Научная статья на тему 'К вопросу о дефинитивном ряде понятия правовая система'

К вопросу о дефинитивном ряде понятия правовая система Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1316
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА / ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / СИСТЕМА ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крамской Иван Сергеевич, Лысенко Виктория Александровна, Рязанова Наталия Александровна

В статье проанализированы основные подходы к определению понятия правовая система общества; охарактеризованы ее институциональная, нормативная (регулятивная), идеологическая, функциональная и коммуникативная основы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definitive set of the legal system concept

The paper deals with the main approaches to defining the concept of social legal system. The authors characterize its institutional, standard (regulatory), ideological, functional and communicative bases.

Текст научной работы на тему «К вопросу о дефинитивном ряде понятия правовая система»

УДК 340.12

К вопросу о дефинитивном ряде понятия правовая система

Крамской И.С.

Кандидат юридических наук, заместитель начальника учебного отдела

Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина

Лысенко В.А.

Кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина

Рязанова Н.А.

Кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина

В статье проанализированы основные подходы к определению понятия правовая система общества; охарактеризованы ее институциональная, нормативная (регулятивная), идеологическая, функциональная и коммуникативная основы.

Ключевые слова: правовая система общества, правовая семья, механизм правового регулирования, правовая основа, система права.

На сегодняшний день в мире насчитывается примерно 200 государств, следовательно, около 200 национальных правовых систем. Каждому государству свойственна своя национальная правовая система, характеризующая степень правового развития страны. Их особенность определяется происхождением и эволюцией, спецификой культуры и идеологии, религии, обычаев и традиций, своеобразием юридического мышления и т.д. Поэтому, прежде чем проникнуть в суть того или иного исследуемого явления, следует изначально определиться с тем, каковы его понятие и природа. Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной изучению правовой системы, показывает, что в настоящее время имеется много исследований, посвященных понятию и природе рассматриваемого явления.

Правовая система как категория, охватывающая разнообразные правовые явления нашего общества, начала разрабатываться в юриспруденции примерно во второй половине XX в. Впервые указанный термин использовали в своих научных работах Д.А. Керимов [1, с. 13], Л.С. Явич [2, с. 126]. На первых этапах категория «правовая система» воспринималась теоретиками, как альтернатива или синоним таких основополагающих категорий юриспруденции как «механизм правового регулировании», «правовая надстройка», «правовая система государственной и общественной жизни». Поэтому вопрос понимания, определения их элементного состава, структурирования, а самое главное - разграничения указанных понятий обусловил интерес к категории «правовая система».

Определяя понятие правовой системы общества российские ученые трактуют данную категорию как «совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных социально однородных юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое нормативное воздействие на общественные отношения (закрепление, регулирование, охрана, защита)» [3, с. 26]. Аналогичной точки зрения придерживается Р.А. Ромашев, рассматривая правовую систему как «совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, методов, процедур, с помощью которых публичная власть оказывает ре-гулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, реализует меры юридической ответственности» [4, с. 419].

Подобной точки зрения придерживается и С.В. Поленина, которая отмечает, что, согласно сформировавшемуся в науке мнению, категория «правовая система включает всю совокупность правовых феноменов, в том числе правореализацию, правосознание, правовую культуру и другие» [5, с. 4]. А.В. Малько также доказывает, что понятие «правовая система» призвано выражать комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества и включает помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии такие элементы, как правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и другие [6, с. 274].

Приверженцы такого подхода не выделяют в качестве необходимого признака наличие однородности у компонентов правовой системы. Тем не менее, представители этого направления указывают, что элементы правовой системы различны по своей роли, назначению, юридической природе, уровню воздействия на общественные отношения и т.п. Как мы видим, определить исчерпывающий, окончательный перечень элементов правовой системы не представляется возможным, так как правовая система - это «сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов, правосубъектности и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы» [7, с. 179].

Другие исследователи считают, что правовая система - это единый комплекс органически взаимосвязанных и взаимодействующих между собой правовых явлений (права, правосознания, юридической практики и т.п.), с помощью которого осуществляется целенаправленное воздействие на поведение людей, их коллективов и организаций и юридическое обеспечение (обслуживание) разнообразных сфер общественной жизни [8, с. 16]. 140

По мнению же третьей группы авторов, правовую систему можно определить «как совокупность внутренне организованных и взаимосвязанных, социально однородных и устремленных в конечном счете к общим целям правовых явлений данного общества, каждое из которых выполняет свою специфическую роль в правовом регулировании или выходящем за его пределы правовом воздействии на общественные отношения» [9, с. 185].

Помимо рассмотренных ранее есть и другие дефиниции правовой системы, но они так или иначе прямо или косвенно совпадают со взглядами западных авторов о правовой системе.

По нашему мнению, правовые явления, составляющие содержание правовой основы, могут быть сгруппированы на основе статического и динамического аспектов. Статический аспект правовой системы включает совокупность правовых норм, принципов, институтов, учреждений, а также правовых взглядов, идей и представлений, присущих данному обществу. Таким образом, в статическом состоянии правовая система представлена нормативным, организационным и идеологическим элементами. В динамическом представлении содержательными элементами правовой системы общества являются: юридическая практика, синтезирующая все юридически оформленные связи и отношения, существующие в данном обществе; разнообразные виды правового поведения, правотворческую и правоприменительную деятельность государства, посредством которых формируется режим функционирования правовой системы. Как отмечалось ранее, правовая система относится к ряду предельно широких юридических понятий таких же, как «правовая надстройка», «правовая действительность», «правовая жизнь» и др. Категория «правовая надстройка» раскрывает положение всех правовых явлений в социальной системе относительно экономического базиса, а понятие «правовая система» отображает внутреннюю структуризацию, а именно функциональные и системные связи всех правовых явлений.

Категория «механизм правового регулирования» обращает внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как «правовая система» показывает неделимость, взаимосвязь и взаимодействие структурных компонентов, целостность статики и динамики права.

Среди сотен существующих в современном мире правовых систем многие правовые системы обладают доминирующими сходными чертами. Эти сходства, как правило, обусловливаются одними и теми же или «очень близкими между собой типами общества», общими или «очень сходными историческими условиями развития общества», общей или «очень сходной религией», а также другими аналогичными им обстоятельствами [10, с. 82]. Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем

позволяет объединять их в отдельные группы - правовые семьи.

Правовая семья - это обобщающая теоретическая модель правового содержания, она является результатом научной классификации (типологии). Указанная категория компилирует в себе несколько сходных по базовым характеристикам национальных правовых систем. Они характеризуются сходством: юридических источников (форм) права; внутреннего строения; эволюции правовой системы; понимания юридической нормы. Названные критерии позволяют выделить те или иные правовые семьи.

Таким образом можно констатировать, что правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовая система формируется в связи с правом и основывается на нем. Однако ее сущность, как отмечалось ранее, значительно шире самого права. Правовая система - комплексное образование, которое аккумулирует все, что имеет правовую (юридическую) природу.

В философском аспекте структура рассматривается как «совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы». При этом наиболее важные (интегрирующие) связи и отношения оказывают постоянное воздействие на другие «закономерные связи», обусловливая «общую специфичность структуры в пределах системы», «структура вместе с составом элементов обусловливает качество системы» [11].

Будучи в реальной жизни весьма сложным, нередко внутренне противоречивым и многоуровневым явлением, структура правовой системы общества адекватным образом отражается и в ее понятии [12, с. 185-187]. Структура правовой системы - это устойчивое единство элементов правовой системы, их связей, целостности, связей элементов с целым.

В юридической науке сложились различные подходы к определению структуры (элементов) правовой системы общества. Не случайно поэтому в отечественной и зарубежной литературе структура правовой системы как таковой изучается с самых разных сторон и аспектов, а именно в статике и динамике, логико-философском аспекте и функциональном плане; с точки зрения горизонтальных связей, возникающих между ее элементами, и с позиций вертикальных отношений между ними и т.д. [13].

Раскрытие сущности категории «правовая система» взаимосвязано с выявлением статических и динамических компонентов ее структурирования. Так как правовая система понятие сложное и многогранное, поэтому в юридической науке не сложилось

единого подхода к его пониманию и определению. На сегодняшний день можно выделить как минимум три подхода в решении данного вопроса. Первый подход узкий, который сужает понятие о структуре правовой системы. Так, например Ю.А. Тихомиров предложил различать в числе ее элементов: 1) цели и принципы правового регулирования; 2) основные разновидности правовых актов и их объединения; 3) системообразующие связи, обеспечивающие взаимодействие всех элементов и целостность системы [14, с. 33].

Довольно распространенным и получившим широкую поддержку представляется подход, связанный с конкретизацией структуры правовой системы путем приближения ее к реальности, позволяющий предметно вычленить существенные основные ее элементы. Представитель данного направления С.С. Алексеев включает в число основных элементов правовой системы право как особое институционное нормативное образование, судебную и иную юридическую практику, правовую идеологию; правотворческую и правоприменительную деятельность компетентных органов, всю совокупность правовых актов-документов, в том числе нормативных, индивидуальных, интерпретационных; индивидуальные правовые предписания, правоотношения (субъективные права и обязанности, юридические санкции) [12, с. 90]. На наш взгляд, такое предельно широкое видение структуры правовой системы представляется в целом верным и целесообразным. Данный подход будет положен в основу структурирования правовой системы.

Следует остановиться на анализе третьего подхода, который, на наш взгляд, выделяется чересчур обширной трактовкой правовой системы. Среди представителей данного направления следует отметить В.Н. Синюкова, который наряду с другими авторами, определяет в качестве составляющих ее элементов также: структуру юридических, в том числе правоохранительных ведомств и организаций; региональную и местную правовую инфраструктуру; надзорную и контрольную подсистему; систему профилактики правонарушений и социальный контроль; систему правового информирования и правовых коммуникаций; организацию юридической реабилитации правонарушителей; инфраструктуру обеспечения прав человека; систему юридического образования, переподготовки и повышения квалификации кадров; «мозговые центры» генезиса, воспроизводства и хранения правовой идеологии (НИИ, центры, фонды, сообщества юристов и т.д.) [15, с. 164-165]. Такое понимание правовой системы приводит к смещению юридических и неюридических категорий, формирует искаженное, гипертрофированное представление о ней. В результате чего стираются отчетливые грани между правовым и неправовым в жизни государства и общества.

По нашему мнению, достаточно логичным является подход к рассмотрению структуры правовой системы в трактовке Г.И. Муромцева, который предложил выделять следующие структурные элементы правовой системы. Во-первых, доктринально-фило-софский или идеологический элемент (правопони-мание, понятия и категории права и т.д.). Во-вторых, нормативный, т.е. совокупность действующих в обществе правовых норм. В-третьих, институциональный, т.е. юридические учреждения - правотворческие и правоприменительные. В-четвертых, социологический, т.е. правоотношения, применение права, юридическая практика [4].

Наиболее распространенным, прежде всего, в юридической (учебной) литературе является подход, в соответствии с которым в структуре правовой системы выделяют следующие компоненты (подсистемы):

1) институциональная - субъектный состав (субъекты права) как системообразующий фактор всей правовой системы. При многочисленности точек зрения по данному вопросу все ответы сводятся в конечном счете к следующему: а) главным компонентом (подсистемой) и «одновременно центром, ядром правовой системы является субъект права или шире - субъект правовой системы» [15, с. 483]; б) в качестве основного, «объединяющего, систематизирующего элемента, генерализирующего фактора правовой системы, первичной клеточки правовой ткани выступают нормы права» [1, с. 199]; в) «ядром и нормативной основой правовой системы» выступает само право.

Многие компоненты правовой системы, поясняют исследователи, «по сути дела, производны от права, им определяются, испытывают на себе его воздействие. Право играет в правовой системе ключевую роль» [3, с. 31].

2) нормативная (регулятивная) - представленная такими элементами как правовые принципы и нормы, регулирующие отношения между субъектами права, которые объективированы и систематизированы в нормативно-правовых актах. Изучение нормативно-регулятивного (подсистемы) уровня правовой системы позволяет констатировать, что системообразующим моментом выступают юридические нормы. Они закрепляют представления людей о справедливости и несправедливости, о важности и значимости формирования и развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым так или иначе сопряжены все другие ее компоненты [4, с. 390]. То есть они выступают системообразующим элементом права.

Правовые нормы выступают, вместе с тем, в качестве аккумулятивных средств при помощи, которых государственная воля народа, возводится в закон, т.е. в качестве источников правовой энергии,

которой заряжена вся масса нормативного ядра системы. Норма права выступает одним из первых элементов, который ощущает на себе модификации и трансформации, с нее начинается подлинное совершенствование правовой системы общества. Благодаря своей универсальной роли, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Нормативная подсистема обеспечивает основополагающую социальную функцию правовой системы - регулирование общественных отношений, а также главные цели и тенденции правового воздействия на развитие общественных отношений.

3) идеологическая - на психологическом уровне складывается правопонимание конкретного человека и правосознание (индивидуальное, групповое общественное). Совокупность таких, казалось бы, разных явлений, как знания, эмоции, чувства, переживания, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позволяет человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, правовое бытие и выбрать вариант правового поведения - правомерного и неправомерного;

4) функциональная - правотворчество, праворе-ализация, правоприменение, правовое воспитание, правоотношения, юридическая практика. Через них формируется, изменяется, осуществляется действие норм права;

5) коммуникативная - интегративные отношения всех компонентов функционирования правовой системы общества в целом, обусловливающие результативность правового регулирования, законность и правопорядок.

Следует констатировать, что все подсистемы правовой системы общества характеризуются особой структурой, принципами организации и функционирования.

По нашему мнению, в условиях многоаспект-ности понятия «правовая система» в современных условиях необходимо ориентироваться на широкую трактовку данного понятия и придерживаться компаративистского аспекта интерпретации.

Литература:

1. Керимов Д.А. Философские проблемы права. -М.: Изд-во Мысль, 1972. - 472 с.

2. Явич Л.С. Общая теория права. - Л.: Ленингр. ун-т, 1976. - 285 с.

3. Матузов Н.И. Правовая система и личность. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. - 294 с.

4. Теория государства и права: учеб. / Под ред. С.С. Алексеева. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2013. - 956 с.

5. Поленина С.В. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. - 1996. - № 2. - С. 4-6.

6. Малько А.В. Теория государства и права: учеб. -М.: Изд-во Юристъ, 2001. - 304 с.

7. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2012. - 944 с.

8. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: В 2 т. Т. 1. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т., 2005. - 137 с.

9. Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. - Саратов: Изд-во ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. - 456 с.

10. Bogdan, Michael, Comparative Law: Deventer, Kluwer 1994. Zeitschrift für Europäisches Privatrecht. - 582 p.

11.Иванников И.А. Толковый словарь по теории права. Серия «Словарь». - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 128 с.

12. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. - М.: Юридическая литература, 1981. - 354 с.

13.Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. - Саратов: Полиграфист, 1994. - 496 с.

14. Тихомиров Ю.А. Правовая система развитого социалистического общества // Советское государство и право. - 1979. - № 7. - С. 33-35.

15. Семитко А.П. Российская правовая система // Теория государства и права / Под ред. С.С. Алексеева. - Екатеринбург: Изд-во ЕЮИ, 1996. - 273 с.

Definitive set of the legal system concept

I.S. Kramskoy, V.A. Lysenko, N.A. Ryazanova Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation

named after I.D. Putilin

The paper deals with the main approaches to defining the concept of social legal system. The authors characterize its institutional, standard (regulatory), ideological, functional and communicative bases.

Key words: social legal system, a legal family, the mechanism of legal regulation, a legal basis, legal system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.