2.8. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР РУССКОГО ПРАВОВОГО МЫШЛЕНИЯ
Мурунова Анна Вячеславовна, к.ф.н. Должность: доцент кафедры международного права. Место работы: Нижегородский Государственный Архитектурно-Строительный Университет. E-mail: [email protected]
Аннотация: в данной статье анализируется национальный характер правового мышления в России, раскрываются особенности российской правовой ментальности и правового мышления. Правовое мышление рассматривается как основной элемент национального правового менталитета. В статье обобщаются специфические черты и признаки российского правосознания, правопонимания и юридического мышления, выявляются характерные методы и формы правового мышления в России и на Западе, а так же закономерности развития русской традиции правовой мысли.
Ключевые слова: национальный характер правового мышления, российская правовая мен-
тальность, национальный правовой менталитет, черты и признаки российского правосознания, правопонимания, методы и формы правового мышления, закономерности развития русской традиции правовой мысли.
NATIONAL CHARACTER OF RUSSIAN LAW THINKING
Murunova Anna Vyacheslavovna, Doctor of Philosophy. Position: Associate Professor at international law chair.
Place of employment: Nizhniy Novgorod state university for architecture and civil engineering. E-mail: [email protected]
Annotation: In this article author analyzed national character of Russian law thinking, are exposed particular features of Russian law mentality and law thinking. The law thinking is examined as the main element of national law mentality. In this article we synthesized specific features and signs of Russian law consciousness, law understanding and law thinking, revealed typical methods and forms of law thinking in Russia and in the West, and regularities of development of Russian tradition of law thought too.
Keywords: national character of Russian law thinking, Russian law mentality, specific features and signs of Russian law consciousness, law understanding, typical methods and forms of law thinking in Russia and in the West, regularities of development of Russian tradition of law thought.
Устойчивость правовых традиций, их развитие определяется характером правового мышления, которое является основным элементом национального правового менталитета. Как отмечает А.И. Гусейнов, важно даже не само юридическое мышление, а его неповторимый стиль, манера мышления индивида в правовой плоскости общественных отношений. Именно способ мышления определяет границы правовой рефлексии для каждой цивилизации, каждому типу которой присущи свои способы правового мышления, определяемые ментальными структурами духовной культуры.1 Правовое мышление аккумулирует весь предшествующий социально-юридический опыт и воспроизво-
1 Гусейнов А.И. Проблема ценностей в праве// Право и политика. - 2007. - №7. - С.14-15.
дит его как в правовой практике, так и юридической науке. Его стиль выражается в исторически сложившихся в социуме правовых образах, представлениях и ориентациях. Стиль правового мышления имеет ментально-генетическую заданность, сохраняющую его специфику. Он транслируется в неизменном виде из поколения в поколение благодаря механизму, воспроизводящему способы и формы осмысления правового поля. А.Ю. Мордовцев во второй главе своей докторской диссертации «Юридическое мышление как особая форма национальной государственности» определяет правовое мышление, как особый вид интеллектуально-познавательной и практически преобразующей деятельности людей, ядро которой образует понимание того, что такое право, юридическая практика, закон, виды оценок правового поведения, инструментарий юридической логики, понимание юридической истины, юридические рассуждения, теории и законы правового языка.2
Национальное правовое мышление выражает совокупность признаков, характерных черт правосознания народа, отличающих его от других правовых систем. Истоки его уходят в глубокую древность, его формирование происходит одновременно с образованием народа. Своеобразие национального правового мышления выражается в основополагающих нравственных и правовых нормах, правовых представлениях, в принципах поведения и правопонимания. Ещё Н.Я. Данилевский отмечал, что каждый народ имеет специальные наклонности и способы, свои приёмы и методы правового мышления, соответствующие его умострою, правовому менталитету. Правовое мышление - это способность смотреть на правовую действительность со своей особой точки зрения. Различные ценности, лежащие в основе права, задают различные типы правопонимания и правового мышления в условиях различных правовых культур. Особенности русской духовной доминанты сообщают правовому мышлению, всему конкретному содержанию правовой жизни свою национальную специфику. Поскольку российская духовность базируется на сочетании религии и морали, построена на архетипах абсолютных и идеальных ценностей, поэтому российское правовое сознание и правовое мышление не концентрировали внимание на права и свободы личности. А ментальность правового мышления выражалась в акценте на единство прав и обязанностей, на нравственно-религиозные начала права. Западный же тип правового мышления получил воплощение в концепции «юридического мировоззре-ния».3
Национальный характер русского правового мышления определяется соборностью, всечеловечностью и всемирной отзывчивостью русской культуры (Ф.М. Достоевский). Поэтому российскому правовому мышлению очень важно не рациональное сужение бытия права (его «западнизация»), а расширение многоуровневого, многовекторного правового пространства. Необходим выход на ментальный уровень его функционирования, рассмотрение права как живого синергетического объекта в единстве с отечественным цивилизационно-культурным опытом, в противовес его позитивистскому пониманию и сведению права к элементарно-предметным признакам, а правового мышления к формальной логике. Это необходимо в связи с
2 Мордовцев А.Ю. Российская государственность в ментальноправовом измерении: дис...д. ю. н. - Ростов н/Д., 2004. - С. 79-82.
3 Гусейнов А.И. Проблема ценностей в праве// Право и полити-
ка. - 2007. - №7. - С. 14-15.
тем, что в российской традиции право и правовое мышление всегда рассматривались как регулятивные формы культуры, как особым образом организованное социо-культурно-правовое пространство. Тем более, что юридическое мышление долгое время формировалось под влиянием однозначной трактовки права и было недостаточно подготовлено к многослойному анализу правовой сущности.4
Характер юридического мышления определяется разграничением «автономного» права и «репрессивного» права. В России провозглашается независимость суда, хотя следует отметить лишь формальное признание того, что какой бы властью не обладало физическое лицо, оно не может быть выше закона. В настоящее время нет уверенности в том, что закон защищает широкий спектр фундаментальных прав. В российской традиции всегда акцент был в сторону «репрессивного» права, призванного делать легитимным господство политических, экономических, религиозных или иных элит. Приоритетным при «репрессивном» праве являлась защита системы, что определяло характер правового мышления, правовой теории и правовой аргументации. «Автономное» право чётко разграничивает право и политику, основывается на беспристрастном суде и уважении прав человека и гражданина. В связи с этим можно выделить два типа правового мышления: индивидуалистического и соборного или эгоцентрического и социоцентристского. Индивидуалистический тип защищает ценности независимости, самостоятельности, личного успеха, свободы личности, формального равенства и формальной справедливости. В соборном типе правового мышления проявляются: взаимозависимость людей друг от друга, межличностные связи, консолидация, право на благополучие общества. Именно отсюда проистекает гуманизм, человечность (антропоцентризм) русского правового мышления.
На Западе мысль о праве как инструменте господствует в юридическом позитивизме. Там утилитаристско-позитивистские концепции до сих пор продолжают оказывать определяющее воздействие на правовое мышление. Представители прагматического инструментализма Д. Дьюи, С. Хук, А. Чайлд рассматривали в качестве наиболее важного свойства сознания, вещей, понятий, теорий и т. д. их инструментальную ценность, способность служить цели эффективного приспособления субъекта к окружающей среде. Западное правовое мышление имеет прямое родство с римскими установками рассудочного мышления и права. Юридические достоинства римского права обернулись, обосновавшись во всех сферах жизни, господством рассудочности и формализма. Правовое мышление стало основываться на рассудочности и формальном регулировании общественных отношений, без «излишеств совести». В русской традиции правового мышления нет следов рационалистического формализма. И. Ильин говорил об «инстинктивном правочувствии», в котором человек утверждает свою собственную духовность и признаёт духовность других людей.5 Постклассическое правовое мышление зародилось на Западе как реакция на метафизичность и механицизм западной науки и представлений о мире
4 Лукашова Е.А. Общая теория права и многоаспектный анализ правовых явлений// Хрестоматия. Сост. В.О. Мушинский, Л.Н. Сюкияйнен. - М., 1996. - С. 22.
5 Ильин И.А. О сущности правосознания// Ильин И.А. Сочинения: в 2-х томах. Т.1. - М., 1993. - С. 143.
как универсуме, в центре которого находится европейская традиция.
Удачная попытка, на наш взгляд, сделана Е.А. Певцовой, которая дает определение правовому мышлению. Последнее, с её точки зрения, «представляет собой способ существования человека и общества, способ жизнедеятельности человека, а также средство адаптации к окружающей среде и её преобразованию».6 Мы бы только добавили, что правовое мышление - генетическая связь устоявшихся правовых воззрений с новыми формирующимися правовыми представлениями, ментальные способы отражения и освоения правовой действительности. В России сильна традиция правового мышления, идущая от православия, с характерной для его выражения абстрактностью, духовностью, обобщённостью, формированием интегрирующих парадигм. Долгое время понимание права и правового мышления следовало классическим западным образцам, которые критиковались не только советскими теоретиками права, но и русскими правоведами досоветского периода и даже современными западными юристами. И, тем не менее, сегодня мы имеем интенсивное заимствование западных классических моделей без учёта правовой ментальности России. Между тем российская традиция правового мышления обладает собственными основаниями ментальности и собственной феноменологией. Она близка к Западу в силу заимствования многих западных разработок, близка по форме, но является в основе своей иной, самостоятельной и самобытной, вытекающей из русского правового менталитета. Её отличает качественно иной тип рациональности, базирующийся на нравственно-религиозном основании.7
Правовые идеи, выражающие свойства правового сознания, а также специфические политические идеи, отражающие свойства политического сознания, задают полярные координаты правового мышления. Созданные русскими юристами правовые концепции всегда были теснейшим образом связаны с религиознонравственным идеалом. В отличие от позитивистско-классовых или либерально-европоцентристских теоретико-методологических схем в русской традиции право рассматривалось, как одна из базовых регулятивных форм духовной культуры наряду с моралью, религией, обычаем и др., как элемент саморазвития нации и государства. Характер правового мышления определялся природными ментальными свойствами и возрастным состоянием русского народа, который, согласно Л. Гумилёву, моложе европейской цивилизации на 400 лет. Правовое мышление развивалось в самой тесной связи с человеческой природой и проблемами российского общества. В основе российских правовых теорий и правового мышления лежали не только представления о человеческом архетипическом начале, которое самостоятельно развивается в силу внутренне присущего динамизма, но и представления о ценностном взаимодействии религии и морали, права и государства.
На характер правового мышления в России всегда влияло соотношение рассудочного и стихийного, рационального и иррационального, свободы и нравственного долга, свободы и справедливости, истины и
6 Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию// Журнал российского права. - М., 2004. - № 3. - С. 77.
7 Воротилина Т.Л. Постклассические тенденции в западной и российской традициях правопонимания: автореф. дис... к. ю. н. -
Н. Новгород: Нижегор. гос. у-т, 2002. - С. 8.
прагматизма. Склад правового мышления определялся опытом правовой жизни народа, правовыми запросами, потребностями и задачами, стоящими перед ним. Характерно для него было и увлечение модными западными философскими и правовыми теориями. Это, пожалуй, самая слабая сторона нашей правовой культуры. Подобного не наблюдается, например, у англичан, которым чужда ортодоксия, а новые и в особенности чужие правовые влияния оставляют их равнодушными. Своё национальное для них всегда лучше, надёжнее и удобнее иностранного. Нам представляется, что это связано скорее с тем, что русское правовое мышление основано на диалоге культур и традиций.
Если для западной ментальности правового мышления характерна формальность, абстрактность, шаблон и догматичность, то в российском правовом мышлении выражена ценностно-эмоциональная, «эквивалентно-воздающая» доминанта. Ему чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Религиозно-правовая основа права порождает слитность целостного знания о нём, а русская правовая ментальность чужда плюрализму. Русскому правовому мышлению свойственен своеобразный нетрадиционный подход к осмыслению правовой действительности, связанный с неортодоксальной правовой логикой народа. Русский изучит и обсудит правовые теории и возьмёт у каждой то, что имеет смысл и значение и найдёт выход, который является примирением непримиримого. Это связано с живостью и подвижностью правового мышления, его многогранностью, неограниченной восприимчивостью, способностью понимать чужое, перенестись на всякую чужую точку зрения.
В основе правового мышления русских лежат правовые представления, которые более близки к обычному здравому смыслу, ненаучному опыту, которые ясны, наглядны и очевидны. Поэтому в юридической практике правового мышления широко используются стереотипы, как из области обычного права, так и общенаучные стереотипы, вытекающие из общих закономерностей научного познания, в том числе присущих криминологии.8 Важным элементом правового мышления является аксиома, которая формируется на основе обобщённой многогранной юридической практики, концентрированного выражения правового опыта. Она выступает, как обобщение очень высокого уровня, используется и утверждается в результате долгого применения в правовом мышлении. Аксиома отражает правовые традиции и способствует преемственности правового мышления. Для русского правового мышления характерно и применение правовых символов, как способа иносказательного, метафорического отражения правовой идеи. Они всегда представляют собой генезис культурных, политических, этических национальных традиций. В основе формирования правового символа в правовом мышлении лежит процесс идеализации. Символ отражает саму суть идеализируемого объекта.
Поскольку в русском правовом мышлении налицо интегральное единство понятийного и образного, правовой образ может возвышаться до символа. Национальный характер правовой мысли был осознанно диалектическим и органично универсальным. Отсюда идёт нерасположенность русского правового духа к
8 Курганов С.И. О стереотипах в криминологии// Государство и право. - М., 1998. - №1. - С. 61.
рационалистическим системам Запада, презрение к чисто теоретическим умозрительным правовым построениям, не имеющим никакого отношения к практической и нравственной правовой жизни.
Как в русском, так и западном правовом мышлении основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Среди ведущих способов юридического мышления можно выделить правовые рассуждения, судебные доказательства, апелляцию к справедливости как подразумеваемой правовой норме, судебные доказательства с использованием правовых представлений, исправление правовых понятий, суждений о ситуациях в суде, правовые процедуры истолкования событий, построение правовых версий и др.9 В России можно выделить три методологические традиции правопонимания и правового мышления: нравственно-религиозная, феноменологическая и диалектическая.
В западном правовом мышлении на почве доминирования рационализма господствующими формами стали формальная логика, практический эмпиризм. Влияние рационализма ведёт к непомерному увеличению роли абстрактного мышления. Рационализм, как известно, основан на вере во всемогущество и универсальное значение человеческого разума, вере в возможность чисто логического постижения правового бытия, в то, что логический анализ способен проникнуть в глубины бытия и дать законченную систему знаний. Абстрактное мышление в виде вульгарного рационализма может вести к огромным разрушениям и духовному кризису. Поэтому при реформировании правовой системы России необходимо исходить не только из абстрактных правовых построений, но и учитывать сложившиеся внутренне заложенные в народе импульсы, правовую ментальность.
В правовом мышлении СССР господствовала диалектическая логика, формальная же логика определялась энциклопедическим словарём как орудие классового врага, что сдерживало развитие и принижало формально-логические методы в юриспруденции. Отрицание дедуктивной техники выводов, абсолютизация диалектики, распространение индуктивного подхода в сочетании с принижением значения логики для права вообще приводили к тому, что юридические рассуждения всё больше становились похожи на рассуждения софистов. Примером тому могут служить выступления А.Я. Вышинского на многочисленных процессах 30-40-х годов XX века.10 Главным методом правового мышления в России всегда и во все времена был диалектический метод. Диалектика как метод это основная традиция русского правового мышления, которая даёт импульс критической правовой рефлексии. Существенно для развития правового мышления было использование метода религиозной философии, который привносил в него приёмы религиозной и мистической интуиции, духовного созерцания в соединении с нравственным, конкретно-историческим анализом действующего права.
Правовое мышление развивается во взаимодействии двух различных правосознаний. Доминантой правосознания одних юристов является идеальная установка на достижение истины и справедливости. И они объективно на стороне логики. Другую группу составляют люди с необычайно гибким, пластичным право-
9 Розин В.М. Генезис права. - М.: NOTA BENE, 2001. - С. 65.
10 Гайдамакин А.А. Полемические заметки о логике права и
правосознания// Государство и право. - 2007. - № 7. - С.93.
сознанием, способным принимать любое агрегатное состояние по желанию заказчика. Нормативное право движется в направлении формализации и детализации своих гипотез, уходит от субъективизма и идёт на встречу логике. Формальная логика предоставляет, например, огромные возможности для отработки свидетельских показаний, выдвижения версий, расширяет возможности моделирования правовых ситуаций, способствует созданию экспертных систем, способных просчитать траекторию правового движения.11 Русскому правовому мышлению несвойственно предварительно взвешивать и перебирать в своём сознании соответствующие аргументы. Ему достаточно, чтобы существовала рациональная связь между действиями, мотивами и идеями, которые приписываются соответствующему лицу.12
Русское правовое мышление не ограничивается только различными формами рассудочного мышления, включает также интуицию, связанную с самим характером интуитивно-образного мышления русских. Интуицию как интеллектуальный метод познания и правового мышления признавали Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц. Интуиция это проявление рациональноправовых способностей человека, позволяющая воспринимать объекты и субъекты права через их сущность, минуя ряд процессов логического правосознания. Это ускоренное правовое умозаключение, адекватно отражающее правовую действительность. Русскому правовому мышлению вообще свойственно не столько дискурсивное, сколько интуитивное постижение правовой истины. В основе специфики русского правового мышления лежит нестандартное функционирование гемисфер мозга - синхронная работа обоих полушарий: левополушарное рациональное мышление и правополушарное иррациональное, интуитивнообразное восприятие мира. Это порождает специфические наклонности и способности правового мышления, нестандартные приёмы и методы решения правовых проблем. Всё это заставляет смотреть на правовую действительность со своей особой точки зрения.
В России, как свидетельствуют юристы и историки, крестьяне в своей массе хорошо разбирались во внешней политике государства. В период войн они весьма разумно и реально объясняли политические цели и задачи России. Наблюдалось инстинктивное понимание существа дела, не столько государственным мышлением, сколько ощущением государственности. Та свобода народного правового мышления, с которой крестьяне обсуждали политические и социальные темы, поражала современников. В правовом мышлении крестьян было ощущение некоего должного государства. Но в народном правовом сознании закон отождествлялся с властным распоряжением, что приводило к тому, что право воспринималось личностью как нечто чуждое, несправедливое, как насилие или принуждение над ней.
Особенности человеческого познания и мышления могут порождать юридические фикции, то есть положения не соответствующие реальности. К фиктивным правовым нормам могут быть отнесены нормы, неадекватные ментальным основаниям правовой системы, в которую они включаются. Это особенно распространено при механическом копировании зарубежных право-
11 Гайдамакин А.А. Полемические заметки о логике права и правосознания// Государство и право. - 2007. - № 7. - С. 95.
12 Дрей У. Ещё раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке// Философия и методология истории. Сб. статей. - М., 1977. - С. 44.
творческих решений, юридических конструкций, норм, успешно действующих в рамках других правовых систем, но с трудом вписывающихся в отечественную юридическую практику. Отсюда идёт достаточно широкое распространение мифологического правового мышления, которое было общей чертой примитивного права. Да и рациональное правовое мышление сегодня далеко от того, чтобы быть полностью рациональным. В правовую практику входят ложные, мифологические стереотипы мышления. Например, считается, что стратегически важные решения для страны может принимать только правящая элита, не советуясь с народом. Власть придержащие пренебрегают правом, не знают права и злоупотребляют им, что означает «правовой нигилизм». Возможно поэтому россияне не верят в право и считают, что оно может играть лишь ограниченную роль в жизни общества. Правовому мышлению ряда представителей государственного управления присущи черты резкого разрыва между идеологическими мифами и объективной реальностью, что породило двойные стандарты правосознания, двойную мораль, двоемыслие в нравственной сфере, связанное с небывалым развитием теневой экономики и теневой политики, которые в большей мере, чем закон, формируют и определяют характер правового мышления.13
Рецепция правовых норм идёт без учёта особенностей правового менталитета и правовых традиций. Некритическое правовое мышление привносит, например, в нашу Конституцию и законодательство формулировки, не имеющие достаточной почвы в российском обществе.14 Одностороннее увлечение общими идеями умозрительного характера приводит к беспочвенному правовому мышлению. Эта характерная негативная традиция русской общественной мысли вообще и правовой в частности. Юридический феномен права нельзя отрывать от духовного строя России. Он должен изучаться и истолковываться в правовом мышлении в контексте культурно-правовой ментальности российского общества, путём вхождения в его смысл.
Юридическое мышление стало пониматься как посредник в диалоге множества различных социокультурных групп. Оно находится в кризисе, как и все научное мышление и познание. Формируется новое материально-информационное понимание реальности, постклассическая проблематика правового мышления, которая характеризуется отказом от познания сущности права, сосредоточении внимания на его «слоях», включением права в контекст аналогии с иными знаковыми системами, деконструкцией классической либеральной юриспруденции, децентрализации законодателя, правоприменителя и других субъектов правового процесса.15
Для формирования ориентиров преобразований права в России важно развивать традиции естественноправового мышления, которые выполняют критическую функцию по отношению как к «закону», так и правопорядку в целом. Сущность его состоит в единстве философской и нравственной характеристики права и государства. Естественно-правовой способ мышления
13 Гензюк Э.Е. О некоторых признаках государственного управления// Российская юстиция. - 2007. - № 5. - С. 41.
14 Чиркин В.Е. Российская конституция и международный опыт// Государство и право. -1998. - № 12. - С. 5-6.
15 Воротилина Т.Л. Постклассические тенденции в западной и
российской традициях правопонимания: автореф. дис.....к. ю. н. -
Н. Новгород: Нижегор. гос. ун-т, 2002. - С. 6.
особенно значим в переходные периоды развития общества, когда обостряются противоречия между идеалом и действительностью, новым и старым положительным правом. Необходимо сегодня формирование интегративного правового мышления для преодоления методологической неопределённости и приоритета метафизической западной философии в понимании права. Переход в правоведении к современным представлениям методологии науки и науковедения приведёт к тому, что большинство норм юридического мышления не удастся имплицитно фиксировать в форме правовых норм или принципов, существовавших в виде образцов юридического мышления, как было до сих пор. Поэтому, как пишет В.М. Розин, необходимо создание новой дисциплины, которую можно назвать «методологией юридического мышления». Она облегчит изучение особенностей юридического мышления и создаст его нормы.16
Список литературы:
Воротилина Т.Л. Постклассические тенденции в западной и российской традициях правопонимания: ав-тореф. дис... к. ю. н. - Н. Новгород: Нижегор .гос. у-т, 2002.
Гайдамакин А.А. Полемические заметки о логике права и правосознания// Государство и право. - 2007. - № 7.
Гензюк Э.Е. О некоторых признаках государственного управления// Российская юстиция. - 2007. - № 5.
Гусейнов А.И. Проблема ценностей в праве// Право и политика. - 2007. - №7.
Дрей У. Ещё раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке// Философия и методология истории. Сб. статей. - М., 1977.
Ильин И.А. О сущности правосознания// Ильин И.А. Сочинения: в 2-х томах. Т.1. - М., 1993.
Курганов С.И. О стереотипах в криминологии// Государство и право. - М., 1998. - №1.
Лукашова Е.А. Общая теория права и многоаспектный анализ правовых явлений// Хрестоматия. Сост. В.О. Мушинский, Л.Н. Сюкияйнен. - М., 1996.
Мордовцев А.Ю. Российская государственность в ментально-правовом измерении: дис. д. ю. н. - Ростов н/Д., 2004.
Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию// Журнал российского права. - М., 2004. - № 3.
Розин В.М. Генезис права. - М.: NOTA BENE, 2001.
Чиркин В.Е. Российская конституция и международный опыт// Государство и право. -1998. - № 12.
Literature list:
Vorotilin T.L. Post-classical trends in Western and Russian traditions of law: summary of the thesis for Candidate of Legal Sciences. - N. Novgorod: N. Novgorod's State. u-ty, 2002.
Gaidamakina A.A. Polemical notes on the logic of law and justice// State and Law. - 2007. - № 7.
Genzyuk E.E. On some criteria of public administration/ Russian justice. - 2007. - № 5.
Guseinov, A.I. Problem of values in the right// Law and Policy. - 2007. - № 7.
W. Dray again to the question of explaining the actions of people in a historical science/ Philosophy and methodology of history. Sat articles. - M., 1977.
Ilyin I.A. On the essence of justice// Ilyin, I.A. Works: in 2 vols.V.1. - M., 1993.
Barrows S.I. On stereotypes in criminology// State and Law. - M., 1998. - № 1.
Lukashova E.A. General Theory of Law and multidimensional analysis of legal phenomena// Reader. Comp. V.O. Mushinsky, L.N. Syukiyaynen. - M., 19M6rdovtsev A.Y. Russian statehood in the mental-legal dimension: Dis ... for Candidate of Legal Sciences. -Rostov n / D., 2004.
Pevtsov E. Modern definitive approach to legal culture and legal consciousness// Journal of Russian law. - M., 2004. - № 3.
Rozin V.M. The genesis of law. - M.: NOTA BENE, 2001.
Chirkin V.E. The Russian Constitution and international experience// State and Law. - 1998. - № 12.
Рецензия
на статью А.В. Муруновой на тему: «Национальный характер русского правового мышления»
В контексте современных проблем, связанных с национальным фактором в развитии российской государственности и правовой системы, автор статьи исследует интересную научную проблему. В современной юридической литературе юридическое мышление рассматривается в контексте различных концепций правопонимания. А.В. Мурунова делает попытку проанализировать национальные особенности правового мышления русского народа. Правовое мышление рассматривается через призму специфики правовой ментальности. Автор обосновывает тезис о том, что своеобразие национального правового мышления выражается в основополагающих нравственных и правовых нормах, правовых представлениях, в принципах поведения и правопонимания.
В статье автор проводит сравнительный анализ национального правового мышления русских и западный тип правового мышления. А.В. Мурунова приходит к выводу о том, что российская традиция правового мышления обладает собственной феноменологией, близка к западному типу в силу заимствования многих западных разработок, но является тем не менее самостоятельной и самобытной, вытекающей из русского правового менталитета. По мнению автора, её отличает качественно иной тип рациональности, базирующийся на нравственно-религиозном основании.
Выводы автора имеют актуальность и новизну. Полагаем, что статья А.В. Муруновой «Национальный характер русского правового мышления» является самостоятельной научной работой. Рекомендуем данную статью к публикации в издании, рекомендованном ВАК Минобрнауки России для публикации результатов диссертационного исследования.
Рецензент: доктор юридических наук, профессор, зав. Кафедрой конституционного и административного права НФ ГУ-ВШЭ
профессор Ю.Г. Галай
16 Розин В.М. Генезис права. - М.: NOTA BENE, 2001. - С. 77.