Научная статья на тему 'Правовая ментальность: понятие и сущность'

Правовая ментальность: понятие и сущность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3264
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / ТЕОРИЯ ПРАВА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / CULTURE OF LAW / LAW MENTALITY / THEORY OF LAW / LAW CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мурунова А. В.

в статье дается определение правовой ментальности, раскрываются ее особенности и функции, отличие правовой ментальности от правового менталитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The law mentAlity: concept and essence

this article contains definition of law mentality, exposes its particular features and functions, the difference between such categories as «law mentality» and «law mentality».

Текст научной работы на тему «Правовая ментальность: понятие и сущность»

ПРАВОВАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Мурунова А.В., к.ф.н., доцент кафедры международного права ННГАСУ.

Место работы: ННГАСУ.

Аннотация: в статье дается определение правовой ментальности, раскрываются ее особенности и функции, отличие правовой ментальности от правового менталитета.

Ключевые слова: правовая культура, правовая ментальность, теория права, правосознание.

THE LAW MENTALITY: CONCEPT AND ESSENCE

Murunova A., Doctor of Philosophy, associate Professor, the Chair of international law

Annotation: this article contains definition of law mentality, exposes its particular features and functions, the difference between such categories as «law mentality» and «law mentality».

Keywords: culture of law, law mentality, theory of law, law consciousness.

Проблема влияния правовой ментальности и правового менталитета на правовую действительность является сложной и многоплановой. В силу недостаточной разработки ее методологического и теоретического аспектов она требует междисциплинарных исследований. Трудность анализа этой проблемы обусловлена также недостаточной разработанностью адекватных методов изучения ее объекта.

Методологически четко и ясно правовая ментальность и правовой менталитет не разведены и не определены. Причина этого состоит в неразрывной взаимосвязи этих понятий, в том, что они оказывают постоянное взаимодействие друг на друга, модифицируются, изменяются, сохраняя, однако, архетип-ные, инвариантные и вариативные, изменчивые, психические и социокультурные элементы. Таким образом, грань между ними провести весьма непросто. Поэтому большинство ученых не разграничивают понятие правового менталитета и правовой ментальности, употребляя их как синонимы.

Понятие «менталитет» было введено в научный аппарат западными историками. Инициаторами изучения менталитета стали французские историки, представители школы «Анналов» - журнала, созданного М. Блоком и Л. Февром в 1929 году, которые ввели понятие менталитет, обратив внимание на пласт сознания, который в силу своей слабой от-рефлексированности не получил прямого отражения в источнике, а потому постоянно ускользает от поля зрения историков. Г. Ботуль полагал, что менталитет присущ только одному индивиду, и что он связан не столько с познанием, сколько с верой. Многие зарубежные ученые единодушны в своем стремление приписать вере решающие значение в менталитете человека. По их мнению, она во мно-

гом предопределяет поведение, взгляды, оценки человека, в том числе правовые.

В дальнейшем проблема менталитета и ментальности исследуется историками различных школ и направлений в США, Англии, Италии, Германии и Польши.

В современной отечественной науке понятия «менталитет» и «ментальность» появились и стали исследоваться относительно недавно. Проблема ментальности неоднократно обсуждалась и анализировалась специалистами разного профиля. В начале 1993г. в редакции журнала «Вопросы философии» прошло заседание «круглого стола» на тему «Российская ментальность», где обсуждались вопросы о природе и изменениях российского менталитета, его влиянии на культуру, его проявлениях в социальных и политических движениях, его характерных чертах и ведущих ценностных ориентациях. Эта проблема рассматривалась на научных конференциях в Луцке (1994), Смоленске (1993, 1996) - «социально-психологические проблемы ментальности», Самаре (1994) - «Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем» и вновь обсуждалась в Самаре (1997). Российские исследователи подчеркивают активную, регулирующую роль менталитета, в отличие от французского понимания менталитета как «мировиде-ние» (пассивное). Отечественные исследователи приходят к выводу, что менталитет интегрирует общество, создавая смысловое поле культуры, наполняя окружающую человека реальность смыслами и значениями, существующими только в рамках данной общности.

В отечественной юридической науке, философии политики и права традиционно (особенно в досоветский период) достаточно много внимания уделялось изучению проблем, понятий, связанных с национальной политикоправовой ментальностью, духовными основами российского государственно-юридического бытия. Отдельно следует выделить классические труды российских правоведов и философов второй половины XIX - начала ХХ вв. - Н.Н. Алексеева, А.Д. Градовского, И.А. Ильина, К.Д. Кавелина, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, И.Л. Солоневича, Л.А. Тихомирова и др., содержание и смысл которых, видимо, еще предстоит осмыслить, возможно, заново открыть и оценить не одному поколению отечественных юристов и политологов. Однако и в современном политико-правовом знании имеются достаточно солидные наработки в смежных темах и направлениях. К национальным основам российского государства и права, отечественной политической системы, перспективам их развития в своих работах последних лет обращаются такие авторы, как А.М. Величко, И.А. Иванников, Л.Е. Лаптева, Е.А. Лукашева, А.В. Маль-ко, Л.А. Морозова, П.А. Оль, Р.А. Ромашев, В.Н. Синюков и др. Следует также отметить достаточно оригинальные труды Л.В. Акопова, В.М. Баранова, П.П. Баранова, Н.Н. Вопленко, В.Н. Кудрявцева, СИ. Максимова, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, А.И. Овчинникова, СП. Овчинниковой, М.А. Пшеничнова, В.П. Сальникова, посвященные проблемам правосознания, правовой культуры, правового мышления, законности и правопорядка, философского осмысления политико-правовой реальности. Среди явно немногочисленных изданий, непосредственно анализирующих тот или иной аспект национального политико-правового менталитета, можно выделить работы Р.С. Байниязова, М.Ю. Бражникова, А.И. Коваленко, Р.А. Лубского, Д.В. Меняйло.

В настоящее время в отечественной юридической науке взаимосвязь категорий «правовая культура», «правосознание» и «юридический менталитет» недостаточно разработана. Более того, введенное в оборот с 1993 г.

понятие «правовой менталитет» («юридический менталитет») активно употребляется в современных правовых учениях, но структура, функции и факторы влияния требуют дальнейшего изучения. Для определения своеобразия протекания различных процессов в правовой культуре необходимы категории, которые отображали бы сложную морфологию общественного и индивидуального сознания, обозначающие как позитивные, знаковые, так и непозитивные, образные, символические и иные феномены правовой культуры. Такими категориями выступают понятия правового менталитета и правовой ментальности.

Нельзя не согласиться с исследователями, которые подчеркивают связь правового менталитета и мифа.1 В силу того, что картина мира не отражает окружающий мир со всей объективностью, а, напротив, заставляет человека истолковывать его явления особым образом, можно сказать, что правовой менталитет - это миф, который возникает непреднамеренно, случайно и, тем не менее, сохраняет власть над людьми в течение столетий. Как и миф, правовой менталитет есть акт преобразования действительности и «завет» предков потомкам. Как и миф, правовой менталитет выступает как регулятор индивидуального правового поведения и социальных связей внутри правового пространства.

Подавляющее большинство ученых не разграничивали до сих пор понятия «правовой менталитет» и «правовая ментальность», считая их синонимами. Однако ментальность - это более древнее образование, лежащее в основе возникновения и развития бессознательно-сознательной психики, духовной жизни человека и общества. На ее основе постепенно формируется правовой менталитет различных социальных групп.

Правовая ментальность и правовой менталитет тесно взаимосвязаны, но имеют и некоторые различия. Правовая ментальность - духовные и интеллектуальные потенции различных социальных субъектов в правовой сфере. Правовой менталитет

- реальный, актуальный способ правового мышления и правовой деятельности, присущий определенной общности людей. Правовая ментальность -гибкие, вариативные психические процессы, состояния и формы правовой деятельности. Правовой менталитет - результат правовой деятельности и влияния различных социальных субъектов, обладающих как инвариантными, так и изменчивыми компонентами, как типичными, общими чертами, так и своей спецификой.

Сущность правовой ментальности проявляется при использовании субъектно-деятельностного подхода, который заключается в следующем. К понятию «правовая ментальность» предлагается добавить понятие «субъект». Под неопределенным термином «ментальность» практичнее подразумевать «ментальность субъекта деятельности». Уровень «субъ-ектности» будет определять уровень обобщения, на котором используется термин «ментальность» и все словосочетания с ним: ментальность нации, ментальность народа, ментальность социальной группы, личности и т.д. Каждый уровень определяет свою специфику и имеет «дополнительное» назва-

1 Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой

менталитет // Правоведение. -2000. - № 2. - С. 34.

ние, уточняющее масштабы и отличительные черты

2

уровня.2

Правовая ментальность обозначает то общее, что лежит в основе сознания и бессознательного, эмоционального и логического. Это наиболее скрытый, глубинный и потому трудно фиксируемый и мало доступный для исследования источник веры, чувств, правового мышления и правовой идеологии.

Развитие правовой ментальности обусловлено традициями, культурной, социальными структурами, правовыми институтами и факторами, т.е. всей правовой средой. Изменение даже некоторых существенных из этих условий и факторов неизбежно приводит к изменению правовой ментальности. Правовая ментальность выступает в 3-х основных видах:

1) в виде внутреннего состояния человека, гибких, изменчивых и стабильных, инвариантных элементов структур его психики;

2) в виде субъект-субъектных и субъект-объектных правовых процессов и отношений и правовой деятельности по обмену ментальностями;

3) в виде результатов правовых отношений и деятельности - ментальной среды, в которой реально живут и действуют личность и различные общности людей.

Ядро правового менталитета детерминирует его структуру. Оно обеспечивает хранение и трансляцию от поколения к поколению ментальной информации, правил и норм, гарантирующих историческую воспроизводимость и самоидентичность. Ядро менталитета вырабатывается веками и обретает устойчивость и прочность. Оно определяет и способы реагирования на правовые рецепции и инновации, обеспечивает адаптационные механизмы, возможность приспособления к меняющимся условиям материального и духовного бытия. Структурное ядро правовой ментальности и правового менталитета составляют правовые ценности.

В каждой правовой культуре существует своя «пирамида» ценностей, которая является основой механизмов мотивации социального, в том числе правового, поведения. Ценности - это деятельностный компонент картины мира. Ценности по своей природе - это обобщенные цели и средства их достижения, а также ценности непосредственно связаны с функцией воли, которая может быть действенной, только будучи направленной на ценность-норму. Действие или бездействие, осуществляющее ценности, есть результат срабатывания менталитета. Осуществление правовых ценностей, признаваемых в данной культуре наиболее высокими, является добром, осуществление какой-либо низко стоящей ценности -злом. Правовые ценности - есть основа «смыслового поля» правовой культуры. Наличием особого смыслового поля, ценностей правовой культуры, или правового менталитета, обусловлено непонимание представителями одной культуры представителей другой, невозможность адекватного восприятия человеком инокультурных правовых обычаев, правовых принципов, материальных и процессуальных норм. В то же время, для представителей одной правовой культуры правовая ментальность обеспечивает «единомыслие», тем самым объединяя их в рамках определенного правового пространства.

Правовая ментальность подобна психике, сознанию и мышлению, она функциональна, актуально-жизненнопроцессуальна; менталитет же как продукт, результат

2 Курячьева, А.Н. Российский менталитет в условиях современного технологического переворота (методологический аспект). Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. философских наук. Рос. академия гос. службы при Президенте РФ. Волго-Вятская гос. службы. - Н. Новгород, 2000. - С. 25.

действия правовой ментальности подобен идеальному, духовной культуре, освобожденным от своих материальных носителей. Правовой менталитет связывается с правовой ментальностью через реальных, конкретных, живых индивидов благодаря деятельности их психики и сознания, их правовому познанию и творчеству, через которые правовые идеи, взгляды, положения, гипотезы и теории, генерируемые мозгом отдельных индивидов, входят через групповые и коллективные ментальности в мен-талитеты народов, наций, партий, социумов, в правовую жизнь общества и правовую культуру.

Менталитет в целом, как продукт, результат действия ментальности подобен идеальному, духовной культуре, освобожденным от своих материальных носителей (книги, произведения искусства и т.п.).3 Ментальность, как сплав чувств и умонастроений, бессознательных влечений и не вполне осознаваемых предпочтений, отличается изменчивостью, текучестью, подвижностью. Ментальность и менталитет нельзя определять лишь как типичный и, тем более, типовой способ мышления, определяемый той или иной эпохой. Они не сводятся лишь к способу мышления индивида, социальных групп или социума (ментальность) или к результатам воздействия культурной среды (менталитет).4 Таким образом, правовой менталитет представляет собой устойчивую совокупность правовых предпочтений, которые складываются на уровне коллективного сознания вокруг традиционно признанных социокультурных норм и правовых норм, влияющих на формирование массовых установок.

Нередко сущностные черты правового менталитета отождествляют с реальными чертами правовой жизни общества, правосознания людей по признаку их массовой распространенности. Однако к сущностным чертам правового менталитета могут быть отнесены лишь такие, с которыми связанно само существование данной правовой системы как единого целого, которые соответствует долговременным, устойчивым многовековым условиям ее существования. Менталитет нельзя выводить без анализа объективных условий исторического развития народа.

Сохранение правового менталитета непосредственно зависит от функционирования в обществе каналов трансляции ментальной информации. К ним относятся:

окружающая правовая среда (организация правовых институтов, действие законов создают одинаковое настроение в восприятии правовой действительности представителями каждого поколения);

общение с носителями правового менталитета: связь поколений;

Символы как носители ментальной информации неотделимы от повседневных проявлений жизни. Любые следствия человеческой активности - слово, жест, поступок, формы человеческой деятельности

- имеют символический аспект.

3 Дрепа Г. Н., Дмитриев А.Н., Дмитриева Э.Я. Ментальность и менталитет российского общества: к анализу механизмов рефлексивного взаимодействия //Российское сознание: психология, культура, политика: Материалы II междунар. конф. по исторической психологии российского сознания «Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем» (4-6 июля 1997г., Самара). Самара; Изд-во СамГППУ, 1997. - С.98.

4 Мурунова А.В., Кожевников В.П. Русский менталитет. Н. Новгород, ННГАСУ, 2006. С.30-38.

структуры правового языка конкретной общности выступают формой передачи национальных способов правового мышления;

тексты кодексов, законов и юридических сочинений. Степень влияния текста на сознание измеряется степенью освоенности его массовым сознанием;

особенности юридического быта.

Следовательно, дефекты правовой ментальности могут быть вызваны унификацией правовых принципов различных народов, отстранением человека от правовых процессов и явлений, неадекватный перевод и заимствование иностранных юридических терминов и выражений, противоречивость юридических текстов, примитивность юридического быта.

Правоментальные проявления (установки, аттитюды, представления, образы и т.д.) используются представителями конкретного общества (социальных и профессиональных групп, классов и др.) в качестве основы понимания и оценки государственности, организации властных отношений и институтов, правовой политики, влияют на политическую активность и правовое поведение. Именно это свойство правовой ментальности, выразившееся в наличии познавательно-преобразовательной, оценочной, прогностической и иных ее функций, и позволяет говорить о возможности ментально-правового измерения юридических процессов и структур как одном из значимых методов и эвристических ориентиров современного политико-правового познания.

Юридическая ментальность общественного сознания не поддается абсолютно точной арифметической оценке. Психологические структуры правосознания амбивалентны, более аморфны, чем идеология. Поэтому законодатель не может полностью предвидеть все общественноправовые последствия своей правотворческой деятельности. Он не всегда знает, как отреагируют люди на принятый закон: слишком сложна социальная жизнь, слишком разнообразна юридическая действительность. Но это вовсе не означает, что государство не должно и не может прогнозировать последствия своих законодательных усилий. Юридическая культура правотворческого органа как раз и состоит в том, что он знает, понимает, интуитивно ощущает, чувствует правоментальные, правопсихологические устойчивые типы массового и общественного правосознания. Данное обстоятельство является для правотворца принципиально важным и характеризует его законодательную состоятельность или, напротив, несостоятельность.

Список литературы:

1. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет//Правоведение. -2000. - № 2. - С. 31 -40.

2. Курячьева, А.Н. Российский менталитет в условиях современного технологического переворота (методологический аспект). Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. философских наук. Рос. академия гос. службы при Президенте РФ. Волго-Вятская гос. службы. - Н. Новгород, 2000. - 27 с.

3. Дрепа Г.Н., Дмитриев А.Н., Дмитриева Э.Я. Ментальность и менталитет российского общества: к анализу механизмов рефлексивного взаимодействия // Российское сознание: психология, культура, политика: Материалы II междунар. конф. по исторической психологии российского сознания «Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем» (4-6 июля 1997г., Самара). Самара; Изд-во СамГППУ, 1997. - С. 90-100.

4. Мурунова А.В., Кожевников В.П. Русский менталитет. Н. Новгород, ННГАСУ, 2006. - 175 с.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензируемая статья посвящена весьма сложной и интересной философско-правовой проблеме -правовой ментальности. Данная категория до сих пор не вошла в качестве устоявшейся в лексикон юридической науки. А.В. Мурунова пытается обосновать целесообразность и жизнеспособность данной категории.

Работа А.В. Муруновой носит, не эклектичный, а интегративный характер, синтезирует некоторые достижения интеллектуальной истории, философии и теории государства и права.

В рецензируемой статье проводится достаточно качественная работа с понятиями правовой менталитет и правовая ментальность, устанавливается их сходство и различие.

Под правовой ментальностью автор статьи предлагает понимать духовные и интеллектуальные потенции различных социальных субъектов в правовой сфере, а под правовым менталитетом - реальный, актуальный способ правового мышления и правовой деятельности, присущий определенной общности людей.

Интерес представляет мысль А.В. Муруновой, что правовая ментальность выступает в трех основных видах:

1) в виде внутреннего состояния человека, гибких, изменчивых и стабильных, инвариантных элементов структур его психики;

2) в виде субъект-субъектных и субъект-объектных правовых процессов и отношений и правовой деятельности по обмену ментальностями;

3) в виде результатов правовых отношений и деятельности - ментальной среды, в которой реально живут и действуют личность и различные общности людей.

Полагаем, что статья А.В. Муруновой «Правовая ментальность: понятие и сущность» является интересной самостоятельной научной работой. Рекомендуем данную статью к публикации в издании, рекомендованным ВАК Минобрнауки России для публикации результатов диссертационного исследования.

Рецензент:

профессор Нижегородской академии МВД России доктор юридических наук, профессор А.А. Демичев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.