно обеспечить функционирование такого механизма, ведь те авторы, которые не признают фактическими юридическими средствами формы правомерного поведения вне правоотношений (С.С. Алексеев, В.А. Сапун и др.), верно делают акценты на проблемах разрешения возникшего в такой связи конфликта интересов вне классических способов и форм юрисдикционного спора, так как сегодня для такого типа взаимодействия лиц не предусмотрен адекватный и формализованный процедурный компонент МПР.

Тем не менее нам ближе именно та позиция, при которой элементами МПР будут выступать все возможные средства правового воздействия, в том числе неспецифические. Современное нам правовое воздействие на поведение людей и общественные отношения в действительности «основывается на использовании таких методов, как поощрение, стимулирование, повышенная охрана, организационное оформление и иные способы поддержки социально полезного поведения; либо на определении условий совершения действий, порождающих

какой-либо правовой результат; либо на определении правовых последствий действий, нежелательных для общества, но и не запрещенных; либо, наконец, на установлении запретов и угроз (санкций) за их нарушение» [41].

Следовательно, содержательное наполнение понятия «правовое воздействие» зависит от подхода к праву как ценностно-информационной либо утилитарно-прикладной системы организации пределов управленческого воздействия с использованием права как средства и/или механизма для решения поставленных в обществе управленческих задач.

Как уже было сказано, МПР может строиться на началах учета и организации всех допустимых в сферу правового воздействия средств и инструментов либо выборочным образом фиксировать часть из них в праве, а часть - оставлять за пределами МПР в сфере правового воздействия, придавая такому типу правового регулирования значительную управленческую свободу для субъектов - носителей власти. Однако приняв за идеальную основу (модель) широкий подход к структуре МПР как отправную точку для анализа правового механизма управления, акцентируем внимание на том, что МПР и механизм правового воздействия при таком подходе идентичны по набору средств воздействия, хотя их можно было бы различить как статику и динамику действия права. Если же в систему элементов МПР не включать стимулы и иные способы поддержки социально полезного поведения, правовое воздействие становится более широким по содержанию, чем МПР, и неподконтрольным большинству субъектов в системе управления, а именно управляемым лицам.

Однако в свое время Р.З. Лившиц отмечал, что сферу правового регулирования составляют три группы общественных отношений - имущественные, управленческие и обеспечение общественного порядка [42]. Иными словами, любое управление может быть предметом правового регулирования, и с этим следует согласиться.

Таким образом, мы вплотную подошли к вопросу об общем соотношении понятий МПР и механизма управления. По этому поводу научная дискуссия практически отсутствует.

Так, Г.В. Атаманчук указывает, что государственное управление имеет различные виды: в зависимости от сферы общественной жизнедеятельности - управление обществом в целом, экономическое, социальное, политическое и духовно-идеологическое управление; в зависимости от объектов - экономическое, социально-политическое управление и управление духовной жизнью [43].

Развивая эту мысль, А.Н. Митин пишет, что свойства государственного управления

проявляются в системе целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, которые основаны на мощной силе государственной власти, имеющей своим источником правовую обусловленность (легитимность) [44]. По его утверждению, процесс государственного управления - это сознательная и целенаправленная деятельность, связанная с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированная юридическими нормами, в результате которой происходит последовательная смена общественных состояний, событий и явлений [45].

В своей коллективной работе В.Н. Кудрявцев, В.И. Никитинский, И.С. Самощенко и В.В. Глазырин обоснованно замечают, что «методологически вполне оправданно рассматривать процесс правового воздействия на поведение людей как специфическую форму управленческого воздействия, которая, хотя и имеет свои специфические черты, подчиняется общим закономерностям управления» [46]. Одновременно авторы подчеркивают, что правовое регулирование является главным способом управления общественным производством, общесоциальным регулятором общественных отношений и процессов [47].

В.Г. Афанасьев верно вкладывает в понятие механизма управления «те практические меры, средства, рычаги, стимулы, посредством которых государство, другие органы управления воздействуют на общество, производство, любую систему социального порядка с целью достижения стоящих перед ним целей, решения поставленных задач» [48], и поэтому «юридический механизм управления представляет собой процесс управленческого воздействия компетентных органов... на деятельность управляемых субъектов (объектов управления) с помощью права (курсив наш. - М. Д.) в целях создания общественно-полезных результатов» [49].

Таким образом, примем за основу утверждение, что право - это средство управления, реализации управленческой воли при условии соответствия последней общесоциальным (публичным) интересам и создания допустимых начал саморегуляции своего поведения носителями частного интереса. «Именно в праве и путем права господствующий класс формулирует и делает общеобязательной свою волю» [50].

Одновременно право как система требует управления его содержанием (позитивное право) и формами реализации (субъективное право), причем в формах, соответствующих пределам и принципам самого права как явления. В этой связи законодательство как статусная форма права для суверенного государства должно быть управленчески ориентированным на свое содержа-

ние (право), связывая управленческую свободу правоприменителей (включая органы власти) обязательствами на уровне правовых принципов и иных статусных начал правового регулирования. Такой принцип соотношения права и управления как основных форм социального воздействия именуется правовым государством.

К сожалению, при делегации государством своих управленческих правомочий субъектам - носителям частного интереса либо при санкционировании негосударственной управленческой власти этот принцип может не соблюдаться, а любой систематичный контроль за его реализацией вступит в противоречие с основными началами частного права, носителями которого как раз и являются субъекты делегации государственно-властных полномочий или санкционирования негосударственной управленческой власти. Поэтому яркий признак корпоративного управления - его соотношение не с объективным, а с субъективным правом, и связанность нормами объективного права управленческой свободы субъекта делегации государственных полномочий или санкционирования негосударственной управленческой власти будет скорее на уровне принципа, нежели нормы. А решением этой проблемы обычно выступает правоприменение

- привнесение публичных начал в частноправовой спор при неясности и пробельно-сти правового регулирования.

При этом сингулярный характер судебного или иного правоприменительного акта

- его основная особенность и отличие от нормативного управленческого решения государства. И эта особенность при состязательности судебного процесса - одна из гарантий законности и одновременно - неискоренимый дефект системы правоприменения, где управленческие начала государства из объективного права могут трансформироваться в управленческую власть правоприменителя как носителя права субъективного. И только усиление публичного интереса к конкретным ситуациям в сфере правоприменения может дать дорогу унифицирующим процесс правоприменения нормообразующим управленческим началам публичной законотворческой власти.

Таким образом, правовой механизм (широкое значение МПР) - это средство управления и входящая в его состав структура управленческих и корреспондирующих им субъективных прав и юридических обязанностей, прямо урегулированных и/ или допускаемых обществом (государством) в возможной мере - без посягательства на закон, субъективные права и законные интересы участников отношений в сфере действия права.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Митин А. Н. Управление переносит будущее в настоящее : монография. Екатеринбург : УрГЮА, 2010. С. 4.

[2] Кириллов Л. Г., Емельянова Т. Э. Конструируем управление. Челябинск : Книга, 2004. С. 36.

[3] Митин А. Н. Психология управления : учебник. Екатеринбург : ПироговЪ, 2007. С. 17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Хан С. М. Управленческие отношения социализма. М. : Мысль, 1982. С. 22.

[5] Тихомиров Ю. А. Управление на основе права. М. : Формула права, 2007. С. 21, 32-33.

[6] См. об этом подробнее: Белов В. Г. Управление и общественные отношения. М. : Мысль, 1985. С. 41-49.

[7] Шелепов Е. П. Управление и исполнительская деятельность в социалистическом обществе. М. : Высшая школа, 1987. С. 51.

[8] См., например: Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. М., 1973 ; Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М., 1977 ; Белых А. К. Управление и самоуправление. Л., 1972 ; Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1972 ; Дейнеко О. А. Методологические проблемы науки управления производством. М., 1972 ; Кутта Ф. Система управления социальными процессами. М., 1979 ; Лебедев П. Н. Очерки теории социального управления. Л., 1976 ; Петров Г. И. Основы советского социального управления. Л., 1974 ; Попов Г. Х. Проблемы теории управления. М., 1974 ; Советский энциклопедический словарь. М., 1985. С. 1379 ; Суворов Л. Н., Аверин А. Н. Социальное управление: опыт философского анализа. М., 1984.

[9] Тихомиров Ю. А. Указ. соч. С. 20.

[10] Столяренко Л. Д. Психология управления : учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 3.

[11] Хакимов Р. С. Сущность и социальная роль управленческих отношений. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1985. С. 9.

[12] Атаманчук Г. В. Теория государственного управления : курс лекций. М. : Омега-Л, 2006. С. 41, 56.

[13] Омаров А. М. Социальное управление: некоторые вопросы теории и практики. М., 1980. С. 29.

[14] Пенов Ю. В. Управление трудом в условиях многоукладной экономики: Правовые проблемы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003. С. 7.

[15] См., например: Алексеев С. С. Право и управление в социалистическом обществе // Советское государство и право. 1973. № 6. С. 15.

[16] Алексеев С. С. Теория права. М. : БЕК, 1995. С. 209-210.

[17] Чердянцев А. Ф. Теория государства и права : учебник для вузов. М. : Юрайт-М, 2002. С. 342343.

[18] См. об этом подробнее: Скобелкин В. Н., Иванов Р. Л., Костюков А. Н. Основы Российского государства и права / под ред. В. Н. Скобелки-на. Омск : ОмГУ, 1998. С. 180.

[19] Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2001. С. 725.

[20] Малько А. В. Механизм правового регулирования // Теория государства и права : курс лекций. М., 2001. С. 727.

[21] См., например: Алексеев С. С. Указ. соч. С. 21.

[22] Алексеев С. С. Теория права. Харьков, 1994. С. 150.

[23] Там же. С. 219, 221.

[24] Шундиков К. В. Механизм правового регулирования. Саратов, 2001. С. 54.

[25] Абдулаев М. И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. М. : Магистр-Пресс, 2004. С. 54.

[26] Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права : учебник. М. : ЭКСМО, 2005. С. 456.

[27] Мелехин А. В. Теория государства и права : учебник. 2-е изд, перераб. и доп. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[28] См., к примеру: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. М. : Юристъ, 2004.

[29] Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учебник для высших учебных заведений / под ред. В. Г. Стрекозова. М. : Интерстиль : Омега-Л, 2008. С. 339.

[30] Чердянцев А. Ф. Указ. соч. С. 343.

[31] Проблемы общей теории права и государства : учебник для вузов / под общ. ред. академика РАН, д-ра юрид. наук, проф. В. С. Нерсесянца. М. : Норма, 2004. С. 414, 415-416.

[32] Борисов Г. А. Теория государства и права : учебник. Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. С. 235.

[33] См., к примеру: Субочев В. В. Законные интересы как неотъемлемый элемент механизма правового регулирования // Право и политика. 2007. № 2.

[34] Долова А. З. Юридические факты в трудовом праве : монография. М. : Проспект, 2009. С. 7.

[35] Явич Л. С. Общая теория права. Л., 1976. С. 206.

[36] Абдулаев М. И. Указ. соч..

[37] Борисов Г. А. Указ. соч. С. 235-236.

[38] Там же.

[39] Теория государства и права : учебник для вузов / под ред. проф. В. М. Корельского и проф.

B. Д. Перевалова. М. : Норма, 2002. С. 277.

[40] Там же. С. 279.

[41] Теория государства и права : учебник для вузов / [А. Г. Бережнов и др. ; под ред. М. Н. Марченко]. М. : Зерцало, 2004. С. 354-355.

[42] Лившиц Р. З. Теория права. М., 1994. С. 93.

[43] Атаманчук Г. В. Указ. соч. С. 55-56.

[44] Митин А. Н. Механизмы управления. Екатеринбург : УрГЮА, 2011.

[45] Там же. С. 93.

[46] Кудрявцев В. Н., Никитинский В. И., Само-щенко И. С., Глазырин В. В. Эффективность правовых норм. М. : Юридическая литература, 1980. С. 9.

[47] Там же. С. 10.

[48] Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М. : Политиздат, 1981.

C. 368.

[49] Дюрягин И. Я. Право и управление. М. : Юридическая литература, 1981. С. 57.

[50] Теория государства и права / под ред. М.П. Каревой. М. : Госюриздат, 1949. С. 124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.