Научная статья на тему 'Правовая ментальность как духовный элемент правовой культуры'

Правовая ментальность как духовный элемент правовой культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
851
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая ментальность как духовный элемент правовой культуры»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

А.В. Мурунова

Мурунова Анна Вячеславовна — кандидат, философских наук, доцент кафедры международного права

Нижегородский архитектурно-строительный университет

Правовая ментальность как духовный элемент правовой культуры

Правовая культура — состояние общественного сознания и социальной практики, сложившейся на основе многократного повторения юридической деятельности, ментального взаимодействия права, морали, традиций, обыкновений и т. п. Появление в правоведении такого понятия, как правовая культура, свидетельствует о перемещении внимания в истории общества на его культуру, религиозно-философские установки и систему ценностей. Она определяется человеческими убеждениями, социальными ценностями, классовыми интересами, которые не являются постоянными величинами, но они определяют состояние правовой культуры. Следует заметить, что и сама она весьма изменчива, поскольку человеческие убеждения, ценности, идеи и установки могут измениться даже при жизни одного поколения.

Отечественные теоретики права С.С. Алексеев, А.И. Малько, Г.И. Муромцев и др. рассматривали проблемы зарождения и эволюции права и государства в контексте понятия «правовая культура», которая в свою очередь является одним из стержневых понятий «цивилизация». Рассмотрение права в аспекте ментальности правовой культуры позволяет увидеть специфику отдельных правовых систем. Правовую культуру поэтому нельзя рассматривать односторонне. В широком смысле — это культура человечества в правовой реальности, правовом мире, а в узком смысле правомерное поведение человека в правовой сфере. Она находит яркое выражение в традиционно устойчивой совокупности правовых источников, принципов, норм, процедур, традиционном правосознании, в процессе взаимодействия правовых, религиозных и моральных стандартов.

В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о месте правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом одной из подсистем юридической надстройки, например, элементом правового сознания, частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры с правовой надстройкой и даже выведения ее за пределы правовой надстройки. В последние десятилетия правовую культуру стали определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения, правосознание, законность и т. д. и отождествляя ее тем самым со всей правовой надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных определений. «При таком подходе, — пишет В.П. Сальников, — речь идет о правовом феномене, близком к понимаю всей юридической надстройки... Правовая культура выступает здесь как особое социальное явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности.»1. Тогда возникает вопрос о целесообразности применения этой категории.

Правокультурный процесс идет, прежде всего, в рамках конкретной государственности, национального правопорядка, конкретного исторического времени, специфического правосознания и менталитета данного народа. К числу признаков высокой законодательной культуры общества традиционно относят социальную обоснованность законодательства, что означает соответствие содержания нормативных актов потребностям развития общества, отражение в законах достижений правовой науки, передовой юридической практики, традиций национального духовного менталитета.

Многомерность понятия «правовая культура» как в отечественной, так и в зарубежной литературе привела к различным толкованиям, во-первых, ее содержания и структуры ее смыслового ядра, и, во-вторых, соотношение данного понятия с такими понятиями, как «правовая система», «правосознание» и др. Для того, чтобы разобраться в этом, следует исходить из того, что правовая культура определяется правовой ментальностью. Правовая ментальность — системообразующий фактор, воспроизводящий определенный национальный тип правового мышления, развития правовых традиций, гарантирующих правовую преемственность2. В правовом менталитете коренятся этнические культурноисторические основы права, национальной правовой системы. В структуру правовой ментальности входят правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов, государственно-правовые институты, юридическая наука, юридические акты3. Н.А. Крашенинникова дает такое определение правовой культуры: «.Система исторически сложившихся пра-

1 Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства // Демократия и занятость. Самара, 1991. С. 17.

2 Мурунова А.В. Правовая ментальность: понятие и сущность // Бизнес в законе. 2009. № 4. С. 36—39.

3 Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. № 3. С. 14.

Мурунова А.В. Правовая ментальность как духовный элемент правовой культуры

407

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

вовых традиций, убеждений, ценностей, идей, установок практического правомерного поведения, обеспечивающего воспроизводство правовой жизни общества на основе преемственности»1. В ее основе лежат накопленные цивилизованными способами нормы и ценности правовой истории и современной правовой жизни. Правовая ментальность правовой культуры определяется степенью освоения и осознания правовых ценностей человеческого общества. Нормативные идеалы правовой культуры соединены с материально обусловленной социально-правовой системой и создают матрицу мотивационной организации в ценностной иерархии личности2. И правовая культура, и правовая ментальность выполняют социализирующую функцию, играют стабилизирующую, интегративную и детерминирующую роль.

В.А. Томсинов ставит проблему ядра правовой культуры, которым выступает не право, а юриспруденция, как совокупность теоретических знаний о праве и практических навыков формирования и толкования правовых норм, их классификация и систематизация приемов и способов обработки правового материала. Вторым элементом ядра правовой культуры является юридическое образование, а третьим — основополагающим — правосознание, в котором находит свое выражение отношение общества к праву3. Нам представляется, что это скорее структурные элементы ядра правовой культуры. Самим же ее ядром выступает правовая ментальность, определяющая национальный характер и специфику выражения и проявления компонентов правовой культуры. Любые революционные изменения в правовой культуре поэтому не могут не разрушать как материальные, так и духовные ее основы. Необходима эволюционная адаптация ядра правовой культуры, потребностей, интересов и норм к обновляющейся правовой системе. В связи с нарастанием явления так называемого «правового плюрализма» вряд ли можно связывать правовую культуру исключительно с национальным государством. На сегодня нет классической национальной правовой культуры, ибо они представляют собой симбиоз местного, почвенного и внешнего влияния, инонационального, получившего международное признание. Но и ошибочно недооценивать роль национального характера правовой ментальности и обусловленной ею специфики правовой культуры.

Содержание правового менталитета отражает процесс правокультурного развития, что проявляется как в характере мышления, так и в образе действия. В рамках социально-правовой и этнической ментальности складывается характерный только для данной культуры стиль правового мышления, «думанья», рефлексии. Он по- своему уникален, специфичен, неотделим от социального менталитета4.

Развитие правовой ментальности обусловлено правовыми традициями, культурой, социальными структурами, правовыми институтами и факторами, то есть правовой системой в целом. Изменение даже некоторых существенных из этих условий и факторов неизбежно приводит к изменению правовой ментальности человека или различных социальных групп. Правовая ментальность выступает в 3-х основных видах: 1) в виде внутреннего состояния человека, гибких, изменчивых и стабильных, инвариантных элементов структур его психики; 2) в виде субъект-субъектных и субъект-объектных правовых процессов, отношений и правовой деятельности по обмену ментальностями; 3) в виде результатов этих правовых отношений и деятельности — ментальной правовой среды, в которой реально живут и действуют личность и различные общности людей5.

Определяющей ментальной доминантой правовой культуры является духовность как системообразующая идея. Ее ведущими компонентами являются ценностные ориентиры и идеалы. Правовая ментальность правовой культуры отражает сферу духовного мира, которая включает в себя правосознание и правовое мышление, правовые ценности и традиции. Она, в сущности, совокупность стереотипов правового мышления и правового поведения, она имеет свои ментальные уровни, как и правосознание: обыденный, профессиональный и теоретический. Ментальный уровень правовой культуры формируется социодинамикой права (правовая реальность — правовой социум — правосознание — правопонимание). Ее вектор развития зависит от содержания таких подсистем, как познавательная, оценочная и деятельная. На ментальном уровне правовая культура усвоила наиболее устойчивые и глубокие мифологические образы и представления людей о порядке, гармонии и дисгармонии, нарушении порядка и его восстановлении.

Правовая ментальность и правовая культура обеспечивают воспроизводство правовой жизни общества на основе преемственности, формируют модель правового поведения, основополагающие нормы самого права. Правовая ментальность сохраняет и передает последующим поколениям опыт

1 Крашенинникова Н.А. К вопросу о методе изучения истории права // Вестник Московского университетата. Серия 11: Право. 2007. № 6. С. 11.

2БабенкоА.И. Правовые ценности и освоение их личностью: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 32.

3 Томсинов В.А. Значение категории «правовая культура» для историко-правовой науки // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2007. № 6. С. 29.

4 Мурунова А.В. Национальный характер русского правового мышления // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3. С. 75—80.

5 Мурунова А.В. Правовая культура и правовая ментальность: проблема соотношения // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 3. С. 194.

Юридическая техника. 2016. № 10

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

правовой культуры, ментальными уровнями которой выступают базовые правовые убеждения, установки, ориентиры, нормы, ценности. Поэтому правовая культура включает в себя «сцепление» и взаимодействие социальных интересов, ценностей, норм и правовых институтов, форм правового мышления, традиций, принципов, представлений о праве и законности, практические навыки формирования и толкования правовых норм, их классификацию и систематизацию, установки, качества, стиль правовой деятельности.

Трудно переоценить в ментальном механизме правовой культуры ее функции, совокупность которых порождает в ней систему ментальных процессов в сжатом виде. Функции правовой культуры создают в ней внешние и внутренние связи, обеспечивают ее относительную устойчивость и взаимодействие с другими категориями (правосознанием, правовым мышлением, правовой системы в целом). Именно через них правовая ментальность правовой культуры становится гарантом хранения, селекции, генератором и ретранслятором правовых ценностей. Функции правовой культуры предметно конкретизируют ее основные свойства, элементы, содержание и формы, определяют ее структуру и упорядочивают связи, обеспечивают единство и взаимозависимость ее компонентов. Они играют интегративную, системообразующую роль в ментальном механизме правовой культуры. М.Г. Баумова выделяет общесоциальные функции (экономическую, политическую, социальную, идеологическую, экологическую, демографическую), специально-юридические (правообразующую, регулятивную, аксиологическую, функцию охраны прав и свобод личности, прогностическую, правосоциа-лизаторскую, коммуникативную, функцию трансляции правового опыта)1. Все функции выражают ментальную динамику социально-преобразующей роли правовой культуры и направления ее взаимодействия. Их ментальность выражается в устойчивости, стабильности, детерминированности материальной и духовной жизни общества и самой правовой культуры. Все это усиливает воздействие правовой культуры на сознание и поведение людей, на все сферы общественной и личной жизни.

Следует учитывать, что правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов. В результате действия правовой ментальности правовое сознание и творчество, правовые идеи, гипотезы и теории отдельных индивидов входят в правовые менталитеты наций, в их правовую культуру. Таким образом, являясь духовным элементом правовой культуры, правовая ментальность выполняет функцию обновления правового менталитета, наполнения его новым содержанием, новыми правовыми архетипами.

Правовая культура — живой организм, все элементы которого — нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы — обладают качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического отбора, жизненной апробации. Правовая ментальность играет важную процессуальную роль в переработке предлагаемых правовой культуре новых правовых возможностей, и в конечном итоге в изменении достаточно устойчивых структур правового менталитета.

Правовая культура — практически единственная глобальная форма, через ментальность которой воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов — государственности, правопорядка, правовой системы. Процессы размывания национально-культурных границ приводят к широкому распространению мультикультуризма. Именно национальный «генетический код» составляет основу правового менталитета, который с его помощью сохраняет все ценное в правовой культуре, позволяет заимствовать нужные правовые образцы поведения и отторгает противоречащие данной правовой культуре правовые идеи, нормы, теории и способы правовой деятельности. Правовая ментальность — это тот механизм, благодаря которому правовые системы сохраняют национальную идентичность и специфические черты различных правовых культур.

В контексте общего определения правовую культуру можно представить как совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации). Аксиологическая характеристика правового менталитета также включает в себя как общечеловеческие, общецивилизационные гуманитарные ценности, так и этнические, корпоративные, групповые, кланово-родовые и др. Из данного многообразия ментальных ценностей выделяются этногенетические, базисные, обуславливающие специфику этнической ментальности. Они дают возможность сохранить собственную идентичность, не раствориться во множественных соприкосновениях с иными правовыми культурами и юридическими символами. Данные ценности составляют «генетический код» ментальности, который обусловливает особенности мышления, чувствования, поведения представителей различных наций, народностей, социальных групп. Через эти ценности ментальность формирует собственный неповторимый духовный мир, позволяющий ей развить свою внутреннюю сущность и аксиологическое содержание. Таким образом, ценностный «генетический код» правовой ментальности является ядром правовой культуры.

1 Баумова М.Г. Функции правовой культуры: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. С. 6—7, 10—11.

Мурунова А.В. Правовая ментальность как духовный элемент правовой культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.