ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
УДК 342.98
DOI 10.24866/1815-0683/2021-1/109-114 И. В. КОЛЕСНИКОВ*, И. В. ЧЕПУРНАЯ**
Актуальные проблемы обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц
КОЛЕСНИКОВ
Игорь Владимирович - магистрант 2-го курса юридического факультета. i.kolesnikov@customs-academy.ru.
KOLESNIKOV I. V. - 2nd year Master's student of the Faculty of Law.
ЧЕПУРНАЯ Ирина Владимировна -кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. chepurnaja.irina@vfrta.ru.
CHEPURNAYA I. V. - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Civil Law Disciplines.
Рассматривается институт обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. Проводится анализ предусмотренных действующим законодательством порядков обжалования: судебного и административного. Выделены проблемы, связанные с применением разных порядков обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. Подчеркнута необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, выработки единообразных подходов к порядку рассмотрения жалоб таможенными органами.
Ключевые слова: законодательство Российской Федерации о таможенном деле, обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов, ведомственный контроль, судебный порядок, административный порядок.
I. V. KOLESNIKOV, I. V. CHEPURNAYA Actual Problems of Appealing Decisions, Actions (Inaction) of Customs Authorities of the Russian Federation and Their Officials
The institute of appeal of decisions, actions (inaction) of customs authorities and their officials is considered. The analysis of the judicial and administrative appeal procedures provided for by the current legislation is carried out. The problems associated with the application of different procedures for appealing decisions, actions (inaction) of customs authorities and their officials are highlighted. The need to improve the regulatory framework and develop
* Российская таможенная академия. 140015, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4.
Russian Customs Academy. 4 Komsomolsky Ave., Lyubertsy, Moscow Region, 140015.
** Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.
Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.
uniform approaches to the procedure for handling complaints by customs authorities is emphasized.
Keywords: legislation of the Russian Federation on customs affairs, appealing decisions, actions (inaction) of customs authorities, departmental control, legal process, administrative procedure.
В науке административного права существует большое количество неразрешенных проблем, которые негативно сказываются на эффективности государственно-правового регулирования общественных отношений. Одна из них - реализация института обжалования решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц. Ежегодно граждане и организации направляют в уполномоченные органы тысячи жалоб с требованиями об устранении нарушений прав и законных интересов, вызванных незаконными решениями, противоправными действиями либо бездействием должностных лиц. Заявители просят восстановить их права, провести служебную проверку, а также привлечь к ответственности виновных лиц. Жалобы затрагивают самые различные аспекты деятельности заявителей, в том числе защиты прав в таможенной сфере.
Важной задачей государства и таможенных органов является оказание содействия внешней торговле с учетом соблюдения национальных экономических интересов, а также недопущение возникновения конфликтных ситуаций. Законодатель предусмотрел для участников ВЭД два порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов, которые затрагивают их права и законные интересы: судебный и административный (досудебный). Анализ статистических данных ФТС России, а именно данных о количестве поданных гражданами и организациями в 2018 и 2019 гг. жалоб (исков) в административном и судебном порядке, показывает, что большинство пришли к выводу, что обращение с жалобами в таможенные органы не эффективно, и предпочитают сразу обращаться в суд.
Одной из основных причин сложившейся ситуации можно назвать отсутствие в таможенных органах должной правовой регламентации организационного и административного механизмов работы с жалобами физических и юридических лиц на ведомственном уровне. Пусть и в меньших масштабах, но все еще имеют место формализм, нарушение процессуальных сроков, несоблюдение режима делопроизводства по жалобам, необоснованность принимаемых решений, определенная необъективность. Отсутствует и действенный механизм юридической ответственности должностных лиц за допущенные нарушения при производстве по жалобам. Все это сильно ограничивает права добросовестных участников ВЭД, которые предпринимают попытки обжаловать решения, действия (бездействие) должностных лиц и тем самым пытаются восстановить свои права и законные интересы.
Вследствие неэффективности административного порядка обжалования возникают проблемы и в судебной системе. Вместо того, чтобы решать споры о праве, судьям приходится погружаться в сферу товароведения и бухгалтерских расчетов, соблюдая при этом сложный и громоздкий порядок производства. Даже строгая
организационная упорядоченность не позволяет суду справляться с большим количеством дел.
Представители таможенных органов, понимая всю сложность ситуации, пытаются разрешать возникающие проблемы: выражают стремление в развитии досудебного порядка обжалования, активизируют ведомственный контроль, вносят изменения в порядок корректировки таможенной стоимости, более принципиально подходят к оценке законности и обоснованности принимаемых решений. На современном этапе развития таможенного законодательства вопросы совершенствования механизма досудебного обжалования приобретают особую значимость.
Настоящая работа имеет целью анализ существующих механизмов обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, что позволит сделать предложения по возможным вариантам совершенствования административного порядка обжалования в таможенных органах.
Деятельность таможенных органов Российской Федерации преследует достижение правоохранительных и экономических целей. Первые направлены на обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, а вторые - на пополнение федерального бюджета и защиту российских производителей. Во исполнение возложенных функций и решения поставленных задач таможенные органы наделены властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера, которые в необходимых случаях ограничивают права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц.
Институт обжалования имеет важный, сложный и многогранный характер. Руководящим нормативным актом, регламентирующим правоотношения, связанные с реализацией гражданами права на обращение, является Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». С принятием данного акта была нормативно закреплена современная организационно-правовая модель института обращений и производства по ним.
Большинство споров в таможенной сфере вызвано столкновением частных и публичных интересов, порожденных фискальной функцией таможенных органов [1]. Таможенные органы стремятся в максимально возможной степени выполнить планы по формированию доходной части бюджета, а участники ВЭД - минимизировать издержки при совершении таможенных операций.
Основаниями для обжалования могут выступать дефектность принятого должностным лицом решения или совершенного деяния (действия либо бездействия) из-за некомпетентности, противоправная деятельность должностного лица и другие обстоятельства, не соответствующие требованиям законодательства. Обжалованию подлежит абсолютно любое решение, действие (бездействие) таможенных органов, затрагивающее интересы заявителя, будь то затягивание срока выпуска товара или нарушение порядка проведения таможенного контроля.
Отметим, что граждане и организации активно используют право на обжалование. По данным ФТС России, в 2019 г. к таможенным органам было предъявлено 11 883 иска (10 422 иска - в 2018 г.), а количество поданных в вышестоящие таможенные органы жалоб составило 4 994 (2 639 жалоб - в 2018 г.). Часто обжалуются решения, связанные с корректировкой таможенной стоимости,
начислением процентов на излишне взысканные таможенные платежи, классификацией товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, возвратом (зачетом) излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в связи с корректировкой таможенной стоимости. Нередко объектом обжалования в судах выступают постановления таможенных органов о привлечении лиц к административной ответственности (в среднем 30 % заявлений). По искам к таможенным органам судами приняты отрицательные решения в отношении 35 % общего количества судебных дел (в 2018 г. - 39,6 %) [3; 4].
Институт обжалования в деятельности таможенных органов представляет собой правозащитный механизм, совокупность правовых норм, материального и процессуального характера, регламентирующих, с одной стороны, порядок подачи жалобы, а с другой - порядок рассмотрения, принятия и исполнения решения по жалобе, реализуемых в рамках административно-юрисдикционного процесса и призванных защищать права и законные интересы физических, юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в таможенных правоотношениях.
Институт обжалования является важной гарантией защиты прав и законных интересов лиц, вступающих в правоотношения с таможенными органами. Его сущность заключается в возможности граждан и организаций самостоятельно отстаивать нарушенные права, свободы и законные интересы посредством подачи жалоб в компетентные органы. Институт обжалования в деятельности таможенных органов основан на конституционных положениях. Так, в силу ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право направить индивидуальное или коллективное обращение либо обратиться лично в государственный орган или орган местного самоуправления. Это позволяет выявлять недостатки в государственном управлении, служит способом укрепления связи государственного аппарата с населением, а также является необходимым средством защиты прав, свобод граждан. В данном ключе некоторые исследователи рассматривают обращения в органы государственной власти (в том числе и право на подачу жалобы) как неотъемлемую часть прямой демократии [2].
Для разрешения таможенно-правового спора решающим фактом является установление неправомерности действий таможенных органов, а также причинно-следственной связи. Выявить эти факты можно только при помощи института обжалования в порядке ведомственного контроля или в ходе судебного разбирательства [1].
ТК ЕАЭС не содержит прямых норм, регламентирующих право на обжалование действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. Согласно ст. 358 ТК ЕАЭС порядок и сроки обжалования устанавливаются национальным законодательством государства-члена. Действующим российским законодательством предусмотрено два способа обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц: досудебный и судебный. Выбор порядка обжалования осуществляется лицом, полагающим, что его права и законные интересы нарушены, по своему усмотрению. Таможенным законодательством не предусмотрено требование о соблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора, поэтому лицо может напрямую обратиться
в суд и не опасаться, что его исковое заявление будет возвращено или оставлено без рассмотрения.
Судебное разбирательство предоставляет гражданам и юридическим лицам более высокий уровень правовой защиты: стороны в процессе равны; дело рассматривается независимым и беспристрастным судом; обязанность давать объяснения суду возлагается на государственные органы и должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших действие (бездействие). Однако оно связано и с некоторыми издержками. Так, согласно ч. 1 ст. 200 АПК РФ срок рассмотрения дел арбитражным судом по анализируемой категории споров составляет три месяца со дня поступления заявления. В исключительных случаях указанный срок может продлеваться до шести месяцев. Даже несмотря на то, что в силу положений ч. 7 ст. 201 АПК РФ решения арбитражных судов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) таможенных органов подлежат немедленному исполнению, трехмесячный срок - это довольно длительный период времени, на который участник ВЭД лишается спорных денежных средств [5]. Неизбежны при обращении в суд и расходы, связанные с оплатой государственной пошлины и судебных издержек.
Существующий в настоящий момент в таможенных органах механизм рассмотрения жалоб имеет существенные пробелы и недостатки, приводящие к отказу в рассмотрении жалоб, затягиванию сроков, вынесению необоснованных решений по жалобам. Указанные обстоятельства не позволяют говорить об административном порядке обжалования в таможенной сфере как о достойной альтернативе судебному порядку. Закрепление обязательного досудебного порядка обжалования в настоящее время безусловно приведет к серьезным ошибкам и грубейшему нарушению прав заявителей.
Полагаем, что для решения существующих проблем таможенным органам необходимо Положение о рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела. При его разработке целесообразно учесть следующее.
Во-первых, Положение должно соответствовать действующему законодательству о таможенном регулировании, положениям Закона № 59-ФЗ (в частности, регламентирующих правовой статус лица, подавшего жалобу) и существующей судебной практике. Также следует утвердить указанный нормативно-правовой акт не письмом ФТС России, а приказом, прошедшим в установленном порядке регистрацию в Минюсте России, и обязать всех должностных лиц неукоснительно ему следовать. Только в таком случае можно будет говорить о правовой определенности и о реальной защите прав и законных интересов заявителей.
Во-вторых, представляется необходимым закрепить в Положении деление производства по жалобам на стадии, поскольку это может способствовать качественному совершенствованию упорядоченной и последовательной системы обжалования в таможенных органах.
В-третьих, в Положении должны быть подробно описаны требования, предъявляемые к форме и содержанию жалоб, особенно те, что касаются подтверждения полномочий заявителя, т. к. на практике в связи с данными вопросами возникает наибольшее количество разногласий.
В-четвертых, Положение должно содержать детальную регламентацию доказательственной стороны деятельности таможенных органов на стадии рассмотрения жалоб, поскольку только при условии строгой согласованности порядка, сроков, процедур, процессуальных документов можно говорить об оперативности, полноте и объективности в сборе материалов, необходимых для вынесения законного и мотивированного решения по жалобе.
Как административный, так и судебный порядок обжалования имеют свои плюсы и минусы, однако противопоставлять их друг другу не следует. Представляется, что их эффективное сочетание будет способствовать укреплению демократических начал в жизни гражданского общества. По-настоящему проработанный и отлаженный механизм административного порядка обжалования вполне может выступить в роли «процессуального фильтра», посредством которого будет разрешаться значительное количество дел без обращения в суд. Предполагаем, что в таком случае может появиться возможность закрепления обязательного досудебного порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.
Предложенные изменения позволят снизить загруженность судебной системы и пресечь злоупотребления со стороны недобросовестных декларантов, упростить процедуру защиты лицами своих прав и законных интересов, сократить экономические и временные затраты на обжалование, повысить авторитет таможенных органов. Также обязательный досудебный порядок обжалования может послужить основой для активизации приостановления исполнения обжалуемых решений, направленных на взыскание таможенных платежей. Государству более не придется возвращать уже уплаченные таможенные платежи и проценты из казны.
Список литературы
1. Бакаева О. Ю. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц: вопросы судебной практики // Судья. 2018. № 9. С. 40-44.
2. Подзорова Г. В. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц // Административное право и процесс. 2014. № 5. С. 53-56.
3. Таможенная служба Российской Федерации в 2018 году: Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. Москва, 2019.
4. Таможенная служба Российской Федерации в 2019 году: Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. Москва, 2020.
5. Шамаева В. В. Досудебное урегулирование споров с таможней // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2015. № 2 (71). С. 76-77.
© Колесников И. В., Чепурная И. В., 2021 © Кокяшкоу I. V., СЬеригпауа I. V., 2021
Для цитирования:
Колесников И. В., Чепурная И. В. Актуальные проблемы обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 109-114.