Научная статья на тему 'Правовая культура в контексте прав и свобод человека и гражданина'

Правовая культура в контексте прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ЦЕННОСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ХАРАКТЕР ПРАВОВЫХ РЕФОРМ КАЗАХСТАНА / АБСОЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая культура в контексте прав и свобод человека и гражданина»

_ ш.

у

Ахметов Арман Серикович,

доцент Павлодарского государственного педагогического института, доктор философии (Ph.D)

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

И ГРАЖДАНИНА

Вопрос построения правового государства напрямую зависит от уровня правовой культуры населения Казахстана и его способностью знать свои права и свободы. Эта проблема на сегодняшний день является одной из актуальных среди ученых-юристов и всей общественности, поэтому необходимо выделить роль правовой культуры в становлении демократического государства и гражданского общества в Казахстане.

Права, свободы и обязанности граждан выступают неотъемлемым компонентом правовой культуры. Это те права, свободы и обязанности, а также зафиксированные в нормах права модели и образцы поведения, в соответствии с которыми личность сообразовывает, оценивает свои поступки. «Если правовая культура выражает специфически характерный для людей способ деятельности, то права, свободы, обязанности человека выступают как нормативно выраженный способ взаимодействия людей друг с другом и с обществом» [1, с. 37]. Через права, свободы и обязанности мы попытаемся раскрыть личностный (поведенческий) аспект правовой культуры, но сначала зададимся вопросом, что же именно представляет собой группа проблем, традиционно объединяемых под именем «неотъемлемых прав человека»?

Речь здесь идет о широко известных и, пожалуй, даже модных сегодня положениях о «правах человека» как личности - правах «неотъемлемых», «прирожденных», «неотчуждаемых». Они существуют в виде считающихся само собой разумеющимися прав на жизнь и свободу слова, на творчество, на свободу получения и использования информации, на частную жизнь и пр., выступают в качестве неотъемлемых, сущностных элементов правовой культуры. Рассуждая о специфике

неотъемлемых прав человека, B.C. Соловьев, к примеру, утверждал, что в основе их признания лежит философская идея абсолютной ценности человеческой личности, т.е. такая мировоззренческая система, в рамках которой человек уподобляется Богу, несет в себе его черты и подобие [2, с. 29-30].

Современный ученый Ю.Е. Пермяков констатирует, что «нельзя мыслить абсолютную ценность чего-либо, отказывая в существовании самому Абсолюту. Нельзя, далее, одновременно признавать безусловный характер прав человека и отрицать их абсолютное значение в социальной жизни. Если мы действительно считаем, что права и свободы неотъемлемы от личности, - рассуждает мыслитель, - нас не должны интересовать какие-либо соображения о целесообразности их государственно-правовой защиты и регламентации» [3, с. 56-57].

Итак, права и свободы - это те возможности, посредством которых личность включается в экономическую, политическую и духовную сферы жизни общества. Но это, вместе с тем, и ряд обязанностей - требований, предъявляемых обществом к личности для обеспечения нормального функционирования социальной системы. Права, свободы и обязанности граждан в своей совокупности служат юридической формой свободы, которой обладает личность. Эта форма свободы основывается на понимании объективной значимости закрепленных в праве эталонов поведения. Она проявляется в возможности выбора решения, совершения определенных действий, вправе рассчитывать на соответствующее поведение других лиц, возможности выбора одного из вариантов поведения. Способность человека выбрать то или иное решение и принять его, избрать определенную форму поведения есть условие и реальное проявление его свободы.

№ 3 (35) 2014 ж. Цазацстан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

Эталоны поведения, которым следует личность, существуют в виде ее юридических прав и обязанностей, которые, в свою очередь, служат системой ориентиров, регулирующих поведение граждан, их взаимоотношения друг с другом, с обществом, государством. Значит, для того чтобы выбрать вариант поведения, отвечающий внутренним убеждениям и интересам, а также интересам и требованиям общества, личность должна обладать достаточным культурным потенциалом.

Применительно к правовой области речь должна вестись не только об общей, но и о правовой культуре. Высокий уровень правовой культуры личности служит непременным условием надлежащего осуществления прав, свобод и обязанностей - юридической формы выражения и закрепления свобод личности. Следовательно, о правовой культуре личности (гражданина) можно говорить, во-первых, постольку, поскольку он знает, понимает и верно осмысливает, оценивает свои права, свободы и обязанности, а во-вторых, поскольку он реально ими пользуется в процессе своей практической жизнедеятельности.

С вопросом о правах, свободах и обязанностях личности тесно связан вопрос о ее ответственности. В специальной правовой литературе проблема ответственности зачастую сводилась только к ответственности юридической, возможности применения санкции, необходимости нести наказание [4, с. 271-272]. Однако правовая культура личности с необходимостью предполагает осознание ответственности и в более широком социальном плане - как ответственности не только юридической, но и гражданской, моральной. В социальной ответственности личности находит выражение ее нравственно-правовое отношение к обществу, характеризующееся не только сознанием прямой сопричастности ко всему происходящему в нем, но и готовностью практически выполнять свой моральный, гражданский и юридиче ский долг. Таким образом, обязанности и ответственность личности есть необходимое условие осуществления ею своих гражданских прав и свобод.

В свете всего вышеизложенного очевидным становится факт, что права человека - это права субъективные, т.е. возможности, имеющиеся у каждого конкретного субъекта. Они как бы «прикреплены» к отдельному автономному индивиду, неотъемлемы от данной конкретной личности. В этом смысле права человека

служат признанием его правоспособности и правосубъектности [5, с. 371-372]. И здесь возникает вопрос: кого же именно из людей и в какой степени можно считать правоспособными и правосубъектными, т.е. признавать в качестве индивидов, имеющих определенные права и по объему своей правоспособности входящих в круг субъектов права?

Опыт истории свидетельствует, что эволюция человечества может быть рассмотрена как борьба за все большую свободу как высшую цель и важнейшее условие проявления, реализации сущностных сил человека. С расслоением общества на классы и появлением государства в этой борьбе появляется еще один сильный рычаг - право, правовая система. Возможно, самой глубинной причиной его появления стала острая потребность в достижении обществом степени обеспеченности свободы человека, определенной историческими условиями его бытия и изначально противостоящей социальному хаосу и произволу. Ведь именно юридическое закрепление достигнутого обществом объема свободы человека определяет, в конечном счете, его правовое положение, правовой статус.

Общеизвестно, что каждому этапу, каждой ступени в историческом развитии человечества присуща своя юридическая концепция человека как субъекта права и соответствующие ей представления о качественно определенном правовом режиме регулирования поведения, правах и обязанностях, свободе и несвободе и пр. В этом смысле история человеческой цивилизации есть, вместе с тем, и история формирования представлений о правах человека - от примитивных, ограниченных и неразвитых до современных. Мера признанное и защищенности прав человека в том или ином конкретном сообществе определяется самим типом его социально-экономической организации, ступенью общецивилизационного развития, а также степенью его гуманизации и либерализации. В этом смысле «поступательное развитие в регулировании и обеспечении правового положения личности свидетельствует о прогрессе правовой культуры.

Права и свободы человека - это условия и возможности, которые в процессе своего усвоения и реализации, позволяют индивиду участвовать в экономической, политической и духовной сферах жизни общества. Однако, в то же время это порождает определенный круг обязанностей, предъявляемых обществом к индивиду для обеспечения нормального

функционирования всей социальной системы. Совокупность прав, свобод и обязанностей граждан служат юридической или правовой формой свободы, которой обладает индивид. Данная форма свободы основывается на понимании объективной значимости принятых и закрепленных в праве форм поведения.

Проявление данной формы выражается в возможности выбора решения, совершения определенных действий, способность избрать определенную форму поведения, все это и есть реальное проявление и условие свободы каждого гражданина.

Любое государство должно создавать условия для реализации свободы индивидов, инициативных действий, а гражданское общество должно «контролировать» государство, постоянно поддерживать демократически институты общества, одновременно развивать в каждом человеке понимание ответственности за обществом и определение его места в нем. Здесь уместно обозначить «ориентиры» достижения этого процесса. Таковыми на наш взгляд являются права и свободы человека и гражданина и уровень правовой культуры каждого члена общества. Если попытаться определить «масштаб» гражданского общества, то он определяется определенной долей наиболее активных граждан, которые обладают правовой культурой и своей активной деятельностью влияют на развитие политической, экономической и социальной жизни общества, т.е. выступают своеобразными модуляторами. Отсюда следует, что в реальности гражданское общество может составлять меньшая часть социального целого (но это авангард, определяющий перспективы), как это и происходит в данное время, именно правовая культура способна сужать или расширять эту часть, воздействуя на нее и определяя ее развитие. Как отмечает

отечественный исследователь Жамулдинов В.Н. «...за прошедшие годы независимый Казахстан достиг небывалых высот, в особенности по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, стал примером не только для великих держав, но и для других стран мирового сообщества» [6, с. 4]. Другой исследователь Т.О. Дидыч считает, что «.построение правового государства может осуществляться лишь благодаря наличию согласованной системы всех правообразующих и государствообразующих процессов, которые основываются на глубинных научных исследованиях социальных факторов, определяющих развитие государственности и правовой системы» [7, с. 7].

Таким образом, мы считаем, что права и свободы человека - целостная системообразующая платформа гражданского общества и демократического государства. Эти понятия органично взаимодействуют и являются частью общественных отношений. Кроме того, они выступают нормативной формой выражения самой меры свободы граждан, координации их поступков, упорядочения их взаимосвязей, избежание конфликтов и противоречий. Права и свободы человека, уровень правовой культуры - это мерило зрелости демократических и правовых основ любого государства, показатель его способности обеспечить людям достойной жизни совершенно в разных сферах их жизни - личной, социальной, экономической, политической, культурной. Совокупность естественных (неотчуждаемых) прав человека - это способность индивида свободно самореализоваться как в обществе, так и в государстве, причем эти «способности» образуются посредством правовой культуры, а формулируются и закрепляются в нормативно-правовых актах (Конституция, законы).

Список литературы

1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. - М.: «Наука», 1988. - 145 с.

2. Соловьев А.И. Три облика государства - три стратегии гражданского общества // Полис. - 1996. - №6. - С. 29-30.

3. Пермяков Ю.Е. Лекции по философии права - Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995.-120 с.

4. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. - М.: «Юридическая литература», 1974. -350 с.

5. Нерсесянц В.С. Философия права. - М.: «НОРМА», 2003. - 652 с.

6. Жамулдинов В.Н. Учебно-методическое пособие «Казахстанское право». Павлодар. - Изд. ПГПИ. - 2013. - 40 с.

№ 3 (35) 2014 ж. Цазацстан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

7. Дидыч Т.О. Вестник Института законодательства Республики Казахстан от 27 июля 2012 г. -№ 2 (26). - С. 7.

Осы мацала Казацстан Республикасында азаматтъщ цогам цалъттастыру YPdicinde цазацстандыц жэне шетел авторларыныц щущъщ табигаты, щущъщ мэдениет1, оныц цундылыцты багыттары мэселелер1 бойынша гылыми зерттеулер1 нег1з1нде жазылган. Мацалада азаматтыц цогам цалъттастыру мэселелер1 царастырылады, аталган феноменге тYрлi тYсiнiктер берыед1. Соцында азаматтыц цогамныц басты принцип тулганыц цогамда еркт жэне жан-жацты дамуы, сондай-ац азаматтыц взiнiц мтдетт тYсiнiп, цуцыцтар мен еркiндiктердiц жиынтыгымен жэне де цогам алдында вз эрекеттерi Yшiн жауапкерштк мiндеттерiмен цамтылган цогамныц еркт мYшесi болып табылуынан азаматтыц цогам басталатыны туралы цорытындылар жасалады.

Тушн свздер: цуцыцтыц мэдениет, демократиялыц мемлекет жэне оныц цундылыцтары, азаматтыц цогам, Казацстанныц цуцыцтыцреформаларыныц сипаттамасы, «адамныц ажырамас цуцыцтары», адам тулгасыныц абсолюттiк цуцыцтары.

Даная статья написана на основе научных исследований казахстанских и зарубежных авторов по вопросам природы права, правовой культуры, ее ценностных ориентиров в процессе формирования гражданского общества и правового государства в Республике Казахстан. В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием гражданского общества, даются различные определения данному феномену. В заключении делаются выводы о том, что главным принципом гражданского общества выступает свободное и разностороннее развитие личности в обществе, а также что гражданское общество начинается с момента появления гражданина как свободного члена общества, осознающего свое предназначение, наделенного совокупностью прав и свобод, обязанностью нести ответственность за свои поступки перед обществом.

Ключевые слова: правовая культура, демократическое государство и его ценности, гражданское общество, характер правовых реформ Казахстана, абсолютные ценности человеческой личности.

This article is based on research of Kazakhstan and foreign authors on the nature of law, legal culture, its value orientations in the formation of civil society and the rule of law in the Republic of Kazakhstan. The article discusses issues related to the formation of civil society, are different definitions of this phenomenon. It concludes that the main principle of civil society advocates free and comprehensive development of the individual in society, and that civil society starts with the appearance of the citizen as a free member of society who is aware of its purpose, endowed with a set of rights and freedom and the duty of responsibility for their actions to the society.

Keywords: legal culture, democratic state and its values, civil society, nature of legal reforms of Kazakhstan, absolute values of the human personality.

Арман Сержулы Ахметов,

Павлодар мемлекетпк педагогикальщ институтыныц доцент^ философия докторы (Ph.D)

Адам жэне азаматтыц к^кыкт пен бостандык контекстшдеп к^кыктык; мэдениет

Ахметов Арман Серикович,

доцент Павлодарского государственного педагогического института, доктор философии (Ph.D)

Правовая культура в контексте прав и свобод человека и гражданина

Akhmetov Arman Sericovitch,

Pavlodar Pedagogical State Institute, associated professor, Ph.D

Legal culture in the context of the rights and freedoms of man and citizen

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.