DOI: 10.47581/2021/FA-09/IE/53/03.026 ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ВУЗА Лапшова Анна Владимировна, к.пед.н., доцент (e-mail: [email protected]) Филатова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент (e-mail: [email protected]) Чеснокова Полина Николаевна, студент (e-mail: [email protected]) Севостьянова Екатерина Алексеевна, студент
(e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В данной статье рассмотрены особенности правовой культуры студентов высших учебных заведений. Авторами было проанализировано понятие «правовая культура» в широком и узком смыслах, перечислены её основные функции. В статье сформулирована цель правового воспитания обучающихся высших учебных заведений и прописаны формы и методы для достижения поставленной цели. В рамках данного исследования был разработан и проведён опрос среди обучающихся учебной группы для получения информации об уровне правовой культуру студентов ВУЗа. Проанализировав полученные ответы, авторами представлены результаты в вид статистики и диаграмм.
Ключевые слова: правовая культура, студенты, высшее учебное заведение, правовое воспитание, правовое сознание.
В настоящее время одним из приоритетных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях является правовое воспитание.
Воспитательные мероприятия по формированию правых знаний студентов в вузе обеспечивают профессионально-правовое и личностно- правовое становление, а значит способствует формированию правового сознания и правовой культуры, которое является необходимым в высших учебных заведениях. Правовое воспитание тесно взаимосвязано с гражданским воспитанием и определяет полноценное развитие личности на правовом уровне.
Правовая культура определяет не только правосознательный уровень общества, но и формирует системное правомерное отношение и поведение субъектов образовательного учреждения. Тогда как в узком понимании под правовой культурой понимается определенный тип мышления, поведения граждан. Правовая культура обеспечивает выполнение правомерных функций в образовании, а именно право регулирующую, познавательно-преобразовательную, прогностическую, ценностно-нормативную, комму-
никативную. Все перечисленные функции обеспечивают положительное и эффективное регулирование правового сознания студентов в вузе, контролируя и управляя знаниями по правовым дисциплинам. Такой функциональный подход выполняет основную задачу правового обучения - развитие правовой личности студента, уважающего законы государства.
Правовая культура представляет собой уровень знаний в правовой сфере каждого гражданина и уважительное отношение к правовым установкам каждым из них. Гражданин с высоким уровнем правосознания отличается совестливостью, справедливостью, честностью, чувством собственного достоинства. Таким личностные качества гражданин приобретает в результате правовой активности, а также развивает правовые знания и умения. Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что в раннем, школьном возрасте трудно добиться развитого правового сознания, поэтому актуальным становится повышение внимания к правовой культуре студентов. В вузе накапливаются правовые знания, происходит их закрепление.
Тактическая цель правового воспитания в ВУЗе заключается в подготовке специалиста-профессионала, знающего и соблюдающего Конституцию РФ, законодательные и нормативно правовые акты. Оперативная цель заключается в осознании и соблюдении прав и обязанностей студента в ходе образовательного процесса. Это возможно за счет ознакомления студентов с уставом учреждения, нормативными актами, правовым статусом обучающихся, с их правами и обязанностями в будущей профессиональной деятельности.
При правовом воспитании наиболее эффективными являются следующие формы и методы:
- качественные факультативные занятия, дополнительные мероприятия, способствующие совершенствованию уровня правовой компетенции студентов;
- организованный педагогический дискурс по актуальным правовым направлениям;
- просветительская работа, консультативная деятельность и теоретическое ознакомление студентов по основным вопросам судебно-правоохранительных органов и правоведческих структур;
- сотрудничество образовательных организаций. Конкретных преподавателей правоведения и психолого-педагогических служб региона, с целью профилактики правонарушений среди студенчества.
В рамках исследования вопроса о правовой культуре студентов высших учебных заведений был разработан и проведён опрос по данной теме. Респондентами стали обучающиеся учебной группы НГПУ им. Козьмы Минина в количестве 21 человека, среди которых 16 девушек (76,2%) и 5 юношей, составляющие 23,8% от общего числа. Возраст респондентов составил 19-20 лет.
В рамках проведенного опроса студентам было предложено ответить на вопрос: «Что вы понимаете под правовым воспитанием?». Проанализировав полученные ответы, было выявлено, что 10 человек (47,6%) понимают под правовым воспитанием знание и понимание своих прав, умение применять свои права и выполнять свои обязанности, а также вести законопослушный образ жизни, соблюдать права и свободы граждан, тогда как 4 человека (19%) выбрали только вариант «умение применять свои права и выполнять свои обязанности», по 3 человека (14,3%) понимает под правовым воспитанием только знание и понимание своих права или только вести законопослушный образ жизни и соблюдать права и свободы граждан. Однако 1 человек (4,8%) высказал своё мнение, ответив, что правовое воспитание предполагает формирование правового сознания граждан с помощью целенаправленной деятельности (рис.1)
# Знание и понимание своих прав
# Умение применять свои права и выполнять свои обязанности Вести законопослушный образ жизни и соблюдать права и свободы граждан
ф Все перечисленное в Формирование правового сознания граждан с помощью целенаправленной деятельности
Рисунок 1 - Что вы понимаете под правовым воспитанием?
На вопрос «Считаете ли Вы необходимым знать о своих правах?» 19 респондентов (90,5%) ответили «да», они считают, что необходимо знать о своих правах. Тогда как 2 человека (9,5%) выбрали вариант «нет», считая, что людям не нужно знать свои права (рис.2)
Рисунок 2 - Считаете ли Вы необходимым знать о своих правах?
В опросе студентам было предложено ответить на вопрос «Как вы считаете, в каких документах содержится информация об основных правах и свободах граждан?». Данный вопрос направлен на получение информации
о представлениях обучающихся о нормативно-правовой документации. Проанализировав полученные ответы, можно сказать, что 16 человек (76,2%) выбрали вариант «в Конституции РФ». Они считают, что именно в данном документе содержится информация об основных правах и свободах граждан. По 2 человека (9,5%) выбрали варианты «в ГК РФ» и «в международных документах», и только 1 человек (4,8%) считает, что информация о правах и свободах человека содержится в КоАП (рис.3)
• В Конституции РФ
• В ГКРФ
9 В международных документа*
• В КоАП
Рисунок 3 -. Как вы считаете, в каких документах содержится информация об основных правах и свободах граждан?
На вопрос: «С какого возраста целесообразно приобщать ребёнка к правовой культуре общества, в частности к осознанию прав человека, в том числе собственных?» респонденты ответили следующим образом: 9 человек (42,9%) считают, что в 10-14 лет, 5 человек (23,8%) выбрали вариант «в стенах ВУЗа», 4 человека (19%) - с младшего школьного возраста, 2 человека (9,5%) - с раннего возраста, и 1 человек (4,8%) написал свой вариант ответа «когда ребёнок сам захочет» (рис. 4).
Рисунок 4 - С какого возраста необходимо приобщать ребенка к правовой культуре общества, в частности к осознанию прав человека, в том числе
собственных?
При ответе на следующий вопрос студентам было предложено написать средства и методы, которые следует использовать для формирования пред-
# С раннего возраста
0 С младшего школьною
• В 10-14 пет
• В стенах ВУЗа
# Когда ребенок сзм захочет
ставлений о правах человека. Респонденты написали следующие варианты: лекция, беседа, рассказ, дискуссия, таблицы, обучающие видеоролики и игры, фильмы, статьи, интерактивные презентации, правовые акты, мероприятия, баннеры, а также ситуационные задачи.
Путём проведенного опроса было выявлено, что 19 человек (90,5%) хотели бы повысить уровень своих знаний о правах и правовом воспитании, тогда как 2 человека (9,5%) выбрали вариант «нет» (рис. 5)
о правах и правовом воспитании?
На вопрос: «Из каких источников Вы хотели бы получать информацию о своих правах?» респонденты ответили следующим образом: 11 человек (52,4%) выбрали вариант - специальные консультации юриста в ВУЗе, 8 человек (38,1%) - средства массовой информации и 2 человека (9,5%) -родители (рис.6)
# Специальные консультации юриста в вузе
9 Средства массовой информации (тепе виден не, радио, газеты, журналы) Ф Родители
Рисунок 6 - Из каких источников Вы хотели бы получить
информацию о своих правах?
Для определения уровня правового сознания и правовой культуры студентам было предложено ответить на вопрос: «Вы как гражданин знаете или не знаете свои права?». Проанализировав ответы, получены следующие результаты: 11 человек (52,4%) знаю некоторые свои права, 5 человек (23,8%) хорошо знают свои права, 3 человека (14,3%) затрудняются ответить и 2 человека (9,5%) не знают свои права (рис.7)
# Специальные консультации юриста е вузе
4 Средства массовой информации
(телевидение, радио, газеты.
журналы)
Ф Родители
Рисунок 7 - В Конституции РФ закреплены права граждан России. Вы как гражданин знаете или не знаете свои права?
Так, под правовой культурой понимают систему правовых знаний, благодаря которым происходит регулирование и контроль поведения личности. Ценности и правила воспитания охватывают все сферы деятельности человека. Правовая культура студентов важна и актуальна на сегодняшний день по ряду причин.
В результате необходимо отметить зависимость уровня правовой культуры от показателей качественного правового обучения в образовательных организациях различных уровней. Студенты вуза на сегодняшний день являются представителями образованной части социального пространства, что говорит о повышении уровня интеллектуальных возможностей и уровня правовых знаний.
Список литературы
1. Аникина А.С. Правовая компетентность как актуальный результат педагогического образования // Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / под научной редакцией Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. С. 118-121.
2. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8. - № 4; URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-4-1
3. Ишкильдина Г.Р. Правовая компетентность личности в период модернизации современного российского общества // Евразийский юридический журнал. 2012. №10(53). С. 126-129.
4. Казначеева С.Н., Бичева И.Б., Казначеев Д.А. Особенности проектирования модели компетенций персонала организации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. №1(43). С. 186-192.
5. Шилова В.С. Правовая культура студентов вуза: цели и задачи // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 4-2. - С. 397-398; URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7399 (дата обращения: 05.05.2021).
lapshova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, docent (e-mail: [email protected]) Nizhny Novgorod state pedagogical University K. Minin University, Nizhny Novgorod, Russia
Filatova Olga Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, docent
(e-mail: ) Nizhny Novgorod state pedagogical University K. Minin University, Nizhny Novgorod, Russia
Chesnokova Polina Nikolaevna, student
(e-mail: [email protected] ) Nizhny Novgorod state pedagogical University K. Minin University, Nizhny Novgorod, Russia Sevostyanova Ekaterina Alekseevna, student
(e-mail: ) Nizhny Novgorod state pedagogical University K. Minin University, Nizhny Novgorod, Russia
LEGAL CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS
Abstrakt. This article examines the features of the legal culture of students of higher educational institutions. The authors analyzed the concept of "legal culture" in broad and narrow senses, listed its main functions. The article formulates the goal of legal education of students of higher educational institutions and spelled out the forms and methods to achieve this goal. Within the framework of this study, a survey was developed and conducted among students of the study group to obtain information about the level of legal culture of university students. After analyzing the answers received, the authors presented the results in the form of statistics and diagrams.
Keywords: legal culture, students, higher educational institution, legal education, legal consciousness
DOI: 10.47581/2021/FA-09/IE/53/03.027 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Сапунова Татьяна Алексеевна, к.э.н., доцент Академия маркетинга и социально-информационных технологий -
ИМСИТ, Россия, г.Краснодар (e-mail: [email protected])
Данная тема затрагивает изменения демографической ситуации в Краснодарском крае. Дана характеристика южному региону, показаны основные плюсы, из-за которых на Кубань переезжают жить люди. Для более детальной характеристики представлены таблицы демографической ситуации в крае, показана динамика прироста населения, смертность и число родившихся. Приведен список основных национальностей проживающих на Кубани. В заключении представлен демографический прогноз на 2029 - 2035 годы.
Ключевые слова: демография, население, регион, миграционный поток, рождаемость, смертность.
Вопросы, связанные с демографической ситуацией в Краснодарском крае, из года в год не теряют своей актуальности, так как большинство населения Сибири и дальнего Востока переезжают жить именно в Южную столицу. Если изучить современную статистику, то можно увидеть в крае увеличение рождаемости и снижение показателя смертности. Таким образом, прослеживается устойчивый прирост населения.
Краснодарский край имеет площадь 75,5 тысяч квадратных километров. Одной из достопримечательностей Южной столицы является река Кубань,