1D. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)
10.1. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ
Мурунова А.В., к.ф.н. Должность: доцент. Место работы: кафедра международного права ННГАСУ. E-mail: [email protected].
Аннотация: в статье рассматривается проблема соотношения категорий «правовая культура» и «правовая ментальность», их структура и функции.
Ключевые слова: правовая культура, правовая ментальность, теория права, правосознание
THE CULTURE OF LAW AND LAW MENTELITY: THE PROBLEM OF CORRELATION
Murunova A., Ph. D. in Phil. Position: Associate Professor. Place of employment: the Chair of international law. E-mail: [email protected].
Annotation: the problem of correlation between such categories as «culture of law» and «law mentelity», its structure and functions is examined in this article.
Keywords: culture of law, law mentelity, theory of law, law conciousness.
В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о месте правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом одной из подсистем юридической надстройки, например, элементом правового сознания, частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры с правовой надстройкой и даже выведения ее за пределы правовой надстройки. В последнее время правовую культуру стали определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения, правосознание, законность и т. д. и отождествляя ее тем самым со всей правовой надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных определений. «При таком подходе, — пишет В. П. Сальников, — речь идет о правовом феномене, близком к пониманию всей юридической надстройки... Правовая культура выступает здесь как особое социальное явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности...».1 Тогда возникает вопрос о целесообразности применения этой категории.
В философской литературе отмечается, что «соотношение между обществом и культурой выступает как соотношение не целого и части, а целого и его качества».2 Следовательно, правовая подсистема общества
— правовая надстройка и правовая культура соотносятся между собой как целое и его качество. Это означает, что правовая культура характеризует качественное состояние правовой надстройки, выражающееся в уровне развития как всей правовой действительности, так и отдельных ее компонентов. Если использовать более широкое понимание правовой культуры, то следует отметить, что она не является частью или областью правовой надстройки, но как ее качественная ха-
1 Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства// Демократия и законность. Самара, 1991. - С. 17.
2 Пермяков Ю.Е. Лекции по философии права: Учебное пособие/ Отв. ред. С.А. Шейфер. - Самара: Самарский университет,
1995. - С.48.
рактеристика присуща всем сферам правовой жизни общества, пронизывает эти сферы и является известной атмосферой (например, законности, правовой свободы, социальной справедливости, уважения к праву) жизни этого общества.
Право-культурный процесс идет прежде всего в рамках конкретной государственности, национального правопорядка, конкретного исторического времени и специфического правосознания и менталитета данного народа. К числу признаков высокой законодательной культуры общества традиционно относят социальную обоснованность законодательства, что означает соответствие содержания нормативных актов потребностям развития общества, отражение в законах достижений правовой науки, передовой юридической практики, традиций национального духовного менталитета.
При изучении и объяснении различных феноменов и процессов, происходящих в рамках правовой культуры, многие авторы используют термины «правовой менталитет» и «правовая ментальность». Для того, чтобы понять, как соотносятся категории «правовая культура» и «правовая ментальность», необходимо дать им четкое определение, выявить их структуру и разграничить со сходными понятиями.
Содержание правового менталитета отражает процесс право-культурного развития, что проявляется как в характере мышления, так и в образе действия. В рамках социально-правовой и этнической ментальности складывается характерный только для данной культуры стиль правового мышления, «думания», рефлексии. Он по-своему уникален, специфичен, неотделим от социального менталитета.
Развитие правовой ментальности обусловлено правовыми традициями, культурной, социальными структурами, правовыми институтами и факторами, т.е. правовой системой в целом. Изменение даже некоторых существенных из этих условий и факторов неизбежно приводит к изменению правовой ментальности человека или различных социальных групп. Правовая ментальность выступает в 3-х основных видах: 1) в виде внутреннего состояния человека, гибких, изменчивых и стабильных, инвариантных элементов структур его психики; 2) в виде субъект-субъектных и субъ-ект-объектных правовых процессов, отношений и правовой деятельности по обмену ментальностями; 3) в виде результатов этих правовых отношений и деятельности - ментальной правовой среды, в которой реально живут и действуют личность и различные общности людей.3
Ментальность - это гибкие, вариативные психологические процессы, состояния и формы духовной деятельности, миропостижения и веры, а также инвариантные, априорные компоненты, слои и структуры, свойственные различным социальным субъектам и индивидам, различным социальным группам и обществу. Менталитет - это результат деятельности и влияния различных социальных субъектов, реальных носителей ментальностей разных степеней общности, глубины и широты, обладающих как инвариантными,
3 Мурунова А.В. Социокультурные детерминанты русского менталитета: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. Нижний Новгород, 2005. - С. 8-9.
так типичными, общими чертами, так и своей спецификой - исторической, психологической, интеллектуальной, научной, религиозной и т.п. Таким образом, правовая ментальность - это праводуховные и интеллектуальные возможности, потенции индивидов и различных социальных субъектов. Правовой менталитет
- реальный, актуальный стиль, характер, способ правового мышления и духовной жизнедеятельности, присущий определенному социуму, т.е. различным социальным группам, нациям, народам и обществу, а также элитам, партиям, государствам, эпохам, человечеству.
Правовая ментальность и правовой менталитет неразрывно взаимосвязаны между собой, оказывают постоянное взаимодействие друг на друга по принципу обратной связи, постоянно изменяются, развиваются, сохраняя в себе инвариантные, архетипические, антропогенные и вариативные, изменчивые, психические и социокультурные элементы. Они неразделимы и неотрывны как причина и следствие, как процесс и результат. Правовая ментальность подобна правовому мышлению, она функциональна, актуально-жизненнопроцессуальна; правовой менталитет же как продукт, результат действия правовой ментальности подобен идеальному, правовой культуре, освобожденным от своих материальных носителей (нормативных актов, правовых институтов и т.п.). Правовой менталитет связывается с правовой ментальностью через реальных, конкретных, живых индивидов благодаря деятельности их психики и правового сознания, их правовому познанию и творчеству, через которые правовые идеи, взгляды, положения, гипотезы и теории, генерируемые мозгом отдельных индивидов, входят через групповые и коллективные ментальности в правовые менталитеты народов, наций, партий, социумов в правовую жизнь общества и правовую культуру. Правовую ментальность и правовой менталитет нельзя определять лишь как типичный и, тем более, типовой способ правового мышления, определяемый той или иной эпохой. Они не сводятся лишь к способу правового мышления индивида, социальных групп или социума (правовая ментальность) или к результатам воздействия правовой системы (правовой менталитет).
Нельзя согласиться с мнением о том, что между правовым менталитетом и правовой ментальностью можно поставить знак равенства, т.к. это синонимы. Правовая ментальность является исходным наиболее древним праводуховным образованием, затем появляются на ее основе и постепенно дифференцируются различные правовые архетипы, которые формируют устойчивые признаки правовой системы, становящиеся затем инвариантными и порождающими в свою очередь новые гибкие вариативные элементы и структуры правовой ментальности и менталитета, постоянно взаимодействующие и обогащающие друг друга.
Таким образом, правовая ментальность - это более древнее образование, лежащее в основе возникновения и развития бессознательно-сознательной правовой психологии, правовой жизни человека и общества. Правовая ментальность и правовой менталитет тесно взаимосвязаны, но имеют и некоторые различия. Правая ментальность - духовные и интеллектуальные правовые возможности различных социальных субъектов. Правовой менталитет - реальный, актуальный способ правового мышления и правовой деятельности, присущий определенной общности людей. Правовая ментальность - гибкие, вариативные психические процессы, состояния и формы правовой деятельности.
Правовой менталитет - результат правовой деятельности и влияния различных субъектов права, обладающих как инвариантными, так и изменчивыми компонентами, как типичными, общими чертами, так и своей спецификой.
Следует учитывать, что правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов. В результате действия правовой ментальности правовое сознание и творчество, правовые идей, гипотезы и теории отдельных индивидов входят в правовые менталитеты наций, в их правовую культуру. Таким образом, являясь духовным элементом правовой культуры, правовая ментальность выполняет функцию обновления правового менталитета, наполнения его новым содержанием, новыми правовыми архетипами.
Правовая культура — живой организм, все элементы которого — нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы — обладают качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического отбора, жизненной апробации. Правовая ментальность играет важную процессуальную роль в переработке предлагаемых правовой культуре новых правовых возможностей, и в конечном итоге в изменении достаточно устойчивых структур правового менталитета.
Правовая культура — практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов — государственности, правопорядка, правовой системы. Культура несет в себе «генетический код» отечественных юридических явлений, служит как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного обмена, так и особым механизмом защиты от чуждого инокультурного влияния, разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности. Именно этот национальный «генетический код» и составляет основу правового менталитета, который с помощью правовой ментальности сохраняет все ценное в правовой культуре, позволяет заимствовать нужные правовые образцы поведения и отторгает противоречащие данной правовой культуре правовые идеи, нормы, теории и способы правовой деятельности. Правовая ментальность это тот механизм, благодаря которому правовые системы сохраняют национальную идентичность и специфические черты различных правовых культур.
В контексте общего определения правовую культуру можно представить как совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации). Аксиологическая характеристика правового менталитета также включает в себя как общечеловеческие, общецивилизационные гуманитарные ценности, так и этнические, корпоративные, групповые, кланово-родовые и др. Из данного многообразия ментальных ценностей выделяются этногенетические, базисные, обусловливающие специфику этнической ментальности. Они дают возможность сохранить собственную идентичность, не раствориться во множественных соприкосновениях с иными правовыми культурами и юридическими символами. Данные ценности составляют «генетический код» ментальности, кото-
рый обусловливает особенности мышления, чувствования, поведения представителей различных наций, народностей, социальных групп. Через эти ценности ментальность формирует собственный неповторимый духовный мир, позволяющий ей развить свою внутреннюю сущность и аксиологическое содержание. Таким образом, ценностный «генетический код» правовой ментальности является ядром правовой культуры.
Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры позволяет сочетать и са-морегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса. Правовой менталитет и правовая ментальность помогают правовой культуре при осуществлении ее основных функций, которые сводятся прежде всего к сохранению духовных ценностей в юридической области, передаче правового опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения и т. д.). Издаваемые государством правовые акты определяют права и обязанности субъектов — носителей правовой культуры. Иначе говоря, на правоотношения влияет не только государственное правосознание, но, прежде всего, общественный правовой менталитет, где он актуализируется в мир юридической повседневности.
Правовая культура в каждый данный момент «присутствует» в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности. Правовая ментальность так же является качественной характеристикой правовой действительности, пронизывая все сферы правовой жизни как на уровне отдельного индивида, так и на уровне государства.
Некоторые авторы выделяют нормативный и естественно-правовой типы культуры.4 Причем, если ценности разных типов правовой культуры несовместимы, если каждый тип культуры является специфической формой освоения, понимания, интерпретации действительности, то каждая из них либо находит в действительности, либо не находит то, что соответствует ее системе ценностей. Взаимная оценка культур может привести к обоюдному непризнанию ценностей. В таком случае и возникает правовой нигилизм, представляющий собой не просто субъективную недооценку права, обусловленную низким уровнем юридического образования, правосознания и правовой культуры, а неприятие конкретного типа правопонимания. При этом одной из причин правового нигилизма является ощущение социальной нереализованности собственного понимания права. Таким образом, причина правового нигилизма в России заключается в том, что правовая ментальность заимствует правовые новшества согласно духу времени, а правовой менталитет отторгает новые образцы иной правовой культуры.
В юридической литературе есть попытки определить культурно-исторический и духовный статус правового менталитета. Подчеркивается его определенная автономность по отношению к правосознанию.5 Правовая ментальность не тождественна последнему, сохраняет
4 Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества// Журнал российского права. 2004. №11. - С. 77-78.
5 Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой мента-литет//Правоведение. -2000. - № 2. - С. 31 - 40.
особенную идентичность, содержит неисчерпаемые внутренние силы. Свойственная юридическому менталитету рефлексия по поводу собственного места в ряду других правовых феноменов показывает его культурную и духовную самобытность. Для правовой ментальности характерны сочетание рационального и иррационального, интуитивного, этнически-культурная заданность, типичность правового мышления и стиля поведения в праве, специфичность юридической ин-тенционалъности. Правовая ментальность образует некий правовой «эфир» социума, «окунувшись» в который индивидуум невольно «заряжается» его внутренней энергией, входит в это особое правоментальное духовное пространство, усваивая ментальные установки, стереотипы, привычки, модели поведения и т. д.6
Таким образом, социальная и этноправовая ментальность задает образу юридических действий субъектов правовых отношений духовно-психологическую и культурную специфичность и определенность. Ментальная энергия стимулирует совершение юридических поступков, которые традиционны, привычны, удобны с точки зрения данной правовой культуры. При этом игнорируются либо преследуются нетрадиционные, аномальные (с позиции господствующего юридического менталитета) правовые действия личности как не отвечающие содержанию данной ментальности.
Байниязов Р.С. также подчеркивает активную роль правовой ментальности в формировании правовой среды. Ментальная правовая энергия правосознания не дает последнему «закиснуть», трансформировать позитивное право в самодовлеющую, оторванную от человеческого бытия безжизненную юридическую догму, при условии, если данная энергия в духовнокультурном смысле будет отличаться положительным характером. Истинная сила правовой ментальности — в духовно-нравственной обусловленности, в постоянном совершенствовании своих право-культурных ресурсов.
В отличие от правосознания правовая ментальность есть духовно-правовая психологическая инварианта, имеющая консервативные формы воспроизводства присущих ей ценностей. Она есть тот стержень, при помощи которого правовая культура общества функционально обеспечивает собственную культурную специфику. В этом случае правовая культура предстает как особое качественное правовое состояние.7 Юридический менталитет в структуре своего внешнего бытия — правового сознания выполняет функцию его упорядочения, стабилизации, консервации. Юридическая стационарность правосознания зависит от качественного состояния правовой ментальности, степени развития имманентных ей духовно-психологических структур.
Таким образом, изучение категорий «правовой менталитет» и «правовая ментальность» необходимо для понимания микропроцессов внутри правовой культуры, поможет осознать и избежать ошибки в провоприме-нительной практике и правотворчестве. Через выделение духовно-психологической, ментальной инварианты правового сознания вполне возможно проследить органическую связь, казалось бы, ничем не связанных этапов развития общечеловеческой правовой культуры. Именно здесь кроются те методологиче-
6 Там же, - С. 35.
7 Сальников В. П. Правовая культура // Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1997. С. 575.
ские предпосылки, путем использования которых историческую эволюцию государства, права и правовой культуры можно рассмотреть в более глубоком единстве, чем это было ранее.
Список литературы
1. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет//Правоведение. -2000. - № 2.
2. Мурунова А.В. Социокультурные детерминанты русского менталитета: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. Нижний Новгород, 2005.
3. Пермяков Ю.Е. Лекции по философии права: Учебное пособие/ Отв. ред. С.А. Шейфер. - Самара: Самарский университет, 1995.
4. Сальников В. П. Правовая культура // Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Маль-ко. М., 1997.
5. Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства// Демократия и законность. Самара, 1991.
6. Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества// Журнал российского права. 2004. №11.
Рецензия
Статья А.В. Муруновой посвящена изучению сложной и актуальной проблемы теории государства и права - соотношению понятий «правовая культура» и «правовая ментальность».
Не вызывает сомнения, что уточнение понятийнокатегориального аппарата юридической науки способствует ее развитию, дает в руки исследователя более качественный инструментарий. Изучение категорий «правовой менталитет» и «правовая ментальность» необходимо для понимания микропроцессов внутри правовой культуры, а также способствует избежанию правотворческих и правоприменительных ошибок.
А.В. Мурунова в рецензируемой статье достаточно удачно попыталась определить соотношения ряда понятий: правовая культура и правовая надстройка, правовая ментальность и правовой менталитет, правосознание и правовая ментальность,
В статье анализируются не только указанные выше понятия, но и структура, компоненты, функции обозначаемых ими явлений правовой действительности.
Выводы автора вполне логично вытекают из содержания работы и вносят определенный вклад в развитие науки теории государства и права.
Полагаем, что статья А.В. Муруновой «Правовая культура и правовая ментальность: проблема соотношения» является интересной самостоятельной научной работой. Рекомендуем данную статью к публикации в издании, рекомендованным ВАК Минобрнауки России для публикации результатов диссертационного исследования.
Рецензент: доктор юридических наук, профессор Нижегородской академии МВД России А. А. Демичев.