ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ
В. Д. Коваль
КОНТРОЛЬ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: ИНСТИТУТ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ
В статье раскрывается содержание понятия «институт обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц»; анализируются противоречия нового таможенного законодательства и формулируются предложения по его совершенствованию в рамках данной проблематики.
Ключевые слова: незаконные решения таможенных органов; должностные лица таможенных органов; соблюдение законности; нарушение требований законодательства; обжалование; подача жалобы; срок рассмотрения; действие (бездействие); контроль.
Незавершенность процесса формирования нового таможенного законодательства, вольное толкование и применение его материальных и процессуальных норм, низкий уровень правосознания и правовой культуры порождают большое количество нарушений закона при принятии решений должностными лицами таможенных органов.
Повышение уровня законности принимаемых таможенными органами решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела является одной из стратегических целей в деятельности ФТС России на 2011 г. [1].
Как известно, в России с 2010 г. действует новое таможенное законодательство - Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) [2] и Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [3]. Ведущая роль в правовом и организационно-методическом обеспечении соблюдения таможенного законодательства участниками ВЭД и должностными лицами таможенных органов отведена правовым подразделениям ФТС России.
В качестве основных направлений их деятельности можно обозначить следующие:
- обеспечение законности принимаемых таможенными органами и их должностными лицами решений;
- контроль за соблюдением законности в таможенных органах;
- обеспечение защиты государственных интересов в судах;
- осуществление ведомственного контроля.
При этом в рамках контроля за соблюдением законности может применяться такая мера, как обжалование законности решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере их деятельности.
Так, согласно ст. 9 ТК ТС любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и в сроки, которые установлены законодательством государства - члена Таможенного союза, решения, действия (бездействие) должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В российском законодательстве в области таможенного дела порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в настоящее время урегулирован гл. 3 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В основном он аналогичен гл. 7 ранее действовавшего Таможенного кодекса Российской Федерации [4] (далее -ТК РФ), но имеет ряд отличий.
В соответствии со ст. 36 указанного Закона право обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа принадлежит любому лицу, как физическому, так и юридическому, причем независимо от того, является ли оно участником отношений в области таможенного дела. Обжалованными могут быть любые решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица, если такими решениями, по мнению лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Однако в случаях, когда таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, не правомочен ее рассматривать, срок ее представления в таможенный орган, который имеет право ее рассмотреть, был увеличен с трех до пяти рабочих дней с учетом уведомления в письменной форме лица, подавшего жалобу.
В отличие от ТК РФ в ст. 39 упомянутого Закона указаны новые нормы о полномочии лиц при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа и его должностного лица, участии представителей при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа и его должностного лица.
Было сделано важное добавление в ст. 40 указанного Закона о том, что жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня истечения срока ее принятия таможенным органом.
Внесены также изменения в ст. 42 этого же Закона, касающиеся формы и содержания жалобы на действия (бездействия) таможенного органа. Так, жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме лицом или его представителем собственноручно и подписывается лицом, чьи права, по его мнению, нарушены. В случае если жалоба подается представителем, к ней должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия подателем. При этом использование аналогов собственноручной подписи для подписания жалобы не допускается.
Статьей 44 указанного Закона расширен перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу и помимо ранее указанных в случае, если:
1) не соблюдены установленные сроки обжалования, и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;
2) не соблюдены требования, установленные п. 1 и 2 ст. 42 упомянутого Закона;
3) лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд, и такая жалоба принята судом, арбитражным судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение;
4) предметом указанной жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом;
5) жалоба подана лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном ст. 39 Закона;
6) жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты;
7) предметом жалобы является акт (документ) таможенного органа или его должностного лица, не являющийся решением в сфере таможенного дела;
8) имеется решение, принятое в соответствии со ст. 48 Закона этим же таможенным органом в отношении того же лица и по тому же предмету;
9) отсутствует предмет обжалования, т. е. факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился.
При этом согласно п. 2 ст. 44 Закона решение об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица было также увеличено с трех до пяти рабочих дней со дня поступления указанной жалобы.
Изменения внесены также в форму решения таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, отразившиеся в ст. 48 этого же Закона.
Теперь в решении таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должны быть также указаны реквизиты документа, подтверждающего его полномочия по рассмотрению жалобы (за исключением начальника таможенного органа).
В случае удовлетворения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично действие таможенного органа признается неправомерным.
Ранее действия по реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должны были быть совершены в течение 10 дней со дня поступления решения по указанной жалобе в этот орган, если в указанном решении не установлен иной срок для их совершения. Пункт 4 ст. 48 Закона рассматривает данные 10 дней как рабочие.
Изменения коснулись также упрощенного порядка обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа, регламентированного ст. 49 указанного Закона.
В упрощенном порядке могут быть обжалованы решение, действие (бездействие) должностного лица таможни или таможенного поста в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 2,5 млн. руб. (ранее было 1,5 млн. руб. и (или) одно транспортное средство). При этом должностное лицо таможенного органа обязано зарегистрировать устную жалобу и выдать перевозчику письменное уведомление о принятии жалобы
к рассмотрению. Рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, принимается незамедлительно, не позднее трех часов с момента ее подачи.
Акт о рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке может быть, как и ранее, обжалован в общем порядке в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.
Следует отметить, что в настоящее время нормами того же Закона в ст. 37 установлен альтернативный порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, предоставляющий возможность обращения с жалобами в суд. Однако чрезмерная загруженность судов, сложность и затратность судебных процедур, длительность рассмотрения дел в судах представляют некоторые затруднения.
При этом введение обязательного досудебного порядка обжалования в деятельность таможенных органов, как представляется, позволит решить ряд задач. В их числе упрощение и ускорение процедуры обжалования, сокращение экономических и временных затрат на обжалование, повышение авторитета таможенных органов, снижение чрезмерной нагрузки на суды за счет уменьшения количества рассматриваемых дел, а также формирование качественно новых отношений между представителями власти и невластными субъектами.
Вышеуказанные меры, на наш взгляд, позволят сократить число незаконных решений в сфере таможенного дела и устранить их негативные последствия, в том числе предупредить возникновение споров с участниками ВЭД, разрешить проблемы до того, как они будут вынесены на рассмотрение судебных органов. При этом институт по обжалованию решений может стать эффективным механизмом обеспечения режима законности в деятельности таможенных органов.
Важным также представляется, что в соответствии с положениями гл. 3 Закона о таможенном регулировании целью совершенствования работы с жалобами в сфере таможенной деятельности, а также повышения уровня защиты прав граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц является взаимодействие со средствами массовой информации. Разъяснение населению порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц позволит избежать многих практических ошибок.
Как показывает проведенный выше анализ, действующее законодательство, регулирующее отношения, связанные с обеспечением законности в деятельности таможенных органов, требует конкретизации и некоторых уточнений. Наиболее полное и правильное конструирование средств, обеспечивающих законность в деятельности таможенных органов, их последующее закрепление в законодательстве позволят осуществлять процесс правоприменения в строгом соответствии с принципом законности.
Использованные источники
1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной
службы на 2009-2011 годы [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/common/img/
uploaded/files/Lichkun_obzhalovaniya/Razdel_1_1.doc.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 № 17 (в ред. Протокола от 16.04.2010) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).
3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.
4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.