Научная статья на тему 'Правовая модель и механизм правоприменения института обжалования нарушений в сфере таможенных отношений'

Правовая модель и механизм правоприменения института обжалования нарушений в сфере таможенных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенное право / таможенное дело / обращение / жалоба / решение / действие / бездействие / customs law / customs / appeal / complaint / resolution / action / inaction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Витюк Владимир Васильевич

Приводится характеристика современной правовой модели института обжалования нарушений в сфере таможенного дела и механизма его правоприменения по законодательству Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Витюк Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Model and Mechanism of Law Enforcement of the Institution of Appealing Violations in the Field of Customs Relations

Th e article describes the modern legal model of the institution of appealing violations in customs fi eld and the mechanism of its enforcement according to the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовая модель и механизм правоприменения института обжалования нарушений в сфере таможенных отношений»

УДК 339.543:342.98

DOI 10.24412/1815-0683-2022-1-66-76

В. В. ВИТЮК*

Правовая модель и механизм правоприменения института обжалования нарушений в сфере таможенных отношений

Приводится характеристика современной правовой модели института обжалования нарушений в сфере таможенного дела и механизма его правоприменения по законодательству Российской Федерации.

Ключевые слова: таможенное право, таможенное дело, обращение, жалоба, решение, действие, бездействие.

V.V. VITYUK

Legal Model and Mechanism of Law Enforcement of the Institution of Appealing Violations in the Field of Customs Relations

The article describes the modern legal model of the institution of appealing violations in customs field and the mechanism of its enforcement according to the legislation of the Russian Federation.

Keywords: customs law, customs, appeal, complaint, resolution, action, inaction.

ВИТЮК Владимир Васильевич -доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Таможенное дело». VityukV. V@yandex.ru.

VITYUK V. V. - Docent, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Customs.

На сегодняшний день в РФ, нормативно-правовую основу вопросов обжалования решений, действий (бездействия) (РДБ) таможенных органов и их должностных лиц составляет следующее законодательство:

- Конституция РФ (статьи 33, 45);

- федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон № 59-ФЗ);

* Сибирский государственный университет путей сообщения. 630049, Новосибирск, ул. Д. Ко-вальчук, 191.

Siberian State University of Railway Transport. 191, D. Kovalchuk Str., Novosibirsk, 630049.

- ТК ЕАЭС (ст. 358);

- федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 289-ФЗ) (гл. 51/ статьи 285-300);

- Порядок действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, утвержденный приказом ФТС России от 29.12.2020 № 11631.

Согласно ст. 4 Закона № 59-ФЗ2, обращение - это письменное предложение3, заявление4, жалоба5, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Таким образом, собственно жалобы как вид обращения в сфере таможенного дела (таможенного регулирования) надлежит рассматривать по таможенному законодательству (ТК ЕАЭС и Закону № 289-ФЗ), иные обращения лиц в таможенные органы - по Закону № 59-ФЗ, что на практике таможенными органами и применяется.

Итак, согласно ст. 358 ТК ЕАЭС, любое лицо вправе обжаловать РДБ таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государств - членов ЕАЭС, РДБ таможенных органов или должностных лиц которых обжалуются. В соответствии со ст. 285 Закона № 289-ФЗ, любое лицо вправе обжаловать РДБ таможенных органов или их должностных лиц, если такими РДБ, по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Основываясь на указанном определении6 и нормах гл. 51

1 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.parvo.gov.ru (дата обращения: 31.03.2021).

2 Как и ранее по советскому законодательству.

3 Предложение - это рекомендации граждан по совершенствованию законов, иных нормативно-правовых актов, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

4 Заявление - это просьба граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативно-правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

5 Жалоба - это просьба граждан о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод, законных интересов либо прав, свобод, законных интересов других лиц.

6 Определение далеко не идеально, достаточно отметить, что оно не содержит указания на сферу обжалования (т. е. круг общественных отношений, обжалование которых регламентировано Законом № 289-ФЗ).

Закона, перейдем к юридическим вопросам процедуры обжалования РДБ и исследованию элементов правового института их обжалования.

Субъекты обжалования. Согласно определению (ст. 285 Закона № 289-ФЗ), субъективным правом на обжалование РДБ таможенных органов и/или их должностных лиц обладают любые лица, если, по их мнению, указанными РДБ (ч. 1 ст. 285):

а) нарушены их права, свободы или законные интересы;

б) созданы препятствия в реализации прав, свобод, законных интересов;

в) незаконно возложена какая-либо обязанность7.

Одновременно отказ лица от обжалования РДБ таможенных органов,

их должностных лиц недействителен (ч. 2 ст. 285). Недействительность как правовое понятие в данном случае по смыслу синонимично понятию ничтожности, означающему, что для подтверждения недействительности отказа лица от обжалования не требуется признания его таковым судом, и он не является действительным в силу указания на то в законе. При подобной норме любые гарантии, обещания, обязательства, данные лицами таможенным органам (их должностным лицам), что они не будут обжаловать их РДБ, являются недействительными с момента их предоставления.

Также обжалуемые РДБ таможенных органов и их должностных лиц должны касаться прав, свобод или законных интересов лица непосредственно и индивидуально, признаками проявления (следствием) чего являются: нарушение либо создание препятствий в реализации прав, свобод, законных интересов, незаконное возложение обязанности. Инициативная защита прав других лиц - не предусмотрена. Соответственно, жалобщиками могут быть только заинтересованные лица8.

7 Обращаем внимание на принципиальное отличие в определении управомоченных лиц на обжалование (обращение) Законами № 289-ФЗ и № 59-ФЗ. Так, согласно последнему закону, субъективным правом на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления (в форме заявлений и жалоб) обладают лица как в отношении своих прав, свобод и законных интересов, требующих защиты, восстановления или содействия в их реализации, так и в отношении прав, свобод и законных интересов других лиц.

8 По ТК ЕАЭС (подп. 9 п. 1 ст. 2) заинтересованное лицо - это лицо, интересы которого в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц. В то же время во всех предыдущих таможенных кодексах: Российской Федерации 2003 г. и Таможенного союза указанное понятие определялись, с введением в их определения терминов о непосредственности и индивидуальности. Так, по ТК ТС (подп. 7 п. 1 ст. 4) заинтересованное лицо - это лицо, интересы которого в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально. Подобное же определение присутствовало и в ТК РФ 2003 г. (подп. 18 п. 1 ст. 11). В ТК РФ 1993 г. собственно названное определение отсутствует, но при определении лиц, имеющих право на обжалование, использованы те же термины (ст. 405).

При этом непосредственность - это признак, характеризующий наличие у лица затронутых РДБ интересов и выражающий степень зависимости между двумя фактами (РДБ и интересами лица, затронутыми ими), в системе которых как взаимосвязанных явлений первое с неизбежностью порождает второе, выступая тем самым, соответственно, в качестве причины и следствия, во взаимосвязи которых отсутствуют иные явления, влияние которых имело бы такую же степень неизбежности на причинную связь с последствием. Другими словами, РДБ как причина, затронувшая интересы лица, должна находиться в такой степени зависимости с последствиями, когда наступление последних обусловлено реальными возможностями, созданными для этого причиной, либо когда подобные реальные возможности, возникшие от воздействия других факторов, в результате действия причины превращены в действительность.

В свою очередь, индивидуальность - это признак, характеризующий наличие у лица затронутых РДБ интересов и определяющий указанные интересы по степени их относимости к названному лицу как личных, т. е. принадлежащих конкретному, отдельному лицу как субъекту таможенно-правовых отношений (гражданину, юридическому лицу). К указанным лицам могут быть отнесены декларанты, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела (таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы таможенных, свободных складов, складов

Казалось бы, поведение и логика законодателя последовательны и отказ от признаков непосредственности и индивидуальности при определении наличия у лица заинтересованности в правовом плане обоснованы. Однако это только на первый взгляд. Отсутствие указанных признаков как раз лишает правоприменителей критериев, которыми определяется интерес, а соответственно, право лиц на обжалование РДБ, в связи с чем понятие «заинтересованное лицо» становится аморфным и в правовом плане неопределенным. Во-вторых, при подобной трактовке понятия «заинтересованное лицо» в таможенном законодательстве ЕАЭС российский законодатель в силу неизвестных причин продолжил использование в Законе № 289-ФЗ терминов непосредственности и индивидуальности при определении управомоченных лиц на получение от таможенного органа информации о причинах принятого (непринятого) решения, совершенного (несовершенного) действия (ч. 1 ст. 265). Аналогично до недавнего времени были определены управомоченные лица: а) на получение от таможенных органов информации о правовых актах таможенного законодательства ЕАЭС, актах законодательства и иных правовых актах РФ в сфере таможенного регулирования (ст. 9), а также б) на получение от таможенных органов консультации по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (ст. 264), в указанных случаях указание на признаки непосредственности и индивидуальности, содержалось в п. 2 Административного регламента, утвержденного приказом ФТС России от 09.06.2012 № 1128, которым было регламентировано оказание таможенными органами данных видов государственных услуг. Приказ утратил силу только в октябре 2021 г.

Соответственно непосредственность и индивидуальность - это признаки, определяющие заинтересованность лица в обжаловании РДБ, в результате совершения которых затронуты его интересы, т. е. обстоятельства, характеризующие наличие у него субъективного права на обжалование, и соответственно, права выступать субъектом обжалования.

временного хранения, магазинов беспошлинной торговли, УЭО), иные лица, опосредованно участвующие в отношениях, связанных с перемещением товаров либо с деятельностью в сфере таможенного дела (банки/кредитные учреждения, выдавшие гарантии, поручители, залогодатели, страховщики, перевозчики, экспедиторы, эксперты, специалисты и др.). Иные лица, участвующие в таможенно-правовых отношениях, но от имени заинтересованных лиц в силу закона (законные представители), решений государственных органов (опекуны, попечители, усыновители), гражданско-правовых сделок (поверенные, представители, агенты), организационно-правового статуса юридических лиц (руководители, учредители и пр.) и иные подобные лица, у которых права и обязанности, вытекающие из названных отношений, в связи с совершаемыми ими действиями, сделками, операциями, не возникают, к заинтересованным лицам не относятся.

Предмет обжалования. Им являются конкретные РДБ таможенных органов и/или их должностных лиц, опосредующие таможенные отношения, с принятием/непринятием, совершением/несовершением которых не согласен жалобщик. Под РДБ в сфере таможенного дела понимаются:

решение - оформленный в соответствии с установленным порядком правовой акт таможенного органа или его должностного лица, содержащий властное волеизъявление в виде предписания, дозволения или запрета индивидуального характера, порождающее правовые последствия;

действие - акт волевого поведения таможенного органа или его должностного лица, не имеющий письменного выражения, но с которым связано наступление юридических (правовых) последствий;

бездействие - невыполненная таможенным органом или его должностным лицом возложенная на них обязанность по принятию определенного решения или совершению определенного действия.

Иные виды проявлений деятельности таможенных органов или их должностных лиц в соответствии с Законом № 289-ФЗ обжалованию не подлежат9.

Сфера обжалуемых РДБ таможенных органов или их должностных лиц. Обжалованию в установленном порядке подлежат РДБ, принятые или совершенные (несовершенные) в сфере таможенного дела (регулирования).

В ч. 1 ст. 2 Закона № 289-ФЗ (в определении понятия «таможенное дело в РФ») приведен неполный перечень правоотношений, связанных с обстоятельствами, относимыми к сфере таможенного дела (регулирования):

9 К примеру, составление профиля риска, карты коррупционных рисков в таможенных органах, опубликование статистики и пр.

а) ввоз товаров в РФ и их вывоз из РФ; б) нахождение и использование товаров в РФ или за ее пределами; в) порядок совершения таможенных операций; г) порядки исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения уплаты таможенных и иных платежей; д) порядок проведения таможенного контроля; е) порядок соблюдения запретов и ограничений; ж) порядок реализации мер таможенно-тарифного регулирования и др.

Соответственно, иные виды направлений деятельности таможенных органов или их должностных лиц в соответствии с Законом № 289-ФЗ указанной сферой не охватываются и обжалованию не подлежат, к примеру: а) жалобы на постановления таможенных органов по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела (нарушениям таможенных правил), а также на решения, принятые по жалобам на указанные постановления; б) жалобы на иные РДБ таможенных органов, их должностных лиц, в отношении которых предусмотрен специальный порядок рассмотрения (к примеру, связанные с ведением уголовных дел, оперативно-розыскной деятельностью); в) в иных случаях10.

Подведомственность обжалования. Жалобы на РДБ таможенных органов или их должностных лиц могут быть поданы:

- в судебные органы: а) суды общей юрисдикции, б) арбитражные суды в соответствии с их компетенцией согласно АПК РФ11 и КАС РФ12;

- в таможенные органы (ведомственное/субординационное): во всех случаях - в вышестоящий таможенный орган.

Исключение: решение ФТС России обжалуется в суд.

При этом а) жалоба на РДБ таможенных органов либо их должностных лиц, одновременно поданная в таможенные органы и в суд, подлежит рассмотрению судом (приоритет судебной власти); б) подача жалобы на РДБ таможенных органов, их должностных лиц в таможенные органы не исключает права лиц на одновременное или последующее обжалование тех же РДБ в судебные органы (сохранение права на судебное обжалование независимо от реализации права на ведомственное/субординационное обжалование).

Порядок субординационного обжалования. Жалоба на РДБ таможенных органов и/или их должностных лиц, подлежащая подаче в вышестоящий таможенный орган, подается (ст. 288 Закона № 289-ФЗ): а) в таможенный орган (через него), РДБ которого или должностного лица которого обжалуются; в этом случае таможенный орган должен направить жалобу

10 К примеру, деятельность в области жилищной, пенсионной и социальной политики ФТС России, в области развития экспертно-криминалистической службы и пр.

11 Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

12 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

с заключением и документами по ней в вышестоящий таможенный орган в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления; б) жалоба на РДБ таможенного поста подается в таможню.

Сроки обжалования. Сроки подачи жалобы составляют - 3 месяца (ч. 1 ст. 289 Закона № 289-ФЗ), исчисляемых:

- со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод, законных интересов, создании препятствий в их реализации, незаконном возложении обязанности)13;

- со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения, или совершения действия, установленных таможенным законодатель-

ством14.

В случае пропуска данных сроков они по ходатайству лица могут быть восстановлены таможенным органом, правомочным рассматривать жалобу, при наличии доказательств наличия уважительных причин их пропуска, представленных заявителем. Указанное заявление может быть сделано: а) в тексте жалобы; б) в виде отдельного документа, прилагаемого к жалобе.

Восстановление пропущенного срока выражается в фактическом принятии жалобы к ее рассмотрению по существу.

Форма и содержание жалобы. Жалоба подлежит подаче в таможенный орган в письменном виде15.

Жалоба должна содержать: а) наименование таможенного органа, РДБ которого обжалуются; б) имя (ФИО) физического лица, местожительство; наименование юридического лица, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика; в) существо обжалуемого РДБ; г) основания, по которым лицо считает права, свободы, законные интересы нарушенными.

Жалоба должна быть подписана самим заявителем или его предста-вителем(ями).

Представители физических лиц: а) законные (и узаконенные) представители (родители, усыновители, опекуны, попечители); б) представители, уполномоченные доверенностью (в том числе и адвокаты).

Представители юридических лиц: а) законные представители/органы юридического лица (руководители, иные органы, действующие

13 То есть с момента возникновения субъективного права на обжалование.

14 То есть с момента начала бездействия и, соответственно, возникновения субъективного права на обжалование.

15 Согласно ст. 300 Закона № 289-ФЗ с 01.01.2022 жалоба может быть подана в электронном виде. До указанного момента жалоба, поданная по информационным системам общего пользования, считалась поданной без соблюдения требований к ее оформлению (без подписи заявителя), что служило основанием для принятия решения об отказе в ее рассмотрении по существу.

без доверенности); б) сотрудники юридического лица, уполномоченные доверенностью; в) адвокаты, оказывающие юридическому лицу услуги, уполномоченные на то доверенностью.

Последствия подачи жалобы. По общему правилу подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемых РДБ. В то же время таможенный орган, РДБ которого обжалуются, по письменному ходатайству заявителя принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемых РДБ, связанных со взысканием таможенных платежей, при условии предоставления заявителем обеспечения исполнения своих обязанностей по обжалуемым РДБ в виде денежного залога или банковской гарантии в размере не меньше, чем сумма таможенных платежей по обжалуемому РДБ. Исключение: 1) лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела; 2) УЭО, по ходатайству которых в качестве мер обеспечения приостановления обжалуемых РДБ может использоваться обеспечение их деятельности в качестве указанных лиц, если сумма обжалуемого РДБ менее суммы названного обеспечения16.

Виды решений. По жалобе на РДБ таможенного органа, его должностного лица с момента ее появления как юридического факта могут быть приняты следующие виды решений, определяющих ее правовую судьбу:

1) об отказе в рассмотрении жалобы (по существу);

2) о принятии отзыва жалобы;

3) по существу жалобы.

Решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу. Такое решение (полностью или в части) принимается при наличии следующих оснований:

- уже имеется решение, вынесенное этим же или вышестоящим таможенным органом по тому же предмету обжалования;

16 Процедура рассмотрения таможенным органом ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемых РДБ состоит из следующих действий: таможенный орган, РДБ которого или должностного лица которого обжалуются, рассматривает ходатайство в срок 7 рабочих дней и принимает одно из следующих решений:

а) о приостановлении исполнения обжалуемого РДБ;

б) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого РДБ по основаниям:

- несоответствия банковской гарантии требованиям пунктов 3-9, 15 ст. 61 Закона № 289-ФЗ;

- отказа таможенного органа, рассматривающего ходатайство, в принятии банковской гарантии по основаниям, указанным в пунктах 18, 19 ст. 61 Закона № 289-ФЗ.

О принятом решении заявитель и таможенный орган, рассматривающий жалобу, уведомляются в 3-дневный срок. Решение об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого РДБ может быть обжаловано в суд (ст. 299 Закона № 289-ФЗ).

Форма решения по ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемых РДБ установлена приказом ФТС России от 24.12.2018 № 2099 «Об утверждении формы решения о приостановлении (об отказе в приостановлении) исполнения обжалуемого решения таможенного органа и формы решения по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа».

- не соблюден установленный срок обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;

- обжалуемые РДБ являются предметом рассмотрения суда;

- жалоба подана лицом, права, свободы, законные интересы которого обжалуемыми РДБ не затронуты;

- предмет обжалования отсутствует (т. е. факт принятия таможенным органом обжалуемых РДБ не подтвердился);

- несоблюдение формы и содержания жалобы;

- непредставление документов, подтверждающих полномочия лица, подавшего (подписавшего) жалобу17.

Решение об отказе в рассмотрении жалобы (по существу) принимается в течение 5 рабочих дней, считая со следующего дня после поступления жалобы или документов, подтверждающих вышеуказанные основания, и должно быть направлено заявителю в течение 3 рабочих дней со дня его принятия заказным почтовым отправлением.

Принятие решения об отказе в рассмотрении жалобы препятствует ее повторной подаче в таможенный орган по тому же предмету обжалования, за исключением оснований, указанных в пунктах 6 и 7, и может быть обжаловано в суд (ст. 299 Закона № 289-ФЗ).

Решение о принятии отзыва жалобы. Жалобщик вправе отозвать жалобу в любой момент до принятия решения по ее существу. Основанием отзыва жалобы является волеизъявление лица, ее подавшего. Принятие решения об удовлетворении заявления об отзыве жалобы18 является безусловным основанием для прекращения ее рассмотрения по существу. Указанный отзыв лишает заявителя права повторного обращения по тому же предмету обжалования (даже в пределах неистекшего срока обжалования).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 В Законе № 59-ФЗ содержится подобный же перечень оснований, с наличием которых ответ на обращение не дается (ст. 11). Некоторые из оснований, которые не совпадают с перечнем по Закону № 289-ФЗ, могли бы быть использованы в последнем в качестве новелл, к примеру: а) если обжалуется судебное решение (то по закону заявителю необходимо разъяснить установленный порядок его обжалования); б) если обращение содержит нецензурные или оскорбительные выражения, угрозу жизни, здоровью, имуществу (в этом случае закон предусматривает уведомление лица о недопустимости злоупотребления им своим правом. Однако, как представляется, в подобных случаях такие обращения необходимо направлять в правоохранительные органы для проверки наличия в действиях заявителя состава преступления); в) если в обращении излагаются вопросы, на которые заявителю ранее давались неоднократные ответы по существу, а новые доводы и обстоятельства не приводятся (для этого случая закон предусматривает дачу ответа о прекращении переписки и безосновательности очередного обращения).

18 В ст. 294 Закона № 289-ФЗ не указывается, но отзыв жалобы должен быть оформлен с соблюдением тех же требований, что и требования к жалобе: письменная форма, наличие подписи заявителя либо подписи представителя, полномочия которого на это действие предусмотрены соответствующим документом.

О принятии отзыва жалобы заявитель и таможенный орган, РДБ которого обжалуются, уведомляются в срок 3 рабочих дня с момента поступления отзыва19.

Рассмотрение жалобы по существу. Жалоба рассматривается вышестоящим таможенным органом по отношению к таможенному органу, РДБ которого или должностного лица которого обжалуются. От имени вышестоящего таможенного органа решение по жалобе принимает его начальник либо должностное лицо, им уполномоченное.

Сроки рассмотрения жалобы. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 1 месяца со дня ее поступления в таможенный орган, полномочный рассматривать жалобу. Жалоба, поданная с нарушением порядка ее подачи (ст. 288 Закона № 289-ФЗ), рассматривается в срок 2 месяца со дня ее поступления в вышестоящий таможенный орган.

Сроки могут быть продлены решением начальника таможенного органа либо должностного лица, им уполномоченного, но не более чем на 1 месяц. Уведомление о продлении высылается заявителю заказным почтовым отправлением в срок 3 рабочих дня со дня принятия решения.

Приостановление сроков рассмотрения жалобы. В силу ч. 4 ст. 291 Закона № 289-ФЗ в случае, если в таможенном органе отсутствуют документы и сведения, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, таможенный орган, ее рассматривающий, вправе запросить их у заявителя. При направлении такого запроса срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов и сведений, но не более чем на 3 месяца после дня направления запроса.

Если запрошенные документы и сведения не представлены, решение по жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены указанные документы и сведения.

Решение по существу жалобы. По существу жалобы принимаются следующие два вида решений (ч. 2 ст. 298 Закона № 289-ФЗ):

а) признание правомерными обжалуемых РДБ таможенного органа или его должностного лица и отказ в удовлетворении жалобы;

б) признание неправомерными обжалуемых РДБ таможенного органа или его должностного лица (полностью или частично) и удовлетворение жалобы (полностью или частично).

При удовлетворении жалобы (полностью/частично) таможенный орган:

- отменяет (полностью/частично) принятое таможенным органом обжалуемое решение;

19 В ст. 294 Закона № 289-ФЗ не указывается, в какой форме и в какой срок должно быть принято решение о принятии отзыва жалобы. Исходя из того, что срок уведомления о решении по принятию отзыва жалобы необходимо направить заявителю и таможенному органу, РДБ которого обжаловались, в срок 3 рабочих дня с момента поступления отзыва жалобы, то вынесение решения о принятии отзыва жалобы должно быть осуществлено в этот же срок.

- отменяет принятое таможенным органом обжалуемое решение и обязывает таможенный орган принять новое решение и/или меры, направленные на устранение допущенных нарушений;

- признает обжалуемые действия (бездействие) таможенного органа неправомерными и обязывает таможенный орган принять меры, направленные на устранение допущенных нарушений.

Решение (копия) по жалобе направляется заявителю в течение 3 рабочих дней со дня его принятия заказным почтовым отправлением.

Решение по жалобе20 на РДБ таможенного органа или его должностного лица может быть обжаловано (ч. 7 ст. 298 Закона № 289-ФЗ): а) в суд; б) в вышестоящий таможенный орган.

Реализация решений, принятых по жалобе. Действия по реализации решения, принятого таможенным органом об удовлетворении жалобы, должны быть совершены таможенным органом, РДБ которого обжаловались и признаны неправомерными, в срок 15 рабочих дней после дня поступления в таможенный орган решения по указанной жалобе, если иной срок не установлен таможенными законодательствами ЕАЭС и/или РФ.

Содержание решения по жалобе (по существу). Решение таможенного органа по жалобе должно содержать: а) наименование таможенного органа, рассмотревшего жалобу; б) номер решения, дату и место составления решения; в) должность, фамилию, инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе, реквизиты документа, подтверждающего его полномочия на рассмотрение; г) ФИО / наименование лица, обратившегося с жалобой; д) существо обжалуемого РДБ, наименование таможенного органа (должностного лица), РДБ которых обжалуются; е) фактические обстоятельства, установленные по обжалуемым РДБ; ж) основания и выводы по принятому решению по жалобе; з) принятое по жалобе решение; и) сведения о порядке обжалования решения.

Решение подписывает должностное лицо, принявшее решение по жалобе.

© Витюк В. В., 2022 © Уйуик V. V., 2022

Для цитирования:

Витюк В. В. Правовая модель и механизм правоприменения института обжалования нарушений в сфере таможенных отношений // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 1(98). С. 66-76.

20 Форма решения установлена приказом ФТС России от 24.12.2018 № 2099 «Об утверждении формы решения о приостановлении (об отказе в приостановлении) исполнения обжалуемого решения таможенного органа и формы решения по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.